«Раньше туфли даже снились». Обувных дел мастер о тонкостях профессии

В натруженных руках Ирины Пенер уже побывали тысячи (если не десятки тысяч) босоножек, туфель, полусапожек, ботильонов и прочей обуви, которую женщина реанимирует вот уже более тридцати лет кряду. Завидев в мастерской по ремонту обуви представительницу прекрасного пола, мастерски постукивающую по подметкам молоточком, многие удивляются: мол, разве женская профессия? Но Ирина свое дело знает, любит и при этом «как сапожник» не ругается.

О том, почему сапожник сегодня — практически вымирающая профессия, как с первых минут распознать в клиенте «придиру» и что для обуви — смерти подобно, — в интервью с Ириной Пенер.

Ирина попала в эту достаточно редкую (особенно для женщины) профессию, можно сказать, случайно. Живший по соседству пожилой сапожник часто рассказывал девушке о тонкостях своего ремесла и был из таких умельцев, кто мог с нуля раскроить и сшить сапоги. Да такие аккуратные и добротные, что сносу им не было. Конечно, сегодня необходимости шить обувь вручную нет, но на тот момент этого было достаточно, чтобы заинтересовать девушку. И когда организация, в которой работала Ирина, развалилась, она, вспомнив о своем интересе к сапожному делу, устроилась ученицей на местную фабрику по пошиву и ремонту обуви.

«Я — сапожник с сапогами»

«Начинала я с самого легкого для женских рук — сшивала обувь на машинке, меняла замки, — вспоминает Ирина. — Мастер мне попался хороший. Помню, все учил меня: «Умей всё, да не всё делай». И, в принципе, я научилась всему, что должен знать сапожник. Но разнообразные сложные операции, где требуется немалая физическая сила (например, оторвать каблук или подошву, просверлить что-то), — все это я прошу делать напарников-мужчин. Сама же занимаюсь более «ювелирной» работой. Но для себя, если понадобится, могу сделать все и самостоятельно.

Что касается всем известной поговорки «сапожник — без сапог», тут я тоже не оправдываю народную мудрость. И собственную обувь, и обувь всех родных (а у меня уже трое взрослых детей и семеро внуков) содержу в порядке, целости и сохранности".

«Мы всегда в курсе, какая обувь в моде»

«Конечно, за тридцать лет работы сапожником я какой только обуви не повидала! Приносят нам и валенки (кстати, их достаточно сложно чинить — все шьется вручную), и концертные туфли сплошь в стразах, и молодежные босоножки на огроменной платформе…

А еще нам очень легко проследить, какие модели туфель нынче в моде. Можно даже по магазинам не ходить. И, конечно, с уверенностью могу сказать, что мода возвращается. Поэтому когда некоторые клиенты приносят еще добротные остроносые туфли с просьбой срезать и скруглить носы (а мы делаем и такое), иногда так и хочется сказать: «Да подождите вы пару лет, и они снова будут самым писком».

Кстати, недавно приезжала к нам белоруска, живущая в Германии, привозила на ремонт целый чемодан обуви — пар, наверное, двадцать. Говорит, у нас такой ремонт обходится раза в три-четыре дешевле, чем за границей. Так вот, у нее почти все туфли были как раз таки остроносые. А поскольку мы обычно от Европы отстаем по моде на годик-другой, беру на себя смелость предположить, что скоро обувь с острыми носами заполонит и наши прилавки".

«Одного взгляда на туфли хватает, чтобы определить, придирчивый ли клиент»

«В каждой профессии есть какие-то приметы, наблюдения, которые вырабатываются с опытом. Так, например, я заметила, что чем более „убитая“ обувь, и уж тем более если грязная (бывает, что летом приносят зимние сапоги в комьях прошлогодней грязи), то сто процентов клиент, забирая отремонтированную пару, будет придираться, высказывать свое недовольство по разным поводам — короче, истреплет все нервы. И у этой закономерности есть простое объяснение: если человек не уважает сам себя, что доводит собственную обувь до такого состояния, то с чего вдруг он будет с уважением относиться к сапожникам и к работе, которую они выполняют?..»

«Посмотреть на „бабу с рукой в сапоге“ сбежался весь медперсонал»

«Мои основные инструменты, с которыми приходится иметь дело практически каждый день, это специальный крючок, нож, ножницы, кусачки, отвертка, молоток, гвозди, обувной клей, иголки и нитки.

