Авиация россии. Авиация россии Ту 160м технические характеристики

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Модернизированный Ту-160М2 (заводское обозначение – «изделие 70», по кодификации НАТО – Blackjack/«Блэкджек») - сверхзвуковой бомбардировщик России, как ожидается, совершит свой первый полет в 2019 году. Москва надеется построить 50 новых самолетов Ту-160М2, чтобы усилить свой стареющий флот стратегических бомбардировщиков.

Ту-160М2 поднимется в небо в 2019 году

На сегодняшний день Москва располагает 16 из 35 оригинальных бомбардировщиков, которые были построены до распада СССР.

"Я считаю, что уже к 2019 году этот модернизированный самолет совершит свой первый полет," - сказал генерал-полковник Виктор Бондарев , главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Россия приняла решение об увеличении сроков разработки Туполевым перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) в пользу Ту-160М2 в 2015 году. Серийный выпуск новой модификации бомбардировщика планируется начать в 2023 году. По словам заместителя министра обороны РФ Юрий Борисова , Ту-160М2 является значительно более совершенной, по сравнению с существующим вариантом, машиной: "Он оснащен совершенно новыми блоками обеспечения боевого применения. По сути, это будет новый самолет.

Ту-160М2 - абсолютно новый самолет

Более подробной информации о характеристиках Ту-160М2 пока не раскрывалось. Предположительно, Туполев внес в конструкцию судна изменения, которые должны были быть реализованы в ходе первоначального производственного цикла бомбардировщика. Однако эти изменения, вероятнее всего, окажутся минимальными. Основная часть изменений коснется системы бортовой электроники бомбардировщика.

Разработкой новой авионики для версии М2 занимается российский «Концерн радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

«Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что новый самолет будет построен с использованием элементов интегрированной модульной авионики (ИМА), - сказал представитель КРЭТ. - В рамках проекта по модернизации Ту-160, будут созданы новые бортовые системы, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружений».

Некоторые из новых систем потом могут быть использованы в ПАК ДА, который разрабатывается параллельно с Ту-160М2. Возобновление производства Ту-160 потребует мобилизации научно-исследовательских и производственных мощностей концерна в этой области и разработки принципиально нового подхода к реализации в рамках проекта создания ПАК-ДA, отметили в КРЭТ.

Назначение останется прежним

Хотя многие элементы нового самолета будут новыми, Ту-160 и в новой версии останется стратегическим бомбардировщиком, используемым в целях ядерного сдерживания. В отличие от аналогичных по функциям американских самолетов - тяжелого малозаметного бомбардировщика B-2 или будущего B-21 - в российском Ту-160 ставка делается на молниеносную скорость и скорость выпуска крылатых ракет по целям.

Учитывая ядерную доктрину России, можно сказать, что в выполнении функций ядерного сдерживания даже в разрабатываемом стратегическом бомбардировщике-ракетоносце ПАК ДА ставка будет сделана, в первую очередь, на стратегические крылатые ракеты.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет в 1981 г. На вооружение дальней авиации он встал в 1987 году. Машина, чья взлетная масса достигает 275 тонн, способна развивать скорость более 2 тыс км/ч и нести до 40 тонн боевой нагрузки. Дальность Ту-160 с максимальной боевой нагрузкой превышает 10 тыс км, со сниженной - достигает от 14 до 16 тыс. км.

Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984-го. Но в январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о приостановке серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят производство самолета B-2.

В CCCР планировалось построить 100 машин, до распада Союза было построено 35, 19 из них оказались на Украине, восемь из которых были переданы России в 1999 г. в счет долга за газ.

В ноябре 2015 года самолеты Ту-160 впервые были использованы в бою: несколько ракетоносцев этого типа запустили крылатые ракеты Х-555 и Х-101 по позициям террористов в Сирии .

Так, отмечается, что 25 января 2018 года в Казани в присутствии президента Владимира Путина совершил полет новый . Выкатка самолета состоялась 16 ноября 2017 года, а в декабре он совершил первый полет. А полет на глазах президента носил демонстрационный характер. Самолет получил наименование «Петр Дейнекин» в честь бывшего командующего Дальней авиацией и главнокомандующего ВВС России в 1992-1998 годах. Он скончался 19 августа 2017 года.

