Что такое экслибрис? Что такое экслибрис Когда они появились.

    1 Ex libris

    "Из книг", экслибрис.

    Название книжного знака, наклеиваемого на внутренней стороне передней крышки переплета или обложки книги и содержащего имя владельца книги, иногда также аллегорический рисунок, девиз и т. п.

    Последний матрос Севастополь покинул... Город пылал. Казалось, навсегда погибла и знаменитая старейшая в стране Севастопольская морская библиотека. Библиотека, которой жертвовали книги адмирал Лазарев, Лев Толстой... Но удивительное дело: после войны в адрес библиотеки все чаще стали приходить бандероли. Со всех концов Союза и даже из-за рубежи читатели присылали некогда взятые книги с ярлыком, наклеенным на обороте переплета! змея, обвившая якорь, заключенные в ободок овала слова "Севастопольская офицерская библиотека", и над всем этим - фрегат, гордо несущий паруса. Знакомый, почетный экслибрис! (Экслибрис - компас книги (Известия, 9.X 1974). )

    Экслибрисы, эти листочки с гравюрами или рисунками, могут напомнить интересные страницы истории, познакомить с бытом и нравами людей и даже позвать в далекое путешествие. "Экслибрис" - слово латинского происхождения и в точном переводе означает "из книг". Создаются экслибрисы как для личных, так и общественных библиотек. Обычно сюжеты рисунков связаны с характером книжного собрания, миром увлечений книголюба - Кстати , именно теперь исполняется 500 лет первому печатному экслибрису . Исследователи доказали , что он создан между 1470 и 1480 годами : сохранившаяся до наших дней гравюра на дереве сопровождала книги некоего Ганса Кнабенсбврга по прозвищу Иглер (Еж). А в начале XVI века экслибрисы уже делал великий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Почти пять веков насчитывает и первый русский экслибрис, обнаруженный на книгах Соловецкого монастыря. Отдали дань этому виду графики мастера разных времен, такие, как Ганс Гольбеин и Лукас Кранах, Анри Матисс и Пабло Пикассо, Михаил Врубель и Николай Рерих, Владимир Фаворский... (Страна по имени ex libris (Известия, 13.VII 1976). )

    2 Eх libris

    3 depromo

    4 "Из книг"

См. также в других словарях:

    LIBRIS - is a Swedish national system of libraries organized from the Swedish Royal Library in Stockholm. You can freely search among 5 million titles nationwide.LiBRiS Computing was a company based in Berwick Upon Tweed, from 1993 to 1998. While it had… … Wikipedia

    Libris Mortis - Infobox Book name = Libris Mortis: The Book of Undead image caption = Cover of Libris Mortis author = Andy Collins Bruce Cordell illustrator = Numerous cover artist = Tom Kidd country = U.S.A language = English subject = Dungeons Dragons… … Wikipedia

    Ex-Libris

    Ex libris - Pour les articles homonymes, voir Ex libris (homonymie). Ex libris du peintre américain Francis David Millet … Wikipédia en Français

    Ex-libris - Pour les articles homonymes, voir Ex libris (homonymie). Ex libris du peintre américain Francis Davis Millet. Un ex libris (du latin ex libris meis … Wikipédia en Français

    Rex Libris - Supercbbox| title = Rex Libris caption = Cover to Rex Libris #1. Art by James Turner schedule = Quarterly format = Standard publisher = Slave Labor Graphics date = August 2005 present issues = main char team = Rex Libris writers = James Turner… … Wikipedia

    Ex libris - Saltar a navegación, búsqueda Ex libris consistente en una estampa pegada en el reverso de la cubierta de un libro. La imagen probablemente aluda al lugar de procedencia del dueño del ejemplar (Ampurias) … Wikipedia Español

    ex-libris - [ ɛkslibris ] n. m. 1870; mots lat. signifiant « (faisant partie) des livres (de)... » ♦ Inscription apposée sur un livre pour en indiquer le propriétaire. Par ext. Vignette artistique portant le nom, la devise, les armes du bibliophile.… … Encyclopédie Universelle

    Ex Libris Group - Die US amerikanische Ex Libris Group ist Weltmarktführer von Bibliothekssoftware und dienstleistungen. Sie ist 2006 aus einer Fusion des israelischen Vorgänger Unternehmens Ex Libris mit dem vormaligen Elsevier Tochterunternehmen Endeavor… … Deutsch Wikipedia

    Ex libris - (Expresión latina.) sustantivo masculino Marca o sello que se pone en un libro para indicar a quién o a qué biblioteca pertenece. IRREG. plural ex libris tb:exlibris * * * ex libris Expresión latina que significa «de los libros», con que se… … Enciclopedia Universal

