Хороша презентация на тему лекарства по химии. Презентация к уроку по химии на тему "лекарства"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель химии высшей категории Муратова Нинель Александровна ГБОУ СОШ №3 Г. Новокуйбышевск

2 слайд

Описание слайда:

Лекарственные вещества (препараты) – соединения, применяемые для лечения или предупреждения заболеваний. Лекарственные средства начали применять еще в глубокой древности. В ту пору люди использовали для лечения болезней растения в разных видах (настойки, отвары и др.), высушенных насекомых, органы животных. С развитием научных знаний из природных источников были получены индивидуальные, достаточно чистые вещества, отличающиеся постоянством действия, поддающиеся определенной дозировки и удобные для употребления.. Так, были получены широко применяемые алкалоиды, гормоны, витамины и др

3 слайд

Описание слайда:

В современной медицине наряду с природными соединениями широко применяют и синтетические лекарственные препараты. Первые синтетические лекарственные вещества появились в последней четверти XIX в. Например, в 1887 г. было получено жаропонижающее средство фенацетин, в 1896 г. – пирамидон, в начале XX в. – веронал и т.д. Химики – органики в содружестве с медиками, микробиологами и фармацевтами создали множество синтетических препаратов, которые не имеют себе подобных среди природных веществ.

4 слайд

Описание слайда:

Сегодня медицина располагает огромных количеством разнообразных лекарственных средств (свыше 12 тыс.) Лекарственные средства обычно классифицируют по характеру действия, оказываемому на организм. Одни препараты обладают противомикробным действием (например, сульфаниламидные препараты: белый стрептоцид, норсульфазол, фталазол, сульфадимезин и др.) и излечивают ангину, воспаление легких, скарлатину и другие инфекционные заболевания.

5 слайд

Описание слайда:

Другие помогают снять боль (аспирин, парацетамол, анальгин). анальгин аспирин парацетамол

6 слайд

Описание слайда:

Существуют лекарства, которые воздействуют на сердце и кровеносные сосуды (нитроглицерин, анаприлин, дибазол). Получены антигистаминные (для лечения аллергических заболеваний), противоопухолевые (для лечения злокачественных новообразований) и психофармакологические (влияющие на психическое состояние человека) препараты.

7 слайд

Описание слайда:

Лекарственные препараты делят так же на причинные и симптоматические. Первые действуют непосредственно на причину болезни и устраняют ее, например акрихин, поражающий возбудителя малярии, или сердечные препараты, возвращающие больной сердечной мышце нормальную силу. Препарат второй группы, не устраняя причину заболевания, уничтожает лишь вызванные им отклонения от нормы. Это, например, аспирин, снижающий температуру, или пирамидон, устраняющий неврологическую боль, и т.п.

8 слайд

Описание слайда:

В связи с тем, что лекарственные препараты независимо от характера их действия чужды и токсичны для организма, очень важно их правильная дозировка. Число лекарственных средств огромно, мы остановимся на часто применяемых в медицинской практике различных сульфамидных препаратов.

9 слайд

Описание слайда:

Выбор препаратов зависит от его фармакологических особенностей, а так же от природы возбудителя и течения заболевания. Существенное значение имеют данные о распределении препаратов по органам и тканям, всасываемости из желудочно-кишечного тракта, путях и скорости выделения из организма.

10 слайд

Описание слайда:

Так, установлено, что стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, этазол и сульфадиметоксин относительно легко всасываются и быстро накапливаются в нужных для проявления бактериостатического действия концентрациях в крови и органах. Поэтому данные препараты применяют для лечения различных инфекционных заболеваний. Другие препараты, такие, как фталазол, фтазин, плохо всасываются, относительно долго находятся в кишечнике в высоких концентрациях, поэтому они применяются главным образом при инфекционных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

11 слайд

Описание слайда:

Всасывание и скорость выведения из организма в значительной мере определяют дозу и частоту приема лекарств. Так, сульфамидные препараты, задерживающиеся в организме в течение длительного периода времени, например сульфадиметоксин, достаточно применять лишь один раз в день. От химических свойств действующего вещества зависит и время приема лекарственного препарата: до или после еды.

