Второе высшее управление проектами. Кому нужны специалисты по управлению проектами

Ежегодно высшие учебные заведения выпускают тысячи специалистов, которые затем безнадежно пытаются найти работу, соответствующую их квалификации в дипломе. Если в былые времена эта проблема запросто решалась путем государственного распределения, и от юных сотрудников требовалась усердная работа и четкое следование указаниям наставника, то теперь ситуация в корне изменилась. Человек самостоятельно вершит свою судьбу, в том числе и карьеру. Поэтому крайне важно при поступлении в вуз серьезно подойти к выбору факультета и профиля обучения, дабы иметь представление, в каком направлении впоследствии искать работу.

Что означает менеджмент?

Менеджмент - довольно новое слово в обиходе у соотечественников, однако оно быстро снискало себе популярность. Открыв газету или сайт с описанием требуемых специалистов, всегда можно заметить, что компании нуждаются в менеджерах. Попробуем разобраться, что же под собой подразумевает это понятие, и кем можно работать по специальности "менеджмент организации".

Человек, никогда не сталкивающийся с этим понятием, часто думает, что оно обозначает управление. В некотором роде так и есть, ведь понятие «менеджмент» происходит от латинского manus (рука), что нашло отражение в английском глаголе to manage - "руководить". Однако управление - более широкое понятие, которое подразумевает возможность руководить любыми системами, в том числе и автоматическими, в то время как менеджмент - искусство создавать продукт руками других людей. Это означает, что менеджер - лицо, которое управляет людьми и обладает при этом

Менеджмент организации. Кем можно работать, получив эту специальность?

Биржи труда переполнены запросами о поиске толковых управленцев. Это обусловлено развитием отечественного бизнеса.

Любой руководитель понимает, насколько важно для компании иметь квалифицированный кадровый состав, чтобы во главе каждого подразделения стоял незаурядный лидер, способный увеличивать торговую прибыль организации. Это возможно в двух случаях: когда менеджер правильно выбрал свой жизненный путь, а его личностные качества полностью соответствуют и когда он умеет грамотно распределять ресурсы компании.

Перспектива управлять компанией или быть руководителем отдела приводит многих студентов и их родителей к выбору специальности «менеджмент организации». «Кем можно работать в реальности с данной профессией?» - вопрос, который должен волновать абитуриентов в первую очередь. Самое интересное, что единого ответа на данный вопрос нет. Бизнес-среда претерпевает постоянные изменения, а это означает, что, возможно, по окончании студентами пятилетнего срока обучения от них будут требовать владение новыми компетенциями, которые изначально не предполагались в профиле их должности.

На данный момент в научной литературе существуют определения, которые подразумевают, что организация менеджмента на предприятии - сфера управления, направленная на планирование деятельности компании, пошаговая система обеспечения ее жизнедеятельности, контроль над функционированием отдельных подразделений и умелое распределение временных, трудовых, информационных и

Менеджер и владелец фирмы - в чем разница?

Отечественный бизнес не всегда поспевает за иностранными нововведениями, поэтому очень часто возникает конфуз при трактовке тех или иных понятий. пришла в нашу страну с Запада и быстро охватила все сегменты рынка, однако для многих до сих пор остается загадкой: чем отличаются между собой владелец предприятия и менеджер, если обе эти персоны по своему определению являются лицами, принимающими решение. Фактически разницы между этими субъектами нет никакой. В их обязанности входит один и тот же перечень задач, однако разделяет их разница в уровне полномочий. Иными словами, менеджер - наемный сотрудник, который призван вести умелое управление организацией, в то время как ее владелец - лицо, вложившее собственные средства в ее развитие, но при этом не обязательно осуществляющее руководство. Однако, как показывает опыт зарубежных компаний, любой владелец фирмы априори обязан быть хорошим менеджером.

Обязанности менеджера

Система менеджмента организации подразумевает, что в каждой компании имеются функциональные подразделения, во главе которых должно находиться лицо, принимающее решения. На практике менеджер чаще всего выступает в среднего звена, в непосредственные обязанности которого входит:

  • планирование и внедрение мероприятий по модернизации работы предприятия;
  • совершение анализа работы компании;
  • повсеместный контроль за выполнением поставленных перед персоналом задач;
  • создание благоприятного климата в коллективе.

Цель менеджера как сотрудника - повышение эффективности работы предприятия, поэтому для него крайне важно уметь видеть ситуацию в целом и понимать, как работа его отдела может повысить KPI всей компании.

