Технология перевозок основных видов грузов. Основные технологии процессов перевозки грузов

ТЕМА: Основные технологии перевозки грузов. План лекции: 1)Технологии перевозки навалочных, наливных, режимных и опасных грузов. 2)Технологии перевозки основных категорий генеральных грузов, пакетированные грузы, контейнеры. 3)Основные принципы и особенности организации интермодальных и мультимодальных перевозок.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса. С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние – становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряется значение ряда его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза – это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно массовые характеристики, режимы хранения, физико химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.

Для унификации технологических средств, методов и терминологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стандарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3. 1109- 82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т. д. Технологический процесс перевозок грузов обычно содержит элементы, представленные на рисунке 1.

Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности: установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, график или интенсивность подачи подвижного состава, суточный или почасовой объем перевозок и т. п.); выбор маршрута и технологии выполнения перевозок; разработка технологической документации; определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок; анализ характеристик технологического проекта, который должен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспечение безопасности и качества перевозок; утверждение технологического проекта руководящим составом АТО. Основой для разработки технологического процесса перевозки является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги.

Навалочный груз Навалочные грузы – это однородные грузы, которые размещаются в кузове грузового автомобиля или в специальном контейнере, без специальной (отдельной) упаковки. Насыпные грузы можно также разделить на две основные категории – это собственно насыпные грузы, и навалочные грузы. Официально такого разделения нет, и те и другие с равным успехом можно отнести именно к насыпным грузам, однако для удобства их классификации, разделяют непосредственно насыпные грузы, т. е. грузы, которые обладают свободной сыпучестью, и навалочные грузы. Последние требуют применения, при погрузке или разгрузке, дополнительной техники (например, экскаваторов). Сыпучие грузы отличаются от навалочных однородностью и сыпучестью. Главной проблемой при их транспортировке является опасность просыпания части груза на проезжую часть, а также необходимость защиты от возможного попадания мусора и посторонних частиц. Строительные материалы (песок, гравий, щебень) при перевозке накрываются специальным брезентом, защищающим груз от попадания мелкого мусора и влаги, а вот пищевые продукты (сахар, соль) рекомендуется перевозить в контейнерах, которые гарантируют сохранность груза на всем протяжении пути. Процесс грузоперевозки насыпных и навалочных грузов требует максимальной аккуратности и осторожности при движении и маневрировании на дорогах Насыпные грузы перевозятся довольно часто, и как любые другие виды автоперевозок, подчиняются строго определенным, для каждого типа груза, правилам. Так же и насыпные грузы, должны перевозиться с соблюдением некоторых требование к их перемещению. В частности, при перевозке насыпных грузов, поверхность такого груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении. Также, насыпные грузы при перевозке должны быть укруты пологом, с тем, чтобы предотвратить их просыпание на проезжую часть во время движения.

Наливные грузы К наливным грузам относят жидкости различного назначения с самыми разнообразными свойствами и особенностями. Технология доставки при этом определяется как свойствами перевозимого груза, так и техническими особенностями выбранного транспортного средства. По объему грузооборота жидкостей, размерам единовременных партий и дальности доставки лидирует морской транспорт. Особенности перевозки жидких грузов Перевозка грузов цистернами проводится с обязательным соблюдением особых мер предосторожности. Наливные грузы, перевозимые в цистернах, различны. Нефтепродукты, сжиженные газы, пищевые жидкие грузы, жидкие отходы нельзя перевозить в одних и тех же цистернах. Выбор емкости (цистерны) при транспортировке химических веществ, или пищевых, нужно осуществлять в зависимости от свойств жидкого груза. Для каждого типа груза предусмотрена специальная емкость, адаптированная к его перевозке. Условия перевозки наливных грузов должны отвечать технологическим требованиям. Например, жидкие грузы, которые легко воспламеняются или взрывоопасны, следует перевозить в цистернах: отличной пожароустойчивости; высокой прочности. Некоторые пищевые грузы нужно перевозить в охлажденном виде, для этого требуются специально оснащённые емкости, обладающие хорошей теплоизоляцией. Также перевозка наливных грузов может осуществляться в цистернах, оснащённых системой подогрева. В таких емкостях целесообразно перевозить те виды пищевых грузов, температуру которых во время транспортировки нельзя опускать ниже указанного уровня. Перевозка цистернами проводится под строгим контролем. Проверка осуществляется на каждом этапе транспортировки жидких грузов. Перед заключением договора с клиентом оговариваются основные моменты: маршрут следования груза, особенности выполнения погрузочно разгрузочных работ, экспедирование и охра

