Современная этика. Этика и мораль в современном мире

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Предмет этики. Функционирование морали. Этика - наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

    книга , добавлен 10.10.2008

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль - основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2015

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Этика замкнутых и профессиональных систем. Основные категории профессиональной морали. Изучение норм профессиональной морали и определение на этой основе нравственных принципов деятельности сотрудников органах внутренних дел с учетом ее специфики.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2014

    Этика - наука, изучающая нравственность и мораль – понятия близкие по значению, однако не являющиеся синонимами и имеющие различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".


    План
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ И
    МЕНЕДЖМЕНТЕ. 4
    2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, МЕНЕДЖЕРСКАЯ ЭТИКА: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ. 7
    3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ ЭТИКИ УПРАВЛЯЮЩЕГО.
    10
    4. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    ЛИТЕРАТУРА 17
    Введение
    Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,
    морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в
    соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в
    области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой
    целесообразности - в области культуры материальной.
    Можно привести массу примеров полного неуважения к окружающим, допускаемого
    людьми:
    сосед в театре или концертном зале широко и “навечно” положивший
    свои руки на оба подлокотника;
    человек в музее или на выставке, который спиной загораживает
    экспонаты от других посетителей;
    бесцеремонные сослуживцы, прерывающие важные деловые переговоры.
    Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые
    разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные
    и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не
    так-то легко.
    Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов,
    характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится
    одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его
    членов.
    В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых
    отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих
    отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с
    позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо
    деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.
    Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике
    менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного,
    нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и
    производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом,
    превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой
    выгодой.
    Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении о том, что
    современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно
    происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-
    экономической, политической, социокультурной. Все вместе они образуют особую
    переходную модель. Соответственно этому те этические нормы и принципы,
    которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, также
    находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они
    представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из
    эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной
    деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил, еще только
    складывающихся в процессе перехода к рыночной экономике.
    1. Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и
    менеджменте.
    Хотя некоторые деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в
    повседневной жизни, динамика деловой жизни требует от них иметь
    дополнительные крепкие моральные принципы.
    В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести»
    и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные
    способы их разрешения.
    Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в
    свете изменений в организации современного бизнеса:
    1. роста уровня корпоративности в настоящее время;
    2. информационной революции.
    Потребность введения современных производственных технологий часто
    равнозначна необходимости значительных экономических нововведений в работе
    крупных корпораций.
    Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является
    неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри них. При этом
    возникает тенденция, типичная для бюрократических структур, ответственных за
    принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу,
    стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что
    серьезным образом подавляется инициатива. А это ставит массу этических
    проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких
    организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда
    даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это
    делается для блага корпорации.
    Второе изменение в организации современного бизнеса – это информационная
    революция. Компьютер сконцентрировал информацию и сделал ее гораздо более
    доступной. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее
    время имеют самый широкий доступ к источникам информации. С другой –
    использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной
    информации о людях и об их привычках. Такой сбор и централизация подобной
    информации могут быть использованы, например, для лучшего осознания запросов
    и потребностей людей, или же узурпироваться узкими группами для использования
    этой важной информации в личных целях.
    Этические стандарты на рабочем месте существенно отличаются от общепринятых
    стандартов в обычной жизни.
    В процессе служебной деятельности люди часто вынуждены делать такие вещи,
    которые бы никогда не делали в обычных, бытовых условиях. Например,
    большинство никогда бы даже не подумали красть материалы для письма из чьего-
    либо дома. Однако очень часто уносят различные материалы со своего рабочего
    места для дальнейшего их использования в личных целях или отдают их членам
    своей семьи или друзьям.
    Но в организации, в которой мелкие хищения являются обычным делом, становится
    трудно провести границу между нормальным поведением сотрудников и такими
    сомнительными поступками, как, например, личные переговоры по телефону,
    предназначенному для деловых контактов, частные поездки работников за счет
    бюджета организации и т. д. Именно потому, что мелкие кражи кажутся всем
    столь тривиальными, крайне неудобным кажется всем и бороться с ними. Но как
    только такой порядок оказывается общепринятым, более трудной оказывается и
    борьба с проступками, которые по степени наносимого вреда оказываются гораздо
    более тяжкими. Со временем работники оказываются в таком положении, что уже
    не могут противостоять крупным растратам фондов, которые могли бы пойти на
    прибыль акционерам или же возвращены людям, на чьи деньги функционирует
    организация. Сокрытие истины является еще одним примером поведения, которое
    считается неправильным, но только не на рабочем месте.
    Некоторые неправильные поступки совершаются людьми в результате работы в
    деловой конкурентной среде. Часто работа в организации может заставить вести
    их себя таким образом, что в обычных условиях они бы сочли такое поведение
    неправильным. Например, критика результатов чужого труда приводит к
    многочисленным обидам, которых в обычных условиях стараются избежать. На
    работе, это, однако, может входить в служебные обязанности – критиковать,
    разбирать недостатки. Люди вынуждены скрывать какие-либо факты,
    выкручиваться, искать преимущества, причинять вред или игнорировать вред,
    причиняемый другим, или же молчать, когда видят различные несправедливые
    действия в отношении других людей.
    Ведение бизнеса в основном означает куплю и продажу товара с односторонней
    выгодой. Когда появляется возможность дать ложную информацию об объекте
    продажи, продавец не обязательно воспользуется этой возможностью, опасаясь
    санкций, заложенных в законодательстве. Однако сокрытие всей правды, в
    особенности той информации о продаваемом товаре, которая может заставить
    покупателя искать такой же товар в другом месте, просто не учитывается в
    такой «игре», как торговля. Из вышесказанного следует, что работа человека
    создает ситуации с необычными правилами поведения, которые существенно
    отличаются от правил, которые действуют при любых других контактах человека в
    обществе. Люди могут скрывать какие-либо факты и вне своего рабочего места,
    считая это правильным, например, скрыть какие-либо факты от знакомых для их
    же благополучия – чтобы не ставить их в неловкую ситуацию. Но при этом будут
    чувствовать себя в этой ситуации смущенными, если сделают это для достижения
    какой-то выгоды для себя.
    В отличие от этого, любой продавец будет чувствовать себя удовлетворенным,
    видя своего покупателя, который уезжает на бывшем в употреблении автомобиле,
    но проданном в качестве нового.
    Особенность бизнеса часто заключается в безразличии к нанесению вреда другим
    людям, что является нетипичным в обычных условиях. Продукция, производимая и
    продаваемая предпринимателями в условиях рыночной экономики, часто
    оказывается просто опасной для жизни и здоровья людей. Часто отмечалось, что
    в силу различных обстоятельств публика стремится приобрести такую продукцию,
    даже когда осознает этот риск. Но производители и продавцы отнюдь не
