Материалы по профориентации. Методическая разработка по профориентации

Занятие по теме: « Профессиограмма, и ее значение в выборе профессии»

Цель занятия:

  • познакомить учащихся с понятием "профессиограмма»
  • объяснить учащимся важность использования профессиограмм при выборе профессии
  • научить учащихся пользоваться Банком интерактивных профессиограмм

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику .

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

  • Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии
  • Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии

Банк интерактивных профессиограмм

Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:

  • Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
  • Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
  • Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».

Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:

  • Человек-человек
  • Человек-техника
  • Человек-знак
  • Человек-художественный образ
  • Человек-природа

Вам представлены профессии типа "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

  • Врач
  • Журналист
  • Менеджер
  • Предприниматель
  • Психолог
  • Социальный работник
  • Учитель
  • Юрист
  • Мастер производственного обучения
  • Медсестра/медбрат
  • Официант
  • Продавец непродовольственных товаров
  • Продавец продовольственных товаров
  • Секретарь руководителя
  • Страховой агент
  • Торговый представитель

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  • Презентация профессии
  • Тип и класс профессии
  • Содержание деятельности
  • Условия труда
  • Медицинские противопоказания
  • Базовое образование
  • Пути получения профессии
  • Области применения профессии
  • Перспективы карьерного роста

В качестве примера рассмотрим Профессиограмму экономиста

  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности. Экономист - это специалист, который анализирует деятельность предприятия, разрабатывает схемы экономических действий на будущее, чтобы сэкономить и уменьшить расходы, выявить резервы, построить грамотную экономическую политику развития.
  • Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии, в организации. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.
  • Для работы экономистом нужно иметь профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владеть специальными программами.


Преимущества профессии: разнообразие деятельности, влияние на экономические процессы.


Ограничения профессии: высокая конкуренция на рынке труда

Тип и класс профессии

  • Профессия экономиста относится к типу «Человек – Знак» , она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами. В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.

  • Профессия экономиста относится к классу
    «эвристических» , она связана с анализом, исследованиями, контролем и планированием. В ней требуется оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.
  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Процесс производства идет непрерывно, поэтому обеспечить функционирование всех его факторов - основная задача экономистов. Экономисты собирают не только необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, группируют, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства.
  • В процессе выполнения плана и при возникновении непредвиденных отклонений они учитывают их, и выдают руководству необходимые рекомендации.
  • Экономист выполняет анализ хозяйственной деятельности предприятия, рекомендует методы экономии, а также повышения финансовых результатов деятельности организации. Среди других задач экономиста: поиск скрытых резервов предприятия, предотвращение лишних расходов и потерь. В целом, работа экономиста направлена на повышение эффективности использования различных ресурсов предприятия и организации.
  • Работа экономиста также связана с документами, подсчетами и взаимодействием с сотрудниками предприятия.

Требования к знаниям и умениям специалиста

  • Для успешного освоения профессии экономиста необходимы базовые знания по экономике, математике.

  • Квалифицированный экономист должен знать:
  • экономику, математику;
  • статистику, программы работы с данными;
  • закономерности рынка, финансовых операций;
  • документооборот, нормативы по ведению экономической деятельности на предприятии и т.п.

  • Квалифицированный экономист должен уметь:
  • анализировать существенные объемы данных;
  • проводить исследования на основании формул и имеющихся данных;
  • составлять бизнес-планы, проектировать изменения и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда

  • Экономист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, с небольшим количеством командировок или деловых встреч.
  • Экономист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

Медицинские противопоказания

  • Медицинские ограничения для экономиста:
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов зрения;
  • психические заболевания;
  • расстройства внимания;
  • расстройства мышления.


При наличии этих заболеваний работа по профессии экономиста может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным

изучением отдельных предметов г.о. Самара.

Методическая разработка по профориентации:

В мире профессий.

Самара 2010-2011уч.г. Цели:
- ознакомить учащихся с разнообразным миром профессии;
- выявить у учащихся уже имеющиеся знания о профессиях;
- расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся;
- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.

1. Введение .

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!

Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям или ощущение «маленького человека». Кем стать?

Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали? Что надо знать, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?


Во-первых , знать самого себя, знать что хочешь, что можешь делать лучше всего. Узнать это можно только в деятельности, в общении с другими. Необходимо предложить ученику самые разные виды труда, включаясь в которые он может примерить их к себе, испытать себя.


Во-вторых, нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, будут именно «его», т.е. позволят наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.

В-третьих , школьник хочет найти профессию, нужную людям, открывающую простор для творчества, инициативы, самостоятельности. Значит, нужно показать социальную важность каждой профессии.


В-четвертых , нужно знать требования, которые профессия предъявляет к человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных высот.

2. Основная часть

У каждого подростка складывается своё представление о профессиональной трудовой деятельности. Необходимо выявить тот круг профессий, которые являются наиболее значимые для конкретного ученика.


За несколько дней до мероприятия даётся задание ученикам: - лучше узнать о профессиях родителей, подготовить об этом сообщения.

Ответить на вопрос: хочу ли я продолжить заниматься тем, чем занимаются родители (за и против).

    Ведущий.

Придет день, когда закончится учеба в школе и перед вами встанет вопрос «кем мне стать?». От того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она вам будет по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности.

    Ведущий.

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.


Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства; то же, что и профессия.


Квалификация - степень подготовки к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности.


3 Ведущий.

Можно ли познать мир профессий? Он практически необозрим. Мы попробуем узнать лишь малую его часть.


Зачитываются некоторые самые интересные сообщения учащихся о профессиях родителей.

4 Ведущий.

Когда проблема выбора профессии вставала перед нашими предками, как они её решали?


Ученик 1. Выбор профессии в России конца19-начала 20 века.

После отмены крепостного права (1861г), особенно в 90 гг.19 столетия, в России складывался рынок труда, бурными темпами росли крупные машинные фабрики. Расширилась сеть профессиональных учебных заведений. Школьные педагоги начали понимать, что мало дать детям знаний, важно подготовить их к самостоятельной взрослой жизни. Помощь в выборе профессии стала актуальной проблемой.

В крупных городах появились конторы, в которых можно было узнать о вакансиях на фабриках и заводах. Однако организаторы такого рода услуг требовали высокой оплаты, и часто клиенты попадали в зависимость; людей, пришедших за помощью, эксплуатировали и унижали. В конце 19 в. были учреждены городские посреднические бюро – в них сведения о работе уже предоставляются бесплатно. В Москве такие бюро начали работать в 1897г., позже подобные службы возникли в других промышленных центрах. Сначала бюро действовали как общественные организации, но в годы Первой мировой войны они стали фактически биржами труда и получили статус государственных учреждений.

Возникла организационная основа для работы педагогов, врачей, экономистов и психологов по оказанию поддержки людям в выборе профессии, «приисканий труда» для подростков.

Научный фундамент в этой области составили работы врачей-гигиенистов, изучавших профессиональные заболеваний. Так, на средства московского земства была издана книга С.М.Богословского «Система профессиональной классификации» (1913г), которую использовали в профориентационной работе многие учителя и психологи.

Ведущий.

Существуют профессии, которыми невозможно заниматься до старости. Природа накладывает на деятельность человека свои ограничения. Какие это профессии?

- связанные со спортом, балетом…

Выбирая «короткую» профессию, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно придется решать, чем заниматься дальше.

Ведущий.
Существует такое понятие: «редкие профессии».
Учащиеся называют: стеклодув, гримёр, ремюер, мозаичист,…
Ученик . Профессия – космонавт.

Она уникальна не только в том смысле, что за сорок с лишнем лет истории космонавтики на всём земном шаре ею овладело считанное число людей, но и по целому ряду присущих ей особенностей и обстоятельств, сопутствующих её развитию. Уникальна по условиям подготовки, комплексу требований. Наиболее сложная задача – управление кораблем, работа в открытом космосе. По своей сути профессия близка профессии оператора: космонавт имеет дело с большим количеством техники и информации.


Ученик.