Конечно, без травм не обходилось, особенно поначалу. Бывало, так по пальцу молотком саданешь, что и правда хочется ругнуться «по-сапожницки»!.. А однажды случился со мной и впрямь анекдотичный случай. Пришивала подошву к сапогу: одна рука внутри, а другая работает острым крючком. И как-то меня угораздило засадить себе этот крючок прямо под ноготь той руки, что в сапоге. И все, вытащить не получается. Сама себя пришила. Смех смехом, а больно же! Пришлось скорую вызывать. Конечно, врачи всю дорогу похихикивали: уж больно забавно я смотрелась. В больнице потом чуть ли не весь персонал сбежался посмотреть на «бабу с рукой в сапоге». Долго не знали, как меня вызволить, потому что не видно было, глубоко ли крючок сидит. И сапог резать жалко — чужой ведь. Но в итоге все благополучно закончилось: и для пальца, и для сапога".

«Увы, сапожников с маникюром не бывает»

«Какие у нас, сапожников, профессиональные заболевания? Спина болит часто, соли скапливаются, сутулость развивается из-за того, что работа сидячая. Я вот спасаюсь только тем, что приучила внуков бабуле массаж делать.

Конечно, не слишком хорошо на здоровье отражается и работа с клеем, разными растворителями.

Ну и руки у меня, посмотрите какие. Во-первых, пальцы с годами от постоянной работы с сапожным инструментом, становятся кривоватыми, шишковатыми. И клей, конечно, въедается в руки.

Так что сделать на моих руках более-менее приличный маникюр достаточно сложно. Пару раз делала, но уже после нескольких часов, проведенных на работе, этот маникюр что был — что не был…"

«Свечи, суперклей, стиральная машина — чем люди только не портят обувь»

«Очень часто бывает так, что люди, сами того не желая, портят свою обувь. Одна из самых распространенных проблем — попытки починить туфли, босоножки и иже с ними с помощью суперклея. Мало того что эта идея изначально обречена на провал, так еще и очень сложно потом сапожнику исправить положение. Потому что такой клей затвердевает и уже не размягчается ни нагреванием, ни какими-то другими способами. Остается только один выход — срезать. И далеко не всегда это можно сделать так, чтобы не повредить обувь еще больше.

Также часто сталкиваемся с тем, что люди, особенно пенсионеры, из экономии пользуются для «ухода» за своими сапогами подсолнечным маслом, жиром, смазывают замки, «чтобы не заедали», свечкой. Ничего хорошего из этого не выходит, уж поверьте.

А еще есть люди, которые додумываются стирать обувь в стиральной машине. Например, босоножки из кожзама или тряпичные тапочки с «бумажной» стелькой. То, что в таких случаях остается от обуви, в слезах приносят нам…"

«Сейчас многим обувь проще выбросить, чем отдавать в ремонт»

«Конечно, обувь нам приносят в самом разном состоянии. Бывает такая, что, казалось бы, проще выбросить. Хотя конфетку можно сделать, конечно, даже из совершенно истрепанной и сношенной пары. Другой вопрос, сколько трудов на это уйдет и сколько заплатит в итоге за ремонт клиент. Обычно, когда говоришь, сколько стоит выполнение сложных операций вроде полной замены подошвы или тех, где требуется много специального сапожного клея — а он отнюдь не дешевый, — люди и правда идут и просто покупают себе новую обувь на рынке.

Нынешняя доступность и дешевизна обуви из искусственных материалов сильно снизила востребованность ремонта обуви . Если в советские времена обувь покупалась по талонам, чуть ли не «на века», и ее носили годами, отдавая в ремонт раз за разом до тех пор, пока на ней не оставалось живого места, то сейчас, как только обувь выходит из строя, ее просто выбрасывают. То есть если раньше у нас собирались на починку полные мешки туфель, сапог и босоножек, и людям приходилось ждать своей очереди по три-четыре дня, то теперь часто заказ делается день в день или, как мы это называем, «с ноги» — то есть в присутствии владельца.