Опасные грузы К опасным грузам относятся любые вещества и материалы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести непоправимый вред окружающей природе и привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Классификация опасных грузов и их характеристики Опасные вещества могут: Взрываться, оставляя огромные по размеру разрушения. Причем взрыв может быть спровоцирован детонацией или трением. Их транспортировка требует особых условий упаковки, размещения, специального транспорта; Неожиданно воспламеняться, подвергая неминуемой угрозе окружающие места скопления или проживания людей. Легковоспламеняющиеся вещества очень чувствительны к температуре хранения, так как основная масса их – газы, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением. Если температура не отвечает определенным условиям и требованиям, то ситуация может выйти из под контроля. Ряд веществ, которые сами легко выделяют кислород и тем самым поддерживают горение, либо при взаимодействии с другими веществами могут легко воспламеняться; Вызывать преждевременную коррозию, создавая возможность проникновения опасного груза наружу. Они угрожают состоянию транспортных средств, сооружений и грузов; Являются сильнейшим ядом, что крайне опасно для здоровья и жизни окружающих. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов «ДОПОГ» (Дорожные перевозки опасных грузов) распределяются на следующие классы: Класс 1 взрывчатые материалы (ВМ); Класс 2 газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; Класс 3 легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); Класс 4 легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; Класс 5 окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП); Класс 6 ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); Класс 7 радиоактивные материалы (РМ); Класс 8 едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); Класс 9 прочие опасные вещества.

Опасными грузами принято считать вещества, материалы и изделия, которые в силу присущих им свойств во время перевозки могут создать угрозу для здоровья и жизни людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению материальных ценностей.

Юридические аспекты перевозки опасных грузов ж/д Осуществляя погрузку и перевозку опасных грузов, используется только подвижной состав, пригодный для сохранной и безопасной транспортировки каждого конкретного груза по своей конструкции, техническому состоянию и назначению. Это первостепенное требование к перемещению опасных грузов на ж/д транспорте. Погрузка, выгрузка опасных грузов осуществляется в неизменном соответствии с Правилами перевозки опасных грузов, требованиями Устава железных дорог и всей другой нормативно технической документации, которая подтверждает классификацию опасного груза, условиями его безопасной транспортировки и «аварийными карточками на опасные грузы» .

На вагоны с опасным грузом обязательно в перевозных документах проставляется штемпеля красным цветом «Опасный груз» в правом верхнем углу, «С горки не спускать» , сведения об аварийной карточке, указываются в графе под наименованием груза транспортной железнодорожной накладной и обязательном приложением «АК» в перевозочные документы. В накладной СМГС указывается о минимальных нормах прикрытия вагонов с опасным грузом. Знаки опасности – наклейка оранжевого цвета « код опасности ООН» . Наносится на двери груженого вагона с обеих сторон либо в непосредственной близости от дверного проема. Серийный номер ООН – порядковый номер опасного груза, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных наций по перевозке опасных грузов.

Класс 1 Взрывчатые вещества Подкласс 1. 1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе. Подкласс 1. 2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе. Подкласс 1. 3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим но не создают опасность взрыва в массе.

Класс 1 Взрывчатые вещества Подкласс 1. 4 Вещества и изделия, которые не представляют какой либо значительной опасности. Подкласс 1. 5 Вещества очень чувствительностью, которые характеризуются опасностью взрыва в массе. Подкласс 1. 6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва в массе.

