Презентация акмеизм как литературное направление. Презентация на тему «Акмеизм

Слайд 1

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Акмеизм как литературное течение 11 класс

Слайд 2

Цели:
познакомить обучающихся с понятием «акмеизм»; выделить основные черты его поэтики; показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё)
Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. С. Городецкий
Ещё не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный… Н.Гумилёв

Слайд 4

Акмеизм (1912 – 1913). Понятие
Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол.
В других европейских литературах аналогов акмеизму нет

Слайд 5

Предпосылки
«Преодоление» символизма
Преемственная связь с символизмом
«Бунт» на «Башне» В. Иванова

Слайд 6

История возникновения
«Башня» В. Иванова
«Цех Поэтов» 1911
Акмеизм 1912

Слайд 7

Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова

Слайд 8

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
На «Башне»

Слайд 9

Истоки акмеизма
В 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале «Аполлон» со статьей «О прекрасной ясности», предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus - ясность).
М. Кузмин (1872 – 1936)

Слайд 10

Теоретическое самоопределение
1913 год статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
Они были опубликованы в журнале «Аполлон» (1913), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Слайд 11

Из статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»:
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme - высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Слайд 12

Из статьи С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

Слайд 13

С. Маковский (1877 – 1962)
Журнал «Аполлон» (обложка)

Слайд 14

Основное свойство
реалистический взгляд на вещи
В основе эстетики
слово должно приобрести свой изначальный смысл

Слайд 15

Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 16

«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге
Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».

Слайд 17

Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут (другие участники "Цеха", среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский, составляли периферию течения).
На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Слайд 18

Акмеисты
А. Ахматова (1889 – 1966)
Н.Гумилёв (1886 – 1921)
О.Мандельштам (1891 – 1937)

Слайд 19

Акмеисты (адамисты)
С. Городецкий (1884 – 1967)
М. Зенкевич (1886 – 1973)
В. Нарбут (1888 – 1938)

Слайд 20

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов - Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев - Ахматова - Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Слайд 21

Судьба поэтов
Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

Слайд 22

Значение
Акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Слайд 23

Источники
Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.licey.net/lit/poet20/acmeizm http://slova.org.ru/n/akmeizm/ http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/AKMEIZM.html Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/


























1 из 25

Презентация на тему: Акмеизм - литературное направление России

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина, цветущая пора) - возникшее в начале ХХ века в России, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла. Н. Гумилёв: «Провозглашаю самоценность явлений жизни…» Романтика и героика – основа мироощущения поэта. А. Ахматова: «Обыденная деталь - значимая?» Глубина психологизма достигается с помощью детали, которая становится знаком обострённого чувства. Й. Мандельштам: «Чёткие ритмы с мужественным напором приблизились к разговорному языку и задушевной интонации».

№ слайда 5

Описание слайда:

Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма. Течение направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения её красоты. Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека. Внимание к слову. Детализация описания. Стремление придать слову предельно точное, ясное значение. Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали. Особенности акмеизма

№ слайда 6

Описание слайда:

Зарождение новой поэзии… Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н. Гумилевым и С. М. Городецким., который расценивает борьбу между символизмом и акмеизмом как борьбу «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, вес и время, за нашу планету Землю». В 1911 г. основано объединение «Цех поэтов», руководителями которого стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 г. было принято решение о создании нового поэтического течения – акмеизма.

№ слайда 7

Описание слайда:

Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967)

№ слайда 8

Описание слайда:

Наследие акмеистов Н. С. Гумилёв -«Наследие символизма и акмеизм» (1913) С. М. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913) О. Э. Мандельштам - статья «Утро акмеизма» (1913) Важной особенностью поэзии акмеистов являются твёрдые нравственные ориентиры, установка на традиционные общечеловеческие ценности: веру, честь, совесть, долг, добро, любовь. Проверь себя! - Кто на фотографиях?

