Начаты поставки зенитных ракетных комплексов "Тор-М2". Тор (зенитный ракетный комплекс) Зрк тор м2 технические характеристики

Вячеслав КАРТАШОВ

Так, во всех конфликтах нападающей стороной делалась ставка на применение средств воздушного нападения: самолеты тактической авиации, крылатые ракеты и высокоточное оружие. Перед ними ставились задачи:

Подавления средств ПВО;

Уничтожения военных объектов: складов, арсеналов, пунктов управления, скоплений боевой техники и военнослужащих в местах рассредоточения;

Дезорганизации управления обороняющейся стороны и принуждения ее к выполнению требований нападающей стороны.

В свою очередь обороняющейся стороной делались попытки противостоять ударам с воздуха имеющимися средствами ПВО. Именно отсутствие у обороняющихся современных средств ПВО, способных поражать не только самолеты тактический авиации, но и в первую очередь крылатые ракеты и высокоточное оружие (ВТО), во всех случаях приводило к поражению обороняющейся стороны.

К таким средствам ПВО относятся ЗРК малой дальности, которые предназначены для непосредственного прикрытия войсковых соединений Сухопутных войск, объектов ВВС, ВМФ, важнейших государственных и военных объектов от средств воздушного нападения.

Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.

ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.

ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.

ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.

В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности. Остальные боевые характеристики всех трех комплексов аналогичны. К ним относятся прежде всего: способность одновременно поражать четыре воздушные цели; способность защищать протяженные объекты и точечные объекты, находящиеся на удалении 8-10 км от боевой позиции ЗРК; способность работать в «звене», объединяя зоны обнаружения и зоны поражения двух боевых единиц; высочайшая автоматизация процесса боевой работы и помехозащищенность; высокая скорострельность – 2,5 с; способность поражать малоразмерные, высокоскоростные и активно маневрирующие (с перегрузками до 30 единиц) цели, стратегические и тактические крылатые ракеты, противорадиолокационные и управляемые ракеты, противокорабельные ракеты, летящие на предельно малой (до 5 м) высоте и управляемые, в том числе самонаводящиеся, и планирующие авиационные бомбы, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты выполненные по технологии stealth.

Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2КМ» от двух других комплексов семейства является модульное исполнение его боевых и технических средств. Это обеспечивает их размещение на любых автомобильных шасси (самоходный вариант комплекса), полуприцепах или прицепах (перевозимый вариант комплекса) или других платформах, соответствующей грузоподъемности, а также в труднодоступных точках, на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, на палубах малотоннажных кораблей и других объектах (стационарный вариант).

В автономном боевом модуле (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» размещены радиолокационные и оптические средства, специальная аппаратура, ЗУР, основной и резервный источники питания, боевой расчет. Для АБМ разработан специальный корпус с унифицированными узлами крепления, обеспечивающий его установку и эксплуатацию на различных платформах и в стационарном варианте.

Максимальный вес АБМ в снаряженном состоянии не превышает 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске вертолета для доставки в различные труднодоступные места, на господствующие высоты, крыши зданий и сооружений.

АБМ снабжен собственной системой электропитания, обеспечивающей его автономную работу во всех климатических условиях при самом разном варианте размещения. АБМ имеет и резервный источник электропитания, который обеспечит работу АБМ в любом из вариантов размещения: от промышленной электросети или любой подвижной электростанции, вырабатывающей трехфазное напряжение 220В 50Гц, мощностью не ниже 80 кВт. Боевой расчет АБМ – 2 человека.

Конструкция средств ЗРК «Тор-М2КМ» обеспечивает их транспортировку всеми видами транспорта, а также перевозку на внешней подвеске вертолета Ми-26Т и его аналогов, имеющих грузоподъемность не менее 15 т. Способность к размещению АБМ на различных платформах заказчика значительно расширяет диапазон применения ЗРК семейства «Тор-М2», увеличивает объем решаемых боевых задач и многократно снижает затраты на его эксплуатацию.

Возможность транспортировки АБМ на внешней подвеске вертолета позволяет размещать ЗРК в самых труднодоступных местах (например, в горах на господствующих высотах, в городах на крышах зданий и сооружений и т.д.).

Только ЗРК «Тор-М2КМ» впервые позволяет полностью решить задачу противовоздушной обороны крупных городов (мегаполисов).

