Проекты проектной деятельности в доу. Проект в доу или проектная деятельность в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова

Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Сенина Юлия Викторовна

2017 г.

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

«игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного детского завтрака, устройство клумб.

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

Чтобы долго не искать информацию, предлагаю посмотреть в Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:

    «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» ;

    «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» ;

    «Проекты в ДОО: теория и практика развития детей» ;

    «Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет» ;

    «Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект» ;

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

    Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

    Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

    Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

    Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя» и т.д.;

    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года» и т.д.;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»,

«Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России» и т.д.;

    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и.т.д.;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица» и т.д.;

    исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и т.д..

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

эсмира гусейнова
Проект. Проектная деятельность в ДОУ

«Проект . Проектная деятельность в ДОУ .» Подготовила воспитатель Гусейнова Эсмира Эльмановна.

Цель работы заключается в исследовании проектирования в ДОУ .

Для достижения заданной цели будут решаться следующие задачи :

Рассмотреть историю вопроса разработки проектной деятельности в ДОУ .

Изучить психологическую готовность старших дошкольников к участию в проектах .

Изучить методику проведения проектов в ДОУ с детьми старшей группы.

Подобрать тематику проектной деятельности в ДОУ .

Предметов исследования является использование проектов в деятельности ДОУ .

Объектом исследования является процесс развития готовности старших дошкольников проектировать в ДОУ .

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи (1859–1952, американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность , ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни».

В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву считается А. С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство» . Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники» .

Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, проводил с 2000 года исследования по развитию детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности . Он отмечал, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка.

В программе «Одаренный ребенок в массовой школе» А. И. Савенкова определяются три уровня реализации «исследовательского обучения» :

1. 1.1. педагог формулирует проблему;

1.2. педагог разрабатывает стратегию и тактику ее решения;

1.3. ребенок самостоятельно находит решение.

2. 2.1. педагог формулирует проблему;

2.2. ребенок самостоятельно /коллективно/ ищет метод решения;

3. 3.1. ребенок формулирует проблему;

3.2. ребенок разрабатывает стратегию и тактику ее решения;

3.3. ребенок самостоятельно находит решение.

Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. И. Икуниной, Н. Н. Поддьякова, А. Л. Венгера, А. Д. Леонтьева и др.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся :

Непосредственная связь проекта с жизнью , интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

нерасчлененность деятельности на образовательные области;

Широкий спектр видов деятельности ;

Важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

Возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;

Проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;

Применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников . Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет деятельность детей , организуя отдельные этапы проекта . Говоря об общих подходах к структурированию проекта по мнению Н . Е. Вераксы можно выделить следующие этапы

1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта , цель; выявляется ее актуальность : «Что мы знаем?» , «Что мы хотим узнать?» ; определяется продолжительность проекта .

2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?» :

К кому обратимся за помощью;

В каких источниках можно найти информацию;

Что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является : формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности . Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта :

Размещение материала на информационном поле;

Создание предметно-развивающей среды;

Экскурсии;

Наблюдения;

Развивающие игры и упражнения;

Опыты, экспериментирование и т. п.

4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения :

Оформление альбомов;

Создание книг по теме;

Создание макетов;

Организация выставки работ;

Проведение развлечений;

Презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.

5. Рефлексивный этап : «Что нового мы узнали?» , это заключительный этап проекта , на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта .

Но, несмотря на все выше сказанное при организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться, со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности .

Не различение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции

Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом - игровых , творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов .

Игровые :

- «Игра-путешествие в подводное царство» ;

Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;

Игра «Строим город будущего» ;

- «Путешествие в древний мир» ;

- «Строим сказочный снежный городок» .

Творческие :

Осенний (весенний, зимний) вернисаж;

Музыкальная сказка (по выбору) ;

Настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

- «Веселая ярмарка» ;

Создание фильмотеки рисованных диафильмов;

Фестиваль искусств «Весенняя капель» .

Познавательные :

Журнал «Почемучка» ;

- «Путешествие в Царство Математики» ;

Конкурс «Моя родословная» ;

- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

Значимы и другие виды проектов , в том числе :

- комплексные : «Мир театра» , «Здравствуй Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;

- межгрупповые : «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;

- групповые : «Сказки о любви» , «Познай себя» , «Уральские самоцветы» , «Подводный мир» , «Веселая астрономия» ;

- индивидуальные : «» Я и моя семья», Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» ;

- исследовательские : «Мир воды» , «Дыхание и здоровье» , «Питание и здоровье» .

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев) .

К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов . Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками :

- по доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результатов;

- по характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ) ;

- по количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;

- по продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов :

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта ;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности ;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности ;

7) работа над частями проекта , коррекция;

8) коллективная реализация проекта , его демонстрация.

