Курсовая работа: Требования, предъявляемые к менеджеру. Профессиональные требования к менеджеру Параметры предъявляемые к современному менеджеру

Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели деятельности и принимающий управленческие решения. Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации:

    Менеджер выступает в качестве руководителя, который формирует отношения внутри и вне предприятия, мотивирует работников на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает в качестве представителя предприятия. Он должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных. Эта роль определяется не только его положением в иерархии управления, но и особым типом отношений с подчиненным, а также стилем руководства;

    Информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели деятельности предприятия. Быть «преобразователем» информации - вот вторая важная роль менеджера. Она соответствует положению менеджера на предприятии и заключается в сложном творческом процессе преобразования получаемой разнообразной информации;

    Роли по выработке и реализации управленческого решения, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление и перспективы развития предприятия, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки планов и т.п.

Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, он организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров на предприятии, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к своим подчиненным.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

    Организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений предприятия;

    Руководителю предприятия в целом и его подразделений;

    Руководителю по отношению к подчиненным.

К менеджеру машиностроительного предприятия предъявляются следующие требования:

    Наличие общих знаний в области управления предприятием;

    Компетентность в вопросах экономики и технологии производства;

    Умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;

    Разработка, принятие и реализация обоснованных и эффективных управленческих решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и подчиненными;

    Наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на предприятиях;

    Умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение руководить людьми. Это умение включает:

    Знание своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

    Знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

    Устранение неспособных работников для сохранения единства и четкости функционирования предприятия.

Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта.

Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД).

Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение масштабно мыслить, рационально решать кадровые проблемы, разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения.

Следует отметить, что знающий и уверенный в своих силах менеджер обычно подбирает себе способных и перспективных подчиненных. В то же время менеджер, не очень уверенный в своих силах и поэтому боящийся конкуренции, старается подбирать себе менее квалифицированных подчиненных. В этом просматривается двойной вред для предприятия, где работает такой специалист: невысока отдача от самого менеджера и крайне низка эффективность управленческой деятельности подобранных им работников.

Еще одним важным аспектом ОСУД можно назвать умение четко и объективно оценивать деятельность своих подчиненных, перераспределять функции и отдельные задания между ними, делегировать подчиненным отдельные свои полномочия.

Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями и знаниями менеджера, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы.

Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров машиностроительных предприятий позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:

    Компетентность,

    Коммуникабельность,

    Стрессоустойчивость,

    Нравственность,

    Способность творчески решать проблемы,

    Смелость в принятии решений.

Компетентность подразумевает наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей.

Коммуникабельность зависит от темперамента (наилучшей коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера считается умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.

Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. Так, например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики. В то же время надо помнить о том, что стрессоустойчивость можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие.

К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность. Наряду с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Морально-этические качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера.

Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в современных условиях на производственных предприятиях.

Смелость в принятии решений является еще одним важным профессиональным качеством менеджера. В процессе принятия решений ему необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и, наконец, выбрать наиболее эффективный вариант решения.

Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет, как правило, вместе со стажем его работы. Однако это утверждение справедливо лишь в том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, т.е. работать творчески.

Поскольку менеджер стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.

Менеджер машиностроительного предприятия должен учитывать влияние на производственную деятельность так называемых факторов личного характера, к числу которых относятся:

    Стремление к улучшению служебного положения;

    Желание увеличить свои доходы;

    Риск того, что в результате участия в процессе перемен человек может понести убытки или в самом крайнем случае даже лишиться работы;

    Отрицательное отношение к изменениям, если, по мнению того или иного лица, в результате возникают структуры с привилегированным статусом;

    Боязнь принять неправильное решение;

    Нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу.

Труд менеджера имеет много специфических особенностей, связанных с характером самого труда, его результатом, а также оценками этого труда. Решаемые в процессе труда менеджера задачи предопределяют умственный, творческий характер этого труда.

Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также организации и стимулировании совместной работы подчиненных. Менеджер очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Результат деятельности менеджера чаще всего оценивается по достижению поставленных целей.

В настоящее время предъявляются серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются:

    Понимание природы управленческого труда и процесса менеджмента;

    Профессиональная компетентность;

    Знание должностных обязанностей;

    Умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию;

    Организаторские способности;

    Творческое мышление;

    Высокие нравственные качества;

    Непрерывное повышение квалификации;

    Способность к объективной самооценке.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и уметь использовать их в повседневной работе.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:

    Высокая информированность по профессиональным вопросам;

    Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

    Знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента;

    Способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

    Умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров включает способность работать с людьми и управлять собственными эмоциями.

В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - подчиненными, коллегами, руководителями, акционерами, заказчиками, другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью того предприятия, где работает менеджер.

Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт.

От ошибок и просчетов в работе не застрахованы самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления, работать над исправлением существующего на предприятии положения.

Профессиональная деятельность менеджера значительно различается в зависимости оттого, на какой ступени иерархии он работает. Одна из форм разделения труда менеджера носит горизонтальный характер и предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений машиностроительного предприятия. Следует отметить, что все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической ступени управления. Помимо них на предприятиях есть менеджеры, которые координируют работу этих менеджеров и руководят их работой. Таким образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.

Различают менеджеров низового, среднего и высшего звеньев.

Менеджеры низового звена представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка в цехе. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический и длительный контакт с подчиненными.

Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют отделили цех машиностроительного предприятия.

Менеджеры высшего звена осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами и должны нести всю полноту ответственности за результаты работы.

Ты решил стать менеджером по продажам. Хочешь узнать, что от тебя будут требовать? Требовать от тебя могут чего угодно, и с этим нужно смириться. Все-таки, менеджеры по продажам – самая популярная профессия, и если не знают, как назвать должность, ее обязательно назовут именно так.

Тем не менее, в этой статье я попытаюсь обозначить основные требования к менеджеру по продажам, которые реально нужны для данной профессии .

Примеры требований к профессии:

  • «умение удовлетворить клиента» – все-таки, удовлетворением клиентов занимается несколько другая профессия;
  • «знание фотошоп, 1С, автокад, SQL» – не знаю, что должен продавать этот менеджер, но работать он должен за половину исследовательского отдела «Майкрософт»;
  • «знание рынка товаров быстрого потребления основных ведущих производителей» – проще, по-моему, нанять Вассермана;
  • «умение выдержать посыл на три буквы не менее 10 раз за день» — при выдерживании 20 посылов присваивается должность старшего менеджера;
  • «ботинки с толстой подошвой» – второй комплект подошв выдается работодателем;
  • «миловидный внешний вид» – отклик на это предложение: мужчина 25 лет, весом 120 кг. хочет работать в вашей компании;
  • «наличие собственной базы, не занятой конкурентами» -интересно откуда она возьмется? Соискатель перед собеседованием должен прошерстить все компании и занести в базу, где не «пасутся» конкуренты.

Таких требований в вакансиях со временем попадается все реже, так как основные требования к менеджеру по продажам на рынке сформировались. Узнать их совсем несложно – открой 10 вакансий, и, как под копирку, там будут следующие: коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособность, ответственность, знание тех или иных программ . Не буду писать всю эту фигню, потому что она почти везде одинаковая, и к реальным требованиям, позволяющим менеджеру по продажам быть успешным, относится не более чем на треть.. Вся проблема в том, что пишут требования к менеджерам по продажам либо кадровые специалисты, либо руководители, которые не знают, как сформулировать одно требование: чтобы умели продавать. Поэтому большинство перед написанием своих требований открывает требования по аналогичным вакансиям и вносит их в список. При этом на собеседовании редкий интервьюер точно назовет те из них, которые были написаны в самой вакансии.

7 главных требований к менеджеру по продажам

Я назову ряд требований к менеджеру по продажам, обладая которыми ты сможешь получить хорошую работу, независимо от того, что написано в требованиях к вакансии.