    стремятся предупреждать потенциальных покупателей о грозящей опасности, если
    их к этому не принуждает закон.
    Безразличие к нанесению вреда другим людям часто проявляется и при обращении
    с сотрудниками организации. По отношению к человеку, которого увольняют с
    работы, понижают в должности или которому снижают заработную плату,
    сочувствие со стороны исполнительного лица является просто непозволительной
    роскошью. В некоторых случаях такие действия выполняются с чувством
    неоспоримой уверенности и превосходства, без предоставления каких-либо
    объяснений, с осознанием того, что одного авторитета начальника достаточно
    для согласия подчиненного с любым действием шефа. Возможно, по закону этого и
    на самом деле достаточно, но по другим соображениям закон в этом случае не
    является абсолютно совершенным. С моральной точки зрения пренебрежение к
    вреду, причиняемому другим людям, является типом поведения, которое мы в
    обычных условиях называется неправильным.
    В рабочих условиях льстивость и интриганство могут считаться «умением
    работать с людьми». В обычных условиях, к человеку, который лестью
    располагает к себе других людей, чтобы потом использовать их для достижения
    своих целей, будут относиться как к человеку неискреннему. На рабочем же
    месте его назовут «способным маневрировать».
    Существование подобных явлений в мире бизнеса никто не будет оспаривать.
    2. Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции.
    Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к
    уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той
    или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы
    деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-
    бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать
    человеческий фактор в решении управленческих задач:
    - предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и
    разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
    - организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в
    соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая)
    материальные и социальные аспекты;
    - распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать)
    все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и
    распоряжений.
    Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. А в частности, каждый
    уважающий себя менеджер обязан четко соблюдать нормы этики, принятые на
    фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них:
    при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и
    правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую
    коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти
    из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то
    должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию
    предыдущего работодателя.
    менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо.
    Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы
    существенную часть времени или внимания от выполнения должностных
    обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на
    деятельности фирмы.
    каждый менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных
    связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах фирмы, создать
    раздвоенность в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать
    эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной
    возникновения конфликта интересов.
    ни при каких обстоятельствах не допускается принимать в связи с
    работой какие-либо приглашения на развлечения, путешествия, спортивные
    мероприятия, а также принимать подарки, билеты, оплаченный отдых, личные
    подношения в денежной форме и т. д. Действия такого рода могут быть расценены
    другими лицами как принятие определенного обязательства со стороны компании и
    вовлечь вас в конфликт интересов.
    менеджеры должны знать законы, которые регламентируют их
    деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в
    распоряжении компании.
    Главные этические проблемы, которые при этом возникают следующие:
    сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и при проведении
    проверок;
    неразумное завышение цен и прямой обман при проведении деловых
    переговоров;
    безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и
    несправедливым оно ни оказалось;
    сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для
    получения поддержки;
    обман клиентов с целью получения выгоды для компании;
    перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
    принесение в жертву интересов других работников фирмы ради
    выполнения той или иной работы;
    производство продукции с сомнительными характеристиками по
    безопасности;
    создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую
    случайность.
    Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо
    развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых
    наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность,
    ответственность и здравый смысл.
    Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные
    полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный
    авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в
    налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-
    психологического климата в коллективе.
    Как отмечает известный специалист Джон Честара, любая деятельность человека
    требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и
    умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего
    необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять
    процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау
    составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми
    двадцать пять процентов.
    Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау
    всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится
    уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по
    служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на
    людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".
    Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения,
    которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях
    менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в
    результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти
    на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми
    материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он
    оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы
    входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
    Примером этого может служить злоупотребление инвестициями, используя доходы и
    ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов
    косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее
    часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов.
    Другой общепринятый ход – завышение счета с последующей дележкой разницы
    между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует
    практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной
    информации для игры на фондовой бирже.
    Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и
    компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих
    такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.
    Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:
    не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и
    добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице,
    премиях, достижении своих целей в карьере;
    относится с уважением к своему руководству, следуя тем
    общественным ценностям, которым служит;
    взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы
    относились к вам;
    не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
    беречь общественные деньги так же, как свои;
    ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные
    права, не выходить за их границы;
    открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
    стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над
    профессиональными.
    Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации,
    сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если
    за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило,
    редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является
    незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что
    кое о чем они бы предпочли не знать.
    Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно
    дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные,
    чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую
    они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, то тех, кто достигнет
    желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им
    удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго.
    Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут
    рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям.
    3. Нравственные принципы менеджмента. Ценности и нормы этики управляющего.
    В деловом общении «сверху - вниз», т. е. в отношении руководителя к
    подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:
    «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам
    относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом
    определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует
    руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами
    имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое –
    нет. Эти нормы касаются прежде всего, как и на основе чего отдаются
    распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина,
    определяющая деловое общение.
    Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным
    большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно
    незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер
    и т.д.................

