Gr коммуникации в социальной сфере. Технологические субъекты gr

Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери,

Б. Шеффер «Путь к финансовой независимости», 2002, С.27.

В соответствии с современной философией бизнеса, государственная власть - один из стейкхолдеров (stakeholders* - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию любой компании) и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса.

И, тем не менее, многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений.

Предлагаю несколько шагов для достижения понимания, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям

Шаг первый

Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  • Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  • Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  • Как часто компания контактирует с органами власти, и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  • Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs Вашей компании

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Например, «Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории)»
  • Например, «Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных)»

Текущие потребности

  • Например, «Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - «зеленый свет» Вашим начинаниям)»
  • Например, «Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании»
  • Например, «Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать)»

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти (Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?):

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия)
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора)
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума)
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство)
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе)

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить «доступ» к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете сроить партнерские отношения с органами государственной власти?

Решите, будет ли это прямое общение представителей компании с чиновниками или Вы будете привлекать многочисленных посредников. Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы. Методов построения партнерства с органами власти множество. Перечислю типичные коммуникативные модели:

  • GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - Деловые ассоциации (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники
  • GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник

Теперь видите, что GR - это взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями). Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. Определитесь, достаточны ли Ваши знания о таких коммуникативных технологиях.

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • компании направляют письменные обращения в органы власти
  • выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме
  • финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений
  • компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
  • входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти
  • пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти
  • организуют депутатские или парламентские запросы
  • устанавливают деловые контакты с чиновниками
  • продвигают на государственные должности лояльных компании лиц

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Как правило, должность GR-менеджера называется «Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти». Специализированное GR-подразделение может называться «Департамент по внешним связям», варианты: «по связям (взаимодействию) с органами власти».

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также - многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

Компетенции GR-менеджера:

  • Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
  • Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
  • Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях)
  • Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти
  • Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент
  • Политическая компетентность, политическое мышление (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти)
  • Коммуникативная компетентность
  • Знание отраслевой проблематики

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики):

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
  • Аналитические способности, развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность, организаторские способности, Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • организационную структуру;
  • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • определять особенности GR-консультирования;

владеть

Основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство .

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными , а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.) Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США .

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • являются градообразующими;
  • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • владеют долей государственной собственности;
  • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто" (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО "Ниссан Мануфэкчуринг РУС" (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (директор по внешним связям), ООО "Скания – Питер" (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО "Филип Моррис Ижора", Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО "Бритиш Американ Тобакко-СПб"), Japan Tobacco Inc. (ООО "Петро", ООО "Крес-Нева"). И лишь одна компания имеет "российскую прописку" – ЗАО "Нево Табак". С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • отдел по связям с общественностью (PR );
  • отдел внутренних коммуникаций ();
  • отдел по связям с инвесторами (IR );
  • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR ).

Рис. 2.1. Структура департамента п о корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся :

  • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR , в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой .

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon , Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

"Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности", – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О защите населения от последствий потребления табака" , один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО "Майкрософт Рус".

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО "Марс", "Шелл Эксплорейшн & Продакшн", ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT RELATIONS (GR)

ТЕОРИЯ GR: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • определения базовых понятий GR и лоббизма;
  • методологию исследования GR и лоббизма;

уметь

  • определять основные субъекты и объекты GR;
  • выделять навыки, качества и знания, необходимые в работе GR-специалиста;

владеть

Базовыми знаниями для проведения исследований коммуникаций с органами государственной власти.

Понятие "government relations"

В настоящее время GR становится все более востребованной сферой деятельности. Тем не менее в России еще недостаточно литературы, теоретических разработок и рекомендаций, касающихся GR-деятельности. Это приводит к тому, что любой исследователь данного практического и научного поля может столкнуться с различными точками зрения, подходами и попытками понимания GR, а в разных компаниях возникает свое представление о том, чем является GR и как он должен быть организован.

