Прав урегулирование деятельности рынка и. Правовые основы товарного рынка в российской федерации


Правовое понятие товарного рынка содержится в ст. 4 Закона о конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами- *(источник № 674).
Важно сказать, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые в рамках экономической теории к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный")- *(источник № 675).
При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках применяется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ГКАП от 20 декабря 1996 г. N 169- *(источник № 676). Данным нормативным актом установлены этапы определения параметров товарных рынков, при этом в качестве исходной информации о рынках используется достаточно широкий круг данных, в том числе сведения, получаемые от продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства и реализации отдельных видов товаров, покупательские предпочтения.
Охарактеризуем каждый из этапов оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.
1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характерᴎϲтикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)- *(источник № 677).
2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все фактически действующие продавцы в пределах установленных продуктовых границ товарного рынка и все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей.
3. Определение географических границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).
Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов- *(источник № 678).
4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.
5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка. Количественными показателями являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана).
В завᴎϲимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков - высоко концентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низко концентрированные рынки.
6. Определение качественных показателей структуры товарного рынка. Качественными показателями являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
7. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.
8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя, устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.
Итоговая оценка состояния конкурентной среды напрямую завᴎϲит от полноты исследования всей информации, характеризующей данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение состава продавцов, действующих на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка- *(источник № 679), поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Лекция, реферат. 12.2. Понятие товарного рынка - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

« назад Оглавление вперед »
12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг « | » 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках - Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Похожие работы:

26.06.2010/дипломная работа

История развития законодательства о средствах индивидуализации и понятие товарного знака. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания и его субъекты.

8.03.2010/курсовая работа

Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения, их права и обязанности. Жилое помещение как объект права собственности. Правовое регулирование общего имущества в многоквартирном доме. Понятие товарищества собственников жилья.

16.11.2010/контрольная работа

Характеристика социального партнерства предпринимателей с государственными органами, его правовое регулирование. Понятие товарного рынка, его функционирование. Органы, разрешающие споры из предпринимательской деятельности, работа арбитражных судов.


Учебники по данной дисциплине




























Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:

реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;

разрабатывают рациональные программы развития торговли;

осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;

оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;

рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;

установление правил организации торгового обслуживания.

Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.

Конституция РФ. Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:

согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;



ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.

Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Общепризнанной нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международным договором является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ могут заключаться:

иностранными государствами, международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры);

от имени Правительства РФ (межправительственные договоры);

от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания для применения внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

В настоящее время Россия - участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;

Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.

Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4).

Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

определяет правовое положение участников гражданского оборота;

определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);

регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

Кодекс внутреннего водного транспорта;

Воздушный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания;

Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области коммерческого права являются:

Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:

Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;

Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.

Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, - например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него ссылку.

Основные понятия

Аукцион — способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.
Бартерная сделка — сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий поставки.
Биржевая сделка — зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар — не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Брокер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента (ст.9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Брокерская деятельность — совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.
Брэнд (брэндинг) — клеймо; марочный (от — «марка товара») принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брэндов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.
Дилер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).
Дилерская деятельность — совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.
Информация — совокупность сведений о каких-либо событиях и фактах.
Коммерческая тайна — используемая в предпринимательской деятельности информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Маркетинг — система коммерческих мер предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления. Необходимая составная часть рыночной системы, эффективное средство конкурентной борьбы.
Паблик рилейшнз (Public Relations — ПР) — некоммерческие престижные мероприятия, направленные на создание благоприятного облика фирмы.
Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Закона РФ о рекламе).
Рынок — совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Рыночная экономика — система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи или обмена.
Товарная биржа — организация, наделенная правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Ярмарка — ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги.

Основные нормативные акты

Гражданский кодекс РФ — п.1 ст.10, ст.139, ст.401, 1033, 1222.
Налоговый кодекс РФ — ст.40, 188, 214.1.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон РФ 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., включая от 25 июля 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.169; N 24. Ст.2256; N 30. Ст. 2870; 1996. N 1. Ст.4; 1998. N 10. Ст.1143; 2000. N 26. Ст.2737; N 32. Ст.3333; 2001. N 32. Ст.3315; 2002. N 12. Ст.1093; N 30. Ст.3029; 3033.
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. и доп., включая от 21 марта 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст.961; N 34. Ст.1966; 1993. N 22. Ст.790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.2397; 2002. N 12. Ст.1093.
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609; 2003. N 2. Ст.167.
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст.3347.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ).
Положение о комиссии по товарным биржам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 (с изм. от 26 марта 1996 г.) // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787; СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1345.
Положение о государственном комиссаре на товарной бирже, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3982. Текст приложения см.: Ведомственное приложение к РГ. 1995. 21 окт.
Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-15/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках» // Экспресс-Закон. 1996. N 38.
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренная постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.2910.