Размещение АБМ на палубе малотоннажных судов обеспечивает противовоздушную оборону самих судов, их группировок, военно-морских баз и крупных международных портов.

При размещении на различных платформах ЗРК «Тор-М2КМ» способен выполнять задачи противовоздушной обороны различных подразделений и соединений Сухопутных войск, ВВС, РВСН, ВМФ и защиты от воздушных ударов крупных мегаполисов, стратегических и важнейших военных, государственных объектов, промышленных центров.

Обороняемая площадь объекта одним АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» составляет более 400 квадратных километров.

ЗРК «Тор-М2КМ» обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 144 целей, отображать информацию о 20 наиболее опасных целях, обеспечить одновременное поражение четырех из них.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает из числа предложенных машиной цель для уничтожения и нажимает кнопку «Пуск». ЗУР автоматически наводится на цель, и в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты. Боевое снаряжение ракеты весом 14 кг содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением боевой части ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели – не ниже 0,98.

Комплекс оснащен современной спутниковой навигационной системой, позволяющей с высокой точностью определять местоположение АБМ и его угловые параметры.

Два зенитных ракетных модуля, находящиеся в каждом из АБМ, обеспечивают транспортировку, хранение и пуск восьми ЗУР.

Транспортно-заряжающий модуль может быть установлен на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ.

Средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса размещены в унифицированных кузовах-контейнерах, обеспечивающих их установку на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы, предназначенные для перевозки 20-футовых морских контейнеров.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод» вместе с разработчиками кораблей и заводами изготовителями проводят проработку возможности применения ЗРК семейства «Тор-М2» на боевых кораблях ВМФ России различного водоизмещения как на вновь создаваемых, так и на ремонтируемых взамен устаревших и снятых с производства морских ЗРК.

