Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения. Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе Единица измерения материального потока в логистике

Федеральное агентство по образованию

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Череповце

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

Контрольная работа

По дисциплине: Логистика

Вариант 7

Материальный поток и его измерители.

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия транспортировки и страхования;
  • финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ.

Материальные потоки определены как грузы, рассмат­риваемые в процессе приложения к ним различных логис­тических операций. Большое разнообразие грузов и логис­тических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необхо­димо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения боль­шой группы операций. Например, при проектировании рас­пределительной сети и определении количества и размеще­ния складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, - детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

Отношение к логистической системе;

Натурально-вещественный состав потока;

Количество образующих поток грузов;

Удельный вес образующего поток груза;

Степень совместимости грузов;

Консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный ноток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уров­не входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходи­мо, так как ассортиментный состав потока существенно от­ражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, ры­бой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно от­личаться от логистического процесса на картофелехранили­ще, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в про­цессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совме­щения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомоби­лями.

По удельному весу образующих поток грузов материаль­ные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматривае­мые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 - например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые мате­риальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продоволь­ственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и налив­ных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозить­ся в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в кон­тейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) - как правило, минерального происхождения. Пере­возятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживать­ся, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это мо­гут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с на­ливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.


3. ЗАДАЧИ.

Задача №1.

Построить кривую ABC-анализа для следующего множества:

Наименование объекта

Вклад объекта в порядке убывания

Доля объекта в общ вкладе, %

№ позиции объекта в первоначальном списке

Кол-во позиций нарастающим итогом (ось ОХ)

Доля объекта нарастающим итогом (ось ОY)


Вывод
: в группу А войдут объекты: О4,О9,О5; в группу В войдут объекты: О7, О6, О2, О10 ; в группу С войдут объекты: О8, О3, О1.

Материальные потоки по группам несбалансированны, т.е.

Группа

Стандарт

Фактич.

Вывод: материальные потоки группы А и В надо уменьшиь, а для группы С –увеличить.

Задача №2.

Годовой спрос D единиц, стоимость подачи заказа C 0 рублей/заказ, закупочная цена, С рублей/единицу, годовая стоимость хранения одной единицы составляет а % ее закупочной цены. Время доставки 6 дней, в году 300 рабочих дней. Найти оптимальный уровень заказа, издержки, уровень повторного заказа, число циклов за год, расстояние между циклами. Сравнить две модели: основную и с дефецитом (заявки выполняються).

a

Модель логистической системы с дефицитом:

1) Оптимальный размер заказа q :

2) Издержки ТС

3) Размер дефицита

4) Число циклов за год

n=D/q=650/86≈8 циклов

5) Расстояние между циклами

t=T/n=300/8≈38 дней

6) Точка заказа или уровень повторного заказа

q 1 =(t д D/T)-s=(180∙650/300)-42=348 ед

Модель логистической системы с фиксированным размером заказа:

1) Оптимальный размер заказа q :

2) Издержки ТС

3) Число циклов за год

n=D/q=650/61≈11 циклов

4) Расстояние между циклами

t=T/n=300/11≈27 дней

5) Точка заказа или уровень повторного заказа

q 1 =t д D/T=180∙650/300=390 ед

Вывод: Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система с фиксиро­ванным интервалом времени между заказами требует лишь периоди­ческого контроля количества запаса. Необходимость постоянного /чета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, отсутствие постоянного контроля за текущим запасом в системе с фиксирован­ным интервалом времени между заказами является ее основным преимуществом перед первой системой.

Следствием преимущества системы с фиксированным интервалом времени между заказами является то, что в системе с фиксиро­ванным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер, чем в первой системе. Это приводит к эко­номии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокра­щения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, ос­тавляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между зака­зами.

Задача №3.

В таблице приведены координаты восьми потребителей, указан месячный грузооборот каждого из них. Найти координаты снабжающего центра.

