Такр адмирал кузнецов. Авианосец адмирал кузнецов

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2016 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» - видео

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Служба ТАКР «Адмирал Кузнецов»

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу ТАВКР «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель КБ Сухого В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель КБ Микояна Т. О. Аубакиров). Также в этот день совершил первую посадку на палубу учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ (лётчик-испытатель КБ Сухого Игорь Вотинцев и лётчик-испытатель ЛИИ Александр Крутов). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16,2 тыс. миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила телеграмма от Президента Украины Леонида Кравчука, в которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться на севастопольском рейде. Командование ВМФ РФ приняло решение о его переходе на Северный флот. Ночью корабль покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. 1-24 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево, Мурманской области.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально передан от Украины к Россией и зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. В 1992-1994 гг. продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия Российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 стал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17 - 18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта - учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта - проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005-2007 гг нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007, в составе корабельной ударной группы, вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

5 декабря 2007 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

6 декабря 2011 года ТАВКР отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море - к берегам Сирии.

По заявлению представителей Минобороны России, ТАВКР требует капитального ремонта и, возможно, пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш», однако из-за недостатка финансирования ремонт откладывается на неопределённый срок.

Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.

С 14 мая по 20 августа 2015 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково.

С января по 15 июня 2016 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности перед дальним морским походом.

В начале июля 2016 года было сообщено, что корабль возглавит постоянную группировку ВМФ в Средиземное море в период с октября 2016 года по январь 2017 года, будет участвовать в операции России в Сирии (ранее поход заявлялся на лето 2016 года).

8 августа 2016 штатный истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота совершил первую посадку на палубу крейсера; сообщено также, что с половины августа до 1 октября судно будет на 35-м судоремонтном заводе для прохождения второго этапа сервисного обслуживания и восстановления технической готовности.

15 октября 2016 года в 15:30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. Также в состав группы вошли ТАРКР «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Оценка и перспективы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть, способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАВКР типа «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта). С другой стороны, применение трамплина позволило значительно сэкономить на массе, внутреннем объёме и энергетике, необходимых для размещения, обслуживания и питания системы паровых катапульт. Также, отказ от сложной системы паровых катапульт повысил боевую устойчивость авиаполка в случае отказов из-за неполадок или боевых повреждений всей системы, и, как следствие, невозможности использования авиаполка ТАВКР. Отсутствие специализированных самолётов ДРЛОиУ, которые могли взлетать с трамплина, обусловило небольшую дальность радиолокационного обнаружения. В результате, возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия. Эксперты BBС комментируя данные недостатки отмечают, что "возможный скептицизм по этому поводу стоит несколько умерить", т.к. само поддержание авианосца и его ордера в боеспособном состоянии и способность их к дальнему походу представляет серьезную проекцию силы.

Преимуществом необычной конструкции авианосца соединяющего в себе вооружение ракетного крейсера (авианесущий крейсер) заключается в том, что «Адмирал Кузнецов» является фактически единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море. Дело в том, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы, но не запрещает для СССР и России проход ракетных крейсеров, которые дополнительно являются авианосцами.

Наличие совершенных для своего времени ПКРК «Гранит» с технологиями прорыва ПРО/ПВО призвано было создать кораблю преимущества в дуэли с другими авианосцами и их ордерами, так как ПКРК «Гранит» был рассчитан на то, чтобы, не поднимая своё авиакрыло, «Адмирал Кузнецов» мог ракетным залпом атаковать вражескую авианосную группу. Для удара на большую дальность комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95РЦ, вертолётов Ка-25Ц или других комплексов получения ориентировочных координат целей. Довольно популярна городская легенда, что ПКРК «Гранит» не может функционировать без целеуказания МКРЦ «Легенда», которая выведена из эксплуатации. Однако даже первоначальные версии ПКРК «Гранит» не требуют управления в полёте и при атаке цели, так как требуют просто введения координат цели полученных каким-либо способом при пуске, далее ракета следовала по инерциальной системе навигации и на финишном участке самостоятельно находила цели по своей РЛС. В 2001 году «НПО Машиностроения» по Постановлению Совета министров России начало работы по модернизации бортового оборудования ракет комплекса «Гранит» по переводу навигационной и вычислительной электроники на одну элементную базу с экспортным вариантом ПКРК «Яхонт» с его системами навигации и радиоэлектронного оборудования. Одновременно предусматривается продление срока службы ракет до 30 лет, а срока службы корабельных элементов комплекса - пожизненно для носителя. 16 октября 2016 года был испытан ранее не анонсированный вариант модернизации «Гранитов» для атаки по береговым целям, многие эксперты как Константин Сивков считают, что это наиболее вероятное использование Гранитов заканчивающих свой срок службы. Граниты могут быть очень эффективны для поражения площадных целей при условии подавления или отсутствия у противника локального ПРО, т.к. имеют рекордную массу и дальность для забрасываемых ракетами боеприпасов - 750 кг на 700 км.

