Техники формирования вербального имиджа. Имидж персонала организации невербальный имидж включает

Определение 1

Имидж – (англ. image – от лат. imago – образ, вид) – стереотипизированный образ в сознании масс.

Имидж формируется за счет внешнего образа и личных качеств индивида: интеллект, «слог», настрой, посыл. То впечатление, которое складывается у людей, и есть имидж. Образ создает имиджеформирующую информацию, которая бывает прямой и косвенной.

Определенной классификации имиджа не существует. Есть множество вариантов его разделения и все они правильные.

Например, базовый набор имиджа бывает:

  • «начальник»;
  • «деловое общение»;
  • «развлечение»;
  • «принц или принцесса».

У Прониных Е.И. и Е.Е. образ классифицируется по пяти пунктам. Шестерина А.М. выделяет пятнадцать пунктов и т.д. В контексте данной статьи рассмотрим два вида образа:

  • вербальный;
  • невербальный.

Особенности вербального имиджа

Мнение о руководителе, человеке формируется на основе характера общения. По стилю речи, по словарному запасу можно определить уровень интеллекта, уровень образования, возраст, социальный статус, принадлежность к социальной группе. Данный имидж играет большую роль при взаимодействии со средствами массовой информации.

При этом в вербальной коммуникации стоит помнить о всевозможных оговорках, которые могут нанести сильный удар не только на статус руководителя, но и на организацию, так как они выдают скрытые желания, например: «Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым». Также стоит избегать труднопроизносимые слова, нежелательные в звучащей речи, например: предшествовавшими временами, опосредованному субсидированию, покровительствовавшие чиновнику и т.д. Пытаясь выговорить их, руководитель может либо запнуться, либо вовсе не произнести.

Замечание 1

Помимо этого для благоприятного вербального имиджа субъект должен обладать хорошим голосовым аппаратом и поставленной дикцией. Прокуренный голос и непонятная речь являются отталкивающими параметрами.

Также необходимо уметь правильно представляться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место при приветствии ставят фамилию, то этим подчеркивается статус коммуникатора. Если сначала ставят имя, отчество, то создается доброжелательная атмосфера, при которой сравниваются права.

Характерные особенности невербального имиджа

К данному типу имиджа относят невербальную информацию. Невербальный параметр является самым древним каналом, поэтому все полученные данные воспринимаются на подсознательном уровне. Согласно исследованиям – 70% всех сообщений передаются именно через этот канал. А при несоответствии невербального канала с вербальным, первому доверяют больше, соответственно его и выбирают интуитивно.

Классификация невербальной информации:

  • оптико-кинетическая система знаков;
  • паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков;
  • организация пространственно-временного коммуникативного процесса;
  • контакт глаз.

Рассмотрим каждый из них.

1. К первому виду относят жесты, мимику, пантомимику.

  • жесты. Именно общая моторика разных частей тела показывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение данной системы знаков придает взаимодействию нюансы, которые в разных культурах воспринимаются, по-разному. Жесты согласуются не со словом, а с мыслью. Поэтому необходимо помнить о движениях, которые на языке жестов, могут означать нецензурное слово. Эту сферу изучает наука кинесика, название образа на базе данной системы – кинетическим имиджем. Зачастую информационные сообщения двигаются по каналу «подсознание -подсознание», т.е. никем не осознается.
  • мимика. Это так называемый «мимический паспорт». Он делает лицо живым. Беседа не состоится, если у руководителя «каменное» лицо. Также мимика выдает истинное отношение к тому или иному вопросу.
  • походка. Она может быть: развязной, стремящейся, медленной вразвалочку и т.д.
  • пластика. Сюда относят позы.

Они бывают:

  • поза ухода – наклон назад, поворот головы в сторону, закрытость контура рук;
  • поза подавленности – опущенные плечи, впалая грудная клетка, втянутая шея, закрытый контур рук и ног;
  • поза высокомерия – расширенная грудная клетка, плечи подняты, туловище прямое, напряженное, поднятая голова, периферический взгляд.

Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у аудитории, необходимо находится в открытой позе, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены. Например, положив ногу на ногу так, что носок повернут в сторону двери, говорит о желании как можно скорее покинуть данное мероприятие.

Наклон головы тоже играет немаловажную роль:

  • наклон головы вперед, взгляд из-под бровей считывается как агрессия, и вызывает у реципиента нервно-психическое напряжение, блокирует подсознательные процессы, в противном случае, вызывает ответную агрессию;
  • наклон головы назад показывает пренебрежительное отношение к слушателю. Данная позиция «сверху»;
  • небольшой наклон головы набок, или «голова внимающего». Оптимальный вариант;
  • поворот головы в сторону собеседника говорит о заинтересованности и внимании.

Также к оптико-кинетической системе знаков относят улыбку. Чрезмерная улыбка говорит о неискренности, несерьезности коммуникатора или о «дежурной вежливости» и т.п. Улыбку стоит использовать в момент:

  • приветствия и прощания;
  • обращения лично к человеку;
  • в зависимости от ситуации.

2. Паралингвистический параметр отвечает за качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – за паузы, различные вкрапления, например, смех, плач и т.д. Это дополнительно увеличивает семантику значения сообщения.

3. Организация пространства и времени несут смысловую нагрузку как элемент коммуникативного процесса. Т.е. здесь создается некое пространство между коммуникатором и собеседником. Для реципиента необходимо оставить личное пространство, иначе это воспринимается как давление, из-за чего собеседник замыкается, и диалог сходит на «нет». В дистанции участвует не только говорящий, но и окружающие предметы, например, сумки.