12 слайд

Описание слайда:

В практике лечения различных заболеваний обнаружилось явление привыкания (приспособления) микроорганизмов к тому или иному препарату. Постепенно появляются новые поколения микроорганизмов, на которые привычное лекарство уже не действует, и болезнь все труднее поддается лечению. Поэтому одно из направлений развития химико-фармацевтической промышленности – обновление лекарственных препаратов.

13 слайд

Описание слайда:

Фрагмент папируса Эберса, в котором содержится 877 рецептов лекарств Лекарства как химические вещества, способные купировать всевозможные патологические состояния организма, приобретают все большее значение в жизни общества. Сейчас известно уже более 12 тысяч таких препаратов. Уже в глубокой древности люди пытались спасти свою жизнь, используя различные природные лекарственные вещества. Чаще всего это были растительные экстракты, но применялись и препараты, которые получали из сырого мяса, дрожжей и отходов животных. Первые ученые инстинктивно чувствовали, что во многих живых организмах находятся вещества, которые могут помочь в борьбе с болезнями, но лишь по мере развития химии люди убедились, что лечебный эффект таких веществ заключается в избирательном воздействии на организм определенных химических соединений. Прошло еще какое-то время, и такие соединения стали получать в лабораториях путем синтеза.

14 слайд

Описание слайда:

Пауль Эрлих (1854-1915), немецкий бактериолог и химик, считается основателем современной химиотерапии. В 1891 г. он разработал теорию применения химических соединений для борьбы с инфекционными заболеваниями.

15 слайд

Описание слайда:

Рецептурные и безрецептурные лекарственные средства В мировой практике существует понятие «безрецептурные» и «рецептурные» лекарственные средства. Последние предполагают бо́льшую потенциальную опасность применения без рецепта врача. Идет постоянная борьба между «фармацевтическим» и «врачебным» лобби (соответственно, за расширение 1-й или 2-й группы препаратов и соответствующего бизнеса). Государственное регулирование призвано учесть интересы населения (дилемма «доступность» и/или «безопасность» лекарственных средств), - без перекоса в сторону интересов фармацевтического или врачебного бизнеса.

16 слайд

Описание слайда:

Фальсификация лекарств, контрафактные лекарства Фармацевтический бизнес считается третьим по прибыльности, после торговли оружием и наркотиками. Это привлекает к нему недобросовестных предпринимателей. В России до 1991 года проблема фальсификации лекарств практически отсутствовала. После развала СССР, вызванного этим уменьшения производства собственных препаратов и резким увеличением импорта, проблема стала актуальной. Примерно десятая часть всех лекарств, продаваемых на мировом рынке, - фальшивые или контрафактные. 1998 г. Зарегистрирован первый официальный случай обнаружения поддельного ЛС в России Следует различать фальсификацию лекарственного средства и контрафактные лекарства.

18 слайд

Описание слайда:

Фальсификат Фальсификат - это сознательное изменение рецептуры производства лекарственного средства. Замена дорогих компонентов более дешевыми, или снижение содержания (а в самом худшем случае и вовсе отсутствие) необходимого компонента лекарства. Например замена более дорогого цефазолина более дешевым (и менее эффективным) пенициллином. Кроме того возможны и другие нарушения при производстве: нарушение времени и последовательности технологического процесса, занижение степени очистки, некачественные упаковочные материалы и др. Контрафакт Контрафактные лекарственные средства это лекарства выпускаемые без разрешения патентодержателя - фирмы разработчика.

19 слайд

Описание слайда:

Незаконный оборот наркотических средств Наркотические вещества подлежат более строгим правилам обращения, нежели остальные лекарственные средства. Тем не менее, из-за повышенного спроса на них, возникают ситуации, в которых должностные лица пренебрегают надлежащим выполнением служебных обязанностей. Оборотной стороной ужесточения требований к обороту наркотических средств, является неоправданно сложное получение лицами, имеющим прямые показания к применению (онкозаболевания и др.).

Слайд 1

Разработка урока по химии в 10 классе по теме «Лекарства и здоровье человека »
Автор: Кравцова Екатерина Сергеевна учитель химии МБОУ « Ломовская СОШ» Корочанский район Белгородская область 2015 год

Слайд 2

Девиз урока: Мы тайны многие сумеем разгадать И многое осмыслить и понять. Добытое нам в жизни пригодится, Как интересно все- таки учиться!

