Проблемы формирования закономерностей в социальной работе. Исторические этапы становления социальной работы

Важный компонент СР – это закономерности. Закономерности СР являются формой концентрации знаний предмета и занимают одно из центральных мест в структуре науки. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в СР. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений.

Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерностей.

Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и развитием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства.

Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, которые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоятельность объектами.

Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы.

Закономерности второй группы формируют характер взаимодействия субъекта и объекта СР, связи между ними, способность обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относятся целостность воздействия субъекта на объект; реализация общих интересов через особые; соответствие носителей и выразителей интересов объекта СР. Второй подход к выделению закономерностей более обоснованный. Но пока говорить о системе закоомерностей пока рано.

Основания для классификации закономерностей:

– клиент СР, например, закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (на уровне индивида, группы, общества);

– механизмы воздействия среды обитания на клиента СР, например, закономерности формирования социально-педагогического воздействия общины на индивида;

– характер взаимодействия общества и личности, например, закономерности формирования и потребления социальных услуг.

Закономерности СР тесно переплетаются с общесоциологическими и общепсихологическими.

Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в определении законов социальной работы. Российский исследователь в области теории социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследования этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существенные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осу-ществления и развития социальной работы:


закон социальной интегрированности процесса и результатов социальной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами – субъектами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение социального благополучия, как на желаемый результат;

закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной работы и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществляются;

закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития;

закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отражающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвязанных участников.

Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной работы и приводит исследователей к определению ее содержания.

Под влиянием научных достижений в области социальной медицины в Европе и в Америке отрывались колледжи по подготовке социальных педагогов, социальных юристов, социальных медиков. В США эту профессию стали называть социальной работой, в странах западной Европы - социальной медициной . Таким образом, повсеместно создавалась инфраструктура медико-социальной помощи населению, к середине XX в. завершилось становление медико-социальной работы.

Проведенный анализ литературных источников по теме позволяет выделить основные исторические этапы становления медико-социальной работы:

I этап - помощь старикам, детям и немощным в первобытном обществе (от 1 млн. лет назад - до X-V тыс. до н.э.);

II этап - формирование социальной структуры в государствах Древнего мира (от IV тыс. до н.э. - до V в. н.э.);

III этап - филантропическая, благотворительная, монастырско-милосердная помощь в период средневековья (от V-X вв. - XI-XV вв.);

IV этап - создание системы медико-социальной помощи населению в период технического и промышленного прогресса (от XVII в. -- до XVIII-XX вв.);

V этап - развитие медико-социального института в современном обществе (XX в. - н.в.).

Во всех странах мира сформированы системы государственной помощи населению, состоящие из социального законодательства; специальных медико-социальных органов и учреждений; учебных заведений по подготовке специалистов по оказанию медико-социальной помощи.

Классификация закономерностей социальной работы

Основные закономерности социальной работы:

Взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

Решение социальных проблем через личностные потребности интересы клиентов;

Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Закономерности социальной работы можно разделить и на:

Объективные закономерности - присущие социальной работе как процессу и отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями. В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.

Субъективные закономерности - проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).

В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы -- одна из основных задач современных ученых и исследователей.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1) социальная работа -- специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохра нению и реабилитации социального здоровья;

2) формирование индивида происходит по "социальной программе" -- под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.

В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1) Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

Принцип «среда -- личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

Принцип «личность -- среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

Принцип «здесь и теперь» -- общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

Принцип «я и другие» -- принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2) Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коввотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М.Блума о компонентах научной теории, научные релевантные практике социальной работы концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и не противоречивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

* концептов;

*классификации;

* нормативных моделей;

* принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления. Это можно показать на нескольких примерах.

Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом выступает «ситуация». Спектр ее проявлений достаточно широк от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, что дает возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К.Левина можно представить поведение в качестве, функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется, через персональное развитие. Однако принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и определенной гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких, как сообщество, семейные и референтные группы и т.п., которые входят в систему классификации данной теории.

Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях, Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности. Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность -- окружающая среда», представляющий собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что этот принцип заимствован из теории кибернетики и дополнительность рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьей, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство -- сообщество», данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учетом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3)Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

* Клиент всему начало.

* Начало контакта с клиентом -- начало лечения.

* Продвигаться вместе с клиентом и т.д.

4) Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки « человека-нуждающегося ». С другой стороны, принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов, имеют принципы относящиеся к их сфере компетенции. Среди них:

* содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;

* предотвращение физических и умственных болезней;

* содействие в усилении физического и психосоциального функционирования; -

* внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

* принцип компетентности;

* принцип моральной ответственности перед клиентом;

* принцип моральной ответственности перед обществом;

* принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Понятие социальных процессов в ключе социальной работы

Замечание 1

Социальные процессы предполагают взаимодействие большого количества людей и групп, которые имеют разные цели, стремления, интересы, ценности, взгляды, мотивацию и т.д. Все эти особенности являются индивидуальными, полностью учесть их невозможно. Поэтому существует определение только общего, осевого направления развития социального процесса. Это направление рассматривается обобщенным, закономерным. Система социума является сложным механизмом, структурой самых разнообразных элементов, таких как отдельно взятые индивиды , группы, институты, общественные организации – все эти элементы обладают набором индивидуальных особенностей, отличающих их друг от друга.