Приведем некоторые определения, встречающиеся в специальной литературе;

"GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)" .

"GR – это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций" .

"GR – сознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти" .

"Связи с государством" – это особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений" .

В профессиональном словаре лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) приводится следующее определение: "Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде" .

Приведенные выше определения свидетельствуют о том, что government relations – многоаспектная (прежде всего – коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти.

В отечественном дискурсе встречается и другая точка зрения на понятие GR – когда GR рассматривается как PR государственных структур. Так, по мнению эксперта в области PR Ю. М. Михайлова, субъектом PR-процесса служат органы государственной власти, а указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR или GR . На взгляд авторов данного учебника, такая точка зрения является ошибочной.

Существуют проблемы с понятийным полем GR и демаркацией его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий.

Важная проблема для теории и практики GR – дистанцирование от лоббистской деятельности. Одни авторы используют понятия "GR" и "лоббизм" как идентичные. Другие считают, что одно понятие включает в себя другое. Третьи рассматривают лоббистскую деятельность как технологическую часть GR. Так, в учебном пособии под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой утверждается, что лоббизм является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR .

В данном учебнике предлагается понимать под GR отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом – решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур. Иными словами, специалисты в области GR – люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью. Лоббист должен владеть теорией принятия решений в различных властных структурах и обязан знать конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает, прежде всего, умение выстраивать доверительные отношения с властью с помощью технологий PR-деятельности, под которыми понимается социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта с его целевыми аудиториями. В евою очередь, социальная коммуникативная технология – опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой- либо социально-значимой задачи .

К технологиям GR-коммуникаций следует отнести: медиарилейшнз, участие в обсуждении органами государственной власти интересующих вопросов, технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и т.п. GR-специалист должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками и уметь "вписать" проблемы своего бизнеса в повестку дня власти.

Специалисту в области GR, в отличие от лоббиста, не обязательно знать детали принятия закона, постановления, и т.д. Его главная задача – выстраивание позитивных отношений с властью. Он должен также уметь подобрать и организовать специалистов (профессиональных лоббистов), которые обладают необходимыми для решения того или иного вопроса профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Очевидным образом различаются и режимы работы в GR и лоббизме. GR-специалист, как правило, работает в структуре компании, занимаясь разработкой и реализацией ее стратегии в отношении органов власти. Лоббист же часто привлекается на проектной основе за гонорар и является внешним по отношению к организации профессионалом. "Лоббирование – чаще единичный проект, хотя и может подразумевать целую систему мероприятий. GR - системная работа по изучению и мониторингу действий органов государственной власти и чиновников, а также донесению позиции компании по тому или иному вопросу" .

Итак, лоббизм и GR, будучи смежными понятиями, не являются тождественными.

В отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межличностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом стратегических преимуществ.

Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представителями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрытности и недоступности приводит к психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности.

Во-вторых, лоббизм приводит к зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долгосрочном планировании, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда государственные заказы или законодательные решения распределяются в пользу одного из участников.

В-третьих, следует согласиться с американским исследователем и практиком Чарльзом Маском, что особенностью GR является постоянное использование новых инновационных коммуникативных технологий, пришедших из маркетинга, PR и электоральных кампаний.

И наконец, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала проблема долгосрочности исполнения принятых государственными органами решений. Общественная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате GR-деятельности, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений.

Важно подчеркнуть, что понятие "лоббизм" намного старше, чем "GR". Если о лоббизме, как важном институте демократической политической системы, зародившемуся на Западе, можно говорить уже применительно к XIX в., то GR появляется гораздо позже – в 1970-е гг. в США и в 1980– 1990-е гг. в Европе. Связано это было, прежде всего, с возросшим вниманием общественности и СМИ к деятельности корпораций, с изменением публичного пространства, в котором коммуникация заняла центральное место.

