Кто является субъектами предпринимательской деятельности. Понятие субъекта предпринимательской деятельности

Государство, государственные и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях на равных началах с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами. В этих отношениях государство не может использовать свои властные полномочия по отношению к другим участникам и может привлекаться к ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение обязанностей: в судебном порядке к государству могут быть применены обычные меры имущественной ответственности.

Государственные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя в отличие от юридических лиц они созданы не для участия в предпринимательской деятельности, которая носит для них вынужденный характер. Отсюда правоспособность государственных образований является специальной, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые соответствуют их публичным интересам. Реализация дееспособности государственных образований осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления , действующие в пределах своей компетенции.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ), а также юридическими лицами, которые считаются созданными (правоспособными) с момента государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ). Регистрация субъектов предпринимательской деятельности обеспечивает устойчивость экономического оборота, достоверность информации при выборе партнеров и ведении хозяйственных операций .

Однако граждане и организации не всегда соблюдают правила государственной регистрации. В ст. 23 ГК РФ специально предусмотрено, что такие лица не вправе ссылаться в отношении заключенных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями, а суд в свою очередь может в отношении таких сделок применять правила об обязательствах, относящихся к предпринимателям, в частности, п. 3 ст. 401 ГК РФ об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, п. 2 ст. 400 ГК РФ о недопущении ограничения ответственности перед потребителем и ряд других норм, регламентирующих деятельность предпринимателей. Кроме того, на основании ст. 171 УК РФ может наступить уголовная ответственность лица (лиц), осуществляющего предпринимательскую деятельность без регистрации.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности производится органами юстиции (ст. 51 ГК РФ). Однако до принятия специального Закона о государственной регистрации продолжают действовать ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418) и Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Фактически государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, например, в Москве совместным решением Президиума Московского городского Совета народных депутатов и Правительства Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2 было утверждено Положение о Московской регистрационной палате, которая является органом исполнительной Власти, регистрирующим коммерческие организации , создаваемые на территории Москвы. Непосредственно регистрацией коммерческих организаций занимаются центральная Московская регистрационная палата и около двадцати ее филиалов, созданных в административных округах Москвы.

В компетенцию Московской регистрационной палаты входит:

Регистрация новых и перерегистрация действующих организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих республиканского, областного, городского значения независимо от ведомственной подчиненности, учредителей или форм собственности , имеющих местонахождение или ведущих хозяйственную деятельность на территории Москвы;

Регистрация филиалов, представительств иногородних организаций;

Контроль за соблюдением законодательства о регистрации и перерегистрации;

Определение порядка взимания регистрационных сборов.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Тема 2. Субъекты предпринимательского права

Статус предпринимателя закрепляется за ним при регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Сам факт государственной регистрации и есть получение статуса, то есть приобретения дополнительного (по сравнению с общегражданскими правами и свободами) правового пространства.

Статус предпринимателя является показателем объема прав и обязанностей, которые закрепляются за ним и в рамках которых он может совершать какие-то определенные действия.

Признание за лицом статуса предпринимателя является важ­ным юридическим фактом и влечет за собой определенные юриди­ческие последствия.

Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, презюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т. е. подчиняются специальному режиму правового регулирования.

Во-вторых, признание за лицом статуса предпринимателя воз­лагает на него ряд специальных обязанностей и предоставляет ему дополнительные права.

Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих дея­тельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других лиц, взаимодействующих с пред­принимателем. К таким обязанностям, в частности, относятся: пу­бликация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении пред­принимателя и др.

Не все физические лица и юридические могут быть предпринимателями. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для госслужащих. Среди юридических лиц – для некоммерческих организаций. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь по­стольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Во всяком случае, предпринимательская деятельность для таких организаций не является основной.

Все предприниматели под­разделяются на две группы: индивидуальные предприниматели – фи­зические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; предприниматели – юридиче­ские лица (коммерческие организации).

Ст.6 Закона РК «О частном предпринимательстве» классифицирует субъектов частного предпринимательства следующим образом:

1. субъекты малого предпринимательства;

2. субъекты среднего предпринимательства;

Критериями отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям являются среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Разделение на категории используется для целей государственной статистики и оказания государственной поддержки.



Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

9) аудиторскую деятельность;

10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

11) деятельность кредитных бюро;

12) охранную деятельность;

13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие такую деятельность относятся к субъектам среднего предпринимательства или крупного предпринимательства, в зависимости от критериев.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Как видно из приведенных выше классификаций основными участниками - субъектами предпринимательской деятельности являются коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В качестве юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности выступают все виды хозяйственных товариществ, производственный кооператив, государственное предприятие и акционерное общество, то есть коммерческие юридические лица.

