Современные проблемы науки и образования. Профессиональная социализация студенчества современного вуза Теоретический обзор подходов к понятию профессиональная социализация

Соотношение понятий «социализация» и «профессионализация»

Социализация (от лат. socialis - «общественный») - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация является процессом интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, организация); усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Социализация, с одной стороны, - результат развития человека, а с другой - его компонент. В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация (активное приспособление индивида к условиям социальной среды) и социальной автономизации (реализация установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке). Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Это противоречие и порождает социальную активность личности, ориентированную на самоутверждение и самореализацию в существующей системе социальных отношений. Движущей силой этой активности является комплекс мотивов социальной деятельности, в котором доминирует мотив преодоления.

Виды социализации : гендерная, экономическая, правовая, профессиональная, политическая. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей.

Социализация отличается от воспитания целенаправленностью воздействия на индивида с целью привить ему определенные навыки, понятия и т.д. Социализация включает в себя воспитание, дополняя его практикой социальной деятельности, участием индивида в неформальных группах. Под механизмами социализации подразумеваются те способы и средства, которые позволяют человеку усвоить социальный опыт.

Процесс социализации представляется в семантическом плане уже, нежели формирование личности, и является его составной частью, гак как не включает в себя определенные психологические аспекты формирования личности. Искаженная социализация опирается на искусственные фетиши, мифы, априорные идеологические приоритеты.

Во взаимосвязи с социализацией происходит профессионализация. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающаяся личность. Сегодня в обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности, как следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня евоего профессионализма и т.д.

Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе так называемые нормативные жизненные кризисы. Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности - он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т.д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к заработной плате, повышение статуса и т.п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего могут быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.

Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так называемых биографических кризисов (Р. А. Ахмеров), которые могут не только оказывать влияние на эффективность и качество трудового процесса, но и изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. Во-первых, это «кризис нереализованное™», связанный с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями новой социальной среды, в которую он перешел. Во-вторых, это «кризис опустошенности», который возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи от прошлого и настоящего в будущее, - он проявляется в переживаниях отсутствия конкретных целей, несмотря на наличие определенных трудовых достижений и объективных возможностей в профессиональной деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации в тех или иных возможных ролях, отсутствием замыслов на будущее, непониманием потенциальных связей событий.

Возрастное, профессиональное и психическое развитие человека как субъекта труда можно представить в виде следующих стадий.

I. Допрофессиональное развитие.

  • 1. Стадия предыгры (от 3 лет).
  • 2. Стадия игры (период дошкольного детства - от 3 до 7- 8 лет).
  • 3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста - от 7-8 до 11 - 12 лет).

II. Развитие в период выбора профессий.

1. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, к труду, планирования профессионального пути, выбора профессии - от 12-13 до 14-18 лет).

III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

  • 1. Стадия профессионального обучения (от 15-19 до 16-23 лет).
  • 2. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет).
  • 3. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет).
  • 4. Стадия реализации профессионала (от 46-50 до 60-65 лет).
  • 5. Стадия спада (свыше 61-65 лет).

Сегодня все больше говорится о необходимости практико-ориентированного подхода к психологической подготовке профессионала, опоре в отборе содержания и его передаче на проблемное поле профессиональных задач, ориентации на формирование профессиональной компетентности через единство ее когнитивной, операциональной и личностной составляющих, подготовке к решению профессиональных задач средствами психологических знаний и умений. Все это свидетельствует об усилении практической составляющей в первичной профессиональной социализации профессионалов.

Вторичная социализация специалистов происходит уже в ходе осуществления профессиональной деятельности. При этом профессиональный рост специалиста многими авторами связывается с психологическим сопровождением профессиональной деятельности. Исследователи (М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Т. Г. Киселева, Н. В. Клюева, А. К. Маркова, М. М. Семаго и другие) отмечают, что, несмотря на достаточно широко осуществляемую разработку теоретико-методологических аспектов сопровождения, многие вопросы психологического сопровождения носят дискуссионный характер, по-прежнему недостаточно проработано методическое обеспечение сопровождения образовательного процесса. Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, приводят к существенным изменениям в целях, методах и технологиях практической деятельности психолога.