    Изучением поведения людей и их взаимоотношений друг с другом занимались еще философы древности. Уже тогда появилось такое понятие, как этос ("ethos" на древнегреческом языке), означающее совместное проживание в доме. Позже им стали обозначать устойчивое явление или признак, например характер, обычай.

    Предмет этики как философской категории впервые применил Аристотель, придав ему значение человеческих добродетелей.

    История возникновения этики

    Уже 2500 лет назад великие философы определили основные черты характера человека, его темперамента и душевных качеств, которые называли этическими добродетелями. Цицерон, ознакомившись с работами Аристотеля, ввел новый термин «мораль», которому придал то же значение.

    Последующее развитие философии привело к тому, что в ней выделилась отдельная дисциплина - этика. Предмет (определение), изучаемый этой наукой, - мораль и нравственность. Достаточно долгое время этим категориям придавали одинаковые значения, но некоторые философы их отличали. Например, Гегель считал, что мораль - это субъективное восприятие поступков, а нравственность - сами поступки и их объективная природа.

    В зависимости от исторических процессов, происходящих в мире, и изменений в социальном развитии общества, предмет этики постоянно менял свое значение и содержание. То, что было присуще первобытным людям, становилось несвойственно жителям античного периода, а их этические нормы подвергались критике средневековых философов.

    Доантичная этика

    Задолго до того, как сформировался предмет этики как науки, существовал длительный период, который принято называть «предэтикой».

    Одним из самых ярких представителей того времени можно назвать Гомера, герои которого обладали набором положительных и отрицательных качеств. Но общая концепция, какие поступки относятся к добродетели, а какие нет, у него еще не сформировалась. Ни «Одиссея», ни «Илиада» не имеют поучительного характера, а являются просто повествованием о событиях, людях, героях и богах, живших в то время.

    Впервые основные человеческие ценности как мерило этической добродетели были озвучены в произведениях Гесиода, жившего в начале классового разделения общества. Основными качествами человека он считал честный труд, справедливость и законность действий как основу того, что ведет к сохранению и приумножению собственности.

    Первыми постулатами нравственности и морали стали высказывания пяти мудрецов древности:

    1. уважай старших (Хилон);
    2. избегай неправды (Клеобул);
    3. богам слава, а родителям почет (Солон);
    4. соблюдай меру (Фалес);
    5. усмиряй гнев (Хилон);
    6. распущенность - это изъян (Фалес).

    Данные критерии требовали от людей определенного поведения, а потому стали первыми для людей того времени. Этика как и задачи которой - это изучение человека и его качеств, в этот период только зарождалась.

    Софисты и античные мудрецы

    С 5 века до нашей эры во многих странах началось стремительное развитие наук, искусств и архитектуры. Еще никогда до этого времени не рождалось такого большого количества философов, образовывались различные школы и течения, уделявшие большое внимание проблемам человека, его духовным и моральным качествам.

    Наиболее значимой в то время была философия Древней Греции, представленная двумя направлениями:

    1. Аморалисты и софисты, которые отрицали создание обязательных для всех нравственных требований. Например, софист Протагор считал, что предмет и объект этики - мораль, категория непостоянная, меняющаяся под влиянием времени. Она относится к разряду относительного, так как у каждого народа в определенный период времени свои нравственные устои.
    2. Им противостояли такие великие умы, как Сократ, Платон, Аристотель, создавший предмет этики как науки о морали и Эпикур. Они считали, что в основе добродетели лежит гармония между разумом и эмоциями. По их мнению, она не была дана богами, а значит, является инструментом, позволяющим отделять добрые поступки от злых.

    Именно Аристотель в своем труде «Этика» разделил нравственные качества человека на 2 вида:

    • этический, то есть связанный с нравом и темпераментом;
    • дианоэтический - относящийся к умственному развитию человека и умению воздействовать на страсти с помощью разума.

    По мнению Аристотеля, предметом этики является 3 учения - о высшем благе, о добродетелях в целом и в частном, а объектом изучения - человек. Именно он ввел в обод, что нравственность (этика) - это приобретенные свойства души. Им была разработана концепция добродетельного человека.

    Эпикур и стоики

    В противовес Аристотелю Эпикур выдвинул свою гипотезу морали, по которой счастливой и добродетельной является только та жизнь, которая ведет к удовлетворению основных потребностей и желаний, ибо они легко достигаются, а значит, делают человека безмятежным и всем довольным.

