Проекта его функционирование должно. Функции управления проектами

Чтобы от одной вершины подняться до другой, надо спуститься вниз, а потом, долго карабкаться вверх…

(Восточная мудрость )


Существует общепринятая модель управления проектом, которая состоит из элементов этой организационной системы и включает в себя:

Организация управления проектом состоит из соединенных частей общей системы управления проектом с целью обеспечения ее бесперебойного функционирования.

Функции управления проектом;

Обязанности, права и ответственность участников проекта;

Модель управленческого процесса;

Реализация проекта, т. е. непосредственный производственный процесс.

Сбалансированность такой модели позволяет всей системе создать динамическую систему управления проектом.

Результативность работы над проектом имеет непосредственную зависимость от того, насколько точно определены и распределены функции управления проектом.

1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Все функции определяются на самом начальном этапе разработки проекта, и от того, насколько четко определены функции, настолько будет верно реализован проект.

Существуют базовые и интегрирующие функции. Базовые функции представляют собой содержательную сущность, т. е. управление предметной областью проекта. Также базовые функции содержат требования к качеству (стандартизация всех этапов, промежуточной продукции и конечного результата). Кроме того, необходимо прибавить управление временем и стоимостью проекта.

Интегрирующие функции содержат управление персоналом проекта, коммуникациями, контрактами и управление риском.

Обе основные функции содержат по пять видов управленческой деятельности, которые могут самостоятельно существовать, как то:

1 планирование;

2 организация;

3 координация;

4 активизация;

5 контроль.

При планировании участники могут найти ответы на все возможные вопросы, на которые необходимо ответить перед тем, как разрабатывать проект.

Суть планирования состоит в том, чтобы определить оптимальный результат при ограниченных ресурсах. На этапе организации решается вопрос о выборе путей, методов и средств достижения конечного результата. Координация призвана соединить все разрозненные части планирования в единый и органичный процесс.

Активизация должна помощь при создании мотивации сотрудников, занятых в реализации проекта. Контроль над всеми частями проекта вовремя выявляет всевозможные отклонения в практической деятельности над проектом.

2. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Главное назначение информационно-технологической модели управления состоит в описании всей технологии управления проектом с целью формализации процесса управления проектом.

К основным этапам разработки ИТМ относятся:

1. разработка информационных таблиц, в которых содержатся все данные по всем направлениям;

2. формирование ИТМ на базе информационных таблиц;

3. формирование сводной модели управления проектом, которая является эффективным инструментом для построения системы обеспечения реализации проекта.

Для разработки ИТМ управления проектом необходимо:

Знать взаимосвязь задач в процессе принятия решений;

Иметь четкие должностные инструкции;

Определить формы всех отчетных документов.

Первичные документы по всем направлениям и этапам реализации проекта фиксируются в формализованных таблицах различных форм и назначений.

Помните

Впоследствии анализ этих таблиц дает точную оценку ситуации, всех незаметных отклонений, позволяет выбирать пути исправления и внесения коррективов.

3. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА

Всякая организация любой формы собственности нуждается в стабильном ресурсе профессиональных сотрудников. Процесс формирования коллектива требует определенного подхода и некоторых затрат с учетом того, что затраченное время и средства должны окупиться в дальнейшем для самой организации. При создании ресурсной базы профессионалов в организации необходимо учитывать потребности и запросы самих сотрудников, иначе большая разница в целях будут препятствовать дальнейшему сотрудничеству работника и организации.


Для того чтобы деятельность организации могла осуществляться, сотрудниками необходимо управлять.

Так как связь между управлением работниками и уровнем рентабельности самой организации прямая, то управление трудовыми ресурсами является одним из важных аспектов теории и практики управления.

В иерархии организации между руководящим звеном и трудовым коллективом всегда существует сотрудник, управляющий трудовыми ресурсами. Такой сотрудник всегда должен знать потребности всех уровней сотрудников в организации, находить решения, удовлетворяющие все стороны. Сотрудник, занимающийся управлением кадрами, должен быть компетентным в профессиональных вопросах, знать, а также уметь применять способы и методы управления работниками.

Управление трудовыми ресурсами в организации состоит из следующих этапов.

1. Планирование ресурсов состоит из разработки плана для удовлетворения будущих потребностей в человеческих ресурсах.

2. Набор персонала представляет собой процесс создания резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор персонала – это оценка лучших кандидатов и выбор лучших профессионалов из созданного резерва.

4. Определение заработной платы и льгот представляет собой разработку структуры начисления и выплаты заработной платы, а также формирование льготной системы для каждого сотрудника в индивидуальном порядке.

5. Профессиональная ориентация и адаптация в новом коллективе, развитие у сотрудников понимания того, что результаты индивидуального труда оцениваются и заслуженно вознаграждаются.

6. Процесс обучения представляет собой разработку программ обучения профессиональным навыкам с целью повышения эффективности трудовой деятельности или повышения квалификации работников.

7. Последующая оценка трудовой деятельности состоит из разработки методик, с помощью которых будет оцениваться труд работника.

8. Перемещение сотрудника по должностной лестнице в организации: повышение, понижение, увольнение, а также разработка процедуры найма работников.

9. Подготовка руководящих кадров для организации предполагает разработку программы, с помощью которой работники могут развиваться и повышать эффективность индивидуального труда.

