Система стандартов рф включает. Система стандартов в российской федерации

В соответствии с Законом "О стандартизации" в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

ГОСТ Ρ 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Ρ 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

ГОСТ Ρ 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

ГОСТ Ρ 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

ПР 50.1.001-93 "Правила согласования и утверждения технических условий". Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ .

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

2.3. Органы и службы по стандартизации

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

ЛЕКЦИЯ 6

1. Общая характеристика системы стандартизации в Российской Федерации и направления ее реформирования.

2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации.

3. Понятие о технических регламентах.

4. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

5. Виды национальных стандартов РФ.

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты потребителей и государства.

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (1992-2002 гг.)

Государственная система стандартизации (ГСС ) начала функционировать в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России как отдельного государства после распада СССР в 1991 г.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России через территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ ), их было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой четырехуровневую систему :

1 уровень - техническое законодательство , основой которого был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления Закона РФ «О техническом регулировании» в 2002 г.

2 уровень документы общероссийского уровня : государственные стандарты РФ (ГОСТ Р ); межгосударственные стандарты; государственные стандарты бывшего СССР (ГОСТ ); правила, нормы, рекомендации по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3 уровень – документы, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - стандарты отрасли (ОСТ ) – или сферой деятельности - стандарты научно-технических и инженерных сообществ (СТО ); категория ОСТ была введена в 1960 г, категория СТО была введена в 1992 г.

4 уровень – документы, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандарты предприятий (СТП ) и технические условия (ТУ ).

2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП (2003- 2010)

С принятием в декабре 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий этап реформирования системы стандартизации РФ - переходный. Согласно закону он равен семи годам, т.е. до 2010 г.

В 2006 г. разработана Концепция развития национальной системы стандартизации (принятая распоряжением Правительства РФ № 266-р от 26.02.2006 г.), согласно которой Государственная система стандартизации (ГСС ) должна быть преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС ) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.


Национальным органом по стандартизации вместо Госстандарта России в 2004 г. утверждено Федеральное агентство по техническому регулированию, метрологии и стандартизации – Ростехрегулирование .

Основой НСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой трехуровневую систему :

1 уровень технические регламенты РФ (ТР ), которые устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП)

2 уровень национальные стандарты РФ (НС ), которые устанавливают требования на добровольной основе к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП).

3 уровень стандарты организаций (СТО ).

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» национальными признаны действовавшие на тот момент в стране государственные (ГОСТ Р ) и межгосударственные стандарты (ГОСТ) .

Переходный этап реформирования системы стандартизации РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании» должен был закончиться в 2010 г, когда действующая НСС должна была окончательно приобрести форму и содержание в соответствии с заложенной идеей – т.е. должна возглавляться негосударственной организацией, фонд ТР должен окончательно сформироваться за 7 лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», и в связи с окончанием формирования фонда ТР НС будут документами сугубо добровольного применения.

Система стандартизации - совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и службы стандартизации, а в качестве объектов - документы в области стандартизации (ДС) как носители правил процедур ее осуществления.

Одним из важнейших положений ФЗ о техническом регулировании (1.1) является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), сводов правил, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и т.д. (см. подр. 1.2).

На 1 января 2012 г. фонд документов национальной системы стандартизации включал более 25 ООО документов.

Более точно: ГОСТ - 18200; ГОСТ Р - 5956 документов; правил и рекомендаций - 1004.

Ключевыми документами являются стандарты комплекса "Стандартизация в Российской Федерации". В его составе (на 01.01.13) 16 национальных стандартов (ГОСТ Р), в том числе основополагающий стандарт ГОСТ Р. 0-2004 (2.6), определяющий основные положения системы стандартизации в стране.

В крупных странах Европы по объему он примерно такой же: в Германии - 27 179, Великобритании - 22 589, Франции - 26 544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных органов исполнительной власти (СанПиНы. СНиПы и пр.)

В перспективе (можно предположить, после 2020 г.) действующая система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в се организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда TP национальные стандарты станут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - "некоммерческому партнерству".

В промышленно развитых странах - членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации- AFNOR. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BS1 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR- более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором).