Слайд 3

Слайд 4

Тема, цели и задачи урока.
Самое ценное, что есть у человека-это его здоровье. По- настоящему счастливым может быть лишь здоровый человек, хотя зачастую он этого не понимает. К сожалению, наш организм подвержен болезням, и мы время от времени вынуждены пользоваться лекарствами. Сегодняшний урок посвящен изучению лекарств. Запишите тему урока « Лекарства и здоровье человека». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с понятием «лекарства», с классификацией лекарственных средств, с их формами, узнаем, как правильно принимать лекарства, чтобы не навредить себе. Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь.

Слайд 5

Здоровье – это привилегия мудрых!
Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное". Эсхил
Возьмите для себя нужную информацию о лекарствах!

Слайд 6

Что же такое лекарства?
Ответить на этот вопрос несложно. Лекарства –вещества, помогающие бороться с болезнями. Но вот, что интересно, в любой болезни есть симптомы: повышенная температура, жар, головная боль, например, и тогда мы воспользуемся жаропонижающими и болеутоляющими препаратами. Причиной данных симптомов может быть какое-то воспаление и нам придется воспользоваться противовоспалительными лекарствами. Поэтому одни лекарства лечат симптомы, а другие –устраняют причину болезни. Лекарства - это группа веществ, различных по своей форме, действию и динамике, направленных на устранение признаков заболевания.

Слайд 7

Какие бывают лекарства и почему они лечат? Запишите в тетрадь определение понятия « лекарства» и группы лекарств.
В медицинской практике лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы. Например: Снотворные и успокаивающие(седативные); Сердечно – сосудистые; Анальгезирующие (болеутоляющие),жаропонижающие и противовоспалительные; Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.); Местно-анестезирующие; Антисептические; Диуретические; Гормоны; Витамины

Слайд 8

Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией.
В далеком прошлом древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье»имели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства называли «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм Лекарственных препаратов очень много. В каком виде выпускаются лекарства? (Твердые, жидкие). Различают следующие формы лекарств. Запишите в тетрадь формы и примеры лекарств.

Слайд 9

Лекарственные формы
Жидкие Твердые Мягкие
растворы настои отвары настойки спиртовые экстракты микстуры эмульсии суспензии аэрозоли таблетки порошки гранулы драже пилюли капсулы травяные сборы мази пасты свечи гели

Слайд 10

Природа заболеваний
Грипп – это острое инфекционное вирусное заболевание, с коротким инкубационным периодом.

Слайд 11

Ангина?!

Слайд 12

В чем отличие гриппа от ангины?
Грипп – это вирусное заболевание, ангина – бактериальное. Природа заболеваний разная. Бактериальные заболевания лечат антибиотиками. Что такое антибиотики? Запишите ответ в тетрадь. Продукты жизнедеятельности (или их синтетические аналоги) живых клеток(бактериальных, грибковых и др.) ,избирательно подавляющих функционирование других клеток (микроорганизмов, опухолевых и др.). Вирусные болезни антибиотиками не лечат. Для их лечения используют противовирусные препараты.

Слайд 13

Открытие А.Флемингом в 1928 г. Пенициллина – группы антибиотиков грибка Penicillium стало триумфом учения об антибиозе – явлении антагонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий подавляют жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ – антибиотиков.
Медицина XX века

Слайд 14

Это надо знать
Все лекарства имеют побочные действия, принимайте лекарства только по назначению врача. Внимательно читайте инструкцию к лекарственному средству. Лекарства принимаются в определенное врачом или инструкцией время. Нельзя лекарства запивать чаем, компотом, минералкой и т.п. Запивайте лекарства только водой.

Слайд 15

Путешествие в аптечку.
Каждому человеку в процессе жизни приходится открывать аптечку и использовать, такие известные лекарства, как спиртовый раствор иода и «зеленку». Вы уверены в том, что правильно их используете? Проверим?!