Из-за размещения ракет «Гранит», авианосец имеет сравнительно небольшой ангар.

В апреле 2016 National Interest и другие источники сообщили об планах ВМФ РФ заменить «Гранит» на универсальные пусковые установки на базе ЗС-14 для более компактных крылатых ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также новой ракеты «Циркон», которая имеет гиперзвуковую скорость для прорыва современных систем ПРО. Судя по космическим снимкам стоящего на ремонте "Адмирала Нахимова" там уже ведется демонтаж пусковых установок Гранитов и монтаж ЗС-14 «Адмирал Кузнецов» в свою очередь должен встать на комплексный ремонт и модернизацию с 2017 года, в ходе которой ожидается смена «Гранитов» на современное ракетное вооружение.

Эксперты BBC оценивая проект авианосца отмечают, что самое его главное значение для ВМФ РФ это поддержание опыта использования авианосцев и наличие как специалистов, так и летчиков умеющих обращаться с оборудованием на авианосцах. Это позволяет как эффективно модернизировать авианосец, так и использовать опытный персонал для создания новых российских авианосцев. В этом плане эксперты BBC отмечают, что если авианосец будет применен в реальной ударной операции в Сирии, то ВС РФ получат опыт, который имеют немногие страны в мире.

Командиры авианосца «Адмирал Кузнецов»

За время службы кораблём командовали:

Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) И. Ф. Санько (1992-1995);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) А. В. Челпанов (1995-2000);
- капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
- капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
- капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
- капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).

Происшествия на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

19 октября 1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт. Фрагмент лопасти попал в руку офицеру и вырвал кость.

18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии - ошибка экипажа и усталостное напряжение металла. Самолёт был доставлен на 121 АРЗ (Кубинка), но признан неремонтопригодным, после чего был списан.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАВКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецкой ВМБ Акзас на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами экипажа корабля. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов, ТАВКР не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов

Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»

Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»
- СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»

Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)

Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)

Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов
- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС
- Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая
- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая
- Высота: 64,49 м габаритная
- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме
- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м
- Наибольшая: 10,4 м
- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

Котлотурбинная, четырёхвальная
- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4
- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность
- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
- Движитель: 4 пятилопастных винта
- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

При скорости: 29 узлов - 3850 миль; 18 узлов - 7680 миль; 14 узлов - 8417 миль
- Автономность плавания: 45 суток

Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 11435, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс или как тип 11435, был построен на Черноморском судостроительном заводе на в г.Николаев. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"), проект 11434, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова".

Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа "Варяг" - в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

Авиационное вооружение:

Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу.

Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО "Фристайл") и 12 самолётов Су-27К (Су-33) (Кодовое наименование НАТО "Фланкер") входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолётов включающее 4 Ка-27ЛД (Кодовое наименование НАТО Хеликс), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Ракетное вооружение

Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием "Shipwreck" и имеют дальность свыше 400 километров.

Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами "поверхность-воздух" в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров.

Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от "точного" оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 - 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 - 1,5 километров. Зенитные орудия - AK630 АД.

Противолодочное вооружение

Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией "Сплав", защищает надводные корабли отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таках как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

Акустическое и радиолокационное оборудование

РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан.

Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий.

Электронные системы корабля

Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Ходовые качества

Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. Максимальная скорость составляет 29 узлов, дальность плавания на максимальной скорости - 3800 миль. Максимальная дальность плавания на скорости 18 узлов составляет 8500 миль.