    Ex Libris - (von lat. ex = aus und libris = Büchern) ist: Exlibris, Buchbesitzerzeichen in Büchern Ex libris (Reihe), Buchreihe des Verlags Volk und Welt Ex Libris Group, US amerikanischer Anbieter von Bibliothekssoftware und dienstleistungen Ex Libris… … Deutsch Wikipedia

Книги

  • Серия "Ex Libris" (комплект из 38 книг) , . В серию "Ex Libris" петербургского книжного издательства "Симпозиум" (или "Symposium") вошли произведения классиков зарубежной литературы XX века…

До сих пор нет единого мнения о том, что такое экслибрис.
“Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - это определение можно найти в любом книговедческом словаре.

Но не все так просто...

Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”.
Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”.
Экслибрис – это книжный знак. Но это еще и особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги.
Текст определяет принадлежность книги непосредственно тому или иному владельцу; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным.
Текст “по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше.

Это первое...

Во-вторых...
В XX веке экслибрис занял заметное место как самостоятельное произведение графики.
Экслибрис - это весьма интересный вид графического искусства.
Это миниатюрное произведение графического или орнаментально-шрифтового искусства органически входит в художественный облик издания, украшает его.
Эту область изобразительного искусства не минул почти что ни один серьёзный гравёр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя,..., ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский, и др.

Со второй половины прошлого столетия все чаще стали проводится специальные выставки экслибриса во многих городах – Москве, Ленинграде, Баку , Риге, Талине, Вильнюсе, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Красноярске, Якутске...
Коллекции экслибрисов занимают почетное место на больших художественных выставках.
Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии, в других городах и странах.
Все это результат необычайно быстро растущего интереса к книжной графике, книжной культуре и малым формам графики, которые принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.

Экслибрис - это маленькая графическая новелла, глубокая по содержанию и очаровательная по исполнению.
Это знак духовной связи их владельцев со своими литературными коллекциями.
Экслибрис – это попытка художника увидеть духовный мир книголюба.

Истории экслибриса как своеобразного жанра книжной графики уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития.
Первые известные экслибрисы появились в Германии: книжные знаки Бернгардта фон Рорбаха, выгравированные Бартелем Шеном в 1460 году, и экслибрис-гравюра неизвестного мастера, раскрашенный от руки, для Гильдербрандта Бранденбурга (1470).

Роскошное теснение на переплётах (владельческие знаки) называются “суперэкслибрисами” (латинское “super” – на, “ex libris” - из книг).
Первым известным в России суперэкслибрисом является тиснёный на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Фёдорова государственный герб и надпись о принадлежности книги Ивану Грозному.

Расширение книгопечатания в XVI веке привело к тому, что в числе активных создателей экслибрисов великие немецкие художники: Альберхт Дюрер (1471-1528) , Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497 или 1498-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553) и ряд других одарённых современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека.
Чистая геральдика перестала удовлетворять художников. Лукас Кранах старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки.
Прославленный мастер рокайльных композиций Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.

В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии (1502 год), Франции (1529 год), Англии (1574 год), Швеции (1595 год), Голландии (1597 год).
Тогда же появились и издательские марки, получившие широкое распространение и повлиявшие на эволюцию экслибриса.

  • К экслибрисам относятся также надписи переписчиков книг (как правило, весьма любопытные и ценные), книгопродавческие знаки, надписи и знаки переплетчиков.
    Так, на рукописном Коране, принадлежавшем согласно мастичной печати некоему Бахману Мирзе из города Шуши (столица Карабахского ханства, конец XIX века), имеются надписи, удостоверяющие, что книгу переписал в 1818 году Абдулгасим Ширази по заказу Аббаса Мирзы из Тебриза.
    Весьма витиеватую надпись оставил переписчик "Хамсе" (список XVI века), трудясь для книголюба Мухаммеда Мамеда Перванчи - страстного поклонника бессмертного творения Низами Гянджеви.
    И надписи, и оттиски - арабского или фарсидского письма. Мастичные оттиски чаще всего вензельные.
  • Выдающийся педагог, библиофил и пропагандист книги Абдул Гани Нахави из города Шеки собрал около шестисот ценнейших рукописей восточных писателей с большим количеством разнообразных книговладельческих пометок, знаков и надписей; на этих рукописях четко проставлен и его экслибрис.

В XIX веке появилась особая группа книжных знаков - штемпелей с художественным изображением герба владельца книги или какого-либо рисунка.