Коммерческое право: конспект лекций Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:

1) изготовители товара;

2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

3) организации розничной торговли;

4) потребители.

Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:

1) по месту исполнения – в местах оптовых продаж, в торговом заведении;

2) по времени передачи товара – по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;

3) по сроку оплаты товара – с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

4) по обязанности доставки товара – с доставкой, без доставки.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота. Виды розничной торговли:

1) продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

2) продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;

3) продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

4) продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

1. Структура товарного рынка Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:1) изготовители товара;2) оптовые торговые и иные

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Из книги Правоведение автора Магницкая Елена Валентиновна

Раздел IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Статья 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Глава 12. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 12.1. Понятие государственного кредита. Виды ценных бумагВ настоящее время в России образован рынок ценных бумаг. Кроме гражданского оборота ценные бумаги обслуживают публичные интересы государства. При помощи выпуска и

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

58. Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.Структура товарного рынка - это совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении

Из книги автора

Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг Глава 7. О раскрытии информации на рынке ценных бумагСтатья 30. Раскрытие информации1. Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам

Из книги автора

26. Структура товарного рынка Основой рыночных отношений является товарный рынок, т. е. совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе реализации товаров или товарного обращения, под которым понимается массовая купля-продажа товаров, созданных

Из книги автора

27. Инфраструктура товарного рынка Под инфраструктурой товарного рынка понимают всю массу организаций, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе движения товаров. Чем более развита инфраструктура,

Из книги автора

134. Что представляют собой правовые основы формирования и развития внутреннего энергетического рынка? Либерализация энергетического рынка государств-членов, предусмотренная в Рабочем документе Комиссии 1988 г., началась с принятием 26 июня 1990 г. Директивы 90/377/ЕЭС,

контрольная работа

2. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Понятие товарного рынка, его функционирование

Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ст. 18 ГК РФ гласит, что граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Это право гражданина может быть ограничено только на основании соответствующего федерального закона.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

* правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);

* дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их -- ст. 21 ГК РФ);

* иметь местожительство (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно) Гражданский кодекс РФ. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. - М.: Спарк, 2004. .

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу. По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста).

Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, заключаются в следующем.

Этот статус гражданин приобретает в результате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.

Предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.).

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, по решению суда может быть признан несостоятельным (банкротом).

Предприниматель (индивидуальный) может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество индивидуальных предпринимателей, составляющее объекты коммерческой деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Что касается права заниматься предпринимательской деятельностью, то оно по наследству не передается.

Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения -- лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока.

Товарный рынок - сфера товарного обмена. Российский товарный рынок представляет собой совокупность отношений по перераспределению материальных ценностей. Правовые условия конкуренции на товарном рынке определены Конституцией, Гражданским Кодексом, Федеральными законами "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. С. 231. .

Правовое регулирование секторов российского товарного рынка отличается неоднородностью и различным уровнем регламентации. В соответствии с Конституцией России, гражданским, административным, финансовым законодательством урегулированы отдельные вопросы организации и функционирования товарного рынка. Однако фактически регламентированы преимущественно функции различных органов и институтов в соответствующей сфере.

Внедоговорные обязательства

компенсация морального вреда (4). Если общим вопросам регулирования деликтной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, в действующем законодательстве уделено значительное место, то норм...

Возмещения вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг

Защита прав потребителей

Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил...

Защита прав потребителей

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля...

Особенности рассмотрения различных категорий гражданских дел

1. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных...

Пенсии: общая характеристика. Законодательство РФ о защите прав потребителей

Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации...

Правовое обеспечение качества и безопасности продукции

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества являлось постоянной заботой государства. При этом методы и способы...

Правовое регулирование договора купли-продажи

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи...

Правовое регулирование поставки для государственных (муниципальных) нужд

Правовое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд...

Предпринимательское право

С принятием и вступлением в силу нового Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выяснилось...

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Регулирование качества продукции

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей...

Учет и контроль организации закупок товаров (работ, услуг) для нужд подразделений ОВД

Исследование для написания диплома проводилось в бухгалтерии МО МВД РФ «Заподнодвинский». Глава 1.Теоретические основы проведения государственного заказа в ОВД §1...



error: Content is protected !!