Художественные стили и дизайн предприятий питания. Организация банкет-чая

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вариативная часть

Код, специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Москва

2014

Одобрена на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего

профессионального образования 19.02.10

Технология продукции общественного питания

Председатель ЦМК профессионального цикла

Качурина Т.А.

Заместитель директора по учебной работе:

______________________

Ларионова С.А .

Рецензенты:

Якунин Н.Д. - менеджер по персоналу ООО «Интур – возрождение»

Кононов А.Б. - шеф-повар ООО «Интур - возрождение»

Сорокина Н.Г. - генеральный директор ООО "Инвест - Ч"

Назимова О.В. – заместитель директора ЗАО ФГУП "Комбинат питания №3" УДП РФ

Хайретдинов Д.Р. - шеф-повар ООО «Инвест – Ч»

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эстетика и дизайн в оформлении кулинарных и кондитерских изделий

1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания , входящей в укрупненную группу 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации поваров и переподготовки товароведов-экспертов и профессиональной подготовке техников-технологов пищевых производств.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина - ОП.0. Рабочая программа направлена на формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1-10, ПК 1.1 – 1.3, ПК 2.1 – 2.3, ПК 3.1 – 3.4, ПК 4.1 – 4.4, ПК 5.1 – 5.2, ПК 6.1 – 6.5.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

должен уметь:

  • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд;
  • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов;
  • Проявлять свою творческую индивидуальность;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные приемы изготовления украшений;
  • Основы карвинга;
  • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления отделочных полуфабрикатов;

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 29 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Практические занятия

Лабораторная работа

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Внеаудиторная работа с источниками информации с целью подбора методического материала

Оформление таблиц и схем;

Подготовка к практическим и лабораторным занятиям

Подготовка творческих работ (презентаций, проектов)

Оформление отчета по лабораторной работе и подготовка к защите.

Решение ситуационных задач по заданным условиям

Самостоятельная работа по выполнению расчетных задач по заданным условиям

Итоговая аттестация в форме : зачета

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В.ОП ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН В ОФОРМЛЕНИИ КУЛИНАРНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

Основы эстетики

Тема 1.1

Предмет, задачи эстетики и дизайна

Ключевые понятия дисциплины эстетика и дизайн.

Краткая история возникновения эстетики. Профессиональная значимость дисциплины.

Тема 1.2

Основные направления развития эстетики. Цвет в кулинарии.

Категории эстетики. Элементы, формирующие эстетические свойства кулинарной и кондитерской продукции: графика, композиция, миниатюра, геометрическая симметрия, цветовая гамма. Применение каждого из этих эстетических свойств в конкретном случае при производстве кулинарных и кондитерских изделий

Что такое цвет. Представление о спектре. Основные виды цветов: ахроматические, хроматические, насыщенность, светлота, теплохолодность.

Цвет в кулинарных и кондитерских изделиях. Влияние цвета на аппетит.

Правильное сочетание цвета в современном искусстве украшения блюд и кондитерских изделий.

Расположение изделия на блюде (тарелке). Цветовая гамма изделий. Индивидуальный почерк мастера, его творчество. Национальный колорит. Взаимосвязь дизайна и стиля.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 1

  1. Подготовка творческих работ по темам: «Еда и фотография», «Посуда как часть дизайна», «Еда и мода». «Еда на картинах великих художников»
  2. Изучение направлений развития food-дизайна

Раздел 2

Эстетика и дизайн в оформлении кулинарных изделий

Тема 2.1 Продукты и инструменты

Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений. Подготовка продуктов для карвинга.

Инструменты для украшения блюд. Характеристика инструментов для карвинга.

Правила подбора профессионального инструмента для карвинга

Тема 2.2

Карвинг. Украшения из овощей.

Украшения из картофеля и корнеплодов (редис, редька, морковь)

Украшения из лука

Украшения из плодоовощных растений

Украшения из десертных овощей

Украшения из тыквы и огурцов.