Мозаичист. Ныне это редкая профессия. Нужно обладать художественными способностями, тонко чувствовать цвет, оттенки, фактуру, уметь в крошечном осколке увидеть частицу целого изображения. И ещё важно быть очень терпеливым, трудолюбивым и упорным. Выучиться профессии можно в специализированном художественном учебном заведении – например, на отделении монументальной живописи МГХПУ имени Строганова. Можно стать подмастерьем художника – мозаичиста.


Стеклодув. Профессиональных стеклодувов мало. Это вредная работа. Целый день на ногах, руки всегда на весу, работа с огнём. Но при наблюдении за работой стеклодува создаётся ощущение, что он вдыхает жизнь в свои творения. Поэтому–то так ценятся изделия, созданные вручную. Кода берешь такую вещь в руки, она передаёт тепло души мастера.
    Ведущий.

Мы напомнили вам только о малой доли того, что существует в мире профессий.

Предлагаем провести тестирование о том, что вам больше всего подходит.

Вывод по итогам тестирования.

Пока подводят итоги тестирования, можно провести профориентационную игру.


Профориентационная игра «Ловушки-капканчики».

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.


Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников – 6-8 или 12-15. Время 20-30 мин.


Этапы игры.

1 этап. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий…)


2 этап. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» героя или самого себя.


3 этап. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный герой, должен будет определить для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.

Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких–то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке.

Именно об этих трудностях многие часто забывают. Желательно определить две–три таких трудности. Выделяя трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.

Главному игроку дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности –ловушке, а главный игрок сразу должен сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.

Ведущий с помощью группы определит, чей вариант преодоления оказался наиболее оптимальным.

Победителю будет поставлен +. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности на пути к своей цели.


4 этап. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. 5 этап. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что трудность надуманная, то сама группа должна решить, обсуждать или нет.
6 этап. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолевать. 7 этап. После него о своем варианте говорит игрок, назвавший данную трудность.

8 этап. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант более интересным.

9 этап. Подводится итог.

Заключение.

Профессий очень много. Поэтому выбирать трудно.

И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомлённость, информированность человека. Полезная информация о мире профессий, о путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.

Данная разработка поможет ученикам узнать, что они хотят и что могут делать лучше всего, проверить себя в деятельности, где можно наилучшим образом реализовать свой внутренний потенциал, открывающий простор для творчества, инициативы, и, следовательно, сделать правильный, сознательный выбор профессии.

Список литературы.


1. В.П.Бондарев «Выбор профессии».
2. Энциклопедия для детей. Аванта.Москва 2006г. «Выбор профессии».

«Профессиональная ориентация учащихся» - На выбор профессии влияют книги, телепередачи, радио. Профессия романтическая. Экономический. Три направленности. Менеджер по продажам. Тест «Мотивы выбора профессии». Ошибки и затруднения в выборе профессии. Устарелые представления о профессиях. Современные профессии. Профессиональная ориентация учащихся.

«Профессиональная ориентация школьников» - Выбор профессии. Профессиональная консультация. Управление профессиональной ориентацией учащихся. Поэтапная профориентационная работа. Этапы профессиональной ориентации школьников. Оценка эффективности. Информация для выпускников. Уголок по профориентации. План профориентационной работы. Модель работы.

«Профессиональная ориентация» - Аудитор. Артономические профессии. Менеджер. Банковский служащий. Социономические профессии. Программист. Переговоры. Общественный процесс. Психические недуги. Области применения. Что влияет на выбор профессии. Биономические профессии. Технономические профессии. Ошибки при выборе. Рейтинг профессий.

«Профориентация в начальной школе» - Игры и упражнения. Зачем нужны автомобили. Что такое экономика. Живой интерес к миру разных профессий. Полицейский участок. Рабочие и служащие. Организация работы клубов и кружков. Железная дорога. Организация профинформационной работы на уроках. Проведение месячников по профориентации, конкурсов, конференций, игр.

«План по профориентации» - Редактор. Художественный образ. Знаковая система. Профессия и темперамент. Воспитатель. Проконсультируйтесь о выборе с учителями. Условия оптимального выбора. Человек-природа. Инженер. Профессии. Успешность пути. Люди. Работа. Вопросы для составления плана. Лабораторные работы. Профориентация. Представления о близком и далеком будущем.

