Танковые радиостанции ссср в 60 годы. Советские танки и бронетехника

До сих пор тайна за семью печатями. Несмотря на то, что наши военные раздумали брать его на вооружение, официально почти ничего не известно об этой боевой машине. Разве только, что ее экипаж находится в передней части корпуса, в хорошо защищенной капсуле, а вооружение является вынесенным. Также до недавнего времени мало кто знал, что корни уходят в далёкие 50 годы.

Танк с сосредоточенным расположением экипажа

В далеком 1959-м в ВНИИ-100 начались разработки танков с необитаемыми боевыми отделениями и с размещением экипажа в передней части корпуса, в изолированной капсуле.

36-тонный танк, по мнению создателей, должен был быть вооружен 115-мм пушкой У-5ТС «Молот», которая была оборудована дульным тормозом и эжектором.

Изюминкой проекта стало так называемое «сосредоточенное» расположение экипажа в изолированной капсуле: механик-водитель и наводчик сидят в передней части корпуса плечом к плечу, а командир – позади них по центру. Еще раз напоминаю, что это проработки 1959 года!

Боевое отделение было необитаемым, и все его пространство занимала полностью механизированная боеукладка, в которой оригинальными конструкторскими решениями удалось увеличить боекомплект до 40 выстрелов. Дополнительные 10 снарядов были укрыты в специальных стеллажах под боевым отделением.

Характеристики броневой защиты были прекрасными на тот период, например, бронеплита лобовой части корпуса имела толщину до 150 мм (приведенная толщина соответствовала целым 350 мм).

Безопасный радиус от эпицентра ядерного взрыва мощностью 30 килотонн составлял 800 метров. Планировалось, что на танк будет установлен двигатель, который позволил бы развивать до 70 км/ч.

Ракетный танк

Несколько позднее, в 1961 году, в том же ВНИИ-100 разрабатывалась другая боевая машина с экипажем из двух человек в изолированной капсуле.

Согласно модным тогда веяниям 32-тонный танк должен был быть вооружен ракетным вооружением. Всего боекомплект должен был насчитывать 35 штук 160-мм снарядов трёх видов:
управляемыми ракетами;
— неуправляемыми реактивными снарядами с раскрывающимся оперением;
— неуправляемыми турбореактивными снарядами.

Своей конструкцией, формой корпуса танк планировали оптимизировать для боевых действий в условиях массированного применения ядерного оружия. Он мог действовать на расстоянии 770 метров от эпицентра взрыва ядерной бомбы мощностью 30 килотонн.

Если сама идея создания танка, вооруженного исключительно ракетным снарядами, оказалась тупиковой, то оказалось, что танк «с сосредоточенным расположением экипажа» опередил по своему замыслу возможности отечественного танкостроения на много лет. В конце 50-х годов не было технических возможностей создания эффективных приборов наблюдения и прицеливания для экипажа, находящегося в капсуле, и поэтому разработки остались лишь на бумаге.

Харьковский танк «Объект 450»

Некоторые историки танкостроения в «родственники» танку Т-95 записывают и харьковский «Объект 450», известный так же как Т-74, появившийся в 70-х. Но стоит поглядеть на представленную схему внутренней компоновки машины, (которая, кстати, публикуется впервые), то можно понять, что если эти танки и имеют какое-то родство (выносное вооружение), то очень и очень отдаленное.

Экипаж у «Объекта 450» находится непосредственно под вынесенным боевым отделением, а не впереди, как у Т-95. Большие различия в размещении боекомплекта.

Разработку «Объекта 450» также ждала неудача. Несмотря на смелость замысла, возможности промышленности не позволяли создать дееспособный приборный комплекс и систему управления огнем.

Еще одним далеким родственником Т-95 является появившийся в конце 80-х годов в Харькове танк «Боксер», известный также как «Молот», но и у него не было единой капсулы для всего экипажа.

