Первый полет самолет топливозаправщик ил 78м 90а. Новейший российский топливозаправщик совершил первый полет

На ульяновском заводе «Авиастар-СП» началась стыковка фюзеляжа первого российского воздушного топливозаправщика Ил-78М-90А. Самолет создан на базе самолета Ил-76МД-90А, серийное производство которого развернули в Ульяновске. Ил-78М-90А станет первым топливозаправщиком, произведенным в России: прежде все самолеты Ил-78 собирали в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова.

После стыковки фюзеляжа будет производиться установка горизонтального и вертикального оперения, а затем стыковка крыла, оно уже положено на рабочие места. Наша задача — поднять в следующем году этот самолет в воздух. Это первый летный образец, который будет проходить государственные испытания. По их результатам, надеемся, будет заключен еще один госконтракт, — рассказал руководитель авиазавода Сергей Дементьев.

Ил-78М-90А будет основным отечественным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе. Одновременно он сможет заправить два самолета фронтовой авиации (типа Су-27 и МиГ-29) — для этого будут использоваться агрегаты, установленные на крыле. С хвостовой части фюзеляжа смогут заправляться самолеты дальней и специальной авиации. На земле Ил-78М-90А сможет обеспечить топливом до четырех воздушных судов.

От базовой модели Ил-78М-90А отличается дополнительными топливными баками емкостью 50 тонн каждый. Самолет оснастят четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 — они имеют повышенную степень двухконтурности и взлетную тягу. При выполнении взлета пилоты смогут использовать два взлетных режима: максимальный, повышенный с тягой 16 тонн, и максимальный — с тягой 14,5 тонны. На авиазаводе отметили, что удельный расход топлива двигателей на 12-14 процентов ниже расходов двигателя Д-30КП.

Кроме этого, топливозаправщик может использоваться в качестве военно-транспортного судна: он имеет рампу, оснащен десантным оборудованием, при необходимости на нем можно установить систему для пожаротушения.

По словам Дементьева, во время последнего приезда в Ульяновск командующий военно-транспортной авиацией Владимир Бенедиктов заявил, что сегодняшняя потребность в топливозаправщиках — около 30 воздушных судов. Плюс 120 самолетов базовой, «десантной» версии.

— И это только для госзаказчика, не считая заказов на экспорт. В наших планах с 2017 года начать поставлять самолеты за рубеж, — уточнил руководитель авиазавода.

Напомним, пока по госконтракту с Минобороны РФ «Авиастар-СП» должен построить 39 воздушных судов. В нынешнем году ульяновские авиастроители передадут военному ведомству, в общей сложности, три самолета Ил-76МД-90А. Один уже сдан, второй находится на стадии приемосдаточных испытаний, третий также готов и ожидает своего часа в производстве окончательной сборки — в начале ноября его перекатят на летно-испытательную станцию.

25 января 2018 года в Ульяновске первый полет совершил летный образец новейшего самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А (бортовой № 0201). Пилотировал его шеф-пилот «Ильюшина», Герой России, заслуженный летчик-испытатель Николай Дмитриевич Куимов.

Полет прошел успешно, все системы отработали штатно. Топливозаправщик создан на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и создание конструкторской документации ОКБ Ильюшина, а также производство воздушного судна на АО « » осуществлялось на основе цифровых технологий.

Авиазавод специализируется на производстве транспортных самолётов Ил-76МД-90А , пассажирских и грузовых самолётов семейства Ту-204 , сервисном обслуживании и модернизации тяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан», также занимается монтажом интерьеров и отработкой систем самолётов семейства Sukhoi Superjet 100 . Участвует в кооперации по производству нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 и лёгкого транспортного самолёта Ил-112.

Новый российский тяжелый транспортник празднует первый юбилей >>

Ил-78М-90А - первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 (ПС - Павел Соловьев) с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. Является модификацией турбовентиляторного двухконтурного двигателя ПС-90А. Удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП , установленного на предыдущие модификации самолетов-топливозаправщиков. В результате Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью и может брать большее количество топлива, запас которого составляет более 160 000 литров . Конструктивно: турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения.

Перспективы «Ильюшина» >>

Воздушный танкер приспособлен для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Модернизированный Ил-78 позволит производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (Су-27 или МиГ-29) с использованием агрегатов заправки, установленных на крыле. С хвостового агрегата заправки возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до 4-х самолётов.

Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения. Переоборудование осуществляться в условиях аэродрома. В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком ВКС России.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Самолет-заправщик Ил-78М.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Ил-78М — самолет-заправщик, разработанный в АНТК Ильюшина на базе самолета-заправщика Ил-78 . Первый полет состоялся 3 июля 1987 года. В фюзеляже установлены два съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг — конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолетах, в частности на бомбардировщиках Су-24).

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60000 — 65000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

Допускается одновременная дозаправка одного самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолетов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85720 кг, производительность при раздаче топлива 900-2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолета на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащенное оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке. Находится на вооружении ВВС России. Строится серийно на Ташкентском авиазаводе.

Модификация Ил-78М
Размах крыла, м 50,50
Длина самолета, м 46,59
Высота самолета, м 14,76
Площадь крыла, м2 300,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета 98000
-максимальная взлетная 210000
Внутренне топливо, л 118000
Тип двигателя 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117,70
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 7
Максимальная нагрузка: 85720 кг топлива,
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 57720 кг топлива, фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

Самолет-заправщик Ил-78М заходит на посадку.

Ту-160 готовится к дозаправке от самолета-запращика Ил-78М.

Дозаправка двух истребителей-перехватчиков МиГ-31 от самолета-заправщика Ил-78М.

Ту-142МР имитирует дозаправку от Ил-78М. Парад в день ВМФ России 2017 г. Фото / Валерий Смирнов.

Ил-78М во время дозаправки. Фото / Евгений Лебедев.

Ил-78М. Фюзеляжный УПАЗ, заправочный шланг размотан.

Список источников:
Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78М Самолет-заправщик.

Дозаправка в воздухе / Фото: photo.qip.ru

Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива благодаря двум дополнительным бакам. Об этом сообщил 26 октября журналистам гендиректор предприятия " " Сергей Дементьев.

С.Дементьев уточнил, что каждый из дополнительных топливных баков может нести по 50 тонн топлива. Заправка возможна двумя способами - с хвостовой части и со стороны двух крыльев самолета.


Сергей Дементьев / Фото: aviastar-sp.ru

Одновременно в воздухе может производиться заправка трех лайнеров.При этом ранее сообщалось, что на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов, сообщает ТАСС.

Техническая справка

(по кодификации НАТО: Midas ) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Фото: Пресс-служба МО РФ

Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.

Модификации:

  • Ил-78 - Базовая модификация
  • Ил-78В (проект) - Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
  • Ил-78М - Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ - (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МК (проект) - (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
  • Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 по май 2012 годов.
  • Ил-78М-90 (проект) - Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

Фото: Пресс-служба МО РФ


Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 50.50
Длина самолета, м 46.59
Высота самолета, м 14.76
Площадь крыла, м2 300.0
Масса, кг пустого самолета - 40000
Масса, кг максимальная взлетная - 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива


error: Content is protected !!