Что такое сюрвейер. Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

В настоящее время большее внимание уделяется сохранности материальных ценностей при транспортировке. Сюрвейерская компания – это компания логистическая, которая осуществляет услуги по обеспечению сохранности всех аспектов деятельности, связанных со складированием, транспортировкой, гарантией. Сюрвейерская компания СКС-М в Москве зарекомендовала себя как команда профессионалов в сфере сохранности материальных ценностей на любом этапе цикличности воспроизводства. В годы технического развития цикличность – развитие, а не топтание на месте, поэтому компании, обеспечивающие гарантию на любом этапе, очень важны.

Международные сюрвейеры

Международные сюрвейерские компании осуществляют пересчет и осмотр товара при его отправке в другую страну, проводят сверку качества и технических характеристик товара с заявленными, оптимизируют процесс транспортировки на любом этапе, минимизируют потери и предоставляют оперативную информацию о грузе, обеспечивая сохранность гарантии. Оказание сюрвейерских услуг - это комплекс мероприятий, в первую очередь направленных на повышение эффективности и качества работы, что в свою очередь отразится на конечных результатах. Ведь минимизация потерь для любой компании очень важная задача, и сохранность товара отразится на хозяйственной деятельности. Одним словом, это вид независимых услуг, проводимых по просьбе заинтересованных лиц для контроля.

Отчетность по эффективности работы

Сюрвейерский отчет – это своеобразный рапорт специалиста, который отражает результаты оценки инспектируемого объекта, замечания, выводы. К отчету в обязательно порядке прикладываются расчеты, лабораторные тесты или записи других испытаний, фотографии, записи видео. Документ заверяется подписью и печатью сюрвейерской компании. Акт сюрвейера должен отражать истинную картину, а это зависит от объективности сюрвейера, что в свою очередь от его независимости. Акт включает:

  • Название сюрвейерской компании,
  • Номер и дата акта, время начала и окончания экспертизы
  • ФИО сюрвейера и участников экспертизы,
  • Основание и место проведения экспертизы,
  • Местонахождение товара, его состояние, транспорт, упаковка
  • Полная документация, замечания, выводы.

Подводя итоги, хочется обратить внимание насколько важна работа таких независимых объективных компаний. Сюрвейерская компания – это компания СКС-М в Москве, которая щепетильно и тщательно отслеживает все моменты «жизнедеятельности» вашего товара от точки А до точки В. Доверьтесь профессионалам своего дела от этого будет зависеть эффективность вашей экономической деятельности.

В современной практике российские предприниматели все чаще стали пользоваться сюрвейерскими услугами. Однако многие наши бизнесмены имеют самое отдаленное представление о том, чем конкретно занимаются люди, которые их оказывают. Разберем этот вопрос подробнее.

Кто такой сюрвейер

Если обратиться к нашему «великому и могучему», то близким по значению будет слово эксперт. Значит, сюрвейер - это человек, который в чем-то может профессионально разбираться? Да, это так.

Представители данной профессии проводят детальный, объективный, а главное, независимый анализ всех обстоятельств дела, чтобы впоследствии можно было определить, имел ли место в действительности тот или иной факт. Также по инициативе физических и юридических лиц они подготавливают рекомендации в лицензируемых областях деятельности.

Немного истории

В эпоху господства коммунистического строя полномочиями сюрвейеров были наделены следующие структуры: Институт аварийных комиссаров, экспертные советы при ТПП (торгово-промышленной палате), Союзэкспертиза.

С распадом СССР вышеуказанные учреждения постепенно перестали выполнять экспертную функцию.

Первые сюрвейерские организации после «победы демократии» в стране сформировались в конце нулевых годов. Причем произошло это в крупных городах, имеющих морские порты. В то время компетенция экспертов ограничивалась расследованием страховых случаев на водном транспорте. В настоящее время сюрвейер - это профессионал во всех областях страхования.

Зачастую экспертные учреждения сегодня создаются при различных министерствах, ведомствах, научно-исследовательских институтах.

