Аттестация от «А» до «Я. Приложение

Алгоритм

проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Шаг 1

В конце учебного года лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, подают ответственному за аттестацию ГБОУ Школа №1381 сведения о педагогических работниках, подлежащих обязательной аттестации в следующем учебном году (Приложение 1).

ШАГ 2

Ответственный за аттестацию ГБОУ Школа №1381 в конце учебного года разрабатывает график аттестации на следующий год (Приложение 2).

ШАГ 3

В начале учебного года руководитель ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав Аттестационной комиссии.

ШАГ 4

В начале учебного года руководители структурных подразделений ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав экспертной комиссии своего структурного подразделения и назначает лицо, сопровождающее аттестацию (председателя экспертной комиссии).

ШАГ 5

Ответственный за аттестацию подает график аттестации руководителю ГБОУ Школа №1381, который на его основе издает распорядительный акт, в соответствии с которым осуществляется аттестация педагогических работников.

ШАГ 6

Ответственный за аттестацию рассылает график аттестации и распорядительный акт лицам, сопровождающим аттестацию в структурных подразделениях. Лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, знакомят педагогических работников, подлежащих аттестации, с распорядительным актом и графиком проведения аттестации под роспись.

ШАГ 7

Работники, подлежащие аттестации, заполняют таблицы результативности своей профессиональной деятельности (Приложение 3) и сдают их на рассмотрение лицам, сопровождающим аттестацию не позднее даты, указанной в графике аттестации (т.е. за 45 дней до дня аттестации).

ШАГ 8

Экспертные группы каждого структурного подразделения ГБОУ Школа №1381 проверяют достоверность фактов, изложенных в таблицах результативности аттестуемым работником, заверяют их и готовят проекты представлений, которые сдают руководителям своих структурных подразделений (Приложение 4).

ШАГ 9

Руководитель каждого структурного подразделения на основе проектов пишет представления на аттестуемых работников своего подразделения и вносит их в общую аттестационную комиссию ГБОУ Школа №1381 через председателя экспертной группы.

ШАГ 10

В соответствии с указанной в графике датой аттестации (т.е. за 30 календарных дней до дня аттестации) руководитель каждого структурного подразделения знакомит педагогических работников, подлежащих аттестации, с представлением под роспись.

ШАГ 11

Аттестация проводится на заседании Аттестационной комиссии ГБОУ Школа №1381 с участием педагогического работника один раз в месяц при наличии не менее пяти аттестуемых.

ШАГ 12

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола заседания аттестационной комиссии, которая вкладывается в его личное дело (Приложения 5, 6).

И аттестации персонала. Сегодня трудно представить эффективную модель управления персоналом без института аттестации.

Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.

Главное назначение (задача) аттестации — выявить потенциальные возможности работника (человека) и в случае необходимости направить на дополнительное обучение, а также материально поощрить и мотивировать наиболее компетентных и опытных.

Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она
имеет целью изыскание резервов роста, повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

Различают четыре вида аттестации служащих:

1. Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

3. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации.

Методы проведения аттестации

Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:

  • Ранжирование, в рамках которого требуется расставить подчиненных по порядку в зависимости от их заслуг (достижений), причем, как правило, по их реальной способности выполнять работу, хотя иногда ранжирование проводится по нескольким выбранным характеристикам.
  • Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективности деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
  • Шкала оценок — наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.
  • Метод открытой аттестации представляет собой инновацию сравнительно недавнего времени, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки. Вместо того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об аттестуемом работнике вместо проставления галочек в столбцах.

Этапы аттестации

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

  • разработку принципов и методики проведения аттестации;
  • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
  • подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
  • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

Проведение аттестации:

  • аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
  • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
  • анализируются результаты;
  • проводятся заседания аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации:

  • анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
  • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
  • утверждение результатов аттестации.

Анализ результатов аттестации:

Оценка труда:

  • выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.

Оценка персонала:

  • диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
  • сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
  • выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
  • оценка перспектив эффективной деятельности;
  • оценка роста;
  • ротации.

Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов

  • составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
  • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
  • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
  • готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.

Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

На этапе принятия решений особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника.

Аттестационная комиссия дает рекомендации для продвижения аттестуемого на вышестоящую должность, поощрения за достигнутые успехи, об увеличении заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др. Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используются в дальнейшем для формирования кадровой политики администрации организации и службы управления персоналом.

