Комиссия по проведению соут. Определяем оптимальный состав комиссии по спецоценке Комиссия по соут кто в нее входит

Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Федорова М.В.

заведующий учреждением (председатель комиссии)

Миловзорова Е.Л.

Старший воспитатель (заместитель председателя комиссии)

Арсеньева Т.Н.

воспитатель

Ныркова Е.Л.

Воспитатель филиала на ст. Кабожа

Савина В.В.

Заведующая хозяйством (секретарь комиссии)

Козлова Н.В.

Заведующая хозяйством филиала на ст. Кабожа

Чудакова Н.А.

Председатель СТК


Приложение 8

УТВЕРЖДЕН

приказом заведующего

от ___.___.2014 №____

Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда

1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность комиссии по проведению специальной оценки условий труда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» с. Левоча (далее соответственно комиссия, учреждение).

2. Комиссия осуществляет следующие функции:

1) готовит и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;

2) выбирает организацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

3) готовит проект гражданско-правового договора, указанного в части 2 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для подписания;

4) представляет заведующему учреждением проект графика проведения специальной оценки условий труда для утверждения;

5) обеспечивает доступ экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, к рабочим местам;

6) утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществленной экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда;

7) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, осуществляет признание условий труда на данном рабочем месте допустимыми;

8) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

9) формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

10) рассматривает отчет о проведении специальной оценки условий труда, который затем подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии;

3. Дата, время и место проведения очередного заседания комиссии определяются председателем (заместителем председателя). По его решению на заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

4. Секретарь комиссии заблаговременно, но не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания комиссии, в письменной форме информирует членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.

5. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, а при его отсутствии – заместитель председателя комиссии.

6. Решения комиссии принимаются в порядке, установленном статьей 181.2. Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные решения принимаются открытым голосованием, если законодательством не установлено иное.

7. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно смыслу 426-ФЗ компания не вправе самостоятельно проводить СОУТ. Для выполнения этих работ она должна привлечь специализированную организацию, которая имеет государственную аккредитацию в данной области. Однако это не означает, что его обязанности в отношении спецоценки заключаются только в подписании договора о выполнении работ и принятии отчета. В рамках этой процедуры ему потребуется сформировать комиссию по СОУТ.

Задачи комиссии по специальной оценке условий труда

Одной из ключевых задач в ходе работы комиссии по специальной оценке условий труда является формирование списка мест сотрудников, где должна быть реализована процедура СОУТ. Такое законодательное требование связано с тем, что именно сотрудники организации имеют наиболее определенное представление о структуре своей компании.

Кроме того, из этих же соображений в функции участников комиссии по СОУТ входит определение списка аналогичных позиций. Необходимость его составления обусловлена тем, что 426-ФЗ позволяет компании сократить объемы проведения СОУТ для этих позиций. В частности, достаточно реализовать эту процедуру для 20% из них, тем самым существенно сократив временные затраты и финансовые расходы на ее выполнение. Итоги спецоценки можно будет экстраполировать на аналогичные места во всех аспектах. В частности, в такую экстраполяцию включается реализация мероприятий по снижению потенциальной опасности рабочего процесса для сотрудников.

Членство экзаменационной группы по проведению СОУТ

426-ФЗ предъявляет особые требования к составу комиссии. Согласно ст.9 данного нормативного документа, необходимо обеспечить его выполнение следующих условий относительно того, кто входит в состав:

  • участниками органа выступают представители компании, где реализуется СОУТ;
  • в состав органа в обязательном порядке должен войти специалист в области охраны труда, прошедший соответствующее обучение;
  • при наличии в компании профсоюзной организации ее участники должны войти в состав данного органа;
  • количество участников органа следует сделать нечетным.

Работа членов комиссии СОУТ ведется под руководством главы данного органа. Его роль выполняет сам работодатель. Если речь идет о проведении процедуры СОУТ в компании, созданной индивидуальным предпринимателем, возглавляет комиссию именно он.

Формирование

Все эти условия, а также порядок создания комиссии и ее работы фиксируются в положении. В нем должны быть также указаны сроки работы данного органа, задачи, стоящие перед ним, и иные вопросы, регламентирующие порядок ее участия в реализации процедуры СОУТ. Этот документ затем, в свою очередь, утверждается приказом о комиссии за подписью работодателя.

Работа

Результаты всех работы целесообразно фиксировать в форме протоколов комиссии СОУТ. Тем не менее, следует учитывать, что образец такого документа не утвержден законодательно. Это связано с тем, что обязательное требование об оформлении протоколов заседания, созданной работодателем, в 426-ФЗ также отсутствует.

Тем не менее, сами специалисты экспертных организаций, проводящих спецоценку, как правило, рекомендуют использовать эту или подобную форму. Это обеспечивает однозначное понимание результатов работы комиссии по проведению специальной оценки условий труда сотрудниками аккредитованной компании. Кроме того, указанные итоги можно использовать как документальное основание для подтверждения позиции одной из сторон при возникновении спорных ситуаций.

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Какие требования установлены к составу комиссии при проведении спецоценки?

Для проведении спецоценки должна быть создана комиссия. Какие требования к составу комиссии - читайте в статье.

Вопрос: Для организации и проведения специальной оценки работодателю необходимо сформировать комиссию. Какие требования установлены к составу комиссии, должны ли все в составе комиссии быть обучены охране труда? В случае если в организации есть специалист по охране труда, должен ли быть обучен руководитель охране труда?

Ответ: Требования к комиссии по проведению спецоценки прописаны в ст.9 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ.

Так, число членов комиссии должно быть нечетным. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Т.о. в состав комиссии должен входить специалист по охране труда. При этом в Законе нет требования, чтобы все члены комиссии (в т.ч. и руководитель) были обучены по охране труда. Однако согласно ст.225 ТК РФ все сотрудники независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности организации должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Данное требование действует и для руководителей организации. Получается, что все члены комиссии должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Как провести специальную оценку условий труда.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ , ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Главбух советует: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки , в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах , и статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).


Должен ли руководитель организации проходить обучение по охране труда

Да, должен.

Независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности организации все сотрудники должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Данное требование действует и для руководителей организации. Это следует из Трудового кодекса РФ.

Внимание: организация не должна допускать сотрудников, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда к работе (). Сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний по охране труда не по своей вине, надо отстранить от работы. Организация обязана оплатить все время отстранения как простой по вине работодателя (абз. 3 ч. 1 , ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ

О специальной оценке условий труда

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.



error: Content is protected !!