В американской корпоративной среде в 1970-е гг. зародилось еще одно близкое к лоббизму понятие – issues management (в дословном переводе – "решение проблемных вопросов") - как ответная мера на ряд проигранных кейсов по формированию публичной политики в пользу активистских групп. В 1968–1972 гг. Конгресс принял ряд важнейших законопроектов и законов, касающихся защиты экологии, охраны труда, здравоохранения и защиты прав потребителей. Наряду с уменьшающимся влиянием ведущих корпораций на формирование государственно-общественной политики, росло недоверие к корпорациям и их политике среди населения. Прежние лоббистские приемы начали давать сбой. Уже недостаточно было просто оплатить услуги лоббиста, чтобы решить вопрос по интересующему законопроекту. Корпорациям требовалась новая модель влияния на формирование публичной политики. Именно тогда корпорации начали брать на вооружение методы, ранее считавшиеся прерогативой активистских групп: создание коалиций, grassroots-кампании, работа с местными сообществами. Новая форма корпоративного активизма, получившая название "issues management", основана на идее решения проблемных вопросов, имеющих отношение к деятельности компании, а также затрагивающих общественные интересы за счет превентивных мер по управлению повесткой дня и предложению опций по решению проблемы. В обязанности issues менеджеров входит выработка стратегий решения по конкретной теме (issue) или превентивная борьба с потенциальными рисками до того, как они стали проблемой и переместились в законодательное поле.

Необходимо рассмотреть еще одно важное понятие – public affairs (в дословном переводе – "публичные дела"). По мнению ряда авторов, термин "лоббизм", как правило, нагружен негативными коннотациями и его заменяют термином public affairs, так, в Великобритании лоббистские агентства называют себя РА-консультантами .

Существуют различные определения public affairs. К примеру, Джон Палужек из агентства Ketchum считает, что "public affairs помогают организации развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с различными представителями общественности, от которых зависит не только состояние государственной политики, но и будущее организации" . Джеймс Грюниг видит public affairs как более узкую область связей с общественностью, "которая сводится к коммуникациям с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику" .

Представляется важным привести здесь определение public relations, выработанное в рамках Петербургской школы PR и используемое нами как базовое.

Паблик рилейшнз – управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды – с его общественностью" .

Таким образом, GR вполне может рассматриваться как вид PR-деятельности коммерческой или некоммерческой организации, направленный на коммуникативное взаимодействие социального субъекта с одним из сегментов его общественности – с органами государственной власти. Результатом GR-деятелыюсти являются хорошо налаженные отношения бизнеса (либо некоммерческой организации) с органами власти.

Другими словами, GR вид PR-деятельности социального субъекта, направленный на регуляцию отношений с органами власти.

Это и будет наше основное определение GR.

В настоящее время в России прослеживается отход от практики лоббизма, основанного на «лично-доверительных» отношениях между лоббистами и руководителями государственных органов власти, меняются методы и средства ведения лоббистской деятельности. Исследователи и практики отмечают, что в лоббизме как институте выделяется и становиться постоянно востребованным в лоббистской деятельности инструмент, получивший в реальной практике и в англоязычных научных источниках название «government relations» (OR), что в переводе на русский язык означает «взаимодействие с государственными органами». Термин GR в первую очередь утвердился в отечественном бизнесе, на рынке труда появились вакансии с использованием данной аббревиатуры: советники, руководители управлений и отделов по взаимодействию с органами государственной власти, менеджеры.

В современной России происходит переход от редкого стихийного взаимодействия представителей бизнеса с властью для решения коммерческих проблем к постоянному экспертному взаимодействию бизнеса и власти по вопросам оптимизации регулятивных государственных мер, улучшения положения российского бизнеса на открытом для стран участниц ВТО отечественном рынке и по участию коммерческих компаний в исполнении государственных заказов.

