Клест – это лесная певчая птица из семейства вьюрковых. Клест-еловик: описание, образ жизни

Притягивает интерес любого человека, неравнодушного к миру природы.

Христова птица

Во время распятия Христа, когда мучения его были тяжелы, прилетела птица и клювом пыталась выдернуть гвозди из тела Иисуса. Но слишком мало сил было у бесстрашной и доброй крохи, которая только изуродовала себе клюв и кровью обагрила себе грудку.

Всевышний поблагодарил маленькую заступницу и наделил ее особыми свойствами. Это был клест , а уникальность его в трех проявлениях:

  • крестообразный клюв;
  • «рождественские» птенцы;
  • нетленность после жизни.

Ответы на загадочность кроются в образе жизни птиц, но это не менее интересно.

Описание клеста

Птица клест — небольшого размера, до 20 см, из отряда воробьиных, отличается плотным коренастым сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест.

Почему у клеста такой клюв , становится понятно, когда клест начинает стремительно вылущивать семена из шишек. Природа идеально приспособила его к добыванию такой пищи.

Цепкие лапы позволяют клесту лазить по деревьям и свешиваться к шишкам вниз головой. Окрас грудки у самцов красно-малиновый, а у самочек – зеленовато-серый. Крылья и хвосты клестов переходят в коричневато-серые оттенки.

Клест уверенно себя чувствует на ветке, даже вниз головой

Пение клестов на высоких нотах, напоминает щебет с примесью громкого свиста и служит для связи птичьих стаек. Перекличка обычно бывает при небольших перелетах, а на ветках клесты молчаливы.

Выделяют пять-шесть видов клестов, из которых три основных обитают на территории России: клест-еловик, клест-сосновик и клест белокрылый. Все они схожи образом питания и средой обитания. Названия говорят о небольших особенностях видов по предпочтению хвойной лесной среды и наличию белых перьев по бокам.

Среда обитания и образ жизни клеста

Предки современных клестов очень древние, существовали около 9-10 млн лет назад. В еловых и сосновых лесах Северного полушария формировались основные виды клестов. Их расселение напрямую зависит от урожая шишек, которые являются основой питания .

Поэтому клесты живут как в тундре, так и в степных районах, делают значительные перелеты на места, богатые кормом. Известны случаи, когда окольцованных птиц находили за 3000 км от первоначального места.

На фото птица клест еловик

В России обитают в хвойных лесах горной местности на юге страны, северо-западных районах. Птицу можно встретить в смешанных лесах с преобладанием елей. В кедровых лесах клест не живет. Врагов у клеста в природе практически нет.

Объясняется это тем, что из-за постоянного употребления семян, птицы при жизни себя «бальзамируют» и становятся очень невкусными, а, точнее, горькими для хищников. Поэтому после естественной гибели они не разлагаются, мумифицируются, чему способствует их подготовленный организм с высоким содержанием смол.

Летать клесты умеют хорошо, но сказать, что клест – перелетная птица, или клест — оседлая птица, нельзя. Скорее, клест — кочующий представитель пернатых. Кочевание связано с урожаем.

Клёст сосновик питается семенами шишек

В местах, насыщенных кормом, птицы проводят время в бесконечных лазаньях по деревьям, форма клюва у клеста позволяет это делать ловко, как . За эту особенность и яркую раскраску перьев их прозвали северными попугаями. На землю они спускаются редко, а на ветках чувствуют себя уверенно даже вниз головой.

Питание клеста

Думать, что питается клест исключительно семенами еловых или сосновых шишек – заблуждение, хотя это его основной рацион. Клюв клеста отрывает чешуйки, оголяя семена, но только треть шишки уходит на питание.

Клюв клеста перекрещен, чтобы было удобно доставать семена из шишек

Когда-то бродячие музыканты учили клестов клювом доставать счастливые билетики или участвовать в гадании. Способность обучаться простым действиям делает птиц домашними любимцами. Если клест живет в тесной клетке без поддержания пищевых потребностей и температурного режима, он теряет малиновый цвет, бледнеет до цвета самочки, а потом погибает.