Объект 120 «Таран»

Приблизительно в это же время, в 1960 году на Урале стали испытывать противотанковую самоходку, получившую обозначение Объект 120 «Таран». Что общего у 27-тонной САУ и новейшего российского основного боевого танка? Дело в том, что на обеих машинах были применены мощнейшие 152-мм пушки. И если орудие «Объекта 195» еще долгое время будет тайной за семью печатями, то пушка «Тарана» давно рассекречена, но даже сейчас она не может не вызывать восхищение.

Стоит отметить, что практически сразу после второй мировой войны в СССР началась работа над 152-мм орудиями для перспективных танков и САУ. Так проектировавшийся во второй половине 40-х годов тяжелый танк 4К3 как раз должен был быть вооружен таким орудием, которое получило обозначение М-51. Но, к сожалению, этот танк так и остался на бумаге, хотя само орудие было успешно испытано.

В 1948 году еще одно 152-мм орудие под обозначением М-53 было установлено на самоходную установку СУ-152П. Проводившиеся испытания выявили некоторые конструктивные недостатки, но доработки не проводили, так как было принято решение эту САУ на вооружение не принимать.

Еще одной попыткой создать мощное САУ со 152-мм орудием стали работы над Объектом 268. Эта 50-тонная боевая машина была создана в 1956 году на шасси тяжелого танка Т-10.

152-мм орудие М-64 было размешено в броневой рубке, начальная скорость его снаряда составляла 720 метров в секунду. И здесь снова неудача: дальше изготовления одного опытного экземпляра работы не продвинулись.

И вот конструкторам УЗТМ предстояло сделать боевую машину, равной которой не было больше четверти века.

Конструкторы пермского завода № 172 разработали 152-мм орудие М-69 с начальной скоростью 1710 м/сек, которое на дальности в 3,5 км было способно пробить по нормали почти 300 мм броню. Автоматизированное барабанное заряжание, которое обеспечивало высокую скорострельность, плюс прекрасная кучность делали в те годы данную машину очень опасным противником для всех современных танков.

Да, САУ обладала относительно тонкой броней, всего 30 мм, но «Таран» просто бы не подпускал танки противника на дистанцию, с которой они могли причинить ему какой-то вред.

Кстати, спустя годы, в Китае была создана противотанковая самоходка, которая по конструкции была очень близка к советской. Но китайский Тип 89 по огневой мощи уступал машине, созданной в 1960 году. В который раз приходится сожалеть, что «Таран» всего лишь остался в виде экспоната танкового музея в Кубинке.

В следующий раз мысль вооружить боевую машину 152-мм орудием возникла лишь в 80-е годы – в СССР начались работы над созданием боевой машины нового поколения. Кроме того, учитывая поступление на вооружение стран НАТО новых основных боевых танков, в эти же годы снова решили делать самоходки — истребители бронетехники со 152-мм орудиями.

Немало образцов боевой техники и вооружения, применявшихся в годы Великой Отечественной, прошли ее от начала до конца, что свидетельствует об удачности их конструкции и наиболее полном соответствии тактико-техническим требованиям (ТТТ). Однако целый ряд изделий советского оборонпрома, с которым Красная армия вступила в противоборство с германскими войсками, до его завершения не дожил по причине либо устарелости, либо несоответствия этим самым пресловутым ТТТ. Но ту же участь разделили и некоторые боевые машины, созданные в военную пору, в том числе легкий танк Т-60.

Встречное предложение

В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка нового поколения Т-50, что вызвало шок у руководства предприятия, скромные производственные возможности которого явно не соответствовали новому объекту. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную восьмиступенчатую коробку передач, а зуборезное производство всегда было на этом заводе слабым местом. Вместе с тем работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отработанной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н. А. Астров вместе со старшим военпредом предприятия подполковником В. П. Окуневым написал письмо И. В. Сталину, в котором обосновал невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны – реальность быстрого освоения производства нового танка. Письмо в установленном порядке опустили вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля, ночью Сталин его прочел, и уже утром на завод приехал заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел макет танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации.

