Батик: техники и виды. Батик - ручная роспись по ткани Что такое роспись по батику

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Батиком (индон. ba — хлопчатобумажная ткань, tik — точка, капля) принято называть роспись по ткани. Родиной этой техники считается Индонезия, хотя батик также издавна практикуется в Японии, Индии и Китае.

Техника батик основывается на том, что перед тем как покрасить ткань, на нее воском, парафином либо другими специальными составами наносится рисунок. Эти составы называются резервирующими, поскольку не пропускают краску (резервируют отдельные участки ткани от краски), и благодаря им рисунок после окрашивания ткани имеет четкие контуры.

Виды батика

Существуют следующие виды батика: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. При применении горячей техники в качестве полотна используется в основном хлопчатобумажная ткань. Резервирующий состав наносится на ткань специальным инструментом, который называется чантингом.

Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента. После полного высыхания уже готового изделия резервирующий состав можно легко удалить, прогладив изделие горячим утюгом через слои газет.

Солевая техника

Очень интересный и необычный эффект батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). После того как ткань окрасили, ее сразу же посыпают солью и дают высохнуть, а соль просто стряхивают. Соль впитывает в себя краску, и в зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются необычные и даже неожиданные эффекты, вплоть до полного выбеливания отдельных участков. Солевую технику можно смешивать с горячей и холодной.

Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются уже готовыми к применению. Технику холодного батика применяют в основном при нанесении на шелк или шифон.

Техника свободной росписи

Техника свободной росписи напоминает акварельную живопись фактически без применения резервирующих составов. Окрашивание ткани производится анилиновыми красителями либо масляными красками с растворителями. Резервирующие составы применяются только в том случае, если надо где-то провести границу между цветами.

Также свободную роспись можно производить по влажной ткани, образуя при этом очень плавное перетекание одного цвета в другой.

Сибори

Технику сибори (или шибори) еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Это древняя японская техника, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства — оригами. Сложенная ткань окунается в кипящий красящий раствор и кипятится около получаса.

После остывания, полоскания и просушки получается узор, похожий на картинку из калейдоскопа.

Бандан

Родиной техники бандан считается Индокитай. Применение бандана предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков, поэтому эту технику называют также узелковой. Здесь фантазия может не ограничиваться, узелки можно вязать где угодно и как угодно, под ткань можно подкладывать пуговицы, бусинки, камешки и затем окрашивать.

Чтобы приступить к росписи ткани в технике батик, следует, прежде всего, подобрать ткань и натянуть ее на подрамник. Далее нужно решить, какой рисунок вы хотите увидеть на этом пока еще чистом «холсте». Если вы не очень хорошо рисуете или затрудняетесь с выбором, можно использовать специальные шаблоны рисунков для батика, которые можно найти в Интернете .

Рисунки для начинающих

Рисунки для начинающих очень просты, но ваш первый шедевр всё равно будет единственным и неповторимым, впрочем, как и все последующие, ведь даже при нескольких одинаковых шаблонных рисунках окраска ткани будет абсолютно разной, потому что краска не умеет растекаться по шаблону.

А еще хочется добавить, что батик — это очень увлекательное занятие не только для взрослых, но и для детей. Дайте своему ребенку несколько шаблонных рисунков для детского батика, все необходимые материалы и принадлежности и простор для воображения — и его новое увлечение, возможно, перерастет в прекрасное хобби, приносящее ни с чем не сравнимое удовольствие.

Мастер-класс по технике батик:

13.12.2016 - 23:35

Лолита Милявская, певица, актриса, телеведущая в программе «Простые вопросы» с Егором Хрусталёвым.

Лолита, позвольте вот о песне, которую теперь поёте Вы…

Лолита Милявская:
«На Титанике»…

Вот смотрите, я пытался выяснить сам, у меня не получилось, хочу задать Вам вопрос. В начале клипа Вы снимаете туфли, явно «лабутены», а говорите: «Снимаю батики». Что такое батик?

Лолита Милявская:
Вы знаете, могу сказать, что, когда автор прислал мне эту песню, там так и было: «Снимаю батики».

Я сначала, как женщина невежественная, честно, подумала про батик.

То есть, рисунок. Я поняла, что он поёт, как бы, сленговано, это – его сленг. И я не стала его менять, потому что, однозначно, вся страна, кроме меня, Милявской, которая думала, что это – про художественное творчество на шёлке, поняла, что это снимают «батики».