Любители разведения добиваются достижения различных цветовых и голосовых вариаций, поэтому становится ясно, почему у клеста появляется голос канарейки или наряд снегиря. Изучение клестов – увлекательное занятие, приносящее радость общения с древнейшими птицами нашей живой природы.


Клёст - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья.

Кормясь, клест выбирает из оторванной шишки не более трети семян и затем роняет её. В сброшенных на землю шишках семена сохраняются более года и служат запасом корма для лесных мышей, белок и других животных.

Круглый год клесты кочуют, покидая области с неурожаем шишек и собираясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Поэтому, если в один год они были чрезвычайно многочисленны в одном месте, то уже на следующий год в этом же районе можно не встретить ни единой птицы. Численность клестов напрямую зависит от урожайности сосны и ели и поэтому подвержена колебаниям, которые следуют за изменениями урожайности этих хвойных пород.

Распространены клесты в хвойных лесах всего северного полушария.

Летают клесты довольно быстро, хотя и не делают больших перелетов; они превосходно лазают по деревьям, причем, привешиваясь вниз головой, редко спускаются на землю.

Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» недюжие запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах, но не в кедровых. Гнездо строит на верхушке ели или сосны под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Только с первыми холодами и морозами клест приступает к строительству, поэтому родимый дом у него всегда крепкий, добротный: внизу теплая подстилка, а стены прочные и толстые.

Голос клеста-еловика:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко

Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Курьяновская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Второй класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Урок в режиме технологии

личностно ориентированного обучения

« С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ?»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Великанова Юлия Анатольевна

Тема: «С кем дружит ель?»

Цели:

Образовательные: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком.

Развивающие: способствовать формированию умений:

    выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    оформлять результаты работы в виде плаката;

    рецензировать творческую работу одноклассников.

Воспитательные: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.

Средства обучения:

    Репродукция картины И.И.Шишкина «Ель», «Лесная глушь».

    Самодельные учебные пособия:

    кукла Лесовичок;

    конверт с заданием для самостоятельной работы;

    карточки-тесты с дополнительной информацией;

    карточки-инструкции;

    треугольники зелёного цвета для познавательной игры «Узнай новое о ели»;

    рисунки животных и растений елового леса.

Использованная литература.

    Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2000.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.

    Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

    Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения // Начальная школа, 2003 №12.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие?

Д. Весёлым, интересным, хотим узнать что-то новое.

У. Вспомним правила поведения на уроке:

    на уроке будь старательным, будь спокойным и … / внимательным/;

    говорите чётко, внятно, чтобы было всё… /понятно/;

    если хочешь отвечать – надо … /руку поднимать/;

    будь прилежным на уроке, не болтай, ты не … /сорока/;

    если друг стал отвечать, не спеши … /перебивать/;

    а помочь захочешь другу – подними … /спокойно руку/;

    знай: закончился урок, коль услышал ты … /звонок/;

    когда звонок раздался снова … /к уроку будь всегда готовым/.

2. Целеполагание и мотивация.

У. Начнём с повторения. К нам пришёл Лесовичок, принёс иллюстрации. Рассмотрите их, назовите каждое растение.

Д. Ель, сосна, берёза, осина.

У. Как назвать одним словом?

Д. Деревья.

У. Разделите деревья на две группы, поясните.

Д. Ель, сосна – хвойные растения, берёза, осина – лиственные растения.

У. Назовите отличительные признаки хвойных растений.

Д. Круглый год стоят зелёные, листья видоизменены в иголки, в конце зимы созревают шишки с семенами.

У. О каком дереве пойдёт сегодня речь, узнаем из письма /письмо читает ученик/:

«Я росла в лесу, недалеко от дома лесничего. Летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Вокруг шла обычная лесная жизнь: туда - сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. Я выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась моя мечта попасть в город, к людям на праздник. Я была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но… Счастье было недолгим: закончилось новогоднее представление, и меня выбросили, как ненужную вещь».