Комплектация

Экипаж корабля насчитывает 1960 человек, включая 200 офицеров. Также корабль укомплектован 626 чел. лётно-технического состава, включая 40 чел. командного состава. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственный в России находящийся в строю авианосец. Этот единственный российский авианосец, носит гордое имя непобедимого советского главнокомандующего ВМФ СССР – адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Корабль уникальный, это одновременно и крейсер и авианосец, отсюда и название – авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Если бы не целый ряд причин, то кораблей авианесущего типа было бы множество, что позволило бы изменить расклад сил на планете.

История российского авианосца – гордости российского флота

Проект под кодом 1143.5 («Адмирал Флота Кузнецов») начал разрабатываться в 1981 г. и в 1982 г. был заложен на стапеле. С 1976 г. уже ходил по морю «Киев» (1143, заложен 1970 г.), с 1978 г. «Минск» (1143.2 – 1972 г.). Начали разрабатываться «Новороссийск» (1143.3 – 1975 г.) и «Баку» (1143.4 – 1978 г.). Это были площадки для самолётов вертикального взлёта разработки КБ Яковлева и вертолётов КБ Камова. Их возможности были ограничены по радиусу действия и времени на выполнение боевых полётов.

Самолёт ЯК36 – радиус 60 км. с длительностью полёта 20 мин. Пришедший на смену ЯК38 кардинально ситуацию не поменял. На вертикальный взлёт уходит на 1 т керосина больше, чем у самолёта обычного взлёта, а это время полёта и боевая нагрузка. А вот у уже готового по таким же отличным характеристикам ЯК141 судьба оказалась трагической из-за аварии, и идею вертикального взлёта отложили и забыли.

Проект 1143.5 развивался по другому направлению, сторонников иметь на борту скоростные дальние хорошо вооружённые истребители было много ещё с конца 60-х гг. Противником проекта был заслуженный маршал Устинов Д.Ф., считавший самолёты типа ЯК единственно возможными для советских авианосцев. Но проекту суждено было сбыться. В конце 1970-х у США появились новые низколетящие ракеты, которые были недоступны для ЗРК того времени, но сбиваемые средствами истребительной авиации. Ждать было некогда. В 1981 г. в СССР уже появились лучшие в мире истребители-бомбардировщики СУ-27 или МиГ-29 (впоследствии Су-27К и МиГ-29К).

Ставший легендарным лётчик-испытатель Пугачёв произвёл посадку СУ-27К 01.11.1989 г. Не отставали и «Микояновцы», через 1,5 часа приземлился МиГ-29К – это герой СССР, космонавт Токтар Аубакиров (будущий генерал-майор Казахстана). В течение трёх недель проводились лётные испытания, выполнено было 227 вылетов и 35 посадок. А 23.11.1989. комиссией подписан Акт «О выполнении программы лётно-конструкторских испытаний».

Создание трамплина

Создание условий для взлёта-посадки негативно сказывались на реализации проекта 1143.5. Вначале рассматривался американский опыт применения паровых катапульт, встроенных в палубу, разгонявших даже тяжёлый радиолокационный самолёт на неподвижном корабле в безветренную погоду. Устинов отчасти справедливо считал неприемлемым использовать чужой опыт, это значит всегда отставать. Так и появился свой уникальный метод взлёта с применением трамплина.

В Крыму был построен Научно Испытательный Тренировочный Комплекс, получивший прозвище «Нитка» (записанный в конструкторских документах НИТКА). По предварительным расчётам построили Трамплин-1 для тренировочного взлёта ЯК-38, Су-27 и МиГ-29. Результаты показали неточность рассчитанных характеристик. Тогда построили Трамплин-2 с оптимальной кривизной – ставший трамплином для авианосца "Адмирал Кузнецов".

Посадка самолёта

Более сложная система, чем взлёт. Для того чтобы приземлиться и остановиться нужно посадить самолёт в определённом месте. Была применена система – аэрофинишёр, схожая с американской. Это натянутый трос и гидравлическая система. Зацепка гаком (крюком) в тренировочных условиях была отработана. Затем было отточено мастерство торможения. Без этих навыков не будет лётчиков морской авиации.