Для социальной защиты аттестуемых от субъективности выводов аттестационной комиссии учитывается вес оценок и заключений, которые выставляются работнику.

Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о трудовых спорах.

Как это, к сожалению, нередко бывает, поставленные Президентом России В.В. Путиным задачи не сопровождаются нормативным и методическим обеспечением, что вызывает у учреждений здравоохранения массу вопросов. Это касается и проведения аттестации. В связи с этим наш журнал по мере возможности пытается восполнить эти пробелы.

Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в декабре 2013 года поставил задачу проведения аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт. Однако существующими нормативными или методическими документами до сих пор не определен порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности. Данная публикация посвящена выработке предложений и рекомендаций по проведению аттестации специалистов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на основе анализа действующей нормативной базы, документов, касающихся отдельных аспектов аттестации и/или отдельных категорий работников и т.д. с учетом целей и задач аттестации.

В подпункте 2) пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 года (далее - Перечень поручений) Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано: "...в связи с предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года N 597 повышением оплаты труда работников бюджетной сферы обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, а также осуществить корректировку планов мероприятий ("дорожных карт"), касающихся изменений в отраслях социальной сферы, предусмотрев проведение аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт...".

Речь в данном случае идет об аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений в целях оценки соответствия их квалификации занимаемым должностям, а не о более привычной для здравоохранения аттестации с целью присвоения квалификационных категорий.

Подобная аттестация определяется как периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Аттестации проводится для проверки профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Статья 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определяет, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В настоящее время нет нормативного правового акта, который комплексно определял бы порядок проведения аттестации работников на предмет соответствия их квалификации занимаемой должности. Тем не менее существует ряд документов, которые отражают отдельные вопросы аттестации.

Наиболее значимым документом, создающим законодательную базу аттестации работников, является Трудовой кодекс. В соответствии со Трудового кодекса порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

О необходимости проведения аттестации говорится в Плане мероприятий ("дорожной карте"), утвержденном Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599р (п. 21 разд. II) - в редакции, вышедшей после Перечня поручений Президента. Об аттестации работников упоминается в подпункте "к" п. 7 "Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11).

Однако ни в одном из вышеуказанных документов не приведены общие требования к проведению аттестации, срокам, категориям работников (подлежащих либо не подлежащих прохождению аттестации) и т.д.

В соответствии с действующим законодательством решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. То есть учреждения здравоохранения должны сами принимать соответствующее решение.

В первую очередь необходимо сформулировать цели проведения аттестации, определить задачи, которые можно решить в конкретном учреждении с помощью аттестации;

Провести разъяснительную работу среди коллектива, учитывая, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, может повлечь расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

Оценка уровня квалификации (профессиональной компетенции) работников установленным требованиям к квалификации соответствующих специалистов;

Назначение на определенные должности лиц, не имеющих соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающих достаточным практическим опытом;

По итогам аттестации может быть произведен отбор претендентов для работы на новом оборудовании, поступившем в учреждение, для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и т.д. В этом случае аттестация выступает своеобразным подготовительным этапом к проведению аккредитации специалистов.

Избавление от сотрудников, не соответствующих предъявляемым требованиям, обычно не рассматривается как специальная задача аттестации, а является одним из возможных решений в отношении работников, не прошедших аттестацию. Тем не менее, если в коллективе обнаруживается сотрудник, чья компетенция вызывает сомнения (или, напротив, чья низкая квалификация не вызывает сомнений), возможна и аттестация с целью избавления от подобных сотрудников. Однако такая задача (избавление от сотрудников) не может быть официально продекларирована - она может решаться как результат признания по итогам аттестации квалификации работника не соответствующей занимаемой должности. Как правило, недопустима также аттестация лишь в отношении конкретного работника подразделения (об имеющихся исключениях будет сказано ниже). При этом должно быть обоснование того, почему аттестация проводится лишь в отношении работников конкретного подразделения.

АЛГОРИТМ

аттестации педагогических работников

учреждения образования

1.Нормативное правовое обеспечение аттестации

педагогических работников учреждений образования

1.1. Нормативные документы проведения аттестации:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (13.01.2011 №243-3, принят Палатой представителей 2 декабря 2010; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 (в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12.2011 №325-3, от 26.05.2012 №376-3) (Раздел 1, гл.6, ст.50; ст.51; ст.52;ст.53).

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікау сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнкау з ліку прафесарска — выкладчыцкага складу устаноу выщэйшай адукацыі)»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2014 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.11.2014 № 163 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 17.12.2012;

Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих». Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011г.№105; от 25.04.2012г.№54; от 18.07.2012г. №81).

Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 года № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь» от 28.04.2001 г. № 53 (вступило в силу с 1 ноября 2017 года).

Принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 №46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. №101». Данным постановлением отменено обязательное подтверждение квалификационных категорий работниками, которым категория была присвоена более пяти лет назад. Постановление вступило в силу с 30.05.2017 года.

1.2. Примерные локальные нормативные

документы учреждения образования

по организации и проведению аттестации:

1.Протокол собрания педагогического коллектива, на котором рассматривался вопрос о выборах аттестационной комиссии.

3.Протоколы заседаний счетной комиссии.

4.Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации.

5.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя в состав аттестационной комиссии.

6.Протокол заседания аттестационной комиссии о распределении обязанностей между членами аттестационной комиссии.

7.Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии на _/_ учебный год.

8.Приказ о проведении аттестации.

9.Журнал регистрации поданных заявлений, выписок из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

10.Книга протоколов заседаний аттестационной комиссии.

11.График (дополнение к графику) прохождения аттестации на _/_ учебный год.

12.Приказ об утверждении графика (дополнения к графику) прохождения аттестации на _/_ учебный год.

13.План работы аттестационной комиссии.

14.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику) аттестации.

15.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании характеристики.

16.Программы изучения деятельности аттестуемых педагогов.

17.Приказы о присвоении (подтверждении) квалификационной категории и соответствующая запись в трудовой книжке.

18.Перспективный план аттестации педагогических работников учреждений образования. 2. Организация работы аттестационной комиссии

2.1. Собрание коллектива педагогических работников (должно присутствовать более 50% педагогических работников). Оформить протокол (п.14 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждении высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образовании Республики Беларусь 22.08.2012 №101 (в ред. постановлений Министерства образовании Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20; от 26.11.2014 № 163) (далее - Инструкция)).

2.2. Избрать счётную комиссию. Проходит тайное голосование. Протокол счётной комиссии (Протокол счётной комиссии №1 — распределение обязанностей между членами счётной комиссии; Протокол №2 - подсчёт голосов, итоги избрания аттестационной комиссии) (п.14 Инструкции).

Бюллетень тайного голосования по выборам состава аттестационной комиссии оформлять в соответствии с требованиями: указывать название данного документа, наименование учреждения образования, дату проведения голосования, предложенные кандидатуры, напротив каждой кандидатуры прописать «за» — «против».

Исключить безальтернативность выбора состава комиссии: количественный состав комиссии не должен совпадать с количеством предложенных кандидатур, внесённых в бюллетень тайного голосования.

2.4. Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации УО.

2.5. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета (направляется руководителю УО) о делегировании представителя профсоюзного комитета в состав аттестационной комиссии.

2.6. Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии на учебный год (ч. 4 п.14 Инструкции).

В констатирующей части приказа должна содержаться ссылка на решение собрания педагогического коллектива и решение заседания профсоюзного комитета учреждения образования.

Необходимо соблюдать порядок процедур по избранию состава аттестационной комиссии: приказ руководителя УО издаётся после собрания педагогического коллектива и заседания профсоюзного комитета УО о делегировании представителя в состав комиссии.

2.7. Срок полномочий аттестационной комиссии один год (п.13 Инструкции).

2.8. Не избирать в состав аттестационной комиссии лиц, проходящих аттестацию в период работы аттестационной комиссии (п.12 Инструкции).

2.9. Протокол №1 заседания аттестационной комиссии - распределение обязанностей среди членов аттестационной комиссии (ч.6 п.14 Инструкции).

3.Планирование работы аттестационных комиссий

План работы аттестационной комиссии отражает деятельность учреждения образования, является составной частью годового планирования. В нём должно быть содержание мероприятий, сроки их выполнения, ответственные.

4.Аттестационные материалы

К аттестационным материалам относятся:

4.1 . Заявления на прохождение аттестации:

4.1.1. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, в аттестационную комиссию подаёт заявление (п.17 Инструкции). Заявление пишется от руки.

4.1.2. Педагогические работники, проходящие аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, подают заявление в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма. Заявление не подаётся на имя начальника отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

4.1.3. Педагогический работник, желающий пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подает письменное заявление в аттестационной комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа (ч.1. п.15 Инструкции).