Изменение формата взаимодействия со стороны власти в первую очередь связано с тем, что у власти появился интерес к привлечению представителей бизнеса к участию в реализации крупных экономических проектов в промышленности и в социальной сфере страны. Власть уже в полном объеме не может удовлетворять выплаченные бизнесом в бюджет страны налоговые отчисления, представители власти стремятся разъяснить крупному бизнесу его социальную ответственность перед их работниками и жителями регионов России, где расположены их основные производственные мощности, капиталы. Верховная власть артикулирует отечественному крупному бизнесу свою мысль о том, что Россия - это не «площадка» для получения только доходов, которые потом представители бизнеса переводят на счета в иностранные банки, а это в первую очередь их Родина, где находятся семьи и домашний очаг, где создаются все необходимые условия для безопасного хранения финансовых активов и перспективных вложений в реальный сектор экономики. Все это требует от представителей власти более учтивого подхода к представителям бизнеса, выстраивание качественно нового формата диалога, когда представители государственных структур должны осуществлять разъяснения тех или иных нормативно-правовых инициатив на различных общественных и экспертных площадках, организованных, в том числе и в самих ведомствах, так называемая практика внутриведомственных общественных советов и консультаций.

Избранный властью формат диалога, предполагает наличие и конкурентного мнения со стороны бизнеса и общественности, тем самым представители коммерческих структур втягиваются в процесс постоянного взаимодействия с представителями власти, что требует от заинтересованного бизнеса организации в своих компаниях профильных структур по взаимодействию с представителями государственного сектора, это как мы уже упоминали выше по тексту различные управления и отделы по GR-деятельности. Сотрудники данных подразделений нанимаются на работу для осуществления своей ежедневной профессиональной деятельности, они призваны эффективно организовать процесс взаимодействия сотрудников компании с органами государственной власти, за это они получают фиксированную заработанную плату, отраженную в трудовом договоре. Условия труда сотрудника подразделения по GR существенно отличается от условий трудовой деятельности профессионального лоббиста.

GR-направление в России может стать инструментом профессионального поиска баланса интересов между гражданами, властью и бизнесом, от качественного уровня взаимодействия власти и бизнеса во многом зависит реализация крупных инфраструктурных национальных проектов в стране, развитие и инновационная ориентация российской экономики и как следствие в целом место Российской Федерации в мире.

Анализируя тенденции последних лет, можно уверенно говорить о зарождении и активном развитии в России отрасли по связям с органами государственной власти (GR). Именно в последнее время этот вид деятельности начал приобретать профессиональный, цивилизованный характер. Специалисты выделяют ряд факторов, способствующих этому.

1. Повышение роли государства и государственных акторов в экономике России. Эта тенденция заключалась в активной деятельности государственных компаний по приобретению частных активов («ЮКОС», «Сибнефть», «СИБУР», «Русснефть» ), созданием государственных корпораций, получивших значительные бюджетные и административные преференции Указанное поставило в прямую зависимость успешное развитие любой крупной компании и то, насколько эффективно будут выстроены ее отношения с органами государственной власти.

2. Кризис политического PR в России. Во время второго президентского срока Владимира Путина существенно изменилась избирательная система страны: была введена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы, а губернаторы стали избираться законодательным собранием регионов по представлению президента. Указанные обстоятельства привели к резкому сокращению капитализации отрасли политического и избирательного консультирования. Политконсалтинговые компании, лишенные выборных бюджетов, но имеющие прочные связи в политических кругах, все чаще стали заявлять о своей переориентации из PR в GR консультирование.

3. Формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях. В авангарде формирования такого рода профессиональных структур - отрасли с повышенной государственной регуляторикой - ТЭК и металлургия, а также те, где в значительной мере присутствует международный капитал - пивная, табачная и телекоммуникационные отрасли.

4. Образование в ведущих российских ассоциациях специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Положительное влияние на развитие отрасли оказало появление GR-комитетов в Российской Ассоциации по связям с общественностью и в Ассоциации менеджеров России, которые объединили специалистов отрасли, заинтересованных в профессионализации GR в России.

