Дизельное топливо летнее гост 305.

304.00

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на дизельное топливо (далее - топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта. Топливо с содержанием серы 2000 мг/кг поставляют по государственному оборонному заказу и на экспорт. Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

  • Заменяет ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» ИУС 7-2014
  • ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
  • ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
  • ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
  • ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения . Заменен на ГОСТ 12.1.044-2018 .
  • ГОСТ 12.4.011-89 защиты работающих. Общие требования и классификация
  • ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
  • ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
  • ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями . Заменен на ГОСТ 17.2.3.02-2014 .
  • ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
  • ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
  • ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
  • ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
  • ГОСТ Р 8.580-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
  • ГОСТ 12.4.034-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка . Заменен на ГОСТ 12.4.034-2017 .
  • ГОСТ 33-2000 . Заменен на ГОСТ 33-2016 .
  • ГОСТ Р 51947-2002
  • ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
  • ГОСТ 12.4.111-82 мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
  • ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
  • ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
  • ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
  • ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
  • ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
  • ГОСТ 19932-99 Нефтепродукты. Определение коксуемности методом Конрадсона
  • ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
  • ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
  • ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
  • ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
  • ГОСТ 5985-79 кислотности и кислотного числа
  • ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
  • ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
  • ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
  • ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
  • ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объема
  • ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии
  • ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
  • ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение серы методом ультрафиолетовой флуоресценции . Заменен на ГОСТ ISO 20846-2016 .
  • ГОСТ EN 116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной температуры фильтруемости
  • ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
  • ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
  • ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
  • ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа
  • ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Определения фракционного состава при атмосферном давлении
  • ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса . Заменен на ГОСТ ISO 2719-2017 .
  • ГОСТ ISO 2160-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ


ГОСТ

2013


ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия


Издание официальное


Стандартинформ

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Приложение А (справочное)

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Таблица А.1

Марка топлива

ОКП для топлива с содержанием серы не более

Л (летнее)

Е (межсезонное)

3 (зимнее)

А (арктическое)

Примечания

1 Коды ОКП действуют только на территории Российской Федерации.

2 Код ОКП при поставке топлива для судовой техники - 02 5134.


Библиография

ГОСТ РЕН 15195-2011

СТБ И СО 5165-2002

ЕНИСО 5165:1998 (EN ISO 5165:1998)

ЕН 15195:2007

ЕНИСО 3104:1996 (EN ISO 3104:1996)

ГОСТ Р ЕНИСО 14596-

ОТ РКИСО 8754:2003

ЕНИСО 8754:2003 (EN ISO 8754:2003)

ЕНИСО 14596:2007 (EN ISO 14596:2007)

ГОСТ Р ЕНИСО 20847-

ЕНИСО20847:2004

(EN ISO 20847:2004)

ЕНИСО6245:2002 (EN ISO 6245:2002)

АСТМД482-13 (ASTM D 482-13)

EH 12662:2008 (EN 12662:2008)

ЕНИСО 12937:2000

(EN ISO 12937:2000)

Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DON) сжиганием в камере постоянного объема

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя

(Petroleum products - Determination of the ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method)

Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DON) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема

(Liquid petroleum products - Determination of ignition delay and derived cetane number (DON) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber)

Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

(Petroleum products - Transparent and opaque liquids - Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity)

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)

Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией подлине волны

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии

Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии

(Petroleum products - Determination of sulfur content of automotive fuels - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

Нефтепродукты. Определение зольности

(Petroleum products - Determination of ash)

Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах

(Standard test method for ash from petroleum products)

Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах (Liquid petroleum products - Determination of contamination in middle distillates) Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру

(Petroleum products - Determination of water - Coulometric Karl Fischer titration method)

ЕНИСО4259:2006

плотности с использованием ареометра

Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке

(Crude petroleum and petroleum products - Determination of density - Oscillating U-tube method)

Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром

(Standard test method for density, relative density or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method)

Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера

(Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter)

(EN ISO 4259:2006)

Технический регламент Таможенного союза

ТР ТС 013/2011

ИСО 3170:2004 (ISO 3170:2004)

ЕН ИСО 3171:1999 (EN ISO 3171:1999)

Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний

(Petroleum products - Determination and application of precision data in relation to methods of test)

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судо-вомутопливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №826)

Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб

(Petroleum liquids - Manual sampling)

Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода (Petroleum liquids - Automatic pipeline sampling)

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ

от 23.11.07,30.05.08,22.05.09)

Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 22 мая 2009 г. № 50)

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 01.04.2014. Подписано в печать 14.04.2014. Формат 60x84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 96 экз. Зак. 1040.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