У. О каком дереве идёт речь?

Д. О ели.

У. Что вы знаете о ели? /Свободные высказывания не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы «Это интересно…», «Ты думаешь, что прав?», «Откуда ты это знаешь?».

У. Очень часто люди губят ели, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч ёлочек. Правильно ли это? Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Жизнь каких животных и растений зависит от ели? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомимся с елью.

3.Формирование новых знаний и умений.

У. В нашем краю ель – одно из наиболее распространённых деревьев в лесу. Что же оно собой представляет?

    Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет собой треугольник зелёного цвета. Всего треугольников четыре. Они находятся у доски в горизонтальном положении. С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели.

В нашей стране растёт 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30 – 40 метров.

Толщина ствола достигает 1 метра.

Хвоя держится на дереве 7 – 9 лет.

В лесах встречается ель европейская и ель сибирская.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя ёлочку.

    Беседа по картине И.Шишкина «Лесная глушь».

У. Как называются леса, в которых растут ели вместе с берёзами, осинами?

Д. Смешанные.

У. Как называются леса, в которых растут только ели?

Д. Еловые.

У. Какой же он, еловый лес? Посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина и попробуйте ответить на вопрос: «Какой же он, еловый лес?»

Д. Свободные высказывания.

У. « Художник изобразил е6ловый лес и таинственным, и сказочным, и изумрудным, и молчаливым, и сумрачным. Здесь мало света даже в солнечный день. Еловые лапы с жёсткими хвоинками растут почти до самой земли, и задерживают солнечные лучи. Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений. Так ли это?

    Физкультминутка «Дерево».

Дерево кончается где-то в облаках, Все стоят врассыпную, поднимают руки вверх.

Облака качаются на его руках. Качание поднятыми руками.

Эти руки сильные рвутся в вышину, Движение качания усиливается, корпус

Сгибается вправо, влево.

Держат небо синее, звёзды и луну. Во время качания перебирать пальцами.

    Работа в группах.

а). Планирование работы.

Лесовичок приносит задание для самостоятельной работы. Учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1

1. Рассмотрите иллюстрации. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Используёте дополнительный материал с листа.

2. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2

1.Рассмотрите иллюстрации. Какие растения произрастают в еловом лесу? Подумайте, что может произойти с этими растениями, если люди вырубят ели? Используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 3

1.Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

Для ответа на вопрос используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

б). Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание. Выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информация для группы 1

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2

Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица, брусника. Они сравнительно малотребовательны к плодородию почвы.

В еловом лесу можно обнаружить грибы – сыроежки и рыжики. Грибы помогают елям расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдают деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывают из почвы. Грибы лечат лес, без них деревья болеют.

Часто в выгнутой шляпке гриба скапливается вода, которую пьют животные и птицы в жаркий день.

Информация для группы 3

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

В). Фронтальная работа – выступление групп. Оформление результатов работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Оформляет результаты своей работы на магнитной доске: животные и растения рядом с елью. Учитель внимательно слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос: «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод:

    в природе всё взаимосвязано;

    ель в лесу связана со многими живыми организмами – животными, растениями, грибами;

    человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

У. Как нужно относиться к природе?

Д. Бережно, по-хозяйски, любить, охранять.

У. У нас получился плакат (природоохранный знак), который можно установить около леса. Необходимо придумать надпись, призывающую беречь ели.

Д. Примерные ответы: «Берегите ели», «Охраняйте ель», «Не губите еловый лес».

4. Закрепление изученного материала.

Тест на правильность утверждения.

Учитель читает вопросы. Если учащиеся считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят «+» (крестик), если неправильно – «0» (нуль).

Тест на правильность утверждения

Итог занятия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Что нового мы узнали сегодня на занятии?

    Что понравилось?