Уже вечером 17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша». Необходимо отметить, что в этом постановлении речь шла не о классической «шестидесятке», а о танке Т-60 (030), внешне идентичном Т-40 за исключением кормового листа корпуса и более известном под неофициальным обозначением Т-30.

Для Т-60 (уже в варианте 060) конструктор А. В. Богачев спроектировал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим, чем у Т-40, забронированным объемом и низким силуэтом – высотой всего 1360 миллиметров, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15–20 миллиметров, а потом с помощью экранировки и до 20–35, бортовых – до 15 миллиметров (впоследствии до 25), кормовых – до 13 миллиметров (потом местами до 25). Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним посадочным люком. Смотровой прибор водителя – быстросменный зеркальный стеклоблок «триплекс» толщиной 36 миллиметров находился в лобовом щитке (первоначально и по бокам рубки) за узкой щелью, прикрываемой бронезаслонкой. В днище толщиной шесть – десять миллиметров имелся аварийный люк.

Новая башня высотой 375 миллиметров, спроектированная Ю. П. Юдовичем, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из плоских бронелистов толщиной 25 миллиметров, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 миллиметров. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс». Башня была смещена к левому борту.

На втором опытном образце Т-60 (060) вместо ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая с длиной ствола 82,4 калибра, созданную на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально она была принята на вооружение только 1 декабря, а 1 января 1942 года получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана – Шпитального) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.


Для удобства наведения пушка размещалась в башне со значительным смещением от ее оси вправо, что заставило вводить поправки в показания телескопического прицела ТМФП-1. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 7000, темп стрельбы – до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами – 1,208 килограмма. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью Vo=815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Слева от пушки в одной спаренной с ней установке размещался пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Предприятия-изготовители

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.

К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.


Т-30

Т-40

Т-70

Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.

Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.

В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Зачем выпускали эти машины?

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.

В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.

Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.

Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!

Наряду с гениальными идеями, облегчающими жизнь человека и дающими ему новые возможности, появляются и идеи не менее гениальные, но символизирующие силу и угрозу. У большинства стран сейчас есть огромное количество спутников, самолетов, вертолетов, межконтинентальных баллистических ракет, ядерных боеголовок. А если появляется какая-то сила, то всегда должно быть то, что может противостоять ей. Отсюда и появляется интерес и необходимость разработки средство противовоздушной обороны (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО).

Преимущество в воздухе и дальние удары всегда были важной частью любого конфликта, даже потенциального, поэтому важно понять возможности нашей страны, ведь наличие мощного и современного вооружения дает гарантию безопасности не только нас, но и всего мира, ведь оружие сдерживание в современном мире уже далеко не только ядерное.

Принятие на вооружение первых систем зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), их развертывание на территории нашей страны обеспечило определенную безопасность объектов и городов от воздушного и ракетного нападения потенциального противника.

С-25 «Беркут»

В связи с тем, что после войны авиация перешла на использование реактивных двигателей, значительно возросли скорости и высоты полетов, устаревшая зенитная артиллерия уже не могла обеспечивать надежное прикрытие страны и армии, была сведена практически к нулю их эффективность. А значит, нужное новые типы вооружений.

В августе 1950 года было принято решение о создании ракетной системы ПВО, управляемой при помощи радиолокационной сети. Организационная работа по данному вопросу была поручена Третьему главному управлению при Совете министров СССР, курируемая лично Л.П. Берией.

Разработкой системы «Беркут» занималось КБ-1 (конструкторское бюро), а ныне ОАО «ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей», во главе с К.М. Герасимовым - заместителем министра вооружений и С.Л. Берией, который являлся главным конструктором вместе с П.Н. Куксенко. А одновременно с этим разрабатывались и ракеты В-300 для данного комплекса.

Предполагалось разместить два кольца радиолокационного обнаружения вокруг Москвы на расстоянии 25-30 и 200-250 км от города. Станции «Кама» должны были стать главными станциями управления. Также разрабатывались и станции Б-200 для управления пусками ракет.