В заключении хочется отметить, что проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей , которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Так же мы, разработчики курсовой работы, подготовили несколько советов воспитателю по работе над проектом .

1. Глубоко изучить тематику проекта .

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта , поддерживать его

любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы : ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной - все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д., — это долгосрочный проект.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по - разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект” - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа , имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема , для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов » в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский , реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;

4. речевое развитие.

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Второй этап - развивающий , он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий , он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, бобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  1. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  2. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные;

межгрупповые;

групповые;

творческие;

индивидуальные;

исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать об экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря...

Тематическое планирование на ЛОП Дата Тема недели Тема дня Итоговое мероприятие недели 1.06. День защиты детей Цель: Создание праздничной обстановки. В игровой форме подвести к пониманию наличия определенных прав и обязанностей и их сути. Стимулировать позитивные проявления...

Развлечение «Страна ЭРУДИТОВ» Возраст детей: старший дошкольный. Цели: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в команде. Поддерживать интерес к...

Задачи: Воспитательные:- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать свои работы и работы товарищей. Развивающие:- Развивать творчество, воображение. Образовательные:- Учить детей лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Материал...

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1.Понятие, цели и задачи проектного метода………………………………………...4

1.1.Понятие проектного метода……………………………………………………….4

1.2. Цели и задачи проектного метода…………………………………………………5

2. Классификация и виды проектов……………………………………………………7

3. Внедрение проектного метода в ДОУ……………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список информационных источников………………………………………………23

Введение

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1.Понятие, цели и задачи проектного метода

1.1.Понятие проектного метода

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность .

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов .

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат .

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования .

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи . Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

1.2.Цели и задачи проектного метода

Специалисты ДОУ, по утверждению Е.С. Евдокимовой, сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач: психолого-педагогических и социально-педагогических .

Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия); воспитания (взросления и социализации).

Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое методическое и материально-техническое обеспечение.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

2.Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

    исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

    ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

    информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

    творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как :

Комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

Творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

Групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

Индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

Исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются :

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели; средней продолжительности – 1–3 месяца; долгосрочный – до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

По мнению Е. Полат, исследовательские проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата . В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Цели информационных проектов - собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта .

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация) .

Игровые (приключенческие) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая .

Практико-ориентированные проекты - их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта) .

Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения .

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности .

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом .

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект . Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской) .

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами .

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТВОРЧЕСКИЕ

ИГРОВЫЕ

(ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ

ОТКРЫТЫЕ

Рисунок 1 – Классификация проектов

3.Внедрение проектного метода в ДОУ

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам :

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

Комплексные блочно-тематические занятия;

Интеграция: частичная или полная;

Метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов. Например ,

1) Консультации по темам:

Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников;

Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;

Виды проектов и использование их в разновозрастных группах;

Создание пространственной среды в группе;

Участие родителей в проектной деятельности.

2) Семинары-практикумы:

Метод проектов в дошкольном образовании;

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;

Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс;

Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе;

Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;

Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения.

4) Тренинг: Участие в проектной деятельности.

5) Конференция: Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.

Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность :

Экспериментировать, синтезировать полученные знания;

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Младший дошкольный возраст.

1) Задачи обучения :

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Приобщать детей к процессу познания;

Формировать различные представления;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

Формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

Развитие мышления и воображения;

Речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

Осознание поставленной цели;

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

Поиск различных средств достижения цели.

2) Линии развития личности .

физическое развитие:

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

Формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

познавательное развитие:

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

эстетическое развитие:

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения :

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

Потребности в создании собственной картины мира;

Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

Выявить проблему;

Самостоятельно искать нужное решение;

Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

Самостоятельно анализировать полученные результаты.

2) Линии развития личности .

социальное развитие:

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

физическое развитие:

Развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

познавательное развитие:

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», «Богатыри земли русской»).

эстетическое развитие:

Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

Овладение различными видами художественной деятельности;

Развитие способностей к эстетической оценке.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :

    На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

    Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

    Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    Составление плана-схемы проекта.

    Сбор, накопление материала.

    Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

    Домашние задания для самостоятельного выполнения.

    Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет :

Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

Уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет , целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ. Этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами :

1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

2) Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности .

3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности .

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности .

Заключение

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Список информационных источников

    Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. - С. 6.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 235 c /

    Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 215 c .

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 312 c .

    Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. – С. 20-24.

    Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

    Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

    Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.

    Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009. - С. 9-11.

    Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. - 2006. - №2. - С. 124-131.

    Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С.81.

    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

    Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с.

    Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа». – 2010. – С. 5-28.

    Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004. – С.503.

    Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.

    Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011. – 80 c .

    Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004 . - № 4.

    Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. - 2010. - №2. – С. 144-150.



error: Content is protected !!