Слайд 16

Узнайте, когда надо применять йод
Может показаться, что эти препараты отличаются только цветом, но это Большое заблуждение. И то, и другое - антисептики. Йод подсушивает обрабатываемые ткани, и при чрезмерном употреблении запросто может их сжечь. Поэтому йод употребляют для обработки царапин, а также кожи вокруг ран для дезинфекции, и в тех случаях, когда необходимо подсушить кожу. Кроме того, йод применяют всегда, когда необходимо стимулировать приток крови к мягким тканям - в первую очередь, в случае различных ушибов и растяжений. С этой целью на поверхность неповреждённой кожи наносится так называемая йодная сетка - полагаю, вы знаете такое.

Слайд 17

Когда используют зеленку?
Зелёнка - также антисептик, но более слабый и мягкий, зато она слегка стимулируетзаживление ран и не сушит кожу. Следует употреблять именно зелёнку, а не йод, при обработке заметных поверхностей (размером с пятирублевую монету и выше), а также чувствительной кожи (например у младенцев).Зеленка предупреждает гниение ран.

Слайд 18

А теперь вам предлагается задача
Больному после перелома врач назначил препарат кальция и предложил на выбор три препарата: глюконат2Ca * H2O, лактат 2Ca * 5H2O и глицерофосфат кальция СaP3OC3H5(OH)2* 2H2O (какой из них будет в продаже). В аптеке сказали, что в наличии есть все три, и стоят они одинаково. Надо помочь пациенту выбрать нужное лекарство.

Слайд 19

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________. Слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическое, неверном, химические соединения, ядом, врача

Слайд 22

Заключение.
"Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства и лекарств". Д. Леббок "Здоровье так же заразительно, как и болезнь". Р.Роллан Будьте здоровы!

Слайд 23

Литература
1.Рудзитис Г.Е. Химия.Органическая химия.10класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-13-е изд.-М. : Просвещение,2009.-192с.:ил.- ISBN 978-5-09-020531-3 2. . Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.:Методическое пособие [Текст]/ О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2009. – 265с.: ил. 3..http://900igr.net/kartinki/meditsina/Lekarstva/Lekarstva.html

1 слайд

2 слайд

Лекарственные препараты – это соединения, применяемые для лечения и предупреждения заболеваний. Например: нитроглицерин аспирин салол глутаминовая кислота анестезин новокаин n-аминосалициловая кислота

3 слайд

Из истории Лекарственные вещества известны с очень древних времен. Например, в Древней Руси мужской папоротник, мак и другие растения употреблялись как лекарства. И до сих пор в качестве лекарственных средств используются 25-30% различных отваров, настоек и экстрактов растительных и животных организмов. В последнее время биология, медицинская наука и практика все чаще используют достижения современной химии. Огромное количество лекарственных соединений поставляют химики, и за последние годы в области химии лекарств достигнуты новые успехи.

4 слайд

Из истории Для лечения использовали растения в разных видах (отвары, настойки), высушенных насекомых, органы животных.

5 слайд

С развитием научных знаний из природных источников были получены индивидуальные, чистые вещества. Например, так были получены алкалоиды, гормоны, витамины и т.д.

6 слайд

Лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы: неорганические и органические. Те и другие получаются из природного сырья и синтетически. Сырьем для получения неорганических препаратов являются горные породы, руды, газы, вода озер и морей, отходы химических производств. Сырьем для синтеза органических лекарственных препаратов служат природный газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина. Нефть и газ являются ценным источником сырья для синтеза углеводородов, являющихся полупродуктами при производстве органических веществ и лекарственных препаратов. Полученные из нефти вазелин, вазелиновое масло, парафин применяются в медицинской практике.

7 слайд

Синтетические лекарственные препараты 1887 г. – фенацетин 1896 г. – пирамидон 20 в. – веронал Появились в 19 в.

8 слайд

Современные лекарственные средства по характеру действия, оказываемому на организм Противомикробные Излечивают: ангину воспаление легких скарлатину и др.инфекционные заболевания Болеутоляющие (аспирин, парацетамол, анальгин) Воздействующие на сердце и кровеносные сосуды (нитроглицерин, анаприлин, дибазол) Антигистаминные (супрастин, димедрол; лечение аллергических заболеваний) Противоопухолевые (дактиномицин, митомицин) Психофармокологические (клозапин, дикарбин, тиоридазин)

9 слайд

Противомикробные препараты Фурацилин Показания: гнойные раны; ожоги II–III ст.; конъюнктивит; фурункулы наружного слухового прохода; остеомиелит; острый наружный и средний отит; стоматит; гингивит; мелкие повреждения кожи (в т.ч. ссадины, царапины, трещины, порезы)

