Ексд - педагог-библиотекарь. Педагог- библиотекарь Новая должность – новые обязанности? Педагог библиотекарь норма проведения массовых мероприятий

размер шрифта

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26-08-2010 761н (ред от 31-05-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА... Актуально в 2018 году

Педагог-библиотекарь

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н)

<*> Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Образец должностной инструкции педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана в соответствии требованиям ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; согласно Трудовому кодексу РФ и другим нормативным актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
1.4. Педагог-библиотекарь находится в прямом подчинении у директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставу общеобразовательного учреждения, Правилам внутреннего трудового распорядка;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору.

1.6. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • индивидуальные особенности развития детей различного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • передовые информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • профиль деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • порядок и правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

Педагог-библиотекарь должен также знать правила внутреннего трудового распорядка, свою должностную инструкцию педагога-библиотекаря в школе, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при эвакуации в случае возникновения пожара.

2. Функции

К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (образовательная функция);
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания;
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная);
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности педагога-библиотекаря школы

Педагог-библиотекарь обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педработников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.18. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права педагога-библиотекаря

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией педагога-библиотекаря, а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающего процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью ученика, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г). Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода;
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы;
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями;
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы;
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

Должностную инструкцию разработал:

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)


Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года 448 н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»


Педагог-библиотекарь Раздел III "Должности педагогических работников" дополнить после квалификационной характеристики должности "Тьютор" квалификационной характеристикой должности "Педагог- библиотекарь» …


Должностные обязанности Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно - методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно - информационных ресурсов.


Должностные обязанности Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.


Должностные обязанности Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно- библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.


Должностные обязанности Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.


Должностные обязанности Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно- поисковых систем.


Должностные обязанности Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;


Должен знать: современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;


Должен знать: современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.




«Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. 448 н» Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2011 г


Кто будет работать в школьной библиотеке? Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которое могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь


Отпуск библиотекаря Библиотечным работникам образовательных учреждений продолжительность отпуска может быть увеличена за счет предоставления им дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, если указанные работники привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Следует учесть, что предоставление библиотечному работнику дополнительного отпуска за ненормированный день в каникулярный период не потребует дополнительных финансовых затрат, поскольку оплата дополнительных дней отпуска будет производиться вместо заработной платы за такое же количество дней работы.


Преподавательская работа Библиотечные работники могут за дополнительную оплату выполнять преподавательскую работу в том же образовательном учреждении (т.е. вести занятия по учебным предметам на условиях, установленных для учителей). В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2003 г. регистрационный 4963), преподавательская работа без занятия штатной должности не считается совместительством.


Профсоюз работников народного образования и науки РФ - Директору Департамента общего образования при доработке проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» предлагаем в разделе «Должностные обязанности» исключить такие функциональные обязанности как «осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей; планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; проведение учебных занятий», поскольку эти функции являются прямыми обязанностями педагогического работника с наименованием должности «учитель», независимо от того выполняется работа в должности учителя по основной работе или помимо основной работы.


Профсоюз работников народного образования и науки РФ - Директору Департамента общего образования … отнесение педагога-библиотекаря к профессиональной квалификационной группе педагогических работников само по себе не распространяет на них большинство государственных гарантий, установленных для педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, типов и видов образовательных учреждений, нормативными правовыми актами Российской Федерации на основании норм федеральных законов


Профсоюз работников народного образования и науки РФ - Директору Департамента общего образования для распространения на педагогов- библиотекарей права на удлиненную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, на досрочное назначение трудовой пенсии необходимо принятие соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации,




1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря Руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря. В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей, в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями


1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения


1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря В определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность библиотекаря), допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования. пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.


2. Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности Педагогу-библиотекарю помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы. Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.


3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Реализация определенных прав, установленных законодательством Р Ф для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты: приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников; постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.


3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и статьей 55 Закона РФ «Об образовании». Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).


3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Значит, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей


3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространены на педагогов- библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.


3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.


4. Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.


5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в настоящее время не установлено. В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами


5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей Система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. 216 н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена, а, следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.


5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей Общероссийский Профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также в целом подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов- библиотекарей

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕДИНЫЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ,

РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г. № 21240

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Феде­рации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Рос­сийской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № И (ч. 1), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944; № 16, ст. 2294), приказываю:

Внести изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников об­разования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г. № 18638), согласно приложению.