Тема 2.3

Карвинг. Украшения из фруктов.

Украшения из цитрусовых плодов.

Украшения из косточковых и семечковых плодов.

Украшения из экзотических плодов

Тема 2.4 Украшение бутербродов

Классификация бутербродов. Характеристика продуктов, используемых для украшения бутербродов.

Современные тенденции в украшении бутербродов.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

  1. Подготовка творческих работ по темам: «История возникновения карвинга»,

«Техника мастеров Китая, Японии и Тайланда», «Современный европейский карвинг»

  1. Самостоятельная работа с источниками информации.

Раздел 3

Эстетика и дизайн в оформлении кондитерских изделий

Тема 3.1

Основы рисования и лепки

Материалы и принадлежности для рисунка. Техника рисунка и ее многообразие. Простейшие упражнения по рисованию.

Колорит, цветовая гамма. Виды орнаментов. Рисование орнаментов

Виды смешения цвета. Техника работы акварелью и гуашью

Понятие о пропорциях. Определение размеров и соотношений частей

предмета

Практическая работа № 1

Выполнение упражнений по технике начертания различных линий, геометрических фигур на плоскости. Выполнение эскизов и набросков с натуры различных предметов.

Зачет

Практическая работа № 2

Рисование с натуры прямоугольных, квадратных и круглых пирожных. Рисование с натуры прямоугольных, квадратных и круглых тортов

Самостоятельное рисование круглого торта.

Практическая работа № 3

Упражнения по лепке животных, птиц, фруктов, цветов. Изготовление украшений из пластилина.

Тема 3.2.

Технология приготовления и использование в оформлении сложных отделочных полуфабрикатов

Правила выбора и варианты сочетания основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для создания отделочных полуфабрикатов.

Инструменты и инвентарь, используемые для украшения кондитерских изделий.

Технология приготовления основных отделочных полуфабрикатов: мастики, марципана, карамели, глазури.

Техника и варианты оформления и декорирования кондитерских изделий отделочными полуфабрикатами.

Актуальные современные направления в оформлении и декорировании кондитерских изделий.

Практическая работа № 4

Упражнения по лепке животных, птиц, фруктов, цветов. Изготовление украшений из мастики

Лабораторная работа №1

Выполнения украшений (фигур) из овощей и фруктов.

Приготовление овощных (фруктовых) чипсов

Лабораторная работа №2

Выполнения украшений из карамели

Выполнение цветов из сахарной пасты

Лабораторная работа №3

Отработка техники нанесения рисунков на столовую посуду

Проведение фламбирования кондитерских изделий

Самостоятельная работа обучающихся

Зачет

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Доска учебная;

Рабочее место для преподавателя;

Столы, стулья для студентов на 25-30 обучающихся.

Технические средства обучения:

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Принтер;

Сканер.

Реализация программы дисциплины требует наличия кулинарной лаборатории

Оборудование лаборатории и рабочих мест в учебной кулинарной лаборатории:

  • рабочие места на 15 обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • технологическое оснащение: весоизмерительное оборудование, миксер, блендер, куттер, слайсер, протирочная машина, пароконвектомат, пароварка, жарочный шкаф, вок, электрофритюрница, гриль, гриль саламандра, электрическая плита, электросковорода, холодильные и морозильные шкафы, шкафы для томления и хранения готовой продукции, тепловой и суповой мармит;
  • инструменты (поварская тройка, столовая ложка, нож для сыра), инвентарь (гастрономические емкости, сотейники, сито - конус, терки, различные формы, горшочки для томления, венчик для взбивания, порционные сковороды, противни, кастрюли, овоскоп, разделочные доски), столовая посуда, посуда для подачи вторых блюд.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. думой 1 дек. 1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.]. - http://docs.kodeks.ru/document/901751351
  2. ГОСТ Р 53105 - 2008. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. - М. : Стандартинформ, 2009.
  3. Биллер. Как украсить блюда / Биллер. – М.: Арт-пресс, 1998. – 160 с.
  4. Васильева, Е.Н.Украшение блюд/ Авт. – состав. Е.Н. Васильева. – М.: АСТ: Хранитель, 2008. – 208 с.
  5. Вкусные украшения праздничного стола. Самоучитель / перевод с нем. Н. Сутягиной. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 128 с.: ил.
  6. Как украсить блюда. – М.: Эксмо, 2007. – 120 с.
  7. Кучер, Л.С. Технология приготовления коктейлей и напитков: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
  8. Сихота, К. Вкусные украшения из овощей, фруктов, ягод и грибов / К. Сихота. – М.: Мой мир, 2007. – 88 с.: цв. ил.
  9. Украшение блюд и сервировка /Авт. – состав. З. С. Марина, Г.С. Кунилова. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
  10. Черномурова, С.Д. Фигурная нарезка простым ножом болгарского перца, арбуза, дыни, фруктов, оформление гастрономических продуктов / С.Д. Черномурова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 30 с.: ил.
  11. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий обществ. Питания / Авт.-ост.: А. И. Здобнов, В.А. Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», К.: «Издательство «Арий», 2008г.
  12. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для ресторанов, баров, кафе, клубов и столовых. – Минск: Харвест, 2007г.
  13. Технология приготовления пищи: учебник для средних специальных учебных заведений, Ковалёв Н.И., Куткина М.Н., Кравцова В.А. / Подред. Доктора технических наук, профессора М.А. Николаевой. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2008г.
  14. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли: учебник для СПО, Гайворонский К.Я., Щеглов Н.Г. – М.: ИД «Форум»: Инфра – М., 2008г.
  15. Организация производства на предприятиях общественного питания, Радченко Л.А., учебник для СПО, изд. 10-е, испр. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
  16. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. Богушева В.И.: Феникс, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Химический состав российских продуктов питания справочник под редакцией И.М. Скурихина, В.А. Тутильяна. -М., Де Ли Принт, 2007.-275с.
  2. Королев А.А. Гигиена питания - М.: Академия, 2008.-528с.
  3. Шембель А.Ф. Рисование и лепка для кондитеров. – М., 2000.- 118с.
  4. Иванова И.Н. Рисование и лепка - М.: Академия, 2011.- 145с
  5. Кискальт И.Е. Соленое тесто. Увлекательное моделирование.- М., 2004.
  6. Журналы: «Питания и общество», «Ресторан», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости», «Вы и ваш ресторан», «Гастроном».

Интернет-ресурсы

  1. www.pitportal.ru

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Уметь:

    • Органолептически оценивать качество сырья для приготовления украшений;
    • Пользоваться нормативной и специальной литературой;
    • Разрабатывать новые виды оформления;
    • Применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;
    • Пользоваться инструментами для карвинга;
    • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд.

    ОК1, ОК2,ОК4,ОК5,ОК8.

    ПК1.1-ПК1.3

    ПК2.1-ПК2.3

    ПК3.1-ПК3.3

    ПК4.1-ПК4.4

    ПК5.1-ПК5.2

    ПК6.1-ПК6.5

    Работа в малых группах.

    Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ,

    • Выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;
    • Выбирать различные способы и приемы приготовления отделочных полуфабрикатов для оформления кондитерских изделий;
    • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов.

    Работа в малых группах.

    собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

    Знать:

    • Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений;
    • Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;
    • Основные приемы изготовления украшений.

    ОК1, ОК3,ОК4,ОК5,ОК8

    Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

    • Простейшие примеры декоративной вырезки;
    • Основы карвинга;
    • Правила подбора профессионального инструмента для карвинга;
    • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления отделочных полуфабрикатов.

    ОК1, ОК3,ОК4,ОК5,ОК8

    ПК1.1-ПК1.3

    ПК2.1-ПК2.3

    ПК3.1-ПК3.3

    ПК4.1-ПК4.4

    ПК5.1-ПК5.2

    ПК6.1-ПК6.5

    Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

    • Температурный режим и правила приготовления разных типов отделочных полуфабрикатов;
    • Технику и варианты оформления блюд и кондитерских изделий;
    • Требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;
    • Актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и кондитерских изделий.