10 слайд

Болеутоляющие препараты Анальгин Показания: головная боль; зубная боль; невралгия; послеоперационная боль; лихорадочные состояния при инфекционно-воспалительных заболеваниях. Показания: болевой синдром различной локализации (суставные, мышечные, головная, зубная боли); лихорадочные состояния. Аспирин

11 слайд

Воздействующие на сердце и кровеносные сосуды Нитроглицерин Дибазол Показания: Приступы стенокардии Показания: Артериальная гипертензия, спазм артерий спазм гладкой мускулатуры внутренних органов (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечная колика) заболевания нервной системы

12 слайд

Антигистаминные препараты Показания: крапивница; сывороточная болезнь; аллергический ринит; конъюнктивит; контактный дерматит; кожный зуд; острая и хроническая экзема; атопический дерматит; пищевая и лекарственная аллергия; аллергические реакции на укусы насекомых. Супрастин Показания: Аллергические заболевания; аллергодерматозы; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; Бессонница; морская болезнь; лучевая болезнь; Димедрол

13 слайд

Противоопухолевые препараты Митомицин Показания: Рак желудка, рак поджелудочной железы, рак пищевода, рак печени, рак желчных протоков, рак толстой и прямой кишки, злокачественные опухоли головы и шеи,

14 слайд

Психофармакологические препараты Дикарбин Показания: Шизофрения, алкогольный психоз, абстинентный синдром Показания: бессонница, Тревожные состояния, неврозы, депрессии, психопатии у возбужденных больных, агрессивность, дисфория. Клозапин

15 слайд

Лекарственные препараты Причинные (действуют непосредственно на болезнь, устраняя её) акрихин (поражает возбудителя малярии) сердечные препараты (возвращают больной сердечной мышце нормальную силу) Симптоматические (не устраняя заболевание, уничтожают лишь вызванные им отклонения от нормы) аспирин (снижает t) пирамидон (устраняет невралгическую боль)

16 слайд

Снотворные Вещества, вызывающие сон, относятся к разным классам, но наиболее известны производные барбитуровой кислоты. Ее производные называются барбитуратами. Все барбитураты угнетают нервную систему. Амитал обладает широким спектром успокоительного воздействия. У некоторых пациентов этот препарат снимает торможение, связанное с мучительными, глубоко спрятанными воспоминаниями. Организм человека привыкает к барбитуратам при частом их употреблении как успокаивающих и снотворных средств, поэтому люди пользующиеся барбитуратами, обнаруживают, что им нужны все большие дозы. В качестве успокаивающего и снотворного средства широко используется димедрол. Он не является барбитуратом, а относится к простым эфирам.

17 слайд

Сульфамидные препараты Стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, этазол, сульфадиметоксин - легко всасываются, быстро накапливаются в нужных концентрациях в крови, применяются при лечении инфекционных заболеваний. Фталазол, фтазин - трудно всасываются, долго находятся в кишечнике в высоких концентрациях, применяются при инфекционных заболеваниях Ж-К тракта

18 слайд

Сульфамидные препараты Всасывание и скорость выведения из организма определяют дозу и частоту приема лекарств. Сульфамидные препараты, задерживающиеся в организме долгое время, достаточно применять один раз в день. От химических свойств вещества зависит и время приема лекарства: до или после еды. В практике лечения заболеваний обнаружилось явление привыкания микроорганизмов к препарату, т.е. привычные лекарства уже не действуют, а болезнь труднее поддается лечению, поэтому требуется обновлять лекарственные препараты.