Если расстояние между людьми менее 160см, то они размещаются друг против друга, если больше – рядом. При размещении партнеров лицом к лицу возникает контакт. Приход на встречу без опозданий говорит об уважении.

Также необходимо соблюдать дистанцию. Она бывает:

  • 0-45 см. – интимная;
  • 45-120 см. – межличностная;
  • 120-400 см. – социальная;
  • 400-750 см. –публичная.

При смене дистанции можно взаимодействовать на восприятие реципиентами и на характер общения. Расположение в пространстве тоже влияет на формирование образа: классика расположения – «руководитель во главе стола» показывает авторитарный, консервативный стиль коммуникации. Если руководитель и другие субъекты сидят за круглым столом данный эффект снимается, появляется равенство.

Помимо этого, для создания доверительного общения, необходимо позаботиться о помещении. Данную область изучает проксемика.

4. Визуальная знаковая система. Один из главных компонентов имиджа. Без контакта глаз диалог не выстроиться. В обычном общении взгляд занимает 20-40% времени контакта. Поддержание контакта глаз демонстрирует о желание вести диалог и показывает искренность. При отсутствии контакта, наоборот, неискренность, закрытость, недоверие.

Вывод

Чтобы образ руководителя был доброжелательным, располагал к себе собеседников, он должен грамотно проанализировать не только свои внешние достоинства и недостатки, но и внутренние. Только при правильном подборе компонентов и их совокупной работе формируется позитивное или негативное отношение к руководителю. Следует помнить, что реципиент не разделяет образ и личность человека, для него это одно и то же. Поэтому образ руководителя должен быть целостным, позитивным и отображать его качества, цели, ценности и миссию, которые не противоречат целям, ценностям и миссии предприятия.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-1.jpg" alt=">Имидж персонала организации ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-2.jpg" alt=">Невербальный имидж включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова."> Невербальный имидж включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Невербальные сигналы: Подаются и оцениваются на подсознательном уровне. Обычно неконтролируемый сознанием кинетический язык проявляет подсознательные установки человека, его систему отношений. Невербальные сигналы способствуют установлению и закреплению личностных связей. Используя язык тела, можно «замаскировать» чувства. Позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Формируют «первое впечатление» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-3.jpg" alt=">Невербальное общение включает в себя 5 подсистем: Пространственная (межличностное пространство). "> Невербальное общение включает в себя 5 подсистем: Пространственная (межличностное пространство). Взгляд. Оптико-кинетическая подсистема (внешний вид собеседника, мимика, пантомимика). Паралингвистическая или околоречевая система (вокальные качества, диапразон, тональность, тембр голоса). Экстралингвистическая или внеречевая подсистема (темп речи, паузы, смех и т. д.).

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-4.jpg" alt=">Виды невербальных проявлений Подтверждение и повторение вербального сообщения. Отрицание или"> Виды невербальных проявлений Подтверждение и повторение вербального сообщения. Отрицание или запутывание вербального сообщения Усиление и акцентирование вербального сообщения, придание ему эмоциональной окраски. Контроль и регуляция вербального сообщения. Слова дают содержание, невербальная часть - контекст, а все остальное - смысл сообщения.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-5.jpg" alt=">Мета-сообщение - это общее восприятие «языка тела» , общего настроения, общей невербальной информации. Обычно"> Мета-сообщение - это общее восприятие «языка тела» , общего настроения, общей невербальной информации. Обычно мета-сообщение выражается с помощью «прямой речи» . В случае построении заведомо негативного типа имиджа упор делается именно на невербальные формы поведения.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-6.jpg" alt="> Голова «агрессора» можно и даже нужно иметь голову агрессора, когда в разговоре с"> Голова «агрессора» можно и даже нужно иметь голову агрессора, когда в разговоре с собеседником вы осуждаете нечто такое, к чему у собеседника отрицательное отношение

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-7.jpg" alt=">Голова «Властелина» негативное положение головы ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-8.jpg" alt=">Голова «Внимающего» большинство людей считают, что такое положение "> Голова «Внимающего» большинство людей считают, что такое положение головы вызывает чувство приятного из-за внимания и уважения, которое содержит такая кинетика

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-9.jpg" alt="> Голова «Президента» Не следует иметь голову президента при общении с: 1) С"> Голова «Президента» Не следует иметь голову президента при общении с: 1) С детьми. 2) С запуганными людьми. 3) С униженными, обиженными, оскорбленными. Следует иметь голову президента в тех случаях, когда надо показать свою значимость, и при этом не обидеть, не ущемить присутствующих.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-10.jpg" alt=">Повороты головы демонстрируют направление интереса ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-11.jpg" alt=">Имиджформирующая кинетика лица – это мимика ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-12.jpg" alt="> Правила использования взгляда Во время общения желательно чаще смотреть в глаза,"> Правила использования взгляда Во время общения желательно чаще смотреть в глаза, когда мы слушаем собеседника, чем когда говорим сами. Если смотреть в сторону, слушая собеседника и смотреть в глаза отвечая собеседнику, то создается ощущение утомленности от чужой точки зрения и словоохотливости при изложении своей. Если во время разговора смотреть на рот, это может быть воспринято как флирт. Если пристально смотреть на нос, вы можете вызвать у собеседника острое чувство дискомфорта. В процессе разговора можно не смотреть на собеседника, когда сознание осуществляет интеллектуальную работу. Контакт глазами следует поддерживать 1/3 времени коммуникации.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-13.jpg" alt=">Руки сложенные в замок. В такой позе проявляют подсознательное, а иногда осознаваемое отчуждение от"> Руки сложенные в замок. В такой позе проявляют подсознательное, а иногда осознаваемое отчуждение от ситуации.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-14.jpg" alt=">Положение ног демонстрирует направление интереса (в сочетании с поворотом корпуса, головы, направлением взгляда) ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-15.jpg" alt=">Моно. Канальную Аналоговую Информации (МКАИ) человек может продемонстрировать только всем телом (дыхание, потоотделение, голос,"> Моно. Канальную Аналоговую Информации (МКАИ) человек может продемонстрировать только всем телом (дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.). Стерео. Канальная Аналоговая Информация (СКАИ) может передаваться правой и левой сторонами человека и контролируется правым и левым полушариями (движения рук, ног, искривленная поза, наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц с одной стороны и т. д.).

