Что такое социальные аспекты труда. Сущность и функции труда, его социальные аспекты

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.

Кроме того, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения - трудовые отношения.

Социальные отношения, о которых мы говорили выше,- это в конечном счете отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе. Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определенные правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто их коллеги, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д.

От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде всего от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе); потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет ее высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья); потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие еще потребности могут определять трудовую мотивацию человека.

Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Различают материальные и нематериальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым могут быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т. д.

Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека - это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками и т. д.

По определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обраба-тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.


Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производ-ственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полно-ценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство и др.);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Понятие и содержание социально-трудовых отношений


Социально-трудовые отношения характеризуют экономические,

психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и

социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Анализ социально-трудовых отношений обычно проводят по трем направлениям: субъекты, предметы и типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики основными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), союз работодателей, государство.

Наемный работник – это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства. Наемный работник должен обладать определенными качествами, фактическая оценка которых позволяет представить среду для формирования социально-трудовых отношений. Наемный работник, прежде всего, должен обладать готовностью и способностью к личному участию в социально-трудовых отношениях, иметь определенную установку на предпочтительные способы участия в этих отношениях.

Работодатель как субъект социально-трудовых отношений согласно международной классификации статуса членов общества в аспекте их занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты социально-экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, совершенствование условий и оплаты труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Мера реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль государства в социально-трудовых отношениях может изменяться. Но в любом случае государство как субъект социально-трудовых отношений должно быть заинтересовано в эффективном взаимодействии наемных работников и работодателей.

Возникают различные взаимосвязи между субъектами социально-трудо-вых отношений, которые отличаются и по уровням:

– работник – работник;

– работник – работодатель;

– профсоюз – работодатель;

– работодатель – государство;

– работник – государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями , к достижению которых стремятся люди на различных этапах их жизненного цикла. Различают следующие основные этапы:

– от рождения до окончания обучения;

– период трудовой и/или семейной деятельности;

– период после трудовой деятельности.

На первом этапе социально-трудовые отношения преимущественно связаны с проблемами общего и специального обучения; на втором – с проблемами трудовой деятельности, включающими отношения найма и увольнения, профессионального развития, условия и оплату труда, на третьем – с проблемами пенсионного обеспечения и поддержания активности.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем : занятость, организация и оплата труда. Первый блок определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок включает условия труда, характер взаимоотношений членов производственного коллектива, материальное возмещение затрат рабочей силы, возможности развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: солидарность, патернализм, субсидиарность, партнерство, конфликт, дискриминация.

Солидарность – предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов наемного персонала. Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены других союзов.

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или другой союз, то субсидиарность может реализоваться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию «толпы».

Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты). Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определенных условиях необходимы для развития экономических систем. В этом смысле конфликты могут быть полезны, так как они наиболее явно выражают интересы противоборствующих сторон. Однако затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, его сотрудников и экономики страны в целом. Этим определяется необходимость методов рационального управления конфликтными ситуациями.

Дискриминация – это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, предоставлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства. Для России это Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон о занятости населения РФ. Россия ратифицировала конвенции МОТ о равенстве возможностей в сфере труда и занятости.

По характеру влияния на результаты экономической деятельности различают социально-трудовые отношения:

– конструктивные, способствующие успешной деятельности предприятия и общества;

– деструктивные, мешающие успешной деятельности предприятия и общества.

Конструктивными являются отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: полу, возрасту, здоровью, темпераменту, уровню способностей, национальности, семейному положению, образованию, отношению к религии, социальному положению, политической ориентации, уровню доходов, профессии, месту в иерархии предприятия и т.д. Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно много примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющей ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть существенным, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

8.2. Социальное партнерство: понятие, основные принципы, система и формы

Отечественная и мировая практика показывает, что есть два способа формирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов – насильственный и мирный. Социальное партнерство представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В практику регулирования социально-трудовых отношений в России с конца 1991 года вошел термин «социальное партнерство». В реальной жизни социальное партнерство является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях.


Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками,

работодателями, органами государственной власти, органами местного

самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов

работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений

Отношения между социальными партнерами должны складываться на основе принципов , выработанных МОТ, к числу которых относятся:

– установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

– предоставление работникам нормальных условий труда;

– признание и гарантия прав на объединение;

– право всех людей на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства и равных возможностей;

– полная занятость и повышение уровня жизни.

Наряду с общими принципами МОТ, на которых строится идеология всей системы социального партнерства, каждое государство – член МОТ формулирует специфические принципы организации работы социальных партнеров. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ст.24) основными принципами социального партнерства являются:

– равноправие сторон;

– уважение и учет интересов сторон;

– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

– добровольность принятия на себя обязательств;

– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

– обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений;

– контроль выполнения принятых коллективных договоров и соглашений;

– ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Система социального партнерства включает следующие уровни (ТК РФ, ст. 26): федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации.

Социальное партнерство осуществляется в формах (ТК РФ, ст. 27):

– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

– взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

– участия работников, их представителей в управлении организацией;

– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, коллективных договоров, их заключения, организации контроля выполнения на всех уровнях на равноправной основе создаются специальные комиссии на всех уровнях (ТК РФ, ст. 35).

Трудовым Кодексом РФ определяется порядок ведения коллективных переговоров (ст.ст. 36 и 37), установления соглашений и урегулирования разногласий (ст. 38).

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

– оплата труда;

– условия и охрана труда;

– режимы труда и отдыха;

– развитие социального партнерства;

– другие вопросы, определенные сторонами.


Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ТК РФ, ст.45).


В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные.

Генеральное соглашение определяет общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

В Трудовом Кодексе РФ определены также порядок разработки проекта соглашения и его заключения, действие соглашения, порядок внесения изменений и дополнений, регистрации и контроля выполнения (ст.ст. 47, 48, 49, 50, 51).


Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ТК РФ, ст. 40)


– формы, системы и размеры оплаты труда;

– выплата пособий, компенсаций;

– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

– улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

– соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

– гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

– оздоровление и отдых работников и членов их семей;

– контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

– другие вопросы.

В Трудовом Кодексе РФ определены также порядок разработки проекта коллективного договора и заключения его окончательного варианта, действия сторон, условия внесения изменений и дополнений, процедуры регистрации и контроля выполнения (ст.ст. 42, 43, 44, 50, 51).

Кроме того, в ТК РФ рассматриваются возможные формы участия работников в управлении организацией (ст.43). Статьи 54 и 55 определяют ответственность сторон социального партнерства:

– за уклонение от участия в коллективных переговорах;

– непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля соблюдения коллективного договора или соглашения;

– за нарушение или невыполнение договорных обязательств.

Планирование социального развития трудовых коллективов

Для реализации направленного воздействия на социальные процессы в плане развития коллективов и отдельных граждан они должны подлежать управлению на всех уровнях.

Управление социальным развитием – совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы персонала на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.


Из определения следует, что управление социальным развитием – это организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, комплексного воздействия на социальную среду.

Этим целям служит социальное планирование, или планирование социального развития трудовых коллективов.

С переходом России к рыночным отношениям вопросы планирования социального развития на предприятиях были отодвинуты на второй, а может быть и на третий план. Некоторые вопросы находят отражение в коллективных договорах, но не все рассчитаны и обоснованы на срок действия договора. Большинство организаций сейчас вообще не имеют коллективных договоров. Поэтому необходимость работы по планированию социального развития организаций весьма актуальна.

Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации, которая является объектом управления организацией и вместе с тем составной частью управления персоналом. По своему назначению управление социальным развитием ориентируется исключительно на людей, на создание для работников надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий.

К основным факторам развития социальной среды организации относятся:

потенциал организации – это материально-технические и организационно-экономические возможности организации (ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персонала, характер ведущих профессий, отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы работ, форма собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, имидж организации, ее традиции и т.д.) Это базовые условия, которые оказывают разностороннее и комплексное воздействие на социальную среду, побуждают и обеспечивают социальное развитие организации;

социальная инфраструктура – это комплекс объектов, предназначенный для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей (жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, объекты образования и культуры, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, спортивные сооружения, коллективные дачные хозяйства и садово-огороднические товарищества);