Министр Т.А. ГОЛИКОВА

Вестник образования России.- 2011.- № 15.- С.66

Приложение

ИЗМЕНЕНИЕ,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и служащих,

раздел «Квалификационные характеристики должностей

работников образования»

Раздел III «Должности педагогических работников» дополнить после квалификационной характеристики должности «Тьютор» ква­лификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь», изложив ее в следующей редакции:

«Педагог-библиотекарь*

Должностные обязанности.

Участвует в реализации основной об­разовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федераль­ными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устой­чивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополни­тельное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информа­ционной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тема­тических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, ис­пользуя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных ин­тересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образо­вательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реа­лизации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организа­ции и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и про­ведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда об­разовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать : приоритетные направления развития образователь­ной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения инди­видуальных бесед, формы и методы проведения конференций, вы­ставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, Школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; совре­менные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную дея­тельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использова­ния мультимедийного оборудования и ведения электронного доку­ментооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреж­дения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; еди­ную общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; прави­ла внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Высшее профессиональное (педа­гогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы».

* Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Дополнительная информация:

Аницына, Т.М. Педагог-библиотекарь: размышления о новой должности / Т. М. Аницына// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2012. - № 2. - С. 10-11.

Астапенко, Е.Л. Повышение квалификации персонала библиотек образовательных учреждений / Е. Л. Астапенко // Норматив. док. образоват. учреждения. - 2011. - № 12. - С. 61-65. - Модульная программа повышения квалификации "Управление развитием персонала библиотек ОУ через модель непрерывного обучения".

Будникова, В.С. Должностная инструкция педагога-библиотекаря муниципального общеобразовательного учреждения / В. С. Будникова// Администратор образования (ОвД). - 2011. - № 20. - С. 59-63.

Гендина, Н.И. Аттестация работников образовательных учреждений на квалификационную категорию "педагог-библиотекарь": концептуальные основы создания комплекса измерительно-диагностических материалов и механизм его реализации / Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова// Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 25-35. - Библиогр.: с. 33.

Гендина, Н.И. Наступает испытание на прочность профессии / Н. И. Гендина// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 14. - С. 19-22.

Жукова, Т.Д. Ежегодный доклад: 26 октября 2011 г. / Т. Д. Жукова|/ Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 16-24 . - V Юбилейный форум школьных библиотекарей.

Жукова, Т.Д. О должности, о сущности, о кадрах / Т. Д. Жукова// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 14. - С. 14-18.

Иванова, Е.В. Педагог-библиотекарь: новая должность - новый блог / Е. В. Иванова// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 17. - С. 46.

Иванова, Е.В. Педагог-библиотекарь: дороги, которые мы выбираем / Е. В. Иванова// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2012. - № 11. - С. 13-15
Козлова, О.В. О рубке леса, летящих щепках и чемодане без ручки: объединение школ: где окажется педагог-библиотекарь? / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2012. - № 11. - С. 39-43. - Библиогр.: с. 43.
Козлова, О.В. Должностная инструкция педагога-библиотекаря [Электронный ресурс] : как это делается? / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2013. - № 2. - С. 20-23

Кузнецова, Т.В. Подготовка профессиональных кадров педагогов-библиотекарей: постановка проблемы / Т. В. Кузнецова// Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 114-117.

Ломов, А.И. Проблемы новой должности "педагог-библиотекарь" / А. И. Ломов// Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 7. - С. 5-6; Директор шк. - 2011. - № 9. - С. 102-104.

Маркевич, О.А. Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога-библиотекаря / О. А. Маркевич// Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 44-46.

Москвичёва, Н.П. Должность "педагог-библиотекарь" в действии: из опыта работы города Октябрьский, Башкортостан / Н. П. Москвичёва// Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 37-38.

О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н: письмо Департамента общ. образования Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 / Е. Л. Низиенко// Справ. рук. образоват. учреждения. - 2011. - № 11. - С. 100-101; Школ. б-ка. - 2011. - № 6-7. - С. 6-7.

Осипцова, Ж.П. Что делать, если... : комментарии к нормативным правовым актам по деятельности педагогов-библиотекарей / Ж. П. Осипцова, В. Н. Понкратова
// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 16. - С. 4-9 .

Педагог-библиотекарь // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 13. - С. 4-5. - Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 мая 2011 г. Приложение к приказу.

