Семейка бакли дети сьюзан и джон. Безголовые фотографии — парадокс искусства


Поискав описание к фото в интернете (смотрите предпоследнее фото), то десятки результатов выдали следующее:

Это семья Бакли. Дети - Сьюзан и Джон. К Хэллоуину дети их района придумали шутку - сделать чучела людей с отрезанными головами. Но плох тот ребенок, который мыслит шаблонно. Зачем делать чучело, если под рукой есть мама? Тем более, что для такой топорной работы не нужно особо выдумывать и кроить. Когда соседи поняли, в чем дело, то вызвали полицию. Дети исчезли, но остался этот снимок, что сделал ребенок, который пришел за конфетами к дому Бакли. Тело миссус Бакли нашли позже. Оно было наполовину съедено.

Если покопаться в этом вопросе поглубже, то можно обнаружить много интересных вещей (смотрите последнее фото.)

Это конечно монтаж, совмещали несколько негативов, ретушировали, старинный фотошоп.

Викторианская эпоха, или эпоха правления королевы Виктории (1837-1901) была странным временем, когда ломались одни традиции и зарождались другие – странные и отталкивающие. Возможно, причина состояла в том, что англичане без ума от своих королей, а со смертью мужа Виктории, принца Альберта в 1861 в стране начался повсеместный непрекращающийся траур. В условиях вечной скорби, на смерть близкого человека начинаешь смотреть уже под другим углом. То, что сейчас наводит ужас и вызывает неприятное шевеление волос на голове, тогда было не очевидной, но нормой. Вплоть до 1839 года портреты писали кисточкой по холсту (или дереву) – дело это было долгое и затратное, доступное отнюдь не каждому, но с изобретением даггеротипа обзавестись собственным портретом, или портретом близких и любимых – стало доступным почти каждому. Правда средний класс часто об этом не задумывался, и хватался за голову только после того, как члены семьи «играли в ящик». Большой популярностью начали пользоваться портреты пост-мортем. А с изобретением carte de visite в середине века, фотографии можно было отпечатать в каком угодно количестве и раздавать всем близким и далеким родственникам и друзьям. Учитывая высокую детскую смертность, фото-постмортем младенцев всех возрастов стали пользоваться особенной популярностью. В то время подобные изображения не воспринимались, как табу, а были своего рода нормой.

Историки объясняют эту традицию тем, что снимки тогда стоили очень дорого и при жизни немногие могли позволить запечатлеть себя. Но смерть заставляла людей раскошелиться на фотографию.

К примеру, в 1860-х годах фотография могла стоить 5-7 долларов (это примерно соответствует нынешним 200 долларам). Другая причина такого широкого распространения посмертных фото – «культ смерти» в викторианскую эпоху. Начало ему положила сама королева Англии Виктория, которая после смерти мужа, принца Альберта в 1861 году до самых последних своих дней ходила в трауре.

В то время было принято, чтобы после смерти кого-то из близких женщин в течение 4-х лет ходила во всём чёрном, а последующие ещё 4 года – только в одежде серого, белого и фиолетового цвета. Мужчины в первый год после смерти кого-то из близких носили траурные повязки на рукаве.

Американский учёный Дэн Мэйнвальд так описывал отношение к смерти в викторианскую эпоху: «Появление в XIX веке изображений, связанных с тематикой смерти, являлось попыткой справиться с болью и скорбью, что причинял уход кого-либо из членов семьи. Иногда такие изображения были вторичным продуктом практики погребения, в других случаях они служили для непосредственного выражения скорби. В любом случае, они были отражением уникального настроения эпохи, которое представляло собой имеющее романтически-сентиментальный характер желание преодолеть вынужденное расставание с близким человеком. В ХХ веке преобладающий метод преодоления скорби по ушедшему человеку заключался в том, чтобы просто прекратить думать о случившемся факте расставания с ним, тогда как в XIX веке о нём не только не прекращали думать, но и пытались любым способом создать иллюзию присутствия усопшего. Изображения разного рода – особенно фотографии – позволяли сделать это наиболее эффективным и влияющим на сферу эмоционального способом».