условия и охрана труда – это факторы, которые, так или иначе, влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечивают безопасное ведение работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социально-психологические условия производственной среды и трудового процесса; единые нормативные требования охраны труда, государственный надзор и общественный контроль соблюдения законных прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, выполнение работодателями и самими работниками требований по охране труда и т.д.);

материальное вознаграждение трудового вклада работников включает: оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, компенсацию дополнительных затрат труда, пенсии, стипендии, пособия и т.п., обеспечивающие соответствующий уровень жизни;

социальная защита работников организации – это социальное страхование, соблюдение гражданских прав и социальных гарантий, установленных ТК РФ, коллективным договором и др. правовыми актами;

социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях;

внерабочее время, к которому относятся условия отдыха и восстановления сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей (сон, гигиена, еда, передвижение к месту работы и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними и т.д.);

свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников и связано с удовлетворением социально-культурных потребностей человека (чтение литературы, кино, театр, просмотр телепередач, общение с родственниками и друзьями, учеба и т.д.).

Исходя из этого, можно сформулировать основные цели социального развития организации:

– совершенствование социальной структуры работников, их демографического и профессионально-квалификационного состава;

– регулирование численности работников, повышение их образовательного и культурно-технического уровня;

– улучшение эргономических, психофизиологических, санитарно-гигие-нических, и эстетических и др. условий работы, охраны труда и безопасности работников;

– обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий;

– мотивация как средствами материального вознаграждения, так и различного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

– создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологи-ческой атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей;

– рост жизненного уровня работников и их семей, полноценное использование досуга.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении. Особое внимание необходимо уделить изучению степени содержательности труда, его условий и уровня оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе. Все это позволит разработать научно обоснованные рекомендации по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретные предложения по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на перспективу.

В плане социального развития должны быть сформированы следующие разделы работ.

1) Совершенствование социальной структуры персонала . В этот раздел целесообразно включить такие вопросы, как: повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, сокращение доли низкоквалифицированного труда, изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры персонала. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц предпенсионного возраста. В результате указываются те структурные изменения, которые целесообразно провести среди этих категорий работников.

2) Воздействие на социальные факторы развития производства и повышение его эффективности. Сюда включают мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства; совершенствованием организации труда, обеспечивающей повышение содержательности труда; совершенствованием оплаты труда и др.

3) Улучшение условий труда и быта работников на производстве. Для проведения работы в этом направлении следует:

· выделить участки и подразделения с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями труда;

· предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, позволяющие сократить долю или полностью ликвидировать работы, тяжелые и вредные для здоровья людей;

· предусмотреть мероприятия по обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасности труда, по организации хорошо оборудованных бытовых помещений, пунктов приема пищи, медицинских пунктов и т.п.;

· выделить вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

4) Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Меры по этому направлению работы разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны обеспечивать высокую трудовую и производственную дисциплину, развитие различных форм вовлечения персонала в управление производством.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специальные программы, направленные на решение наиболее актуальных для организации проблем. Например, такие как: «Здоровье», «Молодежь», «Женский труд», «Условия труда» и др.

Целесообразно восстановить, а там где их не было разработать, так называемые, социальные паспорта организации. Данные социального паспорта используются при разработке планов социального развития.


Социальный паспорт – документ,

в динамике (по годам с момента создания организации)


Планирование социального развития на предприятии и реализация таких планов обеспечивает рост социальной эффективности, создающей условия для повышения экономической эффективности организации и благополучия ее персонала.

Введение

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей.

Предметом исследования является - труд как основа жизнедеятельности и развития личности.

Целью работы является - исследование социологических аспектов труда, отражающих взаимосвязь системы организации трудовой деятельности с личностным развитием человека.

Исходя из цели работы, задачами исследования являются анализ и оценка, во-первых, состояния традиционных и современных концепций социологии труда; во-вторых, предмета, направлений и тенденций развития данной социологической теории, которые необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с потребностями реально функционирующего производства и труда; в-третьих, соотношения трактовки понятий жизнедеятельность и развития личности, составляющих основу труда.

1. История социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности

Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показывает, что существуют весьма разнообразные и неоднозначные подходы к трактовке предмета социологии труда, к ее структуре, логике изложения, объяснению генезиса идей и способов их взаимодействия с реальной жизнью. Анализ научных исследований, учебной литературы позволяет выделить несколько подходов.