Понкратова, В.Н. Комментарий к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей / В. Н. Понкратова, Ж. П. Осипцова// Справ. рук. образоват. учреждения. - 2011. - № 11. - С. 102-110. - Этот же материал опубликован в журн. "Нар. образование" № 10/ 2011 на с. 158-165 под загл. "Новая должность: педагог-библиотекарь".

Тема номера: Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь"
// Норматив. док. образоват. учреждения. - 2011. - № 12. - Из содерж.: Введение должности "педагог-библиотекарь" в образовательных учреждениях / Ж.П. Осипцова, В.Н. Понкратова. - С. 24-31.

Тихомирова, И.И. Что такое библиотечная педагогика? / И. И. Тихомирова//Школ. б-ка. - 2011. - № 9-10. - С. 146-151.

Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах . № 1(январь)/2012: Особенности кадрового делопроизводства / авт.-сост. Н. Синельникова [и др.]. - М. : МЦФЭР, 2012. - 48 с.

Ястребцева Е.Н. О новом статусе "педагог-библиотекарь" и о том, что делать и как работать школьной библиотеке / Е. Н. Ястребцева// Б-ка в шк.: Первое сент. - 2011. - № 17. - С. 18-24.

Козлова, О. В. № 7-8. - С. 10-15 .

Иванова, Е. В. № 3-4. - С. 14-15 .

Иванова, Е. Дракон в жемчугаж или сверхчеловек? [Электронный ресурс] : как директора школ видят роль педагога - библиотекаря / Е. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2017. - № 3-4. - С. 9-13 . - Опыт Австралии.

Семёнова, О. И. № 2. - С. 48-52 . - Библиогр. в конце ст.

500 шляп школьного № 1. - С. 22-63

Булавкина, И. В. № 20. - С. 70-77 .

Лагода, Т. С. Библиотека "Нескучного сада" [Текст] / Т. С. Лагода // Обруч. - 2015. - № 6. - С. 1-16. - (Под скрепкой) . - Система работы по ознакомлению детей с художественной литературой. - С. 5. - Детские книги для каждого возраста: специфика и рекомендации. - С. 5-7. - Если ребенок не хочет читать... - С. 7-8. - Учим стихотворения наизусть: рекомендации родителям. - С. 8-9. - Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования. - С. 10-13. - Должностная инструкция педагога-библиотекаря. - С. 13-15. - Дневник работы библиотеки. - С. 16. - Учет мероприятий библиотеки. - С. 16.

Тихомирова, И. И. № 12. - С. 14-18 .

Гендина, Н. И. № 8-9. - С. 50-56 .

Булавкина, И. В. № 5-6. - С. 102-110 .

Иванова, Е. В. № 3. - С. 15-17

Положение о стандартах № 2. - С. 18-22

Козлова, О. В. № 12. - С. 43-45 . - Кемеровский университет культуры

Еговкина, Н. В. № 3-4. - С. 17-20 .

Тихомирова, И. И. № 5.- С. 22-25 .

Козлова, О. В. Выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть [Электронный ресурс] : о проекте профессионального стандарта педагога-библиотекаря / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2014. - № 5-6. - С. 23-28 .

№ 3-4. - С. 4-16 .

Соколов, А. В. Педагог - библиотекарь и библиотечная педагогика [Текст] / А. В. Соколов // Школ. б-ка. - 2013. - № 9-10. - С. 39-45 .

Козлова, О. В. Я соответствую? [Электронный ресурс] : аттестация педагога-библиотекаря / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2013. - № 10. - С. 44-46 . - Приложение: Критерии оценки портфолио (папка о4) .

Погорелова, Т. Педагог-библиотекарь. Есть ли новые права? [Текст] / Т. Погорелова // Учит. газ. - 2013. - 10 сент. (№ 37). - С. 21 .

О процедурах проведения аттестации педагогов-библиотекарей государственных и муниципальных образовательных учреждений Псковской области [Текст] : инструкт.-метод. письмо // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 13-14 .

Должностная инструкция педагога-библиотекаря [Текст] // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 9-12 . - Опыт Псковской области.

Иванова, Е. В. Что делает педагог-библиотекарь? [Электронный ресурс] : из анкет зарубеж. коллег / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2013. - № 11. - С. 17-21 .

Антипова, В. Б. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря [Текст] / В. Б. Антипова // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2014. - № 1. - С. 4-8 .

