Юридическое лицо иметь гражданские права. Юридическое лицо (юр лицо) — это организация, статус или фикция

Само понятие закреплено гражданским кодексом, где в статье 48 указано, что лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Термин юридического лица

Юридическое лицо это зарегистрированное в установленной законом порядке форма организации, обладающей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающей по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юрлицо обладает идентификационными признаками, это ОГРН, ИНН и КПП, а также форма собственности (ООО, АО, ПАО) и наименование.

Это могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). К юрлицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Признаки юридического лица

  1. Юридические лица зарегистрированные на территории Российской Федерации обладает следующим признаками:
    • наличие организационного единства.
  2. К примеру наличие учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций;
    • обладание обособленным имуществом.
  3. Наличие самостоятельного баланса или сметы;
    • способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
  4. Учредители общества несут ответственность в размере уставного капитала;
    • обладает правом вступать в хозяйственные отношения от своего имени.
  5. Общество выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование. Наименование коммерческой организации представляет собой фирму (фирменное наименование), являющееся объектом исключительных прав.
    • создание идет только через процедуру регистрации.

Регистрация

Ликвидация и реорганизация

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

  • Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
  • Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Подробнее ликвидация ооо в Москве.

Виды организаций

Общества в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации ().

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками. Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

По видам прав учредителей, участников юридические лица делятся на :

  1. юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, и юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (п. 3 ст. 48 ГК);
  2. коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК);
  3. корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК);
  4. юридические лица различных организационно-правовых форм.

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, проводится по двум признакам:

  1. в зависимости от наличия цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;
  2. в зависимости от возможности распределять полученную прибыль между участниками.

К коммерческим организациям согласно ГК относятся :

  • хозяйственные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные кооперативы,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Классификация видов может происходить:

  • По форме собственности.
  • По целям деятельности.
  • По составу учредителей.
  • По характеру прав участников.
  • По объёму вещных прав.
  • По другим критериям.

Действующие юридические лица обладают собственным сайтом в сети интернет.

Права юридического лица

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (организация) может приобретать и осуществлять гражданские права. Различают разные права (это зависит от организационно-правовой формы, в которой оно создано). Однако права должны полностью отвечать целям деятельности организации, прописанным в ее уставе или прочем учредительном документе.

Действующим законодательством определены случаи, когда юридическое лицо может осуществлять определенные виды деятельности лишь после получения лицензии от государства. Правоспособность юридического лица начинается с момента его регистрации в ЕГРЮЛ. Прекращение правоспособности связано с ликвидацией организации и происходит путем фиксации соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Правоспособность и дееспособность

Лицо обладает правоспособностью и дееспособностью с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Ст.48 ГКРФ)

Виды юридических лиц:

Юридические лица по цели создания подразделяются на:

1) коммерческие организации
2) некоммерческие организации

Коммерческая организация – это организация, котороая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности(коммерческие организации).

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет главной цели извлекать прибыль, а так же не распределяет полученную прибыль между ее участниками. Данная организация может иметь форму потребительского кооператива, общественной или религиозной организации, финансируется собственником учреждения, благотворительным или иным фондом.

Юридические лица по отношению к публичной власти делятся на:

1) государственные организации
2) негосударственные организации

Юридические лица по организационно-правовой форме деятельности на:

1) хозяйственные товарищества и общества,
2) производственные кооперативы,
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия
4) потребительские кооперативы,
5) общественные или религиозные организации
6) благотворительные фонды

Правоспособность юридического лица - это способность организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. (ст.49 ГКРФ)

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям - критериям. Все критерии имеют юридическое значение, т.е. подразделяют соответствующие организации по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения.

Юридические лица классифицируются:

1. по характеру (цели) деятельности:

а) коммерческие, для которых основная цель деятельности - получение прибыли;

б) некоммерческие, для которых получение прибыли не является основной целью.

б) юридические лица, основанные на государственной или муниципальной собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, основанные путем объединения имущества, находившегося в различных формах собственности

Смешанные, где доля публичных (государство, субъекты РФ, муниципальные образования) и частных (граждане и юридические лица) субъектов;

Совместные, где доля иностранного капитала.