    ПК1.1-ПК1.3

    ПК2.1-ПК2.3

    ПК3.1-ПК3.3

    ПК4.1-ПК4.4

    ПК5.1-ПК5.2

    ПК6.1-ПК6.5

    Работа в малых группах. Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ, собеседования по определению качества выполнения письменных индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы

Страница 1

Правила подачи блюд

Подача заказных блюд, горячих и холодных напитков.

Получая холодные блюда и закуски, официант обращает внимание на их внешний вид, правильность оформления, температуру, ставит их на поднос, приносит в зал. Поднос устанавливает на подсобный стол и к каждому блюду кладет приборы для раскладки. С разрешения сидящих за столом гостей официант разливает вино-водочные правой рукой, справа от гостя, заполняя рюмки на 2\3 емкости. Налив напитки, официант приступает к раскладыванию блюд. С этой целью он подходит к каждому посетителю слева и раскладывает содержимое блюда в расставленные перед гостями тарелки. В практике работы официантов этот способ раскладывания блюд называется «в обнос». Можно заранее поставить холодные блюда и закуски на стол. Закуски в высокой посуде ставят по центру стола, в низкой – ближе к гостям, которые сами раскладывают содержимое блюд в свои тарелки, используя при этом специальные приборы. Убирая освободившееся блюдо, вазу или салатник, необходимо обратить внимание на расположение оставшихся предметов сервировки. Подготовка стола к очередной подаче заключается в уборке используемой посуды, приборов, блюд.

Оставшиеся холодные блюда и закуски убирают со стола с разрешения заказчика. Овощи натуральные, салаты, соленья хорошо сочетаются с большинством вторых блюд, поэтому эти закуски убирают со стола перед подачей десерта.

При подаче горячих блюд официант обращает внимание на их температуру. Температура первых блюд, соусов и горячих напитков при отпуске должна быть около 750С, вторых обеденных блюд – 650С, порционных – 85-900С. Температура холодных блюд, закусок не должна превышать 10-140С. некоторые закуски (масло сливочное, икра зернистая и кетовая) подают охлажденными с пищевым льдом.

Обслуживание в ресторане завершается подачей десертных блюд, а затем – горячих напитков (чай, кофе) .

Подача холодных блюд и закусок.

Посуда для холодных блюд и закусок должна соответствовать форме продукта, не иметь щербин и трещин. Размеры посуды должны быть такими, чтобы продукты, входящие в состав блюда, не закрывали ее борта.

Холодные блюда и закуски приносят в зал в фарфоровой посуде на подносе, ставят на подсобный стол. В каждое из принесенных блюд кладут приборы для раскладки, можно использовать для этой цели столовые вилку и ложку. Также можно подавать блюда в обнос. По желанию заказчика закуски могут быть заранее расставлены на столе.

Салатники, икорницы, соусники перед подачей на стол ставят на пирожковые или закусочные тарелки в зависимости от количества порции ручкой влево. Впереди салатника и соусника на туже тарелку ручкой вправо кладут чайные или десертные ложки, перед икорницей – специальную лопатку или чайную ложку для раскладывания. Если салат подается в фарфоровой вазе, то салатную или столовую ложку кладут на салат углублением вниз.

Нельзя ставить салатник перед посетителем, это место на столе предназначено для тарелки, в которую перекладывают закуску из общего блюда. Не разрешается также подавать закуски через стол или непосредственно в руки гостям.

При подаче холодных блюд и закусок из рыбы используется закусочный прибор (нож и вилка), но не рыбный, который применяется только при подаче рыбных горячих блюд. После рыбной закуски необходимо заменить закусочную тарелку и закусочный прибор.

Правила подачи горячих закусок.