Во-первых, это концепции, которые рассматривают социальные резервы труда как имеющие отношение только (или в основном) к промышленному производству.

Во-вторых, имеются работы исследователей, принявших экономическую концепцию трактовки сущности труда. По своей сути эти исследования - традиционные экономические теории с добавлением некоторых вопросов по социальным аспектам труда. Человек в них рассматривается только как технологический элемент производства наряду со средствами, предметами и орудиями труда. «В рамках этого подхода и теорию, и практику работник производства интересует как носитель профессии того или иного уровня квалификации, тех или иных производственных навыков, умений. А что думает человек о своем труде, о своем производстве, о руководителях, какие мотивы он реализует, что он принимает или отвергает в процессе трудовой деятельности - многих сторонников экономического подхода абсолютно не заботило. В-третьих, в ряде исследований, в учебниках и учебных пособиях в социологию труда включаются относящиеся к экономической социологии проблемы рынка труда, миграции, занятости, безработицы и т.д., которые невозможно решить в рамках одной организации, одного предприятия. Для этого требуются усилия и деятельность государственных и общественных организаций в рамках всей страны или, по крайней мере, региона. В-четвертых, в литературе встречаются характеристики социологии труда в философском осмыслении, когда она трактуется как специальная социологическая наука, предметом изучения которой служат труд как общественное явление со всеми его характерными чертами, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.

В-пятых, понимая ограниченность этого подхода, еще одна группа исследователей стремится трактовать предмет социологии труда как социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении к труду, трудовом поведении в зависимости от содержания, характера и условий его труда.

Таким образом, в настоящее время имеются различные трактовки сущности, и содержания и структуры социологии труда.

А где та точка отсчета, которая должна быть положена в основу анализа социальных проблем труда? Как и для всей социологии, такой точкой отсчета является в широком смысле социология жизни, а в узком - социология производства и труда, их социальные грани, которые образуют и создают образ и стиль трудовой жизни. В этом случае центральным звеном социологии труда «становится человек, совокупные социальные резервы, которые скрыты в его сознании и поведении, в его социальной сущности как работника производства.

Как самостоятельная отрасль социологической науки социология труда возникла в конце XIX - начале XX вв. Ее возникновению и становлению предшествовали процессы, характеризующие развитие научной мысли и реальной производственной практики.

Что касается научного анализа роли человека на производстве, то первое обоснованное осмысление места работника в экономической жизни общества было осуществлено А. Смитом (1723-1790 гг.), который сформулировал одно из важнейших требований к организации труда - «не мешать» выполнять трудовые обязанности, ибо человек руководствуется двумя природными мотивами - своекорыстным интересом и склонностью к обмену.

В XIX веке основоположник «моральной арифметики» Дж. Бентам (1748-1832 гг.) сформулировал принцип пользы, означающий для работника достижение наибольшего удовольствия и стремления всячески избегать страдания. Эти идеи получили развитие в трудах Дж.С. Милля (1806-1873 гг.). В его работе «О свободе» развивался и обосновывался некий идеал «экономического человека», до которого должен дорасти существующий в тот период времени обыватель. В его трудах и трудах других представителей «моральной философии» всячески осмысливался феномен блага, который должен быть, по их представлениям, использован для рациональной организации производства.

Во второй половине XIX века получила большое распространение теория маржинализма, взявшая на вооружение принцип полезности, которые руководствуется человек с целью реализации своего потребительского спроса.

У К. Маркса (1818-1883 гг.) человек также не является субъектом хозяйственной жизни: он обезличен и лишь олицетворяет производственные отношения, которые функционируют объективно, независимо от воли и намерений людей. Таким образом, научные поиски объяснения роли и места человека в производственном процессе в течение всего периода становления и укрепления капиталистических общественных отношений так и не вышли за пределы рассмотрения работника производства как объекта воздействия, хотя в их ходе уже формулировались некоторые догадки об активной роли человека, о значении моральных и духовных принципов деятельности. Аналогичным образом развивалась и реальная практика, когда работнику отводилась роль исполнителя, желательно беспрекословного, за которым надо иметь глаз да глаз. Кроме того, в этот период капиталист (работодатель) руководствовался больше заботами о своих интересах (прибыли), практически полностью игнорируя аналогичные заботы работающих у него людей. В условиях, когда на промышленных предприятиях стали сосредотачиваться сотни и тысячи людей, требовались иные методы и средства но рационализации их труда, чем это применялось при мануфактурном производстве. Однако их поиск на протяжении всего XIX в. шел за счет экстенсивных факторов. Если проанализировать этот процесс. направленный на повышение производительности труда, его эффективности, то можно назвать несколько способов воздействия на человека с целью максимизации прибыли и рациональной организации производства.