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Музыка Городецкого Сергея Митрофановича Городецкий родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Писать стихи начал с детства. Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов "Перун" (1907), встреченный уже не так восторженно. Как я любил тебя, родная, Моя Россия, мать свобод, Когда, под плетью изнывая, Молчал великий твой народ. В какой слепой и дикой вере Ждал воскресенья твоего! И вот всех тюрем пали двери, Твое я вижу торжество. Ты в праздник так же величава, Как прежде в рабской нищете, Когда и честь твоя и слава Распяты были на кресте. Россия

№ слайда 11

Описание слайда:

В стихах акмеистов можно было услышать… (Продолжение стихотворения) О вечном мире всей вселенной, О воле, братстве и любви Запела ты самозабвенно Народам, гибнущим в крови. Как солнце всходит от востока, Так от тебя несется весть, Что есть конец войне жестокой, Живая правда в людях есть. И близок день прекрасней рая, Когда враги, когда друзья, Как цепи, фронты разрывая, Воскликнут: "Истина твоя!" Как я люблю тебя, Россия, Когда над миром твой народ Скрижали поднял огневые, Скрижали вечные свобод. Одна из заслуг С. Городецкого - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты. В 1945 г. Городецкий перенес тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение "Послесловие" (1947). В 1956 году после долгого перерыва в центральной печати вновь появилось имя Городецкого, вышла книга избранных произведений. Умер Городецкий в июне 1967 г. на 84-м году жизни.

№ слайда 12

Описание слайда:

Музыка Осипа Мандельштама… «Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью». Осип Мандельштам

№ слайда 13

Описание слайда:

Музыка Осипа Мандельштама Родился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией. В 1907 году Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым… Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Ленинград! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. 1930 г.

№ слайда 14

Описание слайда:

Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов. Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован. Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 г. О. Мандельштам умер в больничном бараке в лагере. Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Ни о чем не нужно говорить, Ничему не следует учить, И печальна так и хороша Темная звериная душа: Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым.

№ слайда 15

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье Горенко. Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время начинающая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер".

№ слайда 16

Описание слайда:

Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917 г. Музыка Анны Ахматовой… В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано…»

№ слайда 17

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. 1920-е годы отмечены новым поэтическим взлетом Ахматовой: выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием". ……………………………… И сердце только скорой смерти просит, Кляня медлительность судьбы. Всё чаще ветер западный приносит Твои упреки и твои мольбы. Но разве я к тебе вернуться смею? Под бледным небом родины моей Я только петь и вспоминать умею, А ты меня и вспоминать не смей. Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.

№ слайда 18

Описание слайда:

Музыка Анны Ахматовой… В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» - в связи с 50-летием поэтической деятельности. Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

№ слайда 19

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. ТЕЛЕФОН Неожиданный и смелый Женский голос в телефоне,- Сколько сладостных гармоний В этом голосе без тела! Счастье, шаг твой благосклонный Не всегда проходит мимо: Звонче лютни серафима Ты и в трубке телефонной!

№ слайда 20

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий И смел и горд - я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признал Советскую власть, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования и что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь Н.С. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре.

№ слайда 21

Описание слайда:

Музыка Николая Гумилёва * * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст. Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Поэт прожил очень яркую, но короткую жизнь.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Описание слайда:

Домашнее задание 1. Чт. стр. 137-159 2. Ответить письменно по вариантам: - жизненный путь А. Ахматовой; - жизненный путь Й. Мандельштама; - жизненный путь Тэффи. «Литература 11 класс» учебник, М., «Просвещение» 2011 Статья «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века» Л.А. Смирнова, М., «Просвещение», 2010 Соавтор - Васильева Анна, ученица ГБОУ СОШ №71 http://ruspoeti.ru/aut/gorodetskij/4824/ http://mandelshtam.velchel.ru/ http://mandelshtam.velchel.ru/index.php?cn 5. http://www.stihi-us.ru/1/Ahmatova/4.htm https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Акмеизм Выполнили: Бикетов Е. Кропачёв О.

Понятие акмеизма Акмеи́зм - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914). Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов». Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г.Адамович, Н.Бруни, Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, Е.Кузьмина-Караваева, М.Лозинский, С.Радлов, В.Хлебников. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех » являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением. Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и Г.Иванов продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов» , центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А.Белого, было выбрано в пылу полемики, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». На поэзию А. Ахматовой громадное воздействие оказало творчество Ин.Анненского, которого Ахматова считала «предвестьем, предзнаменованьем, того, что с нами позже совершилось». Вещественная плотность мира, психологический символизм, ассоциативность поэзии Анненского во многом были наследованы Ахматовой.

Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.