Социальные системы могут рассматриваться в трех аспектах. Это определенное количество индивидов, цепочка или иерархия позиций в обществе, совокупность ценностей, устоев и норм, принятых в том или ином социуме. Социальная система – это явление, которое связано со всеми сферами социума:

  • духовной,
  • экономической,
  • политической.

Поэтому определенные элементы могут входить в структуру разных подсистем, в зависимости от обстоятельств.

Система предоставления социальных услуг – это объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов (органов, учреждений, мероприятий, программ) и ресурсов, выделенных из среды на время с целью улучшения жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Управленческая деятельность может характеризоваться как атрибут системы, находящейся на определенном уровне развития. Основными инструментами, с помощью которых центральные или местные органы государственного управления оказывают влияние на формирование системы предоставления социальных услуг, является нормативно-правовые, экономические, финансовые, социально-психологические, организационно-технические.

Каждое учреждение социального обслуживания является подсистемой системы предоставления социальных услуг и состоит, в свою очередь, из таких элементов, как обслуживающий персонал, потребители социальных услуг, потенциальные потребители (потенциально нуждаются в социальных услугах), методы оказания услуг, содержание услуг и др. При этом система предоставления социальных услуг является подсистемой социальной защиты населения.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг предусматривает систему организаций (учреждений, заведений, предприятий и т.д.) различных форм собственности и подчинения, а также физических лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и не способны самостоятельно удовлетворять свои потребности без посторонней помощи.

Формулирование закономерностей социальной работы

Среди задач теории социальной работы одним из наиболее важных является выявление и формулировка закономерностей. При этом закономерности рассматриваются как повторяющиеся существенные связи, которые определяют качество результата общественной работы как в целом, так и с населением в частности.

Важно также помнить, что закономерности, описанные в теории, отличаются от тех, что встречаются на практике в реальной жизни. Чаще всего это различие в содержании, объеме и форме фиксации. Это значит, что реальные закономерности, в отличие от описанных в науке теорий, практически не существуют сами по себе. Они рассматриваются в комплексе с другими сторонами и аспектами реальной жизни в социуме, и проявляются только совместно, подобно шестерням механизма, не работающим по отдельности.

Замечание 2

В теории же дело обстоит иначе. Рассматривая социальные закономерности теоретически, мы можем вычленить отдельную закономерность из «механизма» благодаря способности человеческого мышления абстрагироваться, сосредотачивать внимание только на ключевых аспектах. Таким образом, в теории мы можем рассмотреть закономерность в чистом виде, без влияния других, сопутствующих процессов. Именно поэтому, говоря о закономерности теории социальной работы, мы можем предоставить идеальную модель, т.е. четко расписанные тенденции развития и функционирования предмета изучения.

Закономерности социальной работы, описываемые в науке, могут видоизменяться, трансформироваться под влиянием разных реальных процессов.
Например, чтобы рассмотреть основную закономерность, мы можем выделить взаимосвязь социальных процессов, общественной политики государства и особенностей социальной работы, выполняемой гражданами. То, что население выполняет определенную социальную работу в качестве профессиональной деятельности, говорит о том, что соцполитика направлена не только на большие группы, классы, прослойки общества, но и на помощь ячейкам общества, т.е. семьям, а также отдельным индивидам, которые в силу различных жизненных обстоятельств остро нуждаются в оказании поддержки. Также из этого можно сделать вывод, что цели развития общества напрямую связаны с уровнем развития социальной работы. Иными словами, это значит, что развитие общества зависит от качества выполняемой населением социальной работы.

Исследователи выделяют несколько основных методов определения и классификации закономерностей социальной работы. В отдельных научно-методических источниках различают:

  1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы, содержание которых определяется тем, что эта работа рассматривается как специфический вид деятельности организаций и должностных лиц.
  2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности, которые формируют характер взаимодействий субъекта и объекта социальной работы.

Выводы

Таким образом, система социальных процессов предстает перед нами как сложный многоуровневый механизм, все элементы которого имеют тесную взаимосвязь и практически не существуют по отдельности. Все социальные процессы основаны на деятельности членов общества и социальных групп. Именно действия каждого отдельно взятого индивида формируют общественные процессы.

Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной работы, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффективности работы.

В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы

Результативность решения проблем обеспечения социальной защищенности групп населения во многом определяется уровнем развития социальных служб, научно грамотным содержанием работы, учетом мотивов, желаний людей, в связи с чем следует выделить и такие закономерности:

1. Формирование индивида происходит под воздействием среды. 2. Потребности детерминированы обществом, культурными, национальными особенностями, городской или сельской спецификой. В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия. 2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента. 3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары). 4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта. 5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

2.5. Принципы социальной работы.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект. Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы: - социально-политические; - организационные; - психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает: - умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; - видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; - борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника. 2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности. 3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. 4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов: 1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает: - учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов; - учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических); - применение всех средств и методов воздействия на клиента. 2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей. 3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.



error: Content is protected !!