Довольно часто руководство организации не учитывает важность человеческого ресурса, полагаясь на то, что работники всегда найдутся.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Каждая организация, определяя цели своей деятельности, должна знать, какими ресурсами она располагает (финансовыми средствами, оборудованием, материалами, человеческими ресурсами и т. д.).

Планирование ресурсной базы должно быть закономерной работой в процессе формирования целей и задач.

Процессом планирования человеческого ресурса является планирование комплектации штата, включающее в себя три этапа:

Оценка ресурсов на конкретный момент времени;

Оценка будущих потребностей в работниках определенной профессии;

Разработка программы по поиску и найму работников, необходимых для комплектации штата.

НАБОР ПЕРСОНАЛА

Современные организации стараются создать базу кандидатов на должности по всем уровням, поддерживать эту базу, постоянно ее обновляя. Такой подход к планированию состава персонала обеспечивает бесперебойное поступление новых работников в случае изменений в постоянном штате.

Набирать резервный персонал можно как из внешней среды, так и внутри организационной системы путем оповещения через СМИ, имея добровольное согласие уже работающих сотрудников.

Очень распространенный метод – заключение договоров с учебными заведениями, в которых готовят молодых специалистов. Также организации может быть выгоднее продвигать собственных сотрудников по служебной лестнице, чем нанимать нового сотрудника, которому необходимо время на то, чтобы понять работу и приобрести навыки для дальнейшей работы на конкретном месте.

Набор в резервный фонд должен осуществляться постоянно и в соответствии с потребностями организации, а также с учетом будущих потребностей по всем специальностям.

Но отрицательным моментом может быть тот факт, что уже работающие сотрудники не смогут дать новых идей, тогда как новые работники могут привнести в организацию свежие идеи и варианты работ. Иногда штат пополняется за счет внутренних перестановок и принятия в него знакомых и друзей, которые отвечают всем необходимым требованиям организации.

Предварительным отбором персонала занимаются специальные люди – консультанты по отбору.

ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Этап отбора персонала всегда следует за этапом набора резервного штата, так как отбор кандидатов на вакантные должности производится из этого резервного штата, созданного ранее.

Чаще всего выбирают работника, который имеет лучшую квалификацию, больший стаж работы на аналогичной должности, а также соответствует личностным характеристикам большинства сотрудников коллектива организации.

Выбирать кандидата необходимо в соответствии с требованиями к конкретной должности, образованию, необходимому для выполнения определенных работ на этой должности.

Главная идея отбора кандидатов из существующего резервного фонда заключается в том, что выбирать сотрудников необходимо в строгом соответствии вакантной должности в организации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ЛЬГОТ

В каждой организации разрабатывается своя система оплаты за труд, а также система льгот и премий и других дополнительных поощрений в виде денежной компенсации.

Сотрудники самостоятельно и единолично решают для себя вопрос соответствия выполненного труда и полученной заработной платы за этот труд.

Отбор кадров – это одна из множества форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов путем проведения собеседования, назначения сроков испытания на конкретной должности и тестирования в центрах оценки.

В случае, когда сотрудник считает уровень заработной платы равнозначным объему выполняемой работы, он (сотрудник) будет продолжать трудиться в данной организации. Иначе бывает, когда сотрудник считает уровень заработной платы и объем выполненной работы неравнозначными. В такой ситуации человек постарается сменить должность, или саму организацию, или даже род деятельности. Отсутствие соответствующей оплаты труда по конкурентоспособным ставкам, льготной системы, а также поощрительной системы в виде денежных выплат или предоставления других поощрений приведет к тому, что сотрудники перестанут серьезно воспринимать свое рабочего место.

Организация не сможет удержать сотрудников от принятия решения об увольнении, если система оплаты труда не будет их удовлетворять.

Организация должна разработать свою шкалу или систему начисления и выплаты заработной платы для каждого сотрудника в индивидуальном порядке. Структура такой системы может быть определена после проведения исследований многих сторон жизни, условий на рынке труда, а также рентабельностью и планами самой организации.

При детальной разработке структуры заработной платы необходимо учитывать различные льготы, участие в прибылях, владение акциями организации, а также рейтинг должности и возможности самого сотрудника, его стаж и образование, личностные характеристики. Кроме того, организации должны по мере возможностей предоставлять своим сотрудникам дополнительные льготы в виде оплаты больничных листов, дополнительных отпусков, страхования жизни и здоровья, выполнения выплат в пенсионные фонды. Иногда некоторые организации могут себе позволить дополнительные выплаты в виде поощрительных путевок для детей сотрудников в места отдыха, а также частичную оплату за обучение в учебных заведениях.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, АДАПТАЦИЯ

Для того чтобы сотрудник приносил как можно больше пользы на своем рабочем месте в организации, ему необходимо профессионально ориентироваться и социально адаптироваться в новом для него коллективе. Только при условии того, что работодатель учитывает факт общественной системы организации, состоящей из работников-личностей, эта структура может рассчитывать на успех.

Всегда необходим v mo какое-то время для того, чтобы новый человек смог безболезненно освоиться в новом коллективе, N и только после v того как он станет частью его, сотрудник сможет начать свою профессиональную деятельность на новой должности.