Класс 4 Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. Подкласс 4. 3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия. Есть большое число веществ и изделий которые в обычной жизни повсеместно используются, однако в соответствии с правилами перевозок являются опасными (например спички, ртутные термометры, лако красочные изделия и др.).

Режимный груз Под режимным грузом подразумевается перевозка груза в рефрижераторах – специальных контейнерах, обеспечивающих постоянную температуру для быстропортящегося товара. Данный вид перевозки сегодня является универсальным способом транспортировки на большие расстояния скоропортящейся продукции. Режимные грузы требуют соблюдения определенных условий транспортировки – наличие рефрижераторов, регуляторов отопления, холодильной установки, вентиляторов, оборудования для поддержания определенных температурных режимов. Транспортные характеристики грузов учитываются при выборе оптимальных способов доставки. В процессе перевозки и хранения во многих грузах под действием различных внешних факторов - механических, климатических, биологических - происходят количественные и качественные изменения, которые необходимо учитывать. Режимные грузы подразделяются на несколько категорий, в зависимости от вида термической обработки и требуемого температурного режима: - свежие (не подвергавшиеся термической обработке); - охлажденные (- 6 до + 4 С°); - глубокозамороженные (- 18 С° и ниже); - подогретые (их температура выше окружающего воздуха) Режимными грузами являются: - свежие продукты питания растительного и животного происхождения (фрукты, овощи, ягоды, мясо, рыба морепродукты, яйца и т. д); - переработанные продукты питания (полуфабрикаты, колбасные изделия, консервы и т. д.); - растения (срезанные цветы, саженцы, семена, комнатные растения в торфе и грунте); - живой материал для разведения рыбы (живая икра, мальки); - медицинские препараты (вакцины, медикаменты); - биологический материал (консервированная кровь, замороженные эмбрионы, человеческие органы для трансплантации). Для перевозки режимных грузов используют специальное оборудование: - рефрижераторы; - рефрижераторы двухкамерные с возможностью поддержания плюсового и минусового температурных режимов; - изотермические фургоны.

Генеральные грузы это продукция, перевозимая поштучно в упакованном и неупакованном виде, принимаемая к перевозке по счету грузовых мест, в т. ч. по размерам (обычные, длинномерные) и негабаритные, также по массе легковесные и тяжеловесные: транспортные пакеты (на поддонах, без поддонов, в обвязке, в пленке и т. д.), различные виды упаковок (в ящиках из различных материалов и размеров), катно бочковые (бочки, барабаны различных конструкций с разными грузами, корзины), крупногабаритные и тяжеловесные грузы, биг бэги, грузы на паллетах, грузы в коробках, грузы в мешках и т. д. Примеры генеральных грузов, перевозимых морским транспортом: металлопродукция (прокатный, листовой металл, металл в чушках, пакетах, проволока, слитки, заготовки т. д.), подвижные технические средства (на гусеничном ходу и на колесах строительная и сельскохозяйственная техника и т. п.), железобетонные изделия и конструкции (балки, шпалы, колонны, плиты, панели, трубы, кольца и т. д.), лесоматериалы (фанера, древесная плита) , скоропортящиеся грузы, бумага, техника, оборудование, негабаритные грузы и пр. Учитывая транспортные характеристики, перевозка генеральных грузов в отличие от перевозимого без упаковки (зерно, уголь) или укрупненными грузовыми единицами, требует особого обращения перевозчика с грузом как при транспортировке, так и особенно при перевалке и обработке на терминалах.

