Критерии мсп. Новые критерии определения малого и среднего бизнеса

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Проверьте, относится ли ваше предприятие к субъектам малого предпринимательства в 2018 году, чтобы разобраться в том, как устанавливать лимит кассы, вести учет и сдавать отчетность, на какие льготы можно рассчитывать. Вам в помощь таблица - Малое предприятие: критерии отнесения 2018.

Критерии малого предприятия 2018: таблица

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11. 2017 № 356-ФЗ).

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • КФХ (крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • ИП (индивидуальные предприниматели).

То есть это коммерческие компании, ведущие определенные виды деятельности и имеющие особые условия регистрации. Для отнесения предприятия к малым также должны быть выполнены следующие лимиты (см. таблицу).

Критерии малого предприятия 2018

Критерий Предельное значение
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ≤ 100 чел.
≤ 25%
≤ 49%
≤ 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вносено уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода . Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. Суммы лимитов остались прежними. По сути показатели выручки просто изменили на предельные значения дохода. На основании полученных сведений налоговики составляют единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства .

Обратите внимание!

Некоторые компании, возможно, не попали в реестр. В письме от 23.08.16№ СА-4-14/15480@ налоговики рассказали, что включали в реестр компании на основании показателей за 2015 год. Если доходы или среднесписочная численность за этот период выше лимитов, то компания в реестр не попала, даже если за предшествующие годы показатели в норме. Если компании нет в реестре, но она подпадает под критерии, надо подать заявление через сервис налоговиков.

Субъектам малого предпринимательства не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям малого предприятия в 2018 году налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Критерии микропредприятия 2018

Выше мы рассказали о субъектах малого предпринимательства в 2018 году, кто к ним относится. Но есть еще одна категория малых компаний - микропредприятия.

Критерии микропредприятия 2018: таблица

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Средняя численность работников за предшествующий календарный год ≤ 15 чел ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25%
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49%
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Микропредприятие - это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников. Это самые низкие показатели. Но так же, как и малые и средние предприяти (МСП-бизнес) микропредприятия должны удовлетворять требованиям по участию в учредителях компании РФ (не более 25%) и иностранных юрлиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%).

Малый и средний бизнес: общие критерии отнесения 2018
Критерий Предельное значение
Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия
Общие критерии
Среднесписочная численность работников за 2017 г. ≤ 15 чел 16-100 чел. 101-250 чел.
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за 2017 г. (без НДС) ≤ 120 млн руб. ≤ 800 млн руб. ≤ 2000 млн руб.
Дополнительные критерии
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25%
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49%

У ООО есть два условия. Для АО дополнительное требование всего одно (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15482@). Смотрите таблицу.

ООО АО

Выручка за 2017 год - не более 800 млн руб.

Численность работников за 2017 год - не больше 100 чел.

Доля участия РФ, субъектов, общественных организаций - не более 25 %

Доля участия других организаций, которые не являются малыми или средними, - не более 49 %

1) акции общества обращаются на рынке ценных бумаг и относятся к высокотехнологическому сектору экономики;

2) предприятие использует в работе результаты интеллектуальной деятельности;

3) АО - участник "Сколково";

4) учредители - ООО "СИГМА. Томск", ОАО "РОСНАНО", ООО "Центр трансфера технологий", ООО "СИГМА.Новосибирск".

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Если компания относится к субъекту малого предпринимательства в 2018 году, она вправе воспользоваться следующими льготами.

Надзорные каникулы. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательсва объявлены надзорные каникулы. То есть для них запрещены неналоговые проверки (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Есть только несколько условий: за предыдущие три года в компании не должно быть грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Если компанию по ошибке включили в план проверок, она вправе вычеркнуть себя из списка.

Обратите внимание!

Запрет на проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение/приостановление лицензие).

Отказ от лимита кассы. Субъекты малого предпринимательства в 2018 году вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, письмо ЦБ РФ от 08.12.14 № 29-1-1-6/9698). Отказаться от лимита можно в любой момент. Надо только издать приказ руководителя (пример приказа скачайте ниже по ссылке). На практике некоторые инспекторы разрешают отказаться от лимита лишь тем компаниям, которые включены в реестр субъектов малого предпринимательства. Это нарушение.

Упрощенные учет и отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы бухучета и сдавать отчетность в упрощенном виде . Упрощенные способы есть практически в каждом ПБУ. Кроме того, они все перечислены в информации Минфина № ПЗ-3/2015. Надо только учитывать, что льготы для малого бизнеса по бухучету не касается малых компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит бухгалтерской отчетности . Это все АО, а также ООО с выручкой за предыдущий год свыше 800 млн рублей.

Отказ от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 309.2 ТК РФ, работодатели - субъекты малого предпринимательства - микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие). При отказе от актов микропредприятия обязаны включить в трудовые договоры условия, которые в соответствии с ТК РФ прописываются в актах.