Поэтому Вы в начале бросаете «лабутены».

Лолита Милявская:
«Лабутены», да.

Там, в этом смысле – Шнур уехал, «лабутены» остались.

А Вы эту историю придумали, что у вас там клуб анонимных алкоголиков? Или что?

Лолита Милявская:
Фактически, да. Вы правильно прочли, потому что придумал историю Лёня Колосовский. Я не пишу песен. Не сочиняю ни музыку, ни текст.

Но истории Вы сами подсказываете?

Лолита Милявская:
Я ничего не подсказываю.

Я, вообще, не покупаю песен, которые «написаны специально для Вас».

Потому что мне присылают: «Мы специально для Вас!»… Либо какое-то нытьё (как мой друг Макс Галкин говорит: «Радио Суицид»): «Я бросилась в окно, я хочу, чтобы ты тоже сдох, я вены себе порезала и воскресла на девятый день, и отрезала тебе». Либо: «Я уехала в Монте-Карло, я напилась там виски».

Завоевали сердца и пропали. Как сейчас живут актёры, которые прославились в детстве



Вы помните такие фильмы, как «Один дома», «Дети шпионов» или «Стюарт Литтл»? Главные роли в этих кинокартинах исполняют дети. Конечно, взрослые тоже участвуют, но вот для юных актёров это был прорыв, который принёс им популярность.

Но что стало с этими людьми много лет спустя? Как сложились их жизни? Мы решили узнать, чем сейчас занимаются прославившиеся в детстве актёры.

Маколей Калкин, 39 лет

Наверное, Маколея знают практически все, ведь многие люди встречают Рождество и Новый год вместе с фильмами «Один дома» и «Один дома 2». Также, вероятно, очень многим известно, что всего лишь в 14 лет карьера актёра завершилась.


Отец Маколея требовал, чтобы его сыну платили огромные гонорары, а создателям фильмов это было невыгодно. Кроме того, вся эта ситуация не нравилась и самому Калкину, поэтому он прекратил съёмки. Дальше Маколей практически пропал с экранов, лишь изредка снимаясь в фильмах или роликах.


Фото: instagram.com/culkamania

После расставания с актрисой Милой Кунис в 2011 году Калкин впал в депрессию, а годом позже принял рискованную дозу таблеток. Несмотря на все эти сложности, сейчас Маколей активно общается с поклонниками в Twitter и готовится дебютировать в 10 сезоне сериала «Американская история ужасов».


Фото: instagram.com/culkamania

Джонатан Липники, 29 лет

Наибольшую популярность Джонатану принесла роль в фильме «Стюарт Литтл», где он подружился с мышонком Стюартом. После съёмок во второй части кинокартины Липники на некоторое время пропал с экранов.


В 19 лет Джонатан сходил на прослушивание, чтобы получить роль в одном фильме, рассчитанном на массового зрителя, но продюсер сказал, что Липники больше не милый маленький мальчик. Мужчина добавил, что актёр непонятно чем занимался всё это время. В итоге Джонатан ушёл и плакал по дороге домой.


Фото: instagram.com/jonathanlipnicki

Впрочем, долго Липники не грустил, он стал сниматься в независимых фильмах, пусть они и не слишком хорошо известны широкой аудитории. Сейчас Джонатан занимается благотворительностью, увлекается боевыми искусствами и ведёт вполне обычную жизнь.


Фото: instagram.com/jonathanlipnicki

Дэрил Сабара, 27 лет

Сабара получил известность благодаря роли в серии фильмов «Дети шпионов». Хотя после этого Сабара продолжал сниматься вплоть до 2014 года, другие его роли не столь популярны.

В июле 2016 года Дэрил начал встречаться с певицей Меган Трейнор. 21 декабря 2017 года состоялась помолвка и 22 декабря 2018 года, в день рождения Трейнор, пара вступила в брак.


Фото: instagram.com/darylsabara

Сейчас Сабара редко появляется на публике, а если это случается, то чаще всего он составляет компанию своей супруге.


Фото: instagram.com/darylsabara

Джозеф Маццелло, 36 лет

Успех Джозефу принесла роль Тима в фильме «Парк Юрского периода», а также роль Декстера в драме «Лекарство». Далее Маццелло появлялся в менее заметных кинокартинах.