В режиме «автомата» Сразу несколько боевых машин зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор» можно увидеть на проходящей сейчас в Нижнем Тагиле Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2015. В частности, на открытой площадке представлен так называемый натурный (реальный) образец БМ ЗРК «Тор-М2Э», который одновременно задействован и в динамическом показе на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов.А на стенде предприятия-изготовителя этого оружия – АО «ИЭМЗ «Купол» – можно увидеть модели ЗРК «Тор-М2КМ» (в стационарном модульном исполнении и автономный боевой модуль на автомобильном шасси и на полуприцепе), ЗРК «Тор-М2К» на колесном шасси и ЗРК «Тор-М2Э» на гусеничном ходу.В этом году ижевский завод, входящий в состав Концерна ПВО «Алмаз – Антей», уже представлял натурные образцы своей техники на мероприятиях, имеющих отношение к военной сфере. Это – Международный военно-технический форум «Армия-2015», Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международные Армейские игры, а также МАКС-2015. ЗРК семейства «Тор» регулярно участвуют и в Парадах Победы на Красной площади, и, как подчеркивают на ИЭМЗ «Купол», это свидетельствует о доверии к этому оружию со стороны российских военных.«Тор» – уникальные системы. Высокомобильные, крайне результативные, готовые к применению в кратчайшие сроки сразу же после перебазирования. Эти ЗРК способны обеспечить эффективную оборону от ударов с воздуха в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Они могут уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники, крылатые ракеты, управляемые авиабомбы.Ракеты этого ЗРК эффективно уничтожают цели, летящие на предельно малых, малых и средних высотах со скоростью до 700 метров в секунду, в том числе в условиях массированного налета, а также радиоэлектронного и огневого противодействия. Один такой ЗРК способен «обработать» 48 объектов, находящихся в воздухе. Причем «ведет» он их все сразу. При этом аппаратура слежения выбирает десять наиболее опасных целей, обеспечивая гарантированное поражение четырех из них.После поражения первой цели машина автоматически начинает поиск следующей, а определив ее, автоматически берет на сопровождение. Стрельба ведется по мере освобождения каналов до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в ракетном модуле – ракеты. Комплекс может функционировать в ручном и автоматическом режимах. Воздушные цели, не опознанные системой «свой – чужой», сбиваются автоматически.На принципах полной автономности Схематично ЗРК «Тор-М2КМ» представляет из себя комплекс, состоящий из боевой машины на колесном шасси (разработка белорусского предприятия «Минский завод колесных тягачей»), двух зенитных ракетных модулей с четырьмя зенитными управляемыми ракетами в каждом. , а также транспортно-заряжающей и транспортной машин, мастерской технического обслуживания и машины группового комплекта с такелажным оборудованием.Уникальность этого комплекса – в его модульности. Дело в том, что размещение автономного боевого модуля и его технических средств возможно на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте.На МАКС-2013 «Тор-М2КМ» поместили на автомобильное шасси индийской компании «Тата». Этим разработчики показали вариативность установки комплекса на любой носитель. Более того, автономный боевой модуль можно размещать на крышах зданий, на железнодорожных платформах и даже на судах небольшого водоизмещения. Вес ЗРК в полностью снаряженном состоянии не превышает 15 тонн. Это дает возможность транспортировать систему даже по воздуху, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-26.В боевом модуле размещены как специальная аппаратура – вычислительный комплекс и радиолокационные и оптические средства, так и непосредственно ракетное вооружение, а также система электропитания с собственным запасом топлива и оборудованием жизнеобеспечения. Конструкция позволяет оперативно переставлять модуль с одной платформы на другую: время такого монтажа не превышает 10 минут. При этом не нужно связываться с платформой, на которую помещен модуль, ни механическими, ни гидравлическими приводами, ни энергетическими системами.У комплекса имеется собственный источник питания (газотурбинный агрегат), обеспечивающий выработку электроэнергии. Время выхода турбины на рабочий режим не превышает минуты, а общее время приведения комплекса в боевую готовность составляет около трех минут. При этом поиск, обнаружение и распознавание целей в воздухе осуществляется как на месте, так и в движении.Если говорить о средствах поражения «Тора», то здесь очевидно, что ракеты этого ЗРК не оставляют воздушному противнику никакого шанса уцелеть.«Боевое снаряжение зенитной управляемой ракеты представляет собой осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава – это вольфрам-никель-железо, – говорит помощник генерального директора ОАО ИЭМЗ "Купол", главный конструктор ЗРК "Тор-М2КМ" Вячеслав Карташов. – Пробивная способность таких элементов, а также исключение рикошета позволяют утверждать о вероятности поражения цели одной ракетой не ниже 0,98».Увидеть невидимку Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э», представленный на нынешней выставке Russia Arms Expo-2015 в виде модели, отличается от других ЗРК этого семейства способностью ведения кругового обзора в заданном секторе, а также наличием возможности передачи данных по выбранным целям на станцию наведения. Этому комплексу может также придаваться подвижный унифицированный батарейный командный пункт, который обеспечивает управление групповыми действиями батареи боевых машин и связь с высшими и средними эшелонами ПВО.Специалисты ставят этому ЗРК высший бал именно за наличие в его составе модернизированной станции обнаружения целей. Плюс здесь – в антенне, созданной на базе фазированной антенной решетки, а также в доработанном программном обеспечении. Эти и ряд других новаций дали возможность «Тору» «вскрывать» и уничтожать цели, обладающие малой эффективной площадью рассеивания, проще говоря, изготовленные по технологии «Стелс».Новая аппаратура ЗРК «Тор-М2Э» позволяет комплексу в условиях реальной боевой работы защититься от помех, в том числе от тех, что ставятся высокоточным оружием. Максимальная горизонтальная дальность поражения ракет ЗРК превышает 15 километров, а высокоточные ракеты, летящие на скорости свыше 700 метров в секунду, он способен сбивать на дальности до семи километров.«Торы», которым нет равных ЗРК семейства «Тор» – одно из основных средств ПВО российских Сухопутных войск. Сегодня в Вооруженных Силах осваиваются передовые модификации этих комплексов. В частности, в мотострелковых соединениях Восточного военного округа, дислоцированных в Приморском и Хабаровском краях, с этого года приступили к практическому освоению ЗРК «Тор-М2У». Это тот же комплекс малой дальности, но отличающийся повышенной эффективностью отражения именно массированных налетов.«Фишка» «Тор-М2У» в том, что его зенитные управляемые ракеты специально разрабатывались для перехвата малоразмерных и интенсивно маневрирующих целей на перегрузках до 10 g. Во время одной из боевых тренировок на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) расчетами комплексов были уничтожены сразу шесть скоростных маневрирующих мишеней типа «Саман», запускаемых с разных направлений и летящих на минимальных и максимальных высотах. При этом четыре цели были уничтожены прямым попаданием боевой части ракет, а две – поражены их осколками.Всего в войска ВВО поступило уже свыше двух десятков единиц ЗРК «Тор-М2У», заменивших комплексы войсковой ПВО «Оса».К слову, по оценке военного эксперта, доктора технических наук, бывшего замкомандующего войск ПВО Сухопутных войск по вооружению генерал-лейтенанта в отставке Александра Лузана, ЗРК «Тор-М2У» фактически не имеет полноценных аналогов в мире в своем классе. Наш комплекс остается единственным средством, обеспечивающим высокоэффективную борьбу с высокоточным оружием, уверен генерал.«Опыт локальных войн и военных конфликтов, в том числе в Ливии, показывает, что первым эшелоном агрессии и ее острием остаются средства воздушного нападения. Их роль и значимость в современном арсенале вооруженной борьбы все более возрастает, – отмечает генерал-лейтенант Лузан. – В этой связи актуальность приобретает непрерывное совершенствование боевых и технических характеристик вооружения и военной техники для войсковой ПВО».Кстати, по воспоминаниям генерала, в 1998 году прототип комплекса «Тор-М2У» – ЗРК «Тор-М1» подвергался в ОАЭ сравнительным испытаниям со своим ближайшим конкурентом – французским комплексом «Кроталь-НЖ». Наше оружие подтвердило тогда свое подавляющее превосходство. Такие же результаты были достигнуты и во время проведения боевых стрельб ЗРК «Тор-М1» в Греции, обеспечивающихся НАТО по их сценарию и с привлечением их же средств подавления (средств РЭБ).