Ирба (Киселева) О.С. 2008

О. С. Ирба (Киселева)

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа представлена кафедрой психологии Воронежского экономико-правового института.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Е. В. Чеснокова

Вопросы личностной (первичной) социализации разработаны и изучены в психологической науке и практике. Вместе с тем практическая направленность изучения вопросов социализации отсутствует, исходя из чего мы можем говорить об отсутствии целостного видения проблемы профессиональной социализации, о теоретической направленности образования, что, в свою очередь, не соответствует запросу социума и государства в целом.

Ключевые слова: образование, социализация, личностная и профессиональная социализация, парадигма образования.

Problems of personal (primary) socialisation have been worked out and studied in psychological science and practice. At the same time, practical orientation of studying socialisation issues is lacking, which testifies to the absence of the integral conception of vocational socialisation and theoretical orientation of education, which in its turn does not correspond to the requirements of society and state on the whole.

Key words: education, socialisation, personal and vocational socialisation, paradigm of education.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, привели к дополнению целей образования: оно должно не только вооружать человека знаниями, но и развивать его как личность. Это привело к повышению требований к профессиональной подготовки выпускников вузов и, как следствие, актуализации проблемы профессиональной социализации личности.

Профессиональная социализация является процессом вторичной социализации личности. Она перестраивает субъективную реальность личности и связана, на наш взгляд:

С овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками;

Профессиональным языком общения;

Приобщением к соответствующей субкультуре.

В целом профессиональная социализация представляет двуединый процесс: с

одной стороны, она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой - показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности.

Образование традиционно выделяется как один из факторов и институтов профессиональной социализации. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

Образование как результат представлено в двух ипостасях.

Во-первых, результат образования фиксируется в форме стандарта. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, ко-

торый должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения.

Второй составляющей результата образования является образованность человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образованность может рассматриваться как общая, так и социально-профессиональная.

В настоящее время в теории и практике представлены три парадигмы профессионального образования: деятельностно, когнитивно и личностно ориентированная.

1. Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистическую направленность. Ориентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Целевая установка образования в рамках данной парадигмы формулируется однозначно: образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и прикладной деятельностей. Деятельностно ориентированная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования. Применение данной модели образования оправдано при изучении профессиональных, специальных дисциплин, в процессе производственного обучения и производственных практик.

2. Когнитивно ориентированная парадигма образования рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения -осуществляется как квазиисследователь-ская деятельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познаватель-

ных способностей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки и практики, учебный материал как дидактически «препарированные» научные и технологические знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта нового поколения. Главное - информационное обеспечение личности, а не ее развитие. Это личностно отчужденное образование.

3. Личностно ориентированная парадигма образования в наибольшей мере адекватна философии нового образования и предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие и самоактуализацию личности. Центральным звеном данной модели образования является непрерывное развитие личности обучаемых.

Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на мониторинге сформированных психологических новообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной интеллектуальной сферы, социально и профессионально значимых качеств и способностей.

В настоящее время многие ученые отмечают тот факт, что внедрение лично-стно ориентированного образования во многом затруднено его непроработанно-стью на инструментально-технологическом уровне. Содержание образования должно строиться на субъективном опыте обучаемых, однако на сегодняшний день отсутствуют способы проектирования такого содержания образования. Ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, социализация, развитие индивидуальности -также технологически не обеспечена.

Смыслообразующим фактором лич-ностно ориентированного образования является развитие обучаемых в процессе

организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде. Его центральным звеном становится профессиональное развитие - развитие личности в процессе выполнения профессиональнообразовательной деятельности, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесносную целостность.

На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

Приобретение конкретных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

Освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

Накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно или системно;

Формирование профессиональноличностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т. е. выработка собственной философии профессии (табл. 1).

Таблица 1 Уровни профессиональной социализации личности

Уровни процесса профессио- нальной социализации Содержание уровня профессиональной социализации

Низкий Приобретение конкретных знаний, умений и навыков

Средний Освоение методик организации деятельности, технологий осуществления процессов

Высокий Накопление - обновление теоретических сведений (фрагментарно или системно)

Формирование профессиональноличностных установок, системы профессиональных ценностей, нахождение смыслов профдея-тельности, выработка собственной философии профессии

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

На этапе базовой профессиональной подготовки должны быть поставлены и решены такие задачи, как:

Формирование установки на субъектную позицию в процессе профессионального становления;

Помощь в самоопределении будущего специалиста в профессиональном пространстве (поле профессиональной активности);

Овладение логикой продвижения в профессии;

Предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, служащих ориентиром для самооценки и самосовершенствованию;

Формирование в ходе обучения опыта партнерства, сотрудничества;

Стимулирование процессов самовоспитания, ориентированного на осознание, проработку и закрепление необходимых в профессии личностных качеств и характеристик;

Создание комплексных предпосылок к непрерывному образованию.

