Сценарий концерта "литературный микс в честь учителя". Сценка по литературе на мероприятие "ночь в библиотеке" Веселые сценки по литературным произведениям

Бал с литературными героями.

Ведущий.

О, как ничем неукротимо
Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль может статься,
Бывалой жизнию дыша,

В чужой восторг переселяться

Заране учится душа?

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

(Медленный вальс)

Сценка. Две дамы.

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

(Танец. Венский вальс)

Молодой корнет.

Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;

Очей приветливость, движений быстрота,

Природный блеск ланит и груди полнота -

Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,

Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем

Я не был угнетен; когда бы предо мной

Не пролетала тень с насмешкою пустой,

Когда б я только мог забыть черты другие,

Лицо бесцветное и взоры ледяные!..

Ведущий.

(звучит романс «Хризантемы» в исполнении ученицы. В зал влетает молодой человек.)

А, месье Хлестаков…(Говорит по - французски фразу) Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?

Хлестаков.

Да, ну конечно, кто же сравнит с Петербургом? (Берет стул, садится в центре зала.) Эх, Петербург! Что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только выйду куда-нибудь, уж все говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!»


Первая дама.

«Скажите, как…!»


Хлестаков.

С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню… И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: Пожалуйста, напиши что-нибудь…Думаю себе, ну пожалуй, изволь, братец… И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях…


Вторая дама.


Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?


Хлестаков.


Да, это мое сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен. Дом Ивана Александровича.

(Обращается ко всем)

Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне.

Я ведь тоже балы даю.


Первая дама.


Я думаю, там вкусом и великолепием даются балы…


Хлестаков.


Просто и не говорите…На столе, например, арбуз…в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. … Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: французский посланник, английский посланник, немецкий посланник и я… У меня одна лестница стоит… стоит…

А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся…Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно ж-ж-ж-ж, Иной раз министр:Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…

Мне даже на пакетах пишут «Ваше Превосходительство…» Меня сам Государственный совет боится! Да что в самом деле! Я такой! Я не посмотрю! Я говорю всем:» Я сам себя знаю», сам! Я везде! Везде» Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас произведет в фельдмаршалы!!!

(Двое гусаров берут его за руки, выводят и сажают в ряд.)


Ведущая.


Мадам, месье – фигурный вальс


Ведущий .


А теперь, друзья, в круг! Играем в «Комплимент» Нужно сказать не менее 10 приятных комплиментов человеку, который стоит третьим справа!

(Можно под мотив песни Никитиных из к/ф "Москва слезам не верит").

" Позвольте представить, Катрин , - вот мой друг Александр ,
Немного поэт и отменный драчун, каких мало."

"Ах милый мой
Серж , Александра вы в краску вогнали,
Пускай же раскроет и сам наконец он уста!"

В натертом паркетном полу отражается свет.
И пара под сладкие звуки мазурки кружится...

И долго безусый корнет будет девушке сниться

И он не один посвятит ей любовный сонет.

"А правда, что в Вашем полку побывал государь?"
"Приехал на пасху поздравить нас с праздником лично,

И нам наказал бить турецкое войско отлично!"

"Я счастлива буду Вам дать свою ладанку в дар..."

Не в силах друг другу словами все то рассказать,
Что руки сказали пожатьем простым и нескромным,

В красивом убранстве и блеске той залы огромной

Они никого не хотели теперь замечать.

"Катрин, обещайте с победой дождаться меня?"
"Ах мой Александр, я Вас ждать буду хоть до могилы!"

"Мне мысли о Вас придадут в боях с турками силы."

"Молитвы мои будут Вас, Александр, охранять..."

Слезы на ресницах не видел никто из гостей.
И снова улыбка на лицах- ведь бал не для грусти!

И только щемящая боль до утра не отпустит,

И только молиться, и ждать от рассыльных вестей...


Ведущий.


Как воспоминание о лете, о доме Лариных, о летних букетах, разнотравье и цветочных ароматах, мы танцуем « Вальс цветов ». Он раздает танцующим цветы.