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото , качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР " началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР - 9М330
  • боевой машине - 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото .
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • - двухпроцессорная вычислительная система;
  • - возможность одновременного обстрела двух целей;
  • - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
- максимальная 6000 6000 10 000
- минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 - видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства - до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

Разработчик: Алмаз-Антей
- Годы разработки: с 1972 по 1983
- Годы производства: с 1983
- Годы эксплуатации: с 1986

Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

База, мм: 5055
- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

Зе-нит-ный ра-кет-ный ком-плекс «Тор-М2Э» пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния са-мо-лё-тов, вер-то-лё-тов, аэ-ро-ди-на-ми-че-ских бес-пи-лот-ных ле-та-тель-ных ап-па-ра-тов, управ-ляе-мых ра-кет и дру-гих эле-мен-тов вы-со-ко-точ-но-го ору-жия, ле-тя-щих на сред-них, ма-лых и пре-дель-но ма-лых вы-со-тах в слож-ных ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех и ог-не-во-го про-ти-во-дей-ст-вия. Сис-те-ма «Тор-М2Э» обес-пе-чи-ва-ет ПВО днём и но-чью, в пло-хих ме-тео-ро-ло-ги-че-ских ус-ло-ви-ях, ра-бо-тая ав-то-ном-но или как часть груп-пи-ров-ки ПВО. Сис-те-ма мо-биль-на в ус-ло-ви-ях пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти, име-ет ми-ни-маль-ное вре-мя ре-ак-ции, обес-пе-чи-ва-ет вы-со-кую эф-фек-тив-ность и ог-не-вую про-из-во-ди-тель-ность. Об-ла-да-ет вы-со-кой сте-пе-нью по-ме-хо-за-щи-щён-но-сти в ус-ло-ви-ях при-ме-не-ния ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех, осо-бен-но, в ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех са-мо-при-кры-тия. Спо-соб-на ко-ор-ди-ни-ро-ва-но дей-ст-во-вать в слу-чае ис-поль-зо-ва-ния двух бое-вых ма-шин без ко-манд-но-го пунк-та.

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

· Боевые средства:

o боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси или БМ

o 9А331МУ (на гусеничном шасси);

в кабине

o зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными

o управляемыми ракетами 9М331 .

· Технические средства:

o транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;

o транспортная машина 9Т245;

o машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;

o машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;

машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;

o комплект такелажного оборудования 9Ф116;

o тренажер операторов боевых машин;

o мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный

унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК.

БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями

батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

Бое-вая ма-ши-на обес-пе-чи-ва-ет кру-го-вой об-зор про-стран-ст-ва в за-дан-ном сек-то-ре по уг-лу мес-та, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей, ана-лиз воз-душ-ной об-ста-нов-ки, ав-то-ма-ти-че-ский вы-бор наи-бо-лее опас-ных для об-стре-ла це-лей; пе-ре-да-чу це-ле-ука-за-ния по вы-бран-ным це-лям на стан-цию на-ве-де-ния, до-поиск це-лей, за-хват, ав-то-со-про-во-ж-де-ние це-лей, оп-ре-де-ле-ние мо-мен-та вхо-ж-де-ния в зо-ну по-ра-же-ния, пуск ра-кет, их ав-то-ма-ти-че-ское на-ве-де-ние на це-ли по ра-дио-ко-ман-дам. По-иск, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей мо-жет вес-тись при дви-же-нии бое-вой ма-ши-ны или на мес-те, пе-ре-ход к со-про-во-ж-де-нию це-лей и пуск ра-кет осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с ко-рот-кой ос-та-нов-ки.

Зе-нит-ная управ-ляе-мая раке-та 9М331 од-но-сту-пен-ча-тая, твердо-то-п-лив-ная, по-строе-на по аэ-ро-ди-на-ми-че-ской схе-ме «ут-ка» и ос-на-ще-на устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим га-зо-ди-на-ми-че-ское склоне-ние.

В ра-ке-те при-ме-не-ны склад-ные кры-лья, ко-то-рые рас-кры-ва-ют-ся и фик-си-ру-ют-ся в полет-ные поло-же-ния после стар-та ЗУР. В транс-порт-ном поло-же-нии левые и пра-вые кон-со-ли скла-ды-ва-ют-ся на-встре-чу друг дру-гу. Ра-ке-та обо-ру-до-ва-на ак-тив-ным ра-дио-взры-ва-те-лем, ав-то-пи-ло-том с при-во-да-ми рулей, ра-дио-бло-ком, бое-вой ча-стью ос-ко-лоч-но-фу-гас-но-го ти-па с пре-до-хра-ни-тель-но-ис-пол-ни-тель-ным ме-ха-низмом, сис-те-мой элек-тро-пи-та-ния, систе-мой газо-пи-та-ния ру-ле-вых при-во-дов на мар-ше и га-зо-ди-на-ми-че-ских ру-лей на стар-то-вом уча-ст-ке. На внеш-ней по-верх-но-сти корпу-са раке-ты раз-ме-ще-ны антен-ны ради-ов-зры-ва-те-ля и ради-об-ло-ка, а так-же ус-та-нов-ле-но по-ро-хо-вое ката-пуль-ти-рую-щее уст-рой-ст-во.

При стар-те ра-ке-та выб-ра-сы-ва-ет-ся ка-тапуль-той вер-ти-каль-но со ско-ро-стью око-ло 25 м/с. Скло-не-ние ЗУР на за-дан-ный угол, ве-ли-чи-на и на-прав-ле-ние кото-ро-го вводят-ся перед стар-том в ав-то-пи-лот со стан-ции на-ве-де-ния, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся до запус-ка дви-га-те-ля раке-ты в ре-зуль-та-те исте-че-ния продук-тов сго-ра-ния спе-ци-аль-но-го га-зо-ге-не-ра-то-ра че-рез че-ты-ре двух-со-п-ло-вых блока га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-танов-лен-но-го у осно-ва-ния аэро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля. Га-зо-хо-ды, веду-щие к про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ным соп-лам, пе-ре-кры-ва-ют-ся в зави-си-мо-сти от уг-ла по-во-ро-та руля. Объ-е-ди-не-ние аэ-ро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля и га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля в еди-ный блок по-зво-ли-ло исклю-чить при-ме-не-ние специ-аль-но-го приво-да для сис-те-мы скло-не-ния. Газо-ди-на-ми-че-ское уст-рой-ст-во нак-ло-ня-ет раке-ту в нуж-ном на-прав-ле-нии, а за-тем пе-ред вклю-че-ни-ем твер-до-то-п-лив-но-го дви-гате-ля, при-ос-та-нав-ли-ва-ет ее пово-рот.