Да, и сейчас мы без работы не сидим: бывает, я ремонтирую и по сорок пар в день, но, конечно, с прошлыми временами тут и сравнивать нечего. Тем более что очень многие девушки и женщины сейчас переходят на обувь без каблуков: балетки, туфли на танкетке, слипоны и кроссовки. А это значит, что им уже не нужно менять набойки или супинаторы…

Поэтому считаю, что профессия сапожника, если и дальше так пойдет, будет уходить в небытие. Уже сейчас, знаю, многие училища, которые раньше готовили таких мастеров, уже закрыли наборы на эту специальность. Так что я и мои коллеги, вполне вероятно, — последние из могикан…"

Сборщик обуви - мастер, обувщик, создающий из отдельных деталей готовые туфли, сапоги и ботинки. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Еще сравнительно недавно, каких-нибудь 200 лет назад, обувь изготавливалась исключительно вручную, индивидуально или крохотными партиями. Этим занимались сапожники. Сегодня обувь в основном производится массово. Мастера, занятые в массовом производстве, называются обувщиками.

Сборка обуви - это десятки конвейерных операций: от сборки верха до прикрепления низа. Чем больше предусмотрено элементов, тем больше операций приходится выполнить. Это конвейерная работа, а сборщики считаются самым многочисленным отрядом обувщиков. От раскройщиков на конвейер поступают отдельные детали верха, которые постепенно соединяются друг с другом, переходя от рабочего к рабочему. Сначала на деталях намечаются места декоративных швов, затем обрабатываются и шлифуются и подкрашиваются края деталей, затем их сшивают на швейной машине и т.д.

Сшивание и украшение декоративными швами - очень ответственные операции, которые требуют от мастера точности и аккуратности. Строчка союзки и строчка канта - самые сложные этапы работы. Мастер ведёт линию шва в полутора - двух сантиметрах от края, и строчка, если она выйдет кривой, нельзя распороть и переделать, особенно если обувь кожаная. Игла оставляет на обувной коже неисправимые следы, а испорченная деталь отправляется в брак.

Наконец, когда верх готов, все детали сшиты и проклеены, к нему можно крепить ходовую часть ботинка. Для этого могут использоваться разные технологии - от склеивания до литья. Чтобы приклеить подошву, надетый на колодку готовый верх промазывается клеем по местам соединения будущего соединения. К ним с помощью пресса прижимается подошва. Это тоже очень важный момент: если подмётку приклеить сикось-накось, исправить оплошность уже не получится.

Чтобы все приклеилось идеально, нижнюю часть заготовки ботинка обтачивают.

Сборщик обуви может специализироваться на изготовлении верха, изготовлении низа или соединении верха с низом.

Моды, фасоны, конструкции обуви постоянно меняются. Это значит, что сборщику обуви приходится постоянно осваивать новые алгоритмы работы, новые операции. С другой стороны, с опытом приходит мастерство, с которым никакие нововведения уже не страшны.

Минусы профессии . Приходится работать в быстром темпе, в цеху обычно бывает шумно, в воздухе неизбежно ощущаются испарения красящих, клеящих веществ и пр. Если не обращать внимания на свою осанку, долгая сосредоточенная работа может привести к болям в спине, к сутулости. Долгая работа на ногах может привести к расширению вен на ногах, заболеваниям суставов.

Компенсировать многие производственные вредности можно лишь здоровым образом жизни, прогулками, плаванием, удобной обувью и т.п. Чтобы уберечь от шума свой слух, рабочие используют специальные противошумные наушники, беруши.

Рабочее место

Сборщик обуви может работать на обувных фабриках, мастерских по индивидуальному пошиву обуви (в том числе ортопедической).

Важные качества

Профессия сборщик обуви предполагает хорошую координацию движений, чувство ритма, быструю реакцию, аккуратность, умение концентрировать и распределять внимание.

Также необходима физическая выносливость. Заболевания центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, слабое зрение (если оно не компенсируется очками), аллергия на некоторые вещества не позволяют работать на конвейере.

Оплата труда

Зарплата на 05.03.2020

Россия 24000—70000 ₽

Москва 20000—67000 ₽

Знания и навыки

Сборщик обуви должен знать технологию производства обуви, владеть операциями по сборке.

Где учат

Профессию сборщика обуви можно получить в колледжах, готовящих кадров для обувной промышленности.

