Особенности существующих музейно-этнографических комплексов: Этномир, Этническая деревня и другие. Туристический проект «этнографическая деревня сохранившихся обрядов беларуси Расходы за год

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» разрабатывается не только с туристической целью - создание национального турпродукта и развитие культурно-познавательного туризма Беларуси. Также он несет в себе значительный культурно-просветительский потенциал: популяризация и сохранение нематериального наследия Беларуси, повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры. Следует отметить, что данный проект включает в себя не все сохранившиеся белорусские обряды, а только те, которые обладают наибольшим туристическим потенциалом и которые занесены в Государственный список историко-культурных ценностей. При этом не исключается возможность обнаружения «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые были бы интересны с туристической точки зрения и могли бы быть в дальнейшем включены в данную этнографическую деревню.

Для данного проекта очень важным является принцип аутентичности, поэтому за основу были взяты именно сохранившиеся белорусские обряды: наблюдение и запись данных обрядов в естественной среде и прямая передача от их носителей в значительной степени повышают возможность их аутентичного воспроизведения. Кроме того, следует учесть тот факт, что перед реализацией данного туристического проекта должна быть проведена серьёзная научная работа по изучению предложенных сохранившихся обрядов Беларуси, должны быть совершены этнографические экспедиции в места их проведения.

Описание этнографической деревни

Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси включает в себя следующие объекты (см. ниже рисунок 2.1):

1) пять белорусских хат (1-5), в каждой из которых в театрализованной форме будет показываться сохранившийся белорусский обряд;

2) пункт проката народных костюмов (А);

3) кафе (В), предлагающее белорусскую национальную кухню;

4) магазин белорусских сувениров (C);

5) небольшая гостиница на 15-20 чел. (D);

6) научный отдел по изучению белорусской этнографии (E).

Таким образом, данный комплекс должен включать всю необходимую туристическую инфраструктуру (кафе, гостиница, сувенирный магазин).

В этнографической деревне будут представлены следующие белорусские обряды:

1) обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района (Минская область);

2) обряд «Шчадрэц» деревни Рог Солигорского района (Минская область);

3) обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі», Лепельский район, Витебская область;

4) обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» деревни Казацкие Балсуны Ветковского района (Гомельская область);

5) обряд «Вясельны каравай» деревни Мотоль Ивановского района (Брестская область).

А теперь рассмотрим каждый обряд по отдельности:

1. Белорусский обряд «Колядные цари»

Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) .

Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами - деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями .

В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

2. Белорусский обряд «Шчадрэц»

Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, - яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера - территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных - «козой», «кобылой», «медведем» - и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» .

Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных - козы, журавля, коня, так и антропоморфных - деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог - это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты .

3. Белорусская обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі»

Обрядовое игра «Жаніцьба Цярэшкі» - один из наиболее интересных рождественских обычаев, который сохранился на Витебщине, особенно в Лепельском районе. Обряд проводится каждый год в разных деревнях в период Рождества. Действие происходит в большом доме. Молодежь приглашает самых почтенных участников - «бацьку» и «матку». Начало представляет собой обычную танцевальную вечеринку: полька, краковяк, подыспань... В какой-то момент объявляется: «А ці не пажаніць нам Цярэшку?». «Матка» ведет игру, «бацька» помогает, подбирают пары. Символическая «женитьба» молодых осуществляется поочередно во время особого танца-ритуала.

О своих симпатиях участники должны тайком сообщить «матцы» перед игрой, иначе есть опасность получить нежелательного партнера. «Матка» берет за руку парня, «бацька» - девушку, распевая, выводят в круг выбранную пару и «перекручивают» их вместе в обрядовом танце. Эту пару символично «поженили», они становятся «дзядулькай» и «бабулькай». Тогда выбирают следующую пару, потом следующую... Самая эмоциональная и веселая часть обычая - игры и испытания, через которые проходят «молодые» («ручеек», «поцелуи» и т.д). Заканчивается забава традиционным праздничным угощением.

В 2009 году обряд включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является одним их претендентов на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

4. Белорусский обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы»

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» проводится в деревне Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Он приурочен к Вознесению, которое празднуется на сороковой день после Пасхи.