    Самый глубокий след после Аристотеля в развитии этики оставили стоики. Они считали, что все добродетели (добро и зло) заложены в человеке так же, как и в окружающем мире. Цель людей - развивать в себе качества, соотносящиеся с добром, и устранять злое начало. Самыми яркими представителями стоиков был Зенон в Греции, Сенека и в Риме.

    Средневековая этика

    В этот период предметом этики является продвижение христианских догматов, так как миром стала править религиозная мораль. Высшая цель человека в средневековую эпоху - это служение Богу, которая трактовалась через учение Христа о любви к нему.

    Если античные философы считали, что добродетели - это свойство любого человека и его задача их приумножать на стороне добра, чтобы быть в гармонии с собой и миром, то с развитием христианства они стали божественной милостью, которой Творец наделяет людей или нет.

    Самыми известными философами того времени являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. По мнению первого, заповеди изначально совершенны, так как они исходили от Бога. Тот, кто живет по ним и славит Творца, попадет к нему на небеса, а остальным уготован ад. Также Августин Блаженный утверждал, что такой категории, как зло, в природе не существует. Его совершают люди и ангелы, отвернувшиеся от Создателя ради собственного бытия.

    Фома Аквинский пошел еще дальше, объявив, что блаженство при жизни невозможно - оно является основой загробного мира. Таким образом, предмет этики в эпоху средневековья утратил связь с человеком и его качествами, уступив место церковным представлениям о мире и месте в нем людей.

    Новая этика

    Новый виток развития философии и этики начинается с отрицания морали как божественной воли, данной человеку в десяти заповедях. Например, Спиноза утверждал, что Творец - это природа, причина всего сущего, действующая по своим законам. Он считал, что в окружающем мире нет абсолютного добра и зла, есть только ситуации, в которых человек поступает тем или иным образом. Именно понимание того, что полезно, а что вредно для сохранения жизни, определяет природу людей и их нравственные качества.

    По мнению Спинозы, предмет и задачи этики - изучение человеческих недостатков и добродетелей в процессе поиска счастья, причем в их основе лежит стремление к самосохранению.

    Напротив, считал, что ядром всего является свободная воля, которая является частью морального долга. Его первый закон нравственности гласит: «Поступай так, чтобы всегда в себе и других признавать разумную волю не средством для достижения, а целью».

    Изначально заложенное в человеке зло (эгоизм) является центром всех поступков и целей. Чтобы подняться над ним, люди должны проявлять полное уважение как к своей, так и к чужой личности. Именно Кант раскрыл предмет этики кратко и доступно как философскую науку, стоявшую обособленно от других ее видов, создав формулы этических взглядов на мир, государство и политику.

    Современная этика

    В 20 веке предметом этики как науки является мораль, основанная на ненасилии и благоговении перед жизнью. Проявление добра начало рассматриваться с позиции неумножения зла. Особенно хорошо эту сторону этического восприятия мира через призму блага раскрыл Лев Толстой.

    Насилие порождает насилие и преумножает страдания и боль - это основной мотив данной этики. Ее также придерживался М. Ганди, который стремился сделать Индию свободной без применения насилия. По его мнению, любовь - самое сильное оружие, действующее с такой же силой и точностью, как и основные законы природы, например, гравитация.

    В наше время многие страны пришли к пониманию, что этика ненасилия дает более действенные результаты при разрешении конфликтов, хотя пассивной ее назвать нельзя. У нее две формы протеста: несотрудничество и гражданское неповиновение.

    Этические ценности

    Одной из основ современных нравственных ценностей является философия Альберта Швейцера - основоположника этики благоговения перед жизнью. Его концепция заключалась в уважении к любой жизни без деления ее на полезную, высшую или низшую, ценную или никчемную.

    При этом он признавал, что в силу обстоятельств люди могут сохранять себе жизнь, забирая чужую. В основе его философии сознательный выбор человека в сторону оберегания жизни, если ситуация это позволяет, а не бездумное ее отнятие. Главными критериями недопущения зла Швейцер считал самоотречение, прощение и служение людям.

    В современном мире этика как наука не диктует правила поведения, а изучает и систематизирует единые идеалы и нормы, общее понимание морали и ее значение в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

    Понятие нравственности

    Мораль (нравственность) - это социокультурное явление, образующее основополагающую сущность человечества. Вся деятельность людей основана на этических нормах, признанных в том обществе, в котором они проживают.

    Знания моральных правил и этики поведения помогают индивидуумам адаптироваться среди других. Нравственность - это также показатель степени ответственности человека за свои поступки.

    Этические и духовные качества воспитываются с детства. Из теории, благодаря правильным поступкам по отношению к другим, они становятся практической и повседневной стороной человеческого бытия, а их нарушение порицается общественностью.

    Задачи этики

    Так как этика изучает и ее место в жизни общества, она решает следующие задачи:

    • описывает мораль начиная с истории формирования в древности до принципов и норм, свойственных современному обществу;
    • дает характеристику морали с позиции ее «должного» и «сущего» варианта;
    • обучает людей основным дает знания о добре и зле, помогает самосовершенствоваться при выборе собственного понимания «правильной жизни».

    Благодаря этой науке, этическая оценка поступков людей и их отношений строится с ориентацией на понимание, достигается добро или зло.