4. по характеру прав учредителей на имущество юридического лица:

а) юридические лица, где учредители (участники) имеют обязательственные (имущественные) права, т.е. права требования (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственный и потребительский кооперативы);

б) юридические лица, где учредители имеют право собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, где учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

5. по порядку образования:

а) образуемые добровольно (по воле учредителей);

б) образуемые в распорядительном порядке (по решению собственника или органа им уполномоченного).

6. по особенностям правового положения:

а) национальные (резиденты);

б) иностранные (нерезиденты).

7. по наличию членства:

а) корпорации - образованы на началах членства (хозяйственные общества и товарищества и др.);

б) учреждения - не имеют фиксированного членства (унитарные предприятия, учреждения)

Организационно-правовые формы коммерческих организаций:


Государство как субъект гражданского права

Правовое положение государства и государст-венных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского прав, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может расс-матриваться как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выпол-няемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории ко-торой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникаль-ны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъ-екта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельст-вах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уров-ней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) обра-зований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в граж-данском обороте строится на одинаковых принципах.

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

Государство участ-вует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как сово-купность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.д.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-право-вых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадле-жащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (п. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство) в отношении такого обязательства.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, ав-тономные округа;

3) муниципальные образования.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправ-ление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и вы-борные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного само-управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного само-управления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Какие органы выступают от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодатель-ством?

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Феде-рации — Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Гос-комимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государ-ственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, пре-дусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государст-венные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п.3 ст. 125 ГК).

Таким образом, российское законодательство исходит из плю-ралистической модели участия государства в гражданском обороте, ког-да его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.

Понятие объектов гражданских прав. Классификация объектов гражданских прав

Объекты гражданского правоотношения - это то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение.

Все объекты гражданских правоотношений можно объединить в четыре группы:

1. Имущество

2. Действия

3. Результаты творческой деятельности, интеллектуальная собственность

4. Нематериальные блага

1. Имущество - это объединение вещей и имущественных прав, имеющих денежную оценку. В состав имущества входят вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество.

Вещи - это материальные объекты внешнего мира, продукты производственной деятельности либо объекты природы.

Деньги выступают в качестве особого материального объекта гражданского права в различных правоотношениях.

Деньги могут быть:

· основным объектом правоотношения (например, заём);

· платежным средством в других договорах;

· выступать в качестве индивидуально-определенных вещей (например, коллекция);

· служить целям правоохранительным органов в качестве вещественного доказательства.

Характеристике ценных бумаг как объектов гражданского правоотношения посвящена глава 7 ГКРФ. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Характерной особенностью всех ценных бумаг является необходимость их предъявления для осуществления прав, удостоверенных ценной бумагой. По данному признаку ценные бумаги отличаются от других объектов гражданского правоотношения.

Имущественные права - это различного рода требования имущественного характера (например, вклад в банке, права участников на имущество юридического лица, требования заимодавца к заёмщику).

Иное имущество - это новый какой-то вид имущества, который нельзя назвать ни вещами, ни деньгами, ни ценной бумагой, не имущественными правами (например, страховка).

2. Действия, в том числе работы и услуги являются объектами главным образом обязательных правоотношений (например, подряд строительный или бытовой, обязательство выполнения научно-исследовательских работ, страхование, оказание консультационных услуг)

3. Интеллектуальной собственностью называются права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ и оказанных услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Они регулируются специальным законодательством, например, закон «об авторских правах», «патентный закон». Большое значение имеют нормы международных договоров.

4. Нематериальные блага - это жизнь и здоровье человека, достоинство личности, ее честь, доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. Эти отношения не могут стать предметом товарообмена. Данные блага неотделимы (неотчуждаемы) от человеческой личности и не могут передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям.

Понятие сделки. Виды и формы сделок.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В процессе установления, прекращения и изменения прав и обязанностей сделка занимает наиважнейшее место; это наиболее распространенные и многообразные юридические факты, с которыми закон связывает возникновение гражданских прав и обязанностей.

Сделка является действием, совершаемым в расчете на получение определенного результата, право же способствует его реализации.