№ потребителя

Координата Х

Координата Y

Грузооборот

Вывод: логическое решение ориентировочное место для расположения склада должны иметь координаты (197;15)

Задача №4.

Осуществить выбор поставщика, если известна динамика цен на поставляемые товары. Данные приведены в таблице.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен:

Поставщик

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 1995.

3. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы - как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

В статье Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева «Логистика: основные понятия и положения», опубликованной в приложении к журналу «Логинфо», сервис определяется в качестве обслуживания, как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники. Здесь же авторы отмечают, что слово «сервис» имеет происхождение от английского «service» - служба, обслуживание .

В терминологическом словаре «Логистика» под редакцией А.Н. Родникова дано следующее определение сервиса: «Сервис – это услуги, оказываемые покупателю организацией, продавшей товар, в виде доставки, установки, наладки, ремонта товара» .

Существуют несколько правил организации логистического сервиса, получивших признание в мировой практике. Эти правила сформулированы В.И. Сергеевым в книге «Логистика в бизнесе»:

Гарантирование логистического сервиса;

Качество логистического сервиса;

Подготовленность персонала, усвоившего стандарты логистического сервиса;

Оценка качества логистического сервиса (рис.1) .


Рисунок 1. – Правила организации сервиса, установленные мировой практикой


Менеджеру по логистике необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень собственных услуг фирмы и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе логистического сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет предпринимателю создать представление о том, как он работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Ю.М. Неруш в своей книге «Логистика: учебник для вузов» пишет: «За рубежом широко практикуется такая форма сервиса, как проведение лекций и консультаций для покупателей. Как выбирать мясо; как готовить креветки; как выбирать фрукты и овощи – это все типичные темы консультаций, которые организуются и рекламируются менеджерами по логистике. Другим примером сервисных мероприятий этого типа является знакомство покупателей с историей тех или иных товаров, со способами выращивания и производства продуктов, с их питательной ценностью» .

Логистический сервис неотделим от культуры обслуживания. Без культурного и внимательного обслуживания сервис теряет свою привлекательность. И наоборот, без логистического сервиса культура обслуживания значительно менее эффективна, нежели при наличии качественного и всестороннего сервиса. Поэтому эти два определения необходимо рассматривать в их чёткой взаимосвязи и влиянии друг на друга.

Для принятия решения о комплексе сервиса в логистике менеджеру по логистике следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой из них. А.М.Гаджинский приводит следующий практический пример: «Канадские покупатели промышленного оборудования назвали 13 факторов логистического сервиса в порядке убывающей значимости:

1) надёжность поставок;

2) оперативность предоставления предложений по ценам;

3) возможность получения технической консультации;

4) предоставление скидок;

5) послепродажное обслуживание;

6) масштабы торговой сети;

7) простота вступления в контакт;

8) гарантия замены товара;

9) широкие производственные возможности поставщика;

10) возможность разработки товара по индивидуальному образцу;

11) возможность предоставления кредита;

12) наличие оборудования для испытаний;

13) наличие оборудования для механической обработки» .

Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурентам по надёжности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, всё же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и, тем не менее, не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне.

Рассмотрим следующий пример. Фирма «Монсанто К о » искала способ совершенствования комплекса логистического сервиса. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы «Монсанто» и корпорацией «Дюпон» и «Юнион карбайд». Среди потребителей все три фирмы славились надёжностью поставок и хорошей работой своих торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объёма услуг технического характера. Фирма «Монсанто» тотчас провела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для покупателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила дополнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампанию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, всё это дало «Монсанто» явное преимущество .

2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк» .

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей:

1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с момента покупки.

2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу действий для специалистов по ремонту.

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их по всей территории страны.

Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться дистрибьюторами и дилерами.

Оставить заботы по ремонту независимым организациям» .

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

Список использованной литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000.

2. Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999.

6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.


Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.

Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1, с. 84.

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002, с. 65.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 149.