    Виды этики

    В современном обществе деятельность людей в многочисленных сферах жизни очень тесно связана, поэтому предмет этики рассматривает и изучает различные ее виды:

    • семейная этика занимается взаимоотношением людей в браке;
    • деловая этика - нормы и правила ведения бизнеса;
    • корпоративная изучает взаимоотношения в коллективе;
    • обучает и изучает поведение людей на их рабочем месте.

    Сегодня многие страны внедряют этические законы, касающиеся смертной казни, эвтаназии и пересадки донорских органов. Так как человеческое общество продолжает развиваться, вместе с ним видоизменяется и этика.

    В местностях и странах с суровым климатом человек не в состоянии в одиночку трудиться. Поэтому в таких странах господствует коллективистское ИДО. К ним относится царская Россия, Советский Союз и посткоммунистическая Россия. Однако нами взята на вооружение индивидуалистская модель, типичная для стран с мягким климатом (Западная Европа, США).

    В мягком климате человек может выжить один, а значит, господствует индивид. ИДО.

    Общероссийская проблема в том, что людей, способных строить капиталистические отношения на американский манер, всего 5%, а все остальные – противники этого. Поэтому российский капитализм будетразвиваться по другому пути.

    В настоящее время оптимально придерживаться коллект. и индивид. этики в следующем соотношении – 90 на 10. Только тогда можно достичь максимального результата.

    Часть населения нашей страны исповедуют этику Воланда, но большая часть – христианство.

    Будем рассматривать преимущественно коллективистскую этику.

    Любая цивилизация – коллектив, учреждение и т.п. – возникает, развивается (в начале прогрессивно, а потом регрессивно) и в итоге прекращает свое существование.

    На первом этапе (прогресс) преобладает коллективизм. Например: взвод солдат всегда побьет толпу повстанцев, косьба, забивание скота, научная деят-ть, капиталистическое производство, военный совет, работа КБ.

    По мере прогресса первоначальная серость каждого сменяется индивидуальностью каждого, поэтому уровень взаимопонимания, эффективности взаимных действий снижается. Каждый начинает все хуже понимать происходящее, все хуже описывать, объяснять. Яркая личность всегда действует по принципу «таскать – не перетаскать», т.е. мысли, слова, действия каждой личности коллектива совпадают с реально выгодным направлением движения. Возникает ситуация лебедя – рака – щуки. Каждый хочет как лучше, однако из-за отсутствия кругозора любое решение окажется либо дурацким, либо вредным для всех.

    На втором этапе (регресс) каждый человек сам того не подозревая безошибочно выбирает наихудший вариант объяснения действий (вредный для себя и для общества). Например: наркоман, алкоголик, сплетник. Сплетник, распространяя информацию, вызывает недоверие к себе и к коллективу. Преобладание индивидуализма ведет к нарастающей разобщенности действий, отсюда: КПД общества падает, далее оно разоряется и гибнет.

    Коллективисты понимали друг друга и поэтому в их действиях оказывалась помощь. Индивидуалисты все хуже и хуже понимали друг друга, а поэтому реализация самых лучших намерений ведет в ад.

    В современных условиях, когда каждый становится все более яркой индивидуальностью, неизбежно возрастает значение обеспечения нормального ДО. На данный момент реализован только 1 вариант – многократное переспрашивание и уточнение.



    Для установления нормальных ДО необходимо нормально питаться и хорошо высыпаться. Многие пренебрегают этого. Цивилизованные люди живут в искусственном мире, где инстинкты атрофируются. Либо преувеличивается значениям гендорного (полового) инстинкта в учет остальным. Кроме того чрезмерная еда неизбежно приведет к падению производительности труда. Настораживает рост числа сов, которые «якобы» генетически расположены ложиться спать поздно. Поэтому из совы в 8 утра работник никакой. Можно предположить, что люди с нарушенным дыханием много болеют, мало продуктивны.

    Современная этика столкнулась с достаточно сложной ситуацией, в которой многие традиционные моральные ценности оказались пересмотрены. Традиции, в которых ранее во многом виделось основание исходных моральных принципов, зачастую оказались разрушенными. Они потеряли свое значение в связи с глобальными процессами, развивающимися в обществе и быстрым темпом изменения производства, переориентацией его на массовое потребление. В результате этого возникла ситуация, в которой противоположные моральные принципы предстали как равно обоснованные, в одинаковой степени выводимые из разума. Это, по словам А. Макинтаира, привело к тому, что рациональные аргументы в морали в основном стали использоваться для доказательства тезисов, которые предварительно уже имелись у тех, кто данные аргументы приводил.

    Это, с одной стороны, привело к антинормативистскому повороту в этике, выразилось в желании провозгласить отдельного человека полноценным и самодостаточным субъектом нравственного требования, возложить на него все бремя ответственности за самостоятельно принимаемые решения. Антинормативистская тенденция представлена в идеях Ф. Ницше, в экзистенциализме, в постмодернистской философии. С другой стороны, возникло желание ограничить область этического достаточно узким кругом вопросов, связанных с формулированием таких правил поведения, которые могут быть приняты людьми с разными жизненными ориентациями, с разным пониманием целей человеческого бытия, идеалов самосовершенствования. В результате традиционная для этики категория блага оказалась как бы выведена за пределы морали, и последняя стала развиваться в основном как этика правил. В русле этой тенденции получает дальнейшее развитие тема о правах человека, делаются новые попытки построить этику как теорию справедливости. Одна из таких попыток представлена в книге Дж. Ролза «Теория справедливости».