    1) Коммуникабельность – общайся, задавай вопросы, восхищайся компанией. Делай это естественно, наработай легкость общения – это половина успеха на твоем собеседовании.

    2) Знание теории продаж. Без этого никуда. Даже если ты не умеешь применять все то, что написано в этих умных книгах, знать что в них написано, нужно, чтобы ответить на вопросы на собеседовании.

    3) Целеустремленность. Достичь можно всего, чего захочешь. Вопрос только во времени и затратах. Поэтому если ты продемонстрируешь работодателю цель и свое желание идти к ней, это накинет тебе баллы.

    4) Организованность. Самая большая проблема для активных и креативных менеджеров по продажам. Но крайне необходимое качество для успешного завершения сделок. Чтобы стать успешным менеджером по продажам одного драйва недостаточно. Хорошие руководители знают, что иногда лучше взять человека, который способен пробежать дистанцию чуть более медленно, но зато он будет бежать в одном направлении и достигнет финиша раньше, чем более скоростной, взрывной, но постоянно меняющий свой финиш кандидат.

    5) Умение слушать. Это умение, скорее всего, относится к коммуникабельности, но его необходимо выделить отдельно, поскольку для менеджеров по продажам оно одно из самых важных. Во время глобального исследования при анализе 12 тысяч сделок было выявлено, что в успешных сделках менеджер по продажам всегда говорил по времени меньше, чем клиент. Как его выработать, ты можешь узнать на нашем курсе или из других открытых источников.

    6) Знание того или иного рынка. Это требование часто встречается в вакансиях менеджеров по продажам. Иногда оно оправдано, иногда нет. Одно могу сказать: ты никогда хорошо не изучишь рынок по интернету, но тебя не должно останавливать это требование. Обладай другими навыками, и тебе могут простить незнание конкретного рынка.

Подведем итоги. Если ты прошел тест на предрасположенность к продажам положительно, у тебя есть задор и горящие глаза, все остальные требования не должны быть существенным препятствием к поиску работы. Кстати, если ты хочешь улучшить свои навыки продаж и стать настоящим профессионалом, рекомендую выбрать подходящий тренинг на странице « »

Менеджер - это член организации, который осуществляет руководство людьми, определяет цели работы и принимает эффективные решения. Менеджер в любой организации выполняет 3 группы ролей: - выступает в качестве руководителя организации или какого-либо подразделения; - информационные роли, т.е. менеджер может сам собирать и обобщать информацию о внешней и внутренней среде. Разъясняет стратегию организации, цели организации; - принимает управленческие решения.
Менеджер - это профессиональный управляющий, осуществляет квалифицированное руководство деятельностью. Работа менеджера строиться на комбинации двух фундаментальных составляющих: отношения к производству и отношения к людям.
Роль менеджера в условиях развития рыночных отношений в России очень велика. Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления и бизнеса в различных организационных подразделениях государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Эффективность управления - один из основных показателей совершенства управления - определяется путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной. Поэтому на практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов, как-то: производительность, степень достижения цели, управляемость, ритмичность работы, прирост качества.
Основные функции менеджера: - выработка общего плана действий всей организации; - координация всех подразделений управления; - воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей; - подбор кадров на различные участки управления. Сумма всех полномочий, которыми обладает менеджер называют властью. Совокупность всех методов и приемов, которые использует менеджер в своей деятельности их определенное сочетание называется стилем руководства. Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют методы убеждения. Это деление условно, трудно встретить представителей этих стилей в чистом виде.

Сегодняшние требования к менеджеру в каждой сфере свои. Менеджером принято называть управленца любого звена: от управляющего компанией до простого работника, которому просто доверено выполнение определенной задачи. Таким образом, требования к менеджеру могут меняться в зависимости и от выполняемых задач, и от сферы деятельности. Но есть и общие.