4.1.4. Регистрацию поданных заявлений на прохождение аттестации (выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена) осуществлять в день подачи заявления, выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

4.1.5. В заявлениях аттестуемых педагогических работников название должностей должны соответствовать названиям в квалификационном справочнике.

4.1.6. Рассмотрение заявлений претендентов на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории и решение о допуске педагогического работника к прохождению аттестации; о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику (ч.2. п.17 Инструкции).

Рассмотрение выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена и решение о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику.

4.2. Направление:

4.2.1. Направление выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью.

4.2.2. При прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории в направлении решение аттестационной комиссии не требуется т.к. это обязательная аттестация. Руководитель УО издает приказ о проведении обязательной аттестации.

4.3.3. Аттестационная комиссия отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа выдает направление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

4.3. График прохождения аттестации:

(подпункт 3 ч.1 п.22 Инструкции)

4.3.1. График аттестации согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом.

4.3.2. Необходимо соблюдать следующую очерёдность аттестационных мероприятий:

— заявление педагогического работника на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории (ч.1 п.17 Инструкции);

— протокол заседания аттестационной комиссии о допуске педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, составление графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (ч.2 п.17 Инструкции);

Заседание профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику);

Приказ руководителя УО о проведении аттестации (п.22 Инструкции).

4.3.3. При составлении графика необходимо учитывать сроки проведения аттестации:

— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;

— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособности (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).

4.3.4. Необходимо строго соблюдать ч.5 п.23 Инструкции о сроках подготовки аттестационных материалов.

4.4. Характеристика педагогического работника:

4.4.1. Характеристика педагогического работника должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к характеристике специалиста квалификационной категории. Характеристика должна отражать объём и виды деятельности аттестуемого педагога в данном учреждении, уровень профессиональной компетентности, результативность педагогической деятельности, коммуникативные и личные профессионально значимые качества аттестуемого педагога.

4.4.2. Необходимо соблюдать общие требования к характеристике, как к документу (отражены ли недостатки и пути их устранения, даны ли рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства и т.д.).

4.4.3. Характеристика должна быть согласована с профсоюзным комитетом и подписана руководителем учреждения образования.

4.4.4. Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой и не позднее, чем за две недели до начала аттестации в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (ч.ч.3, 4 п.23 Инструкции).

4.5. Протокол аттестационного собеседования:

4.5.1. Нумерация протоколов возобновляется с началом периода работы аттестационной комиссии.

4.5.2. Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скреплённой подписью руководителя и печатью учреждения, или в соответствии с «Требованиями к оформлению документов, изготовленных с помощью технических средств» постановления Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (гл. 6, гл.7 п.108, п.110) (далее - Инструкция по делопроизводству).

4.5.3. Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии (п.57 Инструкции по делопроизводству).

4.5.4. Протоколы аттестационного собеседования должны отражать полную картину процедуры аттестационного собеседования.

4.5.5. При обсуждении аттестационных материалов должны сопоставляться оценочные действия администрации, членов комиссии и аттестуемого. В протокол необходимо включать выводы об эффективности работы, обсуждение путей самосовершенствования, совершенствования педагогической деятельности, перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого.

4.6. Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого:

  • cведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;
  • материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за 2-3 года, 5 лет в динамике: уровень индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников (победители и призеры олимпиад, конкурсов и т.д.), «продукты» труда педагога (авторские программы, методические материалы, публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах);
  • диагностика уровня обученности обучающихся, аналитическая оценка полученных результатов;
  • материалы анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий с выводами и рекомендациями;
  • результаты анкетирования обучающихся, коллег, родителей.

4.7. Выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

5.Изучение педагогической деятельности

Программа (план) изучения деятельности аттестуемого составляется исходя из требований квалификационных характеристик и критериев. В ней необходимо конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, ответственных. Данные материалы должны отражать результативность работы педагога с момента предыдущей аттестации, характеризовать динамику роста профессиональной компетентности, результаты психологического сопровождения (коммуникативная культура аттестуемого). Необходимо строго соблюдать сроки подготовки аттестационных материалов (ч.5 п.23 Инструкции).

Аналитическая справка является важным итоговым документом выполнения программы (плана) изучения деятельности аттестуемого педагогического работника.

Алгоритм составления аналитической справки по итогам изучения педагогической деятельности аттестуемого:

1.Вводная часть:

— предмет изучения;

Сроки изучения;

Тема проверки;

Цель и программа проверки;

Объём проделанной работы;

2.Аналитическая часть

Общая характеристика вопроса, изучаемого в ходе проверки;

Достоинство и недостатки его решения;

Факторы, условия, причины появления положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих результаты деятельности педагогического работника.

