Культура киевской руси - презентация. Художественная культура киевской руси Презентация по мхк художественная культура киевской руси

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Киевской Руси МХК 10 класс

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, э то и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко. Современный вид

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

«Где София, там и Новгород»


Слайд 2

  • Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

Слайд 3

В. Васнецов

  • Крещение Владимира
  • Крещение Руси. 988 г.
  • Слайд 4

    Крещение киевлян в Днепре

    Слайд 5

    Необходимость принятия новой религии объясняется:

    Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.

    • Католичество
    • Православие
    • Ислам
    • Иудаизм

    Причины выбора православия:

    • Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
    • Распространение христианства на Руси до князя Владимира
    • Обожествление в православии княжеской власти
    • Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
  • Слайд 6

    • Укрепление единства страны и центральной власти
    • Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
    • Развитие феодальных отношений
    • Рост международного престижа
    • Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

    Значение принятия христианства

    Князь Владимир

    Слайд 7

    Основные моменты крещения Руси

    Слайд 8

    • Кирилл и Мефодий
    • Письменность Древней Руси
  • Слайд 9

    Глаголица и кириллица

    Слайд 10

    • Летописец за работой
    • Нестор Летописец, реконструкция антропологов
    • Берестяная грамота
  • Слайд 11

    Литература Древней Руси

    • Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
    • Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
    • Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
    • Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
    • Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
    • От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
  • Слайд 12

    Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Микула Селянинович

    Основные идеи:

    Освобождение своей земли

    Защита земли Русской от врагов

    Народное устное творчество

    Слайд 13

    • Архитектура Древней Руси
    • Киев в Х в. Реконструкция
  • Слайд 14

    Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

    Золотые ворота. Киев 1037 г.

    Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.

    Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

    Слайд 15

    Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

    Слайд 16

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

    Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

    Ярослав Мудрый

    Слайд 17

    Софийский собор в Киеве. Современный вид

    Слайд 18

    Собор Святой Софии

    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
  • Слайд 19

    Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

    Собор Святой Софии

    Слайд 20

    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.

    Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича

    1 слайд

    Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее

    2 слайд

    3 слайд

    СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность Далее

    4 слайд

    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу. -Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря. -Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом. -Основание купола. -Главный храм Константинополя. -В дословном переводе с греческого означало «изображение». -Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты. -Живопись красками по сырой штукатурке. -Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания. Далее

    5 слайд

    Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов. Далее

    6 слайд

    Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева. Далее

    8 слайд

    Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами. Далее

    9 слайд

    При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота. Далее

    10 слайд

    Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. Далее

    11 слайд

    12 слайд

    Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

    13 слайд

    Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Далее Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

    14 слайд

    Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни. Далее

    15 слайд

    Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Далее

    16 слайд

    Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Далее

    17 слайд

    Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают. Далее

    19 слайд

    Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой. Далее

    20 слайд

    21 слайд

    Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м. Далее

    22 слайд

    С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве? Княгиня Ольга Князь Святослав Ярослав Мудрый Князь Владимир Владимир Мономах Далее

    В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

    В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.

    Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.


    Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

    Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

    Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

    Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .



  • error: Content is protected !!