Владимир Путин встретился с рабочими Казанского авиационного завода (КАЗ). В тот же день, 25 января КБ Ильюшина сообщило о том, что в Ульяновске взлетел прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. Как считают в КБ, в долгосрочной перспективе он станет основным самолетом-заправщиком ВКС России. Аналогично Ту-160, его первый реальный полет состоялся еще 19 января.

Новый Ту-160 имеет серийный номер 8-04 (собственное название «Петр Дейнекин»). Это четвертый самолет восьмой серии и 35-й произведенный самолет, без учета прототипов для наземных испытаний. Производство Ту-160 осуществлялось в Казани в 1988-1994 годы, после чего четыре незаконченных фюзеляжа остались на заводе. Первый из них – 8-02 был передан военным в 1999 году, за ним в 2007 году последовал 8-03, а 8-05 все еще остается на предприятии. В составе ВКС России имеется 16 самолетов Ту-160 (без учета 8-04), все они входят в состав 121-го тяжелого бомбардировочного полка в Энгельсе.

Для выполнения своей основной задачи – межконтинентальные полеты в качестве носителя стратегического оружия, скорость Ту-160 на высоте 11-12 км составляет 0,77М, что позволяет иметь дальность полета в 12300 км без дозаправки с шестью крылатыми ракетами Х-55. На театре военных действий самолет преодолевает ПВО противника на скорости 2000 км/ч на большой высоте. Дальность полета при скорости 1,5М составляет 2000 км. Полет на малой высоте со скоростью 1030 км/ч с использованием системы огибания местности не применяется. Впервые Ту-160 был применен в боевых условиях 17 ноября 2015 года, когда он выпустил ракеты Х-101 по целям в Сирии.

Новый Ту-160М2 был построен не только с целью увеличить численность стратегических бомбардировщиков. Главной целью является подготовка производства на КАПО для выпуска 50 самолетов при темпе три самолета в год. Самолеты нового производства Ту-160М2 («изделие 70М2») сохраняют старый планер, но будут оснащены модернизированными двигателями, новым бортовым оборудованием и вооружением. Первый новый Ту-160М2 планируется поднять в воздух в 2021 году. Возобновление производства новых Ту-160М2 позволит сохранить исправность существующего парка Ту-160, которому не хватает запасных частей для плановых ремонтов.

Идея возобновления производства Ту-160 была озвучена в апреле 2015 года. Решение видимо было принято за некоторое время до этого. Ту-160М2 имеет очень большое значение для русских, и в текущей ситуации, в то время как другие программы страдают от нехватки финансирования, этот проект судя по всему получает дополнительное финансирование. Так, из 178 программ, финансирование которых осуществлялось в авиационной промышленности в 2015 году, 54 были сокращены, и открыто 16 новых. Все они имели отношение к проекту возобновления производства Ту-160М2.

Поддержание летной годности парка Ту-160 и производство Ту-160М2 требуют новых двигателей. АО «ОДК-Кузнецов» из Самары в августе 2014 года подписало контракт на производство двигателей НК-32 серии 2, возобновляя его после паузы в 25 лет. Двигатель НК-32-02 был разработан в 1987 году, но его выпуск не осуществлялся из-за проблем с финансированием. Модернизация НК-32-02 коснулась лопаток компрессора и турбины, внутренней аэродинамики, а также улучшению внутреннего охлаждения. Вследствие этого потребление керосина сократилось, а взлетная тяга в 25 тонн осталась неизменной. ОКБ Туполева заявляет о том, что в ходе испытаний с новыми двигателями и базовой нагрузкой (шесть крылатых ракет, то есть, масса составляет девять тонн) Ту-160 может преодолеть 13950 км, то есть на 1650 км больше стандартной версии. Сейчас двигатель для Ту-160М2 обозначаются как НК-32-02М2.

23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Новый Ту-160М2 весьма вероятно оснащен тем же оборудованием. Это новое оборудование для вариантов М/М2 должно быть готово к 2020-2021 годам.

Имеющаяся бортовая РЛС «Обзор-К» будет заменена на новую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет также установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер. Среди других систем фигурируют навигационная РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ и система связи С-505-70. Бортовой комплекс обороны «Редут-70М» является полностью новой разработкой, созданной специально для Ту-160М/М2. НИИ «Кулон» разрабатывает для этого самолета систему госопознавания БКР-70М.