«Профориентация онлайн» - Средний возраст инженерно-технического персонала. Молодые профессионалы. Сведения о лидере-инициаторе. Система массовой онлайновой профориентации. Стоимость проекта и ожидаемые результаты. Подробный план продвижения 2 из 5. LOGO. Макет главной страницы. SWOT-анализ проекта. Существующие проблемы. Макет внутренней страницы.

Всего в теме 15 презентаций

Материалы по профориентации для специалистов: видеофильмы, мультфильмы для школьников и взрослых.

Для развивающих занятий о профессиях и труде с дошкольниками предлагаются мультфильмы "В МИРЕ ПРОФЕССИЙ ".

Красочные стихотворения-мультфильмы о самых разных профессиях для малышей и дошкольников. Для удобства педагога, ведущего развивающие занятия, предоставляется подробный сценарий занятия с вопросами, загадками, тематическими играми.

Для проведения профориентационных занятий со школьниками начальных и средних классов - мультсериал "НАВИГАТУМ Калейдоскоп Профессий ".

Каждая серия длится около 6,5 минут и представляет собой емкий рассказ о конкретной профессии. Чем занимается данный профессионал, какое у него рабочее место, какие личные качества требуются, где можно получить профессию и сколько учиться, какие материальные и карьерные перспективы - и многое другое. Каждый мультфильм имеет игровой сюжет, что делает его интересным для школьников, а профориентацию - увлекательным занятием. Для удобства педагогов по каждому мультфильму предлагается подробное описание всего хода урока с разделением по уровню сложности (возрасту), прилагается полезная дополнительная информация, вопросы для обсуждения, небольшая игра.

Для работы со старшеклассниками рекомендуем видеофильмы о профессиях и выборе жизненного пути .

Современные видеофильмы от лица таких же школьников, размышляющих о выборе своей будущей профессии и места учебы, о разработки индивидуальной траектории своего образовательного, профессионального и личностного пути.

Для помощи безработным взрослым сориентироваться в востребованных профессиях и помочь соотнести свои личные качества с профессионально важными качествами профессий, мы предлагаем профориентационный сериал "ВСЕУМЕЛ ".

Каждая серия длится 6 минут и рассказывает о профессии с позиции взрослого человека.

Данная продукция оказывает конкретную помощь в преодолении страха из-за смены вида деятельности, поиска новой работы. Предоставляется подробный актуальный обзор востребованных рабочих и инженерных профессий. После просмотра серии, взрослый может пройти экспресс-опросник, позволяющий получить ответ на вопрос, подходит ему эта профессия или нет. Данный тест позволяет определить соответствие личных качеств и профессионально важных качеств профессии.

Для психологической поддержки и мотивации безработных граждан рекомендуем обратить внимание на специализированную продукцию для психологов .

Это уникальный и эффективный инструмент для проведения групповых и индивидуальных занятий психологом. Если необходимо снять страхи, победить стресс или неуверенность, дать мотивацию на личностный рост и решение проблем - Вам помогут материалы с притчами и упражнениями. Удобно использовать, легко подбирать нужный фрагмент, наличие видео и аудио версий - данный материал станет незаменимым помощником в Вашей работе!

Для информирования безработных граждан по самозанятости предлагаем подборку видеоматериалов "Я - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ".

Выявить способности и степень готовности безработного к предпринимательской деятельности, наглядно информировать о порядке и условиях предоставления финансовой помощи от Центров занятости; предоставить емкую и понятную информацию и рекомендации о подготовке бизнес-плана, о необходимых предпринимательских навыках и знаниях, об основах предпринимательской деятельности и о многом другом.

Для работы с безработными гражданами предлагаются материалы по СОЦАДАПТАЦИИ .

Наглядные и удобные в работе материалы с рекомендациями по поиску работы, правилам составления резюме, подготовке к самопрезентации и проведению собеседования.

Мы оперативно подготовим для Вас предложение и свяжемся удобным Вам способом (по электронной почте, скайпу или телефону).



error: Content is protected !!