1 Область применения...................................................1

3 Классификация......................................................3

4 Условные обозначения.................................................3

5 Технические требования................................................3

6 Прецизионность методов испытаний.........................................5

7 Требования безопасности...............................................5

8 Требования охраны окружающей среды......................................6

9 Правила приемки.....................................................6

10 Методы испытаний...................................................7

11 Маркировка, транспортирование и хранение...................................7

12 Гарантии изготовителя.................................................7

Приложение А (справочное) Классификация групп продукции на территории Российской Федерации

по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)....................8

Библиография........................................................9

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условия

Diesel fuel. Specifications

Дата введения -2015-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее - топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

3 Классификация

3.1. В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:

3 - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 35 °С);

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:

Для марки Л - температуру вспышки и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40 °С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013 :

Для марки Е - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой

фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013 :

Для марки 3 - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Пример условного обозначения дизельного топлива марки 3, с температурой

фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013 :

Для марки А - экологический класс топлива.

Примерусловногообозначени я дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013 :

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Требования к топливу

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

1 Цетановое число, не менее

20 °С, мм 2 /с (сСт)

4 Температура вспышки, опреде-

ляемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

для тепловозных и судовых дизе-

лей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

5 Массовая доля серы, мг/кг, не

По стандарту ,

стандартам -

6 Массовая доля меркаптановой

серы, %, не более

7 Массовая доля сероводорода

Отсутствие

По стандарту

16 Плотность при 15 °С, кг/м 3 , не

По стандартам -

17 Предельная температура

фильтруемое™, °С, не выше

Примечания

1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН на 100 см 3 топлива.

2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.

3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м 3 , для марок 3 и А - не более 863,4 кг/м 3 .

4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм 2 /с.

5 На территории Республики Казахстан:

Для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше;

Для марки 3 устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на

месте применения топлива минус 15 °С и выше._


Окончание таблицы 1

5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты и .

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 .

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м 3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005 .

Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 . Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.

В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.103 , ГОСТ 12.4.111 , ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034 .

7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.

Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010 , мази и пасты по ГОСТ 12.4.068 , а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020 .

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02 .

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Масса объединенной пробы - 2 дм 3 топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:

Наименование и марку продукции;

Наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

Обозначение настоящего стандарта;

Нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента *;

Дату выдачи и номер паспорта;

Подпись лица, оформившего паспорт;

Сведения о декларации соответствия (при наличии);

Сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента *.

При розничной реализации топлива необходимо предоставить информациюо наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания поданному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам - и ГОСТ 19433 : класс - 3; подкласс - 3.3; знак опасности - 3; классификационный шифр - 3313; номер ООН - 1202, аварийная карточка - 315.

11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или автотопливозаправщиками.

12 Гарантии изготовителя

12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

12.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

Действует на территории стран - участников Таможенного союза.

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условия

Издание официальное

Москва Стандарт н форм 2013

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:

Для марки Л-температуру вспышки и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40 °С, экологического класса К2, по ГОСТ 305:

Для марки Е - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305:

ДТ-Е- минус 15-К2 по ГОСТ305-2013;

Для марки 3 - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки 3, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305:

Для марки А - экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305:

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-

промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Т аблица 1 - Требования ктопливу

Наименование показателя

Значение

для марки

Метод испыта

1 Цетановое число, не ме

32508 (на уста

новке типа

3122, стандар

2 Фракционный состав:

По ГОСТ ISO

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

3405, ГОСТ 2177 (метод А)

95 % (по обьему) перего

няется при температуре,

°С, не выше

3 Кинематическая вяз

По ГОСТ 33,

кость при 20 °С, мм 2 /с (сСт)

стандартам ,

4 Температура вспышки,

По ГОСТ ISO

определяемая в закрытом

тигле, °С, не ниже:

для тепловозных и судо

вых дизелей и газовых тур

для дизелей общего

назначения

Продолжение таблицы 1

Наименование показателя

Значение

для марки

Метод испыта

5 Массовая доля серы,

По стандарту

мг/кг, не более:

32139, по стан

стандартам [S]

По ГОСТ ISO

6 Массовая доля мер

каптанов ой серы, %, не бо

7 Массовая доля серово

Отсутствие

8 Испытание на медной

Выдерживает

пластинке

творимых кислот и щело

Отсутствие

10 Кислотность, мг КОН

на 100 см 3 топл ив а, н е б о-

11 Йодное число, гйода

на 100 гтоплива, не более

12 Зольность, %, не бо

1461, стандар

Окончание таблицы 1

Примечания

Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м 3 , для марок 3 и А - не более 863,4 кг/м 3

5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты и .

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4 -му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м 3 в соответствии с требованиями

ГОСТ 12.1.005.

Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных обьектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом 2 % об. -3 %об.

Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е - 300 °С, марки 3 -310 °С, марки А-330 °С; температурные пределы воспламенения:

Л, Е - нижний 69 °С, верхний 119 °С;

3 - нижний 62 °С, верхний 105 °С;

А - нижний 57 °С, верхний 100 °С.

7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и «3,5», перегретый пар.

7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.

При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.

В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналотчные, указанные в ГОСТ 12.4.034.

7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигие-

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.

Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технол от ческой документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания обьединенной пробы. Масса обьединенной пробы -2 дм 3 топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:

Наименование и марку продукции;

Наименование изготовителя (фамилию уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

Обозначение настоящего стандарта;

Нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента 1 ;

Дату выдачи и номер паспорта;

Подпись лица, оформившего паспорт;

Сведения о декларации соответствия (при наличии);

Сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке го суда р-ства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента *.

При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1,

Действует на территории стран-участников Таможенного союза.

проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

10.1 Отбор проб - по ГОСТ 2517 или по стандартам , .

10.2 При разногласиях в оценке качества топлива, следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

11 Маркировка, транспортирование и хранение

11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.

11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам - и ГОСТ 19433: класс - 3, подкласс -3,3; знак опасности - 3; классификационный шифр - 3313; номер ООН - 1202, аварийная карточка - 315.

11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или автотопливозаправщиками.

11.4 Хранение топлива - по ГОСТ 1510.

12 Гарантии изготовителя

12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Техническим комитетом по стандартизации ТК31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертиф икации (протокол № 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)

Библиография

Нефтепродукты жидкие. Средние дистил-лятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого це-танового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объема

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя (Petroleum products - Determination of the ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method)

Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема

(Liquid petroleum products - Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

(Petroleum products - Transparent and opaque liquids - Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity)

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непро-

Не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

ГОСТ 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в (Казахстане и Белоруссии).

Основные преимущества

Итак, главные достоинства - это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для общего назначения - 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации - минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

  • I - 350 мг;
  • II - 50 мг;
  • III - 10 мг на один кг горючего.

В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З - 0,5%, а для марки А - 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II - 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Большое количество серы - это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости - это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель - это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость - от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива общего назначения - 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического - 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы - меньше 0,035%, а плотность - меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Марка топлива

Температура самовоспламенения, °С

Температурный предел воспламенения, °С

Летнее, межсезонное

Арктическое

Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

Характеристики дизтоплива для электростанций

Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок - 0,05%, плотностью 0,835 - 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I ГОСТ 305-82 (2013).

В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

ГОСТ 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Издание официальное

Стенда ртмнформ 2014


Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации

установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения)» и

ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. Ne 44)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 305-82

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информацион-ном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубпикоеано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - неофициальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2014

В Российской Федерации настоящий стандартне может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Приложение А (справочное) Классификация групп продукции на территории Российской Федерации


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условия

Diesel fuel. Specifications

Дета введения - 201S-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее - топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-78 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрыеобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ12.1.044-89(ИС04589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровэрыво-опасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

Издание официальное

ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ EN116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной тем* пера туры фильтруемости

ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов

ГОСТ ISO 2160-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку

ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пвнски-Мартвкса

ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении

ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотногочисла ГОСТ6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей

ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием

ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе ГОСТ 19433-88 Груэыопасные.Классификацияимаркировка

ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрад-

ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции

ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку

ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Классификация

3.1. В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:

3 - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 в С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25 *С) и до минус 35®С (пре* дельная температура фильтруемости - не выше минус 35 *С);

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:

Для марки Л - температуру вспышки и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л. с температурой вспышки 40 *С. экологического класса К2. по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013:

Для марки Е - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е. с температурой

фильтруемости минус 15. экологического класса К2. по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Е-иинус 15-К2 по ГОСТ 305-2013:

Для марки 3 - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Пример условного обозначения дизельного топлива марки 3. с температурой

фильтруемости минус 25. экологического класса К2. по ГОСТ 305-2013:

ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013:

Для марки А - экологический класс топлива.

Пример условного обозначени я дизельного топлива марки А. экологического класса К2. поГОСТ305-2013:

ДТ~А’К2 по ГОСТ 305-2013.

5 Техническиетребования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Твблица 1 - Требования к топливу

Продолжение таблицы 1

Значение для марки

Метод испытания

пяимвмоо&нив лохязяюпя

2 Фракционный состав.

50 % перегоняется притемперату-

По ГОСТ ISO 3405. ГОСТ 2177 (метод А)

ре. *С. не выше

95 % (по объему) перегоняется при температуре. *С. не выше

3 Кинематическая вязкость при

По ГОСТ 33. стан-

20 *С. мм"/с (сСт)

дартам 15). |6)

4 Температура вспышки, олреде-

По ГОСТ ISO 2719.