Как известно, планировалось включить в комплекс «Беркут» не только ракетный ресурс, но и самолеты-перехватчики. Их планировалось создавать на базе бомбардировщиков Ту-4, но данный проект вскоре был прекращен.

Основные тактико-технические характеристики (ТТХ) данной системы:
1) Возможность поражать цель со скоростью 1500 км/ч.
2) Высота цели 5-20 км.
3) Расстояние до цели -35 км.
4) Количество поражаемых целей - 20.

Для того времени эта система была самой совершенной, спроектированная на грани существующих тогда технологий. Это был настоящий прорыв. Ни один зенитный ракетный комплекс того времени не обладал возможностями обнаружения и поражения цели, многоканальные радиолокационные станции тоже были новинкой и ни у кого до конца 60-ч годов не было такой системы. И что интересно, в разработке радиолокационных станций участвовал именно Ефремов Вениамин Павлович.

Но, хоть это была и самая совершенная система того времени, стоимость ее создания была колоссальна. А если и учитывать, что эта система и в обслуживании была довольно дорога, целесообразно со всех сторон было использовать ее только для прикрытия особо важных объектов, охватить ей всю территорию было просто невозможно. В планах было прикрыть еще и территорию вокруг Ленинграда, но данный проект также был закрыт за его большой стоимостью.

Еще одним минусом было то, что данный комплекс был полностью немобилен, что делало его крайне уязвимым для ядерного удара противника. Да и система была рассчитана на отражение удара большого количества вражеских бомбардировщиков, хотя к тому времени стратегии войн изменилась и бомбардировщики стали летать небольшими звеньями, что заметно уменьшало шансы на обнаружение. Да и низколетящие бомбардировщики и крылатые ракеты также могли спокойно миновать данную систему обороны.

Комплекс С-25 был спроектирован и поставлен на вооружение с целью защиты стратегически важных объектов от авиации и крылатых ракет противника. По задумке, наземные элементы комплекса должны были следить за воздушной целью, обрабатывать полученные сведения и отдавать команды управляемой ракете. Ракета должна была стартовать вертикально и могла поражать цель на расстоянии до 70 метров от места своего взрыва (именно такова была погрешность попадания в цель).

В конце июля 1951 года начались первые испытания данного комплекса и ракеты В-300 в частности. Тестовые запуски состояли из нескольких этапов. Первые 3 запуска были с целью проверить ракету на старте, сверить характеристики, время сбрасывания газовых рулей. Следующие 5 запусков были для отработки системы склонений вертикальной плоскости. На этот раз только второй пуск произошел без каких-либо сбоев. В результате были выявлены недостатки в аппаратуре ракеты и наземных кабелях. Следующие месяцы, вплоть до конца года проводились пробные запуски, которые увенчались с большим успехом, но ракеты также нуждались в доработке.

В 1952 году были следующие серии пусков, направленные на отработку различного электронного оборудования ракеты. А в 1953 году, после 10 серий пусков, была дана рекомендация на серийное производство ракеты и других элементов зенитно-ракетной системы «Беркут».

В конце весны 1953 года уже начались испытания и измерение боевых характеристик системы. Испытывались возможности уничтожения самолетов Ту-4 и Ил-28. На уничтожение целей требовалось от одной до 4 ракет. Обычно обходились двумя ракетами, что мы имеем и в настоящее время, когда для полного уничтожения цели используется сразу 2 ракеты.

Эти ракеты применялись до 60 годов, после чего были модернизированы и комплекс стал называться С-25М. Новые характеристики позволяли уничтожать цели со скоростью 4200 км/ч на высотах от 1.5 до 30 км. Дальность полета была увеличена до 43 км, а срок хранения на пусковой установке и складе до 5 и 15 лет соответственно.

Данные ракеты стояли на вооружении и защищали небо над Москвой и Подмосковьем до начала 80-х годов. После они были заменены на более современные и сняты с вооружения. А небо над нашей страной вместе с С-25 защищали другие комплексы, которые были более простые, но намного дешевле, а главное, она были мобильными. Это ЗРК С-75.