Управленец должен понимать, что от выполнения им своих задач зависит судьба целого проекта. Поэтому одним из важнейших требований к нему является мобильность и оперативность. Он должен по возможности быстро, но уж точно в установленный срок выполнять свою работу.

Внимательность – также важное требование, которому должен отвечать управленец любого звена. Ему должно быть под силу разглядеть мелочи. Именно из мелочей складывается общая картина. Если эти мелочи не заметить, вся картина может стать не совсем понятной.

Управленец должен знать, что кому сказать, а о чем промолчать. Умение владеть собственными эмоциями – важное требование. Это не значит, что нужно быть угрюмым и молчаливым – как раз наоборот. Для каждого управленец должен казаться другом, но оставаться на расстоянии. Это очень важное качество, которое стало требованием, и далеко не каждому под силу научиться так работать. Приходится зачастую наступать на горло своим желаниям и мнениям, чтобы ни в коем случае не испортить результат работы.

При всем при этом менеджер фактически должен знать о работе все. Если знает не все, то вид делать точно должен – и при этом тихо, чтобы никто не знал, латать пробелы в своих знаниях. Ни в коем случае управленец не должен ударить в грязь лицом перед конкурентами, партнерами и подчиненными.

Управленец всегда должен быть в маске удачливого человека, у которого нет проблем. Только так можно привлечь к себе клиентов, а с ними – удачу, так можно и подчиненным внушить, что результат работы будет достойным

Качества, которые необходимы менеджеру, разделяют на три группы:

Профессиональные;

Деловые.

К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и владение которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера.

К ним относятся:

Высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

Широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

Стремление к постоянному самоусовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

Поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

Умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, которые желают чтобы их уважали, поэтому владение положительными личными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. К ним принадлежат:

Физическое и психологическое здоровье;

Высокий уровень внутренней культуры;

Чуткость, заботливость;

Доброжелательное отношение к людям;

Оптимизм;

Уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

Умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к работе;

Энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерство, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, безкомпромисность в отстаивании своих прав;

Контактность, комуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собою;

Целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться;

Ответственность, способность руководить собой, своим поведением, работниками, временем, взаимоотношениями с окружающими;

Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и вести за собой подчиненных.

Работники управленческого труда играют особую роль в деятельности любой организации. Непосредственно не создавая материальных благ или услуг, они воздействуют на все стороны их производства – организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых зависит эффективность работы организации.

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.

В частности, к функциям управленческой деятельности относятся следующие.

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функцияцелеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

· целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;

· целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;

· целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемых управлением и необходимых для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т. п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т. п.

3. Информационно-аналитическая функция обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т. п. Без этого невозможно обеспечениецелеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная функция заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе в ее кадровом потенциале, подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, планировании их служебной карьеры.

6. Планирование представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т. п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в известных пределах обеспечивает сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10.Обеспечение компетентности и дисциплины устанавливает правила для всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации) сохраняет упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, ориентационным изменениям в структурных подразделениях, улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности персонала организации по решению стоящих перед ним задач.

Предметом управленческого труда является различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер.

Средством управленческого труда является организационная, офисная и вычислительная техника.

Результатом управленческого труда является управленческое решение. Результаты управленческого труда трудно поддаются количественной оценке. Они, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего, это преимущественно умственный труд.

Различают три вида умственного труда .

1. Эвристический труд – творческая составляющая умственной деятельности (труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов), направленная на разработку и принятие решений.

2. Административный труд – непосредственное управление деятельностью и поведением людей (выполнение различных организационно-административных операций), обеспечивающее координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов.

3. Операторный труд – это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера (информационно-техническая работа, включающая документационные операции, первично-счетные и учетные операции и т. д.).

Управленческий труд является необходимым и производительным, но вместе с тем он имеет особую производительную форму: занятыеуправленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но без их труда невозможно современное производство.

Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а преимущественно воздействуя на людей, которые решают эти задачи. Руководитель несет персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.