    Новые научные открытия и новые технологии дали мощный всплеск развитию прикладной этики. В XX в. было разработано множество новых профессиональных кодексов морали, получила развитие этика бизнеса, биоэтика, этика юриста, работника средств массовой информации и т. д. Ученые, врачи, философы стали обсуждать такие проблемы, как пересадка органов, эвтаназия, создание трансгенных животных, клонирование человека.

    Человек в гораздо большей степени, чем ранее, почувствовал свою ответственность за развитие всего живого на Земле и стал обсуждать эти проблемы не только с точки зрения своих собственных интересов выживания, но и с точки зрения признания самоценности факта жизни, факта существования как такового (Швейцер, моральный реализм).

    Важным шагом, представляющим реакцию на современную ситуацию в развитии общества, стала попытка понять мораль в конструктивном плане, представить ее как бесконечный в своем продолжении дискурс, направленный на выработку приемлемых для всех его участников решений. Это получает развитие в трудах К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, Р. Алекси и др. Этика дискурса направлена против антинормативизма, она пытается выработать единые ориентиры, способные объединить людей в борьбе с глобальными угрозами, вставшими перед человечеством.

    Несомненным достижением современной этики стало выявление слабостей утилитарной теории, формулирование тезиса о том, что некоторые базисные права человека должны быть поняты именно в абсолютном смысле как ценности, не связанные непосредственно с вопросом об общественном благе. Они должны соблюдаться даже тогда, когда это не приводит к увеличению общественных благ.

    Одна из проблем, которая остается в современной этике столь же актуальной, как и в этике прошлых лет, это проблема обоснования исходного морального принципа, поиск ответа на вопрос о том, что же может быть положено в основу морали, могут ли моральные суждения быть рассмотрены в качестве истинных или ложных, соответственно - можно ли указать для определения этого какой-либо ценностный критерий? Достаточно влиятельная группа философов отрицает возможность рассмотрения нормативных суждений в качестве таких, которые можно считать истинными или ложными. Это, прежде всего философы, развивающие в этике подход логического позитивизма. Они считают, что так называемые описательные (дескриптивные) суждения не имеют ничего общего с нормативными (прескриптивными суждениями). Последние выражают, с их точки зрения, лишь волю говорящего и потому, в отличие от суждений первого типа, они не могут быть оценены в терминах логической истины или лжи. Одним из классических вариантов такого подхода явился так называемый эмотивизм (А. Айер). Эмотивисты полагают, что нравственные суждения не обладают никакой истиной, а просто передают эмоции говорящего. Эти эмоции воздействуют на слушателя в плане формирования у него стремления встать на сторону говорящего, вызванного эмоциональным резонансом. Другие философы данной группы вообще отказываются от задачи поиска исходного смысла моральных суждений и выдвигают в качестве цели теоретической этики лишь логический анализ связи отдельных суждений, направленный на достижение их непротиворечивости (Р. Хеар, Р. Бандт). Тем не менее, даже аналитические философы, заявившие в качестве основной задачи теоретической этики анализ логической связи моральных суждений, все-таки обычно исходят из того что сами суждения имеют какие-то основания. Они могут быть основаны на исторических интуициях, на рациональных желаниях отдельных индивидов, но это уже выходит за пределы компетенции теоретической этики как науки.

    Ряд авторов отмечают формализм такой позиции и стремятся как-то ее смягчить. Так В. Франкена, Р. Холмс говорят о том, что от самих наших исходных пониманий морали будет зависеть и то, противоречат одни суждения другим или нет. Р. Холмс полагает, что привнесение конкретной ценностной позиции в дефиницию морали неправомерно. Тем не менее, он допускает «возможность включения некоторого реального содержания (например, ссылки на общественное благо) и представление об источниках морали». Такая позиция предполагает выход за пределы логического анализа моральных высказываний, но она, несмотря на стремление к преодолению формализма (сам Холмс называет свою позицию и позицию В. Франкены субстанциалистской), все же остается слишком абстрактной. Объясняя, почему же индивид все-таки ведет себя как моральный субъект, Р. Холмс говорит: «Тот самый интерес, который побуждает индивида придерживаться нормальной и упорядоченной жизни, должен побуждать его также создавать и поддерживать условия, при которых такая жизнь возможна». Наверное, никто не будет возражать, что подобное определение (и одновременно обоснование морали) разумно. Но оно оставляет множество вопросов: например, о том, в чем же все-таки заключается нормальная и упорядоченная жизнь (какие желания можно и нужно поощрять, а какие ограничивать), до какой степени индивид реально заинтересован в поддержании общих условий нормальной жизни, зачем, положим, жертвовать жизнью ради родины, если ты сам все равно уже не увидишь ее процветания (вопрос, который задавал Лоренцо Валла)? Видимо, подобные вопросы порождают желание некоторых мыслителей не только указать на ограниченные возможности этической теории, но и вообще отказаться от процедуры обоснования морали. А. Шопенгауэр впервые высказал идею о том, что рациональное обоснование морали подрывает фундаментальность ее принципов. Такая позиция имеет определенную поддержку и в современной российской этике.

    Другие философы полагают, что процедура обоснования морали все же имеет положительное значение, основы морали могут быть найдены в разумном самоограничении интересов, в исторической традиции, здравом смысле, подкорректированном научным мышлением.