19 слайд

1. Нужно строго следовать инструкции. Особенно это касается соотношения приема лекарств и еды. От строгого соблюдения данного требования будет зависеть не только эффективность лечения, но и состояние пищеварительной и выделительной систем. Ведь лекарств, которые необходимо принимать натощак, практически не существует. 2. Не допускается самолечение. Большинство больных считает себя самым лучшим врачом. А естественно, и лечатся сами, принимая лекарства по рекомендации знакомых. Правила приема лекарственных препаратов

20 слайд

3. Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Известно, что концентрация лекарственных препаратов в крови наибольшая после приема препарата, потом, с каждым часом она постепенно снижается. Если устраивать большие промежутки между приемами лекарств, то наступит такой период, когда в крови концентрация лекарства будет очень низкая. Поэтому их нужно принимать 2, 4, 6 раз в сутки, а промежутки между приемами должны быть равномерными. Правила приема лекарственных препаратов

21 слайд

4. В какое время суток лучше всего принимать лекарства? Боль сильнее всего чувствуется ночью, поэтому обезболивающие препараты очень важно принимать вечером. Сосудорасширяющие препараты целесообразно принимать утром. Ведь в этот период опасность инфаркта миокарда достигает пика. А вот вечером, дозы этих лекарств можно уменьшить без последствий для здоровья. Противоревматические препараты также необходимо принимать вечером. Это уменьшить боль в суставах и улучшит их подвижность после сна. Также вечером, но поздним, надо принимать противоаллергические лекарства, так как именно ночью в организме вырабатывается наименьшее количество гормона, который тормозит аллергические реакции. Учитывая, что желудочные соки очень агрессивные в ночное время, то лекарства против язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки наиболее целесообразно принимать в больших дозах незадолго до сна. Несколько правил приема лекарственных препаратов

23 слайд

6. Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно. Даже самые безвредные для организма лекарства при залповом приеме, т. е. одновременным приемом нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Значит, прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 30 минут. Правила приема лекарственных препаратов

24 слайд

7. Употребляя таблетированные препараты, необходимо их разжевывать. Исключение из этого правила составляют таблетированные и порошковые лекарства, что находятся в желатиновых капсулах, оболочках, облатках, назначение которых защитить от раздражения пищеварительный тракт. Остальные таблетки, даже если они очень горькие, рекомендуется разжевывать, тогда они начнут всасываться еще во рту и продолжат быстро всасываться в желудке, не потеряв своих лечебных свойств, что позволить быстрее достичь терапевтического эффекта. Правила приема лекарственных препаратов

25 слайд

8. Лекарства необходимо обязательно запивать. Даже миниатюрные таблетки нужно запивать, поскольку высокая концентрация действующего вещества может нанести вред желудку. Лучше всего запивать лекарства теплой кипяченой водой. Не допускается запивать соками, газированной водой, молоком (если только это не предусмотрено инструкцией), кефиром и т. д. Ведь в молоке и кефире, даже обезжиренных, присутствует жир, который обволакивают таблетки, не позволяя полностью и без задержки всасываться. Правила приема лекарственных препаратов

27 слайд

10. В связи с тем, что лекарственные препараты чужды и токсичны для организма, очень важна их правильная дозировка! Правила приема лекарственных препаратов

Урок по теме «Лекарства»

Цель урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

Познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, вода, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, глюконат сальция, фенюльс, феррум Лек

Ход урока:

    Орг.момент .

    Изложение нового материала

Я хотела бы на наш урок пригласить змею, так как вы думаете, что она символизирует? (Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д.)

Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.

Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:

Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф

Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез

Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф

Чайковский 1840-1893 (53года) - холера

Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Учитель : Перед вами различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия – змея, болезнь, таблетки.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Учащиес я называют тему урока?

Сформулируйте цели нашего урока.

Отметьте – знал, узнал, хочу узнать.

В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.

Учитель : Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства – аптека, фармацевт, провизор, рецепт, лекарство, врач.

Мы все сегодня находимся в аптеки, и вы все являетесь провизорами. А кто они такие?

Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике;

Лекарства (лекарственные средства) - это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.

Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению

Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно глотать, вдыхать, вводить посредством инъекций, они впитываются через кожу, закапываются в глаза

Для чего применяют лекарства?

Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.

-- Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).

Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον - «лекарство», «яд» и λόγος - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.

Учитель : Для того чтобы быть провизором, нужно знать история фармакологии и лекарственных препаратов. Для этого вы будите работать в группах. Работа с учебником и дополнительной литературой по вопросам:

1 группа – Заслуги Гиппократа

Иатрохимия Авицена

Развитие медицины в России

2 группа - Дэви и веселящий газ

Открытие пенициллина.

Вывод:

Учитель: Мы узнали историю фармакологии. Скажите, какие лекарственные препараты выпускаются во всем мире.

