День воинской славы России – снятие блокады Ленинграда. Внеклассное мероприятие на тему "по страницам блокадного ленинграда"

Дети блокадного Ленинграда… Преодолев тяжкие испытания, голод, они выжили. Многие навсегда остались в своем времени. Их имена стали бессмертными, их подвиг невозможно забыть.

12 февраля 2013 года в детской библиотеке с учащимися 2 «А» класса СОШ № 10 состоялся урок мужества «Мы с тобой никогда не забудем…», посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Сотрудники библиотеки провели обзор литературы: «Детство, опаленное войной».

В конце урока школьники пришли к выводу, что подвиг детей блокады учит мужеству, стойкости и безграничной любви к Родине.

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения города Канаш способствуют массовые мероприятия и выставочные экспозиции Центральной библиотеки, приуроченные к государственным праздникам и историческим памятным датам.

27 января 2013 года будет отмечаться 70-я годовщина освобождения города Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

За 900 дней от голода, болезней, бомбёжек и иных тягот погибло 800 тысяч жителей Ленинграда. Но эти жертвы не были напрасны, ибо в условиях нечеловеческих страданий вера в окончательную победу не покидала жителей города. Ленинградцам посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей.

В рамках этой знаменательной даты в Центральной библиотеке подготовлена выставка-реквием «900 дней мужества».

В разделах «Хлеб, лед и кровь блокады», «Живы. Выдержим. Победим», «Бессмертный подвиг Ленинграда» представлена документальная, художественная литература, поэзия, письма и иллюстрации, статьи из журналов и газет, которые рассказывают о периоде тяжелейших испытаний, страданий и героизма людей в тылу и на фронте.

Особое место на выставке занимают сборники поэтов О. Берггольц и Ю. Воронова, переживших Ленинградскую блокаду и видевших своими глазами весь ужас тех дней.

История знает немало примеров героической обороны крепостей, но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патрио¬тизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

27 января мы отмечаем памятную для всей страны дату – День снятия блокады города Ленинграда. Традиционно в эти дни в библиотеках проходят мероприятия для школьников. Как рассказать современным детям о тех днях? Найти слова, чтобы поняли, чтобы отозвалось сердце? В библиотеке рассказать о блокаде и подвиге ленинградцев помогают книги.

22 января 2012 года в филиале № 1 – краеведческой библиотеке с учащимися 9 «Б» класса СОШ № 11 состоялся урок мужества «Девочка из блокадного города». Заведующая библиотекой Федорова В.В. рассказала школьникам о самых героических страницах войны - обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей. Рассказ о дневнике одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой нельзя слушать без боли и содрогания. Девять страниц записной книжки, написанные детской рукой, поведали миру о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей. Урок сопровождался показом фрагментов документального фильма «О блокаде» и обзором книг о Великой Отечественной войне.

К 70-летию снятия блокады города Ленинграда в Центральной библиотеке с учащимися 4 «Б» класса СОШ №10 был проведён урок памяти «Запомни, этот город Ленинград…».

Библиотекарь Барыкина А.О. рассказала о героизме, проявленном жителями блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Затаив дыхание, школьники посмотрели видеоролик «Девочка из осаждённого города» о глубине трагедии и величии подвига жителей осажденного города, о дневнике Тани Савичевой, одной из заложниц Ленинградской блокады.

Вниманию школьников была представлена выставка-реквием «900 дней мужества», на которой представлены документальная и художественная литература, письма и иллюстрации, статьи из журналов и газет, электронные и аудиовизуальные издания о блокаде Ленинграда.

Сталинградская битва - самое масштабное сражение за всю историю XX века. Ожесточенные бои не прекращались ни на секунду в течение 200 дней и ночей. По приблизительным подсчётам, потери обеих сторон в этом сражении превысили два миллиона человек. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости советского народа, необычайного героизма, символ несокрушимости российского войска.

28 января 2013 года сотрудники филиала №3 – библиотеки семейного чтения с учащимися 9 «б» и «в» классов средней школы №6 провели урок мужества «Сталинград – память поколений», посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Урок начался с показа видеофрагмента «Начало Сталинградской битвы». Затем заведующая библиотекой Игнатьева Г.Н. рассказала о переломном событии Второй мировой войны – Сталинградской битве.

Ребята, затаив дыхание, слушали о том, что город за 6 месяцев был почти полностью разрушен и сожжен. Если к началу битвы в городе было около 1 миллиона жителей, то после 2 февраля осталось всего 7 тысяч сталинградцев. Остальные погибли под бомбежками, были угнаны в Германию, убиты немцами или смогли эвакуироваться.