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-16.jpg" alt=">Психологическое пространство – это физическое расстояние между субъектами, которое определяется их осознанным или неосознанным"> Психологическое пространство – это физическое расстояние между субъектами, которое определяется их осознанным или неосознанным отношением друг к другу. Чем это пространство меньше, тем теплее фактические или демонстрируемые чувства людей друг к другу. область ПУБЛИЧНЫХ КОНТАКТОВ. В ней человек чувствует себя комфортно с большинством незнакомых людей. область СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ. Это то расстояние, которое человек старается держать с людьми, знакомыми, но не очень хорошо. область – ДРУЖЕСКИХ КОНТАКТОВ. Это то расстояние, которое человек старается поддерживать. область ИНТИМНЫХ КОНТАКТОВ. Отведена для возлюбленных и ближайших членов семьи.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-17.jpg" alt=">Волевая поза Чтение через плечо, стоя за спиной кого-то, в то время"> Волевая поза Чтение через плечо, стоя за спиной кого-то, в то время как он или она работает. Попытка наклониться над чьим-либо рабочим столом. Сидение за чужим рабочим столом. Приветствие вошедшего сидя. Согнутая в локте рука, поданная для рукопожатия. Слишком сильное рукопожатие, с причинением боли человеку. Разговор с вторжением на территорию собеседника. Курение в чужом личном пространстве. Выкрикивание приказов. Запугивание. Продолжение работы, когда коллега с вами разговаривает. Постукивание пальцами при выслушивании коллег. Откинувшись в кресле, положить руки за голову. Класть ноги на стол. Смотреть, не отрывая глаз любое несоответствующее прикосновение.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-18.jpg" alt="> Сигналы, посылаемые телом, являются утечкой информации. Кинетики условно делят на"> Сигналы, посылаемые телом, являются утечкой информации. Кинетики условно делят на «позитивные» и «негативные» . Условно, т. к. впечатление от кинетической продукции зависит от ситуации общения. К «позитивным» кинетикам относят кинетики, демонстрирующие внимание к собеседнику, доброжелательность, стандарты вежливости. К «негативным» кинетикам относят кинетики, выражающие агрессивные чувства и равнодушие к собеседнику, а откровенно нарушающие этические нормы. Конгруэнтность – это совпадение информации, идущей по разным каналам восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). Симметричность – это совпадение право и левосторонней аналоговой информации. Стресс – это реакция на несоответствие. Подстройкой называется заимствование элементов поведения собеседника для того, чтобы стать для него более «своим» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-19.jpg" alt=">ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - ЭТО МНЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОЕ ФОРМИРУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"> ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - ЭТО МНЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОЕ ФОРМИРУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону)

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-20.jpg" alt=">Способы Ф. Лесли, улучшающие коммуникацию Прогнозировать восприятие сообщения. Показать заинтересованность в"> Способы Ф. Лесли, улучшающие коммуникацию Прогнозировать восприятие сообщения. Показать заинтересованность в собеседнике. Делать упор на самовыражение. Установить связь с характеристиками, нуждами и интересами аудитории. Следить за соответствием вербального и неверебального сообщений.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-21.jpg" alt="> Представители четырех репрезентативных систем ВИЗУАЛ Предикаты Кажется, взгляд, яркий,"> Представители четырех репрезентативных систем ВИЗУАЛ Предикаты Кажется, взгляд, яркий, Голос Высокий, звонкий, перспектива, фокус, быстрый, громкий красочный Поза Прямая, расправленная Направление В глаза собеседнику голова приподнята взгляда Тип тела Как «тощий» , так и Правила общения Посмотреть, чтобы полный» услышать Форма губ Тонкие, узкие Дистанция Большая, чтобы видеть, прикосновений не любят Дыхание Верхнее Характерная черта Не хотят быть ниже собеседника Движения Немного скованные, на Главное слово красиво уровне верхней части туловища

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-22.jpg" alt="> КИНЕСТЕТИК Предикаты Чувствовать, схватывать, Голос Низкий,"> КИНЕСТЕТИК Предикаты Чувствовать, схватывать, Голос Низкий, густой, Касание, прочный, медленный Теплый, спокойный Поза Расслабленная Направление Вниз Голова и плечи опущены. взгляда Сидит с наклоном вперед Тип тела Пухлый, округлый, мягкий Правила Касаться важнее, общения чем смотреть Форма губ Пухлые, мягкие Дистанция Очень близкая, чтобы коснуться Дыхание Нижнее, брюшное Характерная Из стресса выходят, черта беря вину на себя Движения Свободные, плавные, на Главное Удобно уровне нижней части туловища слово

