Печатный станок 17 века описание в музее. Книжное дело России в XVII веке

книгопечатание ксилография искусство графический

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария, на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» -- около 1200 книг. Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне.

ПЕЧАТНАЯ КНИГА В XVII ВЕКЕ

В Московской Руси XVII в. имело место весьма своеобразное явление: книгопечатание здесь не было официально запрещено, но было монополизировано государством, которое присвоило себе право быть единственным печатником в стране. Все московские книгопечатники состояли на царской службе. До конца XVII в. книгопечатание в Московской Руси производилось в четырех пунктах: в Москве, в Александровой слободе (XVI в.), в Нижнем Новгороде и в Иверском монастыре. Первое десятилетие XVII в. было прямым продолжением XVI в., на московском Печатном дворе работало три «избы». Продолжал свою деятельность Андроник Тимофеев Невежа; после его смерти (ок. 1603г.) во главе дела стал сын -- Иван Андроников Невежин. В течение 1601--1611 гг. Невежины напечатали 10 изданий: Часовник, Служебник, Псалтырь, Постную и Цветную триоди, Апостол и Минеи на сентябрь -- декабрь.

Во второй «избе», организованной в 1605 г., мастером был человек разносторонних способностей Анисим Михайлов Радишевский. Происходил он с Волыни, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова. В 1586 г. Анисим Михайлов перебрался в Москву и стал работать на Печатном дворе «печатных книг переплетным мастером». Организовав свою «избу», Радишевский в 1606-1610 гг. выпустил в свет превосходно оформленное Четвероевангелие и большой по объему (1266 л.) Устав церковный.

Мастером третьей «избы» был Никита Федоров-Фофанов, выпустивший в 1609 г. Минею общую. В 1611 г., во времена польско-шведской интервенции, как о том рассказывает «Сказание известно о воображении книг печатного дела», «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть». Фофанов вывез свою «избу» в Нижний Новгород. Здесь в 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) -- так называемый Нижегородский памятник, найденный и опубликованный А. С. Зерновой. В следующем году типография из Нижнего Новгорода была перенесена в Москву, и Никита Фофанов 5 июня 1614 г. приступил к печатанию Псалтыри, вышедшей в свет 6 января 1615 г. С этого времени печатание в Москве шло бесперебойно.

В 1612 г. для Боярской думы была составлена «смета, во что станут две штанбы печатные, сделати два стана на фряское дело», документ, содержащий перечисление типографского оборудования. К 1620 г. типографию отстроили на старом месте, на Никольской улице. Здесь соорудили большую каменную палату у городовой стены, несколько деревянных хором. Мастера со своими «штанбами» постепенно переселились на вновь отстроенный Печатный двор.

Важнейшим событием в истории русского книгопечатания является замена ремесленной типографской мастерской предприятием мануфактурного типа. Старые печатные мастера были универсалами. Они резали пунсоны, лили шрифты, гравировали формы для иллюстраций и орнаментики, сами могли набирать текст, тискать его, подчас и сами переплетали готовые книги. Элементы разделения труда содержатся в смете 1612 г. Наряду с мастером упоминаются словолитец, знаменщик (художник), резец (гравер), столяр и кузнец. Ни наборщиков, ни печатников в этой смете нет. Документы 20-х годов свидетельствуют о росте разделения труда: на каждый стан, кроме мастера, полагалось 2 наборщика, 4 печатника -- «тередорщика» и 5 «батыйщиков», наносивших краску на форму. Несколько лет спустя одного из батыйщиков поставили разбирать использованный набор. Родилась новая специальность -- «разборщик».

В XVII столетии на московском Печатном дворе применялось несколько шрифтов, или «азбук», которые носили имена изготовивших их мастеров. Никита Фофанов отлил азбуку, которая называлась «никитинской», в 1687 г. она была возобновлена украинским словолитцем Арсением и получила название «арсениевской». «Осиповский» шрифт был назван по имени его мастера Осипа Кириллова. Мастер Кондрат Иванов изготовил пунсоны и матрицы «большого евангельского» шрифта. Отлил «азбуку» словолитец Иван Сильной. Впервые она была применена в Четвероевангелии 1627 г. Это - основной шрифт Москвы XVII в.