Вопросы религии, философии, которых акмеизм чуждался в теории (на их отсутствии пенял акмеистам А.Блок), получали напряженное звучание в творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама. Акмеистический период у этих поэтов продолжался сравнительно недолго, после чего их поэзия уходила далеко в область духа, интуитивных откровений, таинственности. Однако титанические вопросы духа, оказавшиеся в центре внимания символизма, специально не заострялись акмеистами. Главное свершение акмеизма как литературного течения – изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Соразмерность человека миру, тонкая психологичность, разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм», на смену религиозно-философским исканиям – равновесие метафизики и «здешнего». Идее «искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.Ахматовой).

Класс: 11

Цели урока:

Образовательная

  • познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
  • отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;

Развивающая

  • развивать навыки анализа поэтического произведения;

Воспитательная

  • прививать чувство прекрасного;
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Постановка проблемы Слайд 2

3. Объяснение нового материала

3.1 "Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма" Слайд 3

"На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем -то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г. Слайд 4

Слово учителя:

Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков, вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Этот период назвали Русским Ренесансом. Искусство Серебряного века стало философией, универсальным взглядом на мир. Никогда прежде слово не было так тесно связано с музыкой и живописью.

Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Слайд 5

Акмеизм, по мысли Гумилева, это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности.

"Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм Мандельштам.

Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Чувства не раскрываются непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей.

Именно Н. Гумилев, основатель акмеизма, восстал против символистской мистики, расплывчатости, туманности.

Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?

Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.

3.2 Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

3.3 Стихотворение Мандельштама "Медлительнее снежный улей:" Слайд 6

Вопросы для обсуждения

  1. Назвать цветовые прилагательные в этом стихотворении. (Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых)
  2. Имеют ли они двойственное значение, символизируют что- либо (нет)
  3. С помощью каких образов в стихотворении показано столкновение вечного и сиюминутного?
  4. Подтвердить примерами (вечности мороз- трепетание стрекоз)

3.4. Выразительное чтение стихотворения "На бледно-голубой эмали:" Слайд 7

Вопросы для обсуждения

  1. Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
  2. Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.

3.5 Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы". Слайд 8

Вопросы для обсуждения

  1. На какую из них "ложатся" строки Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
  2. Картины таитянского периода П. Гогена. Слайд 9,10

Слово учителя: Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Слайд 11

В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка.

3.6 Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева "Жираф" подготовленным учеником.

Стихотворение "Жираф" 1907 г. Слайд 12

Поэт подробно многоцветно отыскивает красоты далекой Африки. Это рассказ человека, который действительно наблюдал необыкновенные, для привыкшего русским пейзажам, картины. Но вспоминая об "изысканном жирафе" герой преображает и без того прекрасную реальность.

3.6.1 Первичное закрепление материала

Выписать сравнения, красочные эпитеты. (Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы)

Какие строки напрямую перекликаются с картинами Гогена?

Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).

Сказочным описанием лирический герой хочет отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России, но веселые сказки таинственных стран только усугубляют одиночество и отчужденность героев.

Последние строки звучат почти безнадежно.

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.

3.7 Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Слайд 13

3.7.1 Мини-исследование

План исследования. Работа по группам.

  1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
  2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
  3. Выделить "экзотические" сравнения.

3.7.2 Защита мини - проекта

3.8 Продолжение лекции о Н.Гумилёве

Творчество поэта привлекает новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованностью мыслей; личность - мужеством и силой духа.

Гумилёв считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни старается быть лучше, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям, достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, страх смерти, личным примером, в главном и в мелочах, силой воли преодолевает "ветхого Адама". И, от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев стал охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать, заслуживший два Георгиевских креста за храбрость. То же, что собственной жизнью, он проделал и с поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он стремился вернуть поэзии ее прежнее значение: выбирал сложные формы, "грозовые" слова, брался за трудные эпические темы. Девизом Гумилева были слова: "всегда линия наибольшего сопротивления". Это мировоззрение делало его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями. Незадолго до смерти Гумилев сказал: ":я сегодня смотрел, как кладут печку, и завидовал - угадай кому? - кирпичикам. Так плотно их кладут, так тесно, и еще замазывают каждую щелку. Кирпич к кирпичу, друг к другу, все вместе, один за всех, все за одного. Самое тяжелое в жизни - одиночество. А я так одинок:"

3.9 Воспроизведение записи стихотворения А.Ахматовой.