По разнообразию песен и хороводов, театрализации обрядовых ритуалов как отзывов задабривания самой устрашающей для древнего человека природной стиxии - молнии-стрелы - «Ваджэнне і пахаванне стралы» не имеет себе равных. Полноправными, а иногда и наиболее активными участниками обряда являются дети. Дети во время данного обряда со смехом и песнями разбегаются по полю и валяются - набираются здоровья на молодых озимых всходах .

В основе ритуальных действий, песен и хороводов лежит защитная магия от молнии. Сами певцы говорят: «Засцерагчыся ад маланкі, закапаць яе». Но позже на это наслоилось способствование росту хлеба: «Цягнем каласы на небясы» .

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» состоит из пения заклинальных песен про стрелу, шествия шеренгой по улицам деревни, вождения хороводов магической формы - круга, выхода к ржаному полю, качания по нему, погребения разнообразных предметов («стрелы») в землю. На ржаном поле сидели дети, между которыми женщины водили хоровод «змейкой», после чего брали ребятишек на руки и подбрасывали их вверх, чтобы рожь росла высокой. Закапывая монеты, бусы и т.д., каждая участница обряда загадывала желание с надеждой, что оно осуществится. Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки .

5. Белорусский обряд «Вясельны каравай»

«Вясельны каравай» пекут на Полесье - в д. Мотоль Ивановского района Брестской области. Здесь выпечка каравая представляет собой обряд. С давних времен и по сегодняшний день полесская свадьба начинается с выпечки каравая, который является символом богатства и благополучия молодой семьи. На каждую свадьбу выпекают два каравая - один для жениха, второй - для невесты. Украшаются караваи одинаковым узором: оба обводятся сплетенной из теста косой, которая символизирует объединение двух семей. Каравайный обряд включает в себя ряд почетных и ответственных моментов - «чыноў». Называются они так: «расчыненне», «замес каравая», «гібанне каравая», «саджанне ў печ», «кавалі» и «выкуп каравая». Обряд сопровождается песнями, которые сменяют одна другую. В конце обряда каравай украшается так называемыми «шишками». «Шишки» представляют собой разветвленные палки обязательно из фруктовых деревьев (яблони, груши), на которые специально накручивается тесто и запекается в печи. Каждую «шишку» высотой около полуметра под песни украшают цветами и ветками барвинка, а потом втыкают в каравай и обвязывают символической красной ниткой.

Каравайный обряд существует в различных деревнях и районах Беларуси, но на Полесье он особенно выразителен. В д. Мотоль местные жители бережно относятся к своей духовной культуре и обрядам и передают их новым поколениям. В значительной степени этому содействует и Мотольский музей народного творчества. На сегодняшний день обряд «Вясельны каравай» является кандидатом на внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Исследовательская работа

«Вот моя деревня…»

На тему: «Этнография села»

Гулина Ольга Николаевна, Калентьева Юлия Александровна, Мурзина Юлия Андреевна

ученицы 11-го класса

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Руководитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Пучкина Анна Владимировна

Адрес: ЧР, Алатырский район, с. Чуварлей, ул. Николаева, д. 2.

Чуварлей 2013

Введение…………………………………………………………………………3

I глава. История села……………………………………………………….6

1.1.История появления и развития села………………………………….6

1.2.Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны………………...…8

1.3Выдающаяся личность в истории села. Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза………………………………………………….9

II глава . Развитие современного села…………………………………..11

2.1.Природа нашего села………………………………………………...11

2.2.Инфраструктура………………………………………………………11

2.3.Социальная сфера, современного села (МБОУ «Чуварлейская СОШ, детский сад «Колокольчик», сельский дом культуры, "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий")………………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы……………………………………….…19

Приложение

Введение

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой…

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(А. Н. Поляков)

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего наша страна, село в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Задачи исследования:

1.Проследить историю образования и развития села.

2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

3.Воспитание любви к родному краю.

Хронологические и территориальные рамки исследования: с периода образования с. Чуварлей до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Чуварлей.

Структура работы . Работа состоит из введения, глав, заключения, примечания и приложения.

Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.

Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании Чуварлей.

Объектом исследования выступает само село, его образовательные учреждения, организации, его жители.

I глава. История села.

  1. История появления и развития села

Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда ты сигал с разбегу в реку.

Без знания прошлого, нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго - восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

По окраине поймы, у подножия косогора вдоль села протянулась цепочка озер - остатки старого русла реки Алатырь.

Происхождение названия Чуварлей связано с мокшо - мордовскими словами "шувар" - песок и "лей" - овраг с источником (речка). От измененного мордовского слова "шуварлей", что означает "песчаная река" и возникло название Чуварлеи.

Свое начало село Чуварлеи положило у выходящей из леса речки Чуварика и, постоянно расширяясь, в настоящее время подошло к деревне Ялушево.

Существует предание, что село основано выходцами из тамбовских и курских уездов.

Чуварлеи – одно из самых старых населенных пунктов нашего района. Оно существовало уже в начале XVII века и входило в состав вотчины Алатырского Троицкого монастыря. В то время Чуварлеи называлось по другому. Оно имело двойное название – деревня Троицкая (Подгорная). После выхода деревни Троицкой (Подгорной) из монастырского владения в 1764 году за ней окончательно закрепилось современное название Чуварлеи.

К началу XIX века жители села Чуварлеи перешли в разряд удельных крестьян, где оставались до 1861 года. В 1863 году село Чуварлеи вошло в состав Алатырской волости.

У чуварлейских крестьян земля была малоплодородной. Указание о качестве почвы встречается в описи монастырских земель в 1763 - 1764 годов, где говорится: "земля к плодородию посредственная". Помимо землепашества чуварлейские крестьяне занимались ремеслами, отхожими промыслами, торговлей, приготовлением пряжи для речных рыболовных сетей, которую сбывали в Астрахань, бондарным делом.

Вследствие нехватки земли, малоплодородия ее крестьяне вынуждены были заниматься бурлачеством. Например, из коллективного договора русских бурлаков с судовладельцем о доставке судна с грузом от Порецкого до Нижнего Новгорода в 1896 году известно, что в составе артели было 6 человек из Чуварлей. В 1746 году в Чуварлеях насчитывалось крестьян мужского пола 328, пашни за ними 204 десятин, сенокосов 40 десятин.

В период пугачевского восстания жители Чуварлей принимали участие в разгроме казенных винокуренных заводов в селах Ичиксы и Кладбищи. За участие чуварлейцев в пугачевском восстании, в разгроме винокуренных заводов для устрашения населения в Чуварлеях были установлены орудия казни: виселицы, колеса и глаголы.В 1832 году в Чуварлеях на средства прихожан была построена церковь. За церковным притчем было закреплено земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной. В 1900 году в селе Чуварлей насчитывалось 225 дворов. Церковно - приходская школа открыта в Чуварлеях в 188 году. В 1918 году врачи Алатырского уезда А. А. Преображенский, Н. И. Сульдин, М. Ф. Ногаевич обратились в наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села Чуварлеи участок площадью 128,25 десятины для постройки противотуберкулезного диспансера. Алатырское отделение лиги по борьбе с туберкулезом, получили ответ на разрешение строительства санатория, и здравотдел приступил к осуществлению поставленной задачи.

Для строительства санатория были выделены средства, строительные материалы и конфискованные у помещиков дома. Противотуберкулезное санаторное учреждение на 40 коек было открыто в Чуварлеях 1 мая 1919 года. Заведывание санаторием было поручено врачу Г. И. Терпсихорову.

Колхоз в селе Чуварлеях был создан в 1930 году и назывался "Красный Порт". В 1935 - 36 годах был переименован в колхоз "Стахановец". В 1957 году колхоз "Стахановец" объединился с Ялушевским колхозом.