Основным полиграфическим оборудованием московского Печатного двора были ручные печатные станы. Изготовлялись они на самом дворе -- в «столярне». В Государственном историческом музее сохранилась исключительно точно изготовленная модель печатного стана. Основой служили два дубовых стола с горизонтальными перекладинами. На перекладинах крепилась «нажимная снасть», вертикальный металлический стержень, «прас», с винтовой нарезкой и заостренным нижним концом -- «паятником», который передавал давление нажимной плите -- «пияму». «Прас» поворачивали с помощью рукоятки -- «куки». Для подъема «пияма» при обратном движении «куки» на «прасе» предусмотрен пустотелый металлический куб -- «орех», закрепленный диском -- «торелью». К ушкам «ореха» веревками привязывался «пиям». Сам же «орех» ходил вверх и вниз в квадратном пазе средней перекладины печатного стана. Печатную форму помещали в «ковчег» -- деревянный ящик, установленный на выдвижной доске. На «ковчеге» был подвешен «тимпан» -- металлическая рама, затянутая кожей. Сюда перед печатью помещали чистый лист бумаги. Для защиты полей листа служил «фрашкет» -- вырезанная из пергамента и укрепленная на металлической основе рамка. Для нанесения краски на печатную форму использовались «матрицы» -- кожаные подушки с деревянными рукоятками. Подушки набивали конским волосом. Перед печатанием листы бумаги смачивали, накладывая их на влажный холст. Оттиски высушивали, развешивая их на веревках.

Известные нам книги XVII в. по содержанию распадаются на три группы. К первой относятся книги литургические, церковнослужебные, или культовые. Эти издания по оформлению представляют обособленную группу. Неизменным признаком церковнослужебных книг является двухцветная печать, черная и красная; технология двухцветного печатания в Москве XVII в. остается прежней, федоровской. Вторую группу составляют книги, предназначенные для благочестивого чтения и изучения вне церкви; третью группу -- книги совсем не религиозного содержания.

Азбук за последние две трети XVII в. было напечатано восемь изданий, в первой трети -- ни одного, так как основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была Псалтырь. Содержание московских букварей XVII в. восходит к букварям виленской и львовской печати.

Жизнь на московском Печатном дворе была полна страстей, нетерпимость порождала частые ошибки, недоразумения, вызывавшие поклепы и наветы, кончавшиеся обвинениями в ереси и преследованиями. Редактирование книг в XVII в. было делом отнюдь не безопасным. Чем более желали быть правоверными, тем фатальнее погрязали в заблуждениях. Нередко случалось, давали благословение на издание книги, а спустя некоторое время выносили ей осуждение как неправоверной, начинали ее переделывать путем замены листов или же перепечатывали целиком.

Политика книгоиздательства Москвы в XVII в. определялась, естественно, не только церковною, но и светской государственною властью, правительством определенного царствования. В 1645 г., после смерти царя Михаила, стали намечаться две линии. Первую, церковную линию проводил патриарх Иосиф, представителем второй линии был молодой царь Алексей и его окружение; результатом явилось расширение тематики издаваемых книг. Всего в XVII в. в Москве было напечатано семь книг вполне светского содержания; три были изданы в молодые годы царя Алексея. Их изданием книгопечатание впервые было поставлено на службу основным государственным потребностям: в послесловиях к книгам светского характера не упомянуто о «благословении» патриарха; в книге монаха Смотрицкого оно дается. Естественно, что первою заботой государства, окруженного со всех сторон агрессивными соседями, была забота о военной обороне. Борясь с западными армиями, приходилось идти в ногу с западной военной наукой. Чтобы не отстать от нее, перевели немецкую книгу Вальхаузена под заглавием «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» и напечатали в самом спешном порядке (с 1 июня по 26 августа 1647 г.). Выпуск издания задержался из-за того, что печатание гравированных на меди таблиц пришлось производить в Голландии, так как в Москве техника глубокой печати еще не была освоена. Вышло издание в 1649 г. с особым титульным листом, гравированным в Голландии на меди по рисунку Григория Благушина.

Линия развития старого московского книгопечатания определяется двумя точками: в первой точке, в конце XVI в., оно служит главным образом целям размножения литургических текстов; во второй, в конце XVII в., оно начинает освобождаться от этой исключительности и стоит в преддверии того, чтобы сделаться носителем общекультурных и научных ценностей. Интерес истории московского книгопечатания заключается в процессе его постепенного отхода от первоначального церковного импульса, в процессе его обмирщения, секуляризации, раскрепощения от уз теократической церковности. Процесс этот является частью общего культурного развития русского общества, но в памятниках печати он сказывается особенно наглядно.

В XVII в. рукописное книжное дело на Руси продолжало развиваться и играло крупную роль в русской культуре и просвещении.

Центром производства рукописных церковно-служебных книг был и по-прежнему монастыри. Деловая письменность представляла различные делопроизводственные документы и акты и находилась в ведении особой системы приказных учреждений и института площадных подьячих, выполнявших нотариальные функции.

По сравнению с предшествующим веком, численность писцов-профессионалов возросла. В XVII в. число светских писцов достигло 45. Одной из форм организации труда писцов-ремесленников были мастерские. Например, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы - художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали заказы и частных лиц.

Существовали в России в XVII в. и частные мастерские, объединявшие книготорговцев и художников. Работа писцовых мастерских характеризовалась разделением труда - каждая рукопись составлялась несколькими мастерами.