3.Заключительная часть (обобщение):

Обобщение результатов анализа; выводы;

Сроки и формы подведения итогов.

Руководитель УО подпись расшифровка подписи

Дата составления справки.

Подпись аттестуемого и дата ознакомления.

6.6 . Аттестационное собеседование

6.1. Примерный алгоритм аттестационного собеседования:

а) заслушать характеристику аттестуемого;

б) заслушать аттестуемого;

в) оценку педагогической деятельности аттестуемого дают члены аттестационной комиссии;

г) обсудить аттестационные материалы;

д) внести предложения по итогам аттестации;

е) принять решения по итогам аттестации.

6.2. Аттестационное собеседование проводится для претендентов на вторую и первую квалификационные категории с учётом анализа педагогической деятельности (п.24 Инструкции).

6.3. Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проходит в форме аттестационного собеседования (п.26 Инструкции). Обязательная аттестации проводится не более одного раза в пять лет (ч.5 п.5; ч.2 п.7 Инструкции).

6.4. Аттестационное собеседование не проводится для педагогических работников, не сдавших квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», высшей квалификационной категории.

6.5. Аттестационное собеседование нельзя переносить на следующий период работы аттестационной комиссии.

6.6. Аттестационное собеседование проводится строго в соответствии с графиком. Обсуждение аттестационных материалов проходит в присутствии аттестуемого педагогического работника и подробно фиксируется протокольной записью.

По каждому аттестуемому принимается персональное решение путём открытого (тайного) голосования. Решение является правомерным при наличии не менее чем 2/3 членов комиссии и если за него проголосовало более 50% присутствующих. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого.

С решением комиссии (п.46 Инструкции) аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись.

6.7. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя УО, а в случаях, предусмотренных ч.1 п.15 Инструкции, руководителя соответствующего отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа. По каждому аттестованному оформляется отдельный пункт приказа.

6.8. По итогам аттестации (приказ руководителя УО) производится в трудовой книжке в графе «Сведения о работе» запись о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории.

6.9. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не ранее чем через год после принятия решения об отказе в присвоении квалификационной категории, снижении или отмене, также в случае, предусмотренном ч.2 п.29 Инструкции (п.52 Инструкции).

6.10. При нарушении процедуры аттестации педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

6.11. При выявлении нарушения процедуры аттестации аттестационная комиссия отдела образования, сорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии УО и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

Здравствуйте! В этой статье расскажем об аттестации персонала в организации.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что называется аттестацией и с какими целями ее проводят;
  2. Кого нужно аттестовать, а кого нет;
  3. Как проводить аттестацию правильно

Персонал – основной актив любой организации. От того, насколько качественно сотрудники выполняют свою работу, зависит, достигнет ли компания поставленных целей.

Для того чтобы со временем результативность труда не снижалась, регулярно оценивают знания и навыки сотрудников.

Что гласит кодекс

Законодательством регулируется много положений по управлению персоналом. Проведение аттестации работников не является исключением. ТК РФ говорит о том, что работодатель может расстаться с работником, который не соответствует своей должности либо обладает недостаточной квалификацией.

Остальной механизм аттестации регулируют другие законы и нормативные акты.

Зачем проводить

Проведение аттестации работников совершенно не означает, что тех, кто ее не прошел, уволят.

Главная цель аттестации — проанализировать работу, выявить, какие места являются слабыми, как устранить эти проблемы и увеличить эффективность деятельности компании.

Помимо этих целей, есть и дополнительные:

  • Проверить, насколько работники мотивированы (в том числе к карьерному росту);
  • Определить вектор, по которому компания будет развиваться в дальнейшем;
  • Повысить уровень дисциплины в коллективе;
  • Проверить соответствие компании корпоративной культуре.

Часто подобная проверка позволяет выявить, что в штате нужны дополнительные специалисты, или нужно организовать курсы по для уже действующих работников.

В итоге проведение аттестации может помочь:

  • В выявлении кадровых проблем;
  • В пересмотре уровня оплаты труда;
  • Сформировать резерв кадров;
  • В оценке эффективности деятельности компании.