Пакетированные грузы Под пакетированием грузов понимается формирование и скрепление отдельных грузовых единиц (мест) в укрупненную грузовую единицу, имеющую стандартные параметры. Такую укрупненною грузовую единицу называют транспортным пакетом. Известны различные средства и способы пакетирования. Согласно ГОСТ 21391 84 «Средства пакетирования. Термины и определения» к таким средствам относятся поддоны, кассеты, подкладные листы, стропы, стяжки, связки, пакетоформирующие и пакетоскрепляющие машины, механизмы и материалы. Для пакетирования тарно штучных грузов чаще всего используют поддоны. . Поддон это грузовая площадка стандартных размеров из дерева, металла, пластмассы, армированного картона, на которой формируется и скрепляется транспортный пакет. Пакет перемещают при помощи вилочных тележек, погрузчиков или другого подъемно транспортного оборудования. Характерная особенность поддонов наличие в их конструкции проемов для ввода вилочного захвата. По расположению таких проемов различают двухзаходные и четырехзаходные поддоны. Первые позволяют вводить вилочный захват только с двух противоположных сторон поддона, а вторые допускают возможность ввода вилочного захвата с четырех сторон поддона

Мультимодальные перевозки Мультимодальные грузоперевозки - это внутригосударственные и международные перевозки груза смешанным транспортом, когда перевозка груза до пункта назначения осуществляется двумя или более видами транспорта на основании единого договора. Мультимодальные перевозки это эффективное сочетание возможностей морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Такие перевозки позволяет оперативно и экономично доставлять грузы по всему миру. Мультимодальные перевозки особенно актуальны на межконтинентальных направлениях, когда необходим доступ в удаленные точки мира, где один вид транспорта просто бессилен.

Основные принципы функционирования мультимодальной системы заключаются в следующем: 1. Единообразный коммерческо правовой режим; 2. Комплексное решение финансово экономических аспектов функционирования системы; 3. Использование систем электронного обмена данными (ЭОД), обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь; 4. Единство всех звеньев транспортной цепи в организационно технологическом аспекте, единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство; 5. Кооперация всех участников транспортной системы; 6. Комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта. Признаками мультимодальной перевозки является: 1. Присутствие оператора; 2. Осуществляющего перевозку от на чального до конечного пункта пути следования; 3. Единый сквозной тариф за перевозку; 4. Единый транспортный документ; 5. Единая ответственность за груз и исполнение договора пе ревозки.

Интермодальная перевозка груза – это перевозка с использованием нескольких видов транспорта. Требуется такой подход как при доставке товара по региону, так и при международной транспортировке. Причин, по которым обращаются к интермодальным перевозкам множество: необходимость быстрой отправки в труднодоступные места (в этом случае до определенного пункта груз посылают железными дорогами или по воздуху, а далее продвигаются на автомобиле), из отдаленной страны или с другого континента; желание сэкономить; потребность в дистрибуции товара в одном из регионов и т. д. Однако и сложностей здесь может быть достаточно много, ведь организация и согласование доставки сразу несколькими видами транспорта требует хороших связей, долгих часов переговоров, серьезных затрат и деловой хватки. И все равно перевозка способна легко сорваться из за неожиданных препятствий в пути, неправильно выбранного маршрута и плохого контроля над перемещением груза. Даже логистическим компаниям далеко не всегда удается качественно осуществить интермодальные перевозки: кто то никогда с этим не сталкивался, кто то работает не со всеми способами доставки (например, не имеет собственного автопарка), кто то не обладает столь обширной партнерской сетью, чтобы обеспечить быструю замену транспорта.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.



Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Технологические схемы процесса перевозки грузов:

а – одним видом транспорта; б – различными видами транспорта.

С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние – становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряется значение ряда его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза – это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.

Технология грузовой и коммерческой работы предусматривает выполнение операций:

1) с грузами (прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, перевозка, выгрузка, сортировка и выдача получателю);

2) с документами; по информации грузополучателей и грузоотправителей; по расчетам за перевозки грузов и транспортные услуги.

Одновременно с предъявлением груза отправитель должен передать перевозчику все необходимые сопроводительные документы: 1) 1 экземпляр погрузочного ордера; 2) 2 экземпляра коносамента; 3) 2 экземпляра приемо-сдаточной ведомости; 4) 1 экземпляр акта-спецификации.