Необходимо отметить, что сегодня сюрвейерские организации успешно функционируют во многих крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и прочих.

Принцип независимости является главным

В своей работе сюрвейер должен руководствоваться принципом независимости. Другими словами, ни одно экспертное учреждение не должно быть подконтрольно государственным структурам. К сожалению, в российской практике бывает обратное, поэтому иностранные судебные инстанции порой не принимают в качестве доказательств отчеты, подготовленные нашими сюрвейерами.

Обязанности

Прежде всего, сюрвейер - это эксперт в анализе и проверке обстоятельств страховых случаев, таких как утрата, порча имущества, причинение ущерба здоровью, возникновение наводнения, пожара и так далее. Он координирует процесс осмотра места происшествия (организует спасение людей, вызывает специалистов, фиксирует имеющиеся повреждения). Кроме этого, сюрвейер - это главный консультант, к мнению которого должны прислушиваться собственники морских судов и те, кто ими управляет. Однако это не весь перечень должностных обязанностей, которые выполняет эксперт. Он занимается сбором доказательств с целью установления причин катастроф и аварий, изучает судовые записи, исследует отчеты водолазов, опрашивает свидетелей, проверяет сводки погоды. И на заключительном этапе работы эксперт садится за отчет.

Также услуги сюрвейера включают выдачу сертификатов на груз. Это документ, который подтверждает, что в трюмах груз уложен и закреплен надлежащим образом, а это значит, что он доедет до пункта назначения в целости и сохранности, не нанеся при этом никакого вреда транспортному средству.

Законодательная база нуждается в серьезной доработке

К сожалению, на законодательном уровне деятельность сюрвейерских организаций до конца не отрегулирована. Субъекты гражданских прав руководствуются исключительно ведомственными нормативно-правовыми актами.

Безусловно, страховой сюрвейер создает определенную конкуренцию, однако на внутреннем рынке отсутствует правило, которое обязывало бы участников рынка прибегать к услугам вышеуказанных экспертов. Хотите - приглашайте его, а хотите - нет. Как говорится, дело добровольное. В случае возникновения проблем с грузоперевозками владельцам судов зачастую не нужен никакой эксперт. Страхование в нашей стране пока развито слабо, поэтому они предпочитают улаживать конфликт самостоятельно.

К сожалению, на практике сюрвейер выступает в качестве обычного посредника, который выполняет не свойственную ему работу: он и консультант, и провайдер, и оценщик, и страховщик, и туроператор.

Тем не менее, данный сегмент рынка плавно развивается в нашей стране, и сюрвейерские услуги пользуются все большим спросом в предпринимательской среде.

Мы не раз писали об ответственности морского сюрвейера. Однако вопросы, связанные с услугами, которые выполняет сюрвейер, столь сложные и настолько актуальные, что поле для исследований, которые должны заинтересовать нашего читателя, поистине бесконечно.
В качестве сюрвейеров выступают обычно профессионалы высокой квалификации. Да и правовые нормы сформированы так, что в действительности привлечь к ответственности морского сюрвейера очень сложно, если вообще реально. Тем не менее, рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

В Украине правовые механизмы регулирования сюрвейерской деятельности крайне мало разработаны. Каких-либо специальных нормативных актов в отношении работы сюрвейеров нет, даже Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД) не содержит вид деятельности, который включал бы формулировку "сюрвейерские услуги". Данная деятельность относится к следующему виду:
74.87.0. Предоставление иных коммерческих услуг:
- услуги по экспертизе в делах, не связанных с недвижимым имуществом, страхованием и инженерными услугами: судебно-экспертные услуги по проведению криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, иные виды экспертиз.

Основное требование по уставным документам сюрвейерских компаний - упоминание в уставе предприятия видов деятельности, связанных с сюрвейерскими услугами.

В Украине сюрвейерская деятельность не подлежит лицензированию, таким образом, к ней не применимы какие-либо лицензионные условия и требования.