За-пуск дви-га-те-ля ЗУР осу-ще-ст-в-лял-ся на высо-те 16-21 м от зем-ли (ли-бо по ис-те-че-нии задан-ной одно-се-кунд-ной за-держ-ки от стар-та, ли-бо по дос-ти-же-нии угла от-кло-не-ния оси ра-ке-ты от вер-ти-ка-ли 50°). Та-ким об-ра-зом весь им-пульс РДТТ рас-хо-ду-ет-ся на при-да-ние раке-те ско-ро-сти в на-прав-ле-нии цели. По-сле за-пус-ка начи-на-ет-ся на-бор ско-ро-сти раке-ты, ко-то-рая на даль-но-сти 1,5 км со-став-ля-ла 700-800 м/с. Про-цесс ко-манд-но-го наве-де-ния начи-на-ет-ся с даль-но-сти 250 м. В свя-зи с ши-ро-ким раз-бро-сом линей-ных раз-ме-ров (от 3-4 до 20-30 м) и па-ра-мет-ров движе-ния целей (от 10 до 6000 м по вы-со-те и от 0 до 700 м/с по ско-ро-сти) для оп-ти-маль-но-го на-кры-тия вы-со-ко-ле-тя-щих це-лей ос-кол-ка-ми БЧ со стан-ции на-ве-де-ния на борт ЗУР вы-да-ют-ся значе-ния задерж-ки сра-ба-ты-ва-ния ра-ди-ов-зры-ва-те-ля, зави-ся-щие от ско-ро-сти сбли-же-ния раке-ты с це-лью. На ма-лых вы-со-тах обес-пе-чи-ва-лись се-лек-ция под-сти-лаю-щей поверх-но-сти и сра-ба-ты-ва-ние ра-ди-ов-зры-ва-те-ля только от це-ли. Для обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, в слу-чае на-ру-ше-ния нормаль-но-го поле-та, ра-ке-та лик-ви-ди-ру-ет-ся ав-тома-ти-че-ски, а так-же, в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти, мо-жет быть ли-к-ви-ди-ро-ва-на опе-рато-ром бое-вой ма-ши-ны.


Во-семь го-то-вых к пус-ку ра-кет рас-по-ла-га-ют-ся в антен-но-пус-ко-вом устрой-ст-ве в двух че-ты-рех-ме-ст-ных транспорт-но-пус-ко-вых контей-не-рах 9Я281. Кон-тей-нер вмес-те с зе-нит-ны-ми раке-та-ми обра-зу-ет ракет-ный модуль 9М334. Ка-ж-дая раке-та ком-плек-ту-ет-ся ка-та-пуль-ти-рую-щим устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим ее вер-ти-каль-ный старт. Ка-ж-дый модуль 9М334 ком-плек-ту-ет-ся двумя спе-ци-аль-ны-ми балка-ми, с по-мо-щью кото-рых моду-ли могут быть со-б-ра-ны в мно-го-ярус-ные паке-ты. В та-ких па-ке-тах осу-ще-ст-в-ля-ет-ся хра-нение и транс-пор-ти-ров-ка ра-кет на всех эта-пах экс-плуа-та-ции. Модуль 9М334 в те-че-ние уста-нов-лен-но-го сро-ка служ-бы экс-плуа-ти-ру-ет-ся без про-ве-де-ния регла-мент-ных работ и про-ве-рок бор-то-во-го обору-до-ва-ния ра-кет. Ос-нов-ные пара-мет-ры моду-ля: мас-са мо-ду-ля (ТПК плюс че-ты-ре раке-ты) с дву-мя бал-ка-ми - 1053 кг, мас-са без ба-лок - 973 кг, мас-са ТПК с дву-мя бал-ка-ми - 333 кг, мас-са од-ной бал-ки - 40 кг, га-ба-ри-ты моду-ля с дву-мя бал-ка-ми - 539x1507x3005 мм, без ба-лок - 444х1223х3005 мм.
Транс-порт-но-за-ря-жаю-щая ма-шина 9Т244 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пе-ре-во-зит один бое-ком-плект ракет (два мо-ду-ля 9М334). Она ос-на-ще-на гидро-кра-ном с ма-ни-пу-ля-то-ром и обес-пе-чи-ва-ет пе-ре-за-ря-жа-ние (извле-че-ние исполь-зо-ван-но-го кон-тей-не-ра и ус-та-нов-ку ново-го с ра-ке-та-ми) в те-че-ние не бо-лее 18 ми-нут. Бое-вой рас-чет - 3 че-ло-ве-ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км. Вре-мя пе-ре-во-да ТЗМ из по-ход-но-го поло-же-ния в бое-вое - до 10 ми-нут.