В помощь пилотам появилась оптическая система «Луна» - это подача световых сигналов лётчику при заходе на посадку. Траектория посадки называется Глиссада. Красный свет – это максимальный уровень опасности, обозначает приземление ниже уровня посадочной полосы. Зелёный – говорит о точности выполнения захода. Жёлтый – говорит о лишнем наборе высоты, придётся повторять посадку.

Название

Первым названием было «Рига», данное кораблю при постройке его на «Черноморском судостроительном заводе». Тут начинается политическая нестабильность, умирает Л.И. Брежнев и у корабля появляется новое имя «Леонид Брежнев». В 1989 г. корабль выходит в море под именем «Тбилиси». Своё имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианесущий крейсер получил в 1990 году 4 октября.

На волне успеха и экономической мощи начинают строиться один за другим авианосцы нового поколения – с обычным взлётом. Быстрому развитию авианосцев с обычными самолётами поспособствовала смерть Устинова в 1984 г. Появляется проект 1143.6, заложенный в 1985 г. – названный «Варяг», (продан Украиной Китаю). И атомный «Ульяновск» - проект 1143.7 заложенный в 1988 г., разобранный в 1992 г. (Украина). Трагической участи «Кузнецов» избежал, уйдя в 1992 г. из Севастополя на Северный флот, полностью соответствуя своему прозвищу «Непобедимый».

Угон авианесущего крейсера

Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов» в начале девяностых годов уже стал флагманом среди 7-ми авианосцев. В 1991 г. наносится главный удар по стране в проигранной Холодной войне, начинается раздел имущества среди «Суверенных» «Государств». В сентябре это Прибалтика, через месяц Украина. Начальники всех уровней и всех республик наживаются на грабеже коллективной собственности. Главком ВМФ Владимир Чернавин (1985 – 1993 гг.) ставит задачу угнать флагмана на Северный флот перед объявлением о суверенитете Украины.

В декабре 1991 г. крейсеру предстояли очередные испытания в акватории Чёрного моря. Главнокомандующий ВМФ поручает главнокомандующему ЧФ Хронопуло М.Н., в строгой секретности пройти пролив Дарданеллы во время намеченных учений. Кораблю предстояло уйти от вооружённого захвата и прибыть в пункт назначения Видяево, что на Северном флоте. Корабль этот был на службе с 25.12.1990. С 20.01.1992. ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер ракетный) приписан проходить службу в Мурманске.

class="eliadunit">

Характеристики авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Авианосец "Адмирал Кузнецов" предназначен для выполнения разного рода задач, основной из которых является не допустить воздушного или морского ядерного удара по территории РФ (СССР). Для этого боевой корабль вооружён ракетами для нанесения и отражения удара, самолётной и вертолётной авиацией, радиолокационными и спутниковыми системами, глубинными противолодочными бомбами и ракетами, артиллерией. Это мобильная военная база, способная в любой точке мира изменить военную и политическую ситуацию. На корабле проходят службу 1960 человек (200 офицеров): 626 – лётный состав, 40 – штаб соединения кораблей.

Технические характеристики в цифрах

  • длина – 305 м, макс.
  • ширина – 72 м, макс.
  • высота - 65 м.
  • Водоизмещение:
    • макс. 61 400 т,
    • стандартное 46 500 т.,
    • нормальное – 53 000 т.
  • Осадка 8 – 10 м.
  • Бронирование: дублированная катаная сталь, трёхслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание торпед 400 кг ТНТ.
  • Крейсер приводится в движение энергетической установкой из 2-х котельных отделений, где по 4 главных и по 2 ГТЗА.
  • Автономность плавания 45 дн.
  • Надстройка «Остров» 32 м из 13-ти ярусов.
  • Самолёты и вертолёты из ангара доставляются на палубу 2-мя подъёмниками.
  • У крейсера 3857 помещений: 387 – каюты, 134 – кубрика, 6 – кают-компаний, 120 – складов и 50 душевых.
  • Обучение матросов начинается с изучения помещений, в которые ведут коридоры протяжённостью 6 км.