Кто аттестации не подлежит

  • Женщины, находящиеся в состоянии беременности;
  • Лица, которые работают в организации меньше 12 месяцев;
  • Лица, у которых есть малолетние дети;
  • Совместители и лица, которые работают по срочным договорам (в отдельных случаях);
  • Те работники, которые достигли шестидесятилетнего возраста.

Кто подлежит обязательной проверке

  • Государственные гражданские служащие;
  • Муниципальные служащие;
  • Железнодорожники;
  • Работники сферы электроэнергетики;
  • Лица, обеспечивающие безопасность судоходства;
  • Персонал авиации;
  • Работники сферы образования;
  • Те, кто трудится на производственных объектах повышенной опасности;
  • Библиотекари;
  • Руководящий состав унитарного предприятия;
  • Лица, работающие с ионизирующим излучением;
  • Лица, работающие на предприятиях, связанных с хранением и уничтожением химического оружия.

Сроки аттестации сотрудников

Стандартные сроки проведения аттестации один раз в 3 — 5 лет. В положении об аттестации работников обязательно фиксируется периодичность ее проведения.

Кроме этого, может быть проведена внеочередная аттестация сотрудника, а также досрочная аттестация.

Аттестация может длиться от трех месяцев до полугода, а уведомляют сотрудников о проведении за 1 месяц до начала.

Основные виды аттестации персонала

Существует несколько видов аттестации.

Мы перечислим и дадим краткую характеристику основным:

  1. Очередная – для всех служащих является обязательной. Периодичность проведения: 1 раз в 2 года для руководящих должностей, 1 раз в 3 года для остальных.
  2. При продвижении по карьерной лестнице выявляет, насколько работник готов занять более высокую должность и выполнять новые обязанности.
  3. По окончании испытательного периода – проводится чтобы выяснить, как работник адаптировался на новом месте.
  4. При переходе в другое подразделение – проводится в тех случаях, когда обязанности сильно меняются.

Аттестация персонала проводится регулярно, а список тех должностей, которые нужно аттестовать, составляет руководитель организации.

Методики аттестации работников

Методов аттестации существует много, но на практике применяются только несколько, так как по большей части они являются производными друг от друга.

Метод классификации.

Отбор сотрудников ведется по критериям, которые утверждены заранее. Учитываются заслуги и достижения каждого при выполнении работы.

Метод ранжирования.

Заключается в расстановке сотрудников по их заслугам либо по способностям к выполнению определенной работы. Хотя ранжирование можно проводить и по другим критериям.

Оценочная шкала.

Эту методику наиболее часто используют при проведении аттестации. За основу берется список, в котором перечислены характеристики личности, а напротив каждой размещают пятибалльную шкалу. Затем руководитель, используя эту шкалу, отмечает, насколько каждая характеристика присуща сотрудникам.

Открытая аттестация.

Методика сравнительно новая. Ее ввели потому, что система оценочной шкалы оказалась недостаточно эффективной. Вместо проставления баллов, достаточно использовать письменную или устную характеристику работника.

Стадии аттестации

Прежде чем проводить аттестацию, нужно четко понять, что именно вы хотите установить и проверить. К тому же, если коллектив немаленький, стоит разработать план, в котором разграничено, кто, в какое время будет занят прохождением.

Мы кратко охарактеризуем основные стадии этой процедуры, чтобы иметь наиболее полное представление о ней.

Стадия № 1.

Сначала вы решаете, какие именно показатели хотите оценить. Затем решаете, какие методики будете использовать при проверке. Как только методика будет выбрана, можно в качестве эксперимента проверить один из отделов компании либо целое структурное подразделение.

Критерии, по которым будет проводиться оценка, оговаривают заранее.

Стадия № 2.

На этом этапе издают нормативную документацию и готовят материалы к процедуре. Если раньше в компании аттестация не проводилась, стоит издать приказ о ее проведении, собрать необходимые материалы, анкетные листы, результаты тестирования сотрудников и прочее.

Вся документация предоставляется секретарю аттестационной комиссии, который составляет таблицы оценивания.

Стадия № 3.

На этом этапе сотрудники заполняют отчеты о работе, которую проделали, а руководитель заполняет таблицу, в которой указаны различные критерии. Напротив каждого критерия проставляется оценка.

Стадия № 4.

Комиссия ведет обсуждение каждой выставленной оценки. Затем оценки суммируются и сравниваются с теми требованиями, которые предъявляются к конкретной должности. Чем выше получается балл в итоге, тем более высокую должность может занять аттестуемый работник.

Стадия № 5.