Введение книгопечатания в Московском государстве, как уже отмечалось, не привело к ликвидации рукописного способа производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России была распространена все еще более широко, чем книга печатная. Для этого существовал ряд причин. Это и несовершенство ремесленной техники книгопечатания, и дороговизна печатной книги по сравнению с более дешевой рукописной; это и влияние церкви, которая длительное время регламентировала чтение, в том числе, печатной книги, - факт, характерный не только для России. «В тех случаях, когда по тем или иным обстоятельствам печатная книга не могла удовлетворить общественного интереса, на помощь приходила книга рукописная, не связанная столь тесно с цензурно-политическим контролем, существовавшим за печатным словом».

Основные типографии. В XVII в. крупнейшим и, по существу, единственным в Московском государстве издательским центром был Печатный двор в Москве. На протяжении столетия он строился, разрастался, росла выпускаемая им печатная продукция.

В первое десятилетие XVII в. в Москве работали три типографские «избы». После смерти в 1602 г. Андроника Невежи во главе Печатного двора стал его сын - Иван Андроников Невежин.

В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба». В ней работал «печатных книг переплетный мастер» . Родом с Волыни, он, возможно, учился типографскому ремеслу у самого Ивана Федорова. Во главе третьей «избы» стоял мастер . Таким образом, уже в первое десятилетие XVII в. в Москве существовали три печатных станка, каждый из которых имел своего мастера. Печатались в них церковно-служебные книги: евангелия, минеи, церковный устав.

Во время польско-литовского вторжения «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостатов разорился и огнем пожжена бысть...».

В это тяжелое для страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы перебрался Аникита Фофанов. В 1613 г. он напечатал небольшую брошюру (тетрадь), так называемый «Нижегородский памятник», в послесловии к которой рассказывается о вторжении польской шляхты в русскую землю и чинимых злодеяниях. Автор выражает радость по поводу освобождения родины от вражеских войск и возрождения Московского государства.

В 1614 г. Московский Печатный двор был восстановлен, и на нем возобновил свою деятельность вернувшийся из Нижнего Новгорода Аникита Фофанов.

Во втором десятилетии XVII в. ремесленная стадия развития книгопечатания, когда почти все производственные операции выполнялись одним лицом, уступает место мануфактурной - с присущими ей специализацией и разделением труда. На Печатном дворе работают в это время наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краски на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения). Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. корректура и редакция печатавшихся книг. Правильня следила также за тем, чтобы печатались только те книги, которые были одобрены церковью и соответственно исправлены. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей: Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий, Арсений Суханов и др.

В начале 30-х гг. XVII в. на Печатном дворе появился новый мастер - Василий Федорович Бурцов-Протопопов. Он руководил особым отделением типографии и именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 книг.

В конце 70-х гг. в Троицкой башне Кремля была устроена так называемая «Верхняя» дворцовая типография. Это была личная типография царя, работавшая под руководством известного ученого, поэта и драматурга Симеона Полоцкого. В отличие от других типографий, она имела право издания книг без специального на то разрешения патриарха. За четыре года своей работы - с 1679 по 1683 г. - «Верхняя» типография выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений самого Симеона Полоцкого («Псалтырь рифмованная», «История о Варлааме и Иосафе», «Обед душевный», «Вечеря душевная»).

Помимо Московского Печатного двора в XVII в. существовала типография в Иверском монастыре Новгородской области. Сюда, по повелению патриарха Никона, в 1655 г. была переведена печатня Кутеинского монастыря (близ города Орши). В течение 1658-1665 гг. в Иверской типографии были напечатаны три небольшие книги и царская жалованная грамота Иверскому монастырю. В 1665 г. типография была переведена в Новый Иерусалим (Истра).

С 1647 по 1679 г. работала типография в Новгороде Северском. В ней было напечатано несколько изданий на славянском и польском языках, самым значительным из которых был «Анфилагион». В 1680 г. она была переведена в Чернигов.

Тематика и типы изданий. В XVII в. тематика рукописной книги становится все более разнообразной - она начинает постепенно утрачивать свой специфический религиозный характер, становится более светской и близкой к жизни. В московском обществе усиливается интерес к естественнонаучным и гуманитарным знаниям. В рукописных списках получают распространение оригинальные русские и переводные сочинения по истории и географии. Интерес к естественнонаучным знаниям нашел свое отражение в так называемых «травниках» - своеобразных лечебниках с описанием трав, их исцеляющих свойствах и способах их сбора. В XVII в. развивается интерес к общим вопросам биологии. Появились переводные сочинения, посвященные земледелию и животноводству. Значение, которое имели для хозяйственной практической деятельности точные календарные исчисления, породило интерес русских людей к астрономии. В середине XVII в. появились первые изложения взглядов Коперника на мир («Позорище всея Вселенные, или Атлас новый», «Селенография» и др.). Среди рукописных книг имелись произведения, дающие сведения из области механики, физики, химии. Отметим также появление рукописных книг технического содержания - по химической технологии и горному делу, по военной технике. Замечательным памятником русской рукописной книги технического характера является «Устав пушечных и других дел, касающихся до военной науки», одним из составителей которого был уже известный нам типограф и знаток военной техники Анисим Радищевский.