Идея посмертных фотографий так замечательно прижилась, что, в итоге вышла на новый уровень. Фотографы пытались добавить портретам «жизни», и трупы снимались в окружении семьи, покойным детям совали в руки их любимые игрушки, а глаза насильно открывали и чем-нибудь подпирали, чтобы случайно не захлопнулись в процессе небыстрой съемки. Иногда ученики фотографа дорисовывали трупу розовые щеки.

Единственным приемлемым для женщин было ношение в качестве траурных украшений изделий из бурого каменного угля – темный и мрачный он должен был олицетворять собой тоску по ушедшим. Ювелиры, надо сказать, за изделия из угля брали ничуть не меньше денег, чем за украшения с рубинами или изумрудами.

Это носили на первом этапе траура. Год-полтора. На втором, женщина могла себе позволить надеть какие-то ювелирные украшения. Но с одной оговоркой – они должны были содержать в себе волосы. Человеческие. Волосы с головы покойного. Броши, браслеты, кольца, цепочки, все делалось из волос – иногда их включали в золотое или серебряное украшение, иногда само украшение было сделано исключительно из волос, обрезанных с трупа.

Вдова обязана была носить тяжелую черную вуаль, скрывавшую ее лицо в первые три месяца после смерти мужа. После трех месяцев вуаль разрешено было поднимать на шляпу, что, конечно, существенно облегчало передвижение женщин в пространстве. Через траурную вуаль не видно было практически ничего. С вуалью на шляпе женщина ходила еще девять месяцев. В общей сложности женщина не имела права снять траур в течение двух лет. Но большинство, вместе с королевой, предпочитало не снимать его до конца жизни.

Когда кто-то из членов семьи умирал, зеркала в доме занавешивали темной тканью. Эта норма отчего-то прижилась и в России, но не в таких глобальных временных рамках – в викторианской Англии зеркала держали закрытыми минимум год. Если в доме падало и разбивалось зеркало – это считалось верным признаком того, что кто-то в семье обязательно на днях умрет. А если кто-то все же умирал, часы во всем доме останавливали ровно в момент его смерти. Люди искренне верили, что, если этого не сделать, то это принесет новые смерти и неприятности. А вот выносили мертвецов из дома головой вперед, чтобы за ним «не последовали» остальные члены семьи.

Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.

Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя – для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

При всем этом, особой популярностью в викторианскую эпоху пользовались гробы с колокольчиками. Вот, вроде бы, умер и умер, но на всякий случай трупы не хоронили почти неделю, да и потом вешали над могилой колокольчик, на случай, если покойный окажется по стечению обстоятельств жив и здоров и, очнувшись в могиле, сможет сообщить всему свету, что его надо выкопать. Страх быть похороненным заживо был настолько велик, что колокольчики крепили на всякий случай ко всем, кого закапывали в землю, даже к трупу с явными следами разложения. Чтобы совсем облегчить потенциальному живому задачу, колокольчик соединяли цепочкой с кольцом, которое одевали на указательный палец покойного.

Если вы погуглите вот эту фотографию в сети, то первые десятки результатов будут вам говорить вот о чем:

Это семья Бакли. Дети — Сьюзан и Джон. К Хэллоуину дети их района придумали шутку — сделать чучела людей с отрезанными головами. Но плох тот ребенок, который мыслит шаблонно. Зачем делать чучело, если под рукой есть мама? Тем более, что для такой топорной работы не нужно особо выдумывать и кроить. Когда соседи поняли, в чем дело, то вызвали полицию. Дети исчезли, но остался этот снимок, что сделал ребенок, который пришел за конфетами к дому Бакли. Тело миссус Бакли нашли позже. Оно было наполовину съедено.