Процесс профессиональной, так же как и личностной, социализации есть не только усвоение социального опыта, но и активное его воспроизводство. Инструментами профессиональной социализации будут выступать освоение профессиональных эталонных моделей, опыта партнерства, саморазвитие и самокоррекция.

На наш взгляд, «успешная профессиональная социализация» - это идеальная модель социализированного студента, который активно принимает нормы профессии, ее требования и готов реально участвовать в работе в соответствии с ее ценностями.

В связи с проведенным анализом, мы полагаем, что задачи профессиональной социализации дают основания охарактеризовать в качестве необходимой парадигму развивающего профессионального образования, опирающуюся на следующие концептуальные положения:

Личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапа профессионального образовательного процесса. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания конкретных технологий образования;

Критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;

Социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебнопрофессиональных видах труда. Стандарт образования не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;

Залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся.

Подчеркнем, что профессиональное образование - это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Иными словами, развивающее профессиональное образование - необходимое условие профессиональной социализации личности.

Наибольшим развивающим потенциалом обладают интегративные учебные дисциплины, которые в большей мере позволяют включать в содержание образования практико-ориентированный учебный материал, а также предшествующий субъективный опыт обучаемых.

Субъективный опыт обучаемых -это совокупность эмоционально окрашен-

ных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение и т. д. Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и интегративных конструктов. Каждый из этих видов опыта выполняет мотивирующую, операциональную и оценочную функции. Наиболее важной является операциональная функция, позволяющая человеку выступать активным субъектом осваиваемой деятельности, используя в отдельности или комбинируя и обогащая имеющиеся знания и умения.

Включение в учебный материал субъективного опыта, структурирование рабочих учебных планов с учетом ком-петентносного подхода позволяют обеспечить вариативность содержания образования.

Реализация развивающей функции содержания образования-социализации обуславливает необходимость пересмотра государственных образовательных стандартов.

Мы в свою очередь полагаем, что цель развивающего профессионального об-

разования - формирование способности, возможности и готовности к будущей профессиональной деятельности.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Профессиональная социализация личности связана с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками, профессиональным языком общения и приобщением к соответствующей субкультуре;

Цель образования-социализации состоит в том, чтобы, во-первых, научить эффективно действовать, во-вторых, социально приспособить и, в-третьих, сформировать у студента свободное и личностное суждение;

Условием профессиональной (вторичной) социализации, происходящей при содействии вспомогательных специализированных средств усвоения знания, является современное образование;

Результатом высшего профессионального образования выступает «качество подготовки специалиста»;

Социализационные воздействия преломляются сквозь призму индивидуальности личности. В связи с этим профессиональная социализация не может быть стопроцентной.

Значимость профессионального призвания как социального явления неоднократно отмечал в своих научных публикациях белорусский социолог С.А. Шавель. Он характеризует профессиональное призвание как «загадочное и сверхценное явление», позволяющее раскрыть феномен профессий. Шавель обращается к феномену призвания в связи с проблемой социального порядка, поиска «естественных», то есть существующих в самом обществе, возможностей регулирования социальных отношений в рамках целостности. Так, Маслоу в течение всей своей жизни проводил исследование самоактуализирующихся людей и пришел к выводу о том, что они имеют наиболее высокий уровень психического здоровья. В ходе исследования Маслоу оказалось, что самоактуализирующиеся люди умели замечать скрытые от других тенденции и закономерности, и их прогнозы относительно будущего, основанные на имевшихся в их распоряжении фактах, чаще сбывались. При этом, способность верно судить об окружающей действительности распространяется на все изученные сферы жизни: в искусстве и музыке, интеллектуальной сфере, научных вопросах, политике и общественных делах. Иными словами, их восприятие реальности является адекватным. Было также обнаружено, что «самоактуализирующиеся люди гораздо быстрее и легче других выделяют новое, специфическое и конкретное из общего, абстрактного и схематичного». Они в целом не боятся неизвестности, с готовностью принимают непознанное, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Самоактуализирующиеся люди, как правило, занимаются интеллектуальной деятельностью, и им свойственна «интеллектуальная мощь».