По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров - 23-35 лет. Специалисты в возрасте до 30 лет составляют около 84% от общего числа менеджеров; в возрасте от 30 до 40 лет - 15%. Женщины составляют около 42% GR-менеджеров. Около трети GR-менеджеров владеют английским языком на разговорном уровне. Уровень компенсации вице-президента по GR крупной компании составляет около 500 тыс. рублей в месяц. Начальник департамента по GR в среднем получает в России около 200 тыс. рублей в месяц. Менеджер – около 75 тыс. рублей. Ко всему этому также прилагается социальный пакет, предлагаемый компанией.

В сферу компетенции специалиста по GR обычно входят следующие функции:

Реализация в органах государственной власти ключевых корпоративных и/или отраслевых задач;

Предотвращение и урегулирование нежелательных для компании (отраслевого союза) ситуаций, возникающих в результате действия властей и осуществление мероприятий по их предотвращению;

Формирование позитивного имиджа компании (отраслевого союза) в органах государственной власти;

Взаимодействия с другими институциональными субъектами воздействия (отраслевыми союзами и ассоциациями);

Обеспечение конструктивных отношений с другими отраслевыми субъектами экономических отношений;

Координация деятельности других подразделений компании и оказание им содействия при взаимодействии с органами государственной власти.

Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие со множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат.

В состав департамента по работе с органами государственной власти нефтяной компании «Роснефть», входят два управления: по работе с федеральными и региональными органами власти. Руководит этой структурой Александр Никулин. Годовой бюджет департамента составляет около 84 млн. рублей.

В «Газпроме» gr занимается департамент по работе с регионами РФ, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения, основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов) и управление по работе с Федеральным собранием РФ, возглавляемое Фанузой Арслановой (12 человек). Годовой бюджет GR-подразделений «Газпрома» составляет около 93 млн. рублей.

В ОАО «РЖД» в состав департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти под руководством Виктора Ребца входит 33 человека. По 5 человек входят в отдел по связям с исполнительной властью, отдел по связям с законодательной властью, отдел по взаимодействию с бизнес сообществами и аналитический отдел. В отделе по работе с субъектами федерации состоят 7 человек, а в отделе методологии и организационной работы – оставшиеся 6 человек. Годовой бюджет департамента составляет около 80 млн. рублей.

второй, не менее значимой стороной GR является PR органов государственной власти по нисходящей коммуникации с различными группами общественности и институтами гражданского общества. Органам государственной власти часто нужна поддержка бизнеса в реализации своих инициатив.

Можно выделить несколько наиболее эффективных и часто используемых в России способов выстраивания отношений с властями. Наиболее часто используется установление и поддержание прямых личных контактов. Если же прямых личных связей нужного уровня пока нет, можно воспользоваться общественным каналом и вступить в отраслевой союз, ассоциацию или фонд (а еще лучше создать такую структуру самому).

Отделы по связям с органами государственной власти имеют в своем штате квалифицированных экспертов, которые готовят более грамотные и аргументированные доклады по интересующим вопросам, нежели аналитические службы при органах власти. Нередко сами работники органов власти обращаются в соответствующие отделы корпораций за помощью в подготовке документов. Такая помощь всегда осуществляется, а работники корпорации не только устанавливают тесный личный контакт, но и всегда располагают полной информацией о готовящихся документах.

Экспертная информация может предоставляться депутатам и чиновникам не только в ходе личного общения, но и на заседаниях комитетов и комиссий, куда бизнесменов приглашают в качестве экспертов, а также на парламентских слушаниях.

Необходимо отметить, что ввиду неразвитости профессионального GR, в этой области пока еще сохраняется общая тенденция – независимо от наличия или отсутствия специальных служб GR, бюджетов на осуществление этой деятельности главным и наиболее эффективным «джиарщиком» организации остается ее первый руководитель.