Рукописная книга отразила развитие русской исторической мысли. Изложение событий конца XVI и начала XVII в. содержится в книге «Новый летописец», написанной ок. 1630 г. Ряд произведений описывают исторические события прошлого, в частности, присоединение Сибири («Сибирские летописи»).

В рукописях распространялось подавляющее большинство литературных сочинений XVII в. Наряду с историческими повестями получили хождение произведения легендарного характера, бытовые повести («История о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии»). Появились первые драматические сочинения на русском языке, написанные силлабическими стихами. Автором их был Симеон Полоцкий. Большое место среди литературных произведений занимала сатира, обличавшая пороки дворян и духовенства, изображающая нищету и бесправие народа («Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякином суде», «Служба кабаку»). Во второй половине XVII в. широкое распространение в России получили переводные сборники нравоучительных повестей и рассказов: «Великое зерцало», «Звезда пресветлая», «Римские деяния».

К XVII в. относится появление первых русских (пока еще рукописных) периодических листков. Это так называемые «Куранты», или «Вести». Иногда их называли также «Столбцы». Названные так потому, что они писались на длинных - в несколько метров - узких листах бумаги, «столбом», т.е. сверху вниз. Читались «Куранты» вслух царю в присутствии небольшого числа приближенных бояр. Главное внимание они уделяли военным событиям за рубежом, придворной жизни, торговле и различным происшествиям. В «Курантах» встречаются сведения о Московском государстве, почерпнутые чиновниками Посольского приказа из зарубежной почты: о расколе («великой смуте о вере»), о стрелецком бунте, о борьбе украинского народа за независимость. Самые ранние, не сохранившиеся номера московских «Курантов» относятся к 1621 г. Первое время они составлялись в одном экземпляре как дипломатический тайный документ. В последние два десятилетия XVII в. их переписывали уже в нескольких экземплярах, и они постепенно стали утрачивать свой секретный характер. «Куранты» существовали до 1701 г., послужив основой для первой русской печатной газеты «Ведомости».

В отличие от рукописной книги, разнообразной по тематике, содержание печатных книг XVII в. определялось, главным образом, потребностями церкви. «Апостолы», «псалтыри» все еще составляют основную массу продукции Московского Печатного двора.

В то же время изменения в жизни московского общества - развитие хозяйства, государственного управления, сдвиги в культуре и просвещении - приводят к некоторым важным переменам и в издательской деятельности Печатного двора. Прогрессивным фактором следует считать выпуск сочинений, предназначенных не для собственно церковной службы, а для повседневного чтения. В эту группу входят сочинения церковных писателей Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и др.: сборники, составленные из произведений византийских писателей, украинских и русских авторов. Сюда же нужно отнести и «Пролог» - обширное собрание житийных и нравоучительных статей. Как сборники (или точнее, «соборники»), так и «Пролог» пользовались большой популярностью у русского читателя. Московское издание «Пролога» 1641 г. явилось первой русской печатной книгой для чтения.

Особую группу изданий XVII в. составляют буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя.

Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцов-Протопопов. В 1634 г. им был издан печатный «Букварь». Первое его издание очень быстро разошлось, и уже в 1637 г. книга была переиздана. Во втором издании, кроме церковных текстов, были помещены вирши о целях и методах учения. «Букварь» или «Азбука» Бурцова интересна также и тем, что в ней впервые в русской печатной книге XVII в. была помешена гравюра светского содержания - фронтиспис, на котором изображена сценка наказания провинившегося ученика.

В середине XVII в. спрос на печатные буквари заметно возрос. Они часто переиздавались большими для своего времени тиражами. Один из самых интересных букварей XVII в. - «Букварь словенороссийских письмен» Кариона Истомина. В нем впервые был применен метод запоминания букв с помощью картинок. Букварь был издан для Алексея, сына Петра I. Весь текст награвирован на меди в 1694 г. Леонтием Буниным. Кариону Истомину принадлежит также другой примечательный букварь, отпечатанный в 1696 г. обычным типографским способом.

В 1648 г. вышло первое московское издание «Славянской грамматики» Мелегия Смотрицкого. Московское издание было дополнено отрывками из сочинений Максима Грека и примерами грамматического разбора предложений. Для своего времени это было серьезное научное сочинение, которым пользовались вплоть до XVIII в. «Славянская грамматика» - одна из семи светских книг, изданных в Москве в XVII в. В их числе - «Учение о хитрости ратного строения пехотных людей» - переводе немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга большого формата с 35 медными гравюрами и сплошным награвированным титульным листом по рисунку Григория Благушина. Напечатана в 1647 г. Гравюры в ней были выполнены по особому заказу царя Алексея Михайловича в Голландии.

