Особые случаи при выполнении высшего пилотажа. От «петли» до «чакры»

Колокол Квочура

Как
Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда
Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Зачем
Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Бочка

Как
Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда
Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Зачем
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Иммельман

Как
Самолет делает боевой разворот - полубочку в верхней части полупетли.

Когда
Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Зачем
Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор

Как
Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Когда
В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

Зачем
В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова

Как
Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда
Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Зачем
Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Хаммерхед

Как
Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда
Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем
Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура Пугачева

Как
Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 - до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда
Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем
Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Ранверсман

Как
Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Когда
Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.

Зачем
Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Фигуры высшего пилотажа во все времена выполнялись курсантами военных учебных заведений и опытными летчиками во время ведения серьезного воздушного боя с противником. В настоящее время летательная техника модернизируется и практически полностью находится на автоматическом управлении, и поэтому воздушные маневры используются в основном для проведения соревнований, праздничных шоу и тренировки будущих летчиков.

Различие фигур высшего пилотажа

После 3-4 покачиваний в разные стороны самолет разворачивается на 180 градусов и выполняет те самые маневры в другом направлении.

Выполнение фигуры высшего пилотажа «Мертвая петля»

"Петля Нестерова" считается одной из самых сложных фигур. Второе название - «Мертвая петля». Такое название маневр получил из-за того, что проект долго не внедрялся в жизнь, а существовал лишь на бумаге. Впервые его выполнил пилот Нестеров, после чего название изменилось. Маневр представляет собой фигуру замкнутого круга. До начала маневра судно набирает скорость до 450 км/ч. Пройдя 3 точки скорость, падает до 340-360 км/ч. Вхождение и выход из кольца производятся под острым углом.

Правильным считается выполнение, при котором все точки траектории находятся в одной вертикальной плоскости. Все курсанты летных и военных учебных заведений изучают маневр «Петли Нестерова» и другие фигуры высшего пилотажа с названиями.

Назначение фигур

Каждый из маневров имеет боевое назначение.

Например:

  1. "Колокол". Фигура, при выполнении которой судно поднимается носовой частью вверх на нулевой скорости и опрокидывается вниз, создана для того, чтобы скрыть истребитель от ракет с самонаведением.
  2. "Хаммерхед". Маневр, при котором аппарат поднимается в воздух в вертикальном положении, фиксируется в определенном месте и носовой частью направляется к земле, выполняется лишь в демонстративных выступлениях. Все дело в том, что зависший самолет является идеальной мишенью для врага.
  3. "Ранверсман" также относится к фигурам высшего пилотажа. Судно набирает высоту при постоянном угле наклона. Применяется для атаки вражеских судов и ответного боя. Маневр позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Самый опасный воздушный маневр

Одной из наиболее сложных фигур высшего пилотажа на самолете принято считать групповой маневр - «Зеркальный полет». При выполнении такого полета задействуют два воздушных судна. Выполнение заключается в одновременном перемещении суден с выпущенными шасси.

Ведущий аппарат в воздухе совершает "Полубочку" и продолжает полет в перевернутом положении. Такое название маневр получил из-за того, что суда в полете на некоторое время «отражают» друг-друга. Дистанция между аппаратами не превышает нескольких десятков сантиметров.

На авиа шоу и авиасалонах зрители с замиранием сердца смотрят в небо, когда лётчики на своих «железных птицах» выполняют фигуры высшего пилотажа. Изначально их придумывали для того, что бы испытать самолёт в критических условиях, посмотреть, что может машина и как из неё «выжать максимум». Так, легендарный «боевой разворот» появился при испытании торможения истребителей. А старейший элемент – петля Нестерова, появилась при испытании максимальных нагрузок на фюзеляж самолета при вращении.

Пётр Нестеров, российский пилот считается «дедушкой» высшего пилотажа, именно ему принадлежат известные фигуры штопор, бочка и петля Нестерова. Последняя, до сих пор считается самой трудной в исполнении фигурой, хотя с момента первого выполнения петли прошло чуть более сотни лет. Суть приёма в том, что самолет, набрав скорость, начинает набирать высоту и сбрасывать скорость, двигаясь по траектории окружности, он переворачивается в воздухе, выписывая петлю. Затем машина выравнивается и движется снова по линейной траектории.