Грузовые и коммерческие операции, связанные с приемом груза к отправлению, выполняются в порту грузоотправителями, агентами и работниками порта. Эти операции включают в себя: подготовку грузов и документов грузоотправителем, заключение договора перевозки груза, проверку и визирование накладной, оформление перевозочных документов, подготовку подвижного состава под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза, расчеты за перевозку груза. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким образом, чтобы были обеспечены сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование подвижного состава, ускорение выполнения грузовых операций.

В комплекс мероприятий, связанных с подготовкой грузов к перевозке, входят следующие: 1) приведение продукции в качественное состояние; 2) надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты; 3) маркировка грузов; 4) взвешивание грузов грузоотправителем; 5) осмотр грузов соответствующими контрольными и надзорными органами (карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).

При упаковке применяют различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения, производится соответствующая сепарация груза как облегченными материалами (лентами, сетями, так и брусом).

Грузы, в зависимости от их рода и свойств, перевозятся с указанием в спецификации или накладной массы либо количества мест (тарные и штучные), либо только массы (брутто). Масса насыпного, навалочного груза определяется взвешиванием или подсчетом по стандартному грузовому месту – принимаются и выдаются по количеству грузовых мест, масса генеральных грузов может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.

Тарные или штучные (без упаковки) грузы, масса которых определяется при упаковке или указывается на каждом грузовом месте. Масло сливочное, маргарин фасованный, сыр плавленый, консервы в жестяной и стеклянной таре; рыба охлажденная, переложенная льдом, сахар рафинад в пачках и пищевые концентраты, упакованные в жестяную, картонную тару со стандартной массой нетто принимаются к перевозке без взвешивания. Принимаются и выдаются такие грузы по числу мест и стандартной массе нетто.

Грузы, нуждающиеся в таре или упаковке для предохранения от утраты и порчи, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующей техническим требованиям и стандартам.

Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и марки, согласно правилам маркировки грузов.

Погрузка грузов на суда производиться по грузовому плану, который составляется портом или самой компанией на основании грузовых списков и погрузочных ордеров предприятия и утверждается администрацией порта. В грузовой список могут быть также включены грузы, ожидаемые с подхода (срочные, импортные, скоропортящиеся, терморежимные), поступающие в период погрузки судна. Предприятие в таком случае несет ответственность за возможный простой судна в ожидании груза.

В связи с этим, технология выполнения грузовых и коммерческих операций разрабатывается в технологическом процессе работы перегрузочной станции (железнодорожной, авто, портом), где технологический процесс – это совокупность способов и средств которые наилучшим образом обеспечивают в конкретных ситуациях выполнение определенных производственных функций.

Критериями оптимального технологического процесса являются: 1) наилучшее использование перерабатывающей способности технических средств, 2) своевременная обработка грузов и документов, 3) ускорение оборота машин, судов, вагонов и контейнеров, 4) сохранность грузов, 5) максимальная производительность труда, 6) высокая культура обслуживания предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами транспорта.

Производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих опе-раций выполняется в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте назначения. Следовательно, производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих операций включает в себя: прием, хранение, погрузку, операции по отправлению грузов, операции в пути следования и по прибытии, транспортно-экспедиторские операции, выгрузку и выдачу грузов.

Качество транспортных услуг. Решение проблемы эффективности распределения товаров и повышения уровня качества обслуживания потребителей услуг транспорта в рыночных условиях тесно связывается с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания может обеспечить надежный рынок сбыта для услуг предприятий транспорта. Высокий уровень качества и эффективности обслуживания должны подкрепляться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, включая развитую систему складских и контейнерных терминалов, современную погрузочно-разгрузочную технику, компьютерные средства информатики и управления.

Как правило, наблюдаются два направления в организации услуг транспорта: 1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей; 2) активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедицион-ного обслуживания потребителей услуг транспорта показывает, что в основе существующих концепций обслуживания лежит суждение, утверждающее, что высокий уровень качества обслуживания потребителей услуг транспорта достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, то есть чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, будет обходиться потребителю дороже.