Ателье по ремонту обуви в Доме бытовых услуг как будто бы было всегда и как будто бы всегда здесь работала Раиса Анатольевна Борисова. И это почти правда. Пройдя через серию реорганизаций, пережив свободное плавание, и преобразовавшись в малое предприятие, ателье по ремонту обуви продолжает работать для жителей Кронштадта, а Раиса Анатольевна - им руководить.

Сегодня в ООО «Кронкоб» работают семь человек: главный бухгалтер Галина Колениковна Чупригина; мастера обувщики Сергей Алексеевич Коротков, Виталий Викторович Пятаков и Владимир Васильевич Шуляр, две приемщицы: Наталья Зудерман и Мария Краснослободцева.

Раиса Анатольевна закончила Ленинградский механико-технологический техникум легкой промышленности и в 1967 году по распределению стала работать в Доме бытовых услуг Кронштадта. Сфера бытового обслуживания, как ни странно нам сегодня это слышать, только начинала развиваться. Молодой специалист два года работала приемщицей, замещая в период отпуска заведующих соседних отделов: в химчистке и «Бюро добрых услуг». Впрочем, совсем недолго. Уже через два года с начала трудовой деятельности Раиса Анатольевна и сама стала заведующей. И была бы в ее трудовой книжке одна единственная запись о месте работы, если бы не преобразования в нашей стране. Еще в советское время кронштадтское ателье по ремонту и пошиву обуви присоединили к ленинградскому объединению «Нева», а в 1991 году началось свободное плавание для всех предприятий потребительского рынка.

Не все сумели приспособиться к новым условиям, но «Кронкоб» сумел. И хотя жизненные стереотипы тоже меняются, и многие предпочитают не ремонтировать обувь, а покупать ее только на один сезон, - есть люди, уважающие добротную, аккуратную и качественную обувь, которую есть необходимость чинить, чтобы носить ее несколько сезонов.

Как покупать хорошую обувь и как за нею ухаживать, чтобы служила подольше? - интересуемся у мастера-обувщика № 1 Владимира Васильевича.

Подошва обуви должна быть шире затяжной кромки стельки. Если подошва узкая, то при носке края сапог или туфель лягут на асфальт и получатся дырки. Ухаживать? Вытирать и чистить, в сырую погоду применять водоотталкивающие кремы, воск. Ну и не занашивать - вовремя менять набойки, не стирая каблуки до основания. И еще: ремонтировать обувь не к началу, а по окончании сезона.Зачастую, как на охоту идти, так и собак кормить. Если же забыли привести в порядок демисезонную обувь, то самое время сделать это зимой. Весной у обувщиков работы не впроворот.

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Моя профессия – мое призвание. Я мастер по ремонту обуви.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

Я ремонтирую обувь, даю ей «вторую жизнь». Меняю собачки, замки, каблуки, подошву, укрепляю ступенаторы, прошиваю подошву.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Специальное образование не требуется. Нужно лишь желание учиться этому мастерству. Вообще у меня средне – специальное образование. Работать сапожником пришел 5 лет назад, поработав немного, понял, что это прибыльное занятие и вскоре открыл свой киоск по ремонту обуви.

4. Опишите свой рабочий день.

Рабочий день зависит от меня. Когда работы много, а это в основном осенний, весенний период рабочий день начинается с 7 утра и заканчивается в 6 часов вечера. Когда работы мало работаю с 9 утра до 6 вечера. Прихожу на работу, принимаю заказы, перед обедом еду на фабрику закупать необходимый материал. Обеда как такового нет, если сильно занят обхожусь быстрыми перекусами, когда есть время хожу в столовую и обедаю как следует. Весь день принимаю и выдаю уже сделанные заказы. Выходные выбираю сам, когда нужно, но бывает, что их вообще нет. Отпуск беру по мере надобности, если куда – то уезжаю, а так работаю без отпуска.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Почти комфортны. В киоске тепло, имеется радио, портативный DVD, вентилятор, но есть и свои минусы: пыль, стружки (от наждака), мусор.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Прежде всего это свобода: я могу сам распоряжаться своим рабочим днем, выходными. Постоянно общаюсь с людьми, завожу новые знакомства, имеются постоянные клиенты, которые ценят мой труд.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Работа немного вредна из-за пыли, иногда стружки отлетают в лицо.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Моя зарплата зависит от времен года. Весной, а особенно осенью зарабатываю очень хорошо, могу позволить сменить машину. Зимой работы мало, а соответственно и зарплата небольшая. Летом вообще маленькая.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Я работаю один.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

Самое главное – это трудолюбие и усидчивость.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Знакомство с разными людьми, иногда встречаются интересные и полезные люди.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Скорее всего 4, так как есть маленькие минусы, которые были описаны выше.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Считаю, что эта работа одна из востребованных.