Слайд № Лекарственные формы

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

2. Настои.

3. Отвары.

4. Настойки.

5. Микстуры.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Таблетки.

5. Пилюли.

6. Капсулы.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие. Вот это мы сейчас с вами и определим.

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты .

    Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

    Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

    Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

Лабораторный опыт 2:

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария,

Пояснения: Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - FeSO 4 .

Учитель: изучив химический состав лекарственных препаратов, к какому выводу вы пришли? Лекарства может быть как лекарственным препаратом, так и ядом в большом количестве.

    VI . Обобщение знаний

Давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы

(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания )

6. Подведение итогов урока

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»

Мне открылось в результате урока:

- Три самых важных имени –

- Три самых важных события –

- Урок навёл меня на размышления-

--оценки за урок

VIII. Рефлексия

IХ. Домашнее задание параграф параграф 20, стр 155

Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.

Маршрутный лист

1 группа – Заслуги Гиппократа

Аптекарская наука Клавдия Галена

Иатрохимия Авицена

– Основы медицинской химии Парацельса

Развитие медицины в России

Лабораторный практикум.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

Вывод .

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали , что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек и фенюльс (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл). Разделить смесь на 2 пробирки.

1. Проведите качественные реакции.

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра

3. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

    Опыты с раствором иода Получение иодоформа.

2NaOH + I 2 = NaI + NaIO + H 2 O;

CH 3 -CH 2 -OH + NaIO = CH 3 -CHO + NaI + H 2 O;

CH 3 -CHO + 3I 2 + 3NaOH = I 3 -CHO + 3NaI = 3H 2 O;

I 3 -CHO + NaOH = CHI 3 ↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа.

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Маршрутный лист

Работа группы 2 группа

Дэви и веселящий газ

Открытия Луи Пастера и Пауля Эрлиха, ставших нобелевскими лауреатами.

Открытие пенициллина.

Вывод: Какой вклад внесли выдающиеся деятели каждого исторического периода?

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается? Вывод : результат данного опыта показывает, что среди выбранных для исследования лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, аспирин российского производства малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к стенкам желудка, что может вызвать эрозивно-язвенные поражения и желудочно-кишечные кровотечения.

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали, что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

    Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?

В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).

1. Проведите качественные реакции. В две пробирки налить данного раствора и добавить + Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра.

2. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

3. Опыты с раствором иода

Получение иодоформа.

В пробирку наливают 1 мл спиртового раствора иода и приливают к нему 2 М (8%) раствор NаОН до обесцвечивания. Выпадают характерные светло-желтые кристаллы иодоформа:

2NaOH + I2 = NaI + NaIO + H2O;

CH3-CH2-OH + NaIO = CH3-CHO + NaI + H2O;

CH3-CHO + 3I2 + 3NaOH = I3-CHO + 3NaI = 3H2O;

I3-CHO + NaOH = CHI3↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Анализ урока

Данный урок разработан в соответствие программой О.С.Габриеляна, проводится в 10 классе. Комбинированный метод обучения (словесно-наглядный) с использованием проблемного изложения и информационных технологий, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности и творчеству, прививает интерес к предмету. На уроке представлена технология проблемного и критического мышления, которая рассматривается в педагогике как наиболее успешная. А использование в учебном процессе практических работ и заданий исследовательского характера способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Прикладная направленность создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни и грамотно обращаться с лекарственными препаратами.

По типу - урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Цель урока:

Дидактическая:

Изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

Дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

Выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

Выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

Воспитательная:

Показать практическое значение лекарственных препаратов;

Показать результаты работы медицинской химии как науки.

Данный урок способствует формированию учебно-познавательных компетенций.

Групповая форма организации учебной деятельности на уроке исключительно эффективна при проведении практических работ, а также она способствует формированию коммуникативной компетенции.

Фронтальная форма организации способствует установлению особенно доверительных отношений, позволяет учить рассуждать и находить ошибки, активизировать деятельность учащихся.

Практическая работа используется как средство контроля сформированности практических умений и навыков.