Эта стадия является ключевой.

Если работник, которого проверяют на данный момент, отсутствует на рабочем месте, нельзя заочно определить, насколько он профпригоден.

Если работник знал об аттестации и его подпись стоит на уведомлении, но он проигнорировал ее проведение, составляют акт, в котором указывают, что сотрудник не прошел аттестацию.

Подводя итоги своей работы, комиссия составляет отчет, в котором оценивает профессиональный уровень коллектива. Вся документация, которую комиссия подготовила, заверяется всеми членами комиссии.

Стадия № 6.

Комиссия проводит систематизацию полученных результатов. Составляются таблицы, даются рекомендации руководству по осуществлению кадровых перестановок.

Стадия № 7.

С результатами аттестации обязательно знакомят весь коллектив. С теми сотрудниками, положение которых в организации изменится, руководитель лично проводит беседу.

Все результаты хранят в кадровой службе, они могут быть использованы при решении различных вопросов с кадрами.

В нашем разговоре мы часто упоминали термин » аттестационная комиссия». Поэтому уточним, кто входит в ее состав.

Кто входит в комиссию

Ее состав можно назвать стандартным:

  • Председатель и его заместитель;
  • Секретарь;
  • Несколько членов комиссии.

Исходя из существующей судебной практики, в состав комиссии стоит включать председателя профсоюзной организации, если таковая на предприятии действует.

Пример. Известны случаи, когда увольняли сотрудника, не прошедшего аттестацию по решению комиссии. Но при этом председателя профсоюза среди членов комиссии не было. В итоге суд встал на сторону уволенного работника и восстановил его в должности, а увольнение было признано незаконным.

Формы проведения аттестации

Чтобы получить эффективный результат, специалистами рекомендуется применять следующие формы:

Коллегиальное собеседование.

Комиссия рассматривает все материалы и беседует с каждым сотрудником. При этом обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы человек не нервничал и мог вести диалог с членами комиссии.

Бывает, что работнику трудно дать ответ на какой-то вопрос, в этом случае не стоит давить и требовать обязательного ответа. Задача комиссии – выявить проблему, а не заставить работника трястись от ужаса.

Собеседование в индивидуальном порядке.

Его чаще всего проводит непосредственный руководитель. Он объясняет работнику, как проходит аттестация, предупреждает о последствиях неявки, а затем уже готовит отзыв о его работе.

Письменное тестирование.

Фактически считается самой объективной формой. Вопросы для аттестации работника здесь разрабатываются в соответствии с квалификацией и должностью, которую он занимает.

Изначально устанавливается количество верных ответов, которое будет свидетельствовать о том, что аттестация пройдена.

Тестовые вопросы с течением времени должны обновляться.

Решение комиссии

По итогам аттестации работников комиссия может вынести решение о соответствии работника той должности, которую он занимает, о несоответствии, о переводе на более высокую должность, о включении в кадровый резерв.

Самые распространенные ошибки

Главной ошибкой является неправильная постановка целей и задач аттестации сотрудников. Если эту процедуру проводить только для того, чтобы уволить неугодных сотрудников, все положительные стороны аттестации просто перечеркиваются.

Другая ошибка – низкий уровень информированности работников. Если аттестация проводится в первый раз, о ней лучше предупреждать не за один месяц. Также рекомендуется разъяснять людям, для чего это делается, как происходит процедура. В противном случае вы рискуете получить нервную обстановку в коллективе, которая точно не добавляет работе эффективности.

Какие еще ошибки допускаются?

Сотрудников сравнивают друг с другом.

Ничем хорошим это однозначно не закончится. Сравнивать нужно деятельность сотрудника со стандартами компании, а не людей.

Разный подход к людям, которые выполняют работу идентично.

Часто требования к работникам с одинаковыми обязанностями – разные. Это объясняется как личными симпатиями руководства, так и благими намерениями: разные люди могут выполнять одну и ту же работу по-разному. Главное, никогда не терять объективности. Поэтому в комиссию лучше включать людей с непредвзятой точкой зрения, тех кто не заинтересован в том или ином результате аттестации.

Использование ограниченного диапазона оценок.

Если оперировать только критериями «плохо-хорошо», вынести объективную оценку деятельности работника нереально. Не получится разделить сотрудников на одинаково профессиональных и на одинаково непрофессиональных. Это тупиковый подход.

Оценивать нужно по более широкому спектру критериев. В некоторых европейских странах шкала оценки деятельности сотрудников состоит из 100 баллов. Это позволяет вынести наиболее обоснованное решение.