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-23.jpg" alt="> АУДИАЛ Предикаты Тон, громкий, отзвук, ритмичный, Голос"> АУДИАЛ Предикаты Тон, громкий, отзвук, ритмичный, Голос Мелодичный, Послышалось, звучит как… выразительный, меняющийся Поза Голова набок «телефонная поза» , Направление Глаза опущены посадка прямая взгляда Тип тела Четкой зависимости нет Правила Чтобы услышать общения не смотреть Форма губ Различная Дистанция Небольшая, но предохраняются от прикосновений Дыхание Полное Характерная Очень многословны, черта нет риторических вопросов Движения Небольшие, на среднем уровне Главное слово Гармонично

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-24.jpg" alt="> ДИГИТАЛ Предикаты Разумный, логичный, знаю, язык Голос Монотонный, "> ДИГИТАЛ Предикаты Разумный, логичный, знаю, язык Голос Монотонный, цифр, понимаю, функционально прерывистый, зажатый Поза Скрещенные руки, прямая осанка, Направление Поверх головы или в голова приподнята взгляда лоб собеседнику Тип тела Мягкое, полное Правила Никакого зрительного общения контакта Форма губ Плотные, обычно поджатые Дистанция Отдаленная Дыхание Верхнее, зажатое Характерная При стрессе становятся черта сверхрациональными Движения Движений мало, застывшая поза Главное слово Функционально

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-25.jpg" alt="> «Врата сортировки» (ВС) – жизненные ориентиры человека Люди (кто?). Для представителя"> «Врата сортировки» (ВС) – жизненные ориентиры человека Люди (кто?). Для представителя с такими ВС важны люди, кто и с кем. Говорит в основном о людях, предпочитает профессии, связанные с общением. Действия, вещи (что?). Такие люди обращают много внимания на вещи и предметы. Для них важны «овеществленные процессы» - действия. Слова, описывающие их, глаголы, превращенные в существительные, называются номинализациями (любовь, счастье, дружба, вера, надежда…). В речи употребляет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий. Ценности (зачем?). Для таких людей важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действий. В речи такой человек употребляет много номинализаций, но в отличие от «ВС-вещи» , он говорит о том, как это важно и ценно. Процесс (как?). Для людей «ВС-процесс» очень важно, как что-либо делать. В речи это может быть представлено как некая последовательность событий. Время (когда?). Для таких людей важно время, когда что было, в какой день недели, часы, минуты. Они ориентируются на время и хорошо в нем разбираются. Место (где?). Скорее всего, этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах, где он побывал или собирается побывать. Ему важно место где будет что-либо происходить, его собственное местоположение.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-26.jpg" alt=">Модель эго-состояний Э. Берна Родитель – это живущая в нас система стереотипов, впитанных"> Модель эго-состояний Э. Берна Родитель – это живущая в нас система стереотипов, впитанных в детстве и воспитанных социумом, это комплекс традиций, предрассудков и норм поведения. Девиз Родителя – «так полагается» . Взрослый – присущая в той или иной манере человеку способность к самостоятельному и непредвзятому принятию решений, объективному восприятию и взвешенному анализу ситуации. Девиз Взрослого – «разумно» . Ребенок – спонтанное поведение, фантазия, творчество и эмоции. Основное слово – «хочу» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-27.jpg" alt="> Родители-Я Критическое поведение Кормящее-заботливое поведение Общее"> Родители-Я Критическое поведение Кормящее-заботливое поведение Общее Автоматически оценивающее, ироничное, Доброе, обдряющее, признательное, озабоченное, поведение порицающее, наказывающее, обвиняющее, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, ищущее виновного, приказное, авторитарное, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, запрещающее, догматичное, претендующее на покровительственное, сверхзаботливое правоту, указывающее, как правильно, проводящее границы Речевые «Ты должен» , «Ты не должен» , «Это тебе нельзя» , «Не ломай себе голову» , «не так плохо как кажется» , «Не конструкции «Как ты только можешь» , «Это следует сделать, вешай нос» , «Успокойся сначала» , «Тебе это по силам» , этого не следует делать» , «Сколько тебе говорить «Бедняга» , «Хорошо получилось» , «Я могу вас понять» , одно и то же!» , «Я не позволю так с собой «Выше голову» , «лучше не делай этого, это может быть обращаться!» , «Прекрати это сейчас же!» опасным» , «Иди, я сделаю работу за тебя» Интонация, Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, Тепло, успокаивающе, сочувственно манера иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с говорить нажимом Выражение Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, лица сошедшиеся на переносице или поднятые вверх улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно- брови, нос презрительно сморщен, отчужденное заинтересованное выражение лица Жесты и Поднятый вверх указательный палец, руки на Протянутые руки, поглаживание по голове и др. положение бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко тела расставлены

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-28.jpg" alt=">Взрослые-Я Общее Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересованно, прислушиваясь поведение к собеседнику,"> Взрослые-Я Общее Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересованно, прислушиваясь поведение к собеседнику, без эмоций, концентрированно, собирая и перерабатывая данные, понимая друга по глазам, задавая открытые вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, независимо, сравнивая, в кооперации, задумываясь… Речевые Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Как? Высказывания: конструкции возможно, вероятно, если сравнить с…, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и пр. Все, что говориться не догматично, допускается возможность дискуссии Интонация, Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личной окраской), нейтрально, спокойно, манера без страстей и эмоций, ясно и четко (как диктор, читающий новости) говорить Выражение Лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, лица ненапряженное, внимательное, прислушивающееся к партнеру, частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией Жесты и Жесты подкрепляют то, что говориться, «подлаживаясь» под высказывания, корпус положение тела прямой, его положение меняется в ходе беседы, голова прямая (не наклоненная – ребенок, но и не поднятая – родитель), верхняя часть туловища слегка наклонена вперед (выражение заинтересованности)