Естественно, в штатном расписании предприятия должны быть соответствующие должности сюрвейеров, руководителей групп сюрвейеров, тальманов и пр., которые работают на основании должностных инструкций. За последнее время часть подобных должностей была введена в Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

С учетом слабого развития в Украине нормативной базы, регламентирующей оказание сюрвейерских услуг, основным документом становится договор о сюрвейерском обслуживании или об оказании сюрвейерских услуг. Именно его положения будут регулировать и ответственность сюрвейера, и объем его обязательств, полномочий и работ.

Роль и значение сюрвея в шиппинге

Работа сюрвейера сродни работе адвоката по морским делам. С одной стороны, он - представитель стороны принципала, так что должен отстаивать его интересы, то есть его позиция заранее предполагается субъективной, с другой - он должен представить объективно сложившуюся ситуацию для своего принципала, так что его позиция должна быть одновременно и объективной - такова реальность, с которой приходится повседневно сталкиваться морскому сюрвейеру.

Морской сюрвей представляет собой интернациональную практику, мало изменяющуюся от страны к стране, от порта к порту.

Любая из сторон морского спора может привлечь к работе в своих интересах сюрвейера, и даже не одного. Таким образом, фигура морского сюрвейера обретает свои реальные очертания только тогда, когда его номинирует некоторый принципал, то есть нанимает сюрвейера для выполнения работ. Некоторым итогом работы сюрвейера выступает сюрвейерский отчет (marine survey report).

Практически при рассмотрении каждой морской претензии, морского требования стороной в деле выступают страховщики, которые задают сюрвейерам, видимо, больше всего работы. Если спор доходит до суда или арбитража, в рассмотрении иска участвуют и сюрвейеры. Именно они являются обыкновенно наибольшими экспертами в вопросах технических, и если назначаются судом или арбитражем, то должны представлять только объективную позицию, так что их работа несколько облегчается, поскольку не приходится совмещать несовместимые иногда вещи - интересы клиента и объективный аспект ситуации, которая имеет место реально. Однако нет таких противоречий, которые не могут разрешить квалифицированные сюрвейеры. Формально это осуществляется следующим образом. Сюрвейер представляет свою предварительную позицию принципалу в письменной форме. Если эта позиция не вызывает сомнений, то составляется отчет сюрвейера, в котором эта позиция получает закрепление в качестве окончательной. Если принципал выражает сомнения или формулирует другую позицию, то сюрвейер может повторно освидетельствовать представленный объект, если это возможно, и скорректировать свою позицию. Позиция сюрвейера должна быть с объективной стороны изложена в рапорте. А субъективная сторона позиции может быть изложена в письме, которое направляется принципалу. Обычно это письмо имеет конфиденциальный характер.

Когда стороны потенциального спора давно и хорошо знают друг друга, в простых ситуациях они могут номинировать одного и того же сюрвейера, поскольку в основе его деятельности все же лежит выявление объективных условий в конкретной ситуации, так что достаточно будет рассмотреть его выводы, чтобы прийти к взаимно приемлемому мнению, достичь компромисса. Если же сюрвейера номинирует только одна сторона, то именно она имеет право давать ему инструкции, после чего сюрвейер становится агентом этой стороны. Однако сюрвейер не является адвокатом, так что может быть допрошен в суде в качестве свидетеля, ведь в основе его позиции лежат объективные данные, часто лишь технического характера.

Общим объектом сюрвейерского освидетельствования является чрезвычайное морское происшествие в целом или отдельные его аспекты. Сюрвейеры могут специализироваться на таких главных сторонах морского происшествия, которые соответствуют основным сторонам морского предприятия - груз и судно. Особую категорию специализации сюрвейеров представляют сюрвейеры, специализирующиеся на рассмотрении и обследовании обстоятельств общей аварии. Такие сюрвейеры должны хорошо ориентироваться во всех аспектах совместного морского предприятия.

Всегда в отчете сюрвейера должны быть подведены финансовые итоги его работы, то есть выражены в денежных суммах убытки и другие обязательства, которые составили предмет его рассмотрения.