Деятельность руководителя складывается из отдельных этапов процесса управления (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Основные этапы процесса деятельности руководителя организации

В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта – целесообразность и эффективность. Целесообразность – это умение делать нужную работу. Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся в организации ресурсы.

6.2. Понятие, содержание и виды полномочий

Администрирование как четкая регламентация и строгое закрепление организационно-методических ресурсов профессиональной деятельности определяет состав и содержание полномочий каждого ее участника и подразделения.

В широком научно-методическом плане под полномочиями понимаются должностные обязанности, ответственное исполнение которых необходимо обеспечивается соответствующими правами.

Полномочия – официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в какой-либо сфере деятельности .

В условиях реальной организации под полномочиями понимается совокупность прав исполнителя, предоставляемых занимаемой должностью или дополнительным актом.

В управленческой литературе (см., например, ) широко представлена классификация управленческих полномочий.
В частности выделяют 4 основные группы управленческих полномочий (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Виды управленческих полномочий

1. Распорядительные полномочия предполагают, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Исходя из содержания решений, эти полномочия бывают общими, линейными и функциональными:

1.1. Общие полномочия , подразумевающие право на принятие решений, связанных с постановкой целей, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и пр., принадлежат высшему руководству.

1.2. Линейные полномочия , предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, означают, что первые предписывают вторым, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Линейными полномочиями обычно обладает руководство основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и пр.).

Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления технологическими процессами, организации труда персонала, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. п.

1.3. Функциональные полномочия сводятся к принятию решений о том, как достичь целей, т. е. о методах выполнения работы лицами, непосредственно подчиняющимися линейным руководителям. Для сохранения единства управления содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно ими обладают руководители таких служб фирмы, как плановая, бухгалтерская, кадровая, маркетинговая и т. п., являющиеся главными специалистами в соответствующих направлениях.

Перечисленные виды полномочий, таким образом, связаны с принятием инициативных решений, влекущих за собой активные действия.

2. Рекомендательные полномочия подразумевают предоставление (при необходимости) советов, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Такими полномочиями обладают, например, консультанты.

3. Представительские полномочия предусматривают выполнение по поручению руководства следующих функций:

– обеспечения согласованного взаимодействия субъектов на низовых уровнях управления (координационные полномочия). Обычно ими располагают различного рода комитеты и комиссии;

– проверку в установленных рамках деятельности субъектов, получение от них необходимой информации (контрольно-отчетные полномочия). Подобные полномочия могут быть возложены на специальные подразделения (например, контрольно-ревизионное), а также на функциональные службы (например, бухгалтерию).

4. Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатели в соответствии с законом обязаны выразить свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных или координационных полномочий. К ним относятся:

– предостерегающие полномочия. Ими располагает, например, юридическая служба, сотрудники которой проверяют соответствие таких решений действующим правовым нормам, указывают на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагают их исправить. В противном случае они не ставят своей визы под документом. В то же время руководители могут игнорировать мнение юристов, беря на себя всю полноту ответственности за возможные последствия;

– блокирующие (параллельные) полномочия. Ими обладает главный бухгалтер, без чьего согласия, оформляемого подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, не является законным и не может исполняться.

Кроме того, существует два основных способа распределения управленческих полномочий в организации.

1. На основе единоначалия и разделения полномочий. Это предполагает, что полномочия принимаются только из рук непосредственного руководителя, который затем без крайней нужды не вмешивается в деятельность исполнителя, а лишь контролирует его и при необходимости оказывает помощь.

2. На основе множественного подчинения и поглощения полномочий, когда вышестоящий руководитель (обычно собственник), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней управления, что в предыдущем случае считается недопустимым.

Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления. В результате их обладатели получают необходимые права для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без их обязательного согласования с руководством.

При этом возникает своего рода лестница полномочий, ступеньками которой эти уровни являются. Она отражает иерархию (соподчиненность) полномочий, ранг каждого участника управленческой структуры. Ранг закрепляется в статусе субъекта и выступает как фактор социального неравенства.

Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне, определяются параметрами, представленными на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Основные параметры, определяющие масштаб полномочий

Количественно масштабы полномочий характеризуются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем, и числом лиц, которые юридически должны выполнять принятые решения.

При распределении управленческих полномочий в организации исходят из следующих позиций:

– достаточности их для решения поставленных задач;

– увязки с полномочиями тех, с кем субъекту приходится взаимодействовать;

– обеспечения четкости линии полномочий, известности, от кого они исходят, кому передаются, и кто перед кем несёт ответственность;

– обязанности исполнителя в их рамках самостоятельно решать все проблемы и нести полную ответственность за свои действия.

Состав полномочий работника формирует должность, обязанности, права, ответственность

Чтобы эффективно реализовать свою роль в процессе управления менеджер должен обладать определенными качествами. Все исследования по менеджменту содержат указания на черты характера и качества менеджера. Так Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:


· образованность;

· технические знания;

· решительность;

· силу (физическую);

· тактичность;

· энергичность;

· рассудительность;

· честность.


А. Файоль считал , что менеджер должен обладать :


· предвидением;

· организаторскими способностями;

· быть компетентным;

· отличаться здоровьем;

· иметь развитый интеллект;

· высокий уровень культуры и нравственности.


Современные теоретики соперничают друг с другом в том, какими качествами и чертами характера стоит наделить идеального менеджера.

По мнению Джона Адаира , самыми ценными качествами руководителя являются:

Способность работать с большим кругом людей;

Умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;

Стремление к достижению больших целей;

Опыт руководства коллективом;

Большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя :

Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии;

2) сознание цели и направления . Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;

3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;

4) вежливость и обаяние . Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние;

5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.

Вудкок М. и Френсис Д. установили связь эффективного управления с такими качествами руководителя как:

· способность эффективно управлять собой;

· способность прояснять свои личные ценности;

· способность четко ставить цели;

· способность эффективно решать проблемы;

· способность к постоянному саморазвитию;

· способность творческого подхода к управлению;

· умение влиять на окружающих;

· понимание особенностей управленческого труда;

· способность эффективно руководить;

· способность обучать;

· способность находить групповую работу.

На наш взгляд, интересна квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым . Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.

1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.

1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.

1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.

1.4. Компетентность.

1.5. Способность предвидеть развитие событий.

1.6. Умение ставить цели.

1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль.

2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.

2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.

2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.

2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.

2.4. Владение стратегией эффективного мышления.

2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.

2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.

2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).

3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.

3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.

3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики;

Понятие "менеджер" имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:

Организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

Руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

Руководителю по отношению к подчиненным;

Администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:

Низшего;

Среднего;

Высшего.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

Знание технологии производственного процесса и его функционирования;

Знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

Знание общей экономической теории;

Знание теории маркетинга;

А также общая эрудиция по специальности;

Знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

Умение быть в форме;

Выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

Выдержка в любой конфликтной ситуации;

Коммуникативность;

Умение слушать;

Интуиция;

Приспособляемость к ситуации;

Восприимчивость критики, самокритичность;

Стремление к успеху и готовность работать для этого;

Возраст и внешние данные;

Сила воли;

3. Личные способности:

Умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

Умение распределять обязанности и давать четкие указания;

Умение стимулировать и мотивировать работников;

Легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

Ум и рассудительность;

Творческий потенциал;

Умение принять нужное решение;

Логическое, структурное, системное мышление;

Интуиция;

5. Рабочие приемы:

Рациональность и системность в работе;

Умение максимально концентрироваться;

Умение принятия решений и снятия проблем;

Самоменеджмент;

Умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

Активность и подвижность;

Энергичность;

Сила и здоровье.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях. Рассмотрим основные свойства руководителя:

1). Социальная направленность деятельности.

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2). Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3). Организаторские способности.