Эта фигура была показана в 1995 году пилотом Евгением Фроловым. С земли она напоминает медленный переворот самолёта в воздухе по круговой траектории. В воздухе самолёт разворачивается на 360 градусов вокруг собственной оси. Фролов демонстрировал этот элемент на самолёте Су — 37. По сей день эта фигура используется в авиа шоу и показательных полётах самолётов класса Су.

Это элемент был впервые выполнен в июне 1987 года советским пилотом Игорем Волком. Своё название получила фигура из-за того, что напоминает кобру в состоянии агрессии – самолёт оставляет за собой в небе шлейф, напоминающий змею, которая готовится к атаке. Сначала самолёт набирает высоту, а затем резко поднимается вверх, зависает на мгновенье и затем снова плавно снижается.

Этот элемент высшего пилотажа известен с начала 20 столетия, первым бочку в небе выполнил Иван Нестеров «дедушка» высшего пилотажа. Суть этого элемента заключается в том, что во время полёта самолёт начинает вращаться вокруг своей оси на 360 градусов и при этом не меняет траекторию полёта. Известна бочка на один поворот, на два, на три. Российская авиа спортсменка Светлана Капанина в 1999 выполнила в небе бочку в три оборота. До сих пор её рекорд никто не побил.

Колокол не сложная, но при этом довольно опасная фигура высшего пилотажа. Она впервые была выполнена белорусским лётчиком Анатолием Квочуром в 1998 году. Суть элемента заключается в том, что набрав высоту, лётчик отклоняет корпус самолёта от оси набора высоты и заглушает двигатель на долю секунды. В это время в свободном падении корпус самолёта самостоятельно из горизонтального переходит в вертикальное положение. Затем пилот запускает двигатели и снова набирает высоту.

Изначально горка выполнялась как сложный противоракетный манёвр и на момент своего появления (70-е годы прошлого столетия) была очень трудна в исполнении. Элемент состоит из набора высоты, кругового захода на снижение и плавного скользящего снижения под углом в 45 градусов. На максимальной высоте элемента (на пике) совершается ранверсман – то есть разворот самолёта вокруг своей оси.

Самая зрелищная фигура высшего пилотажа. Штопор собой представляет спиралевидные движения самолёта на снижении по траектории резкой спирали. Впервые этот элемент (штопор нисходящий) был выполнен в 1912 году британцем Уилфредом Парком на биплане. Сейчас существуют две вариации штопора – нисходящий, когда самолёт снижается во вращении, и восходящий, когда во вращении он набирает высоту.

Этот элемент — упрощенная вариация бочки. Отличие в том, что при фиксированной бочке самолёт не совершает полное вращение вокруг своей оси, или же несколько повторяющихся оборотов. В фиксированной бочке лётчик делит один элемент пополам. Сначала ставит машину вертикально на крыло (180 градусов поворота) а затем после движения в этом положении доделывает элемент.

Это полёт в горизонтальной плоскости, так же как и в предыдущем элементе, пилот выводит машину на крыло, но затем возвращает её в исходное положение. Итальянская команда пилотов «Итальяно Триколоре» сделала этот элемент своей «визитной карточкой», именно с ножа начинают итальянцы своё выступление в воздухе, а заканчивают выпусканием дымов в цвет своего флага.

Совсем недавно этот приём был на вооружении у военных лётчиков, но теперь его практикуют и спортсмены — суть в том, что при наборе скорости самолёт совершает поворот на 180 градусов в горизонтальной плоскости. Из обычного положения на развороте самолёт выходит в горизонтальное (на крыло) а затем снова продолжает движение.

Видео: Топ 10 фигур высшего пилотажа

Во вторник 27 августа в подмосковном Жуковском открывается авиасалон - МАКС-2013. В честь этого события мы рассказываем о том кто, когда, зачем и как изобрел самые зрелищные и сложные фигуры высшего пилотажа

Колокол Квочура

Как
Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда
Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Зачем
Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Бочка

Как
Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда
Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Зачем
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Иммельман

Как
Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Когда
Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Зачем
Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор

Как
Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Когда
В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

Зачем
В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова

Как
Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда
Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Зачем
Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Хаммерхед

Как
Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда
Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем
Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура Пугачева

Как
Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда
Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем
Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Ранверсман

Как
Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Когда
Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50-60°, на горку.