С 20 ноября 1953 года началось проектирование передвижного зенитного ракетного комплекса на основании Постановления Совета Министров СССР №2838/1201 “О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника”. В это время уже полных ходом шли испытания комплекса С-25, но в силу его огромное стоимости и отсутствия мобильности, С-25 не мог защищать все важные объекты и места сосредоточения войск. Разработка была поручена также управлению КБ-1 под руководством А.А. Расплетина. Был организован отдел ОКБ-2 под руководством П.Д. Грушина, отдел которого и занимался проектировкой С-75 используя уже имеющиеся наработки по комплексу С-25, в том числе и нереализованные. Ракета, создаваемая для данного комплекса, имела название В-750. Данная ракета была оснащена двумя ступенями - стартовой и маршевой, что давала ей большую начальную скорость при наклонном старте. Для данной ракеты специально разрабатывались пусковые установки СМ-63 и разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.

На вооружение комплекс был принят в 1957 году. Характеристики С-75 позволили ему бороться с имеющими аналогами у других государств. Всего было 3 модификации «Двина», «Десна» и «Волхов».

В варианте «Десна» дальность поражения цели была 34 км, а в варианте «Волхов» до 43 км. Первоначально диапазон высот поражения цели был от 3 до 22 км, но затем в «Десне» он был 0,5-30 км, а в «Волхове» 0,4-30 км. Максимальная скорость поражения целей - 2300 км/ч. Но в дальнейшем и эти показатели были улучшены.

Говоря о дальнейшей судьбе комплекса, то в середине 70-ч годов они начали оснащаться телевизионно-оптическими визирами 9Ш33А с ведением канала оптического сопровождение цели. Это позволило вести цель и обстреливать ее без использования радиолокационных средств ЗРК в режиме излучения. А благодаря антеннам «узкого» луча, минимальная высота поражения цели была снижена до 100 метров, а скорость увеличена до 3600 км/ч.

Эти ракеты оснащались и специальной ядерной боевой частью.

Целью создания этого комплекса была разработка комплекса, дешевле чем С-25, который был бы мобильным, который мог бы защитить всю территорию нашей страны. На разработках С-25 и был создан данный комплекс. По своим возможностям он не уступал зарубежным аналогам и поставлялся во многие страны Варшавского договора и соседние, такие как Алжир, Вьетнам, Иран, Египет, Ирак, Куба, Китай, Ливия, Югославия, Сирия и многие другие.

7 октября 1959 года впервые комплексом С-75, да и впервые зенитной управляемой ракетой был сбит высотный разведчик, американский самолет RB-57D тайваньский ВВС недалеко от Пекина. Высота полета разведчика составляла 20600 метров.

В этом же году 16 ноября С-75 сбил на высоте 28 км американский аэростат недалеко от Сталинграда. 1 мая 1960 года был сбит американский самолет-разведчик над Свердловском U-2 ВВС США. Но в этот момент по ошибке был и уничтожен наш истребитель МиГ-19. В 60 годы, вовремя Карибского кризиса также был сбит разведчик U-2. А затем Китайские ВВС сбили над своей территорией 5 самолетов-разведчиков США.

Во время войны во Вьетнаме данным комплексом по данным Советской Армии было уничтожено 1293 самолета, включая 54 стратегических бомбардировщика B-52. А вот по словам американцев потери составили только 200. В действительности данные Министерства обороны СССР были завышены, но в целом комплекс показал себя с отличной стороны.

Также комплекс С-75 участвовал в Арабо-Израильском конфликте 1969 года. В ходе Войны Судного дня на Ближнем Востоке 1973 года. В этих сражениях комплекс также продемонстрировал, что способен защищать территорию и людей от нападения противника. В Персидском заливе в 1991 году комплекс потерпел поражение и было уничтожено 38 единиц средствами радиоэлектронной борьбы и крылатыми ракетами. Но комплексу удалось сбить и истребитель F-15 - истребитель 4 поколения.