    Для того, чтобы позитивно ответить на вопрос о перспективах обоснования морали, необходимо, прежде всего, разграничить принципы этики долга и этики добродетелей. В христианской этике, которая может быть названа этикой долга, безусловно, содержится представление о морали как высшей абсолютной ценности. Приоритет нравственного мотива предполагает одинаковое отношение к разным людям безотносительно к их достижениям в практической жизни. Это этика строгих ограничений и универсальной любви. Одним из способов ее обоснования является попытка выведения морали из способности человека к универсализации своего поведения, представления о том, а что было бы, если бы все поступали так же, как собираюсь поступить я. Эта попытка получила наибольшую разработку в кантовской этике и имеет продолжение в современных этических дискуссиях. Однако, в отличие от подхода Канта, в современной этике личный интерес не противопоставляется жестко моральной способности, а универсализация рассматривается не как то, что создает моральную способность из самого разума, а просто как контрольная процедура, используемая для проверки различных целесообразных правил поведения на их общую приемлемость.

    Однако такого представления о морали, в котором она рассматривается, прежде всего, в качестве средства контроля поведения, осуществляемого с точки зрения того, чтобы не допустить нарушения достоинства других людей, не попирать грубо их интересов, т. е. не использовать другого человека только как средство для реализации собственного интереса (что в грубой форме может получить выражение в крайних формах эксплуатации, рабстве, зомбировании в чьих- то политических интересах за счет использования грязных политических технологий), - оказывается недостаточно. Имеется необходимость рассмотреть мораль более широко, в связи с влиянием ее на качество выполнения всех тех видов социальной деятельности, в которые реально вовлечен человек. В таком случае снова возникает необходимость говорить о добродетелях в античной традиции, т. е. в связи с признаком совершенства в выполнении определенной социальной функции. Различие этики долга и этики добродетелей является весьма важным, т. к. принципы, на основе которых базируются данные виды моральной теории оказываются в определенной степени противоречащими, и они имеют разную степень категоричности. Этика долга тяготеет к абсолютной форме выражения своих принципов. В ней человек всегда рассматривается как высшая ценность, все люди оказываются равны в своем достоинстве независимо от их практических достижений.

    Сами эти достижения оказываются несущественными при сравнении с вечностью, богом и именно поэтому человек обязательно занимает в такой этике положение «раба». Если все рабы перед богом, реальное различие раба и господина оказывается несущественным. Такое утверждение выглядит как форма утверждения человеческого достоинства, несмотря на то, что человек вроде бы добровольно принимает здесь на себя роль раба, роль низшего существа, во всем полагающегося на милость божества. Но, как уже говорилось, такого утверждения равного достоинства всех людей в абсолютном смысле оказывается недостаточно для морального поощрения их практической социальной активности. В этике добродетелей человек как бы сам претендует на божественное. Уже у Аристотеля в своих высших интеллектуальных добродетелях он становится подобен божеству.

    Это означает, что этика добродетелей допускает разные степени совершенства, причем не просто совершенства в умении управления своими помыслами, преодоления тяги к греху (задача, которая ставится и в этике долга), но и совершенства в умении выполнения той социальной функции, которую человек берется осуществить. Это вводит относительность в моральную оценку того, что представляет собой человек как личность, т. е. в этике добродетелей допускается различное нравственное отношение к разным людям, потому что их достоинство зависит в этом типе этики от конкретных черт характера людей и их достижений в практической жизни. Моральные качества соотносятся здесь с различными социальными способностями и выступают как очень дифференцированные.

    С этикой долга и этикой добродетелей связаны принципиально разные типы нравственной мотивации.

    В тех случаях, когда нравственный мотив проявляется наиболее явно, когда он не сливается с другими социальными мотивами деятельности, побудительным стимулом для начала нравственной активности служит внешняя ситуация. При этом поведение принципиально отлично оттого, которое развивается на основе привычной последовательности: потребность-интерес-цель. Например, если человек бросается спасать утопающего, он делает это не потому, что заранее испытал некоторое эмоциональное напряжение, схожее, скажем, с чувством голода, а просто потому, что он понимает или интуитивно чувствует, что последующая жизнь с сознанием невыполненного долга будет представлять для него мучения. Тем самым, поведение основано здесь на предвосхищении сильных отрицательных эмоций, связанных с представлением о нарушении нравственного требования и желанием их избежать. Однако необходимость совершения подобных самоотверженных действий, в которых более всего проявляются черты этики долга, относительно редка. Раскрывая суть нравственного мотива, нужно объяснить не только страх мучений из-за невыполненного долга или угрызений совести, но и позитивную направленность длительной активности поведения, неизбежно проявляющуюся тогда, когда речь идет о собственном благе. Ясно, что обоснование необходимости такого поведения осуществляется не в каких-то чрезвычайных обстоятельствах, и для его детерминации нужна не эпизодическая, а долговременная цель. Такая цель может быть реализована только в связи с общими представлениями личности о счастье жизни, о всем характере ее взаимоотношений с другими людьми.

    Можно ли свести мораль лишь к ограничениям, следующим из правила универсализации, к поведению на основе разума, освобожденного от мешающих трезвому рассуждению эмоций? Безусловно, нет. Со времен Аристотеля известно, что без эмоций нет нравственного действия.