Согласно ст.58 ГК РК хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников), уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество – товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст.63 ГК РК).

Коммандитное товарищество - товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст.72 ГК РК).

Товарищество с ограниченной ответственностью (далее-ТОО) - учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.77 ГК РК).

Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам (ст.84 ГК РК). Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе.

Производственный кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении и объединении его членами имущественных взносов (ст.96 ГК РК).

К государственным предприятиям относятся государственные предприятия, основанные на праве:

1) хозяйственного ведения;

2) оперативного управления (казенные предприятия).

В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:

1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности, республиканские государственные предприятия;

2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, коммунальные государственные предприятия.

Государство создает государственные предприятия в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях:

1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;

2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;

3) для осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;

4) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция.

Казенным является предприятие , обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления.

Казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа. Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа.

Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности (ст.85 ГК РК).

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Под индивидуальным предпринимательством как видом частного предпринимательства понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Используют труд наемных работников на постоянной основе,
- имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.

Индивидуальные предприниматели, не перечисленные выше, вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению.

Статус простого товарищества закреплен в главе 12 ГК РК. Здесь используются два понятия данной организационно-правовой формы. Понятие «договор о совместной деятельности» тесно связано с понятием «простое товарищество». Эти понятия варьируются в законодательстве в самых различных сочетаниях.

Точное толкование этих терминов заключается в следующем. Договор о совместной деятельности и договор простого товарищества - однозначные термины. На основе договора о совместной деятельности образуется простое товарищество.

В качестве разновидности полного товарищества законодательство предусматривает такую форму как консорциум.

Консорциум – это одна из форм объединения юридических лиц. Однако консорциум нельзя смешивать с теми объединениями, которые сами являются юридическими лицами и которые могут быть коммерческими (несколько хозяйственных товариществ) создают коммерческое объединение в форме хозяйственного товарищества), и некоммерческими – в форме ассоциации (союза) (ст.ст.34 и 110 ГК РК).

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление частного предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Коммерческие юридические лица создаются путем прохождения процедуры государственной регистрации. Государственная регистрация является способом придания субъекту статуса юридического лица.

Государственная (учетная) регистрация юридических лиц (филиалов и представительств) включает в себя: проверку соответствия документов, представленных на государственную (учетную) регистрацию, законодательству Республики Казахстан; выдачу справки о государственной (учетной) регистрации с присвоенным бизнес-идентификационным номером (БИН); занесение сведений о юридических лицах (филиалах и представительствах) в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, открытия филиала или представительства, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах. Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства, должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, должны быть произведены не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности посредством заполнения в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и заполняется на веб-портале «электронного правительства». Уплата регистрационного сбора осуществляется через платежный шлюз «электронного правительства» или к уведомлению о начале осуществления предпринимательской деятельности прилагается электронная копия квитанции или иного документа, подтверждающая уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица.

Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, их филиалов и представительств в процессе государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Казахстан.

Факт регистрации юридического лица в уведомительном порядке подтверждается справкой государственной регистрации юридического лица, которая направляется в электронном формате заявителю (заявителям) в личный кабинет (на портале «электронного правительства»). Выдача справки государственной регистрации юридического осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Для юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, выдача справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, справки об учетной регистрации (перерегистрации) филиала (представительства), а также возврат устава (положения) производятся не позднее четырнадцати рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

С момента государственной регистрации коммерческой орга­низации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Процедура государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности.

Следует отметить, что процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан, за исключением лиц, указанных в пункте 4-1 статьи 19 ГК РК.

Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющие следующие виды деятельности:

Реализация (за исключением деятельности, осуществляемых в стационарных помещениях) газет и журналов, семян, а также посадочного материала (саженцы, рассады), бахчевых культур, живых цветов, выращенных на дачных и придомовых участках, продуктов подсобного сельского хозяйства, садоводства, огородничества и дачных участков, кормов для животных и птиц, веников, метел, лесных ягод, меда, грибов и рыбы;

Услуги владельцев личных тракторов по обработке земельных участков;

Выпас домашних животных и птиц.

Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирование, согласно Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», - это комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий.

В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства. Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т.к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности. Следует иметь ввиду, что лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу.

Субъект предпринимательской деятельности - это любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направленная на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.