При за-ря-жа-нии боевой ма-ши-ны модуль сна-ча-ла пере-во-дит-ся из го-ри-зон-таль-но-го по-ложе-ния в вер-ти-каль-ное, затем опус-ка-ет-ся в шах-ту бое-вой ма-ши-ны.
Транс-порт-ная маши-на 9Т245 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пред-на-зна-че-на для пе-ре-воз-ки и дли-тель-но-го хране-ния четы-рех моду-лей 9М334 с ра-ке-та-ми и за-ря-жа-ния с нее бое-вой ма-ши-ны с по-мо-щью ТЗМ 9Т244. Мас-са за-гру-жен-но-го ав-то-мо-би-ля - не бо-лее 14000 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км.
Ма-ши-ны тех-ни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния. МТО 9В887М2К пред-на-зна-че-на для про-ве-де-ния техни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния и ре-мон-та сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП че-ты-рех машин, для кон-тро-ля функ-цио-ни-ро-ва-ния старто-вой авто-ма-ти-ки боевой ма-ши-ны. МТО 9В887-1М2К пред-на-зна-че-на для ре-мон-та шес-т-на-дца-ти боевых ма-шин сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП и ана-ли-за про-цес-са бое-вой ра-бо-ты с по-мо-щью аппа-ра-ту-ры расшиф-ров-ки запи-си аппа-ра-ту-ры до-ку-мен-ти-ро-ва-ния.
Ма-ши-на груп-по-во-го комплек-та ЗИП 9Ф399-1М2К пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния, хране-ния груп-по-во-го комплек-та ЗИП для ре-мон-та бое-вых ма-шин 9А332 в со-ста-ве зенит-ной ракет-ной бата-реи.
Ком-плект та-ке-лаж-но-го обору-до-ва-ния предна-зна-чен для:

  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот и па-ке-ти-ро-ва-ния ра-кет-ных мо-ду-лей;
  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот с па-ке-том до че-ты-рех моду-лей и па-ке-ти-ро-ва-ния от двух до че-ты-рех моду-лей;
  • транс-пор-ти-ро-ва-ния па-кета мо-ду-лей в пре-де-лах баз и по-груз-ки их в са-мо-лет;
  • хра-не-ния и транс-пор-ти-ро-ва-ния обо-ру-до-ва-ния, вхо-дя-ще-го в ком-плект.

Экс-плуа-та-ция комплек-са раз-ре-ша-ет-ся на вы-со-тах до 3000 м над уров-нем мо-ря, в лю-бое вре-мя го-да и су-ток, в раз-лич-ных мете-о-ро-ло-ги-че-ских ус-лови-ях в ин-тер-ва-ле темпе-ра-тур окру-жаю-ще-го возду-ха от -50°С до +50°С, в ус-ло-ви-ях солнеч-ной радиа-ции и от-но-си-тель-ной влажно-сти не бо-лее 98% при тем-пе-ра-ту-ре 35°С и ско-ро-сти вет-ра не бо-лее 30 м/с.

Количество одновременно обрабатываемых целей, шт

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт

Количество одновременно поражаемых целей, шт

Огневая производительность, целей/мин

Скорость поражаемых целей, м/с

Дальность поражения, км

Дальность поражения средств ВТО, км

Высота поражения, м

Высота поражения средств ВТО, м

Зона поражения по курсовому параметру, км

Время реакции, сек

Боекомплект на БМ, ракет

Боевой расчёт на БМ, чел

Климатические условия эксплуатации:

температура, °С

влажность при температуре +35°С, %

высота над уровнем моря, м

скорость ветра, м/с

“ Тор-М2КМ

“ Тор-М2КМ “ (модульный)



error: Content is protected !!