    Но если в этике долга проявляются строго определенные эмоции сострадания, любви, угрызения совести, в этике добродетелей реализация нравственных качеств сопровождается многочисленными положительными эмоциями внеморального характера. Это происходит потому, что имеет место объединение нравственных и иных прагматических мотивов бытия. Личность, совершая положительные нравственные действия в соответствии со своими добродетелями характера, испытывает позитивные эмоциональные состояния. Но положительная мотивация в данном случае вносится в нравственно одобряемое действие не со стороны каких-то особых нравственных, а со стороны всех высших социальных потребностей личности. При этом ориентация поведения на нравственные ценности усиливает эмоциональное самоощущение в процессе удовлетворения внеморальных потребностей. Например, радость творчества в общественно-значимой деятельности выше радости творчества в простой игре, т. к. в первом случае человек видит в моральных критериях общества подтверждение действительной сложности, иногда даже уникальности решаемых им задач. Это означает обогащение одних мотивов деятельности другими. Учитывая такое объединение и обогащение одних мотивов поведения другими, вполне можно объяснить то, почему человек имеет личный интерес быть нравственным, т. е. быть нравственным не только для общества, но и для самого себя.

    В этике долга вопрос выглядит сложнее. В силу того, что человек берется здесь независимо от его социальных функций, добро приобретает абсолютный характер и вызывает желание теоретика представить его в качестве исходной и рационально неопределимой категории для построения всей этической системы.

    Абсолютное, действительно, не может быть исключено из сферы морали и не может быть игнорировано теоретической мыслью, желающей освободить человека от бремени непонятных ему и не всегда приятных для него явлений. В практическом плане должное поведение предполагает механизм совести, которая культивируется как навязываемая обществом индивиду реакция на нарушение требований морали. В проявлении сильной негативной реакции подсознания на предположение о нарушении требования морали по существу уже заключено нечто абсолютное. Но в критические периоды развития общества, когда требуется массовое жертвенное поведение, одних автоматических реакций подсознания и одних угрызений совести оказывается недостаточно. С точки зрения здравого смысла и основанной на нем теории очень трудно объяснить, почему необходимо отдавать жизнь за других. Но тогда очень трудно и придать личностный смысл подобному жертвенному поступку лишь на основе научного объяснения того, что это необходимо, скажем, для выживания рода. Однако практика общественной жизни требует таких поступков, и, в этом смысле, продуцирует потребность усилить нравственные мотивы, направленные на подобного рода поведение, скажем, за счет идеи Бога, надежды на посмертное воздаяние и т. д.

    Таким образом, достаточно популярный абсолютистский подход в этике во многом является выражением практической потребности усиления нравственных мотивов поведения и отражением того факта, что мораль действительно существует, несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла человек вроде бы не может действовать против своего интереса. Но распространенность абсолютистских идей в этике, утверждения о том, что первопринцип морали обосновать невозможно, скорее свидетельствуют не о бессилии теории, а о несовершенстве общества, в котором мы живем. Создание политической организации, исключающей войны и решение проблем питания на основе новой энергетики и технологии так, как это виделось, например, Вернадскому (переход к автотрофному человечеству, связанный с производством искусственного белка), позволит гуманизировать общественную жизнь до такой степени, что этика долга с ее универсализмом и строгими запретами на использование человека в качестве средства фактически окажется ненужной в силу конкретных политических и правовых гарантий бытия человека и всех других живых существ. В этике же добродетелей необходимость ориентации личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без апелляции к абстрактным метафизическим сущностям, без иллюзорного удвоения мира, необходимого для придания нравственным мотивам статуса бытия абсолютной значимости. Это является одним из проявлений реального гуманизма, т. к. снимает отчуждение, вызванное тем, что человеку навязываются внешние, непостижимые рациональным мышлением принципы поведения.

    Сказанное, однако, не означает того, что этика долга становится как таковая не нужна. Просто ее область сокращается, а моральные принципы, разработанные в пределах теоретических подходов этики долга, приобретают важное значение для развития норм права, в частности, при обосновании концепции прав человека. В современной этике подходы, развитые в этике долга, попытки вывести мораль из способности человека мысленно универсализировать свое поведение более всего используются для защиты идей либерализма, базой рассуждения которого является желание создать такое общество, в котором индивиду можно было бы наиболее качественно удовлетворять свой интерес, не вступая в конфликт с интересами других.

    Этика добродетелей соотносится с коммюнитаристскими подходами, в которых полагается, что личное счастье невозможно без того, чтобы сделать заботу об обществе предметом своих собственных устремлений, своих личных желаний. Этика долга, наоборот, служит основанием для развития либеральной мысли, разработки общих правил, приемлемых для всех, независимых от индивидуальных жизненных ориентаций. Коммюнитаристы говорят о том, что предметом морали должны быть не только общие правила поведения, но и стандарты совершенства каждого в том виде деятельности, который он реально выполняет. Они обращают внимание на связь морали с определенной локальной культурной традицией, утверждая, что без такой связи мораль просто исчезнет, а человеческое общество распадется.

    Думается, что для решения актуальных проблем современной этики необходимо комбинировать разные принципы, в том числе - искать способы сочетания абсолютных принципов этики долга и относительных принципов этики добродетелей, идеологии либерализма и коммюнитаризма. Рассуждая с позиции приоритета отдельного индивида, было бы, например, очень трудно объяснить долг перед будущими поколениями, понять естественное желание каждого человека сохранить о себе добрую память среди своих потомков.



error: Content is protected !!