Одно из основных качеств руководителя - умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, - это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

Способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;

Практическая направленность ума - овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;

Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;

Наличие энергичности - способность заряжать своей энергией организуемых людей;

Требовательность - способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;

Склонность к организаторской деятельности - потребность в ней.

4). Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5). Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя - уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6). Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.

Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

Занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);

Признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8). Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры - все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9). Крепкое здоровье. Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечнососудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу, пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Важной проблемой является отбор и аттестация руководящих кадров. Задачи изучения свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению сложных функций управления людьми приобретают особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Наиболее обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

Наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;

Опрос - анкетирование для выявления самооценки менеджера и его оценки группой;

Естественный эксперимент (деловые, ролевые игры);

Экспертные оценки специалистов по управлению;

Психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;

Социометрия с целью установления престижа в группе и психологической совместимости;

Биографический метод (изучение документации, анализ личности).

Известно, что личность есть сложная система разнообразных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как тестирование, не может дать правильного прогноза относительно пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В свете последних лет требования, предъявляемые к личности менеджера, значительно повысились. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

В процессе решения экспериментальных задач члены группы устанавливают определенные взаимоотношения, благодаря чему определяется ролевая дифференциация людей:

Лидеры, способные руководить, организовать и направлять действия всей группы, показать личный пример;

Коллективисты, заботящиеся об успехе всей группы;

Индивидуалисты, предпочитающие работать изолированно;

Лица, способные быть только ведомыми.

Использование таких активных методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменяющимся условиям труда или работы на новом месте, позволяет более обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую роль оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитания. А вот конкретно, что должен и чего не должен делать опытный менеджер:

1. Руководитель - это управляющий, а не погонщик, поэтому он должен:

Вести коллектив, а не погонять;

Полагаться на кооперацию и содействие сотрудников, а не только на свою власть;

Держать сотрудников в курсе дел, заинтересовывать их в решении проблем, а не решать все самому;

Говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не говорить всегда «я»;

Подавая пример приходить вовремя, а не требовать этого только от других;

Исправлять свои ошибки, а не искать ответственных за них.

2. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.

3. Должен уметь ценить время подчиненных.

4. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.

5. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.

6. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.

7. Уметь вести дебаты и переговоры.

Менеджер должен служить своей организации в полную меру своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость в ее достижении.

3. Практическая часть.

Каждый человек вовлечен в "тонкую паутину" социальных отношений с людьми, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в нем перемена может угрожать им и вносить в их жизнь дискомфорт.

Работа жаждет всей энергии человека, главным образом, психологической. Ее можно использовать в позитивном, созидательном направлении, а можно - в негативном и разрушающем. Первое присуще эмоционально зрелому человеку. А для управленческой деятельности нужны (подходят) исключительно эмоционально зрелые люди.

Психологическая зрелость является немало важной частью имиджа руководителя организации, т.к. топ-менеджер должен быть морально подготовлен к нестандартным ситуациям. Он должен сдержанно реагировать на изменение окружающей среды и оперативно принимать серьезные решения.

Для выявления психологической зрелости менеджеров низшего и среднего уровня к работе на более высоких руководящих постах было проведено анкетирование трех специалистов различных организаций по следующим вопросам:

1. Умеете ли Вы сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение?

2. Способны ли Вы терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз?

3. Можете ли Вы много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого?

4. Умеете ли Вы внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей?

5. Способны ли Вы организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия?

6. Можете ли Вы выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством различных людей?

7. Умеете ли Вы влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры?

8. Способны ли Вы сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь?

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что должности на более высоких уровнях управления занимают люди более зрелые с психологической точки зрения. Они отличаются высокой коммуникабельностью, самоорганизацией и самоконтролем. Также менеджеры более высокого уровня способны в большей степени предотвращать конфликты, разрешать споры, принимать более значимые и обоснованные решения.

Структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества менеджера, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

Ключевое значение для эффективности деятельности менеджера имеют его нравственные качества.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.



error: Content is protected !!