Во-первых, в этот период были осуществлены меры по максимальному увеличению рабочего дня. На многих производствах продолжительность рабочего дня достигала 16-18 часов.

Во-вторых, капиталистическое производство в XIX в. положило начало использованию женского и детского труда.

Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за трудом работников, совершенствованием [приемов и методов надзора.

Все рассмотренные факторы были направлены на такой поиск резервов производства, при помощи которых пытались выкачать из работника максимум возможного не считаясь с «человечностью» средств и методов достижения прибыли.

Таким образом, XVIII и особенно XIX вв. обозначили растущее противоречие между методами достижения эффективности производства и роста производительности труда и социальным положением работника, которое отражало назревшую необходимость считаться с ним, с его запросами, потребностями и интересами. Это была объективная потребность в русле общей тенденции превращения каждого человека в субъект исторического процесса, а соответственно - в субъект социально-экономических отношений.

Именно эта тенденция привела к тому, что к концу XIX - началу XX века объективно вызрела идея - обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Это был поистине революционный шаг, кардинально меняющий всю ситуацию на производстве. Открытие (научное и практическое) роли сознания и поведения людей как субъектов экономической деятельности позволило понять, осмыслить, а затем и использовать личные возможности работника для повышения эффективности производства. Это открытие собственно и положило начало возникновению социологии труда как самостоятельной социологической дисциплины, в которой отражались как общие черты, присущие всей социологии - изучение общественного сознания и поведения людей в определенный исторический период, так и специфические, ибо рассматривалось их функционирование в процессе трудовой деятельности.

Итак, в полном объеме принципиально иной подход - поиск резервов эффективности труда в самом человеке, в самом работнике - обозначился только на границе ХX-ХХ вв.

Начало революции во взглядах на сущность и предназначение работника связано с именем Ф. Тейлора (1856-1915 гг.), успешно сочетавшего в себе научный подход и гений организатора производства.

В середине 90-х гг. Тейлор опубликовал работу «Как оплачивать труд рабочих на предприятии», в которой он поставил вопрос: нельзя ли создать такие условия для каждого работника, чтобы он мог более эффективно трудиться, руководствуясь своими побудительными мотивами, потребностями и интересами, без мелочного и внешнего контроля за процессом и результатами его труда? Отвечая на этот вопрос утвердительно, он обосновал и продемонстрировал на практике возможность такой организации труда, при которой работник без штрафов, без принуждения был нацелен на раскрытие своих сущностных сил. Это было началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.

1.1 Этапы развития социологии труда

У Маркса есть замечание: «…История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности… В обыкновенной, материальной промышленности… мы имеем перед собой под видом чувственных, полезных предметов… опредмеченные сущностные силы человека».

Первой «страницей» этой «книги», посвященной анализу работника как субъекта производственной жизни, стала ориентация на его материальную заинтересованность, которая с полным основанием может быть названа этапом «экономического человека». Этот первый шаг, сделанный Ф. Тейлором в конце XIX в., по мере развития производства и социологии труда в течение всего XX в. был дополнен новыми поисками, которые открывали другие возможности, заложенные в природе и способностях человека.

Социология труда прошла большой и сложный путь от первого эксперимента по стимулированию труда, воплощенного в концепции «экономического человека», до других этапов, в которых постепенно открывались, познавались и использовались новые грани социального потенциала работников производства - в технологии («технологический человек»), в профессиональной подготовкепрофессиональный человек»), в условиях труда («социально-биологический человек»). Затем, с 30-х гг. XX в. поиск социальных резервов труда был осуществлен во; «втором», латентном эшелоне использования человеческих возможностей - в социально-психологическом климате («социально-психологический человек»), в участии человека в управлении («управляющий человек»), в решении конфликтных ситуаций («конфликтный человек»). Во второй половине XX в. начался третий этап открытия и использования социальных резервов труда, который был связан с осознанием роли и значения творческих возможностей работника, его гражданского самочувствия и места в жизни общества и производства.