В 1649 г. выходит в свет первое печатное издание свода русских законов «Уложение царя Алексея Михайловичам. Развитие торговли, усиление влияния купечества вызвали появление таких специальных книг, как «Грамота о таможенных пошлинах» (1654 г.), «Считание удобное (1682 г.), предназначенных для людей «купующих и продающих». В 1699 г. в Москве была издана последняя светская печатная книга XVII в. - «Учение о строении пеших полков».

Рис. 4.2. Лань. Гравюра из "Обшей истории четвероногих", 1790 г.

В XVII-XVIII вв. расширился ассортимент печатной продукции, Стали печататься периодические издания. Впервые появилась печатная газета. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В XVI в. в Венеции за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzеtta, откуда и произошло русское слове «газета». Первая печатная газета появилась в Германии в 1609 г. Еженедельная газета стала выпускаться в Париже в 1632 г., а ежедневная и регулярная газета (Leipzigеr Zeitung) - в Германии в 1669 г. В 1665 г. во Франции стал выходить первый в мире научный журнал (Journal des savants). Изменился и ассортимент печатных книг. В XVI в., как мы помним, среди европейских книг преобладала религиозная тематика, а сами книги печатались на латыни. Начиная с XVII в., все возрастает количество политических книг, новелл, романов, и эти книги печатаются не на латыни, а на народных языках - французском, немецком, голландском и т.д. Что касается России, первые книги там печатались на древнеславянском языке и также имели религиозный характер. В начале XVII в., наряду с печатными, широкое распространение имели рукописные книги, которые и удовлетворяли полностью потребность в светской литературе, т.к. грамотных людей в России было мало, но с середины XVII в. стали печататься и книги светского характера.

В 1702 г. с января печатается и первая русская газета «Ведомости». Ее считают продолжением русской рукописной газеты «Куранты», которая выходила в единственном экземпляре при дворе царя Алексея Михайловича. С 1728 г. выходит первый в России ежемесячный журнал, который был приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и назывался «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 г. в Петербурге были отпечатаны первые русские бумажные деньги, которые представляли собой ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Наконец, в 1796 г. в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии, которая называлась «История, профессии, техника и технология книгопечатания».

В 1707-1710 гг. в России осуществлялись реформы Петра I. Император лично правил рисунки шрифтов. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу разрешалось использовать только для церковных книг. В 1711 г. была построена первая типография в молодой столице - Петербурге.

Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому они имели ограниченный спрос. В удешевлении книги были заинтересованы и издатели, и читатели. Поэтому в течение XVIII в. кожаный переплет постепенно был вытеснен картонным и бумажной обложкой; покупатель мог со временем заказать для книги в обложке, переплет или вообще обойтись без него. Для увеличения сбыта книг на рубеже XVIII и XIX вв. название книги и фамилию автора на специальных бумажных наклейках стали помешать на корешках книг и на передних страницах обложек. Привлеченный такой рекламой читатель, зайдя в книжную лавку за одним изданием, мог купить и другие.

Книгопечатание успешно развивалось. За последние 10 лет конца XVIII столетия в странах Европы было основано 900 новых газет, возросли тиражи книг, газет, журналов, открылись сотни частных издательств. С увеличением ассортимента печатной продукции, с ростом тиражей возрастала и потребность в бумаге. Поэтому, как мы уже сообщали ранее, в этот период времени были сделаны два изобретения, позволившие удовлетворить потребность в бумаге. В 1670 г. в Голландии был сконструирован ролл - устройство для размола волокнистых материалов при производстве бумаги. А в 1799 г. была изготовлена первая в мире бумагоделательная машина.

В течение XVII-XVIII столетий совершенствовалась и полиграфическая технология. Была изобретена плоская печать - литография, создана гравюра с углубленными на разную глубину печатающими элементами. В 1677 г. Симон Гутовский построил первый в России металлографский станок. В конце XVII в. с глубокой гравюры целиком отпечатали букварь, составленный монахом Карийоном Истоминым. Совершенствовались типографские шрифты, создавались новые гарнитуры. Пьер Фурнье впервые предложил типографскую систему мер для измерения и унификации размеров шрифтов. Предпринималась попытка, правда неудачная, ускорить ручной набор. В 1725 г. шотландец Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы (от греч. logos - слово и typos - отпечаток). Так назывались литеры с наиболее употребительными словами и отдельными слогами. В 1729 г. Вильм Гед предложил отливать стереотипы - монолитные копии с набора, выполненные в масштабе 1:1. Для отливки стереотипов он использовал гипсовые матрицы. Эти матрицы содержали углубленные отпечатки в гипсе, полученные с полос набора. Такая матрица хранится в Британском музее. В 1789 г. был предложен способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце ХIII в. было сделано выдающее открытие, относящееся к гравюре на дереве - изобретена торцовая ксилография. Совершенствовалась и печатная техника. В 1790 г. в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В отличие от печатного станка на печатных машинах механизировано не только создание давления для передачи краски с формы на бумагу, но и другие этапы печатного процесса, например, нанесение печатной краски на форму. Наконец, в 1800 г. в Англии Чарльз Стенгоп впервые изготовил печатный станок, полностью состоявший из металла и позволявший печатать с форм, которые имели в два раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.