Антипова, В. Б. Профессиональный портфель школьного библиотекаря [Текст] / В. Б. Антипова // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2014. - № 2. - С. 4-8 . - Библиогр.: с. 7. - Приложение: Образец резюме.

Тихомирова, И. И. Культуротворческая деятельность педагога-библиотекаря [Текст] / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. - 2013. - № 4. - С. 20-25 .

Иванова, Е. В. Педагог-библиотекарь [Текст] : дороги, которые мы выбираем / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2012. - № 11. - С. 13-15 .

Козлова, О. В. О рубке леса, летящих щепках и чемодане без ручки [Текст] : объединение школ: где окажется педагог-библиотекарь? / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2012. - № 11. - С. 39-43 . - Библиогр.: с. 43.

Козлова, О. В. Должностная инструкция педагога-библиотекаря [Электронный ресурс] : как это делается? / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2013. - № 2. - С. 20-23 .

Иванова, Г. А. Профессия "педагог-библиотекарь": опыт и перспективы развития профессионального образования [Текст] / Г. А. Иванова // Школ. б-ка. - 2012. - № 9-10. - С. 96-99 . - Библиогр.: с. 99.

Шумилина, Т. О. Школьные библиотеки: нормативно-правовое обеспечение их деятельности [Текст] / Т. О. Шумилина // Нар. образование. - 2013. - № 2. - С. 144-150 .

Козлова, О. В. Не выпасть из седла [Электронный ресурс] : библиотекарь-педагог или медиаспециалист? Кто работает в БИЦ? / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2013. - № 6. - С. 39-42 . - Библиогр.: с. 42.

Тихомирова, И. И. "Сириус" школьного масштаба [Текст] : педагог - библиотекарь - организатор живого межчитательского общения / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. - 2015. - № 12. - С. 14-18 .

Гендина, Н. И. Мастер - класс "Педагог - библиотекарь и развитие информационной культуры в школе" [Текст] / Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Е. В. Косолапова // Школ. б-ка. - 2015. - № 8-9. - С. 50-56 .

Булавкина, И. В. Критерии и показатели оценки профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций Курской области по должности "педагог - библиотекарь" [Текст] / И. В. Булавкина // Школ. б-ка. - 2015. - № 5-6. - С. 102-110 .

Иванова, Е. В. Мастерская «Библиотекарь в современной школе» [Электронный ресурс] / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2015. - № 3. - С. 15-17 . - Дополнительный материал в папке 03 "Мастерская для библиотекаря".

Положение о стандартах профессиональной квалификации для педагогов-библиотекарей [Текст] // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2015. - № 2. - С. 18-22 . - Стандарты профессиональной квалификации для педагогов-библиотекарей - с. 19.

Козлова, О. В. Поезд дальше не пойдёт!? [Электронный ресурс] : ещё один проект профессионального стандарта педагога-библиотекаря / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2014. - № 12. - С. 43-45 . - Кемеровский университет культуры.

Еговкина, Н. В. Интеллект - карта "Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря" [Текст] / Н. В. Еговкина // Школ. б-ка. - 2014. - № 3-4. - С. 17-20 .

Профессиональный стандарт "Педагог-библиотекарь (библиотечно-педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (школьный библиотекарь)" [Текст] : проект // Школ. б-ка. - 2014. - № 3-4. - С. 4-16 .

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА [Текст] / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. - 2014. - № 5.- С. 22-25 .

Козлова, О. В. Педагог-библиотекарь в образовательно-воспитательной среде школы [Электронный ресурс] : по мотивам выступления на педагогическом марафоне / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2017. - № 7-8. - С. 10-15 .

Чикина, Л. Г. Сетевое профессиональное библиотечное сообщество как фактор профессионального развития педагогов - библиотекарей Красноярского края [Текст] / Л. Г. Чикина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2017. - № 5. - С. 17-19 .

Иванова, Е. В. Агенты перемен [Электронный ресурс] : как изменится в будущем школьный библиотекарь и школьная библиотека в целом? / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2017. - № 3-4. - С. 14-15 .

Иванова, Е. Дракон в жемчугах или сверхчеловек? [Электронный ресурс] : как директора школ видят роль педагога - библиотекаря / Е. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2017. - № 3-4. - С. 9-13 . - Опыт Австралии.