Качества, которыми должен обладать менеджер в современном мире

Окончить университет, получить диплом и, может, даже опыт - далеко не определяющие факторы успеха для работника в сфере управления. Помимо вышеуказанных нюансов, каждый менеджер должен работать над совершенствованием личностных характеристик и развивать в себе следующие навыки и качества:

Руководство ценит в наибольшей мере тех специалистов, которые умеют быстро и эффективно распределять ресурсную базу фирмы, а также с наименьшими затратами добиваются максимальной прибыли, именно поэтому не последнюю роль на предприятии занимает организация финансового менеджмента.

Сферы работы после получения специальности «Менеджмент организации»

По итогам статистики вузов, предлагающих абитуриентам стать студентами и осваивать профессию менеджера, их выпускники работают в следующих сферах:

  • государственная служба;
  • ресторанный и гостиничный бизнес или, как его сейчас называют, HoReCa;
  • оптовая и розничная торговля;
  • банковские и страховые услуги;
  • финансовые учреждения;
  • информационные технологии;
  • промышленность;
  • образование.

Среди часто встречающихся вопросов есть и такой: «Менеджмент организации - кем можно работать?» Это неудивительно: компании предлагают невероятно обширный список вакансий для потенциальных сотрудников. Конечно, большинство ребят мечтает об открытии собственного бизнеса, однако при агрессивной конкурентной среде желательно иметь предварительный опыт, поэтому многие следуют проверенному годами пути: устраиваются наемными сотрудниками.

Сегодня существует столько возможностей для проявления собственных способностей, что для каждого найдется работа. Менеджмент организации как специальность охватывает достаточно широкий горизонт направлений деятельности, которые позволят удовлетворить амбиции каждого, кто готов приложить усилия. Рассмотрим самые перспективные направления для реализации своего потенциала.

Консалтинговые услуги

На сегодняшний день это весьма привлекательная область деятельности, где могут найти применение своим навыком не только предприниматели, имевшие ранее успешный опыт ведения бизнеса, но и новички, которые готовы на первых порах ассистировать руководителю. Чтобы в консалтинговое агентство, нужно обладать навыками в сфере предоставляемых услуг и иметь хорошие коммуникационные навыки, так как работа предполагает повсеместное общение с людьми и умение доносить до них информацию разной сложности.

Маркетинг и рекламные услуги

Сегодня это одна из самых перспективных сфер деятельности. Она динамична, требует креативности от менеджеров и идеально подходит тем ребятам, которым нравится демократичная организация управления. Менеджмент внутри такой компании должен строиться на умении четко планировать деятельность и рекламные кампании, позиционировать себя на рынке, знании основ ценообразования и схем финансирования, умении находить рынки сбыта и навыках продвижения собственного продукта.

Управление персоналом

В первую очередь менеджмент изучает рычаги воздействия на людей, позволяющие ими эффективно управлять. Многие компании давно пришли к выводу, что их самый ценный ресурс - люди, и поэтому они фокусируют внимание на создании благоприятного микроклимата в коллективе. Тимбилдинг и обучение на базе предприятия, всевозможные социальные гарантии и удобные условия работы - это вовсе не гуманное желание руководства сделать больше добра в мире, а детально спланированная акция. Именно поэтому на крупных предприятиях повсеместно открываются вакансии HR-менеджеров - людей, которые заботятся об эффективности работы каждого сотрудника. Эти специалисты призваны мотивировать сотрудников с целью повышения их личных производительных результатов. Чаще всего на эти позиции набирают девушек, которые, помимо бумажной аналитической работы, занимаются также организацией корпоративных мероприятий и прочими программами развития персонала. Тем, кто желает получить подобную должность, следует обратить пристальное внимание на изучение КЗоТа, специального программного оборудования, делопроизводства и психологии, так как HR-менеджеры часто участвуют в подборе персонала.

Если у кого-то до сих пор возникают вопросы "что будет, если поступить учиться на менеджмент организации", "кем можно работать по окончании университета", то стоит задуматься о своих личностных качествах и фантазиях. настолько обширна и открывает перед людьми столько возможностей, что ее по праву можно назвать универсальной.

Управление проектами считается довольно популярной областью в менеджменте, которая уже давно зарекомендовала себя в мировой практике. При условии правильного применения можно добиться ощутимых результатов. Управляющий проектом – профессионал, услуги которого конвертируются в хорошие деньги. Например, специалисты данной области имеет доход, сопоставимый с врачами и юристами.