Литература :
1. Зенитные ракетные войска в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке (в период 1965-1973 гг.). Под общей редакцией генерал-полковника артиллерии И.М. Гуринова. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1980
2. Общие сведения о зенитном ракетном комплексе С-200 и устройство ракеты 5В21А. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва - 1972
3. Беркут. Технический проект. Раздел 1. Общая характеристика комплекса ПВО Беркут. 1951
4. Тактика зенитных ракетных войск. Учебник. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва - 1969
5. «Оружие России» - федеральный справочник (http://www.arms-expo.ru)
6. Отечественная военная техника (после 1945 г.) (http://militaryrussia.ru/)
7. Военное обозрение (http://topwar.ru/)
8. Ракетная техника (http://rbase.new-factoria.ru)
9. Свободная энциклопедия Википедия (https://ru.wikipedia.org)

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

Немало образцов боевой техники и вооружения, применявшихся в годы Великой Отечественной, прошли ее от начала до конца, что свидетельствует об удачности их конструкции и наиболее полном соответствии тактико-техническим требованиям (ТТТ). Однако целый ряд изделий советского оборонпрома, с которым Красная армия вступила в противоборство с германскими войсками, до его завершения не дожил по причине либо устарелости, либо несоответствия этим самым пресловутым ТТТ. Но ту же участь разделили и некоторые боевые машины, созданные в военную пору, в том числе легкий танк Т-60.

Встречное предложение


В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка нового поколения Т-50, что вызвало шок у руководства предприятия, скромные производственные возможности которого явно не соответствовали новому объекту. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную восьмиступенчатую коробку передач, а зуборезное производство всегда было на этом заводе слабым местом. Вместе с тем работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отработанной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н. А. Астров вместе со старшим военпредом предприятия подполковником В. П. Окуневым написал письмо И. В. Сталину, в котором обосновал невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны – реальность быстрого освоения производства нового танка. Письмо в установленном порядке опустили вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля, ночью Сталин его прочел, и уже утром на завод приехал заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел макет танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации.

Уже вечером 17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша». Необходимо отметить, что в этом постановлении речь шла не о классической «шестидесятке», а о танке Т-60 (030), внешне идентичном Т-40 за исключением кормового листа корпуса и более известном под неофициальным обозначением Т-30.

Для Т-60 (уже в варианте 060) конструктор А. В. Богачев спроектировал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим, чем у Т-40, забронированным объемом и низким силуэтом – высотой всего 1360 миллиметров, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15–20 миллиметров, а потом с помощью экранировки и до 20–35, бортовых – до 15 миллиметров (впоследствии до 25), кормовых – до 13 миллиметров (потом местами до 25). Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним посадочным люком. Смотровой прибор водителя – быстросменный зеркальный стеклоблок «триплекс» толщиной 36 миллиметров находился в лобовом щитке (первоначально и по бокам рубки) за узкой щелью, прикрываемой бронезаслонкой. В днище толщиной шесть – десять миллиметров имелся аварийный люк.

Новая башня высотой 375 миллиметров, спроектированная Ю. П. Юдовичем, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из плоских бронелистов толщиной 25 миллиметров, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 миллиметров. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс». Башня была смещена к левому борту.

На втором опытном образце Т-60 (060) вместо ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая с длиной ствола 82,4 калибра, созданную на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально она была принята на вооружение только 1 декабря, а 1 января 1942 года получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана – Шпитального) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.


Для удобства наведения пушка размещалась в башне со значительным смещением от ее оси вправо, что заставило вводить поправки в показания телескопического прицела ТМФП-1. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами – 1,208 килограмма. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью Vo=815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Слева от пушки в одной спаренной с ней установке размещался пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Предприятия-изготовители

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.

К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.

Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.

Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.

В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Зачем выпускали эти машины?

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым пехоты вермахта.

В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.

Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.

Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!



error: Content is protected !!