Зачем
Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

9 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров в небе над Киевом впервые в истории выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». До Нестерова все, кто пытался выполнить в небе «мертвую петлю», погибали из-за перегрузки и разрушения конструкции самолета. Но «Ньюпор-4» Нестерова выдержал. С тех пор «мертвая петля» стала первой фигурой высшего пилотажа и стала называться «петлей Нестерова». Мы сделали подборку восьми самых сложных фигур пилотажа, которые существуют на сегодняшний день.

1. Колокол Квочура. Чтобы выполнить эту фигуру высшего пилотажа, летчик поднимает свой самолет высоко в небо, затем на нулевой скорости поднимает нос воздушного судна вверх. После этого нос самолета опрокидывается вниз. При этом возникает имитация движения колокольного маятника, это отразилось на названии. Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он выступал за штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 на авиасалоне в городе Фарнборо в Англии . Интересно, что фигуру придумали в военных целях. Такой маневр делает истребитель невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель.

2. Бочка. Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси. Если пилот выполнит один оборот на 360 градусов – это одинарная бочка, если полтора оборота – полуторная, если два и больше – это уже многократная бочка. Впервые этот маневр совершил американский летчик Дэниел Мэлони. Это случилось в 1905 году. Уже во время Второй мировой войны этот трюк не раз спасал жизни летчиков, уходящих от погони.


3. Иммельман. Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли. Впервые это сделал 25-летней немец Макс Иммельман в 1915 году на моноплане «Фоккер Е.III» в то время, когда шла Первая мировая война. Благодаря этой боевой хитрости летчик оказался позади своего неприятеля и к тому же выше. До этого противники были на встречных курсах. Благодаря этому трюку Иммельман только за год полетов сбил 15 самолетов врага. Сегодня эту фигуру преподают в летных школах.


4. Плоский штопор. Это когда самолет начинает снижаться по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса. В начале прошлого века это было невозможно. Считалось, что из штопора нельзя выйти и летчики неминуемо погибали, попав в такую передрягу. Это убеждение опроверг в 1916 году летчик Константин Арцеулов. Он специально ввел свой «Ньюпор-XXI» в штопор, а потом вышел из него. А на следующий день он предложил начальству летной школы в Севастополе ввести эту фигуру в программу обучения летчиков-истребителей. И сегодня этот трюк отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях, а также фигура в ходит в регламент соревнований пилотов. Однако, несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.


5. Чакра Фролова. Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота. Евгений Фролов на истребителе «Cу-37» впервые выполнил этот трюк на глазах у зрителей в 1995 году. Это случилось на авиасалоне в Ле Бурже. Интересно, что эту фигуру высшего пилотажа назвали в честь древнего оружия, изобретенного в индии . Чакрой называли кольцо, внутренняя кромка которого была острой. Чакру Фролова можно исполнить только лишь на самолете с изменяемым вектором тяги. Этот трюк в бою не разу не применялся и предназначен для красочных авиашоу.


6. Хаммерхед. При этой фигуре самолет сначала свечой уходит вверх, потом зависает в воздухе и, затем, развернув нос к земле, падает вниз. По одной из версий первым этот трюк в небе провернул немец, чемпион мира по аэробатике Герхард Физилер в конце 20-х годов прошлого века. Если выполнить эту фигуру в условиях реального воздушного боя, то велики шансы быть сбитым противником, ведь зависнувший в одной точке объект – легкая мишень для истребителя. Однако во время показательных выступлений этот трюк обречен на успех, поскольку поворот на вертикали вызывает большой восторг у зрителей. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.


7. Фигура Пугачева. При выполнении этой фигуры высшего пилотажа нос самолета при полете поднимается вверх на 110, а на некоторых самолетах – на 180 градусов, а потом опускается обратно. В испытательном полете эту фигуру впервые выполнил заслуженный летчик Советского Союза Игорь Волк, а вот первым, кто представил трюк на суд зрителей, стал Виктор Пугачев. Летчик продемонстрировал высший пилотаж в 1989 году на международном авиасалоне в Ле Бурже. Причем, когда самолет русского летчика во время полета задрал нос, все подумали, что это авария, и что сейчас самолет сорвется в штопор и рухнет. Однако воздушное судно под управление Пугачева полетело в прежнем направлении. Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Но эта фигура в реальном бою еще не использовалась.



error: Content is protected !!