При определении качества необходимо учитывать следующие особенности услуг транспорта: 1) услуга не может существовать вне процесса ее производства, а следовательно, накапливаться; 2) продажа услуги – это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги – это качество самого процесса труда; 3) услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке; 4) на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве; 5) транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса; 6) предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве; 7) предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий); 8) создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого.

В условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.

Так как каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя, то основной вид услуги транспорта – перевозка груза не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузоч-ные, экспедиторские, весовые и упаковочные работы.

Отсюда можно сделать вывод о том, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.

Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.

Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.

В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг, которого привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента.

Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов, сохранность грузов при перевозке и ликвидацию излишних перегрузочных операций.

Экономические реформы и преобразования приводят к новым отношениям в сфере хозяйственной деятельности предприятий транспорта таким образом, что вся деятельность предприятий подчинена основным требованиям, таким как выполнение договорных обязательств по выполнению плана перевозок, быстрейшей доставки грузов с наименьшими затратами.

Транспортные предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны. Влияние случайностей делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнозируемым.

Стоимость предоставления услуг по перевозке и хранению грузов взаимосвязаны между собой и должны рассматриваться, как дополняющие одна другую. Повышение эффективности доставки снижает запросы на хранение, а повышение эффективности хранения на складах, обеспечивает высокую сохранность грузов в ожидании перевозки. Метеоусловия также могут значительно повлиять на окончательную стоимость перевозимо груза, т.е. может снизиться запланированная скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки, что соответственно вызовет издержки и изменит стоимость груза в большую сторону.

С этой целью проектирование прогрессивной технологии и организации перевозок грузов представляется сложной комплексной задачей, от правильного решения которой в значительной мере зависят показатели работы предприятий. В итоге проектирования для заданных условий должна быть выбрана высокопроизводительная и экономичная схема механизации, определены необходимые технические и трудовые ресурсы, разработана технология погрузочно-разгрузочных работ, рассчитаны технико-экономические показатели. Для наиболее оптимальной транспортировки грузов необходимо полностью знать все тонкости перевозки конкретных наименований грузов, обладать современной материально-технической базой и квалифицированными сотрудниками.

В зависимости от рода перевозимого груза должна разрабатываться такая технология перевозки и перегрузочного процесса, которая определяет конкретный способ выполнения работ на данной механизированной линии, указывая направление перемещения груза, состав и способы выполнения операций, приспособления и порядок их использования, число занятых рабочих, их расстановку по звеньям, а также указывает необходимый такелаж и сепарационные материалы при непосредственной транспортировке грузов, что в свою очередь должно быть экономически целесообразно и выгодно как для предприятия-перевозчика так и предприятия-отправителя груза.

Повышение эффективности перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава и погрузочно – разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно – разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция.

Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции к другой. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем больше вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.


Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение от выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом – отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно – следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.

Рассмотрим особенности основных видов перевозок.

Юнимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты перевозочной цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.

Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожная – автомобильная, речная – автомобильная, морская – железнодорожная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибутивных каналов (или каналов снабжения). Например, отправка крупных партий готовой продукции с завода – изготовителя на оптовую базу производится железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным.

Мультимодальной является такая перевозка, при которой лицо, ее организующее, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти – и интермодальных перевозок, связана с использованием в цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных . В то же время в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, пользуясь на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Основными принципами функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок являются следующие:

– единообразный коммерческо – правовой режим;

комплексный подход к решению финансово – экономических вопросов организации перевозок;

максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

– единый организационно – технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников, участвующих в транспортировке;

– кооперация посредников;

– комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

Каждый из приведенных видов перевозок обладает специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но все они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющих эти схемы звеньев или элементов. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им, закономерностями. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются по продолжительности. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства продукции .

Под транспортной технологией понимается совокупность приемов и методов, обеспечивающих перемещение грузов и пассажиров, т.е. определенный технологический процесс создания транспортной продукции.