В каждом коллективе организации всегда есть свой официальный и неофициальный устав поведения работников. Нормативное поведение, принятое в конкретной организации, должно удовлетворять потребности всех сотрудников, иначе организация обречена на постоянное обновление кадров, что всегда сказывается отрицательно на конечных результатах деятельности.

Вопросы, связанные с обучением персонала, каждая организация решает разными методами, благодаря чему на данное время обучение стало считаться специализированной областью.

Формально при найме нового работника ему дается информация о том, как поставлена работа в организации, какими методами ведется обучение персонала, что считается эффективной работой. В процессе ознакомления с новым коллективом сотрудник узнает неофициальные правила и запреты, которые не оговаривались на собеседовании при трудоустройстве.

ОБУЧЕНИЕ

Для любой организации очень важно, чтобы производительность сотрудников была всегда на высшем или очень высоком уровне, что обеспечивало бы рентабельность ее деятельности. Поэтому многие организации проявляют заботу об общем качестве трудовых ресурсов.

Для достижения высокого качества трудовых ресурсов чаще всего используется метод набора готовых высококвалифицированных работников с многолетним стажем по родственной специальности, занимаемой должности. Однако практика показывает, что недостаточно только нанять первоклассного специалиста, необходимо дать ему возможность развиваться дальше без отрыва от основного производства. Конечным результатом такого обучения должно стать повышение результативности, что в итоге приведет к увеличению объемов прибыли.

Обучение персонала может проводиться в трех случаях:

1. при обучении нового сотрудника;

2. при переводе или назначении сотрудника на новую должность;

3. при несоответствии сотрудника занимаемой должности по результатам тестирования.

ОЦЕНКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы проведения обучения персонала различны в каждой организации и разрабатываются в соответствии с целями и задачами самой организации. Однако существуют некоторые основные требования, которые предъявляются ко многим программам обучения на производстве.

Необходимо разработать метод мотивации сотрудников как основу для обучения. Сотрудники должны самостоятельно понять необходимость обучения.

Для обучения сотрудников должен быть создан положительный климат, т. е. следует постоянно поощрять желание сотрудников к обучению, создавать зависимость сотрудников от необходимости постоянного повышения квалификации.

Если материал для изучения является слишком сложным, то процесс обучения необходимо разделить на несколько этапов. Желательно дать возможность сотруднику не только выучить теорию, но и закрепить новые знания на практике.

Тренеры, проводящие обучение сотрудников, должны обеспечивать обратную связь с обучающимися сотрудниками, наличие которой способствует лучшему закреплению знаний и навыков.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ

Существуют программы по подготовке руководящих кадров, содержащие программы управления карьерой, т. е. повышения по служебной лестнице. С помощью этих программ руководители организации могут использовать знания и умения своих сотрудников в полной мере, а сотрудники – открывать свои новые, потенциальные способности.

ПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

Основной доктриной подготовки сотрудников является процесс развития навыков, которые необходимы сотрудникам для выполнения своих обязанностей. Эти программы используются и для обучения тех сотрудников, которые должны продвигаться по должностной лестнице вверх.

Перед тем как начать процесс обучения сотрудников, необходимо провести тестирование, для того чтобы знать скрытые потенциалы и способности этих сотрудников к обучению. На основе результатов тестирования принимаются решения о том, какому сотруднику какие знания и навыки требуется получить в процессе обучения. На основании этих же результатов тестирования выявляются и основные кандидаты на повышение по должностной лестнице.

Методы проведения переподготовки кадров могут быть разными, например проведение дискуссий и лекций в небольших группах сотрудников. В настоящее время распространены такие методы, как ролевые игры и тренинги. В прошлом для обучения сотрудников использовались семинары и курсы повышения квалификации.

Возможно, что обучение проводится методом получения не только теоретических знаний, но и практических навыков, т. е. проведение мероприятий по разбору конкретных практических ситуаций.

В настоящее время распространен метод ротации сотрудника, т. е. временное перемещение сотрудника с одной должности на другие с целью расширения навыков и знаний этого сотрудника.

После того как сотрудник изучил всю горизонталь организации, ему, при условии успешного обучения, предлагают новую должность на один уровень выше предыдущей. Таким образом, производится охват всех обязанностей сотрудников одного определенного уровня.

Процессы управления проектом воздействуют на достижение конкретного результата через целый набор функций.

Необходимо понимать связь функций управления проектом с функциями управления общего характера, под которыми обычно помогают планирование, организацию, регулировавшие, реализацию, контроль и мотивацию. Функции:ме­неджмента были разработаны для традиционных организационных структур управления и в классическом виде не учитывали специфику управления проектами . И хотя фундаментальное значение функций управления остается неизменным, в управлении проектами они приобретают специфические формы.

Основные характеристики функций управления проектами следующие.

1. Управление замыслом проекта. Возникновение идеи проекта не является достаточным условием его рождения и реализации. Чтобы замысел обрел ло­гические очертания и стал проектом, он должен быть управляем. Необходимо при­дать ему техническую и экономическую привлекательность, оценить альтерна­тивные варианты в схожей области, реализовать действия по его продвижению и сделать это наиболее эффективным способом и в кратчайшие сроки. Данная фун­кция составляет основу процесса инициативы проекта.