Вызвала большой интерес у учащихся информация о снайпере В.Г. Зайцеве, связистах В.П. Титаева и М.М. Путилова, которые показали мужество и героизм во время Сталинградской битвы:

Без внимания не осталась фамилия Петра Петровича Соколова, жителя г. Канаш, участника Великой Отечественной войны, награжденного медалями и орденами за героическую оборону Сталинграда.

Отличным дополнением урока стал показ мультимедийной презентации «Сталинград: хроника победы» о Мамаевом кургане, фрагментов документального фильма «Сталинградская битва» и чтение стихотворений о войне учениками 9 «б» класса.

Мероприятие завершилось обзором-рекомендацией «Сталинградская битва в художественной литературе» по книгам Ю. Бондарева «Горячий снег», Г. Николаевой «Гибель командарма», М. Шолохова «Они сражались за Родину», В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Тема Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы неизменно является лейтмотивом в деятельности библиотек ЦБС, став особенно актуальной в преддверии празднования 70-летия освобождения Сталинграда.

30 января 2013 года в Центральной библиотеке для учащихся 9 «Б» СОШ № 10 состоялся патриотический вечер «Поклон земле, суровой и прекрасной!», посвященный 70-летию освобождения Сталинграда.

Вечер начался с выступления библиотекаря Г.Н. Игнатьевой, которая рассказала о роли и значении Сталинградской битвы в истории, о подвиге и мужестве солдат, в том числе уроженцев города Канаш, участников героической обороны Сталинграда.

Рассказ сопровождался показом видеофрагмента «Начало Сталинградской битвы», фрагментов документального фильма «Сталинградская битва», мультимедийной презентации «Сталинград: хроника победы» о Мамаевом кургане.

27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этому знаменательному дню библиотекарь поселковой библиотеки Покотило Татьяна Николаевна в территориальном центре « Ветеран» провела час памяти « 900 дней мужества».

Библиотекарь рассказала присутствующим о самой продолжительной и страшной блокаде города за всю историю человечества, о том, через какие испытания пришлось пройти людям осажденного Ленинграда. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Татьяна Николаевна зачитала воспоминания людей, переживших блокаду, дневники и письма которых открывают нам страшную картину. На город обрушился голод. Зимой 1941-1942 годов не было топлива и электричества. Истощенные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Со дня победы в битве за Ленинград прошло 72 года, но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших северную столицу, олицетворяет воинскую славу России. Он служит для нынешних поколений примером верности патриотическому и воинскому долгу, мужества и отваги в защите свободы и независимости Отечества.

К мероприятию была оформлена тематическая полка.

Крымковская сельская библиотека

Ко Дню воинской славы России - к героической дате 27 января дню снятия блокады Ленинграда в Крымковской сельской библиотеке прошел час памяти «Дети блокадного Ленинграда. Война и Савичевы» для учащихся 2-3 классов.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала присутствующим о тяжелых днях войны о своих сверстниках, которые жили в блокадном Ленинграде, о записях в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, ее семье и жизни до войны, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады.

Мероприятие сопровождалось электронными презентациями «Дети блокадного Ленинграда», «Таня Савичева - дневник и жизнь девочки». Завершилась встреча минутой молчания под звук метронома.

Марьинская сельская библиотека

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

27 января в Марьинской сельской библиотеке был проведён Час мужества «Блокада Ленинграда- образец стойкости духа» для учеников начальной школы, приуроченный Дню полного снятия блокады легендарного города.

Библиотекарь Алиева Фатиме Мухамедовна рассказала ребятам о первых днях блокады- трудных, голодных, холодных; о жизни блокадного Ленинграда и его населения; о Дороге Жизни- пульсе осаждённого города; о вкладе детей в освобождение родного города; о том как Ленинградский и Волховский фронты в январе 1944 года прорвали блокаду и уничтожили врага.

Так же библиотекарь прочла ребятам рассказ В.Воскобойникова «900 дней мужества», в котором отражена эта трагедия, и показан образец стойкости человеческого духа.

Кроме того, ребята ознакомились с тематической выставкой «Блокада Ленинграда- боль и смерть».

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней- навеки останется в памяти потомков.