ПериодыЭтапыСодержаниеПервые исследованияНаблюдаемые резервыЭкономический человекСтимулирование труда1890-1910Технологический человекОрганизация труда1900-1912Профессиональный человекПрофессиональная подготовка1908-1915Социально-биологический человекУсловия труда1920-1930Латентные резервыСоциально-психологический человекСоциально-психологические отношения30-е гг. XX в.Управляющий человекСоучастие в управленииС конца 30-х гг. XX в.Конфликтный человекРазрешение конфликтовС 30-х гг. XX в.Творческие и гражданские резервыТворческий человекУчастие в техническом творчестве50-е гг. XX в.Социально-бытовой человекСоздание социальной инфраструктуры труда60-е гг. XX в.Социально-политический человекРаботник как гражданин70-е гг. XX в.Антропоцентрический этапКомплексное использование социальных резервовС 70-80 гг. XX в.

В таблице указаны годы первых исследований каждого этапа по осознанию роли и влияния тех или иных социальных резервов труда работника. Эти резервы не оставались неизменными: на одном этапе своей жизни человек заинтересован в одних методах воздействия, а на другом этапе этот же человек реагировал на другие методы побуждения и стимулирования труда. Эти факторы зависели и от того, на каком производстве человек работает. То, что играло определенную роль в конкретной организации, в другой не работало, или работало не так эффективно, как предполагалось стимулирование труда, лежавшее в основе концепции «экономического человека», прошло гигантский путь в своем развитии, начиная от рекомендаций Ф. Тейлора до обоснования и применения принципиально новых стимуляторов труда, которые использовались в конце XX в. в условиях автоматизированного производства, в эпоху непрерывных информационных революций. Аналогичный вывод может быть применен и к «технологическому», и к «социально-биологическому», и к «социально-психологическому человеку» и т.д. Но несомненно одно - научная и практическая мысль соединились в поиске резервов труда и производства. И это соединение происходило на гуманистической основе - на признании ведущей роли сознания и поведения работника - его профессиональных знаний, мотивов, потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов. Именно изучение социальных резервов составило сущность и содержание новой социологической дисциплины - социологии труда, а в производственной практике - определило научные основы менеджмента. И наконец, необходимо отметить еще один факт - социология труда развивалась (в отличие от многих других направлений в социологии) под непосредственным влиянием практики, реальной жизни, во многом обусловивших ее развитие.

2. Человек как субъект трудового процесса

Человек - центральная и определяющая фигура любого производственного процесса. Без его участия, творческой и объединяющей функции все без исключения производственные операции - функционирование механизмов, орудий и предметов труда - мертвы и безжизненны.

Человеческий фактор производства - необходимый элемент, к которому предъявляются особые требования как составной части трудового процесса. В этой связи необходимо оговориться, что такой подход нисколько не уменьшает, не принижает роль и значение человека как, гражданина, как участника и творца духовной жизни, его самость и самобытность, которые, как правило, с большей или меньшей полнотой рассматриваются в концепциях социологии личности.

Определяющая роль человека на производстве обусловлена, во-первых, тем, что человек - организующее начало производства. Не будет человека - все компоненты производства превратятся в кучу железа, металла, неких зданий, сооружений.

Во-вторых, когда говорится о человеческом факторе производства, работник рассматривается не только как потребитель определенных благ, получение которых призвана гарантировать оплата труда, но и как творец.

В-третьих, от человека зависит в конечном счете рост производительности труда, эффективности производства, преобразования и улучшения, которые происходят в процессе трудовой деятельности. И то, что производительность труда в промышленности за XX век выросла в 100-140 раз, можно считать важнейшим показателем использования возможностей человека.

В-четвертых, человеческий фактор очень наглядно проявляет себя в ситуации, когда речь вдет о взаимосвязи интересов производства и его работников. Человек, выполняя любую трудовую акцию, участвуя в трудовом процессе, понимает (представляет), что требуется для производства и в какой мере это сочетается с его личными интересами.