    Что не понравилось? Почему?

    Что бы хотелось выполнить ещё раз?

У. Сегодня, ребята, вы мне очень понравились. Мне было приятно работать с вами. Спасибо вам за помощь в работе.

    Домашнее задание.

У. Нарисуйте ель в лесу, желательно с теми живыми организмами, которые живут вместе с нею.

Уралы

2013 г.

ТЕМА: С кем дружит ель?

Цели и задачи:

· формировать у учащихся представление о том, с кем дружит ель.

1. Обучающие:

· выяснить роль растений (ели) для животных – обитателей леса;

· установить взаимосвязь между объектами природы.

2. Развивающие:

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие операций мышления, памяти, внимания, речи.

3. Воспитательные:

· воспитание любви и бережного отношения к природе, к родному краю, понимание целостности в природе;

· воспитание аккуратности, трудолюбия.

Формы обучения:

· фронтальная;

· индивидуальная;

· групповая (пары).

Методы:

· наглядный;

· словесный (рассказ, беседа);

· практический (работа с пазлами);

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - заочное путешествие в еловый лес.

Оборудование:

· искусственная ель;

· модели животных;

· раздаточный материал;

Ход урока

I Организационный момент.

У. Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.

У. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.

Чудное дерево

И зиму, и лето зелено.

Высоко торчит,

Далеко глядит.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью увядает,

Зимой не умирает.

(ель)

У . Так о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Д. О ели.

У. Ребята, какая лесная красавица стоит перед вами?

Д . Елочка.

У. Поднимите руки те, кто хотел бы узнать что-то новое про ель.

(дети поднимают руки)

У. Поднимите руки те, кто хочет узнать, с кем дружит ель.

(дети поднимают руки)

У. А что еще вам интересно узнать?

У. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в еловый лес и узнаем, с кем дружит ель.

За каждый правильный ответ вы будете получать шишки. Поэтому работать вы должны внимательно и на вопросы отвечать правильно.

У. А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему урока: «С кем дружит ель?»

III Изучение нового материала.

У. Ребята, как вы думаете, нужна ли ель людям?

Д. Да. На Новый год приносят елку домой и украшают.

У. Сколько же нужно срубить елочек, чтобы каждый желающий мог нарядить ее дома?

Д. Сотни тысяч.

У. Тогда какие ели нужно наряжать?

Д. Искусственные.

У. Да, верно, лучше всегда наряжать искусственные ели. Вот и я сегодня на урок тоже принесла искусственную елочку.

Каждый год люди вырубают сотни тысяч елей, а растут они очень медленно. Но они очень нужны в лесу и поэтому ели нужно оставить.

У. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, кому же нужна ель?

(чтение стихотворения с интерактивной доски)

У. Ирина Токмакова.

Ели на опушке,

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – елочки

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

У. Так кому же нужна елочка?

Д. Своим внучатам.

У. Ребята, но кроме внучат, она еще многим нужна. Вот сейчас мы с вами и выясним, кому же в лесу нужна ель. Сейчас мы будем строить схему.

У. Ребята, что растет на ели?

Д. Шишки.

У. Рассмотрите образцы, которые лежат у вас на партах. На образцах вы видите веточку ели, шишку и семена шишек.

Эти веточки я взяла с ели, которую ставили у нас в школе. Ель уже убрали, а я использовала веточки, чтобы показать вам.

1. У. Скажите, кто в лесу питается семенами шишек на ели?

Д. Белка.

У. Сейчас нам … расскажет о белке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Белка.

В лесу белка живет в дупле. Если нет дупла, строит гнездо – это шар из разных веточек, стеблей, мха. В стужу белка может несколько дней не выходить наружу.