Однако, не все так просто. Если покопаться в этом вопросе поглубже, то можно обнаружить много интересных вещей. Вот смотрите …

Начнем конечно с того, что это монтаж. Совмещали несколько негативов, ретушировали. Вот такой старинный фотошоп.

Но мало того …

Викторианская эпоха, или эпоха правления королевы Виктории (1837-1901) была странным временем, когда ломались одни традиции и зарождались другие - странные и отталкивающие. Возможно, причина состояла в том, что англичане без ума от своих королей, а со смертью мужа Виктории, принца Альберта в 1861 в стране начался повсеместный непрекращающийся траур. В условиях вечной скорби, на смерть близкого человека начинаешь смотреть уже под другим углом. То, что сейчас наводит ужас и вызывает неприятное шевеление волос на голове, тогда было не очевидной, но нормой.

Посмертные портреты

Вплоть до 1839 года портреты писали кисточкой по холсту (или дереву) - дело это было долгое и затратное, доступное отнюдь не каждому, но с изобретением даггеротипа обзавестись собственным портретом, или портретом близких и любимых - стало доступным почти каждому. Правда средний класс часто об этом не задумывался, и хватался за голову только после того, как члены семьи «играли в ящик». Большой популярностью начали пользоваться портреты пост-мортем. А с изобретением carte de visite в середине века, фотографии можно было отпечатать в каком угодно количестве и раздавать всем близким и далеким родственникам и друзьям. Учитывая высокую детскую смертность, фото-постмортем младенцев всех возрастов стали пользоваться особенной популярностью. В то время подобные изображения не воспринимались, как табу, а были своего рода нормой.

Историки объясняют эту традицию тем, что снимки тогда стоили очень дорого и при жизни немногие могли позволить запечатлеть себя. Но смерть заставляла людей раскошелиться на фотографию.

К примеру, в 1860-х годах фотография могла стоить 5-7 долларов (это примерно соответствует нынешним 200 долларам). Другая причина такого широкого распространения посмертных фото - «культ смерти» в викторианскую эпоху. Начало ему положила сама королева Англии Виктория, которая после смерти мужа, принца Альберта в 1861 году до самых последних своих дней ходила в трауре.

В то время было принято, чтобы после смерти кого-то из близких женщин в течение 4-х лет ходила во всём чёрном, а последующие ещё 4 года - только в одежде серого, белого и фиолетового цвета. Мужчины в первый год после смерти кого-то из близких носили траурные повязки на рукаве.

Американский учёный Дэн Мэйнвальд так описывал отношение к смерти в викторианскую эпоху: «Появление в XIX веке изображений, связанных с тематикой смерти, являлось попыткой справиться с болью и скорбью, что причинял уход кого-либо из членов семьи. Иногда такие изображения были вторичным продуктом практики погребения, в других случаях они служили для непосредственного выражения скорби. В любом случае, они были отражением уникального настроения эпохи, которое представляло собой имеющее романтически-сентиментальный характер желание преодолеть вынужденное расставание с близким человеком. В ХХ веке преобладающий метод преодоления скорби по ушедшему человеку заключался в том, чтобы просто прекратить думать о случившемся факте расставания с ним, тогда как в XIX веке о нём не только не прекращали думать, но и пытались любым способом создать иллюзию присутствия усопшего. Изображения разного рода - особенно фотографии - позволяли сделать это наиболее эффективным и влияющим на сферу эмоционального способом».

Идея посмертных фотографий так замечательно прижилась, что, в итоге вышла на новый уровень. Фотографы пытались добавить портретам «жизни», и трупы снимались в окружении семьи, покойным детям совали в руки их любимые игрушки, а глаза насильно открывали и чем-нибудь подпирали, чтобы случайно не захлопнулись в процессе небыстрой съемки. Иногда ученики фотографа дорисовывали трупу розовые щеки.