Участники бала танцуют венский вальс с цветами, после танца отдают

цветы ведущим.


Ведущая


Теперь наши дорогие гости смогут узнать всё о цветах.

В зал вносят цветочные карты, Ведущая зачитывают значение каждого цветка:

цикорий обозначает строгость,

незабудка говорит: «Помни меня»,

фиалка - символ строгости,

мак -символ страсти,

клевер сулит тайный роман,

василёк является символом простоты и нежности, обновления и счастья,

герань - Ваш каприз,

одуванчик - предсказание,

фиалка - символ скромности,

колокольчик - предвещает радостную новость,

гвоздика - символ добровольного отказа.


Ведущая.


Для всех участников бала звучит романс "Гори, гори, моя звезда"


Ведущий.


Мы рады поздно или рано

Услышать звуки фортепьяно.

Девушка исполняет фортепианный этюд.


Гусар.


Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу

Мазурка.


Ведущие проводят игру «Литературные фанты»


Ведущая.


После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку.


Ведущий


Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.

это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла . (Ольга Ларина)

букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

Полонез.


Молодой человек.


Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!


Ведущий.


Дамы и господа, сейчас каждый из Вас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал выносят поднос с записками, на каждой записке должно быть написано пожелание, например «Выбрав дорогу, не сворачивай!», «Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!», «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!», «Не забывай о себе!», «Помни, пущенная стрела не возвращается», «Найди счастье в дне сегодняшнем», «Знай, рассеются облака, покажется вершина», «Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное - не останавливаться», «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь».


Ведущая.


Дорогие гости, на одной из записок есть подпись Александра Сергеевича Пушкина, кто этот счастливчик? Он сможет выбрать себе подарок
(романс, стихи или последний танец...)


Последний танец.

Сценка "Урок литературы"

На сцене - кабинет литературы.
Вдали сцены доска, полукругом расположены школьные парты, в импровизированном классе за партами расположились ученики.

Учитель литературы: На сегодня Вам было задано изучить творчество Ф.М. Достоевского. Теперь мы поговорим о его произведении "Преступление и наказание". К доске пойдет (ученики медленно втягивают голову в плечи и пригибаются) ... к доске пойдет... Скворцов!

Скворцов с явным неудовлетворением поднимается с парты...

Скворцов : Татьяна Петровна, ну... это... того... я... того...

Учитель литературы: Я и вижу, что ты того... это...

Скворцов : Татьяна Петровна - я не прочитал.

Учитель литературы: Позволь поинтересоваться, почему это собственно?

Скворцов : Ну... это... (с явной неохотой произносит) Человека-паука смотрел...

Ученики за партами смеются

Учитель литературы: Может Воробьев нам лучше расскажет об этом знаменитом произведении?

Воробьев : Дык... я... это... тоже... смотрел про "Человека-паука"

Учитель литературы: Так... понятно... И чем же, собственно, вас так привлек этот фильм? Что такого особенного в "Человеке-пауке"?

Скворцов : Ха... так там же в "Человека-паука" стреляют...

Воробьев (перебивая Скворцова ): А еще там у него бац-бац и паутина вылетает, а он круть, прыгает, ну и короче он всех побеждает!!!

Учитель литературы: Ну-ну... (с разочарованной улыбкой ) Стреляют... паутина... Да вы даже себе и не представляете, что "Человек-паук" - это знаковый герой в американской мультипликации. Его роль занимает особое место в творчестве! Роскошную жизнь разбойников и преступников тогдашнего Нью-Йорка прерывает фраза, произнесенная одним из главарей преступной шайки: "К НАМ ЕДЕТ ЧЕЛОВЕК-ПАУК!!!" Все черные силы мегаполиса ополчаются против нашего героя - Человека-паука! И это при том, что Человек-паук - мутант до мозга костей, хотя то и костей у него нет, конечно! (учитель рассказывает все это с горящими глазами) Кинокритики и киноакадемики рассматривают характер нашего героя, как "нордический"! Не смотря на то, что он мутант, "Человек-паук" имеет человеческое лицо. Ему не чужды истинно человеческие качества, ну... то есть, паучьи качества! И только из-за этих внутренних душевных терзаний, "Человеку-пауку" и приходится выплевывать паутину желчи чувств, и забираться на вершины небоскребов, что уединиться от городской суеты и несправедливости. И только оставшись наедине с собой, он может задать себе вопрос: "Тварь я дрожайшая, или человек, способный любить и прощать?!!"