Характеристики материального потока принято делить на две группы:

1. качественные

1.1. ассортимент;

1.3. марка;

2. количественные характеристики материального потока:

2.1. габариты;

2.2. количество материальных ресурсов (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные, но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади и массе);

2.3. интенсивность (другие аналогичные показатели - скорость, плотность и т. п.) потока - количество объемных или весовых показателей (еди­ниц) продукции, перемещаемое в логистической системе в единицу времени;

2.4. начальная (поставщик) и конечная (потребитель) точки пути;

2.5. траектория;

2.6. длина пути;

2.7. время движения.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения време­ни (сутки, месяц, год и т. д.). Например: тонн/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч, м 2 /год и др.

Виды материальных потоков

Выделяют следующие виды материальных потоков:

1. по отношению к логистической системе:

1.1. внешние . Протекают во внешней для логистической системы среде и способствуют достижению её основной цели;

1.2. внутренние . Протекают внутри ло­гистической системы;

1.3. входные . Поступают в логистическую систему из внешней среды;

1.4. выходные. Поступают из логистиче­ской системы во внешнюю среду;

При сохранении в ло­гистической системе запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

2. по удельному весу образующих поток грузов:

2.1. тяжеловесные . Обра­зуются грузами, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках же­лезнодорожным транспортом). Обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема;

2.2. легковесные . Обра­зуются грузами, у которых масса в одну тонну занимает объем более 2 м 3 . Не позволя­ют полностью использовать грузоподъемность транспорта;

3. по натурально-вещественному составу:

3.1. одноассортиментные (простые). Включают материальные ресурсы одного наименования;

3.2. многоассорти­ментные (сложные). Включают широкую номенклатуру материальных ресурсов;

4. по степени загрузки транспортных средств:

4.1. массовые . Возникают в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.;

4.2. крупные. Требуют для транспортировки более, чем одной единицы транспортного средства (до 10 вагонов, до 4 автомашин и т.д.);

4.3. средние . Транспортируются одной единицей транспортного средства (один вагон, одна автомашина и т.д.);

4.4. мелкие . Не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют при перевозке совмещения с другими, по­путными грузами;

5. По консистенции грузов:

5.1. насыпных грузов . Грузы (например, зерно) перевозятся без тары в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в авто­машинах. Обладают сыпучестью;

5.2. навалочных грузов . Грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.), как правило минерального происхождения, перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Обладают сыпучестью;

5.3. тарно-штучных грузов . Могут подразделяться по способу затаривания на потоки с грузами.

  • Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организации материальными ресурсами
  • Анализ расходов организации: цели, последовательность проведения, особенности показателей в различных отраслях деятельности потребительской кооперации.
  • Апарати місцевих та апеляційних судів: структура, основні завдання.
  • Материальный поток – это товарно-материальные ценности, находящиеся в состоянии движения или покоя, к которым применяются логистические операции, связанные с их преобразованием в процессе производства продукта или услуги, отнесенные к временному интервалу. Состав материального потока может быть представлен материальными ресурсами, полуфабрикатами, незавершенной продукцией, готовой продукцией. Материальный поток, находящийся в состоянии покоя, является запасом. Измеряется материальный поток количественными единицами измерения материальных объектов к единице измерения времени. Размерность материального потока выражается дробью: в числителе единицы измерения груза (т, штуки, л), в знаменателе единицы измерения времени (часы, сутки, месяцы). Материальный поток с позиции логистики может быть классифицирован по различным признакам:

    1.по отношению к логистической системе – внешние, внутренние, входные, выходные;

    2.по ассортименту – моноассортиментные и полиассортиментые;

    3.по степени определенности – детерминированные и стохастические;

    4.по признаку непрерывности во времени – непрерывные и дискретные.