Мне кажется, что все включено.

МБОУ «Алешкин-Саплыкская средняя общеобразовательная школа»

Занятие клубного часа «В кругу друзей» по теме:

Разработала и провела воспитатель первой

Квалификационной категории ГПД №2

Степанова А.О.

2016 г

Цель:

  • закреплять у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  • развивать внимание, умение работать в коллективе через выполнение заданий.
  • работать над коррекцией связной речи, через выполнения заданий.
  • воспитывать уважение к людям любой профессии;
  • показывать значение трудовой деятельности в жизни человека;
  • знакомить учащихся с разными профессиями.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная

2. групповая

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, поисковые).

2. Методы стимулирования учебной деятельности:

Метод формирования познавательного интереса

Словесное поощрение

Создание ситуации успеха

Оборудование:

  • плакаты с пословицами о роли и значении труда;
  • рисунки детей, отражающие разную трудовую деятельность людей;
  • презентация «Все работы хороши», интерактивная доска, ноутбук;

Время проведения: 45 минут;

Контингент: обучающиеся 2-3 классов:

Приглашенные: учителя начальных класов;

Предварительная работа:

1.Поисковая работа о многообразии профессий.

2.Подбор загадок о профессиях, о труде.

3.Выполнение рисунков на тему: «Мир моих увлечений».

Ход занятия:

Слайд 1 Воспитатель: Слушайте, смотрите, мотайте на ус –

Выбирайте профессию по душе на любой на вкус!

А что же такое профессия? (Ответы детей).

Слайд 2 «Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность

« Профессионал» - человек, занимающийся чем- нибудь как профессией (в отличие от любителя)

(Слово профессия произошло от латинского, что переводится как "объявлять своим делом", "говорить публично", "заявлять". Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)

Профессия - это труд, который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Придет время, вы станете взрослыми. Вам самим придется строить дома, растить хлеб. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над вопросом "Кем быть?".

Слайд 3 А какие профессии вы знаете?

Слайд 4 Воспитатель: Молодцы! Давайте немного поиграем. Вы перечислите профессии по буквам алфавита.

А - аптекарь

Б - библиотекарь

В - врач

Г - гончар

Д - доярка

Е - егерь

Ж - жонглёр

З - закройщик

И - историк

К - кондуктор

Л - летчик

М - маляр

Н - нотариус

О - официант

П - продавец

Р - редактор

С - спасатель

Т - товаровед

У - учитель

Ф - фотограф

Х - художник

Ц - циркач

Ш - шофёр

Э - электрик

Ю - юрист

Я - языковед

Воспитатель: Вот сколько профессий существует на свете! И вы сможете выбрать любую из них, стать профессионалом своего дела, если будете учиться, стремиться к совершенствованию знаний. Но мало знать профессии, надо понимать, что главное в любой профессии - это труд. Нужно уже сейчас оценить тот факт, что дает труд человеку.

Воспитатель: Вам всем стоит задуматься о своем будущем. В народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил поведения выступали пословицы и поговорки. Я предлагаю всем подумать и вспомнить пословицы и поговорки о труде, ведь не зря народ в течение многих веков слагал их в назидание потомкам.

Слайд 5 "Закончи пословицу»

Кто не работает - (тот не ест)

Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)

Труд человека кормит - (а лень портит)

Кто любит труд того люди чтут.

Без труда (не вынешь и рыбку из пруда)

Человек от лени болеет (а от труда здоровеет)

Землю красит солнце (а человека работа)

Слайд 6 Воспитатель: А теперь сверим свои ответы. Молодцы, ребята, вижи, что хрошо знаете пословицы.

"Человек так создан, что отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую", - сказал известный писатель Анатоль Франс.

Сегодня мы уже много услышали о труде, о его роли в жизни человека. Полагаю, это поможет вам в подготовке к большой взрослой жизни. Уже сейчас вы должны задуматься и определиться, кем быть в будущем. Выбор профессии, которая будет вам приносить радость и удовлетворение, - очень важное дело.