Учитель замолкает. Дети, затаив дыхание, с округлившимися глазами, еще несколько минут сидят безмолвно!

Учитель литературы: Так... ну что же, запишите тему следующего домашнего задания: "Терминаторщина, или кому в Штатах жить хорошо!"

Эту сценку можно использовать при проведении различных школьных праздников, внешкольных и внеклассных мероприятий.

Ночь в библиотеке 2014

Цель:

сделать как можно больше учеников активными читателями в школьной библиотеке, заинтересовать школьников в чтении книг;

Начальная сценка

Выходит ученик, говорит и садится за парту.

Блин, сегодня экзамен по литературе. Готовился всю ночь – а в голове полная каша стихов, биографий, портретов!

Заходит учитель:

Итак, Митин, что же вы в сочинении написали?

А что?

Цитирую:

«Меня сослали туда, куда и Лермонтова. Общего у нас только отчество – Юрьевич. Он был в Лазаревском проездом, взрослый, талантливый. А я – застрял, ребенок, причем самый талантливый». И Это вы пишите о прекрасном летнем отдыхе!? Ладно, тяните билет.

Мой билет: Золотой век

Очень хорошо, отвечайте.

Золотой век это, прежде всего Лермонтов, его друг Раевский, и еще у него был друг Печорин.

Печорин друг Лермонтова?

А, нет.

Или да?

Эмм, нет, нет.

Хорошо, какой ваш первый вопрос?

Мой первый вопрос - Жизнь Лермонтова.

Ну, расскажите, чем занимался он?

Ну, Лермонтов тусовался.

(Лермонтов танцует под современную музыку)

Так что ли?

Эм, нет, нет. На балы ходил!

БАЛ

Господа, прибыла возлюбленная Лермонтова Наталия Мартынова.

Господа, медляк!

танцуют.

Лермонтов- Наталья, разрешите!

Н - конечно!

Л - Наталья, я вас обожаю!

Н - Лермонтов, а давайте убежим! только мы вдвоем: я и вы!

Л - А давайте: Я, ВЫ и ЛОШАДЬ, так реально быстрее!

Н - Лермонтов, а прочитайте для меня что нибудь из своего, новенького!

Л - Хорошо, господа, послушайте!

все подбегают

В твоих глазах черти танцуют самбу

и уже я один без ансамбля

сползаю к ногам твоим

Бум - шака - така- така - бум, сеньорита

Бум - шака - така- така....

ЗВУК

Учитель - Вы что, с ума сошли? я вас выгоню!

Ну я перепутал!

Так, отвечайте на вопрос: с кем конфликтовал Лермонтов?

Лермонтов конфликтовал с Фетом.

Ух ты, вот это поворот!

ЗВУК

АТАС! фанаты Фета идут!

О боже! (убегают)

ФЕТУШКА, ФЕТУШКА!

Тютчев? НЕТ!

ЛЕРМОНТОВ? - НЕТ?

а ктооо? ААфанасий АААфанасьич ФЕТ ФЕТ ФЕТ

Наталья, а ты что здесь делаешь?

(это же брат Натальи! - 2 раза, расчет закончен)

Лермонтов, как вам не стыдно! это дуэль!

Л - Восклицательный знак!

В смысле?

В смысле не вопрос!

ЗВУК

Учитель - то есть, вы хотите сказать, что Лермонтов из за Мартыновой стрелялся с Фетом???

Да!

Митин, запомните: Лермонтов стрелялся с братом Натальи – Николаем Мартыновым!!!

Ааа, так я знаю! Вы до конца дослушайте!