Джозеф учился в Школе кинематографических искусств Южно-Калифорнийского университета. Что интересно, обучение он оплатил гонораром, который получил за появление во второй части «Парка Юрского периода». Маццелло пошутил, что это был подарок режиссёра Стивена Спилберга.


Фото: instagram.com/joe_mazzello

Сейчас актёр редко появляется на экране. Последние его заметные роли были в фильмах «Социальная сеть» и «Богемская рапсодия».


Фото: instagram.com/joe_mazzello

Мара Уилсон, 32 года

Актриса известна только своими детскими ролями. Успех ей принесли фильмы «Миссис Даутфайр», «Чудо на 34-й улице» и «Матильда». У русскоязычной аудитории особенно известен последний.


По словам Мары, она бросила кино, поскольку ей не нравилось повторять одно и то же много раз. Кроме того, в качестве актрисы она не чувствовала творческой свободы.


Фото: instagram.com/marawilson

Уилсон не снимается в кинокартинах с 2000 года, однако время от времени она озвучивает персонажей в мультсериалах. Сейчас Мара выступает в качестве писательницы, ведёт блог.


Фото: instagram.com/marawilson

Линдси Лохан, 33 года

Первую яркую роль Лохан исполнила в фильме «Ловушка для родителей». Кстати, на эту же роль претендовала Мара Уилсон. Далее Линдси успешно проявила себя в кинокартинах «Чумовая пятница» и «Дрянные девчонки».


Фото: instagram.com/midioramaoficial

После выхода фильма «Поцелуй на удачу», который принёс актрисе хороший гонорар, но был неоднозначно принят зрителями и критиками, Лохан заинтересовалась съёмками в независимых фильмах. В то же время у Линдси начались проблемы с наркотиками и алкоголем, что негативно сказалось на её карьере.


Фото: instagram.com/lohanfansmexico

Борясь с зависимостью, Лохан пробовала себя в качестве дизайнера, снималась в сериалах, а затем открыла несколько пляжных клубов. Сейчас Линдси вновь вернулась к музыке и на днях выпустила сигнл «Back to Me», который был тепло принят поклонниками.


Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Lindsay Lohan

Кристина Риччи, 40 лет

Актриса прославилась благодаря роли Уэнзди Аддамс в комедии «Семейка Аддамс». Далее Риччи снялась в ещё нескольких удачных кинокартинах, в числе которых «Каспер» и «Сонная лощина».


Кристина продолжала сниматься, не делая долгих перерывов. Но хотя критики положительно отзывались об актёрской игре Риччи, далеко не все фильмы с её участием получили популярность у зрителей.


Фото: instagram.com/riccigrams

В 2013 году актриса вышла замуж, а через год родила сына. Владеет своей собственной продюсерской компанией.


Фото: instagram.com/riccigrams

Кстати, ранее мы рассказывали о ещё одном актёре, который прославился в детстве.

  • Читать еще

Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда , сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика - ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах - археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)


















Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик . На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик . Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори . Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик . На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись . Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори . А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика - во многом все зависит от жанра.

Материалы и инструменты

Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

Нам понадобятся:

  1. краски - продаются специальные красящие составы специально для батика - как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
  2. кисти - могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
  3. ткань - в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
  4. трубочки для нанесения резерва - пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
  5. резервирующий состав - некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
  6. воск - используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
  7. рама для батика - она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
  8. палитра - понадобиться для смешивания красок;
  9. пипетки - могут пригодиться для набора краски или резерва;
  10. скотч - используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
  11. булавки , кнопки или степлер - потребуются для закрепления ткани на раме;
  12. спирт - нужен для разбавления некоторых красителей;
  13. крупная соль - может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
  14. вода - нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
  15. простой карандаш или ручка - необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

  • гелем с блёстками;
  • стразами;
  • пайетками.

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером - здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

Горячий батик

Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг - специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

Переходим к самому интересному - нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

Шибори и узелковый батик

Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

Свободная роспись

Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки - именно поэтому технология батика получила такое название.

Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

Мастер-классы

В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

Поэтому важные аспекты в технике батика - мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

Помните, что обучение - неотъемлемая часть всего процесса.

Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы - это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.



error: Content is protected !!