Победненская сельская библиотека

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

27 января исполнилось 72 года со дня освобождения от блокады города Ленинграда. Эта дата золотыми буквами вписана в историю государства Российского и отмечается, как День воинской славы. В Победненской сельской библиотеке этой дате был посвящен патриотический час « 900 дней мужества». Звук метронома, кадры кинохроники, музыка Шостаковича, фотографии и фотодокументы помогли ученикам седьмого класса Победненской МОУ представить, а многим и осознать ужас блокадного Ленинграда. Живой голос Ольги Бергольц и Агнии Барто, отрывки из книги Алеся Адамовича и Даниила.Гранина «Блокадная книга» , рассказ о нашем земляке Гуртовом М.В., участвовавшем в прорыве блокадного кольца, песня в исполнении Андрея Карганова сделали мероприятие интересным и запоминающемся.

АЛЛА ТЫШКОВСКАЯ
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной группе

Презентация :

«Ленинградские мальчишки и девчонки » (о детях блокадного Ленинграда )

Подготовила :

Педагог-психолог Тышкоаская А. В

Цель : Развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи : Познакомить с жизнью людей в это время. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

Оборудование :

мультимедийное сопровождение, фонограммы, фото- и видео- материалы о блокаде .

Ход мероприятия:

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград , Санкт-Петербург… Сколько названий у одного города! Какая прекрасная и трагическая судьба! В 1703 году в день Святой Троицы на берегу Невы был заложен город, который Пётр I назвал в честь своего небесного покровителя – святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город-крепость, город-порт, город-музей – любимое детище Петра. Один из самых красивых городов мира.

Слайд № 1

27 января отмечается День полного освобождения нашего города от фашистской блокады . Это очень важная и памятная дата для всех людей.

В холода, когда бушуют снегопады

В Петербурге этот день особо ждут, –

Город празднует День снятия Блокады ,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда !

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Слайд № 2,3

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР плана «Барбаросса» . В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3 - 4 месяцев лета и осени 1941 года. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Враг продвигался стремительно. И к 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил пригород Ленинграда , взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши . Этот день считается днем начала блокады .

Блокада Ленинграда . Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

(Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру)

Слайд № 4

К Ленинграду с запада двигалась 700-тысячная армия фашистов, а с севера и северо-запада – финны, дивизия испанцев, наёмники из Нидерландов, Бельгии, Норвегии. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты не смогли.

В короткие сроки Ленинград был превращен в город-крепость. Ленинград готовился отразить удар врага. С кораблей сняли дальнобойные орудия, по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи.

Слайд № 5

Наиболее ценные памятники снимали и зарывали в землю.

Слайд № 6

Великий труд спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек .

Мужчин ушедших на фронт у станков заменили женщины и подростки.

В опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд № 7

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок . Там было написано их руками : «Не уйду, пока не выполню норму!»

Слайд № 8

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом.

Слайд № 9

Эта девочка раздает в госпитальной палате письма раненым.

Слайд № 10

Ученики читали раненым газеты, мыли полы, Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными с концертами

Слайд № 11,12,13

Дети школьного возраста отстаивали Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Ночью наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах, гасили зажигательные бомбы, сброшенных с самолетов.

Слайд № 14

Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они чинили крыши, пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

Слайд № 15

С каждым днём ленинградцам становилось всё труднее. Приближалась зима. Надвигался голод. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма. По подобным кортачкам выдавали хлеб – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов хлеба на карточку служащего и неработающего, но шло время и запасы истощались…

Единственным «окном» , соединявшим Ленинград с «большой землёй» , было Ладожское озеро. По нему была организована доставка продовольствия. 22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков доставила по льду 33 тонны продовольствия. Заработала трасса, прозванная «Дорогой жизни» . Фашисты постоянно бомбили эту дорогу, но шофёры мужественно продолжали доставлять продукты, вывозить людей, исторические и художественные ценности. В апреле сошёл лёд на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать – через Ладогу пошли баржи

Слайд № 16

Многие знают трагическую историю 11-летней Тани Савичевой. Ленинградская школьница , которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них записи о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде .

Вот эти записи : «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 г.» . «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.» . «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.» . «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год» . «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год» . «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Савичевы умерли все» . «Осталась одна Таня» . Таню удалось спасти от голодной смерти. Её вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку и она вскоре умерла.

Слайд № 17 Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия.

Слайд № 18

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Слайд № 19

Урок продолжался 20-25 мин. больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике : «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать

тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах…»

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941- 1942 г., с уважением называли «зимовщиками» .