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-29.jpg" alt=">Ребенок-Я Нейтральное Приспосабливающееся поведение Бунтарское Поведение"> Ребенок-Я Нейтральное Приспосабливающееся поведение Бунтарское Поведение поведение Общее Спонтанное, игривое, любознательное, Осторожное, боязливое, сдержанное, Капризное, грубое, поведение творческое, хитрое, злорадное, опасливое, думающее о последствиях, непослушное, воодушевленное, раскрепощенное, требующее одобрения, впадающее в агрессивное открытое, веселое, мечтательное, отчаяние, беспомощное, обиженное. естественное. Речевые «Я хочу» , «Прекрасно!» , «Я не верю в свои силы» , «Я не смогу это «Я этого не хочу» , конструкци «Великолепно!» , «Высший класс!» , сделать» , «Я боюсь» , «Если ты так «Оставьте меня в и «Шикарно» , «Мне без разницы» , «Так думаешь…» , «Почему всегда я? » , «Что же покое!» , «Проклятье!» тебе и надо» мне делать? » , «Я должен» Интонация, Преимущественно громко, быстро и Тихо, нерешительно, прерывающимся Гневно, громко, манера горячо, захлебываясь, печально голосом, плаксиво, подавленно, упрямо, угрюмо говорить подобострастно, нудно, жалуясь, привередливо, покорно, бравируя Выражение Воодушевление, возбуждение, Глаза опущены вниз, выражение согласия, Жесткое, упрямое, лица ошеломление, открытый рот, блеск в губы, подбородок дрожат, глаза «на мокром отсутствующее, глазах, хитрость, лукавство, месте» , нервное, потерянное, тактичное, с исподлобья любопытство, печаль, слезы оглядкой на других, онемелое Жесты и Напряженный или расслабленный Поднимает руку, если хочет что-то сказать, Напряженность, положение корпус, рассеянность, свободный, опущенные плечи, склоненная голова, поза угрожающая поза, тела усталый, взволнованный слуги, стоит навытяжку, пожимает плечами, упрямство, опущенная

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-30.jpg" alt=">Диаграмма взаимоотношений ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-31.jpg" alt=">Классификация людей, основанная на их различии по эмоциональности и личностному темпераменту Холерик (от"> Классификация людей, основанная на их различии по эмоциональности и личностному темпераменту Холерик (от греческого chole – желчь) – это экстраверт, склонный к сменам настроения, порывистый, вспыльчивый, нетерпеливый, подвержен эмоциональным срывам, агрессии, эмоционально нестабилен, беспокоен, импульсивен, переменчив, но в то же время оптимистичен. Темп речи и движения быстрые. Сангвиники эмоционально более устойчивы, уравновешены, общительны, интересуется и увлекается тем, что ему приятно, что доставляет удовольствие, но чувства его недолги и непостоянны, легковерны и доверчивы. Темп речи и движения быстрые. Меланхолики эмоциональны, пессимистичны, обидчивы, быстро утомляются, плохо переносят длительное напряжение, перегрузки и стрессы, обладают хорошей интуицией, имеют замедленный темп речи. Флегматики миролюбивы, уравновешены, малоэмоциональны, скептичны, рациональны, заторможены.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-32.jpg" alt=">Классификация типов людей по поведению в стрессовых ситуациях «Заискивающий» старается понравиться, часто"> Классификация типов людей по поведению в стрессовых ситуациях «Заискивающий» старается понравиться, часто извиняется, не выражает несогласия. Он говорит так, будто ему всегда необходима поддержка других людей. Употребляет в речи ограничительные слова: если, только, даже и т. д. и сослагательное наклонение: мог бы, следовало бы. «Обвиняющий» всем недоволен, диктатор и самодур, высокомерен, как бы говорит: «Если бы не ты – все было бы в порядке» . Голос жесткий, натянутый, часто громкий и пронзительный. Употребляет в речи кванторы всеобщности: все, каждый, любой, всякий раз и т. д. и вопросы в отрицательной форме: почему вы не… как вы не… «Расчетливый» корректен, рассудителен, спокоен, хладнокровен и собран. Голос звучит сухо и монотонно, в речи употребляются абстрактные слова. В речи опускает именные аргументы, обозначающие лицо. Использует имена без референтных индексов: это, люди, они и т. п. Использует номинализации: разочарование, напряжение, беспокойство. «Отстраненный» не дает ответа по существу, эта категория представляет собой быстрое чередование трех предыдущих.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-33.jpg" alt=">Речевые техники, провоцирующие симпатию «Не говорить, а разговаривать» . "> Речевые техники, провоцирующие симпатию «Не говорить, а разговаривать» . Техника заочной формы диалога. Техника активного использования слов – обращений. «Говорить, то, что хотят услышать» . Провоцирование улыбки. Преодоление социального табу.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-34.jpg" alt=">ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТОЛЬКО УСТНОЙ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА и включает в себя такие показатели,"> ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТОЛЬКО УСТНОЙ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА и включает в себя такие показатели, как темп, громкость, интонацию, паузы в речи и так называемые смысловые ударения. ИНТОНИРОВАНИЕ – ЭТО ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ГОВОРЯЩЕГО В СОДЕРЖАНИЕ СКАЗАННОГО ИЛИ НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-35.jpg" alt=">Функции пауз Пауза как СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ – привлечет внимание к тому, что"> Функции пауз Пауза как СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ – привлечет внимание к тому, что будет сказано, «заякорит» информацию. Паузы – для осмысления только что сказанного. Скорость поступления информации не должна превышать скорость обработки этой информации человеком.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-36.jpg" alt=">СУБЛИМАЦИЯ – ЭТО ЗАМЕНА КАКОЙ-ЛИБО СОЦИАЛЬНО НЕПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-37.jpg" alt=">Габитарный имидж «Одежда очень многое говорит о вас. То, как вы подбираете"> Габитарный имидж «Одежда очень многое говорит о вас. То, как вы подбираете различные предметы одежды, характеризует вас не меньше, чем ваша речь. Все в вашем костюме символично. Если вы одели футболку с логотипом Шанель, это многое говорит о вас. Но если вы надели ее с комуфляжными брюками, такой костюм говорит о вас совсем другое» Дезире Мейер