Предвзятое отношение.

Согласитесь, что нередко в коллективе существуют определенные стереотипы по отношению к какому-либо человеку. Но гораздо хуже, когда кто-то из членов комиссии продемонстрирует свою предвзятость.

Подход должен быть адекватным, а решения должны приниматься исходя их профессиональных стандартов, а не личных оценок.

Во время процедуры внезапно меняются требования.

Хотя людей предупреждают о проверке заранее, слухов все равно избежать не получится. При каждом упоминании аттестации люди нервничают, теряют работоспособность, помимо этого, начинают конфликтовать между собой.

Не нагнетайте ситуацию. Объясняйте сотрудникам все подробно, объективно. Не дергайте их, не меняйте требования внезапно. В противном случае люди будут считать, что все делается целенаправленно, чтобы они показали худшие результаты.

Вряд ли после такого стресса к начальству будут относиться с уважением.

Как же провести аттестацию не просто правильно, но и эффективно, обсудим далее.

Когда действия комиссии неправомерны

Некоторые руководители проводят аттестацию, чтобы избавиться от конкретного работника, ставшего вдруг неугодным. При этом его реальные результаты труда учитывать никто не будет, цель – .

Каждый работодатель должен помнить, что решение проблемы с субъективным отношением к человеку подобным образом – противозаконно.

Другим вариантом неправомерного поведения является такой: незадолго до процедуры работнику дают задание, которое он не сможет выполнить, потому что оно невыполнимо изначально, так как не соответствует квалификации сотрудника.

Чтобы не допустить таких нарушений, члены комиссии должны убедиться в том, что работники реально могу выполнить порученное задание.

Есть и другие виды нарушений, выявив которые, итоги аттестации можно оспорить:

  • Нарушение сроков проведения;
  • Нарушаются сроки уведомления сотрудников о проведении аттестации;
  • Работник не был ознакомлен с результатами;
  • Проверяли работника, принадлежащего к категории не подлежащих аттестации лиц;
  • Был нарушен порядок проведения самой процедуры;
  • В комиссии не было специалистов из той отрасли, в которой компания ведет свою деятельность.

Опираясь на практику судов, можно говорить о том, что «фиктивная» аттестация не позволит недобросовестному руководителю избавиться от надоевшего работника. Требования закона нужно соблюдать.

Включайте в состав комиссии специалистов по разным сферам, чтобы процедура прошла качественнее.

Пример. В компании Р. проводилась аттестация персонала. По ее итогам юрисконсульта А. было решено перевести на должность, которая оплачивается ниже. Не согласившись с таким решением, А. написал заявление на имя руководителя компании, в котором указал, что в составе комиссии по аттестации не было ни одного юриста. Следовательно, решение о переводе принималось некомпетентными людьми.

Руководитель компании, ознакомившись со всеми материалами, доводы А. посчитал обоснованными и сотрудник продолжил работу на прежней должности.

Несмотря на то что в законе оговариваются случаи, когда процедуру можно провести без присутствия работника, лучше этого не делать. Таким образом, снизится риск возникновения конфликтной ситуации, а также удастся избежать оспаривания результатов и судебного разбирательства.

Если вы заинтересованы в действительно качественных результатах, доверьте проведение процедуры профессионалам. Куда обратиться, расскажем кратко.

№ п/п Компания Характеристика
1 Гермес Компания действует более 5 лет. Компания занимается юридическим сопровождением процесса аттестации и не только. Сотрудничает фирма с любым регионом РФ
2 Кадры есть! Компания с 11-летним стажем работы. Ее офисы есть в нескольких городах. При аттестации специалисты компании используют не только самые известные методы, но и авторские
3 HR-Практика Это компания – старожил, ей более 20 лет. Основной офис в Петербурге, но сотрудничество возможно с любым регионом, а также с другими странами. Услуги оказываются и в удаленном формате

Заключение

Итак, теперь мы рассказали о самых важных моментах, касающихся аттестации персонала. Если процедура была проведена в полном соответствии с требованиями закона, она позволит осуществить принятие необходимых кадровых решений, заручиться поддержкой закона , увольнении либо понижении работника в должности.

Еще хотелось бы пожелать, чтобы в любой компании работали только талантливые, высококвалифицированные сотрудники и не требовалось никого увольнять, либо переводить на низкооплачиваемые рабочие места.



error: Content is protected !!