  1. Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны

В ходе нашей исследовательской работы мы взяли интервью у коренной жительницы нашего села, Сафрончевой Любови Ивановны 1926 года рождения. По ее рассказам мы узнали много интересного и нового о родном селе. Она с огромным желание поведала нам с чего началась история нашего села. По ее рассказам первыми жителями были странствующие монахи, которые поселились на территории современного храма «Святого Иакова». Чуть позднее стали заселяться новые жители. Все они проживали только на одной стороне села. Постепенно село стало расти и развиваться, был построен храм «Святого Иакова» при нем же была создана церковно-приходская школа. В 1918 был построен «Чуварлейский противотуберкулезный санаторий». В этом санатории Любовь Ивановна работала медсестрой и спасла жизнь многим раненым солдатам.

Во время войны в школе был склад военной техники, располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школы слепых. Так же на территории села располагался колхоз, в котором работала большая часть жителей.

Получение данной информации внесла большой вклад в нашу исследовательскую работу.

  1. Выдающаяся личность в истории села

Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза

История развития нашего села неразрывно связана с именем Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза.

Кошелев Михаил Тимофеевич родился в 1911 году в с.Чуварлей Симбирской губернии. Здесь же окончил церковно-приходскую школу. В 1926 году с родителями переехал в Ташкент. Рано осиротел, пятнадцатилетним подростком уехал в Среднюю Азию, где участвовал в строительстве железной дороги-Турксиб. В 1933 году призван в Красную Армию. В 1942 году добился призыва в действующую армию, окончив полковую школу в звании сержанта.

Воевал в пехоте, был награжден орденом Красного Знамени. К осени 1943 года гвардии сержант Кошелев был командиром отделения 310-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии. Особо отличился в боях на Днепре. 9 октября 1943 гвардии сержант Кошелев с группой бойцов ворвался с тыла в село Куцеволовка (Онуфриевский район Кировоградской области), забросал гранатами дзот, тем самым открыв путь подразделению. Незаметно подобравшись к блиндажу, гвардейцы захватили штаб немецкой воинской части, взяв в плен офицера с документами, и уничтожили при этом несколько гитлеровцев. Сдав пленных командованию, Кошелев вернулся в часть и в составе танкового десанта участвовал в штурме высоты 167,8. Гранатами обезвредил вражеский дзот, мешавший продвижению вперед. Был ранен и контужен. По пути в медсанбат, уже в нашем тылу, наткнулся на вражеский грузовик с боеприпасами. В коротким бою уничтожил 4-х солдат и автомашину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии сержанту Кошелеву Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3904). Награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, медалями. После излечения в госпитале был демобилизован по ранению. Вернулся в Ташкент. Работал на Ташкентской железной дороге. Скончался 13 марта 1979 года. Похоронен на Аллее Героев Воинского кладбища в Ташкенте.

Именем Кошелева названа одна из улиц в с.Чуварлей.

II глава. Развитие современного села

2.1 Природа нашего села

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго-восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

Водоемы и пляжи

Озера: Вдоль села протянулась цепочка озер – остатки старого русла реки Алатырь

Реки: Алатырь

благоприятный период для купания: В период с мая по август

Климат

умеренно-континентальный

Флора и фауна

животные: Лось, медведь, олень, кабан, волк, косуля, бобр, выдра, рысь, барсук, куница, норка, лисица, енотовидная собака, хорь, белка, ондатра, заяц

птицы: Гусь, казарка, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь

растительность: В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб

2.2.Инфраструктура

Главной достопримечательностью является природная среда - леса, реки и озера с богатой флорой и фауной.
- Чуварлейский сосновый бор- это чудо, удивительная стройность сосен, симметрия их роста.
Сосновый бор очень красив. Отдыхать в нем истинное удовольствие. Сухой, пропитанный запахом хвои, сосновый бор- лучшее лекарство от многих болезней. Именно поэтому здесь расположен республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор", государственное учреждение здравоохранения "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий", детский оздоровительный лагерь "Янтарный".
Чуварлейский бор занимает площадь размером 684 га., его протяженность составляет 6 км 250 м. Это единственный уникальный остаток древнего леса в Засурье. Он играет водоохранную и почвозащитную роль.
На основании постановления Кабинета Министров № 140 от 17.07.2000 года Чуварлейский бор является памятником природы.
Источник святых благоверных князей Бориса и Глеба. Более 170 лет назад в нескольких километрах от села Чуварлеи, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была найдена явленная икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь этих святых. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться Студеный. 6 августа 2009 года по благословению митрополита Варнавы источник был освящен отцом Андреем Савенковым. О том, что источник святой, свидетельствует два дуба, выросших из одного корня, как же и то, что в одном из найденных срубов бьют сразу два ключа. Источник не замерзает и в сильный мороз.
Памятником архитектуры в селе является каменный храм Святого Иакова, построенный прихожанами в 1832 году. Престолов в нём три.