Немецкий мыслитель М. Вебер обращается к категории призвания в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия». Его размышления о призвании связаны с поиском духовных оснований человеческой деятельности, а также культурных форм, в которых идеи могут оказывать воздействие на ход исторического разви­тия общества. По мнению Вебера, ученый-профессионал, а также преподаватель, должен обладать не только серьезными профессиональными знаниями, но и страстью, вдохновением, быть преданным своему делу, иметь желание принести пользу своими знаниями, быть способным воспринимать критику, и, что без этих качеств невозможно представить достижение высоких научных результатов.

Профессиональная социализация является процессом вторичной социализации личности. Она перестраивает субъективную реальность личности и связана, на наш взгляд:

С овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками;

Профессиональным языком общения;

Приобщением к соответствующей субкультуре.

В целом профессиональная социализация представляет двуединый процесс: с

одной стороны, она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой - показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности.

Образование традиционно выделяется как один из факторов и институтов профессиональной социализации. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

В готовности к профессиональной деятельности следует выделять три ее основных вида: физическую, психологическую и специальную. Физическая готовность не рассматривается в данном исследовании, поскольку в психолого-педагогической деятельности не предъявляется специальных, за исключением общепринятых, требований к физическому состоянию субъекта. Психологическая готовность отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, требующиеся в конкретной деятельности.

Наибо­лее общую позицию в рассмотрении профессиональной деятельно­сти представляет Э. Ф. Зеер. Он считает, что про­фессиональная деятельность – это социально-значимая деятель­ность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств лично­сти. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъяв­ляемыми к человеку, образует профессию.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах.

Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса:

1. - прекращение профессионального роста;

2. - стабилизация на достигнутом уровне;

3. - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности;

4. - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень;

5. - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Биографические данные в социологии - это основной источник детальных и мотивированных описаний "истории" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение "с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события "от первого крика до последнего вздоха". Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т. п. Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и уровня подготовленности.

Сущность профессиональной социализации

Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:

  1. Профессиональную ориентацию;
  2. Профессиональное самоопределение;
  3. Профессиональную адаптацию;
  4. Развитие профессионального самосознания специалиста;
  5. Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.

Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.

Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе. Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации. Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки. При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.

Замечание 1

Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.

При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение. Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство. Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.

Особенности профессиональной социализации

Замечание 2

Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом. Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.

Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста. Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.

Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:

  • Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
  • Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
  • Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
  • Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
  • Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала. Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега. Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.

Проблеме профессиональной социализации впервые уделяется внимание социологами на рубеже XIX–XX вв. в научном поле общей теории социализации, а в последующем активно исследуется в 1920–1930-е гг. в рамках структурно-функциональной теории. Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли Т. Парсонс, Н. Смелзер, П. Сорокин.

Из современных исследователей профессиональной социализации следует отметить С. И. Иконникову, В. Т. Лисовского, В. А. Нечаева, Н. А. Перинскую, Ф. Р. Филиппова.

Профессиональную социализацию можно рассматривать в двух значениях. В широком смысле слова она представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности (составляющая социализационного процесса). При этом он формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. В узком смысле слова профессиональная социализация может рассматриваться в рамках определенной социально-профессиональной группы и иметь определенную профессиональную направленность.

Профессиональная социализация – процесс интериоризации личностью базовой системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, составляющих основу социального поведения в профессиональной сфере. Данное определение отражает социальную сущность протекающего процесса – глубокое усвоение социальных принципов функционирования профессионального сообщества, которые становятся, таким образом, структурными элементами личности специалиста.

Эти принципы реализуются в поведенческих актах члена профессиональной группы как во время выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, так и в неформальных взаимодействиях (структура речи, манера одеваться, образ жизни в целом). Представляется важным, что предлагаемое определение не ограничивает процесс профессиональной социализации конкретным временным интервалом или жизненным этапом личности.

Профессиональная социализация осуществляется как целенаправленно в процессе обучения, так и спонтанно во взаимодействии людей, принадлежащих к одному профессиональному сообществу, в формальной и неформальной обстановке. Такое общение является необходимым элементом основного процесса социализации личности, влияние которого не прекращается с окончанием трудовой деятельности, но накладывает отпечаток на всю сознательную жизнь человека.