2. Управление предметной областью. Данная функция позволяет учесть особенности реализации результата проекта, накладываемые отраслевой специ­фикой, рынком и потребительскими предложениями.

3. Управление проектом по временным параметрам. Время является одним из ключевых факторов, вm1яющих на эффективность реализации проекта. Сроки реализации проекта в целом, его составных частей, а также отдельных процессов должны планироваться заранее. У минимизации сроков реализации проекта есть три естественных ограничения - технические возможности, тех­нологические требования и качество работ. Эти и некоторые другие параметры необходимо учитывать при выполнении данной функции. ­

4. Управление стоимостью и финансированием проекта. С данной функцией связано обеспечение оптимальной стоимости проекта, при которой достигаются его максимальная рентабельность и стаб1шьное финансирование на раз­ных фазах жизненного цикла. Особенности проектов определяют специфику их финансирования - венчурное, государственное, выпуск облигаций, эмиссия ак­ций и иные формы привлечения инвестиций. Рассматриваемая функция должна обеспечить финансирование с оптимальным соотношением затрат и результа­тов для предприяп1я. ­

5. Управление качеством Качество является неотъемлемым показателем работы не только производственной сферы предприятия, но и его управленческого персонала. Реализация функции должна обеспечивать соответствие качества управления и реализации проекта в заданных границах.

6. Управление рисками в проекте. При реализации проектов всегда существует вероятность неудачи. Максимальные риски связаны с инновационными проектами, однако они являются и самыми прибыльными. В этой ситуации предприятию необходимо определить максимально допустимый уровень риска реализации проектов. На разных фазах жизненного цикла риска проекта могут меняться, поэтому эффективное управление рисками является необходимым условием успешного достижения целей проекта. ­

7. Управление человеческими ресурсами. Именно целенаправленная работа людей обеспечивает эффективную реализацию проекта. Здесь важны подбор пер­сонала, мотивация и стимулирование, создание комфортных условий труда и т. д.

­8. Управление.материальными ресурсами. Эта функция заключается в ко­ординации деятельности подразделений, отвечающих за своевременную по­ставку материалов, логистику, достаточность запасов, выбор поставщиков и подрядчиков, лизинг, франчайзинг и т. д.

9. Управление контрактами. Предприятие связано контрактами со всеми участниками проектов, работниками, заказчиками, банка:№1 и другими заинте­ресованными сторонами. Процедуры выбора партнеров и особенности кон­трактных отношений с ними должны быть тщательно продуманы. Взаимоот­ношения с другими компаниями, государством, работниками и клиентами должны обеспечивать достижение целей проекта и улучшение репутации пред­приятия.

10. Управление изл1енения.ми. В процессе реализации проектов внутренние и внешние факторы могут порождать ситуации, которые осложняют реализа­цию проекта 1ши делают ее невозможной без комплексных изменений в раз­личных функциональных сферах управления проектами. Но не только компетентность и быстрота реакции руководителей определяют эффективное реше­ние проблем, в этой ситуации важен комплексный подход к управлению изме­нениями на предприятии.

11. Управление безопасностью. Предприятию необходимо обеспечить бе­зопасное функционирование, конфиденциальность корпоративной информа­ции, безопасность материальной и нематериальной собственности предприятия и других участников проекта, а также личную безопасность персонала.

12.Правовое обеспечение. Деятельность предприятия и реализация проекта должны проходить в строгом соответствии с государственным законодатель­ством. Все взаимоотношения с партнерами по проекту должны быть докумен­тально оформлены. Это поможет снизить риски потери платежеспособносп1 в случае непредвиденных судебных издержек и укрепит доверие к предприятию.

13. Управление конфликтами. Конфликты всегда сопутствуют управлению проектом. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влия­ние на реализацию проекта. Функция управляющего проектом состоит в том, что бы вовремя выявить конфликт и принять необходимые меры по его ней­трализации.

14.Управление системами. Предприятие и проект рассматриваются как со­вокупность систем, связанных общими задачами и процедурами. Благодаря функциям управления системы финансов, маркетинга, производства и др. при­обретают определенную направленность на достижение целей проекта.

1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Все функции определяются на самом начальном этапе разработки проекта, и от того, насколько четко определены функции, настолько будет верно реализован проект.

Существуют базовые и интегрирующие функции. Базовые функции представляют собой содержательную сущность, т. е. управление предметной областью проекта. Также базовые функции содержат требования к качеству (стандартизация всех этапов, промежуточной продукции и конечного результата). Кроме того, необходимо прибавить управление временем и стоимостью проекта.

Интегрирующие функции содержат управление персоналом проекта, коммуникациями, контрактами и управление риском.

Обе основные функции содержат по пять видов управленческой деятельности, которые могут самостоятельно существовать, как то:

1 планирование;

2 организация;

3 координация;

4 активизация;

5 контроль.

При планировании участники могут найти ответы на все возможные вопросы, на которые необходимо ответить перед тем, как разрабатывать проект.

Суть планирования состоит в том, чтобы определить оптимальный результат при ограниченных ресурсах. На этапе организации решается вопрос о выборе путей, методов и средств достижения конечного результата. Координация призвана соединить все разрозненные части планирования в единый и органичный процесс.