Льготы по региональным налогам. Местные власти вправе устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в 2018 году. Например, по налогу на имущество с кадастровой стоимости (п. 2 ст. 372 НК РФ). Также регионы вправе также устанавливать пониженные ставки для компаний на УСН.

Участие в государственных закупках . В 2018 году малый бизнес имеет преимущество при участии в госторгах. Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 % годового объема закупок.

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • критерии малого предпринимательства в Российской Федерации;
  • функции малого предпринимательства;
  • преимущества и недостатки малых предприятий;
  • направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • законодательную базу, регулирующую малое и среднее предпринимательство;

уметь

  • организовать малое предприятие в любой сфере деятельности;
  • использовать возможности, предоставляемые государством для поддержки малого бизнеса;

владеть

Методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.

Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

Роль малого предпринимательства в экономике России многогранна. Малые предприятия ориентируются на удовлетворение спроса потребителей; они обеспечивают демонополизацию экономики; по сравнению с про- изводителями-монополистами обладают гибкостью; способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая повышение качества производимой продукции; более эффективно используют технику и материальные ресурсы и др.

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям).

Малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым но тому виду деятельности, продукция которого занимает наибольшую долю в объеме реализации.

Регулирует развитие малого предпринимательства Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г. (в ред. от 03.07.2016 № 265-ФЗ), который определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки, ее виды и формы. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Данный Закон определяет численность работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Нельзя определять малое предприятие только по численности, необходимо этот показатель учитывать в сочетании с другими показателями, например, размером уставного капитала, величиной активов, объемом оборота предприятия (прибыли, дохода и пр.), как правило, за год.

В Европейском союзе малое предприятие характеризуется двумя показателями: численностью занятых работников и годовым оборотом, а в России помимо численности занятых на предприятии работников учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», приняты следующие общие критерии (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Общие критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства 1

Показатели

Законодательная база

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год

  • 15 чел. - для микропредприятий;
  • 16-100 чел. - для малых предприятий;
  • 101-250 чел. - для средних предприятий

Доходы за год но правилам налогового учета не превысят

  • 120 млн руб. - для микропредприятий;
  • 800 млн руб. - для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. - для средних предприятий

1 Источник: URL: https://vvww.assessor.ru/forum/index.php?t=1380

Показатели

Критерии для всех хозяйствующих субъектов

Законодательная база

Дополнительные критерии для ООО

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации

Не более 25% принадлежит: государству, субъектам РФ; муниципальным образованиям; общественным и религиозным организациям (объединениям); благотворительным и иным фондам

Не более 49% принадлежит: и ностран н ы м орган изациям; организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Помимо критериев, указанных в табл. 4.1, следует отметить, что увеличен период, в течение которого предприниматель относится к этой категории, даже если он превысил лимит но выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2015 г., то компания утратит право считаться малой только в 2018 г.

Сравнительная характеристика малых предприятий в разных странах представлена в табл. 4.2 .

Таблица 4.2

Критерии малого предпринимательства в разных странах

п ред п рин и мател ьства

1. Количество работающих на предприятии, человек

Микропредириятие

По видам деятельности: до 100, 500,

750, 1000, 1500 (малое по отношению к другим предприятиям отрасли)

предприятие

2. Годовой оборот

Микропредприятие

120 млн руб.

До 2 млн евро

Не установлен

От 0,75 млн долл, до 20 млн долл.

Малое предприятие

800 млн руб.

До 10 млн евро

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются экономически развитые страны, выделяет предприятия с числом до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. - как «малые», от 100 до 499 чел. - как средние и свыше 500 чел. - как «крупные» . Большинство ведущих стран мира придерживаются данной классификации.

Существует достаточно много разновидностей малых предприятий, они различаются по юридической организации, формам собственности, видам деятельности, занятости, способу их образования (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Классификация малых предприятий

Классификационный признак

Вид малого предприятия

В зависимости от размера

  • Микропредприятия с численностью от 1 до 15 человек.
  • Малые предприятия с численностью от 16 до 500 человек.
  • Индивидуальные предприниматели

В зависимости от организационно-правовой формы

В зависимости от формы юридической организации

  • Предприятие с образованием юридического лица.
  • Индивидуальное предприятие без образования юридического лица

В зависимости от отраслевой принадлежности

Для экономики страны деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Сущность и роль малого предпринимательства в развитии экономики проявляется через его функции. Выделяют две группы функций: 1) экономические, 2) социальные (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Функции малого предпринимательства

Экономические

Социальные

Создает широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса

Способствует формированию среднего класса (главного ядра рыночной экономики и гаранта экономической, социальной и политической стабильности) через увеличение числа собственников

Обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность, глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность

Обеспечивает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп

Создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции и многообразие форм, готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры

Способствует развитию личности и самореализации, так как осуществляет отбор наиболее энергичных и дееспособных людей

Осуществляет разработку и внедрение инноваций (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще идут на риск, внедряя и осуществляя новые проекты)

Создает новые рабочие места и обеспечивает трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, армии, крупном и среднем бизнесе, а также представителей социально уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин с маленькими детьми, иммигрантов и др.)

