Ipb скачать презентацию на тему творчество. Понятие творчества

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое ИДЕЯ? Мысленный образ какого-либо объекта (элемента, системы, подсистемы, проблемы, цели, технологии, метода, процесса и т.П.), Выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности

Cлайд 3

Cлайд 4

Как придумать что-то новое? Великий изобретатель Никола Тесла (1856-1943гг.), которого современники называют "человеком, который изобрел ХХ век", мог генерировать сотни новых идей в день. Но всех шокировало его признание: "Не я автор этих идей". Он утверждал: Мой мозг только приемное устройство. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем знания, силы, вдохновение. Я не проник в тайны этого ядра, но знаю, что оно существует

Cлайд 5

Методы генерации новых идей ЧТО ЭТО? Действия/способы помогающие нам, тем или иным образом, создать некий новый образ знакомого предмета или совершенно уникальную идею.

Cлайд 6

Cлайд 7

Простые Например, изучение поз Йоги, использование различных запахов, звуков для создания ассоциативного ряда, медитация и т.п.

Cлайд 8

Сложные Как правило, имеют определенные правила работы, помогающие грамотно направить поток мыслей. Это тот самый «Мозговой штурм», метод аналогий, метод контрольных вопросов и пр. Следует отметить, что сложные методы, чаще всего, являют собой комбинацию простых.

Cлайд 9

Научные Громоздкие, требуют специальной подготовки. Они оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами, такими как различные вычислительные системы. В настоящее время единственным примером данного вида методов можно считать ТРИЗ (Теорию Решения Изобретательских Задач) – автор Альтшуллер Генрих Саулович (Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.)

Cлайд 10

Важные аспекты в генерации новых идей Основная проблема – трудность ухода от привычных способов ассоциирования информации. «Логика опыта» Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement)

Cлайд 11

Как начать придумывать? Скорость - это легкость генерирования идей. «Поток сознания» Обсуждение Фантазирование Визуализация Инкубация

Cлайд 12

Как начать придумывать? (2) Контрольные списки Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, - состоит из серии "стимулирующих" вопросов под следующими рубриками: Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?

Cлайд 13

Как начать придумывать? (3) Аналогия Насильственные отношения Составление списков свойств

Cлайд 14

Наиболее популярные методики творчества Метод «Шесть шляп» Метод «Ментальные карты» Синектика Метод фокальных объектов Морфологический анализ Непрямые стратегии Метод «Автобус, кровать, ванна» Расшифровка Ловушка для идей

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Синектика Виды аналогий 1. Прямая - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. 2. Символическая - требует в парадоксальной форме (сочетать на сочетаемое) сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. 3. Фантастическая - требуется представить себе вещи такими, какими бы мы хотели их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы, представление любых средств или персонажей, позволяющих выполнять то, что следует по условиям задачи. 4. Личная (эмпатия) - позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

Cлайд 18

Метод фокальных объектов 1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…) 2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов) 3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль 4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются 5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. 6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

Что это? Мозговая атака Brainstorming Конференция идей В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как: буйный припадок, душевное потрясение. В словаре Гальперина тот же термин переводится как: - припадок безумия; - блестящая идея, великолепный план; - бредовая мысль, идея.

Cлайд 26

Что это? (2) В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm: - a violent transient fit of insanity /сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства/ - a suddin bright idea; " - a have brained idea /внезапная блестящая (яркая) идея/

Cлайд 27

Немного истории Исторически данный метод считается самым первым, однако, последовательность определенных этапов, заложенная в него автором (Алексом Осборном), в литературе встречается задолго до Осборна. Двухстадийный "подход к решению проблем описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.

Cлайд 28

Cлайд 29

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Cлайд 30

Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает. Почему так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем? Ведь творческие способности есть у всех людей. Ответ, вскоре был найден: Для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной "по "всем правилам" - таково широко распространенное мнение. Проблемы творчества

Cлайд 31

Поиск удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. Проблемы творчества (2)

Слайд 2

НАЧАЛО ЖИЗНИ

15 июля 1606 в г. Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья. Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583– 1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

Слайд 3

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства 17века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали. В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город.

Слайд 4

МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ

В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты. В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях.

Слайд 5

Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью своей супруге. Автопортрет смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. РЕМБРАНДТ И САСКИЯ

Слайд 6

ПОПУЛЯРНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ

Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Слайд 7

«ДАНАЯ»

Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими Данаи. Это яркое воплощение эстетических взглядов художника в ней он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.

Слайд 8

СЕМЕЙНЫЕ ТРАГЕДИИ

Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския, вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний портрет Саскии.

Слайд 9

В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.

Слайд 10

“Ночной дозор”, Рембрандт, 1642, Рейксмузеум

Героически-приподнятая композиция со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, историческая картина, пробуждающая воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.

Слайд 11

50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657

Слайд 12

В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.

Слайд 13

БАНКРОТСТВО

В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами. Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать.

Слайд 14

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему.

Слайд 15

В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия,1665, Еврейская невеста,1665, Семейный портрет. Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви.

