Презентация общая характеристика романтизма как литературного направления. Музыкальное искусство эпохи романтизма-презентация по мхк

Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

Презентация по художникам-романтикам XIX века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура XIX века Романтизм в живописи Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса МБОУ СОШ №8 г.Ноябрьска Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира Руководитель Калашникова Виктория Александровна

Цель: Познакомиться с Искусством романтизма в живописи

Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.

Романтизм в живописи В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.

Каспар Давид Фридрих Немецкий художник. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817-1818) «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус - 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.

Работы Блехена: В Берлинском Тиргартене, 1825 В парке виллы д"Эсте, 1830

Взорванная башня Гейдельбергского замка, ок. 1830 Постройка Чёртова моста, 1830-32

Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

Работы Делакруа: "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж. "Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее» (Эжен Делакруа) Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), - портреты («Семья короля Карла IV», 1800), - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид

"Разносчица воды" 1810 "Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вывод: Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Список использованной литературы: использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru http:// wikipedia . ru . http:// www . labellefrance . ru http:// www . geo - world . ru http://www.fos.ru

Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

Cлайд 1

Романтизм в искусстве Автор – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81, к.п.н, Фролова Л.С.

Cлайд 2

Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Считается, что романтизм стал откликом на Французскую революцию

Cлайд 3

Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как безличностный и искусственный. Во главу угла они ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. На смену сдержанности и смирению пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей

Cлайд 4

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное

Cлайд 5

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы

Cлайд 6

Платье в стиле «романтизм» В первой половине XIX века складывается новое художественное направление - романтизм. Происходит разрыв с классическим наследием античности и поворот к народным традициям европейского средневековья. Вкусы средних веков воскресли в украшениях и одежде

Cлайд 7

В становлении новых идеалов моды немалую роль сыграли романы Вальтера Скотта, поэмы Байрона, картины Делакруа, музыка Бетховена и Шопена. В моде книжный герой, поэтому романтически настроенные женщины не расстаются с томиком любимого романа, носят его с собой в специальном кармане. Направление, господствовавшее в прикладном искусстве и костюме 30-40-х годов, носит название - бидермейер, по имени героя-буржуа поэмы Л. Эйхродта «Biedermeier Liederlust». Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта.

Cлайд 8

Характерной чертой женского платья становится узкая талия и объемные рукава. Изящество талии композиционно подчеркивается таким деталями, как воротник, косынка, кружево

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романтизма, отличительные черты романтического героя.

В презентации использована анимация, поэтому на некоторых слайдах на предварительном просмотре есть только заголовок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Романтизм как литературное направление Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ №1234 г.Москвы

РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 - 1 половины 19 века. В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

Основная идея романтизма Именно борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла; Романтиков интересуют взаимоотношения между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.

Романтический герой Несет на себе печать своего времени; Может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества.

Романтический герой показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души; противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма); как правило, одинок; часто находится в пути; это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью; р.г. показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях; может быть и положительным, и отрицательным.

Черты романтизма: Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир; Недостижимость идеального мира; Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства; Преобразовать мир может искусство;

Черты романтизма: Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества); (Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);

Черты романтизма: Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным; Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее;

Изменение поэтики Основные жанры Новые жанры; Звукопись (ассонанс, аллитерация); Цветопись; Символические образы (море, буря, стихия и т.д.) роман (эпический жанр) поэма (лиро-эпический жанр) драма (драматический жанр)

Особенности русского романтизма: особое внимание к понятию чести; уважение к предкам; ответственность человека перед государством, страной; анализ влияния денег на жизнь человека.

Представители русского романтизма В.А.Жуковский (баллады) М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени») Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)


РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.


Основная черта романтизма стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, верх воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе.


В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20- е гг. 19 в., обращается к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре.








ДЕЛАКРУА Эжен (26 апреля 1798, Шарантон, Сен - Морис 13 августа 1863, Париж)- французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно - напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.






ЖЕРИКО Теодор (), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Его драматично - напряженные произведения отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени. Его творчество повлияло на реалистов сер. 19 в.




КОНСТЕБЛ Джон ()- английский живописец. Изображал обыденную национальную природу в ее свежести и изменчивости, воссоздавая трепетность световоздушной среды. Сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.


« Вид на Хайгет с Хэмстедских холмов ». Цветы в стеклянной вазе. Этюд. Строительство лодки во Флетфорде год.


Пашня год. Вид на собор в Солбери год.


Мария Бикнелл год. Шлюз и мельница в Дедхеме год.


ТЕРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям (23 апреля 1775, Лондон 19 декабря 1851, там же), английский живописец - пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма. Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.


Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля. Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Сфера его, как мы сказали, – вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная жизнь души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». В.Г. Белинский

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман , жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

«Обновлённые инструменты несказанно расширили рамки оркестровой выразительности, позволили обогатить колористическую палитру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателей небывалой, подчас акробатической виртуозностью и утрированной чувственностью, придавая исполнителям-концертантам черты демонические и властные». В.В. Березин

Жанры в музыке романтизма

Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена ), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма . В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа , вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.

Композиторы-романтики

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма . Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

Как всегда, предлагаю список литературы . Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
  • Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
  • Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  • Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
  • Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
  • Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
  • Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981

Удачи!



error: Content is protected !!