СодержаниеПомощь химии
В наши дни
Успехи
Фармацевтика
Типы лекарств
неорганические препараты
органические препараты
Классификация
Фармакологическая
Химическая
Основная литература

Помощь химии

Химия с давних времен вторглась в жизнь человека и
продолжает оказывать ему разностороннюю помощь
и сейчас. Особенно важна органическая химия,
рассматривающая органические соединения –
предельные, не предельные циклические,
ароматические и гетероциклические. Так, на основе
непредельных соединений получают важные виды
пластмасс, химические волокна, синтетические
каучуки, соединения с небольшим молекулярным
весом – этиловый спирт, уксусную кислоту, глицерин,
ацетон и другие, многие из которых находят
применение в медицине.

В наши дни

В наши дни химики синтезируют
большое количество лекарственных
препаратов. Поданным международной
статистики, химики должны
синтезировать и подвергнуть
тщательным испытаниям от 5 до 10
тысяч химических соединений, чтобы
отобрать один лекарственный
препарат, эффективный против той или
иной болезни.

успехи

Огромное количество лекарственных
соединений поставляют химики, и за
последние годы в области химии лекарств
достигнуты новые успехи. Медицина
обогащается все большим количеством
новых лекарственных препаратов, вводятся
более совершенные методы их анализа,
позволяющие достаточно точно определить
качество (подлинность) лекарств,
содержание в них допустимых и
недопустимых примесей.

Фармацевтика

Фармацевтическая промышленность является сравнительно
молодой отраслью производства. Еще в середине 19 столетия
производство лекарственных средств вмире было
сосредоточено в разобщенных аптеках, в которых провизоры
изготовляли препараты по только им известным рецептам,
передававшимся по наследству. Большую роль в то время
играли средства неродной медицины.
Фармацевтическое производство развивалось неравномерно и
зависело от ряда обстоятельств. Так, работы Луи Пастера в 60х годах 19 века послужили основой для производства вакцин,
сывороток. Освоение промышленного синтеза красителей в
Германии в последней четверти 19 века привело к производству
лекарств фенацетина и антипирина.

Типы лекарств

Все лекарственные вещества могут
быть разделены на две большие
группы: не органические и
органические. Те и другие получаются
из природного сырья и синтетически.

неорганические препараты

Сырьем для получения неорганических
препаратов являются горные породы,
руды, газы, вода озер и морей, отходы
химических производств.

органические препараты

Сырьем для синтеза органических
лекарственных препаратов служат
природный газ, нефть, каменный уголь,
сланцы и древесина. Нефть и газ являются
ценным источником сырья для синтеза
углеводородов, являющихся полупродуктами
при производстве органических веществ и
лекарственных препаратов. Полученные из
нефти вазелин, вазелиновое масло, парафин
применяются в медицинской практике.

Классификация

Лекарственные вещества разделяют по
двум классификациям:
фармакологическая и химическая.

Фармакологическая

Согласно этой классификации,
лекарственные вещества делятся на группы
в зависимости от их действия на системы и
органы. Например: 1. снотворные и
успокаивающие(седативные); 2. сердечно –
сосудистые; 3. анальгезирующие
(болеутоляющие),жаропонижающие и
противовоспалительные; 4.
противомикробные (антибиотики, сульфа-ни
ламидные препараты и др.);5. местноанестезирующие; 6. антисептические; 7.
диуретические; 8. гормоны;9. витамины и др.

химическая

В основу химической классификации
положено химическое строение и свойства
веществ, причем в каждой химической группе
могут быть вещества с различной
физиологической активностью. По этой
классификации лекарственные вещества
подразделяются на неорганические и
органические. Неорганические вещества
рассматриваются по группам элементов
периодической системы Д. И. Менделеева и
основным классам неорганических веществ
(оксиды, кислоты, основания, соли).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ю.А.Овчинников. Биоорганическая химия.
М.:Просвещение,1987
2. А.М.Радецкий. Органическая химия и
медицина.//Химия в школе(1995),N3:4043
3. Ю.А.Овчинников. Химия жизни (Избранные труды).
М.:Наука,1990
4. К.А.Макаров. Химия и медицина.
М.:Просвещение,1981
5. В.Ф.Крамаренко. Токсикологическая химия. Киев:
Вища школа,1989
6. А.Е.Браунштейн. На стыке химии и биологии.
М.:Наука,1987
7. Г.Б.Шульпин. Химия для всех. М.:Знание,1987

error: Content is protected !!