Слайд № 20

В условиях осажденного Ленинграда занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд № 21

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы

Слайд № 22

И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало , в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником

Одна из учениц писала об этой новогодней елке : «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы : все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П . П. Данилов : «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо» , в Большом драматическом – «Три мушкетера» . В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод» .

Слайд №23

Смерть шла по городу. Входила во все дома. Люди падали на улицах, на работе и уже не могли подняться. Дома умирали дети, старики. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибло от голода .

Слайд № 24

Жизнь в осажденном городе требовала упорного, повседневного труда. А тружениками были и дети. Наступила весна, все жители города вышли на уборку снега и дети работали на равне со взрослыми

Слайд № 25

А весной у школьников началась «огородная жизнь» . На клумбах в парках выращивали зелень и овощи, картофель, капусту, репу…

Слайд № 26,

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики «сыновьями полков»

Слайд № 27

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда » . 900 дней и ночей героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.

Слайд № 28,

Осенью 1942 года советские войска начали готовиться к прорыву блокады . Неоднократно предпринимались попытки прорвать кольцо блокады . Но это удалось только в январе 1943 года. В результате наступления наши войска заняли Шлиссельбург и ряд других населенных пунктов. 18 января 1943 года блокада была прорвана . Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Ленинград выстоял , победил!

(Мемориал. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда » . В район деревни Марьино, Лен обл)

Слайд № 29

Однако прошёл ещё год, прежде чем Ленинград был полностью освобождён от блокады . 27 января 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду , которая длилась 900 дней. В этот же день в городе прогремел салют.

Слайд № 30,31

Память о войне, о жертвах войны. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

Подведение итогов

Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками» , тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков» , получившими награды на полях сражений.

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда . Нам с вами заботиться и помогать им.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город

Демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга.

Вы видите как красив Петербург-Ленинград . Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание!

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

Библиотеки не остались в стороне от празднования дня снятия блокады Ленинграда.

27 января в Российской Федерации, на основании Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, отмечается праздник — День снятия блокады города Ленинграда.

Библиотеки Калининграда , рассказали собкору в городской централизованной системе, подготовили к знаменательной дате цикл мероприятий.

Библиотека № 5 (ул. Дзержинского, 128)

«Нам не забыть тех страшных дней»: урок памяти

В программе:

— обзор у одноименной книжной выставки;

— своими воспоминаниями поделится жительница блокадного Ленинграда Лидия Константиновна Ткаченко.

Библиотека пос. Южный (ул. Ангарская, 27)

«Хроника блокады Ленинграда»: историко-литературный час. О днях блокады, о «простых» подвигах, о мужестве юные читатели узнают благодаря книге Сергея Алексеева «Подвиг Ленинграда».

Детская библиотека № 14 (ул. Тельмана, 28)

«Читаем книги о войне»: урок-беседа. Читаем, размышляем, рассуждаем, ведем диалог. Книги о патриотизме, любви, единстве, о героях, защитниках, подвиге, мужестве… о войне.

Библиотека им. А.М. Горького (ул. Лермонтова, 8)

«Великий день памяти и скорби»: историко-патриотический журнал

Страницы журнала:

Обзор книг;

Историческая страница;

Библиотека № 20 (ул. Бакинская, 11)

«Симфония всепобеждающего мужества»: литературно- художественная композиция.

Обзор сопровождают комментарии о творчестве Д. Шостаковича в период блокады Ленинграда, кинохроника и фотоматериалы, музыкальные отрывки из произведений композитора.

Библиотека пос. Прибрежный (ул. Парковая, 1)

«Ты на веки в памяти нашей. Дневник Тани Савичевой»: патриотический час. Дневник юной жительницы блокадного Ленинграда стал одним из символов Великой Отечественной войны. Строчки, выведенные детской рукой, не оставляют равнодушными людей разных возрастов и разных национальностей. Эти простые и страшные слова — судьба многих семей.

Библиотека пос. Чкаловск (ул. Беланова, 31/37)

«Город мужества и славы»: час военной истории.

В программе:

— обзор у книжной выставка «Стойкость и мужество Ленинграда»;

— конкурс стихов;

— встреча с жительницей блокадного Ленинграда.

Детская библиотека им. Г.-Х. Андерсена (ул.Грига, 10/12).

«900 дней, 900 ночей»: музыкально-патриотический час.

Библиотека № 12 (ул. Сержанта Щедина, 19)

«Война. Блокада. Ленинград»: патриотический час.

Вход на все мероприятия свободный.

В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 — начале 1944 года сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом.