Включение процесса профессиональной социализации в сферу научных интересов социологов явилось ответом на потребность общества в восстановлении и развитии профессиональных сообществ как носителей и трансляторов специфической профессиональной субкультуры. Профессиональные сообщества объединяют людей, работающих в одной и той же области, имеющих общие цели, единую систему ценностей и социальных нормативов, в команду единомышленников. На их основе формируются научные школы, исследовательские группы, инновационные команды. Поэтому управление профессиональной социализацией как процессом становления специалиста и полноценного включения его в профессиональную среду является важнейшей задачей системы высшего образования.

Образование – особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз – часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами – "переориентации образования с модели научной на культурную".

Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда вуза.

Социокультурная среда вуза формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации студента, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, – профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур.

Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности вуза, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций. Без глубокого понимания принципов функционирования этого механизма трудно осознать роль образования в социокультурном воспроизводстве, развитии экономики, политики и в других сферах.

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза

Целеполагающий компонент

Цель – профессиональная социализация будущих специалистов в образовательном пространстве вуза посредством первичной интеграции в профессиональную среду и включение в профессиональное сообщество.

Задачи:

– управление процессом профессиональной социализации студента

с использованием организационно-культурных механизмов как регуляторов социального поведения;

  • – формирование у студентов системы профессиональных нормативов поведения на основе системы интериоризированных социально-профессиональных ценностей;
  • – развитие личностного и профессионального потенциала будущего специалиста как активного субъекта образовательного процесса

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Профессиональные и специальные дисциплины

Учебно-производственная практика

Специализированные электронные курсы

Дополнительные учебные программы

Процессуальный компонент

Уровень университета:

  • – анализ государственных образовательных стандартов дисциплин;
  • – разработка концепции воспитательной работы со студентами;
  • – развитие системы студенческого самоуправления;
  • – повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Уровень институтов (факультетов):

  • – организация различных видов практик;
  • – поддержка студенческих инициативных проектов;
  • – организация воспитательной работы со студентами

Уровень кафедр:

  • – включение студентов в научно-исследовательские работы кафедр;
  • – внедрение инновационных методов обучения

Контрольно-оценочный компонент

Критерии:

деятельностный; креативный; мотивационный; адаптивный

Уровни: низкий; средний; высокий

Механизмы контроля: социологическая диагностика; психологическое тестирование; административный контроль

Результативный компонент

Профессионально-социализированный специалист со сформированной субъектной жизненной позицией

Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда вуза, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.

Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место. Структура профессиональной социализации как совокупность компонентов данного процесса и комплексного результата в виде сформированных элементов профессиональной культуры специалиста представлена на рис. 8.1.

Спецификой современного рынка труда высококвалифицированных кадров является отказ от специалистов узкого профиля. Для успешной профессиональной карьеры выпускник вуза должен обладать такими качествами и навыками, которые позволяют применять профессиональные знания в широком диапазоне и могут быть востребованы не только в области базовой подготовки.

Рис. 8.1.

"Результат профессиональной социализации индивидуален для каждого студента и всегда зависит от того, какие общие и специальные способности им нажиты и какие мотивация, жизненная установка и интересы инициируют его деятельность", насколько активно он принимает нормы профессии, се требования и готов реально участвовать в профессиональной работе в соответствии с се нормативно-ценностной системой.

Профессиональная социализация студентов не ограничивается стенами вуза, испытывает влияние факторов внешней среды в той же мере, в которой ее испытывает система высшего образования в целом.

Основными тенденциями развития современной системы высшего образования являются:

  • – постоянное изменение и обновление системы образования с целью адаптации к изменяющимся условиям (трансформация);
  • – формирование единого рынка образовательных услуг (глобализация);
  • – распространение единых, унифицированных образовательных критериев, программ подготовки специалистов (стандартизация);
  • – радикальное изменение формы трансляции знания (компьютеризация);
  • – переход к дистанционным формам интеракции участников образовательного процесса (виртуализация).

Соответственно, серьезные изменения претерпевают структура и функции механизмов управления профессиональной социализацией студентов, действующих в образовательной среде вуза.

В состоянии современной системы высшего образования в России выделяются три уровня проблем. Первый уровень проблем связан с выходом на новую парадигму образования в условиях глобализации мирового образовательного пространства; второй – с кризисом традиционной, сформированной в советский период, системы образования в целом и ее главным элементом – системы управления подготовкой высококвалифицированных специалистов; третий – с неготовностью российской высшей школы в полной мере осуществлять свою организационно-культурную миссию – создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокая интериоризация.

Реализацию данной миссии осуществляют организационнокультурные механизмы управления профессиональной социализацией студентов, действующие на всех этапах обучения в вузе.