3.9.1 Рассматривание репродукций, прослеживание общих черт в творчестве художников и поэтессы.

Репродукции картин: В. Борисов - Мусатов "Осенний мотив", "Пробуждение", "Водоем" , пейзажи К.Коровина; К. Сомов "Дама в голубом", В.Поленов "Бабушкин сад", "Заросший пруд". Слайд 16

Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой подготовленным учеником.

3.9.2 Стихотворение "Я научился просто, мудро жить:".

Вопросы для обсуждения

  1. Какая из картин наиболее созвучна со строками этого стихотворения?

Стихотворение "Я не знаю, ты жив или умер:". Чтение заранее подготовленным учеником.

Вопросы для обсуждения

  1. Вызывает ли это стихотворение Ахматовой настроение, подобное настроению какой-либо из этих картин?
  2. Что объединяет их помимо внешней формы, системы образов?
  3. Почему мы привлекаем такие картины, а не полотна Гогена, например?

Продолжение лекции.

Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Так у Бенуа на картине "Прогулка короля" (1906 г) изображено шествие по дорожкам версальского парка мимо бассейна. Живые, движущиеся люди кажутся здесь менее подвижными, чем бронзовые путти фонтана, которые протягивают руки к идущим, как будто приглашая их остановится и принять участие в своей игре. Слайд 18

Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.

Подведение итогов урока.

Завершение урока: видеоролик с песней на слова Н.Гумилёва в исполнении А. Домогарова.

Список использованной литературы:

  1. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
  2. Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
  3. Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
  4. Поэзия серебряного века в школе. М., 2007
краткое содержание других презентаций

«Серебряный век русской литературы» - Анализ художественно-изобразительных средств. Серебряный век русской литературы. Где и когда зародился символизм. Вспомните вдохновителя итальянского футуризма. Где и когда зародился футуризм. Серебряный век русской поэзии (1892 - 1917). Что нужно вспомнить. Основные особенности. Акмеизм возник в России в 1910-х гг. Торжество индивидуальности. Футуризм. Где и почему зародился акмеизм. Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

«История русской литературы 20 века» - Великая октябрьская социалистическая революция. 1930 - е годы – сталинские репрессии, коллективизация, раскулачивание. Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела. Взаимообусловленность исторических и культурных событий. Особенность развития искусства на рубеже веков. 1914 – 1918 г.г. – Первая мировая война. 1991 г.– Распад СССР. Русская литература рубежа XIX- ХХ веков. Не следует заранее искать в стихах иносказаний.

«Литература Октябрьской революции» - Общее. Послеоктябрьская публицистика. Письма и дневники. Часть русской интеллигенции. В.Короленко. М. Горький в «Несвоевременных мыслях». Отношение к народу. День и ночь. Отношение к революции. Писательская публицистика.

«Футуризм в литературе 20 века» - Николай Дулгерофф. Алексей Крученых. Динамизм велосипедиста. Игорь Северянин. Аэроплан над поездом. Владимир Владимирович Маяковский. Умберто Боччони. Фортунато Деперо. Футуризм в литературе и искусстве. Казимир Малевич. Футуризм. Термин "футуризм". Велимир. Пабло Пикассо. Футуристская архитектура. Умберто Боччони «Эластичность».

«Русская литература 20-х годов» - Новокрестьянская поэзия. Иванов Всеволод Вячеславович. Веселый Артем. Фурманов Дмитрий Андреевич. З.Гиппиус. Литературная группа. Платонов Андрей Платонович. О.Мандельштам. Тэффи (наст. фам. Лохвицкая) Надежда Александровна. Серафимович (Попов) Александр Серафимович. Тихонов Николай Семенович. Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович. А.Белый. В.Ходасевич. Луговской Владимир Александрович. Литература 20-х годов.

«Акмеизм в литературе» - Поэтика акмеизма. Ключевые категории акмеизма. М. Зенкевич. Акмеизм. Реакция на символизм. Отличительные черты акмеизма. Модернистское течение. Поэты-акмеисты. М. Зенкевич и В. Нарбут. Стихотворения В. Нарбута. Владимир Нарбут.



error: Content is protected !!