Слайд 7 Профессий всех не счесть -

Присмотреться время есть.

Кем же вы хотите стать?

Любопытно нам узнать.

Дети высказываются о том, какую профессию хотели бы выбрать.

Воспитатель: Все мы знаем, что есть очень молодые профессии, а есть "вечные" профессии, которые пришли к нам из далекого прошлого: Словом, вы сейчас сами все увидите и услышите.

Слайд 8 Физкультминутка «Шоферы»

Слайд 9 ЗАГАДКА ПРО САПОЖНИКА

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук.

Воспитатель: Вот какие вы у нас сообразительные! Сразу же узнали кто это. А вы знаете, что 26 ноября - международный день сапожника. Это праздник для всех, кто причастен к изготовлению различных видов обуви. Сегодня кустарное производство вытесняет индустриальная промышленность, но труд сапожных дел мастеров остается почетным.

А сейчас я предлагаю вам послушать сообщения, подготовленные нашими девочками.

  1. ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ САПОЖНИК

История обуви насчитывает не одно тысячелетие, а точнее начинается примерно с верхнего палеолита, а может быть и еще раньше. Если была обувь, значит были и те, кто её делал. Значит, профессия сапожника - это одна из самых древних профессий.

Слово «сапожник» сейчас уже немного устарело. Сегодня в объявлениях о трудовых вакансиях чаще встречается «обувщик», «мастер по ремонту обуви». Однако смысл данной профессии в зависимости от наименования не меняется. За всю свою многолетнюю историю профессия сапожника изменилась чрезвычайно мало - главную роль в обувном деле по-прежнему играют не технологии, а мастерство исполнителя.

  1. КАК СТАТЬ САПОЖНИКОМ

Самую простую профессию обувщика-ремонтника получить несложно, но настоящими мастерами становятся единицы. Существует множество профессиональных училищ, которые предлагают освоить данную профессию.

После окончания обучения выпускники стажируются в обувных компаниях.

Если говорить об индивидуальном пошиве, то здесь от обувщика требуется совершенно иной уровень мастерства. Для этого может понадобиться и высшее образование, которое можно получить в одном из институтов легкой промышленности.

  1. ЧТО УМЕЕТ САПОЖНИК

Сапожник умеет делать не только новую обувь, но и чинить старую, чтобы ноги в обуви на ходу не уставали, в дождь не промокали, в стужу не мерзли, в жару не потели... Еще хочется, чтобы обувь красивой была. Все это от сапожника большого мастерства требует!

В наши дни модную и красивую обувь делают на фабриках, где много больших и сложных машин. Современный сапожник должен хорошо знать устройство таких машин и уметь управлять ими. Поэтому он уже не просто сапожник, а - инженер.

Воспитатель: Ребята, давайте уточним значение некоторых слов:

Слайд 10 СЛОВАРЬ:

Сапожник – мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви.

Обувщик – работник обувной промышленности или частной обувной мастерской.

Обувь – изделия из кожи или других плотных материалов для защиты ног от холода и внешних повреждений; в настоящее время, кроме своего функционального значения, обувь имеет ярко выраженную декоративную функцию.

Обувная мастерская – мастерская по ремонту обуви, где производится замена замков, набоек, супинаторов и т.д.

Слайд 11 ИНСТРУМЕНТЫ САПОЖНИКА

Железный некто

По нему ударит крепко,

И он пропал,

Осталась кепка.

(Молоток и гвоздь)

У них тяжелый труд:

Все время что-то жмут.

(Тиски)

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом.

(Шило)

Воспитатель: В арсенале любого сапожника должны присутствовать сапожные гвозди, клей резиновый, клей рапит, супинаторы, обувной картон и профилактический материал.

Профессия сапожника (башмачника) породила много разных явлений современной культуры. Давайте попробуем их объяснить:
Слайд 12 Поговорка:

«Сапожник без сапог».

(описывает ситуацию, когда профессионал в какой-то области не пользуется собственным умением в личных целях).

Пословица:

Беда, коль пироги начнет печи

сапожник, а сапоги тачать пирожник. (Каждый должен заниматься своим делом)

Разыгрывается сценка “Сапожник”.