Главный - во имя Святого Апостола Иакова Алфеева, в честь введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Церковной земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной.
Церковно-приходское попечительство существует с 1893 года. Приход состоял из священника и псаломщика.
После революции правительство, пришедшее к власти, начало борьбу с религией, результатом которой стало повсеместное закрытие и разрушение церквей. Та же участь постигла и наш храм Святого Иакова.
В 1930 году церковь перестала действовать, были сняты колокола. В 1938 году в здании церкви был открыт магазин, затем - хлебопекарня. В июле 1972 года церковь горела, затем 22 года находилась в полуразрушенном состоянии.
В 1994 году началась реставрация церковного здания силами прихожан. С 1997 года она является действующей церковью. 4 августа 1996 года церковь была освящена митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

2.3 Социальная сфера, современного села

Чуварлейская средняя общеобразовательная школа

В 1886 году в селе Чуварлей, возле церкви построили двухэтажное деревянное здание, в котором разместилась церковно – приходская школа. Детей принимали в школу с семи лет и обучали четыре года.

Наряду со школьными дисциплинами священником преподавался Закон Божий и Евангелие.

В школе было печное отопление. В классах стояли столы и скамейки, висели иконы, лампадки. Ученики писали на дощечках, чернила делали из сажи и краски.

В 1927 году была открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи) с семилетним образованием.

В 1940 году была открыта НСШ (неполная средняя школа). Успели выпустить только 1 класс. Началась Великая Отечественная война и школа снова стала работать как семилетняя. Во время войны в школе был склад военной техники располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школе слепых.

В 1959 году состоялся первый выпуск средней школы, которая функционирует и по сей день.

С 22 апреля 2002 года школа преобразована в МОУ "Чуварлейская средняя общеобразовательная школа"

С 2005 - 2006 учебного года - базовая школа района по профильному обучению. Основной профиль - информационно - технологический.

В 2011 году – муниципальное бюджетное учреждение.

Детский сад «Колокольчик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» функционирует с 1971 года.

Заведующая – Шиблева Дарья Михайловна.

Открыты две группы:

I старшая группа «Колобок» (дети 5-6 лет)

II младшая группа «Солнышко» (дети 3-4 лет).

ДОУ работает по двум программам:

  1. Социально-личностное развитие

Обогащение социального опыта ребенка;

Содействие разновозрастному общению;

Развитие коммуникативных способностей дошкольников;

Гармонизация социализации, осознание своего социального «Я»;

2. «Здоровячек»

Охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанников;

Развитие гигиенических навыков.

Достижения воспитанников ДОУ:

2008 год – I место в районном конкурсе «Малышиада»

2009 год – I место в районном конкурсе рисунков «Страна Здоровья»

Дом культуры

Работа Чуварлейского СДК направлена на развитие самодеятельного художественного творчества, на организацию досуга населения, организацию различных кружков и клубов по интересам; на патриотическое воспитание молодежи; на пропаганду здорового образа жизни.

При Чуварлейском сельском Доме культуры работают три танцевальных кружка, два хоровых кружка (младшая, средняя и старшая группы), один кружок сольного пения, клуб «Хозяюшка» (младшая и средняя группы) и шахматно-шашечный кружок.

Коллективы кружков участвуют не только в мероприятиях поселения, но и в районных.

Клубные формирования:

Хореографический кружок мл. гр. (14 чел. с 7-8 лет) – худ. Руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ср. гр. (16 чел. с 10-12 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ст. гр. (14 чел. с 13-14 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Кружок «Сольное пение» (6 чел. с 8-16 лет)- руководитель Баканова Ольга Николаевна

Клуб «Хозяюшка» (10 чел. с 18-30 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Шахматно-шашечный кружок (10 чел. с 13-20 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Планы на будущее: предоставление услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения, повышение квалификации творческих работников учреждения; обучение в платных кружках, студиях.