Печальные украшения

Единственным приемлемым для женщин было ношение в качестве траурных украшений изделий из бурого каменного угля - темный и мрачный он должен был олицетворять собой тоску по ушедшим. Ювелиры, надо сказать, за изделия из угля брали ничуть не меньше денег, чем за украшения с рубинами или изумрудами.

Это носили на первом этапе траура. Год-полтора. На втором, женщина могла себе позволить надеть какие-то ювелирные украшения. Но с одной оговоркой - они должны были содержать в себе волосы. Человеческие. Волосы с головы покойного. Броши, браслеты, кольца, цепочки, все делалось из волос - иногда их включали в золотое или серебряное украшение, иногда само украшение было сделано исключительно из волос, обрезанных с трупа.

Вдова обязана была носить тяжелую черную вуаль, скрывавшую ее лицо в первые три месяца после смерти мужа. После трех месяцев вуаль разрешено было поднимать на шляпу, что, конечно, существенно облегчало передвижение женщин в пространстве. Через траурную вуаль не видно было практически ничего. С вуалью на шляпе женщина ходила еще девять месяцев. В общей сложности женщина не имела права снять траур в течение двух лет. Но большинство, вместе с королевой, предпочитало не снимать его до конца жизни.

Дома с привидениями

Когда кто-то из членов семьи умирал, зеркала в доме занавешивали темной тканью. Эта норма отчего-то прижилась и в России, но не в таких глобальных временных рамках - в викторианской Англии зеркала держали закрытыми минимум год. Если в доме падало и разбивалось зеркало - это считалось верным признаком того, что кто-то в семье обязательно на днях умрет. А если кто-то все же умирал, часы во всем доме останавливали ровно в момент его смерти. Люди искренне верили, что, если этого не сделать, то это принесет новые смерти и неприятности. А вот выносили мертвецов из дома головой вперед, чтобы за ним «не последовали» остальные члены семьи.

При всем этом, особой популярностью в викторианскую эпоху пользовались гробы с колокольчиками. Вот, вроде бы, умер и умер, но на всякий случай трупы не хоронили почти неделю, да и потом вешали над могилой колокольчик, на случай, если покойный окажется по стечению обстоятельств жив и здоров и, очнувшись в могиле, сможет сообщить всему свету, что его надо выкопать. Страх быть похороненным заживо был настолько велик, что колокольчики крепили на всякий случай ко всем, кого закапывали в землю, даже к трупу с явными следами разложения. Чтобы совсем облегчить потенциальному живому задачу, колокольчик соединяли цепочкой с кольцом, которое одевали на указательный палец покойного.

Люди без головы:

Ну, и вот еще в тему нашей первой фотографии - совершенно нереальные фотографии людей без головы викторианской эпохи. Если верить всяческим архивам - такой способ фотоманипуляций стоял ровно на втором месте после посмертного фото.

Вот еще одна особенность фотографии тех времен:

Чтобы получить удачное фото, приходилось сидеть неподвижно некоторое время. Так родители, которые хотели сделать снимок своего ребенка, брали его на руки и сидели не шевелясь, при этом, они накрывались чем-нибудь, чтобы не фигурировать на фотографии. Давайте посмотрим на эти забавные фотки.

Мода на безголовые портреты зародилась в Англии в середине XIX века, быстро захватила всю страну и даже вышла за её пределы. Но, как и любая мода, она быстро прошла, оставив нам на память уникальные, забавные и одновременно пугающие кадры, созданные фотографами того времени.

Упрямый Иоанн Креститель

На самом деле не совсем правильно называть эти портреты безголовыми, ведь как раз голова-то на них присутствует, хоть и не на том месте, где ей положено быть. А вот телу в кадре находиться совсем не обязательно. Но данные нюансы выбирались уже на вкус заказчика.