Признаки сделки:

  • Сделка - это волевое действие (или волеизъявление);
  • Правомерное действие (действие, которое соответствует требованиям закона);
  • Совершается субъектами гражданского права (порождает гражданско-правовые последствия)
  • Результативность сделки (установление, изменение, прекращение гражданских правоотношений).

Виды сделок

Классификация сделок на виды производится по различным признакам. В качестве классификационных оснований выступают количество сторон в сделке, момент возникновения прав и обязанностей, возмездность и т.п.

В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания, доверенности, объявление конкурса, отказ от права собственности на имущество, отказ от наследства и др.). Права по односторонней сделке могут возникать как у лица, совершающего сделку, так и у третьих лиц, к интересу которых сделка совершена.

Сделка, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, являются дву - и многосторонними . Такие сделки именуются договорами. Примеры двусторонних сделок: заем, купля-продажа, дарение и другие.

Договоры по экономическому содержанию подразделяются на возмездные и безвозмездные. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей по договору (купля-продажа, поставка). Если сторона по договору обязуется исполнить свои обязанности без какого-либо встречного предоставления, имеющего имущественный характер, то такой договор является безвозмездным (дарение). По общему правилу, любой договор предполагается возмездным, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа и содержания договора.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяются ни момент её вступления в действие, ни момент её прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент её прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными . Срок, который стороны определили как момент возникновения прав и обязанностей по сделке, называется отлагательным. Если сделка вступает в силу немедленно, а стороны обусловили срок, когда сделка должна прекратиться, такой срок называется отменительным. Например, стороны договорились, что безвозмездное пользование имуществом должно быть прекращено до 1 января. Такой срок будет отменительным.

Возможно упоминание в договоре и отменительного и отлагательного сроков. Так, договор аренды школы на летний период, заключенный в феврале, начнет действовать с 1 июня и прекратится 31 августа.

Форма сделки

Гражданское право знает две основные формы сделки: устную и письменную . Письменная, в свою очередь, бывает простой и нотариальной. По общему правилу, для простых бытовых сделок закон требует письменной, а иногда и нотариальной формы. Устная форма установлена для сделок, которые исполняются при самом их совершении. Сделки, исполняемые при совершении, могут заключаться в устной форме независимо от их суммы и субъектного состава. Устно не могут быть совершены сделки, для которых установлены письменная нотариальная форма (завещание), и сделки, несоблюдение простой письменной формы которых, влечет их недействительность (договор поручительства, договор о залоге и др.).

Письменная форма выражается в составлении документа, к которому предъявляются определенные требования: он должен выражать содержание сделки (её условия) и быть подписан одним лицом (при совершении односторонней сделки) или двумя и более лицами (при совершении дву-и многосторонней сделки). Документ может быть подписан и уполномоченным лицом.

Ст. 161 ГК устанавливает сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме. Сделкам, для которых установлена нотариальная форма, посвящена ст. 163 ГК. Нотариальная форма требует засвидетельствования совершенной сделки у нотариуса.

В силу прямого указания ГК нотариально должны быть удостоверены следующие сделки: завещание (ст. 1124 п. 1 ГК), уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. 389 и 391 ГК), договор об ипотеке (п.3 ст. 339 ГК) и другие.

Стороны по соглашению между собой могут придать нотариальную форму любой сделке, для которой законом такая форма не требуется.

Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет её ничтожность.

Новая система юридических лиц была введена частью первой ГК РФ. Она представляет собой, по существу, первую установленную в кодифицированном акте систему частных юридических лиц в России.

Гражданский кодекс РФ устанавливает разделение юридических лиц на виды по различным классификационным критериям.

В п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ предусмотрена классификация юридических лиц в зависимости от того, какие права имеют учредители (участники) в отношении таких юридических лиц или их имущества. В соответствии с этим выделяются:

  • - юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
  • - юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения;
  • - юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Подобная классификация не лишена недостатков. Как известно, вещные и обязательственные права являются разновидностями имущественных прав. Следовательно, деление юридических лиц на группы в п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ производится в зависимости от наличия или отсутствия имущественных прав между учредителями (участниками) и такими лицами. При этом не учитывается, что учредители (участники) могут иметь по отношению к юридическим лицам не только имущественные в классическом виде (вещные или обязательственные), но и корпоративные права, в отношении возможности отнесения которых к имущественным не один год ведутся научные дискуссии.