ЗВУК

Фет поворачивается и говорит своим

Господа, я долгое время вас обманывал, на самом деле я Николай! (поворачивают табличку фета, а там Мартынов)

Лермонтов - Мартынов, послушайте, нам нужно что то решать с Натальей!

Так не доставайся же ты никому! (берет пистолет и целится в наталью)

ЗВУК

Учитель - Так, стоп! Это же вообще не оттуда!

Ааа, я вспомнил, вспомниЛ!

ЗВУК

Лермонтов душит Наталью - Молилась ли ты на ночь, Мартынова?

ЗВУК

Учитель - Так, или вы сейчас отвечаете чем закончилась дуэль Лермонтова, или я вам ставлю 2!

Герои оживают и начинают шепотом подсказывать мальчику

Мартынов - эй, Митин! Смотри сюда! Я, его (показывает на Лермонтова) пих пах!

Наталья - Из за меняяяя (показывает на себя)

Лермонтов- А я (покзывает что умер)

Митин- Все, я все вспомнил! Мартынов смертельно ранил Лермонтова из -за своей сестры Натальи!

АЛИЛУЙЯ! (все руки вверх)

Ладно, Митин! Вижу – что-то читали! Зачет!

ЗВУК

ГЕрои

Ну чтож, в конце хотелось бы сказать спасибо библиотекам, ведь благодаря им мы в любое время можем прикоснуться к прекрасным произведениям великих писателей

Цели:

  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Формирование интереса к литературе;
  • Воспитание нравственных качеств личности, чувство патриотизма и гордости за свою родину.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо. У меня все болит. Ой ручки, ой ножки. Я устала, я так устала.
Ведущий 1. Кто ты?
Книга. Я книга, я самая большая книга русской литературы. Меня затрепали, меня роняли, на мне рисовали. За-му-чи-ли.
Ведущий 2. Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга. На какой праздник?
Ведущий 1. На литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.
Ведущий 1. Всего несколько страниц мы перелистаем, не но пройдут перед вами и сказка, и басня, и рассказ, и стихотворение, и песня, и комедия, и драма.
Ведущий 2. Каждая страничка позволит вам открыть для себя что-то новое, поразмышлять, прикоснуться к удивительной тайне русского слова.

Страница “Сказка”

(играет музыка вступления “В гостях у сказки”, выходят ученики в костюмах А.С.Пушкина и Арины Родионовны)

Пушкин: Няня, расскажи сказку!
Няня: Экой ты неуимчивый, Александр Сергеевич!
П: Ну нянюшка…

Н: Ну уж слушай. Тут царевич наш думал да думал и наконец того говорит: “ А ну его, будь он неладен! Повесить так повесить: не дюже-то голова моя дорога”. А Марья Царевна и говорит: “Не печалься ты, Иван-царевич, скинь портки, повесь на шесток, а завтра возьми молоточек да и ходи около церкви: где лишнее - отрежь, а неровно где – приколоти”.

(Пушкин смеется)

Н: Экой ты смешливый, батюшка! Слушай-ка! Как на том окияне-море глубоком стоит остров зелен; как на том острову стоит дуб зеленый, от того дуба зеленого висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит черный кот. Как черный кот во правую сторону идет – веселые песни заводит, как во левую сторону идет – старые сказки сказывает.

П: Няня, а послушай, как по-моему получается:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Н: Красиво по-новому соединил!
П: Вот какая, нянюшка, ты особенная у меня!
Ведущий 1. Сказка… Это слово знакомо нам с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть улыбки и ласковое слово.
Ведущий 2. Словно мягким пушистым платком окутывает нас волшебный мир сказки.
Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и докучные. А какие сказки любите вы?
Ведущий 2. Вернитесь в мир детства. На сцене 5 класс и сказка “Городок Жур-жур”.

(учащиеся показывают инсценировку народной сказки)

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ученик читает стихотворение:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 1. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. На сцене ученики 6 класса с басней “Зеркало и обезьяна”.

(учащиеся показывают инсценировку басни)

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.

Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.

На сцене 7 класс.