Выделяют следующие группы субъектов предпринимательства:

1) основные: коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные, унитарные предприятия) и ИП. Цель деятельности некоммерческих организации - это ведение нехозяйственной, не направленной на извлечение прибыли деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограниченна.

ИП в части государственного регулирования деятельности, порядка регистрации во многом подчинены тем же правилам, что и коммерческие организации . Так же их роль схожа в части объединения и использования капитала и использования иных видов материальных ресурсов. К субъектам предпринимательства относятся граждане, которые без регистрации оказывают услуги, производят товары, используют своё имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода. В случае возникновения спора суд будет рассматривать таких граждан в качестве субъекта предпринимательства и применит правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2) иные субъекты предпринимательской деятельности:

· филиалы

· представительства

и иные структурные подразделения коммерческих организаций.

Филиалы как обособленные подразделения осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения, поэтому результаты их деятельности и эффективность оцениваются как консолидировано, так и обособленно от иных подразделений. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения её органов управления. Сам факт открытия представительства свидетельствуют о постоянстве и долгосрочности интересов организации в месте нахождения представительства

Производственные хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги), простые товарищества и иные объединения не имеющие статуса юридического лица. Предпринимательские объединения занимают особое место среди субъектов предпринимательства, т.к. они обеспечивают концентрацию капитала и его использования в одних интересах через заключение гражданско-правового договора или через преобладающую часть одного лица в капитале других. В этом случае возникают отношения по экономическому контролю, субординации и подчинении между внешними и зависимыми юридическими лицами


3) лица, являющиеся частью инфраструктуры рынка и создающие политические, правовые, организационные условия функционирования экономики: товарные фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, органы власти и местного самоуправления и т.д.

Легитимация предпринимательской деятельности

Правовые условия для осуществления предпринимательской деятельности по сути представляют собой ограничения.

К ним относят:

1) наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности. Правосубъектность - состоит из правоспособности гражданина и дееспособности.

2) государственная регистрация субъектов предпринимательства. Требование государственной регистрации распространяется как на организацию, так и на гражданина. Государственная регистрация необходима для ведения учёта предпринимателей и обеспечения прав и интересов их кредиторов.

Порядок регистрации юридического лица регулируется ФЗ о государственной регистрации юридических лиц, а так же ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, гражданским кодексом. При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании учредительных документов и заявлении о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов плюс квитанция об оплате государственной пошлины.

Закон предусматривает возможность судебного решения о признание регистрации незаконной и недействительной.

Информационное письмо президиума верховного арбитражного суда РФ от 9 июня 2000г №54 о сделках юридического лица регистрация которого признанна судом недействительно.

Бывают случаи, когда условием для регистрации коммерческих организаций является согласие федерального антимонопольного органа или его последующие уведомления.

3) получение специального разрешения для отдельных видов деятельности (лицензирование). Лицензия - это разрешение на осуществление предпринимателем определённого вида деятельности на условиях указанных в формально-определённом документе. Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдачи, приостановлению или аннулированию специальных разрешений по осуществлению надзора за соблюдением их условий. некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию содержатся в ст. 17 Закона о лицензировании. Перечень лицензируемых видов деятельности динамично изменяется, поэтому в законе изложены общие принципы и требования к процедуре лицензирования.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности

· открытость и гласность лицензирования

· осуществления законность при осуществлении лицензирования

· установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдаётся сроком на 5 лет. В случае выявления неоднократных нарушений условий лицензирующий орган может приостанавливать действие лицензий. Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа если в установленный срок (до 6 месяцев) лицензиат не устранил нарушение, а так же если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасностью государства.

Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнения обязанностей.

Основанием ответственности предпринимателя является наличие совокупности юридических фактов, представляющее собой состав правонарушения и включающая противоправность поведения предпринимателя, нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц, причинная связь между противоправностью поведения и нарушением законных прав частных лиц; вину правонарушителей.

Можно выделить несколько общих существенных признаком понятия ответственности в предпринимательской сфере:

· применение мер ответственности всегда носят принудительный характер.

· принуждение выражается в основном в установленным государством нормам права

· ответственность всегда сопровождается санкцией имущественного характера

Меры ответственности можно разделить на 2 группы:

1) имущественные санкции

2) санкции в виде ограничения или прекращения права субьектности предпринимателя, хотя это косвенно затрагивает имущественные интересы

Не все санкции в предпринимательском праве являются мерами юридической ответственности. Например: изъятие имущества из чужого незаконного владения или возмещение продавцом покупателю его расходов на устранение недостатков.