Активизация должна помощь при создании мотивации сотрудников, занятых в реализации проекта. Контроль над всеми частями проекта вовремя выявляет всевозможные отклонения в практической деятельности над проектом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Очки-убийцы автора Панков Олег

ЧЕТЫРЕ ФУНКЦИИ РАДУЖКИ ФОТОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РАДУЖКИ Эта функция ориентирована на регуляцию уровня энергетического потенциала ретикулярной формации - главной энергетической подстанции головного мозга. Регуляция осуществляется, с одной стороны, путем

Из книги Как принимать решения автора Потапов Сергей

2. ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Общепринято считать, что маркетинговые исследования выполняют три основные функции: описательную функцию подразумевающую подробное описание всех характеристик изучаемых событий, явлений и процессов. аналитическую функцию

Из книги Как управлять проектами автора Потапов Сергей

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ Чтобы от одной вершины подняться до другой, надо спуститься вниз, а потом, долго карабкаться вверх… Восточная мудрость Существует общепринятая модель управления проектом, которая состоит из элементов этой организационной системы и

Из книги Сила мысли автора Шивананда Свами

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФУНКЦИИ СИЛЫ МЫСЛИ МЫСЛИ СПОСОБСТВУЮТ ПРЕКРАСНОМУ СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯТело внутренне связано с сознанием, пожалуй, можно сказать, что тело - это двойник сознания; это плотная видимая форма тонкого невидимого сознания. Если вы ощущаете боль в зубе, желудке

Из книги Наука Пранаямы автора Шивананда Свами

Из книги От медицины к медитации автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Сознательные выходы из тела автора Бязырев Георгий

ФУНКЦИИ ЧАКР Каждая из больших и маленьких чакр интенсивно обменивается энергией с универсальным энергетическим полем. Они чем-то похожи на водохранилища, преобразующие стремительные горные ручьи в неторопливые равнинные реки и вырабатывающие при этом яркое

Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж Стивен

Из книги Йога и здоровье автора Автор неизвестен

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Функции праны Хотя прана едина, она принимает различные формы, выполняющие различные функции. Пять наиболее важных форм-это прана, апана, самана, удана и въяна. Из этих пяти форм главными являются прана и апана. Вместилищем праны является сердце, апаны - анус, саманы -

Из книги Узнай меня по телу: За что Марс любит Венеру автора Шадрин Константин

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Специфика методологии управления проектами вызывает необходимость выделения основных функций, то есть тех задач, которые решаются проект-менеджерами в процессе реализации проекта, а именно:

Ø прогнозирования и планирования проектной деятельности;

Ø организацию работы;

Ø координацию и регулирование процессов разработки и реализации проекта;

Ø активизацию и стимулирование труда исполнителей;

Ø учет, контроль и анализ хода разработки и реализации проекта.

Основными функциями проектного менеджмента, которые определены Американским Институтом управления проектами и направлены на управление целями являются: управление объемом работ, качеством, затратами, временем .

Поскольку цели, задачи, работы, их объем меняется, то возникает необходимость управления предметной областью проекта или его объемом. Иногда эту функцию называют “управление результатами”, “управление работами или объемами”.

Для проекта должны быть установлены требования и стандарты качества результатов, по которым оценивается успешность проекта. Это обеспечивает выполнение такой функции как управление качеством .

Функция управления затратами финансовый контроль благодаря накоплению, анализу и составлению отчетов по затратам проекта.

В каждом проекте устанавливается период времени и сроки выполнения проекта. Управление временем – предусматривает планирование, составление календарных графиков и их контроль для обеспечения своевременного выполнения проекта.

Каждый проект имеет также установленный бюджет, но для того, чтобы он был осуществлен в рамках бюджета необходимо управление стоимостью .

Дополнительными функциями , которые направлены на управление определенными объектами являются:

Ø управление персоналом или человеческими ресурсами . В проекте возникает круг обязанностей, связанных с подбором кадров, распределением обязанностей, организацией эффективной работы команды, планированием и контролем ее работы. Поэтому данная функция включает направления и координации деятельности людей, вовлеченных в проект;

Ø управление коммуникациями или информационными связями предполагает накопление информации, которой обмениваются члены проектной команды, руководство и которая способствует успешному завершению проекта;

Ø управление контрактами и обеспечением проекта – предусматривает проведение отбора, переговоров и подписание заказов, контроль за поставкой материально-технических ресурсов;

Ø осуществление проекта связано с неопределенностью различных элементов, то есть с риском. Снизить его можно при выполнении функции - управления риском , включающая совокупность действий, связанных с определением степени вероятности возникновения риска в проекте;

Ø управление проектной интеграцией – обеспечивает координацию всех функций проекта.

Именно сочетание данных функций и инструментов их реализации обеспечивает реализацию проекта, позволяет достичь желаемого результата.

& Выводы

Проект – это замысел (задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Под проектом понимают комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, связанных ресурсами, исполнителями и сроками, соответственно оформлены и направлены на изменение объекта управления, что обеспечивает эффективность решения основных задач и достижения соответствующих целей за определенный период.

Управление проектами это процесс управления командой, ресурсами проекта с помощью специальных методов и приемов ? с целью успешного достижения поставленной wsks .

