Ледокол союз. Восстановление «Советского Союза

В этой сфере у СССР не было конкурентов, так как во льдах у Союза было полнейшее господство. Мы кололи замёрзший лёд мощнейшими атомными ледоколами, которые были только у нас. 22 октября 1977 года в своё первое плавание отправился ледокол «Сибирь». Сегодня мы хотим показать вам 7 атомных ледоколов СССР!



1. «СИБИРЬ»
Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.


2. «ЛЕНИН»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.


3. «АРКТИКА»
Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.


4. «РОССИЯ»
Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.


5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.


6. «ЯМАЛ»
Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.


7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»
Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.


22 октября 1977 года в свой первый рейс отправился атомный ледокол «Сибирь». Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

1. «СИБИРЬ»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

2. «ЛЕНИН»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

3. «АРКТИКА»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

4. «РОССИЯ»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

6. «ЯМАЛ»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

«Росатом» предложил Минобороны модернизировать атомный ледокол «Советский Союз», установив на него специальное оборудование военного характера. После этого корабль можно будет использовать в арктических водах в качестве подвижного командного пункта для недавно созданного Объединённого стратегического командования «Север». «Наша Версия» разбиралась, насколько реалистична эта затея и что может за ней стоять.

Как стало нам известно, Министерство обороны уже получило предложение «Атомфлота», однако реакция военного ведомства до сих пор неясна. Молчат и неофициальные источники. Всё это рождает две версии: либо в Минобороны пока ещё не определились, как реагировать на такое предложение, и не знают, что говорить, либо в недрах министерства действительно созрел какой-то план, однако он носит настолько секретный характер, что любая информация покрыта тайной.

На «Советском Союзе» есть место для пушки

«Советский Союз» является четвёртым кораблём в серии атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 10520. Он был построен на Балтийском заводе и введён в эксплуатацию в 1989 году. Его водоизмещение составляет около 23 тыс. тонн, максимальная скорость хода – 20 узлов. Атомная паропроизводящая установка ОК-900А, разработанная в ОКБМ им. И.И. Африкантова, включает два водо-водяных энергетических реактора номинальной мощностью 171 мегаватт каждый, что позволяет кораблю автономно находиться в море семь месяцев.

Таким образом очевидно, что возможности у ледокола широкие. Вот только зачем они военным?

Тут нужно приоткрыть тайну: с самого начала ледоколы этого типа проектировались так, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту. Так, в носовой части корабля перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

Учитывая это обстоятельство, идея о переоборудовании ледокола в штабной корабль уже не кажется такой уж неожиданной. Она тем более представляется логичной на фоне заявлений об освоении Арктики и планах России по созданию военно-морского арктического флота. Потому хотя и возникает вопрос, насколько современным может считаться оборудование, выпущенное 30 лет назад, всё же стоит признать: идея переоборудования ледокола под штабной корабль может в принципе оказаться жизнеспособной.

На тебе, Шойгу, что нам негоже

Однако, как и в любом проекте, встаёт главный вопрос: а сколько будет стоить преображение гражданского ледокола в боевую единицу? И с чего это вдруг в «Росатоме» решили отказаться от корабля в пользу военных? Что за аттракцион неслыханной щедрости?

Тут стоит обратить внимание на судьбу «Советского Союза». После распада СССР ледоколам долго искали сферы применения, пробовали в различных качествах и «Советский Союз». С 1991 по 1997 год его использовали для арктического туризма, а заодно для выполнения исследовательских работ. Однако применение атомного ледокола в качестве повозки для туристов вряд ли являлось адекватным способом окупить затраты на его содержание. В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт.

С самого начала ледоколы этого типа проектировались таким образом, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту.

В результате в 2010 году «Советский Союз» был выведен из состава флота. Сообщалось, что на нём запланированы работы по техническому восстановлению и модернизации. Спустя два года было объявлено, что выведение «Советского Союза» из технологического резерва завершится к 2014 году. Тогда затраты на загрузку топлива для двух реакторов этого атомохода и его ремонт оценивались в миллиард рублей.

Однако обещания «Росатома» так и не сбылись. Конечно, любопытно было бы узнать, сколько денег за эти годы корпорация списала на ремонт ледокола, но, увы, вряд ли это удастся. Вследствие чего возникает версия: похоже, что в ведомстве Сергея Кириенко просто решили перебросить на Министерство обороны свою застарелую проблему, доверив приводить в порядок «Советский Союз» военным. Ну а что – бюджет Минобороны с каждым годом растёт и под маркой необходимости оборонять Арктику передача ледокола будет выглядеть вполне себе патриотическим решением.

Но всё же рождаются сомнения: можно ли создавать командный пункт на столь гигантском слабозащищённом и медленном корабле? Ведь обнаружить и уничтожить такой объект будет невероятно легко, а потому потребуются значительные силы на его защиту. А если представить, что попадание в атомный ледокол ракеты может вызвать радиоактивное заражение большой территории, то идея «Росатома» покажется и вовсе нелепой.

Виктор Кравченко, начальник Главного штаба ВМФ (1998 – 2005 годы), адмирал:

– Флоту совершенно не нужно переоборудовать ледоколы в командные пункты, поскольку все большие корабли ВМФ России имеют возможность размещать их у себя на борту. Речь идёт не только о флагмане Северного флота тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», но и кораблях первого ранга. Эти корабли оборудованы специальными средствами связи и оборудованием для управления флотом, а также средствами защиты. Зачем что-то ещё использовать, совершенно непонятно. Чтобы создать командный пункт из ледокола, понадобятся большие, совершенно неоправданные финансовые вложения. Тем более что ледокол «Советский Союз» использовался исключительно для гражданских целей, поэтому его придётся практически полностью модернизировать. Утверждения, что ледокол сможет проходить во льдах и оттого именно такой командный пункт нужен флоту на Севере, также не выдерживает никакой критики. Подобные варианты использования ледоколов не рассматривались даже при Советском Союзе. Во льдах ему просто нечем управлять. По всей видимости, в «Росатоме» нет денег и не знают, как использовать свой корабль, вот они и предлагают подобные авантюрные варианты.