Горячие закуски подают, как правило,

в той посуде, в которой они были приготовлены

(в кокотницах, кокильницах, порционных сковородах), не перекладывая в тарелки. Поэтому их ставят непосредственно перед посетителем.

Посуду с горячей закуской ставят на закусочную или на пирожковую тарелку, предварительно покрытую бумажной салфеткой, что уменьшает скольжение. Чтобы гость не обжегся, на ручку кокотниц надевают папильотки.

Эстетика - наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования. Методологической основой марксистско-ленинской эстетики служит диалектический и исторический материализм. В последние годы большое развитие получила такая область эстетики, как эстетика труда и производства, рассматривающая и решающая вопросы производственной и технической эстетики в интересах улучшения организации труда и производства в современных условиях.

Красота процесса труда, условий, в которых он совершается, а также его результатов, красота человека-труженика составляет содержание производственной эстетики. Поэтому она способствует созданию наиболее благоприятных условий труда, улучшению экономических показателей работы предприятий и повышению производительности труда.

Специалисты по производственной и технической эстетике уделяют много внимания окраске стен в цехах промышленных предприятий, освещенности рабочих мест, форме, конструкции и окраске станков и рабочих инструментов, «мелодиям» производственного шума.

Выполнение требований производственной и технической эстетики, создание оптимальных условий труда для обслуживающего персонала имеют такое же большое значение и на предприятиях общественного питания, помогая создать уютную, красивую обстановку для посетителей, сохранить здоровье работников.

Большое значение в связи с этим приобретают поиски наилучших решений при строительстве зданий предприятий общественного питания, при создании интерьеров ресторанов, кафе, столовых, организации рабочих мест, размещения оборудования, разработке художниками новых образцов мебели и посуды и т. п. Эстетические требования, кроме

функциональных, технологических, экономических, необходимо учитывать при выборе решения интерьера ресторана. Со вкусом оформленный интерьер, обеспечивая комфорт и хорошее настроение посетителей, способствует и воспитанию эстетического вкуса людей.

Облегчение и оздоровление условий труда формирует эстетическое отношение к труду. Подлинно эстетическое отношение человека к труду возможно лишь в социалистическом обществе, где уничтожена эксплуатация человека человеком и осуществляется прицип распределения материальных благ по труду.

Когда человек любит свое дело, видит в нем свое призвание, осознает его общественную ценность, он получает эстетическое наслаждение. Труд работников общественного питания, как и труд других работников сферы обслуживания, имеет свою специфику - повседневное общение с людьми. Труд работников ресторана, кафе, столовых только тогда будет приносить им эстетическое удовольствие, если он получает одобрение, признание посетителей, доставит людям радость.

Эстетика труда работников общественного питания неразрывно связана с этикой, с морально-этическими нормами советского общежития. Эстетическое воспитание официантов и других работников сферы обслуживания проявляется в их поведении, привычках, манере общения с людьми, т. е. в соблюдении определенных норм и правил этикета, в эстетике поведения. В эстетике поведения две стороны - морально-этическая и эстетическая.

Этическая сторона поведения официанта - решающая для оценки посетителем работы ресторана. Безукоризненная вежливость, чувство такта, уважение к посетителю - непременные требования к человеку, выбравшему для себя профессию официанта. Не менее важное значение имеет, конечно, изящество движений, подтянутость, аккуратность, красивая осанка, ритмичная походка.

Современное предприятие общественного питания всей своей обстановкой, характером взаимоотношений, которые складываются между посетителями и обслуживающим персоналом, должно играть важную роль в эстетическом воспитании населения.

В понятие «эстетика питания» входят гигиенические правила и вся обстановка приема пищи - помещение, освещение, мебель, посуда, сервировка стола, внешний вид пищи, поведение за столом, порядок приема пищи, навыки самостоятельной еды, аппетит, настроение.