(учащиеся показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”)

Страница “Драма и комедия”

Ведущий 1. Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что такое драма?
Ведущий 2. Ну да. Драма – это род литературы, драматические произведения написаны для постановки на сцене.
Ведущий 1. А кто был великий русский драматург, тоже знаешь?
Ведущий 2. Знаю. Александр Николаевич Островский. Автор сорока семи пьес. Создатель русского национального театра.
Ведущий 1. И все?
Ведущий 2. Да.

Ведущий 1. А что мы знаем о нем самом? Как представляем его судьбу? Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом бастионе Севастополя, как Толстой. Жизнь прожил домоседом и всего лишь два раза сменил квартиру. Он не оставил воспоминаний, не вел дневников, неохотно писал письма. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать самых загадочных лиц русской литературной истории.

Ведущий 2. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, воины, градоначальники – несть им числа.

Ведущий 1. Сцену из комедии “Свои люди – сочтемся” сыграют ученики 9 класса.

(инсценировка отрывка)

Липочка: Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны. Раз, два, три…(плохо и не в такт танцует вальс)

Маменька: Каково детище-то ненагдядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей?! Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Л: Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям? Как же!

М: Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, житья скажу нет от дочери, Самсонушко!
Л: Да, вам житья нет! Воображаю. – А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не Капидон? Что вы нашли в этом легковерного?
М: А то и легковерного, что зубоскал. Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
Л: Да, много вы знаете! В ихнем кругу всегда так делают. Он ведь не купчишка какой-нибудь. Душка, милашка!
М: Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута горохового.
Л: Не хотите вы моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранить.
М: Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

Л: Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Все подруги с мужьями давно, а я словно сиротка какая! Отыскался один и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите, а то найду гусара, тайком с ним обвенчаемся и убежим.

М: Что ты, беспутная? Кто вбил в тебя такие скверности. Ах ты, собачий огрызок! Видно, придется отца позвать.
Л: Как же позволю я над собой командовать! Вот еще новости!
М: Молчи, бесстыжие твои глаза, молчи! Словечко пикнешь, язык ниже пяток пришью. Вот послал господь утешение! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя вовсе не женское!

Л: Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (плачет) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (плачет)

М: (стоит и смотрит на нее) Ну, полно, полно!

(Липочка плачет навзрыд очень громко)

Ну, полно, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата!

(Липочка плачет)

Липочка, ну перестань! Ну, не сердись на меня, бабу глупую неученую (обнимает дочь) Ну, прости ты меня, сережки куплю.

Л: На что мне сережки ваши, у меня и так полно. А вы купите браслет с изумрудами.
М: Куплю, куплю, только ты плакать перестань!
Л: (уже успокоившись) Тогда и перестану, как замуж выйду.

Ведущий 1. Не правда ли современные нравы?
Ведущий 2. Да уж, а ведь написано это было более ста лет назад.
Ведущий 1. А что интересовало людей в 20 веке?
Ведущий 2. Да то же, что и всегда: любовь и верность, дружба и честь, долг и служение родине, выбор собственного жизненного пути, наконец.
Ведущий 1. Неужели, и в 20 веке не решили люди этих проблем?
Ведущий 2. Ты знаешь, был такой поэт, бард, композитор, актер, человек – Владимир Семенович Высоцкий.
Ведущий 1. А что это такое бард?
Ведущий 2. Об этом нам расскажут ученики 11 класса.

(инсценировка)

1 ученик: У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

2 ученик: Родители хотели, чтоб я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт, но потом почувствовал, что мне это…. Словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный и сказал своему другу, что больше в институт не хожу. С большим трудом поступил в студию МХАТ.

3 ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал песни Булата Окуджавы. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.

4 ученик:

Если трудно идешь – по колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде
По студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем
Опаленный –
Хоть какой, – доберись, добреди, доползи.

5 ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться… В первый раз – в 1979, на концерте. Он падает на сцене. Клиническая смерть.

1 ученик: Прямой укол в сердце возвращает его к жизни. Год спустя – день в день – встреча со смертью состоялась.