Действующие лица: сапожник, девочка, мальчик.

Оборудование: стульчик, табурет, молоток, шило, большая игла с ниткой, тюбик с клеем, фартук, пара туфель, кроссовки, другая обувь.

Мальчик:

Мой друг сегодня заболел,

Но в этом я не виноват.

Я вместе с ним ходил гулять,

Пытались лужи измерять.

Затем ходили на футбол

И вместе мы забили гол.

Мой друг сегодня заболел,

Но в этом я не виноват. /на две последние строчки, ребенок показывает свой ботинок/

Воспитатель: Да, дружок, ботинок болен, надо срочно скорую помощь вызывать.

Дети: 03?

Воспитатель: Нет, не службу 03, а службу по спасению и лечению обуви, т.е. СЛО.

Дети: СЛО?

Воспитатель: И чего вы так удивляетесь, да служба «СЛО», переводится как «Спаси Любимую Обувь». Так где мой телефон, а вон он. (берет телефон, набирает номер).

Алло! Служба «СЛО»

Дети вместе:

Приходите, выручайте, нашу обувь вы спасайте!

/ входит Сапожник, на груди написано «СЛО»/

Сапожник: Здравствуйте, а вот и я! Всем привет мои друзья!

Вызывали, я пришел,…

Сапожник в фартуке с чемоданчиком в руке, сидится на стуле, рядом – табурет.

Мальчик:

Очень я люблю футбол,
Только мне удался гол,
Как подмётка отвалилась,
Еле к вам сюда дошёл.

(Подаёт кроссовку Сапожнику, наблюдает за починкой.)

Воспитатель: Что ж поможет он и Вовке.

(Сапожник(протягивает кроссовки Вовке):

Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!

Мальчик берет кроссовки, говорит «Спасибо», уходит.

Девочка:

Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините.

Воспитатель: (подходит к сапожнику, заглядывает через плечо, наблюдает за тем, что тот делает) :

Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал.
Здесь зашил и там подклеил

И обратно их отдал.

Девочка (получив туфли, ахает, прижимает их к себе, говорит «Спасибо» и убегает):

Туфли просто не узнать,
Хоть на праздник надева

Сапожник:

Я – Сапожник – доктор славный,

Обувь разную лечу.

И сандалии, и сапожки

Я вам склею, исцелю.

Приходите, не стесняйтесь,

Каблучок приколочу.

Только обувь уважайте,

Берегите, вас прошу.

Пусть вас радуют ботинки,

Пусть вас греют валенки.

Пусть украсят вас кроссовки,

Пусть согреют тапочки.

Воспитатель: Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –

Нет у мастера заминки.

Режет, клеит, зашивает,
Снова всех он обувает.

Из-под добрых этих рук

Только слышно: “Тук-тук-тук!”

Слайд 13 Воспитатель: Сапожник – профессия благородная

Он заботится о нашем комфорте, здоровье, удобстве. Он дарит возможность людям со слишком большим размером ноги иметь стильную, модную, современную обувь, а не ходить в комнатных тапочках, потому что в магазине не нашлось обуви «ему под стать

Сапожник - мастер, который заботится о нас

Если вы видели вывеску, на которой большими буквами написано «Ремонт обуви», знайте, что именно там вам помогут вылечить вашу обувь.

Но, вообще-то, сапожное ремесло и домашнему умельцу не помешает. Если постараться, дома вполне можно самому смастерить теплые тапочки и удобную стельку, выполнить несложный ремонт. Хорошо, когда в семье есть свои умельцы!

1 ученик: Да, нельзя конечно сразу

Стать пилотом и врачом,

Водолазом, сапожником,

Знаменитым скрипачом.

2 ученик: Стать полярником отважным,

К дальним звездам улетать.

Самым лучшим, самым нужным,

Самым важным сразу стать.

Воспитатель: Да, нельзя….

Но можно сразу и учиться, и мечтать!

Каждый может выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

ВСЕ вместе : Мы будем учиться мы будем трудиться,

Чтоб папа и мама могли мной гордиться!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Мы с вами сегодня многое узнали о знакомых нам профессиях, а также познакомились с новыми профессиями. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. О таком человеке говорят, что он – мастер – золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни. Помните, что все профессии нужны, все профессии важны!




error: Content is protected !!