От природы этих обязательств зависит характер работы морского сюрвейера, поскольку они могут быть не деликатного, а договорного характера, например, чартерные сюрвейеры, которые сопровождают исполнение чартера, представляя одновременно интересы как фрахтовщика, так и фрахтователя. Морские сюрвейеры бывают случайными (ad hoc) и постоянными, для которых инспекционно-сюрвейерская деятельность является регулярной.

Инструкции сюрвейеру даются обыкновенно по взаимному соглашению между ним и его принципалом, более того, поскольку сюрвейер чаще всего является более принципала сведущим в сфере морской техники и права, он сам может сформулировать такие инструкции, но ответственным за их правильность и точность остается принципал.

Ответственность сюрвейера: общие положения

В принципе, за сколько-нибудь существенное нарушение своих обязанностей морской сюрвейер может подвергнуться ответственности.

Вот обычный перечень услуг, которые оказывают сюрвейеры:

      • определение пригодности и соответствия судов и их грузовых помещений для перевозки различных грузов;
      • расследования, в связи со страховыми случаями, причин несохранной перевозки грузов всеми видами транспорта и оценка ущерба;
      • осмотр грузов перед погрузкой и рекомендации капитану по внесению оговорок о состоянии груза в штурманские расписки и коносаменты;
      • контроль грузовых операций, услуги суперкарго, составление грузовых планов погрузки судов, рекомендации по укладке и креплению грузов и надзор в процессе грузовых операций;
      • тальманский счет груза при погрузке/выгрузке судов, загрузке/выгрузке контейнеров и пр.;
      • определение количества груза по осадке судна (Draft survey);
      • определение количества бункера на борту (Bunker survey);
      • отбор проб груза или бункера, производство анализов сертифицированными лабораториями;
      • определение состояния закрытий грузовых трюмов на предмет их водонепроницаемости;
      • оценка технического состояния судна, корпуса и механизмов, их соответствия конвенционным, классификационным требованиям перед страхованием или продажей;
      • расследование аварийных случаев с судами, оценка ущерба, контроль работ в ходе ремонта;
      • оценка технического состояния судна и/или определение количества остатков топлива на борту при передаче судна фрахтователям или судовладельцам (On/Off-hire condition/Bunker survey);
      • расследования и урегулирование претензий в связи с травматизмом, болезнью, смертью членов экипажей судов и т.п. функции.

Выполнение деятельности по оказанию любой из этих услуг предполагает некоторые договорные отношения. А любой договор потому и заключается, что предполагается возможность его нарушения. Вот в этом случае и возникает вопрос об ответственности исполнителя услуг - сюрвейера.

Услуги, оказываемые сюрвейерами, довольно специфичны для того, чтобы можно было выделить их в особую категорию услуг. Однако эти услуги столь разнообразны, что определить в общем плане характер инспекции (аудита), который проводится морским сюрвейером, очень сложно. Тем более, что сюрвей - услуги, потребляемые не только в отрасли морского транспорта. Они востребованы также в других отраслях транспорта, в сфере отношений по поводу поставки, снабжения и т.п., поэтому рассмотрение нескольких видов сюрвейерских услуг не даст ясного представления о возможной ответственности сюрвейера при предоставлении других видов таких услуг.

Так, услуги сюрвейеров считаются хорошей морской практикой необходимыми при нанесении стивидорами повреждений судну при осуществлении грузовых операций; сюрвейер может принять на себя обязанности, связанные с обеспечением тальманского счета груза, обычно непосредственно исполняемого стивидорами. Понятно, что в каждом из этих случаев характер возможной ответственности сюрвейера будет различным.

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на деликатную (внедоговорную) и договорную.
Конечно, ответственность сюрвейера целесообразно рассматривать как договорную, то есть ответственность за нарушение договора. Таким образом, эта ответственность может иметь весьма специфический, даже особенный характер в каждом конкретном случае, но имеются некоторые общие принципы договорной ответственности. Вот они:
- противоправное поведение;
- вредные результаты такого поведения;
- причинная связь между противоправным поведением и вредными результатами;
- вина - субъективное основание ответственности.