Применительно к юридическим лицам, основанным на членстве, обладание членами такого юридического лица корпоративными правами является важнейшей отличительной чертой данного юридического лица, намного более важной, чем обладание или необладание обязательственными правами 1 .

Вторым установленным в ГК РФ критерием для классификации юридических лиц является наличие или отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и как следствие возможность или невозможность распределения полученной прибыли между участниками такого юридического лица.

По этому признаку в соответствии со ст. 50 ГК РФ выделяются:

  • - коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • - некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом).

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие воспринято в настоящее время в большинстве государств на территории бывшего СССР. Вместе с тем есть и исключения.

В качестве недостатка деления юридических лиц в зависимости от того, ставят ли они своей целью извлечение прибыли, приводится аргумент об условности такого критерия, поскольку и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль. Это, по мнению ученых, нивелирует практическую значимость такого деления. Именно из данного обстоятельства, как отмечает Н. С. Кузнецова, исходили разработчики ГК Украины при разработке критериев для классификации юридических лиц , в результате чего в украинском законодательстве было решено отказаться от данной классификации.

Оценивая приведенные доводы, можно отметить, что в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие определенная доля условности имеется 1 . Как уже отмечалось, и те и другие вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем такое деление, известное еще дореволюционной цивилистике, имеет важное значение. Выражается оно не столько в разных социальных функциях, которые выполняют эти юридические лица (как отмечали еще дореволюционные ученые, некоммерческое юридическое лицо преследует «идеальные цели» ), сколько в различии правовых режимов.

Особенности правового режима некоммерческих организаций в настоящее время заключаются в том, что перечень организационноправовых форм этих юридических лиц определяется в законодательстве (п. 3 ст. 50 ГК РФ), в то время как перечень организационноправовых форм коммерческих организаций - только в Гражданском кодексе (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Далее, особенностью правового режима коммерческих организаций является детальное регулирование их правового положения в законе. В отличие от Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федерального закона «Об акционерных обществах», достаточно подробно регулирующих, к примеру, структуру органов управления этими хозяйственными обществами, построенными на принципе членства, порядок принятия ими решений, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает лишь самые общие начала правового регулирования данных вопросов применительно к некоммерческим организациям. При этом мнение о возможности применения к некоммерческим организациям положений законодательства о коммерческих организациях в силу аналогии закона является неоднозначным.

В зависимости от отнесения организаций к коммерческим или некоммерческим различается и порядок их государственной регистрации.

Во-первых, если государственную регистрацию коммерческих организаций осуществляет Федеральная налоговая служба, то в отношении некоммерческих организаций решение о государственной регистрации принимается органами юстиции, а внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц производится Федеральной налоговой службой.

Во-вторых, в отношении некоммерческих организаций установлены особые основания для отказа в государственной регистрации (несоответствие представленных на регистрацию документов Конституции РФ или иному законодательству).

Третьим установленным в законе критерием классификации юридических лиц является организационно-правовая форма.

В п. 2 ст. 50 ГК РФ определено, что коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), хозяйственные общества - на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества, а последние делятся на открытые и закрытые.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Таким образом, как отмечают исследователи, в Российской Федерации можно насчитать 10 организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц и 17 организационно-правовых форм некоммерческих организаций 1 .

Аналогичный подход к построению системы юридических лиц отмечается в настоящее время в других государствах на постсоветском пространстве, которые при разработке законодательства о юридических лицах учли подход, предложенный в части первой Модельного гражданского кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств .

Включение тех или иных образований в названную классификацию не раз подвергалось критике в литературе.

В частности, высказываются сомнения в необходимости наделения полных товариществ правами юридического лица. В качестве доводов указывается на отсутствие особой организации полного товарищества, отличной от полного товарища, практической невозможности отделить случаи участия в гражданском обороте полного товарищества и полного товарища 1 , наконец, о дублировании корпоративного (полное товарищество и товарищество на вере) и договорного (простое товарищество) образований, в то время как в развитых зарубежных правопорядках существует, как правило, либо тот, либо другой вид.