Главный корм белок – семена хвойных деревьев (елей, сосен). Чтобы белка была сыта, за один день она должна опустошить 28 еловых шишек. Когда шишек мало, белка может питаться древесными почками, особенно еловыми. Срывают на дереве кончики веточек, почки выгрызают, а веточки бросают. Если под деревьями много таких веток, значит, плохо белкам. Правда, помогает то, что они летом запасают на зиму корм: желуди, лесные орехи, грибы.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, из рассказа мы узнали, что белка не может жить без шишек, которые растут на ели. Мы можем от ели поставить стрелочку к белке?

Д. Да.

У. Куда же мы с вами поместим нашу белочку?

Д. На ветку елочки.

2. У. Ребята, когда белка шелушит шишки, некоторые семена падают вниз на землю. А внизу живет, как вы думаете, кто?

Д. Мышь.

У. Правильно. Мышка подбирает семена и про себя благодарит белочку.

У. Сейчас нам … расскажет про мышь, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Мышь.

Мыши обитают повсюду. Они небольшие по величине. Мыши роют норки, где запасают корм на зиму. Питаются мыши растениями, семенами растений, подгрызают корни растений. Большинство мышей плодовит, т. е. имеют много детенышей.

Мыши ведут активный образ жизни и днем, и ночью. Они боятся птиц и ведут себя осторожно. Ловко прячутся под ветками елей, спасаясь от врагов.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы от ели поставить стрелочку к мышке?

Д. Да.

У. А как ель дружит с мышью?

Д. Мышь питается семенами ели и прячется под ветками от врагов.

У. Значит, я ставлю стрелочку от ели к мышке.

У. А куда же мы поместим мышку?

Д. Под елочку.

3. У. Сейчас мы с вами узнаем, с кем еще дружит ель.

У. На ветках ели селятся птицы, которых называют клест. Часто рассказы о клестах начинаются с таких слов: «Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клест».

У. Сейчас про клеста расскажет нам … . А мы внимательно послушаем и постараемся запомнить.

(рассказ ученика)

Клест.

Самка клеста выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Самец заботится о ней, кормит. Самка сидит на маленьких птенцах, обогревает их. Птенцы рождаются с таким же пухом, как и любые малыши других птенцов. С возрастом пуха у птенцов становится больше. Самка иногда оставляет их, улетая за кормом. Птенцы лежат, спрятав голову под живот, и, конечно, мерзнут. Но, когда мать возвращается, быстро отогреваются. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале. Клесты могут размножаться и зимой, и летом, и осенью. Зимой клесты гнездятся обычно там, где на елях и соснах большой урожай шишек. Клесты живут стайками. Прилетев стайкой на какую-нибудь большую ель, производят иногда прямо-таки град из шишек, потому что часто роняют шишки, почти не съев семян.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Куда же мы поместим клеста?

Д. На ветки ели.

У. Ребята, клест питается шишками ели, поэтому иногда его называют клест - еловик. Клюв у этих птиц своеобразен, они легко им шелушат шишки и добывают семена. Поэтому, если на ели много шишек, то и зимой у клестов много корма.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с клестом?

Д. Да.

У. А куда же мы поместим клеста?

Д. На ветку ели.

У. Я ставлю стрелочку от ели к клесту.

4. У. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую птицу называют лесным доктором?

Д. Дятла.

У. Сейчас нам … расскажет про дятла, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Дятел.

Летом дятел питается насекомыми, зимой ест семена ели и сосны. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. Дятел ловко обследует щели на коре деревьев, долбит кору, достает личинок, жуков. Дятел лечит ель, уничтожая вредителей. Обычно дятел обыскивает не стволы деревьев, а более тонкие ветки.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Можем ли мы назвать дятла и ель друзьями?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Дятел питается семенами ели, и лечит ель.

У. Ребята, я поставила две стрелки. Как вы можете это объяснить?

Д. Они помогают друг другу.

У. Молодцы, ребята, вы внимательно слушали.

У. Так куда же мы поместим дятла?

Д. На ветку ели.

5. У. Ветки ели растут низко от земли. Заяц, убегая от хищников, запутывает свои следы, а затем делает резкий прыжок в сторону.