В наиболее явном виде кризис российской системы высшего образования проявляется в том, что стабильная профессиональная деятельность как "дело всей жизни" перестала быть привлекательной для современного студенчества. Социологические исследования отражают равнодушное или негативное отношение студентов к профессиональной карьере. Преобладающая часть молодых специалистов с высшим образованием не работает по полученной специальности. По данным Российского исследовательского центра

"Ромир", лишь 8% выпускников российских вузов предполагают трудоустроиться в соответствии со специальностью, указанной в дипломе. Так, "ежегодно в сельское хозяйство – важнейшее стратегическое направление жизнедеятельности российского общества – идут работать не более 30% выпускников сельскохозяйственных вузов, которые обучались по бюджетной форме, из них 14%, не проработав и года, уходят из этой сферы, как правило, на менее квалифицированную, но более оплачиваемую работу". Такая же ситуация наблюдается и в других жизненно важных для существования общества производственных сферах.

Социологические исследования профессиональных планов студентов российских вузов, проведенные ведущими центрами, показывают преобладание у студентов установок на вертикальную карьерную стратегию – постоянное повышение должностного статуса. Профессиональная деятельность считается успешной, если формальный статус специалиста периодически повышается. Именно карьера руководителя, а не профессионала привлекает современную российскую молодежь.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что результаты профессиональной социализации в современных российских вузах далеки от желаемых. Управление процессом профессиональной социализации невозможно без полного и достоверного знания его современного состояния, тенденций изменения, влияющих факторов и других характеристик.

Социализирующая роль вуза не ограничивается передачей студенту определенного комплекса знаний и контролем их усвоения, но предполагает конкретную ориентацию на будущий профессиональный статус и начальную адаптацию к профессиональной среде. В процессе усвоения комплекса необходимых знаний и навыков познавательная деятельность студента постепенно сменяется профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, интересов, постановкой целей и средств, используемых для их достижения. Соответственно, в процессе обучения постоянно возрастает объем компетенций, необходимых молодому специалисту для полноценного включения в профессиональную среду.

Компетентностный подход, который вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы, предполагает развитие у студентов профессиональных компетенций как способности постоянно расширять объем знаний и управлять ими для достижения профессиональных целей, т.е. осмысленно работать с комплексом знаний. В современном динамичном социуме востребованы успешные, конкурентоспособные специалисты, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Знания и умения – не цель, а средство для развития личности специалиста, который должен уметь их создавать, применять как в процессе профессиональной деятельности, так и для ее развития. Реформирование общества обусловило трансформацию социализационных практик и траекторий, изменение эталонов социализированности человека и его идентификационных ориентиров. "Советская и современная российская модели социализации ориентированы на разные типы личности, на развитие разнонаправленных социальных качеств (приоритет общественного или частного интереса, коллективизм или индивидуализм, патернализм или расчет на собственные силы, контроль над личностью или расширение ее свободы)". Переориентация оценки результатов образования с понятий "образованность", "воспитанность", "общая культура" на понятия "компетентность" и "компетенция" – основа компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить "достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования".

По Д. А. Иванову, "компетентностный подход – попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда", "причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях". Компетентный специалист принимает решения и реализует их соответственно социализационной норме, которая определяется как "результат успешной социализации, позволяющий индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие". Профессиональная социализация признается успешной, когда личность осваивает одобряемые в данном профессиональном сообществе социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения.

Уровень реализации знаний, навыков, умений, приобретенных в процессе обучения, в трудовой деятельности зависит от степени профессиональной компетентности специалиста.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении студентами определенным набором знаний, умений, навыков, а также способов и приемов реализации в развитии и саморазвитии личности по отношению к предмету воздействия. Набор освоенных способов деятельности, ориентированных на практику, является предметом запроса работодателей, который актуален некоторое время, затем корректируется в связи с изменениями в социально-экономической ситуации.

Профессиональная компетентность – интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений, навыков, обобщенных способов решения типовых задач, зависящее от различных свойств этой личности. "Основным источником формирования профессиональной компетентности является обучение и субъективный опыт личности на основе постоянного стремления к совершенствованию и приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности, готовности к постоянному повышению своей квалификации".