Вооружение

  • П-700 Гранит – уничтожение авианосных ударных групп (АУГ) противника. Основной угрозой авианосцам НАТО (передвигающихся группой, в сопровождении 1 – 1,5 десятка кораблей) стали противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». Это советская разработка не имеет аналогов. На палубной носовой части есть 12 ПУ с ракетами П-700 «Гранит». Может быть разного боевого заряда: осколочно-фугасная 750 кг. или ядерная 500 кт. Россия и США договорились не вооружаться пока ядерным зарядом для этих ракет. Длина её 10 м., стартовый вес 7000 кг., диаметр 85 см. Противокорабельная ракета 3М45 в 10 раз тяжелее чем американская «Гарпун», поэтому несёт в 2,5 раза больший заряд и в 5 раз дальше поражает цель, до 700 км.
  • В качестве системы указания цели используются сразу три средства наведения, исключая дезориентацию её противником: спутник, палубная авиация (вертолёты и самолёты) и РЛС. Ракета поднимается на большую высоту (до 17 км.) и обнаруживает цель, затем снижается вплоть до предельно малой (25 м.) и направляется к цели. Что затрудняет средствам ПВО противника перехватить её. Если корабль уничтожен, то остальные выпущенные ракеты поражают другие корабли группы. Ракета снабжена устройством для радиолокационных помех, наводя противоракеты на ложные цели.
  • Защитное ракетное вооружение. А также 4х2 ЗРАК«Кортик» (256 ракет и 48 000 снарядов) защищают от высокоточных противокорабельных ракет. Ещё есть 4х6 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Кинжал» (192 шт.), применяется в случае массированного нападения с воздуха и от низколетящих ракет. Шестиствольная зенитная артиллерия АК-360 (снаряды 30 мм.), поражает на расстоянии 4 – 5 км.
  • Завоевание господства в воздухе. Одинаково важным в мощи тяжёлого крейсера является авиация. Сверхманевренные Су-33 заменили Су-27К, количество 36 ед. Каждый из них предназначен уничтожить в воздухе F-15 и F-16. Самолёты оборудованы дальними и ближними РЛС, спутниковой связью, несут до 8 т. бомбовой нагрузки. Вооружены всеми типами ракет воздух-воздух, воздух-поверхность. Могут наносить ядерные удары, с 2016 г. уничтожать корабли одной новейшей ракетой «БраМос» с той же эффективностью, что и 3М45. Сбивать все ракеты на высоте до 27 км. Многоцелевые вертолёты Ка-27, которых на корабле 16 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Они тралят мины. В количестве 3-х ед. используются для радиолокационного дозора и ещё 2 для поисково-спасательных работ.
  • Противолодочные средства. Противолодочный реактивный бомбомёт РБУ 12 000 «Удав» имеет 60 ракет разного типа: уничтожает торпеды, создавая дрейфующее минное поле; малые подводные лодки и подводные диверсионные силы на глубине до 600 м.
  • Радиоэлектронное вооружение. Уникальное вооружение позволяет своевременно и точно выполнять боевые операции: БИУС «Лесоруб», многофункциональная РЛС «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», низколетящие цели обнаруживают 2 РЛС «Подкат», 2 РЛС «Вайгач», комплекс навигации «Буран-2», РЛС для управления полетами «Резистор» и «Газон», средство РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Вывод

ТАКР – это одна боевая единица, все задачи не решит, но это грозное оружие. В зоне боевого дежурства ТАКР такого типа провести эффективный пуск ядерных ракет по нашей территории будет невозможно. И 1-й АУГ противника трудно что-то противопоставить «Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову». Желательно иметь в распоряжении России около 10-ка ТАКР. А ещё лучше иметь союзников, чтобы делить с ними такие большие расходы.

Кто такой Кузнецов, почему ему оказана такая честь?

Особое значение, вдохновляющее на самоотверженный труд и военные успехи, оказывает история. Всё зависит от того, кого мы будем почитать, таковым и будет наше будущее – великое или нет. Кузнецов Н.Г. оказался последователем традиций русских морских офицеров, для которых примером были Ушаков, Лазарев и Нахимов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями и иностранными орденами.

Несмотря на свое скромное крестьянское происхождение, он был интеллигентным – производил впечатление русского дворянина. Его любили матросы, ему доверяли офицеры. Он не входил в политические группы, борющиеся за власть. На него опирались начальники и первые лица государства, некоторые боялись его авторитета среди офицеров, матросов и всего советского народа. Не прислуживал и не унижался, был отличным исполнителем и талантливым организатором. При Сталине многое успел сделать для страны, на Ялтинской встрече победителей решал конфликтный вопрос о дележе фашистского флота.