Малое предпринимательство создает благоприятные условия для оздоровления российской экономики: развивается конкуренция, расширяется ассортимент и повышается качество товаров, работ, услуг, появляются новые рабочие места, активнее идет структурная перестройка, формируется инновационный сектор экономики, более эффективно используются творческие способности людей и т.д.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Вместе с тем по роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

По данным российских и зарубежных специалистов, в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес создает от 1/2 до 2/3 валового внутреннего продукта и примерно столько же рабочих мест среди экономически активного населения. В странах Западной Европы на долю малых и средних предприятий приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - в строительстве и торговле .

На начало 2017 г. в России, согласно оценкам Минэкономразвития России, количество субъектов малого и среднего предпринимательства достигает 5,5 млн (2,8 млн индивидуальных предпринимателей и 2,7 млн малых компаний). Данный сегмент создает более 16,4 млн рабочих мест и обеспечивает чуть более 20% отечественного ВВП. Для повышения доли малого предпринимательства в ВВП была разработана федеральная программа поддержки малого бизнеса, где поставлена весьма сложная задача - увеличить к 2020 г. как минимум вдвое долю малого и среднего бизнеса - до 45-50% национального продукта России.

Рис. 4.1.

Численность занятых в сфере малого предпринимательства составила в конце 2016 г. 11 040 055,57 тыс. чел. (табл. 4.5), а во втором квартале 2017г.- 15774 446 чел.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

(юридических лиц) в 2016 г.

Таблица 45

В первом квартале 2017 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 6205,7 млрд руб., число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 6506,6 тыс.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленном Минэкономразвития России, сообщается, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 г. вырастет в 1,3 раза, до 7,7 млн ед. (с учетом 5,4 млн индивидуальных предпринимателей).

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, число которых на начало 2017 г. составило 30,6% от всех юридических лиц (без микропредприятий).

Вторая отрасль, в которой представлено значительное число малых предприятий, - это обрабатывающие производства - 33,2 тыс. предприятий (12,9%).

Третье место но числу действующих малых предприятий занимает строительство - 31,8 тыс. предприятий, что составляет 12,4% от всех юридических лиц и около 1 млн занятых работников (рис. 4.2).

Как видно из данных рис. 4.2, в 2017 г. на оптовую и розничную торговлю приходилось 63,3% оборота малых предприятий, на строительство - 7,9%, а на обрабатывающие производства - 9,1%.

Таким образом, развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики.

Появление самостоятельных товаропроизводителей - это практически единственное средство противодействия процессу монополизации экономики, а следовательно - условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач антимонопольного регулирования. Наконец, малые предприятия, обладая высокой степенью гибкости и мобильностью производства, способны, при необходимости, оперативно наращивать объемы, обеспечивая высокие темпы экономического роста .


Рис. 4.2.

в I квартале 2017 г., % к итогу

Влияние факторов малого предпринимательства на экономический рост схематично представлено на рис. 4.3К

Влияние малого предпринимательства на экономический рост в современных условиях имеет несколько аспектов.

Во-первых, малое предпринимательство создает гибкие организационные формы рационального использования трудовых ресурсов общества, позволяет сохранить трудовой потенциал общества в периоды экономических кризисов.

Во-вторых, малые предприятия, сохраняя и развивая трудовой потенциал общества, способствуют повышению его качества, создавая одно из важнейших условий для инновационной деятельности. 1


Рис. 43.

В-третьих, активизируются факторы экономического роста, позволяющие добиваться экономии всех видов ресурсов за счет их эффективного использования .

Таким образом, малое предпринимательство выступает как наиболее гибкая организационная форма экономики. Его основной целью является работа на свой специализированный и локальный рынок товаров и услуг. Это та форма хозяйственной деятельности, которая лучше всего учитывает достигнутый уровень общественного разделения труда и открывает новые перспективы для развития инновационной экономики.

  • URL: http://www.economy.gov.ru.
  • См.: Майорова Л. Н. Влияние развития малого предпринимательства на экономическийрост России: автореф. дне.... к.э.н. М.: Изд-во ГУУ, 2008.
  • См.: Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развитияроссийского малого предпринимательства. М.: Наука, 2007. С. 39.
  • Иванова II. 10. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. М.: Высшая школа, 2003. С. 215.


error: Content is protected !!