Часто для формирования связей с органами государственной власти используются различные фирмы, специализирующиеся на политическом консалтинге, предоставлении юридических услуг, а также услуг PR и GR. Все эти фирмы можно объединить одним названием - лоббистские конторы. Фирмы, по своей сути занимающиеся лоббизмом, могут быть как достаточно крупными и известными, так и небольшими по числу сотрудников и известными лишь в узких кругах. Можно выделить ряд специфических особенностей, которые характерны для механизма лоббистской деятельности в стране.

Отсутствие детально разработанного законодательства по целому ряду жизненно важных для российского бизнеса вопросов приводит к тому, что зачастую деятельность компаний опирается на постановления правительства, которые активно лоббируются группами давления. Лидирующие позиции в системе представительства интересов занимает крупное предпринимательство.

Другая особенность, о которой говорилось выше, - остающаяся исключительно высокой в области GR роль первых лиц – руководителей предприятий и компаний. Это связано как с важностью данного направления работ, так и с неразвитостью системы подготовки квалифицированного топ-менеджмента в области GR.

Третья особенность современного российского GR – наличие у крупных компаний «опорного» депутата (или группы депутатов) в Госдуме. Нередко это бывший работник компании, якобы бросивший бизнес и ушедший в политику.

Четвертая особенность - столичные офисы компаний, как правило, осуществляют GR на федеральном уровне, решение задач GR регионального уровня перекладывается на дочерние структуры в регионах.

Пятая особенность – отсутствие прозрачных бюджетов. Официальные бюджеты GR компании обычно весьма малы, они покрывают только прямые затраты (зарплата, представительство и так далее). Неформальные бюджеты GR, превосходящие официальные во много раз,

Эффективность работы корпоративных GR-подразделений сегодня, в целом, невысока. Их отличают неинституциональный подход и ориентированность исключительно на фактор личных связей. Налицо и неорганизованность лоббистов ассоциацией, их слияние с крупными корпоративными лоббистами, нечеткое понимание естественных отраслевых интересов. «Низовые» группы защиты общественных интересов - потребительские, экологические, коммунальные - у нас откровенно слабы, а на Западе они составляют основу лоббистской деятельности. Слабы с точки зрения лоббизма и профсоюзы.


Заключение

Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде.

Цель GR – выстроить долгосрочную, комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами.

Основная задача GR - предотвращать возможные угрозы от деятельности политических стейкхолдерови реализовывать потенциальные возможности компании через ее участие в политических действиях.

За счет GR компания пытается достичь экономических результатов политическими средствами.

Основные функции GR в Компании:

1. Отслеживание и анализ инициатив исполнительных органов государственной власти, которые могут затрагивать экономическое положение компании. При этом, в большинстве случаев, о готовящихся решениях должно быть известно заблаговременно - в момент зарождения идей.

2. Проведение мониторинга и комплексного анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к вопросам регулирования в области деятельности Компании, которые могут повлиять на развитие бизнеса.

3. Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.

4. Сопровождение инициатив Компании в государственной сфере (вопросы лицензирования, разъяснительных писем, лоббирования законопроектов, участие в государственных тендерах или целевых программ, ходатайств, уведомлений, обжалований и пр.)

5. Воздействие на органы государственной власти, корректировка их инициатив в интересах компании. Проведение лоббистских кампаний.

6. Обеспечение преференций и государственных заказов для компаний.

7. Применение стратегического подхода к решению проблем, влияющих на репутацию компании, который позволяет обеспечивать лояльность государства и общества к компании.

8. Выстраивание и поддержание деловых контактов с представителями госучреждений, общественных организаций.

9. Поддержка экономической деятельности компании на внешних рынках.

По мнению исследователя GR Е. Тарашвили, в современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. GR приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникации общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие Отдельно следует отметить значительное влияние, которое оказывают на развитие технологий государственного PR интернет-технологии.