  • Бакинские книгопродавцы оттискивали штемпельный книгопродавческий знак обычно на форзацах книг.
    Изящная надпись, как бы расположенная симметрично на полоске бумаги, представляет "Книжный магазин М.К. Попова".
    Двойной овальный штемпель "Книжная торговля "Сотрудник". Баку. Николаевская ул." указывает и адрес магазина.
    Только по штемпелю "Книжный магазин Л.Б. Хиддекель. Баку" можно узнать о существовании этого магазина, т.к. даже в подробные дореволюционные справочники "Весь Баку" и "Весь Кавказ" он почему-то не включен.
    Печатный книгопродавческий знак - овальный, красного цвета ярлычок с рельефной надписью "Торговый дом Р. Сегаль и С-ья. Баку, Владикавказ и Новороссийск".
    В 1969 году советский график Р.С. Бедросов выполнил для бакинского магазина "Севиндж" ("Радость") прекрасный книгопродавческий знак с портретом и стихами великого азербайджанского поэта Вагифа.
    Некоторое время этот знак успешно применялся работниками магазина.
  • У переплетчиков известны как штемпельные, так и печатные знаки (например, наклеивающаяся этикетка размером 22х36 мм "Переплетное заведение И. Е. Шакова, г. Баку").

До XIX века наряду с экслибрисом постоянно использовались и так называемые суперэкслибрисы, оттиснутые на переплёте или корешке книги; изготовление таких суперэкслибрисов стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал бумажный книжный знак.

Простейшие экслибрисы - ярлыки, содержащие лишь имя владельца (иногда в сочетании с девизом).

Типы художественных экслибрисов - гербовые экслибрисы (характерны главным образом для XVI-XVIII вв.), воспроизводящие герб владельца; вензелевые экслибрисы - его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные экслибрисы, наиболее популярные в 20 в. (представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различные эмблемы, символически повествующие о вкусах и профессии владельцев, и т. п.).
Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики.
Художественные экслибрисы гравируются на меди, дереве или линолеуме, реже выполняются цинкографским или литографским способом.

  • Вишау Джеймс (Яков Васильевич)(1853-1935)
    “По сведениям С.И. Богомолова, библиотека Вишау (Whishaw J.) собиралась представителями нескольких поколений семьи, проживавшей в С.-Петербурге около 100 лет. В результате составилось большое собрание произведений английской художественной литературы в лучших изданиях, книг по истории (главным образом Англии), путешествиям и спорту.
    После конфискации книги из семейной библиотеки Вишау поступили в Василеостровскую районную библиотеку, а после расформирования последней – в фонды Центральной городской библиотеки Ленинграда.

Экслибрис гравированный, 103 × 74 мм, печать черная: на геральдическом щите герб Вишау под шлемом с пышным наметом, перевитым лентой с девизом "Truth I cherish"; под гербом надпись:
"Ex libris | James Whishaw".
На переднем форзаце книги: "Burns, R. The works of Robert Burns, with an account of his life, criticism on his writings, & c. & c. : in 4 volumes. Vol. 1. – A new ed. – Edinburgh, 1818."
В левой нижней части экслибриса указаны имя художника – М.К. Лаусон – и год изготовления:
"M.C. Lawson 1911".
На книге также: на переднем форзаце владельческая надпись "James Whishaw";
на титульном листе, с. 17 и 328 (последней странице книги) владельческий штамп Государственной публичной библиотеки Карело-Финской ССР (Отдела иностранной литературы).”