Давайте же рассмотрим отдельные аспекты договорной ответственности.

Отдельные аспекты договорной ответственности

Начнем с конца. Гражданско-правовая вина как основание для ответственности в Украине регулируется ст. 614 Гражданского кодекса (ГК), а в России - ст. 401 ГК Российской Федерации.

Вина в гражданских отношениях - отнюдь не обязательный элемент состава ответственности. Как законом, так и договором могут предусматриваться многочисленные исключения, так что должник, в данном случае сюрвейер, может отвечать при отсутствии вины. А обратное, то есть исключение или ограничение договором ответственности при наличии умысла, нельзя допускать, поскольку такой договор будет ничтожным.

Законом предусмотрено право должника доказать отсутствие своей вины, если это, разумеется, имеет значение. Таким образом, сюрвейер может доказывать, что предпринял все меры, зависящие от него, для надлежащего исполнения своих обязанностей.

При заключении договора он вправе настаивать на исключении своей ответственности при наличии неосторожности в его действиях, и включение этого условия в договор будет означать, что предоставление подобных доказательств не имеет смысла и не может требоваться судом. Включение в договор такого условия будет иметь чрезвычайно положительное значение для сюрвейера, поскольку, очевидно, его вина имеет преимущественно характер неосторожности, таким образом, он будет нести бремя доказывания только отсутствия своего умысла, что не представляется затруднительным.

Огромное значение имеют доказательства кредитором причинно-следственной связи между нарушением обязательств сюрвейером и вредом (ущербом, убытками) кредитора (ч. 1 ст. 623 ГК Украины, ч. 1 ст. 393 ГК России). Необходимо выявить все существенные факторы (условия), которые вызвали вредный результат. Среди этих условий необходимо выделить те, которые имели наиболее существенное действие, породившее вредные последствия.

Вот эти активно действующие и наиболее существенные обстоятельства правонарушения и будут признаны причиной, повлекшей вредный результат, независимо от того, действовали ли эти обстоятельства закономерно, либо случайно, прямо, либо опосредованно.

Допустим, тальман сюрвейера уснул, что повлекло неправильный подсчет количества грузовых мест и вызвало убытки у поставщика. Здесь имеет место бездействие в юридическом смысле со стороны сюрвейера, то есть пассивное поведение, но этот фактор в приведенном выше смысле будет признан активно действующим обстоятельством, повлекшим неправильный подсчет количества груза, независимо от того, был ли тальман уставшим из-за плохого отдыха, что неизбежно вызвало такую его реакцию, либо просто устал от однообразной работы, подобно тому, как автомобилисты устают от однообразия дороги и засыпают за рулем. Такое поведение должно быть признано звеном в причинно-следственной цепи и повлечь ответственность сюрвейера, даже если одновременно вел подсчет груза сюрвейер судовладельца, который по каким-то мотивам покинул свое рабочее место, например.

Другой пример: судовладелец должен обеспечить мореходность судна, поданного под перевозку груза, то есть мореходность в техническом отношении. Он нанял сюрвейера, который должен был засвидетельствовать это. В результате повреждений в ходе погрузки груза стивидоры допустили повреждение судна, по причине чего оно стало немореходным.

Сюрвейер не заметил этих повреждений. Судовладелец (перевозчик), понадеявшись на разумную заботливость сюрвейера, отправил судно в рейс в немореходном в техническом отношении состоянии.

В результате разумная заботливость проявлена не была, и груз был поврежден или утрачен. За это будет нести ответственность перевозчик, но он сможет привлечь к ответственности в порядке регресса независимого сюрвейера, поскольку его деятельность была одним из звеньев причинно-следственной связи, которая повлекла отправку судна в рейс в немореходном состоянии, в результате чего образовались убытки.

