Виды и методы управленческого планирования. Лекции дисциплина «Менеджмент

Как и любая деятельность, планирование характеризуется методологией и организацией.

Методология планирования – выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей.

Организация планирования – способ упорядоченности определенных действий в соответствии с их составом, структурой и характерными особенностями. Объектом организации выступает сам процесс планирования. (задача управленцев – сознательно выбирать и конструировать методологию планирования).

Метод в планировании - способы, приемы, процедуры планирования, имеющие существенное значение и позволяющие успешно решать ту или иную конкретную задачу.

Методика планирования – совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции.

Объект планирования – различные социально-экономические системы (предприятия, его звенья и др.)

Предмет планирования – сама деятельность и отношения, которые охватывают отдельные элементы системы и ее взаимодействие с внешней средой.

Принципы планирования: (А. Файоль, Р. Акофф)

Принцип единства (холизма) – планирование в организации должно иметь системный характер;

Принцип участия;

Принцип непрерывности;

Принцип гибкости;

Принцип точности.

Классификация типов планирования.

1. По степени обязательности выполнения плановых заданий:

Директивное планирование – имеет обязательный для исполнения характер по отношению к объектам планирования;

2. По временному горизонту планирования:

Долгосрочное планирование (3 и более лет);

Среднесрочное;

Краткосрочное (до 1 года).

3. По типу плановых решений:

Стратегическое планирование – охватывает не только отношения между подсистемами внутри компании, но и отношения между компанией в целом и ее бизнес-средой., с которой компания непосредственно взаимодействует и на которое она оказывает непосредственное влияние. В основе стратегического планирования лежат стратегические решения, которые: 1) ориентированы на будущее и выступают основой для принятия тактических и оперативных решений; 2) связаны со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые факторы внешней среды бизнеса; 3) связаны с привлечением значительных инвестиционных ресурсов, а потому могут иметь существенные долгосрочные последствия для компании.

Тактическое планирование- -охватывает взаимосвязи между подсистемами компании, а также между ними и компанией в целом.

Оперативное планирование – выбор из традиционных средств решения задач или установленных вышестоящим руководством и разрабатывает процесс их реализации.

4. По объекту планирования:

Корпоративное;

Бизнес-планирование;

Планирование деятельности функциональных подразделений;

Планирование деятельности структурных звеньев;

Планирование деятельности отдельных работников.

В соответствии с указанными типами планирования выделяют следующие виды планов: корпоративный план; бизнес-план; операционные планы деятельности структурных звеньев.

5. По степени охвата объекта планирования:

Частичное.

6. По предмету планирования:

Планирование производства;

Снабжения, маркетинга, сбыта, финансов, персонала, НИОКР.

7. По степени повторяемости:

Систематическое;

Единовременное.

8. По степени адаптации:

Жесткое;

9. По степени детализации:

Агрегированное;

Детальное.

10. По форме координации:

Последовательное планирование – планы разрабатываются с определенной периодичностью и по завершении одного плана на его базе разрабатывается другой;

Синхронное планирование когда содержание планов на все годы определяется одновременно с учетом их временных взаимозависимостей;

Скользящее планирование;

Внеочередное планирование.

11. По ориентации идей планирования:

Реактивное - ориентация на прошлое развитие фирмы;

Инактивное;

Проактивное;

Коробова Е.В. Лекции дисциплина «Менеджмент» Раздел 4. Стратегический менеджмент


Раздел 4.Стратегический менеджмент
4.1. Формы планирования. Виды планов

Основные стадии планирования
Виды планирования

В менеджменте выделяют следующие виды планирования (в зависимости от временного периода осуществления):


  1. стратегическое (долгосрочное);

  2. тактическое (среднесрочное);

  3. оперативное (краткосрочное).
Рассмотрим более подробно характеристики различных видов планирования.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3 - 5 лет). Понятие «стратегия» (от греч. strategos - искусство генерала) первоначально использовалось в военной сфере при определении путей достижения побед.

Стратегия современной организации - это определение магис­тральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних об­стоятельств ее деятельности.


  • Первым этапом подготовки стратегических планов явля­ется анализ окружения и внутреннего потенциала организации.

  • Второй этап предполагает определение миссии и ключе­вых целей организации.

  • Третий этап заключается в разработке стратегии развития организации.
Сегодня в теории менеджмента выделяют группы эталон­ных стратегий.