Краткая биография

Ещё ребёнком, в 15 лет приписав себе два года (родился 11(24).07.1904 г. в Архангельской губернии, по документам – 1902 г.) он становится матросом Северо-Двинской военной флотилии. Там и прошёл гражданскую войну 1917 – 1922 гг. Прослужив ещё 1 год, с 1923-го учится в «Военно-морском училище им. Фрунзе» и заканчивает его с отличием в 1926 г. Период 1926 – 1929 гг. служит в Чёрном море вахтенным на «Червона Украина», а 1932 -1933 гг. был помощником командира крейсера «Красный Кавказ». С 1933-го становится командиром лёгкого крейсера «Червона Украина», с этого момента корабль становится образцом боеготовности и выучки.

В качестве военного атташе и главного военно-морского советника Испанской Республики, Кузнецов организовывает бесперебойные поставки военных грузов в Испанию для борьбы с фашизмом. Успешно выполнив поставленную задачу 1936 – 1939 гг. он возвращается в Севастополь. Значительную роль сыграла авиация, которая была использована у берегов для безопасного прохода транспортных кораблей. С этого момента будущий нарком воочию убеждается в эффективности связки кораблей и самолётов и становится инициатором авианосцестроения и разностороннего развития всех типов вооружения.

По окончании политической чистки от сторонников идей Троцкого-Уборевича. готовивших госпереворот в России, в 1939 г. на должность наркома ВМФ призван не политизированный молодой и талантливый специалист Н.Г. Кузнецов. Который внёс большой вклад в Победу 1945-го и развитие обороноспособности страны. Был неудобен для команды Хрущёв-Жуков, не говорил небылицы про Сталина, войну ВОВ встретил без поражения. А одобренные Сталиным идеи Кузнецова о необходимости строительства авиносцев начали внедряться с января 1943-го (в ноябре 1944 г. «Невским ПКБ» создан 1-й проект, к концу войны разработано 4 типа авианосца, заложенных в послевоенную программу). Придя к власти, Хрущёву удалось на время уничтожить программу и порезать строившиеся корабли.

Отстранённый Кузнецов до конца жизни был изолирован от гласности. Прожил на своей даче до 1974-го года, где писал книги под контролем редакторов, создававших миф о Сталине в угоду новому политическому клану. На антисоветской волне в 1990 г. его заслуженное имя случайно появилось на авианесущем крейсере, ведь он был созидателем, а не разрушителем государства и уважал русские традиции сложившиеся ещё при императорах.

Особенная страница в биографии

Есть одна запутанная история 1948 года, когда состоялся «Суд чести» над адмиралами. Заслуженные высокопоставленные военные судили таких же заслуженных офицеров. Ими оказались Н.Г. Кузнецов и его подчинённые Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А. Степанов. Военная коллегия, признавшая всех виновными, сама же и ходатайствовала о снижении наказания Кузнецову. Отправился на службу на Дальнем Востоке (1948-м замом по военно-морским делам, а с 1950 г. – командующий Тихоокеанским Флотом). В результате он при той же власти вновь возглавил ВМФ страны с 1951 г. по 1953 г.

При Хрущёве продолжил занимать должность командующего флотом до 1955 г. в новом качестве – первый заместитель Министра обороны СССР. А 03.03.1955. продолжая быть в заместителях Министра обороны СССР его должность была переименована в «Адмирал Флота Советского Союза». Ни одна политическая группировка не могла им управлять, а фигура была слишком заметной и ответственной в политическом плане. Поэтому 17.02.1956. в очередной раз понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с припиской «Без права работать на флоте». Получил прозвище «Опальный адмирал».

class="eliadunit">

Военно-морской флот – один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись вымпелами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США . Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно навязывают свои интересы всему миру.

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, необходим ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли вообще России авианесущие корабли?

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше подготовлено пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма непросто сказать, ласковое это прозвище или презрительное.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все радикально изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы Перл-Харборе. Почти сразу после этого США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые властелины Мирового океана, и ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось относительно мало внимания. Сталину больше нравились огромные, мощные линкоры, и мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей тогда не пошло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (на 32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде орудия агрессивной войны, присущей империализму. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому при нем основные ресурсы Советского Союза были брошены на создание стратегических подлодок.