Все это позволяет утверждать, что социология труда концентрирует свое внимание на возможностях и способностях работника, условиях их реализации, путях согласования личных интересов с интересами общественными в процессе производственной деятельности. Иначе говоря, речь идет о работнике как субъекте, который не только отвечает на потребности производства, но и сам формулирует требования к нему, исходя как из индивидуальных, так и из групповых мотивов, ценностных ориентаций, интересов.

В социологии труда анализируются не только экономическое (трудовое) сознание и экономическое (трудовое) поведение. Для получения научно-обоснованных выводов непременным компонентом исследования является производственная среда, которая может пониматься в широком смысле этого слова как макросреда (ситуация в народном хозяйстве в целом, экономическое положение в стране и даже мире, состояние той отрасли экономики, в которой человек трудится), как мезосреда (социально-экономические факторы поселенческой структуры - того населенного пункта или региона, где человек и живет, и трудится) и как микросреда (т.е. совокупность производственных условий, в которых работник выполняет свои трудовые функции). Такой учет объективных обстоятельств имеет свое логическое объяснение: если на уровне макросреды обеспечиваются условия развития и функционирования человека как гражданина, то на уровне мезосреды выявляются условия и факторы, влияющие на жизнь людей как жителей определенной пространственной организации (региона, города, села). Что касается микросреды, то речь идет об объективных внешних обстоятельствах, окружающих человека как члена конкретной производственной группы, в рамках которой осуществляется непосредственное взаимодействие между ее членами или участниками.

Хотелось бы отметить, что такая характеристика социологии труда коррелирует с трактовкой социологии как социологии жизни, не противопоставляет их друг другу, и наоборот, устанавливает их логическую соотнесенность.

3. Типы труда в жизнедеятельности людей

3.1 «Нестандартные» типы труда в жизнедеятельности людей и развития их личности

Рано возникает другой тип трудовой деятельности - «духовное производство» (К. Маркс), обслуживающий человека и общество разнообразными духовными продуктами, объективизируемыми в специальных формах социального опыта - письменности, символике, формулах, художественных образах, мифологии, поведенческих установках и т.д. Частными видами «духовного производства» выступают художественная, теоретическая, проективная деятельность, учеба и преподавание, священнослужение, шоу-бизнес и т.д. С зарождения цивилизации широкое распространение получает еще один тип трудовой деятельности - организаторский с многочисленными видовыми подразделениями - предпринимательство, посредничество, менеджмент, госуправление, самоуправление и т.д. Конечные «продукты» этого труда - согласованность коллективных действий и управленческие решения - предполагают особо высокую общественную ответственность за итоги деятельности. С другой стороны, эта трудовая деятельность часто не воспринимается общественным сознанием в качестве труда. В условиях современного общества со снижением общественной роли домашнего труда по бытовому самообслуживанию растет общественная значимость «услуг», то есть общественно-организованной трудовой деятельности по обслуживанию потребностей населения. Сохраняют и усиливают значимость такие специфические категории трудовой деятельности, как «ратный труд», поддержание общественного порядка, судебная деятельность и т.д.

3.2 Новейшие тенденции

Избавившись от лишнего груза громоздкого оборудования и многочисленного персонала, капитал путешествует налегке, не более чем с ручной кладью: портфелем, портативным компьютером и сотовым телефоном. Это новое качество летучести сделало [долгосрочные] соглашения излишними и одновременно неразумными: они могут затруднять передвижение, тем самым сдерживая конкурентоспособность и ограничивая возможности повышения производительности.

Сегодня ситуация меняется, и важнейшим элементом этой перемены становится приход новой, «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Браки, заключаемые «до тех пор, пока не разлучит нас смерть», ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу общество. Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со средним уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают по меньшей мере одиннадцать перемен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем завершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала «гибкость», что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до «очередного уведомления». Сообщая о результатах проводившегося в Голландии всестороннего исследования, посвященного изменяющемуся значению труда, Геерт ван дер Лаан замечает, что работа стала относиться к классу высоких, едва ли не спортивных достижений, практически недоступных для большинства людей средних способностей, ищущих им приложения; а спорт, как известно, имеет ныне тенденцию утрачивать характер популярного времяпрепровождения и превращается в конкурентное элитарное занятие, предполагающее большие денежные ставки. «Та незначительная часть населения, которая имеет работу, трудится весьма упорно и эффективно, в то время как остальные стоят на обочине, не будучи в состоянии поспевать за темпами производства» - и, добавим от себя, в силу того, что сам способ трудовой деятельности оставляет все меньше и меньше места для их квалификации. Трудовая жизнь насыщается неопределенностью.