Отличие компетентностного подхода в области профессиональной социализации студентов от традиционного состоит в формировании умения работать с информацией, поступающей из различных источников и содержащей противоречивые, а иногда и взаимоисключающие сведения. В условиях избыточности содержания современной информационной среды и необходимости переработки постоянно возрастающего объема сведений, направленных на потребителя информации, делают все более значимой роль селективной компетенции, обладая которой, студент может самостоятельно определять предметную направленность своих интересов в профессиональном контексте.

Результатом данного процесса является формирование личности профессионала как системы не только профессиональных, но и социально значимых качеств, реализуемых в деятельности специалиста с высшим образованием и полноценном включении в деловое общение.

Современный специалист – не тот, кто обладает багажом специальных знаний, а тот, кто умеет эти знания применить, но что более важно, он должен уметь принимать ответственные решения, проявлять инициативу, иметь навыки управления информацией и быть толерантным к культурным различиям. В рамках компетентностного подхода на первое место выходит не информированность обучаемого, а способность самому находить и применять необходимые решения задач, поставленных образовательной программой. А это, в свою очередь, требует умения выявлять, исследовать проблему, определять возможные ее решения и применить их в конкретной ситуации или найти свой собственный метод и прогнозировать результат.

Обучение студента с использованием принципов компетентностного подхода предполагает создание ситуаций включения обучающихся в определенные виды профессиональной деятельности, овладение которыми формирует ценностно-деятельностные ориентации профессиональной среды. Успешность профессиональной социализации выражается в виде готовности расширять круг профессиональных знаний, применять приобретенные знания, навыки и ответственность за результаты своего труда, устойчивого положительного отношения к профессии.

Система высшего образования, сложившаяся в условиях плановой советской экономики, не учитывала изменение социальных условий формирования личности специалиста, уделяя внимание "технической" стороне его подготовки – предоставлению студенту комплекса знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в стабильных и предсказуемых производственных условиях. Само понятие "рынок труда" имело условный характер, поскольку основой социалистической системы хозяйствования являлись гарантированное трудоустройство и сохранение единства требований к специалистам одного профиля подготовки во всех организациях и предприятиях. Сохранение принципов классического образования, в котором приоритет имеют теоретические знания, не позволяет студенту даже в минимальной степени приобщиться в ходе обучения к реальной производственной среде. В результате выпускники современных высших учебных заведений вынуждены практически заново осваивать нормы и правила поведения в профессиональном сообществе, устанавливать отношения с коллегами и адаптироваться к новым условиям труда. Далеко не все молодые специалисты успешно проходят этот этап. По результатам социологических исследований, 27% специалистов с высшим образованием боятся потерять работу из-за собственных ошибок, 92% испытывали кризис профессиональной самоидентификации, основными причинами которого является противоречие между ограниченностью предлагаемой профессиональной роли и гораздо более широкими потребностями в саморазвитии.

Результаты проведенных социологических исследований констатируют "несоответствие существующего профессионального образования потребностям рынка труда, отсутствие эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитость форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики". По мнению многих европейских ученых, компетентностный подход – особый инструмент укрепления социального взаимодействия высшего образования с работодателями по налаживанию их совместной работы, а также адаптации образования к тенденциям и потребностям рынка труда. Организация образовательного процесса с участием всех заинтересованных сторон (преподаватель – студент – работодатель) усложняет структуру информационно-обменных процессов и изменяет их содержание.

Компетентностный подход к профессиональной социализации студентов направлен на устранение доминирования теоретических знаний над практическими навыками, что достигается использованием не только различных форм интерактивного обучения, но и интенсивными контактами со специалистами, имеющими большой практический опыт. Обучение знаниям и обучение умениям и навыкам, таким образом, не разрывается, а существует в единстве и взаимосвязи.

Как базовый принцип организационного управления образовательным процессом компетентностный подход усиливает практическую ориентированность высшего образования, существенно расширяет его содержание личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным.

Выпускнику вуза недостаточно овладеть теоретическими знаниями, техническими навыками и приемами, чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо обладать соответствующими социальными качествами, позволяющими включиться в сложную систему коммуникативных взаимодействий как на формальном, так и неформальном уровне, обладать необходимым уровнем профессиональной культуры, принять соответствующую систему ценностных ориентиров.

Успешность профессиональной социализации непосредственно зависит от методической базы подготовки специалистов. Методика обучения представляет собой весь комплекс приемов и технологий обучения, формирование межпредметных взаимодействий, которые обеспечивают описание целостной картины по дисциплине во всех его взаимосвязях с другими элементами. Происходящие последнее время реформы требуют "активного изменения способа преподавания в целях устранения основной проблемы – устаревшего методического блока подготовки профессионала".