После прихода к власти Брежнева СССР возобновил разработку авианесущих кораблей. В конце 60-х КБ Яковлева сконструировало самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел поставить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако советский ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, а в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не удалось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» - в 1985 году, а «Ульяновск» - в 1988 году.

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования к облику авианосца, поступающие из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден, и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит» , длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в то же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Конструкция крейсера «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Авиафинишер «Светлана-2» – это система из нескольких тросов, натянутых поверх палубы. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. Установлена также уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту. Это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

  • БИ­УС «Ле­со­руб»;
  • Ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
  • Трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
  • РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
  • Ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
  • Ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и преодолевать 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск» . С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

В 2019 году авианосец отправился в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.

Оценка проекта авианосца «Адмирал Кузнецов»

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, но эффективно наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что означает уменьшение их запасов топлива и массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждом дальнем походе «Адмирала Кузнецова» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, едва не закончившихся катастрофами. На крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития в этом направлении. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», в ходе которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, силовая установка и некоторые системы вооружения.

Технические характеристики ТАКР «Адмирал Кузнецов»

(в том числе Ка-27ПС)
Основные характеристики
Водоизмещение, т:
стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390
Основные размеры, м:
длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах
Мощность, л.с. (кВт):
суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные
Скорость хода, уз: 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»
Радиоэлектронное вооружение
БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Видео об авианосце «Адмирал Кузнецов»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В ночь на 30 октября в поселке Росляково под Мурманском (Россия) затонул единственный плавучий док, подходящий для ремонта российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Сообщается, что это произошло из-за внезапного скачка напряжения в электросети во время спуска корабля на воду. В результате инцидента . Возбуждено уголовное дело.

Как рассказал "РИА Новости" представитель судоремонтного завода "Звездочка", из-за перебоя в подаче электроэнергии остановились насосы, цистерны плавучего дока переполнились и он "резко ушел под воду", в результате обрушились краны. Однако энергетики эту : по результатам их проверки было установлено, что в ночь с 29 на 30 октября отключений в сетях "Колэнерго", питающих 82 судоремонтный завод, не было. Накануне вечером мурманская телекомпания ТВ-21 сообщала о перебоях с подачей электричества в Мурманске. По одной из версий, причиной стал обильный снегопад, обрушившийся на город и его окрестности еще в пятницу.

Плавучий док (ПД-50) был построен в 1980 году в Швеции по заказу ВМФ СССР. В 2001 году именно он использовался при подъеме на поверхность подводной лодки "Курск". Это единственный плавучий док такого размера в России. Помимо "Адмирала Кузнецова", в нем ремонтировался ракетный крейсер "Петр Великий".

В 2015 году правительство России по распоряжению президента страны Владимира Путина передало акции 82 судоремонтного завода, центральной частью которого является ПД-50, закрытому акционерному обществу "РН-Транс", дочерней компании "Роснефти". В документах о передаче акций отмечалось, что этот шаг позволит "обеспечить создание береговой базы снабжения для шельфовых проектов НК "Роснефть" с сохранением возможностей ОСК по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Военно-Морского флота".

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) может подать иск к "Роснефти" на сумму ущерба, который нанесла авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов" авария на плавучем доке ПД-50. Об этом, как сообщает ТАСС , заявил журналистам глава ОСК Алексей Рахманов.

"Нам придется это сделать. Минобороны не принимает затраты на страхование, соответственно, ремонт корабля застрахован не был, поэтому нам придется на те работы, которые нам нужны, выставлять соответствующие иски по вине тех, кто не смог закончить доковую операцию штатно. Иск будет на такую сумму, которая касается тех повреждений, которые были нанесены в результате падения этого крана и нештатного схода из дока", – сказал он.

ПД-50 стал вторым плавучим доком, затонувшим в России в 2018 году, причем предыдущая авария произошла совсем недавно, 18 сентября, на Славянском судоремонтном заводе в Приморском крае. Авария была снята очевидцами на видео. Сейчас специалисты готовят операцию по подъему затонувшего дока из воды.



error: Content is protected !!