Можно, конечно, сказать, что ничего особенно нового в этой ситуации нет, что трудовая жизнь полна неопределенностей с незапамятных времен; между тем современная неопределенность представляет собой неопределенность совершенно нового вида. Перспективы катастрофы, вызывающие страх и вносящие хаос в чьи-то жизни, сегодня отнюдь не такие, чтобы от них можно было отмахнуться и чтобы им можно было успешно противостоять вплоть до полного преодоления, предпринимая при этом совместные усилия, занимая единую позицию, коллективно обсуждая, приходя к согласию и принимая необходимые меры. Самые страшные бедствия приходят нынче неожиданно, выбирая жертв по странной логике либо вовсе без нее, удары сыплются словно по чьему-то неведомому капризу, так что невозможно узнать, кто обречен, а кто спасается. Неопределенность наших дней является могущественной индивидуализирующей силой. Она разделяет, вместо того чтобы объединять, и поскольку невозможно сказать, кто может выйти вперед в этой ситуации, идея «общности интересов» оказывается все более туманной, а, в конце концов - даже непостижимой. Сегодняшние страхи, беспокойства и печали устроены так, что страдать приходится в одиночку. Они не добавляются к другим, не аккумулируются в «общее дело», не имеют «естественного адреса». Это лишает позицию солидарности ее прежнего статуса рациональной тактики и предполагает жизненную стратегию, совершенно отличную от той, что вела к созданию организаций, воинственно защищавших права, рабочего класса.

Заключение

Анализ социальной теории труда свидетельствует, таким образом, о значительном теоретическом потенциале общесоциологического подхода к исследованию проблем труда и о необходимости дальнейшей работы на этом направлении.

Все большую роль в поведении работника играет внутренняя мотивация, гарантирующая усердие и хорошее качество работы.

Средством преодоления сложившихся противоречий на пути, становления человека как социально-политического субъекта является получение полной и достоверной информации. Эта информация призвана пробудить творческие потенциальные возможности человека и направить их как на развитие самой личности, так и на дальнейшее коренное улучшение функционирования производства, причем объективная потребность в побуждении творческих сил людей все больше смыкается с личным стремлением человека к самовыражению. И как следствие этого, деятельность человека как социально-политического феномена лишь тогда достигает результата, когда органически включает в себя как накопленные на - предшествующем этапе знания о физических, биологических, социально-психологических возможностях человека, так и новую информацию о его поведении на современном этапе развития производства.

Долгое время социальные резервы, возможности человека принимались в расчет по-разному: чаще стихийно, чем сознательно. На их реализацию отпечаток накладывали господствующие социально-экономические условия, предопределяющие, в чьих интересах используются эти резервы, заложенные в творческой природе человека.

Вместе с тем, оценивая значение социальных резервов, таящихся в сознании и поведении работников, можно сделать вывод, что основными факторами производства выступают устремления, ориентации, симпатии людей, их готовность добровольно выполнять работу.

К выше указанным проблемам добавляются также критерии отношения к труду рабочих России и Германии, Российского и американского общества в целом, - но это уже отдельные вопросы.

Список литературы

1.Бауман З. Возвышение и упадок труда / З. Бауман // СОЦИС. - 2004. - №5. - С. 77-86.

2.Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии / Е.Ф. Молевич // СОЦИС. - 2001. - №7. - С. 38-41.

4.Темницкий А.Л. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное / А.Л. Темницкий // Социологические исследования. - 2005. - №9. - С. 54-63.

5.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда / Ж.Т. Тощенко // СОЦИС. - 2003. - №3. - С. 48-58.

6.Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс / Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 527 с.

социологический труд личность развитие

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками и т. д.

По определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обраба-тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производ-ственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полно-ценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

    экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

    технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);

    социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство и др.);

    психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);

    правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.



error: Content is protected !!