Технология производственного процесса на транспорте отличается от других отраслей материального производства - промышленности, строительства, сельского хозяйства. Как известно, продукция промышленности и других отраслей производится в стационарных условиях, «в стенах предприятия», в то время, как транспортные средства (вагоны, локомотивы, морские, речные и воздушные суда, автомобили и др.), выполняя перевозки, перемещаются по всей сети путей сообщения порой на значительные расстояния. Вследствие динамичности подвижного состава на транспорте существует такое неизвестное другим отраслям явление, как порожние пробеги транспортных средств и транспортного оборудования (например, контейнеров), поскольку после выполнения перевозки они могут оказаться далеко от пункта следующей погрузки.

Структурные подразделения и другие объекты промышленных предприятий как правило размещаются в определённом географическом пункте, в то время как транспортные предприятия нередко пространственно рассредоточены и находятся на территории нескольких территориальных образований и даже субъектов Федерации, а их деятельность носит комплексный характер. Так, например предприятие «Канал имени Москвы» - крупнейший воднотранспортный и одновременно водохозяйственный объект. В его состав входят 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей в 12 субъектах Российской Федерации. Другой пример: одна из 17-ти железных дорог страны - Куйбышевская, имеет эксплуатационную длину 4,7 тыс. км, включает в себя 336 станций и проходит по территории десяти областей и автономных республик. Морские торговые суда выполняют грузовые перевозки в любою точку мирового океана, находясь за тысячи миль от порта приписки.

Эти и другие особенности организации производственного процесса на транспорте требуют отличных от других отраслей технологических методов и управленческих воздействий. Так, на всех видах транспорта организованы диспетчерские службы , основными задачами которых является непрерывный контроль за состоянием подвижного состава, его технической готовности, соблюдения графика движения и расписания и в целом - обеспечение согласованной работы отдельных звеньев транспортного предприятия или взаимодействующих предприятий разных видов транспорта. При этом структура и организация диспетчерской службы на транспорте значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленных предприятиях. Особенность диспетчеризации на транспорте - непрерывное изменение оперативной обстановки на железнодорожных линиях и узлах, аэропортах, в морских и речных портах. Диспетчерская служба основана на современных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики и вычислительной техники.

Особое место в управлении транспортным процессом занимают современные системы коммуникации. В последние десятилетия созданы, внедрены в практику и непрерывно совершенствуются информационные сети связи и сети для позиционирования подвижного состава и транспортного оборудования разных видов транспорта: воздушных судов, поездов, морских и речных судов, контейнеров и т.п. Главная цель внедрения этих систем - повышение эффективности и безопасности транспортного процесса, информационное обеспечение процесса управления. Примером являются «Речные информационные службы (РИС) / River Information Services (RIS)», которые создаются на внутренних водных путях Евросоюза и других стран, в том числе Российской Федерации, для согласованного управления движением судов и перевозками в системе внутреннего судоходства, включая стыковку с береговыми службами и другими видами транспорта. РИС имеют следующие основные цели: обеспечение безопасности и эффективности перевозок, а также уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.

В зависимости от вида перевозок (внутренние, международные, транзитные и т.п.) транспортные предприятия в своей деятельности руководствуются не только отраслевыми нормативными документами, но и законами федерального и регионального уровня, а также международными конвенциями. Кроме того, специфика производственной деятельности транспорта находит отражение и в принимаемых законодательных актах общего характера таких, например, как Налоговый кодекс, Водный кодекс и др. Вследствие этого, юридическое сопровождение деятельности транспортных предприятий многообразнее и сложнее, чем, например, у предприятий, производящих промышленную продукцию.

Для современного транспортного производства характерна дифференциация транспортных технологий на грузовые и пассажирские. Для грузовых перевозок можно также выделить технологии, ограниченные рамками одного вида транспорта, и технологии, рассчитанные на использование нескольких видов транспорта.

Номенклатура перевозимых транспортом грузов насчитывает тысячи наименований. Каждый груз имеет свои технико-экономические характеристики, свои требования к скорости и сохранности перевозки, которые предопределяют технологию его перевозки. Но все эти особенности учесть практически не представляется невозможным. Поэтому необходимо сгруппировать всю номенклатуру грузов в ограниченное количество групп и затем для каждой группы разработать свою технологию.