Ту-160 «Валентин Близнюк» является прототипом Ту-160М. В 2006 году этот самолет стал прототипом модификации Ту-160М1 «первого этапа модернизации», в которой имелись элементы, требовавшие глубокой модернизации, как, например, «стеклянная кабина» и новая РЛС. Более раннее оборудование было снято. Например, у модернизированного самолета имеются зашитые иллюминаторы, которые ранее служили для оптического визира бомбардировочного прицела в носовом обтекателе. Видимо, он был снят. Модернизация первого этапа и другие работы ведутся в Казани. С ноября 2014 года в вариант М1 было модернизировано пять самолетов, которые были переданы ВКС.

Независимо от модернизации оборудования российские бомбардировщики получают новое вооружение. С 2003 года Ту-160 (и Ту-95МС) доработаны для применения ракет Х-555, которые являются неядерным вариантом ракеты Х-55. Примерно с 2011 года самолет может применять до 12 новых ракет с ядерной БЧ нового поколения Х-102 и ее неядерный вариант Х-101.

Ракеты семейства Х-101/102 примерно на 1,4 м длиннее и на 1 тонну тяжелее ракет Х-55СМ и Х-555. Нужно еще разработать новую многопозиционную пусковую установку (барабан), которая может принять эти новые ракеты в бомбовых отсеках. Первоначальные проблемы с недостаточной прочностью с механизмом поворота и барабаном были решены в течение 2015 года. У Ту-95МС менее объемный бомбовый отсек, поэтому ракеты Х-101/102 на них могут применяться только с внешних пилонов. Максимальная дальность Х-101 оценивается в 3000-4000 км. У ядерного варианта она еще больше.

Специально для Ту-160М/М2 и ПАК ДА компания «Радуга» разрабатывает крылатую ракету Х-БД, которая является вариантом Х-101/102 с увеличенной дальностью. Так как проект Ту-160 уходит корнями в 1972 год, то в нем тогда предусматривалось размещение ракет Х-45 длиной 10,8 метров, и размер бомбового отсека был подчинен этому. Вооружение было изменено с появлением ракет Х-55 длиной 6 метров, но размеры отсека не менялись. Длина Х-101 составляет 7,4 метра, а это значит, в отсеке еще остается немного места.

Две другие ракеты разрабатываются для Ту-160 и ПАК ДА – это Х-СД и ГЗУР. Х-СД разрабатывается «Радугой», это дозвуковая крылатая ракета, в которой используется система наведения от Х-101, но ее корпус имеет более скромные размеры, похожие на американскую JASSM AGM-158. Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему «Отблеск» (аналог DSMAC) для конечного участка. НИОКР по Х-СД начались в 1990-е годы, но в течение нескольких лет были прекращены.

Х-СД (или «изделие 715») имеет длину приблизительно 6 метров и может размещаться в бомбовых отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС. Ее масса составляет примерно 1600 кг. Она оснащена малоресурсным двигателем изделие 37-04 разработки Омского моторостроительного конструкторского бюро с тягой 350 кг и имеет дальность полета в 1500 км на крейсерской скорости 700 км/ч. Корпус ракеты состоит из наклонных плоскостей, что одновременно снижает радиолокационную заметность и позволяет размещать ее в «барабане» на шесть ракет.

Ту-160М/М2 смогут поднимать до 12 ракет Х-СД на двух барабанных пусковых установках. Закупка ракет Х-СД предусмотрена Государственной программой вооружений на 2018-2027 годы. Для крылатых ракет имеется две возможности выжить во при наличии мощной системы ПВО — благодаря малой заметности Х-СД («изделие 715») или большой скорости («изделие 75»). Последняя ракета разрабатывается совместно головным предприятием АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» в Королеве и «Радугой» из Дубны в рамках программы ГЗУР (гиперзвуковая управляемая ракета).

ГЗУР является ракетой, достигающей скорости 6М и дальности полета 1500 км при полете на большой высоте, способной поражать различные наземные цели. Весьма вероятно, что ее основной задачей является борьба с надводными целями. Ее размеры оценочно составляют 6 метров длины при массе в районе 1500 кг. Эта ракета будет оснащаться двигателем «изделие 70» разработки ТМКБ «Союз». В серию ракета должна пойти в 2020 году.

Фото из открытых источников

Страх и ужас американцев – российский стратегический ракетоносец Ту-160, способный одним залпом снести десяток североамериканских штатов, в скором времени получит новое развитие.