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Конституция РФ (п. "р" ст. 71) относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Поскольку ведение стандартов является функцией государства, то ФЗ о техническом регулировании (ст. 14) установлено, что Правительство РФ определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа. Уполномоченный орган должен быть федеральным органом исполнительной власти, который действует от имени национального органа. Постановлением Правительства (1.5) установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции национального органа но стандартизации.

Национальный орган по стандартизации осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разработки национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением. Национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных и региональных стандартов и представляет Российскую Федерацию 1! международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Госстандарта входят:

  • - Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Москва);
  • - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Санкт-Петербург);
  • - Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Ростов-на-Дону);
  • - Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Нижний Новгород);
  • - Уральское межрегиональное территориальное управление (месторасположения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург);
  • - Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Новосибирск);
  • - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г.Хабаровск).

МТУ осуществляют технадзор как в сфере технического регулирования, так и в сфере обеспечения единства измерений.

В сфере технического регулирования МТУ осуществляют надзор за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Росстандарта и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся ВНИИ по нормализации в машиностроении (ФГУП" ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных и методических основ национальной системы стандартизации, унификации и агрегатирования в машиностроении; ВНИИ сертификации (ФГУП ВНИИС) - головной институт в области разработки теоретических и методических основ технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и услуг и пр.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная функция ТК - разработка стандартов. В настоящее время зарегистрировано 354 ТК.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении "круглого стола" участников разработки проекта стандарта, в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей, общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 "Оценка имущества" действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 "Общие принципы и терминология"; ПК 2 "Оценка недвижимого имущества"; ПК 3 "Оценка движимого имущества"; ПК 4 "Оценка действующего предприятия"; ПК 5 "Оценка нематериальных благ".

Приказом Госстандарта (от 13.08.2010 № 3019) создан новый ТК - "Защита нрав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг". Ведение секретариата ТК поручено Российскому институту потребительских.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

  • выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
  • рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
  • осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
  • руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
  • участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
  • издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
  • повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто-способности на мировом рынке;
  • нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра-нение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают :

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

  • защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
  • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
  • совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
  • создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
  • устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
  • безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

  • снижение себестоимости производства стандартной продукции;
  • увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
  • рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
  • уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему :
I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.
II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.
IV. Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории :

  • государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
  • межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • технические условия – ТУ;
  • стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ) . ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

  • ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;
  • разработка технических условий на выпускаемую продукцию;
  • экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до-кументов, поступающих на предприятие со стороны;
  • разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

  • разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли;
  • согласование проектов стандартов смежных отраслей;
  • экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.

Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.