Участниками управления проектами являются юридические или физические лица, которые обязаны выполнить некоторые действия, предусмотренные проектом, и интересы которых будут задействованы при реализации проекта. В число участников могут входить инвесторы, банки, подрядчики, поставщики оборудования, оптовые покупатели продукции, лизингодатели и другие физические или юридические лица.

Основными принципами управления проектами являются: целое - направленность, системность, комплексность, обеспеченность, приоритетность, экономическая безопасность мероприятий, что планируются.

Жизненный цикл проекта – это время от момента его замысла до момента ликвидации. Жизненный цикл проекта разбивается на фазы и стадии. Выделяют следующие фазы жизненного цикла проекта: фаза зарождения, фаза роста, фаза зрелости и фаза завершения.

Основными функциями проектного менеджмента, которые определены Американским Институтом управления проектами, которые направлены на управление целями являются: управление объемом работ, управление качеством, управление затратами, управление временем.

Дополнительными функциями , которые направлены на управление определенными объектами являются: управление персоналом или человеческими ресурсами, управление коммуникациями или информационными связями, управления контрактами и обеспечением проекта, управление риском, управление проектной интеграцией.

1.Что такое проект? Какие виды проектов Вы знаете?

2.Какие признаки отличают проекты от других планов, программ?

3.Что такое управление проектами? В чем заключается объективная необходимость управления проектами?

4.Что такое элементы системы управления проектами, их состав и взаимосвязь?

5.Какие основные условия управления проектами?

6.Каковы основные цели управления проектами?

7.Какие подходы к управлению для достижения целей проектов? Дайте краткую характеристику.

8.Назовите функции управления проектами. Проанализируйте их.

9.Какие проекты Вы осуществляли в Вашей жизни? Всегда они завершались успешно?

10.Относится ли реконструкция предприятия, вывод на рынок нового продукта проектной деятельности? Обоснуйте свой ответ.



? Практические задания

Задача 1 . Сгруппируйте соответствующие термины и определения согласно данных таблицы.

Срок

Определение

А. Проект

1. Перечень работ с указанием сроков, исполнителей, результатов, которые ведут к получению комплекса показателей, намеченных концепцией проекта.

Бы. Бизнес-план

2. Детальное изложение целей и путей достижения производства, что создается, для обоснования инвестиций.

В. Технико-экономическое обоснование инвестиций

3 . Специфическая организационная структура, которую возглавляет руководитель проекта. Она создается на период осуществления проекта и задачей ее является осуществление функций управления проектом.

Г. Управление проектами

4 . Замысел (задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.

Д. Цель проекта

5 . Время от момента замысла проекта до его ликвидации

Же. Жизненный цикл проекта

6 . Предпроектная разработка инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта.

Из. Команда проекта

7. Желаемый результат деятельности, который пытаются достичь за определенный промежуток времени при заданных условиях реализации проекта.

Е. План проекта

8. Процесс управления командой, ресурсами проекта с помощью специальных методов и приемов с целью успешного осуществления поставленной цели.

Задание 2. Проведите классификацию по различным признакам таких проектов:

Ø создание совместного предприятия по производству офисной мебели;

Ø научные исследования химических свойств удобрений с целью их производства, выпуска и применения в сельском хозяйстве;

Ø строительство атомной электростанции;

Ø разработка газового месторождения в Полтавской области и экспорт газа;

Ø переход на двухуровневую систему обучения в высших образовательных учреждениях Украины;

Ø экономическое развитие регионов Украины.

Ситуация 1. Рассматривается проект озеленения города. На основании собственных ограничений и возможных предсказаний относительно данного проекта определите и опишите:

Ø цели проекта;

Ø основные признаки;

Ø участников проекта с указанием их интересов при подготовке и реализации проекта.

Ø функции управления данным проектом;

Ø стадии жизненного цикла проекта.

Ситуация 2. Рассматривается проект строительства гостиничного комплекса на берегу р Днепр в г. Киеве. Упорядочите следующие виды работ по стадиям жизненного цикла проекта:

а) осуществление контроля за выполнением проекта;

б) определение альтернативных способов достижения цели проекта и их оценка;

в) обсуждения условий кредитования;

г) сбор информации о государственную политику и программы администрации по социально-экономического развития столицы;

д) отчет о завершении проекта;

е) заключение контрактов на строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

е) определение существующего спроса на пребывание в отелях;

ж) объявления о проведении торгов;

с) оценка экологической допустимости проекта;

ы) ввода объекта в эксплуатацию;

и) уточнение временных границ проекта;

й) календарное планирование строительных работ;

к) оценка институциональной допустимости инвестиционного предложения;

л) оказание гостиничных услуг;

н) отбор возможного уровня обслуживания;

в) оценка целесообразности проекта с технического, коммерческого, экономического, финансового и организационного точки зрения;

п) диагностика объекта инвестируется;

г) определение конкретных целей проекта;

с) получение разрешения на покупку или аренду земли;

т) оценка целесообразности проекта;

в) определение масштабов проекта;

ф) подготовка строительной документации;

набор и обучение персонала;

ц) оценка потенциальных возможностей развития гостиничного комплекса.

1. Проект - это:

а) план долгосрочных финансовых вложений;

б) бизнес-план;

в) программа действий по использованию финансовых ресурсов;

г) задача с определенными исходными данными и плановыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения;

д) замысел (задача,проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.