Его модернизированная версия Ту-160М2, неуязвимая для противовоздушной и противоракетной обороны противника, начнется после 2021 года. Министр обороны РФ Сергей Шойгу на «правительственном часе» в Совете Федерации подтвердил эту дату и пояснил, что оборонно-промышленный комплекс России готов начать производство усовершенствованного воздушного стратегического ракетоносца, который будет способен наносить удары вне действия систем ПРО.

Сейчас на вооружении ВКС России находится 16 стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160. Это – «штучный товар», каждый из них имеет имя собственное – носит персональное имя в честь русских и российских пилотов или былинных богатырей. При экипаже в четыре человека, эта «летающая крепость» несет на своем борту заряд вооружения, который сопоставим с мощью атомной подводной лодки, способной уничтожить бомбовым вооружением и крылатыми ракетами как минимум одно из побережий США.

Необходимость модернизации этого «стратега» обусловлена веянием времени – на его борту предполагается разместить новые виды вооружений, в том числе сверхдальнюю ракету Х-БД, способную донести свой боезаряд на расстояние свыше 3000 километров. Сейчас речь идет о выпуске практически нового самолета, который при внешнем сходстве со своим старшим братом «лебединой стаи», будет полностью от него отличаться по оснащенности, авионике, вооружению. Решение о производстве обновленного Ту160М2 было принято при необходимости создания переходного варианта стратегического ракетоносца. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, создаваемый в ПАО «Туполев», появится на вооружении ВКС России несколько позже, ориентировочно в 2023 году. Предполагается, что этот самолет должен заменить бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и частично взять на себя функции Ту-22М3. Новый самолет должен быть выполнен по схеме «летающее крыло». До его появления именно усовершенствованный Ту-160М2 возьмет на себя функции ударной силы стратегического авиакрыла.

«Ту-160М2 – абсолютно новый самолет, – рассказывает авиационный эксперт Юрий Гаврилов. – Более подробной информации о характеристиках этого «стратега» пока не раскрывались. Предположительно, в ПАО «Туполев» внесли в конструкцию этого боевого воздушного судна изменения, которые должны быть реализованы в ходе первоначального производственного цикла бомбардировщика. Вероятно, что эти изменения окажутся минимальными. Основная часть изменений, скорее всего, коснутся систем бортовой электроники бомбардировщика. Разработкой авионики для Ту-160М2 занимается российский «Концерн радиоэлектронные технологии». В рамках проекта по модернизации нового самолета, как предполагается, будут созданы новые бортовые системы, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружений. Не исключено, что некоторые из новых систем потом могут быть использованы в ПАК ДА, который разрабатывается параллельно с Ту-160М2.

Возобновление производства «Белых лебедей», несомненно, потребует мобилизации научно-исследовательских и производственных мощностей авиационного концерна и разработки принципиально нового подхода в создании принципиально новых самолетов стратегической авиации. Их назначение остается прежним. При этом многие элементы усовершенствованного самолета будут абсолютно новыми. И Ту-160М2 останется мощным средством ядерного сдерживания, в котором ставка делается на сверхзвуковую скорость полета и молниеносное поражение целей ракетами, в первую очередь стратегическими крылатыми ракетами, способными нести ядерные боеголовки».

Новый стратегический бомбардировщик должен получить и новое оружие. В первую очередь речь идет о ракете Х-БД, которая, как предполагается, превзойдет по многим показателям свою предшественницу Х-101, которые несет на борту нынешний Ту-160. Её дальность – 3000 километров, а новой ракете заявляют вероятность поражения цели в 5000 километров. При полной секретности этой разработки, утверждается, что она будет обладать потрясающими возможностями «обмана» всех существующих и перспективных средств ПВО и ПРО. Ту-160М2 даже не нужно будет входить в зону поражения противоздушной обороны – взлетел, осуществил запуск на безопасной дистанции и вернулся на аэродром взлета пить чай. В принципе, именно так сейчас способен действовать и находящийся в строю Ту-160.