Когда за «фасадом» юридического лица скрывается его единственный участник, разграничить случаи участия в обороте юридического лица или его участника позволяет сама конструкция юридического лица, в случае же с полным товариществом, согласно этому мнению, такое разграничение не всегда столь очевидно.

Но, как представляется, в законодательстве имеются достаточные механизмы, в частности, ограничения права товарищей совершать сделки, входящие в предмет деятельности полного товарищества или однородные с ним, а также нормы законодательства о том, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, построены как диспозитивные, чтобы избежать такого смешения.

Заслуживает внимания противоположная позиция, признающая товарищество наименее подходящей формой для всякого рода мошеннических операций с учетом весомо больших гарантий кредиторов в силу предусмотренной законодательством ответственности полных товарищей по долгам товарищества всем своим имуществом. В развитие этого подчеркивается необходимость в поддержке законодателем таких товариществ, в предоставлении им разного рода преференций, в частности в области кредитования и налогообложения .

Довольно давно высказывается предположение об отсутствии целесообразности одновременного существования двух близких организационно-правовых форм: общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества . В законодательстве многих государств, в том числе на территории бывшего СССР, деление акционерных обществ на закрытые и открытые не проводится.

Для того чтобы предложить какое-либо законодательное решение: упразднение обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ либо принятие концепции единого акционерного общества, необходимо отметить недостатки существующей модели. К сожалению, никаких существенных доводов, кроме родственности этих конструкций, учеными не приводится 1 . А вместе с тем реформирование законодательства о юридических лицах потребует временных и экономических затрат, связанных с необходимостью приведения организационно-правовых форм в соответствие с действующим законодательством. И возложение дополнительного экономического бремени на участников гражданского оборота или на бюджет государства (в случае принудительной ликвидации юридических лиц, чья организационно-правовая форма не была приведена в соответствие с законодательством) только из-за этого представляется необоснованным.

Примечательно, что законодательство некоторых государств - участников СНГ вовсе отказалось от конструкции публично-правовых унитарных предприятий. Таких конструкций нет, в частности, в Армении и Грузии. В Российской Федерации также высказываются соответствующие предложения .

Заменить такую форму возможно путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, передав 100% акций этого общества государству, что и реализуется в государствах, отказавшихся от этой конструкции. Вместе с тем необходимо учитывать и верно отмеченную возможность возникновения негативных последствий этого, в связи с чем А. Л. Маковским высказывалось предложение об установлении для особо важных предприятий, относящихся, к примеру, к военно-промышленному комплексу, особого статуса .

В Белоруссии отмечается противоположная тенденция - ч. 3 п. 1 ст. 113 ГК Республики Беларусь допускает возможность создания частных унитарных предприятий - юридических лиц, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними имущество, которое является неделимым, а имеющих это имущество на праве хозяйственного ведения 1 .

Такая конструкция весьма близка конструкциям компаний одного лица (one man company, Einmanngesellschaft) с той лишь разницей, что в данном случае компания одного лица не является собственником имущества, а следовательно, ее нельзя назвать полноценным участником гражданского оборота.

Участие в обороте компаний одного лица, поскольку в этом случае лицо, выступающее за «фасадом» юридического лица, фактически ограничивает пределы своей имущественной ответственности, требует определенных гарантий для контрагентов такого лица. Одной из таких гарантий может быть закрепление в законодательстве требования об опубликовании сведений о том, что общество является созданным одним лицом, либо сведений о приобретении одним лицом всех акций (или долей) общества. Эти гарантии обеспечивают в первую очередь интересы акционеров (участников) и в целом внешних инвесторов общества. Такие гарантии применительно к акционерным обществам закреплены в п. 4 ст. 153 ГК Украины.