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-38.jpg" alt="> Классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. "> Классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. Функции одежды и макияжа: 1) демонстрация природной целесообразности; 2) демонстрация приобщенности к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ГАБИТАРНОГО ИМИДЖА ЧЕРЕЗ ОДЕЖДУ: одежда в подсознании реципиентов: не должна ассоциироваться с той социальной группой, к которой аудитория имиджа относится негативно, должна ассоциироваться с той социальной группой, к которой аудитория имиджа относится позитивно.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-39.jpg" alt=">При выборе одежды необходимо учитывать следующий набор факторов: ожидания аудитории; "> При выборе одежды необходимо учитывать следующий набор факторов: ожидания аудитории; принятая культура; восприятия, связанные с профессией; расположение места работы; тип труда, его физические аспекты; желаемый тип имиджа; личный стиль, темперамент, цели и оценки, уровень амбициозности.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-40.jpg" alt="> Приемы формирования костюма: Однотонность (использование материалов одного цвета, тона и"> Приемы формирования костюма: Однотонность (использование материалов одного цвета, тона и фактуры); Разнофактурность (использование материалов одного цвета, тона, но разных фактур); Разнооттеночность (игра оттенков одного цвета); Цветная разнооттеночность (игра оттенков разного цвета, но одного тона) Соотношение основного цвета и вспомогательного – 75% : 25% Вертикали и горизонтали Пропорциональность (соотношение 1/3 к 2/3) Несмешение пастельной и насыщенной цветовой гаммы

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-47.jpg" alt="> Стили дресс-кода свободный стиль - каждый волен приходить на работу в"> Стили дресс-кода свободный стиль - каждый волен приходить на работу в чем пожелает; неофициальный стиль, «саsual» - удобная и практичная повседневная одежда, разрешаются джинсы и пуловеры, пиджаки без галстуков; деловой стиль - костюмы строгого покроя и расцветок, обязательные галстуки для мужчин, минимум аксессуаров, скромные украшения. В последние годы популярными стали послабления, допускаемые в деловом стиле по пятницам Fгее Fгidау, или Саsual Fгidау: тем, у кого не запланированы встречи с клиентами, разрешается одеваться более свободно; униформа - все сотрудники одеваются в специально разработанную фирменную одежду.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-48.jpg" alt=">Факторы выбора дресс-кода Направление деятельности организации. Целевая аудитория. Место"> Факторы выбора дресс-кода Направление деятельности организации. Целевая аудитория. Место работы. Особенности системы управления, стиля руководства.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-49.jpg" alt=">Спасибо за внимание ">

Вербальный имидж

Мнение о руководителе формируется в том числе на основе его вербальной коммуникации. По речи, активному словарю, который использует человек, можно всего по нескольким произнесенным им фразам определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Особенно большое значение имеет вербальный имидж при общении с прессой.

Большое значение для вербального имиджа имеют всевозможные оговорки, которые бывают у каждого. Иногда эти оговорки могут нанести непоправимый удар по имиджу, так как выдают скрытые, часто неосознаваемые самим человеком желания. Классический пример – когда председатель, открывая собрание, говорит: "Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым". При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует стараться говорить на молодежном сленге, чтобы приобрести популярность среди молодежи.

Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция "сверху". Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.

Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. А так как это более древний канал, чем вербальный, бо́льшая часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации передается именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая "двойная ловушка") реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

К видам невербальной информации относятся следующие.

1. Оптико-кинетическая система знаков – это жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков придает общению нюансы. Нужно помнить, что в различных культурах эти нюансы могут быть неоднозначными. Изучением этой сферы невербального общения занимается наука кине- сика.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу "подсознание – подсознание", т.е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом.

Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (не скрещивая руки или ноги). Концы носков показывают направление желаемого передвижения, поэтому если вы сидите, положив ногу на ногу и носок вашей ноги повернут в сторону двери, вы тем самым демонстрируете желание поскорее уйти.

Наклон головы несет значимую информацию: так, наклон головы вперед со взглядом из-под бровей воспринимается как агрессия, вызывает у слушателей нервно-психическое напряжение и блокирует познавательные процессы, может вызвать даже ответную агрессию. Голова, откинутая чуть назад, демонстрирует пренебрежение к собеседнику, позицию свысока. В ситуации слушания оптимальна "голова внимающего" – с небольшим наклоном набок. Имеет значение и поворот головы в сторону собеседника, демонстрирующий интерес, внимание. Важной имиджформирующей информацией является улыбка, однако она должна использоваться дозированно: в момент обращения к собеседнику, в момент его обращения к вам лично, в начальной и заключительной части встречи как знак позитивного отношения. Постоянно улыбающийся руководитель выглядит несерьезно.

  • 2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, несомненно, являются дополнением к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.
  • 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Приход вовремя к началу встречи символизирует уважение по отношению к партнеру. Особая область исследований – проксемика – занимается изучением норм пространственной и временной организации общения.