2 ученик: В театре на Таганке Высоцкий играл Гамлета. Спектакль был отменен, но ни один человек не попросил вернуть деньги за билет.

3 ученик: Через три дня на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг, хоть и молчавший. Его песни каждый знал наизусть. Только в 1981 году его стихи были напечатаны.

4 ученик: В этих песнях – и любовь, и смерть, и верность, словом, жизнь, правда жизни.

(звучит песня В.Высоцкого в исполнении учеников 11 класса)

Ведущий 1. Ну вот, уважаемые друзья, подошел к концу наш вечер. Мы надеемся, что каждый из вас теперь с удовольствием возьмет в руки книгу и перечитает тех авторов, странички которых мы только приоткрыли.

Ведущий 2. Также мы хотим пожелать вам обрести себя, найти свой путь, свою книгу и не расставаться с ней до конца жизни. Спасибо за внимание. До свидания.

Эта сценка по литературе написана мной для выпускников 11 класса, которые ставили ее на Последнем звонке (или выпускном – простите, уже точно не помню) под руководством своего классного руководителя — учителя литературы.

Сразу скажу: сценка – НЕпростая, сюжет – закручен, и читать Вам придется много – прежде всего, пояснения и вступления.

Пожалуйста, прочтите внимательно и прислушайтесь к моим словам! Тогда Ваша постановка произведет маленький фурор – а может, и не маленький)) В противном же случае натолкнетесь на непонимание учителей и зрителей.

Кому и когда подойдет

эта сценка по литературе?

Кому:

11 классу в течение всего учебного года без (или – почти без) изменений

9 и 10 классам с небольшой корректировкой текста

Студентам-филологам с заменой школы на вуз

Литературным и театральным кружкам и студиям с детьми лет от 15

Когда:

На выпускной и Последний звонок

В День рожденья любимого учителя литературы

Ко Дню рожденья (юбилею) любимого писателя из 6 нижеперечисленных (или с добавлением его в сценарий, если он там отсутствует)

На Неделе литературы

На студенческом капустнике

На КВН, если тема соответствует

Просто отдельным спектаклем к удовольствию своему и зрителей.

Но! Всё это подходит, если соблюдены

Обязательные условия:

1. «Актеры» и зрители знают и любят литературу.

2. Знают биографии и высказывания писателей, обыгранных в сценке.

3. Самое главное – относятся к известным писателям не как к идолам, а как к людям, которыми они ведь и были. То есть, принимая их слабости и возможные недостатки философски и с юмором, без фальши и ненужных приукрашательств.

Хотя бы потому, что эти люди – уже история, а историю надо знать такой, какой она была на самом деле. А не такой, какой кому-то почему-то захотелось ее изобразить.

=======================

Почему всё так непросто? – возможно, спросите Вы.

Потому, что так захотел Заказчик, – отвечу Вам я.

=======================

В этот раз Автор текста – я, Эвелина Шестерненко, а вот Авторы задания/идеи – учитель литературы Екатерина Александровна и тогдашний ученик 11 класса Павел. (Полные имена писать не могу, поскольку у меня нет их согласия на разглашение персональных данных. Но если Екатерина Александровна и Павел захотят себя раскрыть в комментариях под статьей, буду рада их визиту и отзыву ).

Работа была сложной (я перелопатила уйму справочников с биографиями, письмами и высказываниями), но интересной (вспомнила забытое старое, узнала кое-что новое).

Итог – довольны оказались все. Очень надеюсь, что Вам тоже понравится.

Сценка «Литературный салон»

От Заказчика — идея, посвящение и творческое задание:

«А эту сценку мы бы хотели посвятить нашему классному руководителю - (фио учителя)! Преподавать литературу - дело сложное, волей-неволей проникнешься симпатией к автору, а ведь потом с этой кучей мировоззрений учить нас писать сочинения. Голова каждого литератора - литературный салон, в котором вечно происходит спор за создание идеальной модели сочинения и мира. Поехали!»