Ответ: а); б); в); г); д).

2. До главных признаков проекта не относятся:

а) изменение состояния для достижения цели проекта;

б) ограниченность во времени;

в) ограниченность ресурсов;

г) сложность;

д) неповторимость.

Ответ : а); б); в); г); д).

3. Определение цели проекта не предусматривает:

а) определение результатов деятельности на определенный срок;

б) ограничение ресурсов проекта;

в) количественной оценки проекта;

г) доказательства, что результаты могут быть достигнуты;

д) определение условий, при которых результаты проекта могут быть достигнуты.

Ответ :а); б); в); г); д.

4. Отдельные конкретные проекты четко определенной ориентации и масштаба, что допускают определенные упрощения проектирования и реализации, формирования команды проекта, называются:

а) монопроекти (или простые);

б) мультипроекти;

в) мегапроекты;

Ответ :а); б); в.

5. Управление проектом - это:

а) искусство координировать человеческими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта;

б) совокупность мероприятий, направленных на реализацию проекта, с целью получения прибыли;

в) процесс управления командой, ресурсами проекта с помощью специальных методов и приемов с целью успешного осуществления поставленной цели.

Ответ :а); б); в.

6. К стадиям жизненного цикла управления проектом не относятся:

а) зарождение;

б) роста;

в) зрелость;

г) оценка проекта;

д) завершение проекта.

Ответ : а); б); в); г); д.

7. На стадии зарождения проекта осуществляется:

а) планирование и контроль;

б) управление риском;

в) управление организационной структурой;

г) проектный анализ по аспектам;

д) оценка состояния проекта.

Ответ : а); б); в); г); д.

8. Система управления проектами, при которой менеджер проекта не несет никакой финансовой ответственности за принятие решения, отвечает за координацию и управление разработкой и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта не вступает, называется:

а) простой;

б) расширенной.

Ответ: а); б.

9. Основными критериями принятия проекта является:

а) техническая и технологическая возможность его реализации;

б) долгосрочная жизнеспособность;

в) экономическая эффективность;

г) организационное и административное обеспечение;

д) все ответы верны.

Ответ: а); б); в); г); д.

10. Функция, которая обеспечивает финансовый контроль благодаря накоплению, анализу и сборках отчета по затратам проекта, называется:

а) управления объемом;

б) управления качеством;

в) управление временем;

г) управление контрактом и обеспечением проекта;

д) управление стоимостью.

Ответ : а); б); в); в); г); д.

1. Управление замыслом проекта

Управление замыслом проекта (project idea management) -- это управление действиями, способствующими принятию решения о его разработке и реализации.

2. Управление предметной областью

Управление предметной областью проекта (project scope management) -это функция управления, позволяющая учесть особенности реализации и результата проекта, обусловленные отраслевой спецификой, рынком и потребительскими предпочтениями. Предметной областью проекта может производственный процесс или характеристика результатов реализации проекта (товар или услуги). Результатом проекта должен стать не просто товар, а товар, приносящий предприятию прибыль.

3. Управление проектом по временным параметрам

Управление проектом по временным параметрам (project time management) - это функция, обеспечивающая своевременную реализацию отдельных этапов и всего проекта в целом. Под временными параметрами обычно понимают периоды времени, в течение которых будут выполнены работы или группы работ, а также моменты контроля за ходом реализации проекта. Для того чтобы не возникало потерь времени в проекте создается планировочный календарь работ, для работ с наивысшим приоритетом создают (разрабатывают ежедневный планировочный календарь.

4. Управление стоимостью и финансированием

Управление стоимостью и финансированием проекта (project cost and finance finance management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую формирование, выполнение и контроль бюджета проекта. При определении стоимости проекта используется смета проекта, содержащая структурированный перечень работ и ресурсов, а также планируемых. расценок на них. Смета является обязательной и очень важной частью бюджета проекта. Управление финансированием проекта заключается в его обеспечении денежными средствами, необходимыми для реализации, с последующим возвратом суммы инвестиций и процента за их использование. В отличие от обычного кредитования предприятия, при финансировании проекта на первое место ставятся не только платежеспособность заказчика, но и инвестиционная привлекательность проекта, срок Отвлечения финансовых средств, риск, рентабельность проекта и др. Существуют различные способы финансирования проектов: самофинансирование - полная или частичная реализация проекта за счет собственных средств; финансирование за счет акционирования, т. е. за счет первичной или дополнительной эмиссии акций; финансирование за счет кредитов; лизинг или селенг; безвозмездное финансирование; смешанное (долевое) финансирование. По видам собственности источники финансирования можно разделить на государственные инвестиции (бюджетные средства и др.), частные (средства предприятий, физических лиц и др.) и иностранные (средства иностранных предприятий, государств, физических лиц). Основные формы финансирования проектов:Финансирование с регрессом на заемщика. При этой форме все риски проекта падают на заемщика, но цена финансовых ресурсов невысока.Финансирование без права регресса на заемщика. При этом все риски проекта падают на кредитора, но цена финансовых ресурсов достаточно высока.Финансирование с ограниченным правом регресса. Компромиссный вариант, когда риски проекта распределены между его участниками, а цена финансовых ресурсов является умеренной.