Порядок возмещения убытков предусматривается в ст. 623 ГК Украины (ст.ст. 15, 393 ГК РФ). Определение и доказывание наличия и величины убытков - дело обычно очень сложное, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре с сюрвейером правило о том, что он отвечает не только за убытки, но и за формальное нарушение своих обязанностей, например, уплату пени за несвоевременное предоставление отчета.

Наконец, рассмотрим противоправное поведение как основание для наступления ответственности в гражданско-правовых отношениях. И здесь все не так уж просто. С одной стороны, могут быть случаи, когда имеются обстоятельства, при которых должник освобождается от ответственности за противоправное поведение, и случаи, когда должник несет ответственность при отсутствии своего противоправного поведения.

Например: неисполнение обязательств - это противоправное поведение (ст. 611 ГК Украины; ст.ст. 393-406 ГК РФ). Однако, если имеются особые обстоятельства, при которых ответственность не может наступать, то неисполнение обязательства не будет противоправным поведением (ст. 617 ГК Украины; ч. 3 ст. 401 ГК России). Таким обстоятельством является, например, непреодолимая сила. В то же время, по существу, правомерное поведение, например, действия в условиях крайней необходимости, влечет гражданско-правовую ответственность по правилам ст. 1171 ГК Украины (ст. 1067 ГК РФ).

Таким образом, можно прийти к заключению, что привлечь сюрвейера к специфической "сюрвейерской" ответственности довольно трудно, хотя и можно выделить весьма специальную ответственность сюрвейера. Если такая ответственность прямо или опосредованно не предусмотрена законом, то необходимо внести ее в договор на сюрвейерские услуги. В таком случае, при наличии соответствующих оснований, привлечение сюрвейера к гражданско-правовой ответственности вполне возможно.

Сюрвейер для перевозки грузов – это профильный инспектор, основной задачей которого является составление максимально точной и объективной оценки качества предоставления транспортных услуг на каждом из этапов их оказания. Термин сюрвейер переводится как контроль, а также проведение инспекции фактического состояния груза или процесса перемещения товаров. Первоначально данное направление появилось при реализации морских перевозок, а в дальнейшем перешла на другие сферы деятельности, которые связаны с логистикой.

С каждым днем все больше людей и профильных компаний принимают участие в грузовых перевозках. Одни отвечают за экспедирование и перевозку товаров, предоставление разных типов складских помещений, другие – таможенным оформлением или страхованием. Такой принцип разделения на каждом этапе грузоперевозок обеспечивает максимальную эффективность всех процессов, помогает существенно снизить необходимое на доставку продукции время. Несмотря на предельную слаженность и качество организации работы для данной сферы характерны сложности в определении ответственных лиц при возникновении внештатных ситуаций. В такой ситуации на помощь приходят независимые сюрвейеры.

Какие задачи должен решать сюрвейер?

Основной задачей каждого сюрвейера является обеспечение контроля количественных, технических, а также качественных параметров грузов во время каждого из этапов следования продукции. Речь идет о каждом из действующих аспектов транспортного процесса, к числу которых относятся склады, логистические комплексы, реализация погрузочных мероприятий и другие манипуляции с товарами.

Основа деятельности сюрвейера на транспорте напрямую связана проведением страхования. Это связано с тем, что на базе заключения эксперта выносятся решения страховых компаний касательно величины компенсационных выплат. На практике сюрвейер помогает выявить реальные причины и обстоятельства порчи, повреждений или гибели перевозимых материалов. Даже с учетом того, что подобный вид деятельности появился на территории России в 90-х годах, до настоящего времени единичные компании обращаются за услугами профильных специалистов.

Примечательно, но большая часть перевозчиков грузов, получателей и отправителей расходы найма независимого сюрвейера считает ничем не оправданными тратами. Тенденция к проведению интеграции российской транспортной системы с другими странами постепенно стимулирует развитие специальности сюрвейера, привлечение профильных специалистов. Одна из основных причин – большая вероятность отказа ряда иностранных компаний в принятии претензий без предварительного заключения со стороны сюрвейера.