В 1643 г. голландец Людвиг фон Зиген создал гравюру с углубленными на разную глубину печатающими элементами, названную впоследствии меццо-тинто (от итал. mezzo - средний и tinto - крашеный). При изготовлении таких форм поверхность металлической пластины предварительно обрабатывалась специальным инструментом - качалкой с острыми зубцами. На пластине оставались равномерно распределенные по поверхности мелкие углубления, дающие при печати черный тон. При изготовлении формы гравер с помощью специальных инструментов сглаживал отдельные участки, в результате углубления становились более мелкими, и толщина красочных слоев, которые с них передавались, становилась меньше, а, следовательно, их яркость увеличивалась. Такие печатные формы изготавливались вручную, но характер их печатающих элементов такой же, как и у современных печатных форм глубокой печати.

В 1765 г. француз Жан Лепренс, долго работавший в России, создал гравюру акватинта. Такая гравюра тоже содержит печатающие участки, углубленные по-разному, но она изготавливается с помощью травления. Технологический процесс состоял в следующем. Сначала на медную пластину наносили контуры рисунка и слегка травили. Затем ее припудривали порошком канифоли и подогревали. В результате на пластине получались мелкие углубления, так называемое акватинтное зерно. Потом расплавленную смолу удаляли, закрывали кислотостойким лаком самые светлые участки будущего изображения и снова травили. Операцию повторяли несколько раз. В результате получались печатающие элементы, углубленные на разную глубину в соответствии с передаваемыми тонами.

Около 1720 г. французский художник Жак Леблон разработал технологию многокрасочного печатания с нескольких углубленных гравюр. Сначала он пытался на глаз разложить цветное полутоновое изображение на семь основных красок и затем воспроизвести его на совмещенном оттиске. Вскоре художник понял, что достаточно ограничиться тремя красками - красной, синей и желтой. В дальнейшем он ввел дополнительную коричневую (согласно некоторым источникам, черную) краску, использовав ее в качестве контурной. Для точного совмещения красок при печати Леблон использовал то, что в наше время называется «приводкой по штифтам». В каждой форме Леблон просверливал отверстия, расположенные одинаково по отношению к изображениям, а на столе металлографского станка укрепил металлические штырьки, на которые надевал формы в процессе печатания. Следы отверстий, оставшихся на оттисках, позволяли надежно контролировать совпадение красок при печатании (приводку) . В дальнейшем для этих целей стали наносить «кресты» на обрезных полях. В работах Леблона заложены основы цветоделения, которые затем стали применяться в практике многокрасочной печати. Они были усовершенствованы и получили широкое распространение значительно позже, когда в практику цветовоспроизведения вошли фоторепродукционные процессы. В наши дни для этих целей используются цифровые технологии. Как мы увидим далее, цветные оригиналы воспроизводят четырьмя красками - пурпурной (красно-синей), голубой (сине-зеленой), желтой (красно-зеленой) и черной, а цветоделение производят с помощью оптических устройств, которые называются светофильтрами.

В начале XVIII в. ксилография была почти вытеснена углубленной гравюрой на металле, отличавшейся высоким качеством изображения и хорошей передачей полутонов. Но гравюра на металле имела ряд недостатков. Как мы знаем, при печатании с углубленной гравюры требовалось очень высокое давление, поэтому ее нельзя было объединять вместе с текстом в одной печатной форме. Кроме того, сам процесс изготовления такой гравюры отличался значительной трудоемкостью.

В конце XVIII в. англичанин Томас Бьюик возродил гравюру на дереве, создав торцовую ксилографию. Для своих работ он использовал доски поперечного распила, изготовленные из твердых пород дерева. Доски он составлял из небольших брусочков, подбирая их таким образом, чтобы в них использовались поперечные разрезы волокон. На рис. 4.1 показан процесс изготовления доски для торцовой ксилографии. Сначала бревно распиливали на кружки толщиной около 30 см, которые затем обстругивались, шлифовались и доводились по толщине до высоты типографского шрифта (25,1 см) (рис. 4.1а), затем из кружков выпиливали прямоугольники (рис. 4.1b), из которых потом и собирали торцовые доски (рис. 4.1с). На торцовых досках все направления реза равноценны, поэтому можно прорезать очень тонкие штрихи и передавать штриховкой различные полутона. Торцовую ксилографию называют еще полутоновой. Работы Т. Бьюика иллюстрируют «Всеобщую историю четвероногих», изданную в 1790 г. и «Историю английских птиц» (1797-1804). На рис. 4.2 показана гравюра из «Истории четвероногих». Вскоре торцовая ксилография Т. Бьюика начинает занимать господствующее место в художественном оформлении книги, используется также и в иллюстрировании газет и журналов. Только в конце 80-х гг. XIX в. она была постепенно заменена растровой автотипией, т.е. преобразованием полутонового изображения в микроштриховое на стадии фотографирования с помощью оптического инструмента - растра. С этим процессом мы более подробно познакомимся в дальнейшем.