Большое влияние на характер общения оказывает дистанция между общающимися. Выделены такие характеристики дистанции в общении, как:

  • 0–45 см – интимное общение;
  • 45–120 см – межличностное общение;
  • 120–400 см – социальное расстояние, деловое общение;
  • 400–750 см – публичное общение.

Меняя дистанцию, можно воздействовать на восприятие себя окружающими, на характер общения с ними. Расположение в пространстве также влияет на формирование имиджа: классическое расположение "руководитель во главе стола" демонстрирует приверженность авторитарному стилю общения, консерватизм; расположение за круглым столом снимает этот эффект, подчеркивает равенство общающихся.

4. Контакт глаз – также важная знаковая система, используемая в визуальном общении. Поддержание контакта глаз указывает на желание поддерживать общение, на внимание к собеседнику, искренность. Наоборот, отсутствие контакта глаз способствует прекращению контакта, вызывает ощущение неискренности, закрытости, недоверия, снижает аттракцию.

Все компоненты имиджа руководителя работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к нему. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств индуктора. Важно, чтобы образ руководителя был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах, а также целях, ценностях и миссии руководителя, не противоречащих целям, ценностям и миссии организации.

Все компоненты имиджа работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к человеку. В сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств. Рассмотрим кратко виды имиджформирующей информации, факторы формирования первого впечатления, а также этапы формирования имиджа.

Оценка и интерпретация поведения, внешнего вида человека зависит от норм, стереотипных представлений данной группы. Поэтому при формировании имиджа необходимо знать особенности группы, на которую он рассчитан, ее ценности, нормы.

Часто высказывается мнение, что профессиональный имидж важнее личностного, ибо «придя на работу, спрячь свою личность в карман». На самом деле, установка на личность, отношение к ней всегда переносится на все, что исходит из этой личности. Личностный имидж - это база, а профессиональный - надстройка, дополнение. Поэтому для профессий системы «человек - человек» необходимо делать основной упор на создание позитивного личностного имиджа.

Габитарный имидж

Габитус - это внешность человека. Габитарный имидж складывается из следующих компонентов.

  • Конституция, телосложение. Первое, что воспринимается при взгляде на человека, - его «размеры», место, которое он занимает на фоне (принцип «фигура-фон»). Конституцию изменить невозможно, однако важно знать, какое впечатление производит тот или иной тип телосложения, и умело корректировать это впечатление. Так, чересчур хрупкие люди маленького роста могут производит впечатление неопытности, слабости. Это впечатление можно скорректировать более строгими костюмом, прической, манерой поведения.
  • Прическа - здесь необходимо придерживаться норм, принятых в данной социальной группе, а также принципа целесообразности.
  • Одежда - очень важная имиджформируюшая информация. На протяжении веков одежда служила знаком принадлежности к той или иной социальной группе. Статус подчеркивается формами одежды, приближающимися к прямоугольнику. Это форменный или деловой костюм с прямыми плечами. Статусными цветами являются черный, темно-синий. Яркие цвета воспринимаются как низкостатусные. Общий принцип формирования позитивного габитарного имиджа: внешний облик не должен ассоциироваться в подсознании реципиента с той социальной группой, к которой он относится негативно; внешний облик должен ассоциироваться с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.
  • «Овеществленный» имидж - предметы, которые человек носит с собой и использует на работе (портфели, папки для бумаг, авторучки, записные книжки и т.п.) Все это также должно работать на позитивное и уважительное к вам отношение.

Вербальный имидж

Это мнение о человеке, формирующееся на основе его вербальной продукции. По речи, активному словарю, который использует человек, можно определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе.

Весьма существенны для вербального имиджа всевозможные оговорки . Они бывают у каждого и порой способны нанести непоправимый вред имиджу, так как выдают скрытые, часто не осознаваемые самим человеком, желания. При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует, в попытке приобрести репутацию «своего человека», злоупотреблять сленгом.

Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция «сверху». Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.

Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. Поскольку невербальный канал древнее вербального, большая часть такой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации поступает именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая «двойная ловушка») реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу «подсознание - подсознание», т. е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом. Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (без скрещивания или укрытия ног и рук).

Паралингвистическая система - качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая - включение в речь пауз и других вкраплений (покашливание, плач, смех), а также темп речи. Все эти дополнения увеличивают объем семантически значимой информации.

Все компоненты имиджа работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к человеку. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств. Важно, чтобы образ был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах.

Имидж может сформироваться и в отсутствие всякой информации о человеке, на основании отнесения его к определенной социальной группе. Априорный имидж - имидж, сформировавшийся еще до начала общения с человеком. Основывается он на стереотипной информации относительно той социальной группы, к которой реципиент причислил индуктора. Чем жестче у человека стереотип, тем сложнее будет изменить априорный имидж в непосредственном общении с ним.

Факторы формирования первого впечатления

1. Фактор превосходства: индуктор воспринимается реципиентом как превосходящий по значимым качествам (например, по образованности, интеллекту), реципиент склонен переоценивать другие качества индуктора. Знаки превосходства:

  • Одежда. Свидетельства превосходства в одежде: а) цена: чем она выше, тем выше статус. О цене мы судим по качеству одежды, ее редкости (частоте встречаемости), модности; б) силуэт одежды: «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» - приближающийся к шару; в) цвет: для высокого статуса - черно-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже статус (красный - официант, швейцар).
  • Соотношение знаков одежды с ситуацией общения: одни и те же элементы по-разному интерпретируются в зависимости от ситуации.
  • Манера поведения: независимость в различных обстоятельствах и ситуациях от партнера, ситуации общения, мелких норм общения. Интерпретация зависит от готовности воспринимающего признать эту независимость обоснованной.