Цель создания «государственных» сетевых СМИ, по мнению Д. Орлова, очевидна: удешевить и сделать более эффективным процесс продвижения информации, в которой заинтересована власть. Для решения этой проблемы «посредством традиционных медийных и PR-технологий необходим либо мощный информационный повод, либо массированное информационное давление на аудитории».

Интернет в данном случае проще, эффективнее, дешевле. На финансирование долгосрочных интернет-проектов, отмечает Д. Орлов, направляются средства федерального бюджета РФ. Указанные сетевые СМИ служат инструментом влияния структур государственного PR на наиболее активную часть населения - группы пользователей Интернета.

Таким образом, ключевыми элементами формирующейся в России GR-среды выступают:

1. Коммуникационные каналы общество-государство, включающие неформальные коммуникации, коммуникации организаций и коммуникации СМИ.

2. Нормативно-правовая база, призванная обозначить правовые рамки использования PR-технологий государством и в отношении государства (в современной России она находится на ранних стадиях формирования).

3. PR-технологии, обеспечивающие взаимодействие государства и общества, зачастую применяемые для управления общественным мнением, но также и для обеспечения «обратной связи» государства и общества.

Следует учитывать, что заметной особенностью отечественной GR-среды является низкая степень ее институционализации. Многие каналы коммуникации (в том числе наиболее эффективные) носят неформальный характер, что искажает общую картину восприятия властью общественного мнения. Кроме того, заметно стремление власти контролировать информационное поле, что также негативно сказывается на коммуникациях власти и общества.

Понятие GR в России до сих пор неизменно ассоциируется с понятием «лоббизм», которое имеет явную отрицательную коннотацию, и в общественном сознании данному термину сопутствуют размышления о нецелевом использовании служебных полномочий и явной коррупционной составляющей. Поразительно точно ключевую функцию GR и его отличие от лоббизма определил сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов: «Специалисты в области GR – это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти».

Иными словами GR – это сфера общего менеджмента, а лоббизм – это технология. Специалисту по GR совсем не обязательно быть асом кулуарных процессов: знать нужных людей, детали принятия закона, постановления, а также быть в курсе сложившейся в данный момент иерархии политических межличностных отношений. В современной России положение дел в сфере взаимодействия власти и бизнеса постепенно меняется. Происходит переход от редкого стихийного взаимодействия представителей бизнеса с властью для решения коммерческих проблем к постоянному экспертному взаимодействию бизнеса и власти по вопросам оптимизации регулятивных государственных мер, улучшения положения российского бизнеса на открытом для стран участниц ВТО отечественном рынке и по участию коммерческих компаний в исполнении государственных заказов.


Похожая информация.



Исследовательский центр портала сайт в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.

Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.

Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.

Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».

Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».

Типичный функционал:

Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
- Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
- Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
- Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
- Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.

Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.

Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)


Регион Минимальный Максимальный Мода Медиана Нижний квартиль Верхний квартиль Среднее арифметическое Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва 35 000 300 000 100 000 85 000 60 000 100 000 101 750 1
Санкт-Петербург 27 000 200 000 80 000 65 000 45 000 80 000 79 390 1

Пояснения к таблице »
Регион Диапазон I Диапазон II
Диапазон III
Москва до 60 000 60 000 - 100 000 свыше 100 000
Санкт-Петербург до 45 000 45 000 - 80 000 свыше 80 000

Пояснения к таблице »

Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Зарплатный диапазон Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1 I - Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление);
- ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet);
- Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется;
- Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях;
- Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности;
- Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов;
- Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними;
- Опыт ведения деловой переписки и документооборота;
- Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года
2 II - Знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- Наличие личных связей в государственных органах власти;
- Отличные переговорные и коммуникативные навыки;
- Опыт руководящей деятельности;
- Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах;
- Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет.
3 III - Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет.

Статистические данные:
  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;

  • 80% GR-менеджеров – мужчины;

  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;

  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;

  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти)

В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Подробнее...



error: Content is protected !!