Современный менеджмент постоянно развивается, но всегда есть определенные стандарты в управлении, которые применяются на предприятиях различного уровня. Эффективное управление проектами сможет дать ощутимый результат в тех областях, которые находятся на этапе своего развития. Данная область знаний предполагает введение таких методик, которые несли бы уникальный характер и органично входили в протекающие процессы.

Главная специфика

Проект представляет временное «шоу», цель которого – создание уникального продукта или услуги. Говоря о временном характере, необходимо сказать о том, что любой проект имеет начальную и конечную фазу, которая наступает после достижения цели или невозможности дальнейшего развития.

«Уникальный» продукт или услуга имеет характеристики, не имеющие каких-либо аналогов. Управление проектами, имеющими уникальные предпосылки в своем развитии, занимает много времени. Характеристики могут меняться в зависимости от хода выполнения проводимых работ. Руководитель должен понимать, что постановка правильной цели – это малая часть успеха.

Для того, чтобы продукт получился качественным и запоминающимся, надо применить различные рычаги воздействия:

  • практический опыт;
  • теоретические навыки;
  • определенные методики, которые будут отвечать характеру цели и ожиданиям всех участников.

Поиск оптимального соотношения требований и ожиданий может затянуться, а потому надо стремиться к правильному сочетанию:

  • текущей цели;
  • сроков;
  • затрат;
  • характеристик и т.д.

Управление проектами будет эффективно только в том случае, если будет подчинено определенной логике, то есть различные предметные области и протекающие процессы выстроены в хаотичном порядке. Правильный менеджмент невозможен без отбора одной или нескольких целей. Конечно же, их достижение нельзя характеризовать только по конечным результатам. Большую роль будет играть путь достижения. Например, технологии, внедряемые в текущую деятельность, и т.д.

Отличительные особенности

Для определения оптимального пути к цели надо определиться с критериями успешности. Как показывает практика, большинство управленцев обращает внимание на поставленные сроки и получаемые выгоды. Рассматривая один из вариантов, надо делать акцент на качестве. В любом случае традиционный менеджмент не может ограничиваться только таким узким набором критериев. Каждый из них должен подбираться в соответствии с текущими потребностями и видами деятельности.

Управление проектами невозможно без соответствующих рычагов. В зависимости от применяемых технологий и затрачиваемых ресурсов можно делать соответствующее планирование. Кроме основных элементов деятельности нельзя забывать и про вспомогательные. Например, полезные связи, которые в перспективе смогут привнести дополнительные средства.

Управление проектами невозможно без правильной организации структуры рабочей деятельности, то есть все участники проекта должны находиться в тесных «информационных связях». Как показывает практика, менеджмент не включает стопроцентно достоверную информацию, а потому ее надо постоянно анализировать. Неопределенность и все риски должны учитываться уже на этапе планирования. Заключение контракта невозможно без соблюдения скоординированных действий.

Менеджмент невозможен без анализа рисков, поскольку любой проект на этапе своей реализации проходит большое количество промежуточных стадий, называемые жизненным циклом. Для получения необходимого функционала надо правильно расставлять приоритеты.

На что надо обращать внимание?

Начать надо с того, что управление подразумевает интеграцию, то есть любое действие приводит к определенным последствиям. Без такой взаимосвязи невозможно балансирование между несколькими задачами проекта. Менеджмент известен случаями, когда улучшение в одной области было связано с ухудшением в другой.

Для описания интегрированных процессов надо обратить внимание на их взаимосвязь. Можно выделить две основные группы, которые связаны с процессным подходом:

  • управление проектами, связанное с организацией, описанием приоритетных задач;
  • менеджмент, ориентированный на продукт (связан со спецификой производства продукта).

Обе группы, описанные выше, будут взаимодействовать между собой. Надо понять, что цели не могут быть составлены, если будет отсутствовать общее понимание концепций. Управленческие процессы будут накладываться друг на друга, приводя к изменению интенсивности стадий достижения результата.

Чтобы работать эффективнее, надо ориентироваться в информации относительно выполнения предыдущего этапа. Рабочая деятельность подразумевает под собой сочетание различных фаз, где закрытие одной считается логичным основанием для активации следующей. Как показывает практика, данный принцип в жизни может работать несколько иначе, то есть фазы не только предшествуют друг другу, но и накладываются.

Повторная инициация и контроль помогает контролировать процесс достижения поставленной цели в компании. Если появляется необходимость в сворачивании текущей деятельности, то все можно оперативно остановить, избегая лишних издержек.