Сцена должна быть активной и, главное – комичной, чтобы по каждой реплике можно было узнать писателя (может, чтобы они указывали на фамилии/имена друг друга в споре). Обязательно с использованием парт (чтобы минимум 2 персонажа «вели» всю сцену, спорили).

Идея состоит в том, чтобы изобразить работу типичного салона 19 века с участием таких писателей и поэтов, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Марина Цветаева и Михаила Пришвина. Нужно, чтобы все писатели совместно работали над созданием некоего «идеального» произведения. Но, по сюжету сценки, у них бы ничего не выходило, так как все они — разных стилей, кричат и перебивают друг друга, добавляют своего мировоззрения, из-за чего идеальное произведение, в конце концов, написать не получается.

Примерные роли в сценке

(как хотелось бы их видеть) :

1. Александр Сергеевич Пушкин – весёлый и жизнерадостный, возможно, немного пьян (вел разгульный образ жизни), его задача – вставлять свои стихотворные строки в диалог (полилог) спорящих, добавлять больше комического компонента в сценку.

2. Николай Васильевич Гоголь – спокойный, но скрытный, склонный к мистике, с бесовским прищуром. Активно спорит с Толстым по поводу того, что произведению не хватает чего-то мистического, волшебного (а может, и вовсе «чернокнижнической» тематики).

3. Лев Николаевич Толстой – властный и твёрдый человек, устои которого видно в каждой его реплике. Но его никто не слушает (кроме Гоголя, которого задевают его вставки). Стучит рукой по столу и пытается всем доказать, что идеальное произведение не может обойтись без «простого люда», без «крестьянской мудрости», дабы произведение было понято всеми и одновременно являлось остросоциальным.

4. Антон Павлович Чехов – неуступчивый критик. Критикует любую идею, которая не связана с его представлениями о мире; критикует всё, что оторвано от реальности, реализма. Один из главных персонажей, которые должны говорить относительно много и доказывать свою точку зрения. (Рьяно спорит с Цветаевой по поводу любви, например).

5. Марина Ивановна Цветаева – персонаж, который во всё хочет добавить романтизма, любовной тематики. Не соглашается ни на какое другое место событий, кроме Москвы. Едко и коротко отвечает на длинные монологи Чехова.

6. Михаил Михайлович Пришвин – беспечный и умиротворённый персонаж. Ни с кем не спорит, бегает с сачком и ловит бабочек, восхищается природой и цветами. Уповает на то, что все за столом образумятся и добавят больше душевности, природы, пейзажей в произведение, а не будут спорить о романтической или реалистической составляющей. (Его слушают ещё меньше, чем активно стучащего по столу Толстого, но его реплики должны быть самыми трогательными, чтобы зрители понимали, что Пришвина не слушают как раз зря, он самый разумный из всех)

=======================

Это был текст пожелания Заказчика.

Что же получилось у меня?

1. Я старалась следовать заданию, хотя сюжет норовил уйти своим путем. Единственное, что я изменила сознательно – разумность Пришвина. Сдвинула ее в сторону истины: НЕ бывает абсолютной правды, у каждого она – своя, каждый литератор по-своему прав.

2. Большая часть реплик состоит из точных или чуть измененных цитат – фраз из программных (изредка – и некоторых других) произведений писателей, а также из дневников и писем авторов. В единичных количествах использованы отзывы о писателях их коллег.

3. Написано с запасом. Репетиция покажет, какие лишние фрагменты можно удалить. До репетиции лучше от обрезки воздержаться.

4. Также на репетиции станет видно, кому из персонажей маловато слов, и нейтральные фразы (не являющиеся цитатами конкретных лиц), можно перераспределить иначе.

========================================

Если вдруг, дорогой Читатель, Вы начали переживать за Писателей, то уверяю Вас – не стОит. Всё написано с очень мягким юмором и признательностью — как за их талант, так и за колорит личности. Не были бы они такими яркими личностями – не было бы этой сценки. Полагаю, что и их знаменитых произведений тоже не было бы.