  • В связи с чем нельзя не обратить внимание на то, что введение в ГК РФ новой организационно-правовой формы юридических лиц - хозяйственного партнерства (Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»; Федеральный закон от 6 декабря2011 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О хозяйственных партнерствах”» - не повлекло внесение соответствующих изменений в ст. 48ГК РФ, формально указанная организационно-правовая форма в данную классификацию не входит.
  • См.: Цившьне право Украши: пщручник. Книга 1 / за ред. О. В. Дзери, Н. С. Кузнецове/. Кшв, 2001. С. 120 (автор главы - Н. С. Кузнецова).
  • Критические замечания по поводу обоснованности деления юридических лиц накоммерческие и некоммерческие высказаны и в российской правовой доктрине. См., вчастности: Толстой Ю. К. К разработке понятия юридического лица на современномэтапе // Проблемы современного гражданского права: сб. ст. / отв. ред. В. Н. Литовкин,В. А. Рахмилович. М., 2000. С. 81-112.
  • В. И. Синайский, в частности, выделял идеальные (преследующие идеальнуюцель) и хозяйственные (деятельность которых носит характер спекуляции) юридические лица. См.: Синайский В. И. Указ. соч. С. 115.
  • См.: Козлова Н. В. Компании с ограниченной ответственностью по законодательству Норвегии. С. 259-265. По другим оценкам - 7 и 17 соответственно. См.: Белов В. Л. Гражданское право. Общая часть. Т. 2. М., 2011. С. 137-139. Сам факт наличия разных подсчетов, как представляется, подтверждает противоречивость построения существующей системы юридических лиц.
  • Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СодружестваНезависимых Государств 29 октября 1994 г., опубликован в № 6 «Информационногобюллетеня Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ» за 1995 г.
  • См.: Функ Я. И. Полное товарищество по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь. М.; Минск, 2002. С. 5, 10-11.
  • См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. С. 267.
  • См.: Суханов Е. А. О российском акционерном законодательстве // Законодательство. 1998. № 12. С. 29.
  • Как отмечает Н. В. Козлова, единственным принципиальным отличием междузакрытым акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью сучетом того, что акции закрытого акционерного общества, как правило, существуют вбездокументарной форме и распределяются между заранее определенным кругомлиц - учредителей, являются особенности выплаты стоимости доли участнику при еговыходе из общества (см.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очеркистории и теории. С. 268).
  • См.: Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 50-52.
  • См.: Маковский A. JI. Новые гражданские кодексы государств - участников СНГ:стабильность и переходный характер регулирования // Пути к новому праву. Материалы международных конференций в Санкт-Петербурге и Бремене / под общ. ред.М. М. Богуславского и Р. Книпера. Берлин, 1998. С. 133.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, отвечать по своим обязанностям, быть истцом и ответчиком в суде.

Создание, деятельность, ликвидация юридических лиц в России регулируется Гражданским кодексом РФ и другими законами.

Каждое юридическое лицо в нашей стране проходит государственную регистрацию. При этом юридические лица должны иметь в обязательном порядке:

  • собственное обособленное имя;
  • внутреннюю структуру и органы управления;
  • юридический адрес;
  • бухгалтерский учет.

У каждого юридического лица, кроме того, существует пакет учредительных документов , определяющих его статус, права и обязанности.

Юридические лица подразделяются на государственные и частные (негосударственные). В зависимости от своей деятельности они также делятся на коммерческие и некоммерческие.

К коммерческим организациям относятся товарищества - полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные); общества - открытые или закрытые акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью; производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Некоммерческие юридические лица – это общественные объединения, такие как: профессиональные союзы; общественные движения; фонды; органы общественного самоуправления; политические партии; общины коренных малочисленных народов; торгово-промышленные палаты; религиозные объединения; некоммерческие партнерства, в том числе биржи; учреждения, включая органы государственной власти; ассоциации и союзы; потребительские и специализированные (гаражно-строительные, жилищные, жилищно-строительные) кооперативы; общества взаимного кредитования (кредитные потребительские кооперативы граждан); а также государственные корпорации и компании.

По характеру взаимоотношений с учредителями юрлица делятся на три категории. Первая - такие, на имущество которых учредители имеют право собственности: государственные и муниципальные предприятия, учреждения. Вторая - организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. Третья - юрлица, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.

Регистрация юридических лиц в России возложена на Федеральную налоговую службу. На 1 ноября 2017 года зарегистрировано более 104 млн юридических лиц, при этом с начала 2017 года закрыто более 5 млн предприятий.



error: Content is protected !!