Ответственность в сфере предпринимательства - это совокупность мер государственного принуждения, предусмотренного нормами права и влекущее для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав и имущества в следствии нарушения им права порядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность предпринимательства и характеристика его видов: индивидуальное, коллективное, государственное, смешанное. Юридические и физические лица как субъекты предпринимательства. История и современное состояние и проблемы предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2010

    Понятие и экономическое содержание предпринимательства, его характеристика и отличительные признаки. Субъекты предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Источники формирования предпринимательского капитала.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Сущность предпринимательской деятельности: субъекты и виды, организационно – правовые формы предприятий и хозяйственные товарищества. Полные товарищества и товарищества на вере, основные налоги предпринимательства: единый социальный и налог на доход.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Организационно-правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки. Сущность предприятия как субъекта предпринимательской деятельности, его виды: частной и коллективной собственности, государственные и коммунальные, хозяйственные общества.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2010

    Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства: сущность индивидуального предпринимательства, товарищества (партнерства), корпорации. Участники и особенности предпринимательской деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2013

    Сущность предпринимательства, его типы и виды. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Условия формирования предпринимательства: экономические, социальные и правовые. Особенности деятельности на рынке финансовых услуг.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2010

    Формы предпринимательства по виду деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Формы правового статуса предпринимателя. Товарищество, хозяйственное общество, производственные кооперативы и государственные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

Понятие субъекта предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности являются лица, которые непосредственно осуществляют профессиональную предпринимательскую деятельность на постоянной основе.

Определение 1

Субъект предпринимательской деятельности – это лицо официально зарегистрированное, обладающее имуществом, на основе которого ведет предпринимательскую деятельность, является носителем прав, установленных законом, и несет самостоятельную имущественную ответственность. Также некоторыми видами деятельности субъект предпринимательской деятельности может заниматься только при наличии лицензии.

Как и любые другие экономические единицы субъект предпринимательской деятельности, характеризуется рядом ключевых элементов, характеристика которых дана непосредственно в определении: обособленное имущество, регистрация, произведенная в установленном порядке, непосредственное руководство деятельностью, хозяйственная компетентность, имущественная ответственность, носящая самостоятельный характер.

Виды субъектов - индивидуальные предприниматели и юридические лица

Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Информация о приобретении или прекращении статуса индивидуального предпринимателя фиксируется в специальном государственном реестре. Для регистрации физическому лицу необходимо предоставить в специальный регистрирующий орган определенный перечень документов и заявление. Регистрация производится в течение 5 дней с момента обращения и предоставления заявления.

Юридическими лицами являются организации, обладающие обособленным имуществом, которые могут приобретать от своего имени гражданские права и обязанности, а также выступать истцом либо ответчиком в арбитражном суде. Юридические лица в свою очередь делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Деятельность коммерческих организаций направлена на получение прибыли и ее распределение, в то время как некоммерческие организации такой цели не преследуют. Некоммерческие организации делятся на благотворительные, общественные и религиозные организации, а также потребительские кооперативы.

Виды коммерческих организаций

Коммерческие организации делятся на:

    Хозяйственные товарищества – делятся на полные и командные товарищества, чей уставный капитал разделен между участниками на доли.

    Участники полных товариществ занимаются предпринимательской деятельностью на основе заключенного между ними договора и несут полную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом.

    Командные товарищества (на вере) помимо участников, занимающихся предпринимательской деятельностью и несущих полную ответственность своим имуществом, включают так называемых вкладчиков, которые не осуществляют деятельность и несут ответственность только в размере внесенных ими кладов.

    Хозяйственные общества – делятся на акционерные, с ограниченной, а также дополнительной ответственностью.

    Учредительный (уставный капитал) обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью разделен между участниками на доли (размер определен учредительным документом). Разница заключается в том, что дополнительная ответственность подразумевает собой понесение ответственности по рискам предприятия в размере, кратном стоимости внесенного вклада.

    Уставный капитал акционерных обществ разделен между участниками на определенное число акций, при этом сами участники не отвечают по обязательствам общества и несут убыточный риск только в пределах стоимости принадлежащих акций.

    Производственные кооперативы – добровольные объединения граждан для совместной деятельности (производственной или иной хозяйственной), основанные на их личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов;

  • Государственные и муниципальные предприятия – делятся на унитарные и казенные предприятия. Унитарные предприятия – организации, которые не наделены правом собственности за закрепленным за ними имуществом.


error: Content is protected !!