    Материальный поток - это товарно- материальные ценности, находящиеся в состоянии движения или покоя, к которым применяются логистические операции, обеспечивающие их преобразование в процессе производства продукта или услуги, отнесенные к временному интервалу. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Типы материального потока:

    1) приемка товара

    2) выдача/ отпуск со склада

    3) складирование

    4) хранение

    5) транспортировка (внешние перевозки)

    6) внутрипрозводственные перемещения

    7) комплектация

    8) погрузка

    9) разгрузка

    10) упаковывание

    11) маркировка

    Состав материального потока может быть представлен материальными ресурсами, полуфабрикатами, незавершенной продукцией, готовой продукцией. Материальный поток, находящийся в состоянии покой называется запасом. Измеряется материальный поток количественными единицами измерения материальных объектов к единице измерения времени. Размерность материального потока выражается дробью в числителе единицы измерения груза (тонны, штуки, литры), а в знаменателе единицы измерения времени (часы, сутки, месяцы). Мат. Поток с позиции логистики может быть классифицирован по различным признакам:



    1. По отношению к лог.системе – внешние, внутренние, входные, выходные.

    2. по ассортименту – моноассортиментные и полиассортиментные.

    3. по степени определенности – детерминированные и стохастические.

    4. по признаку непрерывности во времени – непрерывные и дискретные.

    Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга.

    Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.



    Склад сырья → Цех №1 → Цех №n → Цех сборки

    Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

    Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

    Второй вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

    Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

    Процессный подход - один из принципов организации произ­водства. В контексте производственной логистики он используется в тянущих системах организации движения материального потока. В мировой практике управления предприятием в настоящее время активно используется построение производства в единый поток ра­бот - Workflow. Сущность такого подхода выражается в организа­ции взаимодействия информационного и материального потоков при реализации процессов потокового характера. Технология Workflow основана на описании и последующем анализе последова­тельности действий или задач, которые необходимо выполнить для достижения целей производства и/или предоставления услуг, на­правленных на удовлетворение потребностей клиента. Workflow технология позволяет создавать систему передачи элементов рабо­ты должностным лицам, контролирующим конкретные процедуры производства. Система создает равномерную загрузку всего коллек­тива предприятия, предоставляет информацию о контрольных сро­ках выполнения операций, осуществляет мониторинг и планирова­ние мельчайших элементов работы. Кроме того, она выявляет эле­менты процесса, которые способствуют удлинению времени произ­водства продуктов и услуг, а следовательно, увеличению затрат. Ста­новится возможным осуществлять анализ сокращения затрат сила­ми всего коллектива при взаимодействии с клиентом и повышать мотивацию коллектива к работе.

    В полиграфии это понятие применяется двояко: подход в орга­низации деятельности и название комплекса оборудования для вы­полнения работ (системы Agfa, Creo, Scitex). Внедрение информационной технологии в реализацию уп­равления предприятием позволяет формализовать процессы управ­ления. Построить схемы реализации бизнес-процессов как конвей­ер, по которому производственный процесс движется от одного исполнителя работ к другому и регламентируется информационным потоком в соответствии с принятым на предприятии набором про­цедурных правил или протоколов корпоративной информационной системы.

    Процессный подход в организации и управлении предприятия позволяет увеличить прозрачность бизнес-процессов, сделать их доступными для анализа, моделирования и совершенствования. Ис­полнители получают реальную возможность действовать эффектив­нее, правильно понимать свои функции, уровень компетенции и ра­ботать с большей степенью комфорта. При взаимодействии с парт­нерами и клиентами у предприятия повышается информационная готовность, растет степень доверия и надежность в выполнении обя­зательств Использование принципа процессного подхода является одним из требований стандартов серии ISO 9000 по созданию систем качества управления предприятием.

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями -- начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Материальный поток -- это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе -- единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

    Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

    Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

    Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

    Характеристики тары (упаковки);

    Условия транспортировки и страхования;

    Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

    Классификация материальных потоков:

    По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

    По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

    По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции -- это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

    По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

    - Массовый -- это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

    - Крупные -- это потоки нескольких вагонов или машин.

    - Мелкие -- это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

    Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

    5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

    - Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

    - Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

    По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

    По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

    - Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

    - Навалочные грузы -- как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

    Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

    - Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

    По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

    Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.



    error: Content is protected !!