За что несет ответственность сюрвейер

Сюрвейер – это профессионал с высоким уровнем квалификации, основной задачей которого является максимально точная классификация деятельности на всех этапах доставки грузов. На территории России правовое регулирование работы сюрвейера уступает европейской практике. На практике деятельность сюрвейера относится в классификаторе к «Предоставлению прочих коммерческих услуг».

Речь идет об экспертизе в рамках экономической деятельности, которая никак не связана с услугами по экспертизе в делах по обращению с недвижимым имуществом, страхованием, а также прочими услугами инженерного характера. Учитываются дополнительно услуги судебно-медицинских, психиатрических экспертиз, прочие варианты осуществления экспертиз.

Главным требованием к реализации документации устава для компаний, оказывающих услуги сюрвейера – обязательное добавление в уставе основных видов деятельности, которые напрямую связаны с аналогичными услугами. В настоящий момент обязательное лицензирование данных услуг не закреплено на законодательном уровне. Стандартное штатное расписание предполагает наличие необходимых должностей, руководителей профильных групп. Сюрвейер отвечает за профессиональную экспертную оценку, осуществляет комплексное обеспечение транспортных услуг на всех этапах деятельности.


Должностные обязанности сюрвейеров

Особенность работы и обязанностей сюрвейера заключается в необходимости строго соблюдения регламента оказания услуг, а любые ошибки могут стать причиной привлечения специалиста к ответственности. Разработан традиционный перечень услуг, которые оказывает сюрвейер. К их числу относятся:

  • выявление фактической пригодности транспортных средств и полное соответствие регламенту грузоперевозок при обслуживании разных типов товаров;
  • проведение расследований, связанных со страховыми ситуациями, основных причин плохой сохранности материалов, повреждений в результате перевозки товаров разными типами транспортных средств с последующей оценкой нанесенного ущерба;
  • реализация комплексного осмотра грузов перед осуществлением погрузки и передача необходимой информации касательно перевозки, подготовка и передача необходимых сопроводительных документов;
  • обеспечение контроля за профильными грузовыми операциями, оказание услуг суперкарго, осуществление ключевых планов по погрузке транспортных средств и судов, сюда же относится предоставление рекомендаций по надзору процесса погрузки, укладке и фиксации товаров;
  • поддержание тальманского счета товаров при осуществлении выгрузки и погрузки, обслуживании контейнеров и транспортных единиц;
  • выявление физического состояния и технических особенностей грузов, количества изделий с расчетом нагрузки;
  • при работе с судами сюрвейер выявляет общее количества бункера на корабле, отбор главных проб бункера или груза, осуществление необходимого перечня анализов профильными лабораториями, которые получили предварительные сертификаты;
  • определение текущего состояния процесса закрытия грузовых трюмов, оценка надежности и водонепроницаемости;
  • аудит технического состояния транспортного средства или судна, головных механизмов, корпуса, их фактического соответствия классификационному регламенту перед проведением продажи или процедуры страхования;
  • проведение расследований, связанных с аварийными ситуациями, анализ нанесенного ущерба, комплексный контроль за работами при реализации ремонтных работ;
  • разрешение любых из доступных претензий, связанных с полученными травмами или болезнями участников перевозки грузов.

Как получить профессию сюрвейер в России?

В настоящий момент средние-профессиональные или высшие учебные заведения России не осуществляют подготовку специалистов данного профиля. Чтобы получить такую профессию соискатели должны иметь профильное техническое и/или юридическое образование, также допускается прохождение обучения по специальностям, связанным со сферой логистики и управления транспортным сообщением.

От соискателей требуется значительный опыт работы в транспортных компаниях, понимание основных этапов реализации грузоперевозок, стрессоустойчивость. Сюрвейер грузов должен уметь максимально быстро принимать наиболее эффективные решения, внимательно подходить к каждому вопросу, находить компромиссы в спорных ситуациях.

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».



error: Content is protected !!