Что из нижеперечисленного составляет содержание профессиограммы. Понятие профессиограммы и психограммы

Для оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека. Для этой цели часто используют схему выбора карьеры по личности Дж. Голланда.

По концепции Голланда один из типов всегда доминирует, однако человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Типология личностей Дж. Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова , все виды деятельности разделены по предметам труда:

  • Тип П — человек-природа;
  • Тип Т — человек-техника;
  • Тип Ч — человек-человек;
  • Тип 3 — человек-знак (условные знаки, коды, языки);
  • Тип X — человек-художественный образ.
См.также:

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже сформировавшимся профессионалом, но бывает важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

  1. традиция — в силу обычаев, традиции;
  2. случай — случайно, в силу некоторых событий;
  3. долг — представление о долге, миссии;
  4. целевой выбор — сознательное определение целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения.

Формула профессии. Профессиограмма

Отбор и развитие специалистов в рамках любой требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.

Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.

Выделяют 4 основные характеристики профессии

1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
  • Человек -Ч;
  • Природа -П
  • Художественный образ -Х
  • Знаковые системы -З
  • Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):
  • Гностические (познавательные) — Г;
  • Преобразовательные — П
  • Изыскательские — И
3. (чем человек воздействует на предмет труда):
  • Ручные -Р
  • Механические -М
  • Автоматические -А
  • Электронные — Э
  • Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
  • Теоретические (интеллектуальные) — Т
4. :
  • Бытовой микроклимат -Б
  • Открытый воздух — О
  • Необычные — Н
  • Экстремальные — Э

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста: Ч/З — П — Э — Б

Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться.

В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования и т.п.

Существует технология по изучению, описанию и проектированию специальностей - профессиография. Исследования такого рода проводятся с учетом социально-экономических и психологических требований. При этом процессе составляется профессиограмма. Это своеобразный результат проведенного исследования. В приведенном ниже тексте вы сможете узнать, что означает этот термин, с какой целью проводят такие изучения, и какие методы используются.

Определение

В существует раздел - профессиография. Этот термин происходит от двух слов. "Графо" в переводе звучит как "пишу", "профессио" - как "постоянная специальность". Какова цель этой области? Чаще всего результат исследований (профессиограмма) - это информация о существующей либо проектируемой специальности. Но в ряде случаев итог изучения включает промежуточные данные о действующем виде деятельности с возможными изменениями. Само исследование и его результат - профессиограмма - это обязательные этапы составления всех научных работ в психологии эргономики, труда и инженерии. Объектом изучения являются все аспекты процесса труда. Каждый желающий может ознакомиться с по работам К. К. Платонова, И. П. Титовой и Е. А. Климова.

Как стали применять понятие?

Профессиограммы появились в 20-х годах XIX века. Тогда советские психотехники интенсивно работали над созданием правил и способов анализа трудовой деятельности. Подведя итоги данных исследований, ученые разработали раздел в психологии труда - профессиографию. Данное определение включает в себя операции по изучению, психологической оценке и проектированию исследуемой специальности. Кроме того, здесь обязательно прорабатываются признаки объектов, которые являются основными составляющими рабочего процесса, а именно: субъект, предмет, задача, орудия и условия труда.

Основным принципом профессиографирования стал разделительный подход к изучению специальностей. Сущность этого термина состоит в том, что процесс исследования зависит от решения определенных задач. К примеру, для профотбора необходимы только те признаки, которые делают возможным дифференцирование испытуемых по их пригодности к той или иной трудовой деятельности. Ведущее значение приобретает характеристика знаний, навыков, умений и рабочих функций. Чтобы определить профессиональное утомление, отбираются признаки, инициирующие данный процесс.

Классификация по видам

Каждая профессиограмма - это документ, имеющий свою цель, время составления, объем. В соответствии с этим, а также по наличию сходных данных, осуществляется систематизация результатов исследования. Кроме того, различают следующую кодификацию:

1. Информационная. Здесь проводятся консультационные работы с людьми, которые еще не определились с выбором профессии. Данная методика заключается в кратком и систематизированном описании необходимых характеристик.

2. Диагностическая. Этот вид исследований применяют в том случае, когда необходимо выяснить причины низкой производительности, выпуска некачественной продукции, высокого уровня аварийности и травматизма и так далее. С этой целью проводят изучение правовых, технических, психологических, а также гигиенических характеристик труда. Как показывает практика, определение этих показателей имеет огромное значение для конечного результата работы.

3. Прогностическая. Этот принцип анализа несет рекомендации по совершенствованию профессиональных навыков и умений с целью улучшения карьерного роста.