Первая группа - стратегии роста (маркетинговые страте­гии), заключающиеся в совершенствовании деятельности орга­низации по реализуемым направлениям, не меняя сферы деятель­ности. В данной группе эталонных стратегий выделяют следующие конкретные стратегии:


  1. стратегия усиления позиций на рынке. Например, дошкольное образовательное учреждение концентрирует усилия на улучше­нии своих позиций на рынке путем снижения цен, повышения качества услуг, активного их предложения (рекламы) потенци­альным клиентам (родителям);

  2. стратегия развития рынка предполагает освоение новых рын­ков и предложение на них оказываемых организацией услуг. На­пример, организация образовательных услуг детям, которые не посещают детский сад постоянно (создание групп кратковремен­ного пребывания);

  3. стратегия развития услуг, заключающаяся в оказании новых услуг на уже освоенном организацией рынке. Например, пополнение ассортимента услуг ДОУ новой услугой - стрейтчинг (си­стема упражнений по развитию гибкости).
Следует отметить, что данные стратегии являются наиболее ча­сто реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях.

Вторая группа - стратегии диверсификационного роста, предполагающие изменение деятельности организации, ее сферы и значительное преобразование оказываемых услуг.

Диверсификация (от лат. diversificato: diversus - разнообразный, cato - делаю, строю) - построение разнообразия, в управлении - реакция организации на изменения в окружении путем преобразования собствен­ной деятельности.

Примером реализации данной стратегии будет создание на базе ДОУ оздоровительного центра для детей, что потребует значи­тельного преобразования деятельности детского сада, использо­вания новых технологий работы, охвата новых рынков. Наиболее распространенным вариантом реализации стратегии диверсифи­кации в системе дошкольного образования является преобразова­ние дошкольного учреждения в детский сад-школу. Это, с одной стороны, усложняет управление учреждением, организацию его работы, а с другой - способствует расширению рынка услуг, привлечению большего количества клиентов в ДОУ.

Стратегии данной группы являются наиболее сложными для их практической реализации, поскольку требуют высокого ресурсно­го обеспечения, готовности персонала к реализации новой страте­гии, способности руководителя анализировать и прогнозировать состояние и развитие рынков, на которые выходит организация. Однако правильное определение данных стратегий позволяет вы­жить организации и занять более выгодные позиции на рынке.

Третья группа - стратегии сокращения. Данные страте­гии реализуются в случае необходимости перераспределения сил внутри организации с целью ее успешной адаптации к условиям внешней среды. Реализация этих стратегий достаточно болезненна для организации. Но следует помнить, что развитие, рост органи­зации зачастую невозможны без сокращения, отказа от некото­рых направлений деятельности организации.

Например, снижение количества детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, привело к выбору стратегии сокращения коли­чества групп в садах. Однако многие из заведующих нашли выход для выживания образовательного учреждения, перераспределив внутренние ресурсы (переквалификация педагогов, оснащение спе­циальным оборудованием свободных помещений в саду и т.д.), начали реализовывать стратегию развития услуг путем создания изостудии, зала хореографии, кабинета физиотерапии и т.д.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается программа развития организации, в которой определяется ее исходное состояние и потенциал окружения, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего ее преобразования.

Подготовленный стратегический план является ориентиром для последующего тактического планирования.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1 - 3 года). Термин «тактика» (от греч. taktikd - искусство построения войск) первоначально использовался в военной сфе­ре и означал маневрирование силами, направленное на обеспече­ние реализации выработанной стратегии. Поэтому сущность так­тического планирования заключается в определении тактики рас­пределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.

Основное различие между стратегическим и тактическим пла­нированием заключается в том, что первое из них отвечает на вопрос - что является нашими целями (приоритетами) в дея­тельности, а второе - как нам их достичь?

Тактическое планирование в организациях осуществляется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы образовательной организации.

Первый этап - анализ итогов работы организации на пре­дыдущем этапе.


  • достигнутый уровень решения задач, его количественная и
    качественная характеристика;

  • анализ результатов деятельности коллектива по решению за­
    дач, положительных и негативных сторон его деятельности;

  • определение условий, способствующих получению незапла­
    нированных результатов;

  • выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в
    реализации планов;

  • обозначение путей решения проблем, которые будут поло­
    жены в основу нового цикла планирования.
Второй этап - определение основных целей на последующий период планирования, их ранжирование. Исходя из результатов ана­лиза и стратегических планов, определяются цели и основные на­правления в дальнейшей работе на краткосрочный период.

После того как они определены, необходимо построить «дере­во целей», что предполагает расчленение главной цели на состав­ные части. Этот процесс называется проектированием «дерева це­лей». По мнению М. М. Поташника, проектирование «дерева це­лей» осуществляется путем декомпозиции главной цели на под­цели по следующим правилам:

формулировка целей должна описывать желаемые результаты;

формулировка главной цели должна давать описание конкрет­ного результата;

на каждом уровне подцели должны быть независимыми и не­выводимыми друг из друга;

декомпозиция заканчивается при достижении некоторого эле­ментарного уровня, когда формулировка подцели позволяет при­ступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

Декомпозицию графически можно представить как ветвящий­ся граф, где основание - главная цель, а узлы ветвящейся струк­туры - подцели.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих дос­тичь поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называются совокупности средств, способов, действий по реали­зации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; исполнители и ответственные за его ре­ализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осу­ществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на за­седании совета организации (педагогического совета ДОУ). Прежде чем приступить к рассмотрению и утверждению плана в рамках работы коллегиальных органов, членам организации предлагает­ся познакомиться с проектом плана, высказать свое мнение, пред­ложить дополнения, корректировки.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации.

Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (обычно охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квали­фицированным сотрудником организации. Так, например, в дет­ском саду старший воспитатель готовит план методической рабо­ты на месяц; медсестра составляет план оздоровительных мероп­риятий на 30 дней; воспитатель разрабатывает календарный план образовательного процесса в группе и т.д. Для оперативного пла­нирования сотрудники чаще всего используют ежедневники, в которых указывают дату, время, содержание того или иного мероприятия. Определение и реализация ежедневных планов каждым сотрудником организации шаг за шагом приближает их к достижению выработанной стратегии развития.

3. Формы планирования

При подготовке планов возможно использование следующих форм планирования: текстовой, сетевой и графической.

Текстовая форма планирования предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планиро­вании работы на год и более длительные периоды времени.

Чаще всего к ней прибегают при:


  1. описании результатов анализа работы организации за преды­дущий период;

  2. установлении причинно-следственных связей, обусловивших достижения организации и возникшие проблемы;

  3. характеристике сложившейся ситуации в организации на мо­мент планирования.
Сетевая форма планирования предполагает использование се­ток, таблиц и циклограммы при планировании. Эта форма при­меняется для детального планирования выполнения конкретной задачи.

Она позволяет:

четко отобразить объем и структуру решаемой задачи;

выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями;

эффективно определить механизм использования ресурсов;

избежать перенагруженности планов, их перенасыщенности.

В основу сетевой формы планирования положена циклограмма. Циклограмма - форма плана, отражающая регулярно повторяю­щиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.


Меро­приятия

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Графическая форма планирования отражает содержание в виде двухкоординатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации ко­личественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия ;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах ;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.

Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации в достижении её общих целей.

Три основных вопроса планирования:

    Где находится организация?

    Какой организация хочет стать?

    Как достичь желаемого?

В узком смысле слова планирование – это разработка планов, сводных таблиц, определение режимов работ, сроков и исполнителей, ответственных лиц, способов контроля и так далее.

В функцию планирования входит:

    Определение номенклатуры работ, подлежащих выполнению.

    Определение сроков выполнения каждой работы.

    Подбор источников и ресурсов для выполнения каждой работы.

    Расчет издержек на весь перечень работ.

    Принятие или утверждение плана.

Этапы планирования:

    общая оценка ситуации и её формулировка;

    формулировка целей и задач на основе прогнозов внешних и внутренних переменных;

    составление плановых предположений;

    увязка ресурсов и выбор оптимального варианта действий.

Объект планирования : выработка целей и стратегии, распределение ресурсов, выработка стандартов, финансовая, сбытовая, производственная, инновационная и др. деятельности.

Субъект планирования: менеджеры, плановые органы

Виды планов:

1. С точки зрения временных параметров

    Стратегические (долгосрочные,10-15 лет): назначение организации, миссия, стратегия;

Стратегическое планирование – особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических планов, предусматривающий выдвижение таких целей и стратегий развития фирмы, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

    Среднесрочные (1-5 года): создание новых продуктов, ликвидация, НИР;

    Краткосрочные (тактические): производство и сбыт товара, закупка, финансы.

Текущие планы:

    Функциональные описывают действия, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства:

    Производственные: покупка ОФ, оперативное планирование и контроль;

    Маркетинговые: продукт, цена, реализация;

    Финансовые: привлечение денежных средств, распределение ресурсов и т.п.

    Единовременные (действия разового характера):

    Программный план;

    Проектный план;

    Стабильные (ежедневные действия):

    Стандарты.

Задачи планирования:

    Определение будущего развития производства.

    Выявление всевозможных отклонений от выполнения плана.

    Принятие решений на каждом этапе выполнения программы действий.

Методы планирования:

    Нормативный

    Вариантный /задаются критерии и разрабатываются пути их достижения/

    С привлечением экспертов.

    С применением экономико-математических методов, ЭВМ

Эффективное планирование - это планирование, которое способствует переменам, ведущим к прогрессу.

8. Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации.

Мотивация - совокупность движущих сил человека к осуществлению определенных действий.

Мотив – нужда, ставшая столь необходимой, что заставляет человека искать пути ее удовлетворения.

Типы мотивации:

1. Стимулирование: Если у вас есть что-то важное для другого человека, и вы хотите, чтобы он что-то сделал, вы должны ему это дать за его усилия.

2. Создание мотивирующей структуры (воспитание и обучение).

Теории мотивации:

1. Содержательные

Основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.



error: Content is protected !!