«Основным местом дислокации российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 считается авиабаза ВКС в Энгельсе Саратовской области, – напоминает авиационный эксперт Юрий Пеляев. – Однако эти самолеты, равно как и такие «стратеги», как Ту-95, которые также базируются здесь, способны нести боевое дежурство практически в любом регионе мира. Дальность их практического полета составляет порядка 12 тысяч километров, при дозаправке в воздухе они способны находиться в воздухе более суток. А зафиксированная в 2010 году дальность составила 18 тысяч километров! И, взлетев под Саратовом, а затем дозаправившись, скажем, в районе Южно-Китайского моря, где на вьетнамской базе Камрань дежурят наши топливозаправщики Ил-78, они в течение нескольких часов могут находиться вблизи берегов США.

Ну и нельзя исключать применение так называемых «аэродромов подскока», например, на Сахалине или Камчатке, откуда этим бомбардировщикам можно быстро подлететь на время расчетного удара по объектам потенциального противника. При этом даже не нужно входить в зону ПВО неприятеля – несомое на борту вооружение способно достигнуть цели на расстоянии от двух до пяти тысяч километров. Совсем не обязательно приближаться к берегам страны, которая окажется враждебной по отношению к России».

Нынешний Ту-160 – сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, который является лучшим в мире стратегическим бомбардировщиком. У него самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности, у него самые дальнобойные ракеты. Впервые боевое применение Ту-160 было использовано во время военной операции ВКС России в Сирии в ноябре 2015 года. Взлетев с территории России, они нанесли удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) и, не заходя в воздушное пространство Сирии, вернулись на аэродромы базирования. Все цели были поражены, что подтвердили средства объективного контроля.

Новое поколение стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, будет производиться на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Здесь есть опыт производства, помимо прочих, и самолетов Ту-160. А сейчас восстановлена электронно-лучевая сварка титана, которая крайне необходима в изготовлении новых «Белых лебедей».

Боевая эффективность новой машины, по утверждению заместителя министра обороны Юрия Борисова, повыситься в 2,5 раза по сравнению с Ту-160, который был принят на вооружение Дальней авиации ВВС в 1987 году.

Подпишитесь на нас

Кому суждено ползать, летать не может (с). Ну ничего. Однако, самолеты восхитительны, особенно боевые. В них сочетается прелесь и тяга к оружию и бесконечное непонимание душой, как такая масса может так грациозно летать! Предлагаю посмотреть интересные фотографии и узнать что то новое о гордости советской/россйской авиации.


Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) - сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».


Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Первый самолет.

Толчком к разработке проекта нового стратегического бомбардировщика послужило начало работ в США над проектом будущего В-1.К проектированию самолета приступили два авиационных конструкторских бюро: ОКБ П.О.Сухого (Московский машиностроительный завод "Кулон") и только что восстановленное ОКБ В.М.Мясищева (ЭМЗ - Экспериментальный машиностроительный завод, расположенный в г. Жуковском). ОКБ А.Н.Туполева (Московский машиностроительный завод "Опыт") было загружено другими темами и, скорее всего, по этой причине к работе по новому стратегическому бомбардировщику на этом этапе не привлекалось.

Был объявлен конкурс. К началу 70-х годов оба коллектива, основываясь на требованиях полученного задания и предварительных тактико-технических требованиях ВВС, подготовили свои проекты. Оба конструкторских бюро предлагали четырехдвигательные самолеты с крылом изменяемой стреловидности, но совершенно разных схем.М-18 ОКБ Мясищева признан победителем в конкурсе 1972 года.

Однако, это ОКБ (только что возрождённое) не имело своей производственной базы и воплощать в металл самолёт было негде. ОКБ Сухога специализировалось на истребителях и фронтовых бомбардировщиках. После череды интриг на правительственном уровне строить стратегический бомбардировщик поручили Туполеву, в конструкторское бюро которого передали проектную документацию из ОКБ Мясищева и Сухого

Менялись и ТТЗ на самолёт, т.к. в то время интенсивно шли переговоры по ОСВ (ограничение стратегических вооружений). В семидесятых годах появилось новое оружие - крылатые низко высотные ракеты большой дальности (свыше 2500 км), летящие с огибанием рельефа местности. Это в корне изменило стратегию использования стратегических бомбардировщиков.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси - в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

18 декабря 1981 года состоялся первый полет многорежимного стратегического бомбардировщика ТУ-160.

Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.


Кликабельно

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».


Кликабельно 1920 рх

Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.


Кликабельно 1920 рх , кому на обои....

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.

На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог - многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.

Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 - один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.


Кликабельно 2200 рх

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.

Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.



error: Content is protected !!