Способы создания

Разработаны различные схемы, в соответствии с которыми формируется та или иная профессиограмма. Пример самой простой модели предложил психолог Е. А. Климов. Называется она "формула специальности". Суть метода состоит в том, что все профессии должны подразделяться согласно основным предметам. Кроме того, обязательно учитывается взаимодействие человека с этими объектами. К примеру, "индивид - природа", "субъект - техника", "человек - художественный образ" и так далее. Также здесь выделяются цель труда, применение средств деятельности и наиболее благоприятные производственные условия.

Структура профессиограммы

Для обозначения качеств, которыми должна обладать та или иная специальность, трудовые действия подразделяются на операции. Климов с этой целью рекомендует особо выделить наиболее важные рабочие качества.

В любом случае при правильном составлении профессиограммы необходимо ответить на ряд вопросов. А именно:

1. Какие действия совершает человек? В данном пункте можно использовать или самоанализа.

2. Как он их делает? То есть здесь необходимо подробно представить анализ действий.

3. С какой целью человек совершает эти операции?

4. Какие средства используются в трудовом процессе? В этом пункте следует отразить навыки, которыми должен обладать индивид для соблюдения технологического процесса.

45. Профессиограмма и психограмма. Их разновидности.

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику . В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные (для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно -диагностические (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Профессиография - метод изучения требований, которые предъявляет та или иная проф. деятельность к профессионально важным качествам личности. В качестве критериев проф. деятельности могут использоваться различные показатели (обучаемость проф. знаниям и навыкам, показатели деятельности работника, его вклад в результат деятельности всего коллектива).

Анализ проф. деятельности включает в себя три этапа:сбор информации о проф. деятельности,обработка и обобщение полученной информации (составление профессиограммы),использование профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования, классификация профессий, что необходимо прежде всего для целей проф.консультации, и т.д.)Информация о проф. деятельности может быть получена разными путями. Большое значение имеет наблюдение за деятельностью специалистов, из которого можно получить сведения о типах обрабатываемой информации, об эмоциональной напряженности, об особенностях общения с другими работниками, об условиях внешней среды, о соответствии реальной работы инструкциям и наставлениям, о межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.Другой путь получения данных о проф. деятельности – беседа со специалистами. Она позволяет использовать многолетний опыт работы специалистов, которые знают примеры успешной и неуспешной работы и понимают факторы, определяющие различия в эффективности проф. деятельности.

Сама профессиограмма представляется в различных формах. Например, в виде описательной характеристики проф. деятельности, в которой отражаются общие ее особенности, основные действия и операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты проф. деятельности, используемое оборудование и проч. При построении профессиограммы важно, чтобы описательные характеристики были дополнены количественной оценкой элементов проф. деятельности, представленных совершаемыми действиями и операциями (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и проч.). при составлении профессиограммы важно учитывать динамику профессий: во многих профессиях распределение обязанностей работника временно; по мере накопления его практического опыта обязанности зачастую меняются настолько, что для успеха оказываются нужными совсем иные способности и навыки. Кроме того, характер выполняемой работы меняется под воздействием технологических изменений, которые приводят к смене требуемых с самого начала навыков на новые. В силу этого профессиограммы должны включать в себя такой фактор, как способность учиться новому. Результаты анализа проф. деятельности (профессиографии) выступают критерием валидности проф. тестирования, на основе которого происходит соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру проф. деятельности.Психограмма – это часть профессиограммы, в которой сформулированы требования профессии и к психике человека, т.е. она содержит перечень психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения данной деятельности, а также она содержит психологические противопоказания. Виды психограмм:1. общие (характеризуют отдельные группы профессий)2. частные (составляются для отдельных видов профессий)Типы психограмм:психограммы, составленные для проф. консультации и профотбора.психограммы, составленные для рационализации обучения. Акцент – на качествах, которые могут быть развиты в процессе обучения. 3. психограммы, составленные в целях рационализации труда и отдыха.4. психограммы, составленные для техники безопасности. При описании психологических требований, предъявляемых деятельностью к личности, привлекаются как слишком общие понятия, употребляемые для обозначения отдельных профессионально важных качеств (память, мышление, внимание), так и слишком конкретные (быстрота узнавания небольших отклонений от предписанной формы).

В литературе существуют различные подходы к определению профессиограммы.

Профессиограмма – это, во–первых, описание особенностей и структуры профессиональной деятельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физиологическим характеристикам специалиста.

Профессиограмма – это, во-вторых, научно–обоснованные нормы и требования профессии к видам Деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма включает два основных компонента: трудограмму (характеристики объек-тивных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возмож-ные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалифи-кации, переориентации в рамках данной профессии.

Трудограмма представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

– описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

– распространенность профессии;

– описание предмета труда в данной профессии;

– перечень необходимых профессиональных знаний;

– описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

– описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек исполь-зует для воздействия на предмет своего труда;

– описание условий труда;

– организация и кооперация труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

– характеристика продукта труда (или его результата);

– перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

– права и обязанности представителя данной профессии;

– характеристика позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

– характеристика негативных сторон профессии как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания трудограммы – одной из составляющих психограммы – можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, часто весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкрет-ной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание ее отдельных сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессио-нальной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объек-тивных требований профессии к человеку.

Профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Конкретная профес-сия включает в себя широкий спектр специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по специфике предмета труда.

2. Объем знаний, умений и навыков специалиста. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной подготовке персонала, включающей не только определенный набор знаний, но и способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня.

– свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессиональную и познаватель-ную направленность личности;

– требования к профессиональной подготовке;

– объем и состав специальной подготовки;

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная дея-тельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями некоторые виды деятельности рассматриваются как деятельность в особых условиях, предполагающих посто-янное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме специалиста отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформа-ций специалиста являются: постоянное напряжение, конфликты с сотрудниками, однообразие деятельности. Профессиограмма должна включать полное описание профессиональных вреднос-тей и индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию професси-ональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предпола-гает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональ-ные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возни-кает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести специалист.

6. Перечень моральных стимулов труда. У многих специалистов по мере роста профессио-нального стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у него не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства специалистов (особенно молодых), можно сказать, что у них вообще не остается никаких стимулов к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии большое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообраз-ным включать в профессиограмму перечень учебных заведений, курсов которые готовят или осуществляют повышение квалификации специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности специалиста, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме ведущее место занимает позиция специалиста – система его интеллек-туально-волевых и эмоционально–оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию специалиста.

Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.

Профессиональная позиция – отношение к избранной профессии, целям и средствам профес-сиональной деятельности.

Одним из видов профессиограммы является диагностическая профессиограмма.

Диагностическая профессиограмма – характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров. Диагностическая профес-сиограмма чаще всего составляется в тех случаях, когда не ясны причины низкой произво-дительности труда, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др. Этот тип профессиограммы является ориентировочным, поисковым. Первоочередной задачей психо-лога в данном случае является диагностика причин, обусловливающих наличие данных факторов.

Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным за счет изучения структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль здесь играют профессиограмма и психограмма . Рассмотрим более подробно, что раскрывают их понятия и структура.

Понятие и структура профессиограммы.

Профессиограмма - это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку. Она позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества. Она же указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии. Отсюда следует, что профессиограмма обязана отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.

Структура профессиограммы выглядит следующим образом:
точный адрес, т. е. конкретная профессия, включающая определенный спектр специальностей, различающихся по специфике предмета труда или объекту воздействия;
объем умений, знаний и навыков, требуемых для подготовки или переподготовки персонала. Содержательная сторона включает: требования и условия, предъявляемые к профессиональной подготовке; содержание подготовки по конкретной специальности; характеристики и свойства, отражающие профессиональную, нравственную и познавательную направленность каждой личности; состав и объем профессиональной подготовки;
психофизиологические противопоказания и требования к профессии. Профессиограмма позволяет отражать психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;
профессиональные вредности — конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника;
возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность;
моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие на специалиста;
учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.

Психограмма как часть профессиограммы и ее структура.

Психограмма является частью профессиограммы, поскольку она характеризует основные наиболее важные требования, которые предъявляются к психологическим качествам сотрудника специальностью или профессией. Ее объем и содержание определяются значимыми целями профобучения, профотбора, профориентации, а также перемещения сотрудников и прочих элементов кадровой политики на предприятии. Психограмма составляется с помощью применения следующих источников, предоставляющих правдивую информацию:

  • документы, среди которых особое место занимают положения, описания,инструкции, хронометражные таблицы;
  • письменные и устные опросы работников, включающие личные наблюдения, анкеты, естественные и лабораторные эксперименты;
  • данные «пилотажных» (целевых или пробных) исследований;
  • эргономические исследования, проводимые на рабочих местах сотрудников — электроокулография, электроэнцефалография, киноциклография, телеметрия физиологических параметров, телехронорефлексометрия и многие другие.

Структура психологической характеристики специальности, профессии или рабочего места характеризуется следующими показателями и требованиями:

  • требованиями к организации, оборудованию и условиям труда;
  • требованиями к организации и регулированию психолого-педагогических аспектов труда;
  • требованиями к руководителю рабочей группы: педагогу, организатору, специалисту, личности;
  • социально-психологическими показателями и параметрами трудового коллектива;
  • комплексом требований, предъявляемых к психике человека — психофизиологическим, интеллектуальным, нейропсихическим и личностным свойствам;
  • комплексом требований, предъявляемых к психическим состояниям человека - работоспособности, эмоционально-волевым установкам, измененным состояниям;
  • комплексом требований, предъявляемых к процессам адаптации, восприятия, обучения, ритма.


error: Content is protected !!