Слайд 16

Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времен. По психологическим нюансам в портретах художник относится к лучшим портретистам Барокко (”Портрет Саскии”, “Ночной дозор”). Творчество Рембрандта оказало значительное влияние на развитие мирового изобразительного искусства. Всего Рембрандт создал более 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков. О жизни великого художника Рембрандта, который создал “Данаю”, “Ночной дозор” и “Возвращение блудного сына”, в Амстердаме даже поставили мюзикл. В спектакле живописец предстает перед зрителями со всеми своими достоинствами и недостатками. В Голландии 15 июля, день рождения Рембрандта, принято отмечать как национальный праздник. В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнелии.

Посмотреть все слайды

Ян де Брай. Старшины гильдии художников Харлема. 1675 год.

Слайд 2: Оста́де (Ostade) - нидерландские живописцы, братья

Адриан ван Остаде (1610, Харлем - 1685, там же) - живописец и офортист, мастер крестьянского жанра, автор грубовато-гротескных сцен пирушек и драк, полных мягкого юмора изображений музыкантов. Адриан ван Остаде. Торговка рыбой. 1660-1670 годы.

Слайд 3: До́у (Dou) Герард (1613-1675), нидерландский живописец, принадлежит к «малым голландцам»

Мать Рембрандта. 1631 год. Жил и работал в Лейдене, в 1628-31 учился у молодого Рембрандта. Мастер бытового жанра, портретист. Его картины всегда тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов. В мастерской Доу обучался Метсю

Слайд 4: Го́йен Ян (Ян ван Гойен, Goyen) нидерландский художник, живописец, рисовальщик, офортист

Ян ван Гойен. Речной вид. 1655 год Ян ван Гойен изображал природу в тихие пасмурные дни, использовал коричнево-серые и зеленовато-серые тона, низкий горизонт, передающий равнинный характер местности

Слайд 5: Рейсдал Якоб ван (1628 или 1629-82), нидерландский живописец, офортист

Якоб ван Рейсдал. «Горный поток» В его творчестве национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Поэтически раскрывал величие природы, создавая полные драматизма и эпической широты пейзажи

Последний слайд презентации: Творчество «малых голландцев»: Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598-1661), нидерландский живописец

Питер Клас. Натюрморт из серии Vanitas (Бренность). 1630 год Писал «завтраки» - группу скромно подобранных предметов, помещенных в тонко разработанную световоздушную среду и объединенных общим тоном, хранят следы присутствия человека.

Творческие способности в учебном процессе


Способности:

- индивидуально-психологические особенности , отличающие одного человека от другого

- не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей

Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека


  • Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, ранее никогда не бывшее.

(Энциклопедический словарь)

  • Творчество - … процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

(Философский словарь)


От способностей к творчеству

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки , с которыми ребенок появляется на свет.

При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах.

Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений.

С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам.

И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.



Признаки, характеризующие творчество как целостный процесс

  • Непрерывность мыслительного процесса
  • Цельность восприятия
  • Наличие духовных ценностей
  • Наличие знаний и умений

задание : определить признаки, характеризующ и е творчество как целостный процесс, т.е признаки, без которых творческий процесс не состоится


Результат выполнения задания №1

  • Новизна и оригинальность результата
  • Наличие условий для творчества
  • Наличие творческих способностей и предпосылок
  • Наличие положительной мотивации
  • Наличие знаний и умений

Условия развития творческих способностей в школе

интеграции содержания и подходов

Использова-ние новых технологий развивающего обучения

специальная подготовка учителей в теоретичес-ком и практическом направлении

создание постоянных проблемных творческих групп

реализация индивидуаль-ного и дифференциального подхода в обучении и воспитании


Творческие способности в учебной деятельности

  • Творческие способности, проявляющееся в учебной деятельности, связывают с самостоятельным открытием новых знаний и новых способов деятель- ности

Условия, создающие предпосылки «самостоятельного открытия»

  • Наличие у субъекта необходимого количества знаний (период интеллектуальной готовности )
  • сдвиг от внешней мотивации к внутренней (не отметка, а усмотрение проблемы )
  • Развитость мышления (ассоциативное логическое и др .)
  • обучение эвристике открытия




Методы работы для развития творческих способностей учащихся

Формы работы для развития творческих способностей учащихся

  • классно-урочная
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный;
  • эвристический.

(работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания);

  • консультирование по возникшей проблеме;
  • научные кружки, общества;
  • дискуссия;
  • научно-практические конференции;
  • проведение предметных олимпиад и предметных недель
  • интеллектуальный бомонд
  • выставки детского творчества
  • игры.

Критерии творческой активности учащихся

Психологичес-кие задатки

Здоровье

Способность к концентрации внимания

Цели и ценности ребёнка

Интеллект,

Устремлён-ность

память, воображение

Мотивация достижений

Притязания и привычки

Личностный статус

Талант или одаренность


Афоризмы про творчество

Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.

Оноре де Бальзак

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как возник, если оставить его без пищи.

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.

Константин Георгиевич Паустовский

Б ез творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Менделеев Д. И



error: Content is protected !!