Конкретно

Предложения креативного применения кораблей с ядерными силовыми установками появляются регулярно. Например, в 1997 году родилась идея по использованию атомоходов для обеспечения Северного завоза. Так был проведён уникальный эксперимент: подводная лодка Северного флота доставила грузы в вахтовый посёлок Харасавэй Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако полностью выполнить поставленную задачу военные моряки не смогли: из-за мелководья лодка не могла подойти к берегу ближе, чем на 300 метров, поскольку возникла опасность попадания донного ила в систему охлаждения реактора. Поэтому мешки с мукой и сахаром выгрузили через погрузочный люк на лёд, после чего на оленьих упряжках товары доставили в посёлок.

В 2000 году Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» приступило к проработке вопроса о возможности переоборудования атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» в подводные транспорты. Инициаторами проекта выступили Министерство обороны и ОАО «Норникель». Последний для поставки своей продукции с Таймырского полуострова на Большую землю был вынужден арендовать несколько ледоколов, поэтому идея возить грузы подо льдом выглядела весьма перспективной. Однако проект так и не был реализован, поскольку для переоборудования подлодок в транспорты их пришлось бы практически полностью перестраивать, кроме того, из-за мелководья часть пути подлодка должна была преодолевать в надводном положении, следуя за ледоколом.

Ещё одна идея использовать субмарины в народном хозяйстве возникла в 2011 году, когда Мин-обороны приняло решение списать все стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». На северо-двинском предприятии «Севмаш» предложили переделать «Акул» в подводные танкеры-газовозы или морские грузовики. Однако от этой затеи отказались сразу же после составления сметы, которая оказалась астрономической. Впрочем, в 2014 году идея получила второе дыхание: вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что у технологии подлёдной добычи нефти и газа есть большое будущее, поэтому идею атомных подводных газовозов окончательно списывать со счетов не стоит.

Российский атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) Вячеслав Рукша .

Атомный ледокол «Советский Союз» в порту г. Мурманска. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал Рукша.

В чём причина?

Рукша пояснил, что причиной такого решения стали санкции западных стран против России. «Из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», — сказал глава «Росатомфлота».

Он также сообщил, что изучался вопрос об использовании ледокола арктической группировкой ВС РФ. Но для этой цели он оказался избыточен по мощности и в его использовании нет экономической целесообразности, пояснил Рукша.

Чем занимался ледокол?

С 2010 года «Советский Союз» не эксплуатировался. Он был выведен из состава флота из-за снижения объемов работ в Арктике.

Однако в 2014 году руководство «Росатома» приняло решение к 2018 году восстановить атомоход и задействовать его в новых шельфовых проектах. Предполагалось, что он будет способен передвигаться во льдах со скоростью 12-14 узлов (22-26 км/ч). После продления ресурса реакторной установки «Советский Союз» мог бы прослужить еще 20 лет.

В чём особенности ледокола?

Российский атомный ледокол класса «Арктика» «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность ледокола в том, что он был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

«Советский Союз» использовался для арктического туризма и в научных целях. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, которые участвовали в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

«Советский Союз»

Ледокол «Советский союз» (справа).

Флаг
Класс и тип судна атомный ледокол
Порт приписки Мурманск
Организация Российская Федерация
Оператор ФГУП «Атомфлот » госкорпорации «Росатом »
Изготовитель ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду 1986 год
Введён в эксплуатацию 1989 год
Выведен из состава флота 2010 год
Статус В отстое
Основные характеристики
Водоизмещение 22920 тонн
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м (высота борта)
Осадка 10-11 м
Двигатели ГЭУ
Мощность 75 тыс. л. с.
Движитель 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода макс. 20,8 узлов на воде
Автономность плавания 7 месяцев
Экипаж 100 человек

Ледоќол «Сов́етский Со́юз » - российский атомный ледокол класса «Арктика» , построенный на Балтийском заводе в Ленинграде . Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством .

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах . В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах «Советский Союз» служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№ 20, 21, 23, 18, 26) и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолётом ледокола.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода «Советский Союз» А. Г. Горшковского на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов «Балтийского завода» города Санкт-Петербурга. Подъём флагов осуществил пассажирский помощник капитана Н. Н. Румянцев

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт . Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике .

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна .

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

Основные технические характеристики

  • Наибольшая длина 147,9 м.
  • Наибольшая ширина 29,9 м.
  • Высота борта 17,2 м.
  • Водоизмещение 21 120 тонн.
  • Тип главной установки : атомная турбоэлектрическая, два реактора мощностью до 55 мегаватт .
  • Максимальная скорость хода на чистой воде 20,8 узлов .

Ссылки

  • . Рыбные Ресурсы (01.11.2006). Проверено 10 июля 2010. .
  • . Полярная Почта Сегодня. Проверено 10 июля 2010. .
  • Хребет Альфа. (27 июля 2007). Проверено 10 июля 2010. .
  • Владимир БЛИНОВ. . Мурманский вестник (23.08.2008). Проверено 10 июля 2010. .

Примечания

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.



error: Content is protected !!