Семёнова, О. И. "Умный" ИБЦ школы как ресурс реализации профессиональной деятельности педагога - библиотекаря [Текст] / О. И. Семёнова // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2017. - № 2. - С. 48-52 . - Библиогр. в конце ст.

500 шляп школьного библиотекаря [Текст] // Школ. б-ка: сегодня и завтра. - 2017. - № 1. - С. 22-63 . - Блог педагога-библиотекаря.

Булавкина, И. В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек. Современное состояние [Текст] / И. В. Булавкина // Вестн. образования. - 2016. - № 20. - С. 70-77 .

Булавкина, И. В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек [Текст] : современное состояние / И. В. Булавкина // Школ. б-ка. - 2016. - № 11. - С. 25-30 .

Козлова, О. В. Держись берега, и рыба будет [Электронный ресурс] : субъективные заметки о повышении квалификации педагогов - библиотекарей / О. В. Козлова // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2018. - № 7-8. - С. 16-18 .

Анискович, И. В. Формируем и изучаем читательскую компетентность [Электронный ресурс] : деятельность педагога - библиотекаря в условиях реализации ФГОС / И. В. Анискович // Б-ка в шк.: Первое сент. - 2018. - № 7-8. - С. 14-15 .

Школьный библиотекарь – «педагог-библиотекарь»! Предлагаю вам посмотреть на должность библиотекаря (школьного) и место, которое он занимает в школе со стороны. Должность «библиотекарь» зафиксирована в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н. Таким образом должность библиотекаря относится к работникам сферы культуры. В этом справочнике описаны должностные обязанности и, необходимые для выполнения этих обязанностей, знания по каждой должности. Должностные обязанности включают в себя: ? выполнение работ по обеспечению библиотечных процессов (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов); ? принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Должен знать: ? законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в области библиотечного и архивного дела; ? основы библиотечного дела, библиографии; ? основные библиотечные технологические процессы; ? формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; ? основы трудового законодательства; ? правила внутреннего трудового распорядка; ? правила по охране труда и пожарной безопасности. Вы знаете свою должностную инструкцию, утвержденную в вашем образовательном учреждении. Посмотрим, как расширились ваши обязанности в связи с тем, что вы библиотекарь в образовательном учреждении. Какие функции вы выполняете? (проведение массовых мероприятий с детьми, библиотечные уроки, замещение педагогов и другие). Дополнительные функциональные обязанности возникли у библиотекаря в виду специфики деятельности образовательной организации. Принятие «Закона об Образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29.12.2012, введение образовательных стандартов, введение профессиональных стандартов привело к необходимости выделения школьных библиотекарей, из всего библиотечного сообщества, в особую группу библиотечных работников. Это выразилось в введении должности «педагог-библиотекарь». ЕКС пополнился новой должностью в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н Какие новые должностные обязанности появились у библиотекаря в связи с введением этой должности? Должностные обязанности: ? участвует в реализации основной образовательной программы НОО, … в соответствии с федеральными государственными стандартами НОО, …; ? организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов; ? осуществляет дополнительное образование обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, и т.д.; ? разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, …; ? применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач; ? обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; ? участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, …; ? участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом; ? далее библиографическая деятельность. Соответственно, изменились требования к компетентности данной категории работников (т.е. «должен знать»): ? приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ? законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; ? Конвенцию о правах ребенка; ? содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; ? методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; ? основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; ? индивидуальные особенности развития детей разного возраста; ? специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; ? современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, …; ? нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; ? профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; ? далее компетенции в сфере библиотечного дела. Реализация введения новой должности в образовательных организациях потребовала создания профессионального стандарта «педагог - библиотекарь». Проект стандарта обсуждался сообществом самарских библиотекарей, сотрудников Кемеровского гос. университета (авторов стандарта), сотрудников РШБА на вебинаре 2 декабря 2014 года. Попробуем ответить на вопрос: «Профстандарт – это требования к квалификации «педагога- библиотекаря» или должностная инструкция??? Обсуждение: …….. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. СТ 195.1 ТК РФ Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника Согласно ЕКС раздел «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» I. Общие положения … 3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. … 7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях. 8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. В должностных обязанностях «педагога- библиотекаря» присутствуют два направления деятельности: педагогическое и библиографическое. На основании требований об участии педагога-библиотекаря в образовательном процессе учреждения, мы можем определить направления повышения квалификационной подготовки (курсы повышения квалификации).



error: Content is protected !!