Первые формы плоской печати, литографии (от греч. lithos - камень) были предназначены для прямой передачи краски на бумагу и изготовлялись на камне - известняке (рис. 4.3 ). На таких формах гидрофобные печатающие элементы создавались путем рисования жирной краской или жирным карандашом, а гидрофильные - обработкой специальным раствором, состоящим из полимера (гуммиарабика) и азотной кислоты.

Изобретатель плоской печати Алоиз Зенефельдер родился в 1773 г. в Праге в небогатой семье. Он окончил гимназию в Мюнхене и хотел стать драматургом.

Зенефельдер решил сам напечатать свои пьесы, но у него не было средств для покупки типографского шрифта. Тогда он решил изготовить печатную форму высокой печати из камня (известняка), углубив пробельные элементы с помощью азотной кислоты. Следует заметить, что в конце XVIII в. уже были известны печатные формы из камня: Симон Шмид осуществлял печать с каменных плит, гравируя на них печатные формы, как с возвышенными, так и с углубленными печатающими элементами.

Сначала Зенефельдер, нарисовав изображение на известняке и протравив камень на свободных от изображения участках, получил форму высокой печати. На ней печатающие участки имели незначительную высоту - чуть больше 2 мм. Получить хорошие оттиски с такой формы было проблематично, но Зенефельдер успешно использовал ее для печатания нот.

В дальнейшем изобретатель заметил, что жирная печатная краска значительно лучше ложится на те участки, где она уже была. Написав несколько слов на поверхности камня, он обработал ее слабым раствором азотной кислоты. Образовался незначительный рельеф, использовать который для высокой печати было нельзя, так как краска при нанесении закатала бы и пробельные участки. Тогда он смочил форму водой, в которую добавил полимер - гуммиарабик и азотную кислоту, а затем нанес на нее краску, которая легла только на печатающие участки. Так появились формы плоской печати, у которых, как мы уже знаем, и пробельные, и печатающие участки лежат практически в одной плоскости, но пробельные воспринимают только воду (они гидрофильны), а печатающие только краску (они гидрофобны). Это случилось чуть больше 200 лет назад в 1798 г. (по некоторым источникам в 1797 г.).

Зенефельдер постоянно совершенствовал литографию. В дальнейшем он сконструировал и построил первый литографский станок (рис. 4.4 ), кроме того, он написал учебник по литографии.

В литографской печати использовался прямой способ передачи краски на бумагу, поэтому изображение на форме должно было быть зеркальным. Сначала текст писался в зеркальном виде жирным карандашом или специальной тушью на камне, что было неудобно. Зенефельдер предложил использовать переводную литографию. При этом способе прямое изображение сначала рисовалось жирной краской на бумаге, а затем переводилось на камень.

Литография или как ее тогда называли «химическое печатание», изобретенная в конце XVIII в., получила в дальнейшем широкое распространение. Прежде всего, литография нашла применение для печатания иллюстраций. Главным преимуществом литографии по сравнению с гравюрами на дереве или на металле была ее дешевизна, т.к. на изготовление печатной формы затрачивалось значительно меньше труда. Недаром этот способ назвали «гравюрой бедняков». Из полиграфии литографию постепенно вытеснила плоская офсетная печать. Но, благодаря тому что литография обладает хорошими изобразительными возможностями, она, наряду с гравюрой на дереве и на металле, нашла широкое применение в качестве станковой графики: художники сами создавали и печатали литографии. В области литографии работали Адольф Менцель, Делакруа, Домье. Создавали литографии и такие известные русские художники, как Кипренский, Шишкин, Репин, Серов и др.

К XVIII в. относится деятельность таких типографов и художников в области шрифта, как Джон Баскервиль (1750-1779) и Джамбатиста Бодони (1740-1813). Разработанные ими гарнитуры шрифтов баскервиль и бодони использовались и в XX в. Следует заметить, что даже первоначально гарнитура бодони была разработана и для русского шрифта.

До середины XVIII в. не существовало какой-либо стандартизации типографских шрифтов. Каждый типограф изготовлял литеры таких размеров, которые считал нужными. Поэтому нельзя было смешивать в одной наборной форме продукцию, полученную от разных словолитчиков. Хотя даже в специальной литературе того времени появлялись высказывания о том, что все литеры должны иметь одинаковый рост (высоту), словолитчики этим рекомендациям не следовали. В 1737 г. Пьер Фурнье предложил в качестве единицы измерения шрифтов типографский пункт, равный 1/364 королевского фута, или 0,375 мм. Величину типографского пункта Фурнье подсчитал неточно. Позднее его поправил Фирмен Дидо; типографская система мер получила его имя и использовалась, пока существовал металлический набор. В ее основе лежал пункт, равный 0,3759 мм. 12 пунктов составляли цицеро или 1/4 квадрата; четыре цицеро - один квадрат . В Англии и США действовала другая система, пункт в которой равен 0,35 мм, а 12 пунктов составляют пику . В связи с переходом к компьютерному набору эта система теперь действует повсеместно.