пяемаяв закрытом тигле. "С. не ниже:

для тепловозных и судовых диэе-

лей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

5 Массовая доля серы, мг/кг. не

По стандарту ,

ГОСТ 32139. по стандарту . ГОСТ 19121. стандартам (9)-(13)

По ГОСТ ISO 20846.

стандартам (8)- (13|

6 Массовая доля мерквптвновой

По ГОСТ 17323

серы. %. не более

7 Массовая доля сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

5 Испытание на медной пластин-

По ГОСТ 6321.

Выдерживает.

ГОСТ ISO 2160.

По ГОСТ 6307

кислот и щелочей

Отсутствие

Ю Кислотность, мг КОН не 100 см* топлива, не более

По ГОСТ 5985

11 Йодное число, г йода на 100 г

По ГОСТ 2070

топливе, не более

12 Зольность. %. не более

По ГОСТ 1461. стан-

дартам (14). (15)

13 Коксуемость. 10 %-ного остат-

По ГОСТ 32392.

ка. V не более

14 Общее загрязнение, мг/кг. не

По стандарту (16)

По стандарту (17)

16 Плотность при 15 *С. кг/м 3 , не

По стандартам (18)-

17 Предельная температура

По ГОСТ 22254.

фильтруемости. *С. не выше

Окончание таблицы 1

Примечании

1 В дизельном топливе всех марок после лйти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОК на 100 см* топлива

2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 *С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 *С и выше.

3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской. а также из смеси троицко-анвстасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 *С для марки Л не более 878,4 кг/м 3 , для марок 3 и А - не более 863.4 кг/м 3 ,

4 Для дизельного топлива марки Л. вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2.0-6.0 мм^/с.

5 На территории Республики Казахстан:

Для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 *С. при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 *С и выше.

Для марки 3 устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 1S ‘С. при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 *С и выше.


5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, непричиняющиевреджиэни и здоровьюграждан. окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. жизни и здоровью животных и растений.

Топливо не должно содержать метаплосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты (23} и (24).

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления ихрони-ческие экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м 3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.

Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом - 2 % об.-3 % об.

Температура самовоспламенения топлива марок Л. Е -300 в С. марки 3 - 310 в С. марки А - 330 *С: температурные пределы воспламенения:

Л. Е - нижний 69 *С. верхний 119 *С;

3 - нижний 62 *С. верхний 105 ®С;

А - нижний 57 *С. верхний 100 *С.

7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ. составы СЖБ и «3.5». перегретый пар.

7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывоэащищенного исполнения.

При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой: при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с после дующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещениядляработстопливомдолжныбытьоборудованы общеобменной приточно вытяж ной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.

В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103. ГОСТ 12.4.111. ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК. необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГс коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.

7.11 При работестопливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимообильно промыть глаза теплой водой.

Для защиты кожи рукприменяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010. мази и пасты поГОСТ 12.4.068. а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любоеколичество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным приприемке на основании испытания объединенной пробы. Масса объединенной пробы - 2 дм 3 топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:

Наименование и марку продукции;

Наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица)или импортера, или продавца. их местонахождение (с указанием страны);

Обозначение настоящего стандарта:

Нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента ;

Дату выдачи и номер паспорта:

Подпись лица, оформившего паспорт;

Сведения о декларации соответствия (при наличии);

Сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС. на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента .

При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1. проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Покаэатели9-13таблицы1 гарантируются технологией производства и определяются 1 разе квартал.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания поданному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

10.1 Отбор проб - по ГОСТ 2517 или по стандартам . .

10.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

11 Маркировка, транспортирование и хранение

11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива - поГОСТ 1510.

11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам ЕНИСО 12937:2000

(EN ISO 12937:2000)


Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (OCN) сжиганием а камере постоянного объема

Нефтепродукты. Опредепвние воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя

(Petroleum products - Determination of the Ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method)

Жидкие нефтепродукты. Определение эвдержки воспламенения и производного цетанового числе (DCN) среди их дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема

(Liquid petroleum products- Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion In a constant volume chamber)

Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчетдинвмической вязкости

(Petroleum products - Transparent and opaque liquids - Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity)

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчетдинвмической вязкости)

(Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and calculation of dynamic viscosity)]

Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией подпине еопны

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

2010 нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодислерсионной спектрометрии

Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии

(Petroleum products-Determination of sulfur content of automotive fuels - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

Нефтепродукты. Определение зольности (Petroleum products - Determination of ash)

Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах (Standard test method for ash from petroleum products)

Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах (Liquid petroleum products - Determination of contamination in middle distillates) Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру

(Petroleum products - Determination of water - Coutometnc Kart Fischer titration method)

Нефть и нефтепродукты. Метод определений плотности, относительной плотности и плотности е градусах API ереометроы

}

error: Content is protected !!