Основой грамотного подхода к эстетике приема пищи является настроение, в частности, эмоции положительные или отрицательные. Если настроение во время еды агрессивное, то и организм не настроен принять пищу, какой бы она ни была изысканной или полезной. Если же настроение приподнятое, удовлетворенное, умиротворенное, то и прием пищи станет для организма настоящим праздником.

Большое значение имеет цвет посуды. Одно и то же блюдо, выложенное на тарелки разных цветов, по-разному повлияет на аппетит. Так, например, оранжевый и желтый цвета увеличат аппетит, синий - напротив, уменьшит.

Важным фактором, влияющим на развитие аппетита, является сервировка стола. Использование красивой посуды, яркой и красочной скатерти, утонченных бокалов и приятных цветов салфеток - большой плюс. Ведь как доказали ученые, пища - это не только питательные микроэлементы и калории, это источник информации, поступающий в мозг при помощи визуальных рецепторов.

Пища будет полезной, если вы употребляете ее в сезон ее созревания(например арбуз хорош в августе-сентябре, свежая зелень в июне). Кроме того, этнически разная пища плохо усваивается организмом, а это значит что средиземноморская паста вряд ли будет хороша со славянскими жареными грибами.Закон палитры так же прекрасно работает, а это значит, что мясо хорошо усваивается с овощами уже попросту от того, что цвета этих продуктов сочетаются между собой, а молочные продукты лучше употреблять автономно.

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения. Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.

Этикет - это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются в тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу.

Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.

В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность. Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете закапать костюм соусом. Не полагается тянуться через стол - положить блюдо на тарелку может официант.

Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.

Детям салфетку заправляют за воротник.

Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Есть с аппетитом не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков блюда.

Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Такой порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.

Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать от большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй… Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.

Душевное состояние во время приема пищи

Оказывается, имеет значение цвет тарелок. Так, одна и та же пища, выложенная на оранжевой и синей тарелках, влияет на аппетит по-разному. Оранжевый цвет будет увеличивать аппетит, синий же - уменьшать его.

Сервировка стола и использование красивой посуды - это большой плюс. Пища - это не только калории, витамины и микроэлементы, пища - это и информация.

Очень важен момент подготовки к приему пищи. Необходимо привести себя в уравновешанное состояние. Хорошо было бы помолиться, вознести благодарность Творцу за предоставленную пищу.

Нельзя выяснять отношения за столом, ругать во время еды детей. Этим Вы будете разрушать здоровье, так как информация во время приема пищи поступает в подсознание напрямую. Желаете ли Вы своему ребенку или другому родственнику язвы желудка?

Нельзя смотреть телевизор во время еды (с негативом там - хоть отбавляй!).

Категорически нельзя принимать пищу во время работы или игры за компьютером - Вы можете так же «втянуться в виртуальную реальность»! И лечиться потом от компьютерной и игровой зависимости.

Всё, что вы видите и слышите во время еды, идет напрямую в подсознание и увеличивает соответствующие эмоции.

При приеме пищи допускается легкое непринужденное общение. Если же таковое в Вашей ситуации невозможно, то тогда лучшее - молчание!

Немаловажную роль в построении грамотных пищевых привычек является и семейная традиция. Если в Вашем доме принято трапезничать вместе, за большим столом - то Вы не только поддерживаете принципы грамотного и традиционного подхода к приему пищи, но и обеспечиваете себя сбалансированным рационом, с которым Ваши родные будут получать полезные питательные вещества.

Кроме того, еда - это мощнейший эмоциональный канал, и приготовленный с любовью домашний обед - лучшая профилактика заболеваний пищеварительного тракта и нервной системы.

Эстетическая культура ресторанного сервиса - это уровень создания и использования эстетических ценностей работниками ресторана в процессе обслуживания гостей.

Техническая эстетика и дизайн в ресторане

Техническая эстетика. Техническая эстетика - наука, занимающаяся изучением технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды, в том числе в ресторане. Она возникла как результат взаимодействия таких наук, как эстетика, эргономика, инженерная психология, технология производства, экономика, социология, искусствознание и др. Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты. Проникновение производственных проблем в эстетическую культуру состоит в художественном освоении производственных идей, в производственном подходе к традиционной художественной теме “человек -- техника”. Техническая эстетика составляет теоретическую основу дизайна.