Анализ технологий перевозок грузов позволил, несмотря на их многообразие, сгруппировать в 3 крупные группы, а именно технологии перевозки массовых грузов, технологии перевозки терминальных грузов и технологии перевозок остальных грузов.

Характеристика технологий перевозки массовых грузов связана, с одной стороны, с их сравнительной простотой, а с другой - с отсутствием тары. Особенностью технологии в этом случае является и то, что масса перевозимого груза в транспортном средстве ограничивается его грузоподъемностью. К числу таких грузов относятся наливные, насыпные и навалочные. Эта категория грузов не требует высокой скорости доставки, а поэтому они могут накапливаться как в пунктах отправления, так и в пунктах прибытия.

При перевозке грузов этой категории с использованием нескольких видов транспорта необходимо наличие перегрузочных комплексов, обеспечивающих перегрузку с одного вида транспорта на другой в пунктах перевалки.

Для их транспортировки, как правило, используют транспортные средства большой грузоподъемности. На водном транспорте для перевозки этих грузов ис- пользуются суда или составы большой грузоподъемности. В частности, на морском транспорте для транспортировки нефти используются танкеры грузоподъемностью до 500 тыс.т и более, навалочных грузов - суда грузоподъемностью до 350 тыс.т. На внутреннем водном транспорте для транспортировки массовых грузов используются чаще всего большегрузные составы грузоподъемностью на реках Сибири до 15-18 тыс.т, в США на реке Миссисипи грузоподъемностью до 20-25 тыс.т. Основной экономический эффект, получаемый при использовании такой технологии, связан с сокращением эксплуатационных расходов из-за сокращения затрат на содержание экипажа, снижения энергетических затрат, амортизации и др. расходов, приходящихся на 1 т перевозки груза.

Однако, необходимо иметь в виду, что использование крупнотоннажных судов большой грузоподъемности для перевозки массовых грузов возможно при значительных концентрациях потоков этих грузов и большой дальности перевозок. В противном случае, простои таких судов в пунктах отправления и прибытия потребуют значительных затрат, которые превысят те выгоды, которые обеспечиваются при использовании судов большой грузоподъемности. В этих случаях более эффективным может оказаться использование судов меньшей грузоподъемности.

Рассмотренные технологии перевозок массовых грузов представляют по объему большую часть перевозок на всех видах транспорта, но на их транспортирование затрачивается меньше средств, чем на транспортирование терминальных грузов. В категорию терминальных (мелкопартионных) грузов включается наукоемкая, высокостоимостная, скоропортящаяся продукция, которая требует больших скоростей доставки и высокой степени сохранности в процессе перевозки.

Особое внимание этой категории грузов придают потому, что в производственном цикле сам процесс производства занимает около 5% времени, а остальные 95% времени цикла эта продукция находится в процессе транспортировки и на складах.

Повысить эффективность перевозок этой категории грузов можно путем укрупнения их отправки и использования для этой цели специальных средств укрупнения: контейнеров, трейлеров, съемных кузовов, поддонов. Эти средства позволяют внедрить современные бесперегрузочные технологии перевозок и осуществить передачу в пунктах стыка видов транспорта не самого груза, а грузовой единицы, в которую он загружен.

Тогда всю цепочку технологических операций по доставке рассматриваемой продукции от ее производителя к потребителю можно разбить на три фазы:

  • 1) формирование грузовой единицы (контейнера, трейлера и др.) и доставка её на транспортный терминал в районе производства продукции;
  • 2) транспортировка грузовой единицы от транспортного терминала в месте производства продукции до транспортного терминала в месте ее потребления;
  • 3) расформирование грузовой единицы и доставка продукции потребителю. Применение такой технологии позволяет:
  • 1) сократить простой транспортных средств под грузовыми операциями;
  • 2) сократить затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • 3) сократить затраты на тару и упаковку грузов;
  • 4) повысить сохранность перевозимых грузов .


error: Content is protected !!