  • С начала XIX века азербайджанские библиофилы пользовались преимущественно штемпелем - штемпельным экслибрисом.
    Cреди штемпелей азербайджанских библиофилов встречается довольно большое разнообразие.
    Иногда они представляли только фамилию владельца. Как, например, штемпельный экслибрис первого Председателя Совнаркома Азербайджана Наримана Нариманова.
    Об этом экслибрисе Н. Нариманова долго не было известно даже в тесном кругу библиофилов - совершенно неожиданная и исключительно интересная находка.
    Оттиснут штемпельный экслибрис на книге SEYİD BATTAL GAZİ (Seyyid Battal Ghazi) (1870, на турецком языке).
    Штемпель двойной: в верхней части - по-русски "Н. Нариманов", а строкой ниже - арабской вязью выведены полностью имя и фамилия владельца "Нариман Нариманов".
  • Чаще всего встречаются овальные штемпели с русским и арабским шрифтом (иногда с указанием адреса библиофила).
    Такой штемпель, например, имелся у выдающегося ученого филолога, писателя, переводчика (с груз., арм., рус. яз.) Султан-Меджид Муртаза-Али-оглы Ганиева (1866-1938).
  • Но нередки и штемпельные экслибрисы с претензией на некоторую декоративность.
    Наиболее простым в этом отношении можно считать книжный знак известного фольклориста, автора книги о пословицах и поговорках Азербаджана Абуль-Касыма Гусейн-заде - замкнутая лента, на которой аккуратно размещены имя и фамилия владельца, а внутри ее - имя родного города Баку.
  • Очень красивый штемпельный экслибрис был у первого народного артиста Азербайджана Мирза Ага Али оглы Алиева.
  • В композицию штемпелей охотно включались элементы, приближающие их к сюжетно-символическим экслибрисам.
    Одним из них является штемпель Михаила Ярова (Яровой?), оттиснутый на книге "Комедии и повесть капитана Мирзы Фатали Ахундова".
    Скрещенные кортик и морской якорь на фоне щита, входящие в композицию экслибриса, позволяют предполагать, что владелец был военно-морским офицером, служившим на Каспии.
  • Работниками Рукописного фонда Академии наук Азербайджанской ССР были обнаружены штемпельные экслибрисы выдающегося просветителя, писателя, друга декабристов Аббас-Кули-ага Бакиханова и известных бакинских книгоиздателей-библиофилов братьев Оруджевых.
  • В тексте старых штемпельных экслибрисов обычно отсутствуют традиционные слова "из книг", "книга"; появляются они в основном после 20-х годов XX века.
  • Печатный экслибрис появился в Азербайджане только после 1920 года.
    Первый в Азербайджане печатный книжный знак в технике цинкографии был выполнен в 1934 году для наркома просвещения республики (1922-1928), члена Союза писателей с 1934 года Мустафы Кулиева.
    Автор экслибриса - один из первых художников Азербайджанского Государственнго Издательства (АЗГОСИЗДАТ = "Азернешр" с 1936 г.). Людвиг Францевич Книт , знаток иранской миниатюры, живописец, активно и плодотворно работавший также в жанре плаката.
    Его экслибрис (единственная работа художника в этом виде графики) дает образ владельца, выдающегося большевика, талантливого литературного критика и театроведа, редактора первого азербайджанского советского литературного журнала "Маариф ве меденийет" ("Просвещение и культура").
    Мустафа Кулиев стоит в ряду тех, кто закладывал основы азербайджанской культуры, - не случайно называли его "азербайджанский Луначарский".
    Экслибрис выполнен в традиционно восточной манере в виде орнамента, в который вписаны пятилепестковый цветок - стилизованная пятиконечная звезда с именем «Ленин», написанным арабским шрифтом. Сам цветок заключен в восьмиугольник - шебеке, являющийся характерной деталью азербайджанского орнамента.
    Гармонично заключают композицию в нижней части экслибриса - русская надпись «Из книг Кулиева», вверху - симметрично расположена вязь арабских букв, указывающих фамилию знаковладельца. 23:06, 3 июня 2015 (CEST)
Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) -небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.
Родина экслибриса - Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых
экслибрисов был герб владельца библиотеки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века.
Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д-М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.

Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) - действительного члена Верховного тайного совета — была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его ро-
довой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» -«Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг- и ману-фактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии — был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова: «За веру и верность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1735 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную
геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.
В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось
лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).
На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX - XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин,
М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев,
Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко,
Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50 - начале 60 гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

- (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные … Художественная энциклопедия

Экслибрис - А.А. Сидорова. Художник А.И. Кравченко. Оттиск с гравюры на дереве. 1921. ЭКСЛИБРИС (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, ЭКС ЛИБРИС (лат. Ex libris из книг). Библиотечный или книжный знак ярлык, показывающий принадлежность книг известному лицу или библиотеке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. экслибрис (лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещенный на внутренней стороне… … Современная энциклопедия

- (от лат. eх libris из книг) книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый обычно на внутренней стороне… … Большой Энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, экслибриса, муж. (лат. ex libris из книг). Ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. Художественный экслибрис. Выставка экслибрисов. (Произошло из… … Толковый словарь Ушакова

Виньетка, ярлычок, ярлык, наклейка, знак Словарь русских синонимов. экслибрис сущ., кол во синонимов: 5 виньетка (7) … Словарь синонимов

ЭКСЛИБРИС, а, м. На книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (греч. ex libris – из книг) – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Художественно оформленный книжный знак ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Занимательная медицина в картинках для врачей и сочувствующих им граждан. Медицинский экслибрис (комплект из 2 книг) , . Петербургский кардиолог Юрий Викторович Шубик написал книгу, в которой рассказывает о своей коллекции медицинских экслибрисов. И делает это так увлекательно, чтохочется немедленно последовать…

Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов - гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

Искусство книжного знака - это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

Литература

1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.



error: Content is protected !!