Считается, что создателем этого экстравагантного вида искусства был британский фотограф шведского происхождения Оскар Густав Рейландер. Причём намерения у него были самые благочестивые - создать большую фотокомпозицию, где, помимо всего прочего, присутствовала бы отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Технически вопрос решался несложно, но долго и муторно - необходимо было правильно скомбинировать друг с другом два или несколько негативов. В случае с Иоанном Крестителем один - с головой, а второй - с фоном (им служило блюдо). Главная проблема заключалась в натурщике с подходящей головой. С этим человеком Рейландеру пришлось очень долго возиться. Причём самого натурщика он нашёл довольно быстро, случайно встретив прямо на одной из лондонских улиц. Но джентльмен с головой Иоанна оказался очень упрямым и на предложение попозировать согласился лишь спустя несколько лет непрерывных уговоров. Желанная фотография появилась на свет примерно в 1858 году.

Викторианская мода

Несмотря на то, что задуманную фотокомпозицию создать так и не удалось, сама голова на блюде очень понравилась королеве Виктории, и она приобрела у Рейландера 22 его работы, в том числе и эту фотографию. Разумеется, после королевы к фотографу потянулись и другие заказчики, а его конкуренты начали оперативно осваивать новый вид фотоискусства.

Очень скоро стены гостиных и полки каминов в викторианских домах украсили фотографии мужественных джентльменов, отважно насадивших на пику свою голову с аккуратным пробором. Юные леди, нежно теребили причёски, украшавшие их очаровательные головки, лежавшие у них же на коленях, а мужья небрежно держали за волосы «отрезанные» головы своих жён. Британские офицеры позировали модным фотографам целыми группами. Головы солдат, вместо того чтобы находиться на положенных им местах, держались у каждого под мышкой.

Очень скоро викторианская мода докатилась и до Америки. Фотографы Нового Света не стали зацикливаться на обычных портретах, они пошли ещё дальше и начали создавать целые жанровые сцены с акробатами, жонглирующими отрубленными головами, официантами, сервирующими ими стол, и всем, на что у фотографа или заказчика хватало фантазии. До появления «Фотошопа» было ещё очень и очень далеко, но основы его применения начали зарождаться именно тогда.

Семейка Бакли

В июне 1881 года британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт решил ускорить процесс «безголовой» съёмки, правда, довольно варварским способом, не применимым к людям. Для начала он путём усовершенствования техники сделал выдержку более короткой. А потом, чтобы наглядно продемонстрировать своё изобретение, взял мула, привязал к его голове динамит и произвёл взрыв. Момент, когда голова животного разлетается на куски, запечатлён на фото.

Беннетт получил патент на своё изобретение (увеличение скорости выдержки, а не уничтожение мула таким изуверским способом) и порицание со стороны общественности за жестокое обращение с животными. Разумеется, подобный способ съёмки не получил распространения, и фотография с безголовым мулом остаётся чуть ли не единственной, сделанной в подобном жанре.

Но любая мода рано или поздно проходит. К 1900 году у людей пропал интерес к подобным портретам, и почти все фотографы вернулись к классическим изображениям сидящих на стуле мужей и покорно стоящих рядом жён, причём головы и у тех, и у других были на том месте, на котором им положено быть природой. «Расчленять» заказчиков на фотографиях стало считаться уделом провинциалов, и людей, безнадёжно отставших от мировых тенденций. Примерно, как сейчас фотографировать женихов, держащих на ладонях своих невест, и наоборот.

Но через 100 лет о безголовых портретах всё-таки вспомнили. Правда, не фотографы-портретисты, а любители фальсификаций. В частности, известна история так называемой фотографии семьи Бакли, на которой вооружённые топором детишки стоят у обезглавленного трупа собственной матери. Легенда, связанная с семьёй Бакли, звучит следующим образом: якобы двое детей - Сьюзан и Джон - хотели изготовить чучело в рост человека, чтобы пугать людей на праздник Хэллоуин, но по какой-то причине решили использовать вместо чучела собственную мать, отрубив ей голову топором.



error: Content is protected !!