2. Фактор привлекательности. Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его хорошим, умным и т.д.Проведенный в школе эксперимент показал следующее. Учителям давалось дело ученика, к нему прилагались разные фотографии. Привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся их воспитанием. В другом эксперименте люди оценивали красивых людей как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, более богатых духовно. Мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Знаки привлекательности.

  • Соответствие социально желательным признакам.
  • Усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (люди с мезоморфным типом телосложения получают наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, полные люди - наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. Но еще более привлекательны усилия, которые человек затрачивает, чтобы «быть в форме».
  • Фактор отношения к нам - люди выше оценивают тех людей, которые относятся к ним положительно. При явном отрицательном отношении к человеку он не склонен замечать положительных сторон в партнере.

Чем ближе мнение другого человека к вашему собственному, тем выше вы будете его оценивать. Чем выше мы оцениваем человека, тем скорее ожидаем совпадения его взглядов с нашими собственными. Разногласия просто игнорируются.

Оценочный компонент социальной перцепции называется в психологии аттракцией , т. е. привлекательностью. Позитивный имидж подразумевает необходимость возникновения аттракции у реципиента по отношению к индуктору. Закономерности возникновения аттракции:

  • Красивые люди чаше вызывают аттракцию. Если же воспринимающий человек сам оценивает себя как не очень привлекательного внешне, у него будут вызывать симпатию люди равной с ним привлекательности, более же красивые будут вызывать негативные чувства.
  • Вызывают неприятие и слишком «идеальные» люди.
  • Аттракцию вызывают люди, которых воспринимающий оценивает как похожих на себя (фактор сходства). Человек испытывает влечение к людям, сходным с ним по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам, взглядам. Если сходство имеет значение для установления отношений, то для их продолжения необходима комплиментарность (например, комплиментарность потребностей - важный фактор стабильности отношений).
  • Люди талантливые или компетентные в области, близкой к нашим потребностям и интересам, в наших глазах привлекательнее людей со средними способностями или обладающих компетенцией, далекой от наших интересов.
  • Более привлекательны для нас люди, связь с которыми на протяжении длительного времени приносила пользу обеим сторонам, взаимно вознаграждалась.
  • Частота встреч также способствует возникновению аттракции. Чем чаще контакты, тем больше вероятность возникновения аттракции.

Этапы формирования имиджа

  1. Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.
  2. Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.
  3. Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.
  4. Соотнесение наличных и желаемых характеристик. В результате такого анализа формируются три списка характеристик:
    • характеристики, работающие на создаваемый имидж: их необходимо усиливать и демонстрировать;
    • характеристики, снижающие или разрушающие создаваемый имидж: от них необходимо избавляться или не афишировать;
    • характеристики, необходимые для создания требуемого имиджа, но отсутствующие у человека: их необходимо нарабатывать.
  5. Выбор средств самопрезентации личности или организации. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.
  6. Вхождение в образ - собственно воплощение имиджа в реальной жизни.

Haталья Виктopoвна Aнтoновa - кандидат психологических наук, дoцент ГУ-ВШЭ, специалист в области кoгнитивно-повeденчecкого конcyльтирования, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Занятие 1. Формирование вербального имиджа

Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.

Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.

Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

· позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;

· необходимо учитывать личные интересы собеседников;

· не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;

· смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).

А также… Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.

Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».

Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.

Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.

Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:

· не фиксироваться в сознании собеседника;

· вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).

Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека… Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности , следовательно, утвердили его (в глазах) как личность , следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе .

Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.

А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «вербальный имидж»?

2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.

3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?

Задание 1 Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

Задание 2

Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл

1. Рад вас видеть!

2. Спасибо за работу.

3. Приходите завтра.

4. Я в восторге.

5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

6. Приятно было с вами поговорить.

7. Спасибо за комплимент.

8. Очень вам признателен.

9. Ценю вашу настойчивость.

10. Мне это очень нравится.

Задание 3

Произнесите фразу с разными интонациями

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом). Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДУ ПМТ Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

Из книги Деловое общение автора Шевчук Денис Александрович

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Занятие 2. Организация пространственной среды Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.В речевой коммуникации существует четыре зоны

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Занятие 2. Самопрезентация Взять обычного человека, Дать немного Воспитания, Добавить необходимое Образование, Наделить умением соответствующего Одевания, Обучить правилам делового Общения. Четыре добродетели, Объединенные хорошими манерами И необходимым набором

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Занятие 1. Правила убеждения Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной. Цицерон Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Занятие 2. Деловая беседа по телефону Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер Тест«Культура телефонного общения»В тесте даются формулировки наиболее

Из книги автора

Занятие 3. Дискуссия Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Никола Шамфор, французский писатель-моралист Каждый деловой человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, должен уметь компетентно и эффективно обсуждать жизненно важные проблемы,

Из книги автора

Занятие 4. Деловые переговоры Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению

Из книги автора

Занятие 5. Деловые совещания Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них. Ганс Селье Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и

Из книги автора

Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и

Из книги автора

Занятие 7. Презентация Не выставляй напоказ все, что имеешь, – назавтра уже никого не удивишь. Бальтасар Грасиан Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции,

Из книги автора

Практическое занятие Кэтрин сразу перешла к главному.- Отлично, я вижу, у вас хорошее настроение. Прежде чем мы разъедемся по домам, необходимо сформулировать то, что я назвала бы ключевой целью года. Не вижу, почему бы нам не сделать это прямо здесь и сейчас. Кто хочет



error: Content is protected !!