  1. ГОСТ Р 1.0 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации).
  2. ГОСТ Р 1.1 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (устанавливает правила создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о ТК)
  3. ГОСТ Р 1.2 - 2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов)
    При использовании настоящего стандарта в документах по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, которые изложены в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки, утверждения, обновления и отмены указанных документов
  4. ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (устанавливает общие положения при разработке и применении стандартов организаций.)
    Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций)
  5. ГОСТ Р 1.5 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» (устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации.
    Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве государственные стандарты Российской Федерации Государственные стандарты Российской Федерации признаны национальными стандартами в силу Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", зарегистрированного Минюстом России в качестве нормативного правого акта 13 февраля 2004 г. (№ 5546), которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р 1.2-2004).
  6. ГОСТ Р 1.6 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы» (устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы)
  7. ГОСТ Р 1.7 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» (устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, которые разрабатывают на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран.
    Устанавливает правила оформления национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.
    Не распространяется на национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях - при разработке очередных изменений к ним.
    Не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов)
  8. ГОСТ Р 1.8 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» (устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.
    Не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.
    Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах)
  9. ГОСТ Р 1.9 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» (действие настоящего стандарта распространяется на:
    - субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели), производящие продукцию (оказывающие услуги), осуществившие в инициативном порядке добровольное подтверждение соответствия продукции и (или) услуг требованиям национальных стандартов Российской Федерации и заявившие о своем намерении применять на добровольной основе знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации;
    - субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам;
    - органы сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие подтверждение соответствия продукции требованиям национальных стандартов в форме добровольной сертификации;
    - организации, осуществляющие выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам, ведение реестра продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и инспекционный контроль за его использованием).
  10. ГОСТ Р 1.10 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» (устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.
    Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
    Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства).
  11. ГОСТ Р 1.12 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» (устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов.
    Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц.
    Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе).
  12. ГОСТ Р 1.13 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» (устанавливает общие требования к подготовке, оформлению, изложению и публикации уведомлений, используемых при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях.
    Не распространяется на документы о стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов)
  13. ГОСТ Р 1.14 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» (устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
    Не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции).
  14. ГОСТ Р 1.15 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» (устанавливает единые для организаций правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.
    В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительных и нормативных документах этих организаций).
  15. ГОСТ Р 1.16 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены)
  16. ПР 50.1.008 - 2013 «Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации» (устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:
    - содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;
    - координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;
    - мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;
    - обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;
    - поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации;
    - подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации;
    - участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;
    - организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов).
  17. ПР 50.1.025 - 2007 «Методика формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента» (правила применяют при:
    - разработке и актуализации Перечня;
    - разработке проектов технических регламентов;
    - пересмотре национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - изменении национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - экспертизе проектов технических регламентов, национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - формировании программ разработки национальных стандартов.
    Настоящие правила не распространяются на проведение работ по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).
  18. ПР 50.1.074 - 2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» (распространяются на проекты стандартов, прошедших экспертизу и представленных техническими комитетами по стандартизации в национальный орган по стандартизации на утверждение, и подлежат применению структурными подразделениями национального органа по стандартизации и уполномоченными научными организациями по стандартизации).
  19. Р 50.1.004 - 2011 «Подготовка межгосударственных стандартов для принятия и применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов» (настоящие рекомендации направлены на обеспечение применения ГОСТ Р 1.8 и распространяются на следующие процедуры, осуществляемые в структурных подразделениях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и уполномоченных им организациях:
    - подготовку для принятия проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним, автором которых является Российская Федерация;
    - рассмотрение проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;
    - подготовку к введению в действие в Российской Федерации принятых стандартов;
    - подготовку документов об отмене действующих стандартов или прекращении применения в Российской Федерации в одностороннем порядке;
    - подготовку поправок к действующим стандартам.
    Не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов на оборонную продукцию).
  20. Р 50.1.039 - 2002 «Разработка, обновление и отмена правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и каталогизации» (распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России: правил по стандартизации; правил по метрологии; правил по сертификации; правил по аккредитации; правил по каталогизации; рекомендаций по стандартизации; рекомендаций по метрологии; рекомендаций по сертификации; рекомендаций по аккредитации; рекомендаций по каталогизации).
  21. Р 50.1.057 - 2006 «Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения» (регулируют процессы: комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; учета поступающих документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов, а также определяют порядок предоставления пользователям продукции и услуг на основе информационных ресурсов Федерального фонда и информационное обеспечение в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО).
  22. Р 50.1.058 - 2011 «Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации» (устанавливают методический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации, подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.
    Распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством).
  23. Р 50.1.075 - 2011 «Разработка стандартов на термины и определения» (предназначены для применения при разработке национальных стандартов на термины и определения, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
    Устанавливают порядок и содержание работ по стандартизации научно-технической терминологии на всех этапах разработки стандартов на термины и определения, предусмотренных национальной системой стандартизации, дополняют общие требования национальной системы стандартизации с учетом специфики объекта стандартизации.
    Применяются на всей территории РФ техническими комитетами по стандартизации, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в разработке стандартов на "Термины и определения", а также подготавливающими заключения на проекты таких стандартов)
  24. ГОСТ 1.0 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».
  25. ГОСТ 1.1 - 2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»
  26. ГОСТ 1.2 - 2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
  27. ГОСТ 1.3 - 2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».
  28. ГОСТ 1.4 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».
  29. ГОСТ 1.5 - 2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
  30. ПМГ 03 - 93 «Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации».
  31. ПМГ 04 - 94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации».


error: Content is protected !!