5. Управление качеством

Управление качеством проекта (project quality management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую соответствие результата проекта потребностям заказчиков (потребителей).Управление качеством в проекте состоит из трех основных фаз, которые должны выполняться одновременно:1. Планирование качества: определение запросов потребителей; выявление преимущественных требований к товару со стороны потребителей.2. Повышение качества: выбор критериев оценки; оценка возможностей процесса; улучшение процесса.3. Контроль качества: оценка качества; корректировка мер по повышению качества и планированию.Важную роль в повышении качества реализации проектов играет Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization). Международные стандарты содержат требования к системам качества, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения возможности несоответствия продукции нормативным требованиям на всех фазах реализации проекта. Они являются унифицированными и не привязаны к какой-либо конкретной отрасли.Международной организацией по стандартизации разработаны 17 стандартов ISO по управлению качеством. В Российской Федерации также разработан ряд стандартов в этой области.

6. Управление рисками

Управление рисками в проекте (project risk management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую анализ, реагирование и контроль рисков в проекте.

7. Управление человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами в проекте (project human resource management) представляет собой функцию управления, направленную на обеспечение эффективного использования работников, принимающих участие в реализации проекта. Управление человеческими ресурсами включает широкий спектр задач:1.подбор персонала для реализации проекта;2.планирование и распределение работников;3.мотивацию персонала;4.организацию обучения персонала;5.создание и поддержание корпоративной культуры и др.6.Подбор персонала начинают с предварительного отбора претендентов, в процессе которого оценивают: квалификацию и опыт работы на аналогичных должностях; личные качества;- коммуникабельность и адаптивность; физические данные, здоровье, возраст; дополнительные навыки. Перечисленные качества оцениваются с помощью специальных методик: тестов на профпригодность, общих тестов способностей, личностных тестов, интервью, а также изучения биографии и рекомендаций.После того как проект полностью укомплектован персоналом, менеджер по персоналу должен добиться, чтобы работники выполняли свои обязанности наилучшим образом. Для этого существует система мотивации и стимулирования, согласно которой работники трудятся хорошо, если при этом удовлетворяются их потребности.Различные теории мотивации по-разному классифицируют человеческие потребности:Маслоу выделяет 5 основных человеческих потребностей, которые делятся на первичные и вторичные и располагаются в иерархической последовательности: физиологические, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самореализации. Удовлетворение потребности на нижней ступени иерархии ведет к стремлению достичь более высокой ступени.Харцберг различает две группы основных факторов мотивации: гигиенические - их отсутствие ведет к неудовлетворенности, наличие -- не оказывает какого-либо заметного влияния и мотиваторы - их наличие ведет к удовлетворенности персонала, отсутствие - не оказывает заметного влияния.

МакКлелланд делает упор на потребностях высших уровней: во власти, успехе и принадлежности, считая, что потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.

Удовлетворение потребностей возможно с помощью вознаграждений. Принято различать: внутреннее вознаграждение - удовлетворение, которое человек получает от работы, общения с другими людьми и т. п.; внешнее вознаграждение - блага, получаемые от предприятия в виде материального, социального, дополнительного обеспечения.Обучение и переподготовка играют важную роль как в повышении качества выполняемой работы, так и в мотивации персонала. Обучение может происходить двумя путями: внутреннее обучение - переподготовка персонала силами предприятия, куда можно включить внутрикорпоративные семинары, ротацию управленческих кадров, стимулирование самообразования и совмещения профессий; внешнее обучение - повышение квалификации персонала силами сторонних компаний. Здесь важную роль играют стажировки, курсы переподготовки на базе учебных заведений разных уровней, профессиональных организаций, бизнес-школ, институтов повышения квалификации и др. Возможно повышение квалификации с помощью консалтинговых компаний, особенно в сфере информационных технологий. Корпоративная культура - неотъемлемая часть любой компании, она создает дополнительные нематериальные стимулы к работе над проектами. Элементами корпоративной культуры, по У. Холлу, являются:артефакты и этикет (artefacts) - видимые элементы культуры (приветствия, униформа, расположение помещений и др.);поведение и действия (behaviours) - устойчивые шаблоны поведения (принятие решений, управление и поведение в группе и др.);мораль и ценности (core morals) - ценностные убеждения персонала.

8. Управление материальными ресурсами

Управление материальными ресурсами в проекте (project resource management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую приобретение и поставку необходимых материалов (оборотных активов) и оборудования (внеоборотных активов) для реализации проекта.

9. Управление контрактами

Управление контрактами (project contracts management) - это функция управления проектом, с помощью которой обеспечивается взаимодействие заказчика с другими участниками проекта. Контракт представляет собой официальное соглашение между заинтересованными сторонами, в котором одна из них обязуется выполнить определенные виды работ в обмен на вознаграждение, предоставляемое другой стороной.

10. Управление изменениями в проекте

Управление изменениями в проекте (project change management) - это функция управления проектом, обеспечивающая корректировку проекта на протяжении его жизненного цикла в связи с влиянием на его реализацию внешней и внутренней среды.

11. Управление безопасностью

Управление безопасностью (project safety management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую безопасность реализации проекта для предприятия, здоровья работников и окружающей среды.



error: Content is protected !!