Фурнье усовершенствовал и наборный инструментарий. Он сконструировал типометр, который позволял измерять литеры, строки и полосы набора.

Рубрика: О полиграфии и дизайне

В 1563 году в той части Москвы, которая называлась Китай-городом, было сооружено каменное здание первой русской типографии. Ее несложное оборудование состояло из печатного станка и нескольких наборных касс. К сожалению, печатный станок, на котором работал Иван Федоров в Москве, не сохранился. При пожара 1571 года сгорел и первый печатный двор.

В память о печатном станке Ивана Федорова русские мастера в XVII веке сделали его точную, уменьшенную в 6 раз копию (модель хранится с Государственном историческом музее в Москве).

В основу конструкции печатного станка положен винтовой пресс. Печатание текста начиналось с набора строчки. В особую пластинку - верстатку - укладывали набранные строчки (в знаменитом «Апостоле» строка содержала 37 буке), всего в наборной полосе умещалось 25 строк. Рамку с набором ставили на талер. Батырщик (то есть рабочий у пресса) накатывал набор специальной типографской краской с помощью ручного валика или мацы - большой кожаной рукавицы. Краску делали из смеси вареного льняного масла и сажи. На декель клали лист чистой бумаги, прикрыв его сверху рашкетом. Поворотом боковой рукоятки талер задвигали под пиан. При повороте куки пиан опускался вниз и давил на талер.

При этом лист, лежавший на декеле, через прорези рашкета плотно прижимался к полосам набора. Через некоторое время батырщик поворачивал куку от себя, и пиан поднимался вверх. Подняв рашкет, мастер вынимал лист с готовым текстом.

Русский книгопечатник внес много нового в технику книгопечатания. Впервые в мире Иван Федоров стал применять двухцветное печатание с одной наборной формы: в готовом наборе приподнимались цветные детали, под них подкладывались снизу особые брусочки, таким образом получали двухъярусную наборную форму. Форму накатывали красной краской - краска ложилась только на верхний ярус - и делали отпечаток. Потом детали верхнего яруса вынимали, остальной набор прокатывали черной краской и снова делали отпечаток на тот же лист. Так на бумаге отпечатывался двухцветный текст. Этот способ значительно упрощал процесс печатания, экономил время и силы печатника. Исследователи считают, что идея такого способа печати была подсказана Ивану Федорову рукописными старославянскими книгами.

1. Рама пресса.

2. Рама с готовым набором.

3. Винт пресса.

4. Кука - рукоять пресса.

5. Пиан - гладкая доска, которая располагается над наборной рамой.

6. Талер - выдвижная доска. К талеру на петлях приделаны: - декель - узкая рама, обтянутая плотной материей, и рашкет, или маска, - лист пергамента с прорезанными в нем «окошками», соответствующими величине наборных полос. Назначение рашкета - предохранить бумагу от замазывания полей краской.

7. Нижняя станина пресса, по которой движется талер.

8. Рукоятка для выдвижения талера.

Впервые появилась газета в германии в 1609. Еженедельная в Париже 1632. Ежедневная и регулярная в германии в 1669. В 1665 во Франции первый научный журнал. Изменился ассортимент книг. В 17 в. растет количество политических книг, новелл, романов, печатаются на народных языках.В 17 в. широкое распространение имели рукописные книги, удовлетворяли потребность в светской литературе. Начали печататься книги светского характера. В 1670 в Голландии был сконструирован ролл-устройство для размола волокон на бумаге. В 1677 Гутовский посторил первый в мире металлографский станок. В конце отпечатали букварь.

Характеристика книгопечатанья в 18 веке.

В 1702 первая русская газета «ведомости»; ее считают продолжением «куранты». С 1728 выходит первый в России ежемесячный журнал «месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 в Петербурге напечатаны первые русские бумажные деньги. В 1796 в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии «история, профессии, техника и технология книгопечатания». В 1707-1710 в России Осуществлялись реформы Петра 1. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу - только для церковных книг. В 1711-первая типография в Петербурге. Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому кожаный переплет был вытеснен картонными и бумажными обложками. Название и автора помещали на корешок книг и на первые стр обложек. Книгопечатание успешно развивалось, было создано 900 новых газет, выросли тиражы книг, азет, журналов, около сотни издательств. Возрасла потребность в бумаге. В 1799 первая в мире бумагоделочнаяная машина. В 1725 Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы. В 1729 Вильм Гед предложил отливать стереотипы. В 1789 способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце 13 века изобрели торцевую ксилографию. В 1790 в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В 1800 в Англии Чарльз Стенгоп изготовил печатный станок, состоящий из металла, и позволяющий печатать с форм, которые имели в 2 раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.



error: Content is protected !!