К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего, партизанские отряды и бригады. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром ее главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село.

После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января — на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

Прорыв блокады Ленинграда (1944). 12-30 января 1944 войска 67-й армии Ленинградского (командующий с июня 1942 генерал-лейтенант, позже Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армий Волховского (создан 17 декабря 1941, командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота встречными ударами в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином (южнее Ладожского оз.) разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда со страной. Через образовавшийся коридор (шириной 8-10 км) в течение 17 сут были проложены железная дорога и автомобильная трасса, но полностью проблема снабжения города ещё не была решена: важный пункт — станция Мга на ж.-д. линии Ленинград — Волхов оставался в руках врага, дороги в освобожденной полосе находились под постоянным обстрелом вражеской артиллерии. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале — марте 1943 на Мгу и Синявино) не достигли цели. В июле — августе на Мгинском выступе советские войска нанесли тяжёлое поражение войскам 18-й немецкой армии и не допустили переброски войск противника на другие фронты.

Наступательная операция советских войск под Ленинградом и Новгородом 1944, снятие блокады Ленинграда. В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на. Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 — начале 1944 сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. К этому времени группа армий «Север» в составе 18-й и 16-й армий (с января 1942 до января 1944 командующий генерал-фельдмаршал Г. Кюхлер, с конца января до начала июля 1944 генерал-полковник Г. Линдеман, в июле 1944 — генерал пехоты Г. Фриснер, с 23 июля 1944 генерал-полковник Ф. Шёрнер) насчитывала 741 тыс. солдат и офицеров, 10 070 орудий и миномётов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолётов и имела задачу не допустить прорыва занимаемых позиций, имевших важное значение для прикрытия подступов к Прибалтике, удержания Финляндии в качестве союзника и обеспечения свободы действий немецкого флота на Балтийском море.

К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского (командующий генерал армии М. М. Попов) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего действия (командующий маршал авиации А. Е. Голованов), партизанские отряды и бригады. Всего в составе фронтов насчитывалось 1241 тыс. солдат и офицеров, 21 600 орудий и миномётов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолётов. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром её главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. При подготовке операции корабли Краснознаменного Балтийского флота перевезли через Финский залив на Приморский плацдарм свыше 52 тыс. человек и около 14 тыс. т грузов. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января — на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. Т. о., с 14 по 20 января была прорвана оборона противника и разгромлены фланговые группировки 18-й армии; войска её центра, опасаясь окружения, 21 января начали отход из района Мга — Тосно. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

К концу января были освобождены гг. Пушкин, Красногвардейск, Тосно, Любань, Чудово, Новосокольники. Враг пытался удержать рубеж р. Луга, но несмотря на его упорное сопротивление советские войска во взаимодействии с партизанами 12 февраля освободили Лугу, а к 15 февраля полностью преодолели оборонительный рубеж противника на р. Луга. Волховский фронт был расформирован, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов продолжали преследование остатков разгромленных соединений 18-й армии и левого фланга 16-й армии на псковском и старорусском направлениях. Был расширен плацдарм на р. Нарве и освобождены гг. Старая Русса, Холм, Дно и др. К концу февраля советские войска вышли на подступы к границе Латвийской ССР. В результате проведённой операции было нанесено тяжёлое поражение группе армий «Север», враг отброшен на 220-280 км от Ленинграда, освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области. В Ленинградской битве большую помощь войскам оказали партизаны Ленинградской области (около 3 тыс. в конце 1942, около 35 тыс. в январе 1944). Они вели бои за населённые пункты, освобождали города и целые районы. За 32 месяца борьбы во вражеском тылу партизаны истребили около 114 тыс. солдат и офицеров противника, подорвали и сожгли большое количество военной техники, разрушали мосты, линии связи, подрывали вражеские склады.

В июне — августе 1944 советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую операцию 1944 и Свирско-Петрозаводскую операцию 1944, 20 июня освободили г. Выборг, а 28 июня — Петрозаводск.

Ленинградская битва имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения, участвовавшие в Ленинградской битве, были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя Советского Союза, из них пятеро дважды: А. Е. Мазуренко, П. А. Покрышев, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков. Повседневная забота ЦК партии, Советского правительства и поддержка всей страны явились неисчерпаемыми источниками силы для преодоления ленинградцами испытаний и тягот 900-дневной блокады. Советским правительством 22 декабря 1942 была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 присвоил Ленинграду почётное звание Города-Героя.



error: Content is protected !!