Техническая эстетика изучает закономерности формообразования и композиции изделий. Она разрабатывает требования к технико-экономическим показателям качества изделий, средствам изготовления этих изделий и среде, в которой они производятся. Техническая эстетика также дает рекомендации по созданию “технического пейзажа” на предприятиях, в т.ч. и в ресторанах. Она содержит ряд принципов и методов преобразования предметной среды по законам красоты. Техническая эстетика направляет усилия разработчиков на гуманизацию, очеловечивание производственной среды. Так, усталость работников ресторана зависит не только от затраченных ими физических усилий. Ее вызывают также и такие, казалось бы на первый взгляд “мелочи”, как непродуманный цвет стен и оборудования, слабое освещение и даже неудобная форма рукоятки тележки.

Большое значение имеет пропаганда достижений технической эстетики среди работников ресторана. С этой целью в ресторанах целесообразно организовывать выставки, например на тему “Техника, красота и культура в ресторане”. Тематика выставок может включать такие разделы:

  • 1. Красота должна войти в зал обслуживания.
  • 2. Наши союзники - цвет, свет и звук.
  • 3. Каждому рабочему месту - красоту и целесообразность.
  • 4. Оборудование должно быть красивым.
  • 5. Эстетика одежды персонала ресторана - не роскошь, а производственная необходимость.
  • 6. Эстетика зала обслуживания помещений ресторана.

Не лишним будет открытый для просмотра стенд литературы по производственной эстетике под девизом “Красота делает труд радостным”. Можно также оформить стенд о росте производительности и качества труда в результате внедрения в производственный процесс ресторана элементов технической эстетики.

Дизайн (от англ, design - проектировать, конструировать) - это творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочивание предметной среды с целью достижения единства ее функциональных и эстетических аспектов. Возникновение дизайна относится к началу XX в. как ответ на стихийное формирование визуальных и функциональных характеристик предметной среды. В узком смысле под дизайном понимают лишь проектирование эстетических свойств изделий.

Художники, занимающиеся вопросами эстетических проблем предметной среды, называются дизайнерами (художни- ками-конструкторами). Главная цель их деятельности - забота о человеке (работнике). Она проявляется в улучшении внешнего вида изделий и оборудования, обеспечении комфорта для посетителей и оптимальных условий труда и отдыха работников ресторана. Дизайнер призван согласовывать красоту с пользой, форму с назначением изделия. При разработке изделий (оборудования) дизайнер принимает во внимание как требования пользователя (эстетическое совершенство, удобство эксплуатации), так и требования производства (технологичность, экономичность).

Особое внимание дизайнер уделяет вопросам формы создаваемых изделий. Он принимает во внимание не только особенности внешнего вида изделий, но и структурные связи между их компонентами, придающие им функциональное и композиционное единство. Другими словами, дизайнер не только придает форме изделия целесообразность и конструктивную законченность, но и делает эту форму эмоционально выразительной, обладающей эстетической ценностью.

При проектировании изделий для предприятий сферы услуг, в том числе ресторанов, дизайнер принимает во внимание не только их красоту и пользу, но и рациональность конструкции, технологичность их изготовления. В настоящее время уже недостаточно просто изготовить продукцию (изделие), необходимо, чтобы ее производство было технологичным, а реализация - выгодной ресторану.

Дизайнер, например через интерьер ресторана, формирует эстетический вкус посетителей. Созданные по принципам дизайна определенные форма мебели, фасон одежды официантов должны быть не только удобны в использовании, но и эстетически воздействовать на человека.

В ресторанах объектами дизайна являются:

  • форма меню, форма карты вин;
  • производственная среда;
  • графические средства визуальной информации, реклама;
  • упаковка, документация;
  • одежда персонала и т. д.


error: Content is protected !!