"Чуварлейский противотуберкулезный санаторий"

В 1918 году врачи из Алатырского уезда А.А Преображенский, Н.И. Сульдин и М.Ф. Нагович обратились в Наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села. Чуварлей участок площадью 128, 25 десятины для постройки противотуберкулезного санатория. С того времени и берут отчёт биография здравницы в сосновом бору.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий, является лечебно - профилактическое учреждением, в котором организованно комплексное лечение больных туберкулезом легких и других локализаций, при помощи медикаментозной и климатотерапии в сочетании с физическими методами лечения.

В конце XIX – начало XX вв, в городе Алатыре активно действовала лига по борьбе с туберкулезом. В 1918 г. она предложила Алатыркой уездной земской управе организовать в уезде санаторий активного лечения больных туберкулезом и указала место будущего учреждения – сосновый бор около с. Чуварлей.

В этом же году приступили к заготовке лесоматериала, а в 1918 году к возведению лечебных корпусов и хозяйственных зданий. Однако открытие санатория задержалось из-за революционных событий и начало гражданской войны. Тем не менее, работы продолжались. Были сданы первый корпус на 20 коек, амбулатория с лабораторией, баня, дезкамера, квартира для врачей и фельшеров.

В 1925 году санаторий функционировал на 40 коек.

В Алатырском и соседних районах была высокая заболеваемость населения туберкулезом. Это побудило увеличить мощность санатория и с этой целью в 1928-1930 г. строились новые лечебные корпуса.В результате в 1930 г.число коек было доведено до 65, к 1935 г. до 100, а к 1941 г. – до 150 коек.

С 1930 г. санаторий стал учреждением республиканского подчинения. Здесь лечились и отдыхали больные со всего Волго-Вятского региона.

В Великую Отечественную Войну на базе Чуварлейского санатория размещался эвакогоспиталь № 3060 терапевтического профиля для туберкулезных больных. В послевоенный период Чуварлейский санаторий получил дальнейшее развития.

Старые лечебные корпуса заменились новыми зданиями, были построены новые хозяйственные объекты.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий в 1945 г. имел 200, в 1950 г. 205, в 1960 г. – 250 коек. По мере снижения заболеваемости туберкулезом происходило и уменьшение количества коек, а с 1980 г. по настоящее время санаторий рассчитан на 125 коек

Многие поколения медиков внесли достойную лепту в развития нашего учреждения.

Более сорока лет с 1939 года трудилась здесь заслуженный врач Чувашской Республики О.Н. Верещагина. Тридцать лет она проработала главным врачом, неоценим её вклад в укрепление материальной базы, совершенствование методов лечения, создание работоспособного коллектива. Добрый след в жизни санатория разного времени оставили главные врачи Е.В. Гриншпунг, Т.Г. Охильков, А.Е. Скворцов, И.В. Сиднев, Ю.В. Абрамова, Г.М. Щегельская, и многие медицинские работники и обслуживающий персонал.

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей - это история села в целом.

Таким образом, мы узнали, что Чуварлей старинное село начало которому еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины – Чуварлей.

Список использованной литературы

1.Алатырская старина: Краеведческий сборник /Сост. Н.П. Голвченко. Алатырь: «Алатырский издательский дом»,2002-80 с.

2. Алатырский район- прошлое и настоящее.Алатырь,2001.

3. Алатырский край в XX веке. Топонимический словарь. Чебоксары – 2002.

4. Алатырь. Краткий исторический очерк.Чебоксары. Кочетков В.Д. 1987.

  • http://gov.cap.ru

  • "Этнодеревня", "этническая деревня" - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин "этнографическая", "национальная" и даже "интернациональная".

    В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

    Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый "этнический тип", с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие "этнодеревня" интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.

    С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

    Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

    Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

    Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

    В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский "Малые Корелы" и новгородский "Витославицы".

    Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

    С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" до сих пор нет сектора поморской культуры - "ядерной" культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

    В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

    В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

    "Региональные этнодеревни" национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.

    Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище "Мань Ускве", созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы "Бакалдын", "Ус Хатын" и др. в Якутии; Ительменская деревня, "Мэнэдек" в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

    Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. "Этномир", расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс "Трам" в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

    Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные ("мировая деревня"), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

    Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

    Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

    Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к "другому", к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

    В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева

    МГУ имени М.В. Ломоносова,
    г. Москва
    [email protected],
    [email protected]

    Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15 .

    "Этнодеревня", "этническая деревня" – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

    В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

    Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.

    С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

    Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

    Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

    Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

    Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:

    Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),

    Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),

    Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)

    Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).

    Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

    Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

    Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

    Рис. 1. Этнические деревни в современной России

    1. В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.
    2. «Региональные этнодеревни» национальных республик , отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск (Музеи России, http://www.museum.ru).
    3. Локальные этнодеревни , или этнодеревни локальной культурной традиции и малых народов России, создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким, к примеру, относится Поморская Тоня Тетрина, экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. На стане постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. "Музейные экспонаты" на стане (старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон) сами являются предметами современного обихода. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию.

    Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

    1. Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь («Этномир»,http://ethnomir.ru).

    Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

    Некоторые выводы. Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

    Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.

    Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

    Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

    Список использованной литературы

    1. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.
    2. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.
    3. Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.
    4. Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.
    5. Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.
    6. http://www.museum.ru (Музеи России).
    7. http://ethnomir.ru («Этномир», «этнодеревня мира», Калужская обл.).

    Приложение. Свод этнодеревень России

    Существующие этнодеревни

    Мировые этнодеревни:

    1. Этномир, этнодеревня мира (Калужская обл., 80 км от Москвы, рядом с Боровском, д. Петрово)
    2. Трам, Этнографический комплекс (Краснодарский край, д. Фадеево)

    Региональные музеи деревянного зодчества:

    1. Ангарская деревня, архитектурно-этнографический музей (Иркутская обл., г. Братск)
    2. Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво (г. Торжок, Тверская обл.)
    3. Витославлицы, Новгородский музей народного деревянного зодчества (Новгородская обл., г. Великий Новгород)
    4. Владимиро-Суздальский м.д.з. и крестьянского быта (Владимирская обл., г. Суздаль)
    5. Дружба, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник (Якутия, Усть-Алданский улус, с. Соттинцы; правый берег р. Лена, в 70 километрах от г. Якутска)
    6. Ибресинский этнографический музей под открытым небом, филиал Чувашского национального музея (Чувашия, Ибресинский район, с. Ибреси, в 114 км от г. Чебоксары)
    7. Кижи, музей деревянного зодчества (Карелия, Петрозаводск, музей-заповедник «Кижи») Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)

    11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)

    12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)

    13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)

    14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)

    15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)

    16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)

    17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)

    18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)

    19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)

    20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)

    21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)

    22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)

    23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)

    24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)

    Новые региональные этнодеревни:

    25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)

    26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)

    27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)

    28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)

    29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)

    30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)

    Локальные этнодеревни:

    31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)

    32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)

    33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

    34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)

    35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)

    36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)

    37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)

    38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)

    39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)

    40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)

    41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)

    42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)

    43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)

    44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)

    45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)

    46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)

    47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)

    48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)

    49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ - начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)

    50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)

    51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)

    Проектирумые этнодеревни

    52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)

    53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)

    54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)

    55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)

    56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)

    57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)

    58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)

    59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)

    60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее - культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)

    61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

    62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)

    63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)

    64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)

    65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)

    66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)

    67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)

    68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)

    69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)

    70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)

    71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)

    72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут "кругосветное историческое путешествие" (Краснодарский край, г. Сочи)

    73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)

    74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)

    Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.

    Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма .

    Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.

    В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.

    В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.

    Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.

    Бизнес на этнотуризме в 2020 году

    Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.

    Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.

    В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .

    Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:

    Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.

    Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.

    По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.

    Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.

    Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны .

    От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.

    В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.

    Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).

    Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.

    Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.

    Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.

    Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие . Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.

    В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.

    Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.

    Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «



    error: Content is protected !!