У. Сейчас нам о зайце расскажет …, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Заяц.

Заяц к зиме становится белым, только кончики ушей у него остаются черными. Заяц – это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, прячется в ветках ели. В сильные морозы заяц роет в снегу нору. Питается он тонкими ветками осины, ивы березы. С толстых веток сгрызает только кору. Также заяц питается сухой травой.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с зайцем?

Д. Да.

У. А как она с ним дружит?

Д. Ель прячет зайца от врагов.

У. Я соединяю стрелкой от ели к зайцу.

У. Куда мы поместим зайца?

Д. Под елочку.

У. Ребята, у нас получилась вот такая схема, по которой мы видим, как много животных дружит с елочкой.

дятел клест

ель белка

заяц мышь

У. Как вы думаете, можно ли вырубать ель в лесу?

Д. Нет.

У. Спору нет – украшенная елка на Новый год в доме – радость. Но все-таки подумайте, пройдет немного времени, она засохнет и погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись лесным жителям?

А искусственная елка, хоть и не имеет прекрасного запаха, зато не осыпает иголки, может стоять долго и всегда будет яркой и красивой.

Еще ель приносит огромную пользу нам с вами. Хвойный лес очень хорошо очищает воздух.

IV Физкультминутка.

У. А сейчас встанем и немножко отдохнем.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки. (руки вверх – в стороны – вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

Внизу на елочках – роса. (руки – вниз, присели)

V Закрепление .

1. У. Ребята, вы внимательно слушали и меня, и своих товарищей, а сейчас скажите, кому же нужна ель?

Д. Животным.

У. Кто помогает ели?

Д. Дятел.

У. А кому ель помогает?

Д. Клесту, зайцу, белке, мышке, дятлу.

У. Молодцы, ребята.

У. У нас получилась вот такая схема. Сейчас вы ее нарисуете к себе в тетрадь.

(самостоятельная работа в тетради)

У. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд. Я проверю, как вы внимательно слушали своих товарищей и меня.

У. Я буду загадывать загадки, кто знает отгадку, поднимает руку и отвечает. Я буду спрашивать тех, кто сидит правильно и поднимает руку. За правильный ответ вы будете получать шишку.

1) Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (мышка)

2) Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (дятел)

3) У косого нет берлоги

Не нужна ему она.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

4) Кто там прячется, шуршит,

Клее-кле-кле! - поет со свистом. (клест)

5) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

У. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и запомнили.

2. У. Ребята, поднимите руки, кто любит собирать пазлы. Я думаю, что вы все умеете работать с пазлами.

У. Вот сейчас мы с вами и будем их собирать.

У. У вас на партах лежат пазлы, работать вы будете в паре. Когда закончите собирать, подумайте, как это связано с нашей елочкой.

(работа в паре)

У. Закончили, ребята. Поднимите руки, у кого получилась белочка.

У. А как она связана с елочкой.

У. У кого получился дятел? Поднимите руки.

У. Как дятел связан с елочкой.

У. У кого получилась мышь?

У. А как она связана с елью?

У. Поднимите руки, у кого получился клест.

У. Он как связан с елью?

У. У кого получился заяц?

У. А как заяц связан с елью?

VI Итог урока

У. Кого мы с вами встретили, путешествуя по лесу?

Д. Дятла, мышь, белку, клеста, зайца.

У. А теперь посчитайте у кого, сколько шишек получилось.

(подсчет шишек)

У. Ребята, шишки, которые вы заработали, остаются у вас. А наиболее активные учащиеся получают по 5 баллов в журнал.

VII Дача домашнего задания.

У. Дама вы должны будете сочинить сказку о том, с кем дружит ель и оформить книжку-раскладушку.

Берегите русский лес!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес!

Список используемых источников:

1. Окружающий мир (учебник) //Москва, 2012г.

2. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть (учебное издание) //Москва, 1995г.

3. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ (окружающий мир)//Москва, 2001г.



error: Content is protected !!