Кроме того, я во время работы над сюжетом и текстом так прониклась их судьбами, что даже полюбила всех моих персонажей и их прототипов. Так что сценка написана мной почти с нежностью))

Если же Вам покажется иначе, значит, это – не Ваша , или просто не Ваш день. Попробуйте перечитать позже в другом настроении.

«Литературный салон» — сценка по литературе

ПЕРСОНАЖИ и РЕКВИЗИТ

Герои (все 6 заявленных выше литераторов) выглядят похожими на свои общеизвестные в их относительно зрелом возрасте. Нюансы:

  • Лев Толстой – в просторной длинной рубахе-толстовке и просторных штанах, как на его поздних фото. На ногах – современные кеды любого яркого цвета.
  • Пушкин и Гоголь – из-под края рукава сюртука у них должна выдвигаться манжета из тонкого белого картона или нескольких листов бумаги – на ней они будут писать. Имитирует накрахмаленную манжету белой мужской сорочки, на запонке.
  • У Пушкина в нагрудном кармане сюртука видна ручка, имитирующая гусиное перо. Если не найдете похожую ручку, найдите перо и примотайте стержень от шариковой ручки.
  • У Пришвина – сачок с длинной ручкой.
  • Непредусмотренный персонаж — Екатерина Александровна, хозяйка салона (играет сама Екатерина Александровна — учитель литературы — в роли камео или девочка-выпускница в образе Екатерины Александровны)

…………………………………………………………………………….

  • В удобном заметном месте стоит поднос, на нем – кувшин с темным соком или компотом (вишневым, гранатовым – похожим на красное вино), 2 бокала, 4 стакана. Всё – прозрачное. Рядом можно положить шпаргалки с текстом)) Пушкин ходит с бокалом, наполненным на четверть, почти всё время, остальные – по желанию. Наливают себе произвольно.
  • Стоят 1 или 2 парты (столы, стулья): для Толстого – обязательно, остальные герои могут ненадолго присаживаться за стол, вставать, меняться — для сохранения динамики.
  • На кулисе или задней стене – «окно» (картонная рамка).
  • Портреты писателей на видных местах (не обязательно).

ДЕЙСТВИЕ

«В салон» (на сцену) первым входит Пушкин. Осматривается, ловит в воздухе мысль, достает перо из нагрудного кармана, выдвигает левую манжету, пишет на ней. Удовлетворенно посмотрел в пространство, снова огляделся. Видит поднос с кувшином и бокалами, вскрикивает радостно – О, как предусмотрительно! – , в предвкушении потирает руки, наливает сок в бокал и только хочет пригубить, как вздрагивает от крика вошедшей за его спиной Цветаевой.

Цветаева, почти кричит от радости:

О, мой Пушкин! (Подходит к Пушкину и трясёт в рукопожатии его руку ) Пушкинскую руку жму, а не лижу!

Пушкин, оглядываясь с опаской и высвобождая свою руку из ладони Цветаевой:

Мариночка, вы очень хороший поэт, как я слышал!

Цветаева, пылко:

Только поэт? А как же любовь?

Пушкин:

Простите, у меня Наталья Николаевна уже есть.

Цветаева:

Все женщины ведут в туманы…

На этой фразе входит Гоголь:

Пушкин, голубчик, вы давно уже назначены главным гением русской поэзии. И поэтому каждый школьник знает, что ваши стихи посвящены отнюдь не Наталье Николаевне, а многим разным панночкам. Так что вам – жалко пару строф посвятить нашей Мариночке?

Появляется Чехов, вежливо кивая присутствующим.

Пушкин:

Тогда ладно. Подержите! (Вручает бокал Чехову, читает – эмоционально и с театральными жестами, адресованными Цветаевой )

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я вас любил. Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит -
Я не хочу печалить вас ничем.

==================

Я тоже не хочу печалить Вас)) Поэтому здесь прервемся, а встретимся снова в следующей статье: « .

Какие идеи, что там будет? Пожалуйста, напишите в комментариях.

С пожеланием помнить, что мне тоже хочется что-то от Вас почитать,



error: Content is protected !!