Удовлетворенность итогом профессиональной подготовки в системе высшего образования выступает интегральной оценкой всего комплекса факторов, действующих в вузовской среде. Результаты всероссийских исследований мнений выпускников вузов о качестве полученного образования показывают преобладание положительной оценки не только уровня квалификации преподавателей и условий профессиональной подготовки. Респонденты отмечают высокое значение социокультурной среды вузов, личностных качеств преподавателей и неформальных отношений в студенческих группах, сложившейся культуры взаимодействий. На значимость состояния социального компонента образовательного процесса указывают и респонденты, негативно оценивающие период своего пребывания в стенах высшего учебного заведения. Плохую организацию образовательного процесса, взятки, низкую квалификацию преподавателей и подавление свободы слова отмечают 10% участников опроса из Центрального, 9% из Северо-Западного и 4% выпускников вузов Уральского федеральных округов.

Результаты свободных интервью, проведенных в рамках всероссийского исследования качества высшего образования с точки зрения выпускников российских вузов в 2010 г., показывают, что недостатки в социальном управлении профессиональной социализацией в области включения студентов в профессиональную среду в период обучения являются важнейшей причиной негативной оценки выпускниками вузов своей профессиональной подготовки. Респонденты отмечают, что "на практике знания, даваемые вузом, бесполезны. Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы, такие как: культурология, философия, теория вероятности. Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, по в их головах нет ничего существенного". "Много теоретической части, которую трудно использовать в жизни. Хотелось бы больше практических приемов, отработки ситуаций, возникающих в процессе работы, и т.д.". "Как правило, знания, которые мы получаем в вузе, сильно оторваны от реальности, никто не дает даже намека на положение дел на рынке труда". "В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведет к трудностям в трудоустройстве. Также мне кажется, что распределение, которое раньше было после окончания вуза, имело не только практический смысл – обеспечить работой молодых специалистов, но и экономический, ведь изменение профиля работы или отрасли ведет за собой затрату времени на адаптацию и изучение особенностей производства". На важность включения в профессиональную среду указывают не только те, кто не сумел устроиться на работу по специальности. Даже успешные молодые специалисты, положительно оценивающие период своего обучения в вузе и качество полученных знаний, отмечают незаконченность процесса профессиональной социализации: "“Образование дали достойное в плане технических знаний и специальности. Огорчение приносит только рынок труда, где потребность в инженерах катастрофически низка”. “Без опыта работы выпускники никому не нужны”. “Образование я получил хорошее. Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе”. “Чтобы найти работу, нужно еще дополнительно учиться... А вроде высшее образование получил”".

Современная система российского высшего образования находится в стадии постоянных изменений и поисках новых организационных путей, которые будут отвечать требованиям времени. В решении комплекса связанных с этими задачами проблем важнейшую роль играет социальное управление профессиональной социализацией студентов вузов, целью которого является качественное изменение в развитии всех участников данного процесса. Оно заключается в осознании необходимости творческого начала в решении даже стандартных проблем, полноценного сотрудничества между структурными подразделениями, которые могут и не быть непосредственно связаны производственными функциями, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, которое постепенно переводит формальные отношения в отношения сотрудничества и взаимопонимания. Молодой специалист как результат приложения интеллектуального потенциала пуза к административным, организационным, материальным и финансовым ресурсам становится профессионалом, востребованным рынком труда. Одновременно с образовательным эффектом подготовка специалиста дает социальный эффект – качественное изменение социальных установок, поведенческой ориентации, отдельных сторон жизнедеятельности личности.

Профессиональная социализация является сложным динамическим процессом формирования системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации профессиональных намерений и планов. Соответственно, система механизмов социального управления данным процессом также имеет сложную структуру, элементы которой располагают неодинаковым значением на различных этапах образовательного процесса.

Итогом профессиональной социализации студентов в вузе выступает системная готовность к выполнению профессиональных обязанностей как интегральная характеристика личности специалиста, включающая мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность); сферу целеполагания (система представлений о содержании и результатах трудовой деятельности); сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы, встроенные в единую и детально сформированную "картину мира"). Системные знания и умения, будучи осмыслены, составляют методологическую и методическую основу переноса их из учебных ситуаций в реальные жизненные условия.



error: Content is protected !!