Взаимосвязанная деятельность

Менеджмент включает планирование в общую модель, потому что в проекте могут быть отражены факты, достоверность которых проверить практически невозможно. В любом плане будут отражены различные процессы, но нельзя говорить о том, что формирование цели – это только планирование.

Усилия, которые будут прилагать сотрудники между собой, будут соизмерять с потенциальной полезностью. Менеджмент невозможен без понятийного аппарата, а потому нельзя путать понятия «цели проекта» (свойства и функционал) и «цели продукта проекта» (усилия, которые будут направлены для создания продукта с заданным функционалом).

Достижение цели связано с многократными повторениями, которые и откладывают определенный отпечаток на дальнейшей деятельности. Некоторые процессы планирования могут не иметь четких и логических взаимосвязей, но и порядок их выполнения остается неизменным. На первоначальном этапе надо определиться с перечнем работ, связанных между собой. Полученная информация будет нужна для расчета сроков и стоимости выполнения.

Исполнение и анализ

Исполнение представляет процесс, связанный с реализацией поставленного плана. Представленный этап надо постоянно контролировать, а промежуточные результаты анализировать. Кроме того, менеджмент должен быть всеобъемлющим, то есть учитываются все параметры в совокупности.

Анализ представляет деятельность, связанную не только с анализом плана, но и исполнением проекта. Такое действие будет направлено на определение удовлетворенности составленным планом, а также возлагаемым требованиям. На первоначальной стадии оцениваются показатели, выдвигаемые самой командой, а только потом второстепенными участниками.

На стадии планирования цели большая роль отводится мониторингу начальных условий, а также обновленных версий всего проекта. В скором времени анализ становится органичной частью текущего исполнения. Анализируя исполнение текущей цели, можно определить оценку состояния, а также спрогнозировать дальнейшую успешность. Нельзя забывать о том, что уникальность продукта или услуги сводит на нет универсальные показатели. Следуя простым рекомендациям, описанным выше, можно с высокой долей вероятности добиться поставленной цели.

В данной статье рассмотрена специфика новой профессии - «менеджер проекта», её основные задачи, требования к компетентности и то, каким образом этой компетентности можно достичь.

В последние годы в перечне вакансий всё чаще можно увидеть загадочную фразу «менеджер проекта» или «руководитель проекта» (международный термин: «project manager» - PM). Что же стоит за этими словами?

Почти каждый руководитель или специалист может с уверенностью сказать, что по долгу службы управляет теми или иными проектами, исполняя при этом роль менеджера проекта. На современном рынке труда есть также специалисты, для которых управление проектами - профессия. Такой менеджер может быть как штатным сотрудником компании, так и внешним управляющим, который берётся за реализацию перспективных начинаний, гарантией успеха которых служит его репутация в профессиональном сообществе. В чём же специфика работы PM?

Проект, по определению, нацелен на достижение уникальной цели при заданных ограничениях, среди которых выделяют как минимум сроки, бюджет и требуемый уровень качества. А менеджер проекта - человек, лично ответственный за его результаты. Здесь и проявляются основные различия между проектными и функциональными менеджерами (см. таблицу).

Основные различия между проектными и функциональными менеджерами

Менеджер проекта Функциональный менеджер
Имеет уникальную цель в каждом проекте, в идеале - чётко поставленную и подробно описанную Организует исполнение ряда стабильных функций, возложенных на возглавляемое подразделение
Руководит проектом, существование которого ограничено во времени Руководит постоянно действующим подразделением
Управляет временной командой, причём её состав за время проекта может изменяться, а участники - иметь двойное подчинение: менеджеру проекта и своему функциональному руководителю Управляет относительно стабильным коллективом сотрудников
Обычно в подчинении - команда разнопрофильных специалистов Как правило, в подчинении группа специалистов одной или смежных специальностей
Может не быть специалистом в предметной области проекта. Зачастую разбирается в предметной области лучше всех своих подчиненных
По окончании каждого проекта может оказаться «временно безработным». Стабильно занимает свою должность
Карьера в основном «горизонтальная», рост состоит в управлении всё более сложными, масштабными проектами. Стремится сделать «вертикальную» карьеру, занимая всё более высокие посты в своей функциональной сфере
Главная мотивация - бонус, зависящий от результатов проекта. Основная часть мотивации - стабильный, фиксированный оклад

Из этих различий и вытекают плюсы и минусы профессионального руководства проектами. Каждый проект - это вызов, поэтому такого рода деятельность больше подходит людям амбициозным, творческим, склонным к переменам. Если же вы предпочитаете спокойную жизнь, то вряд ли получите удовольствие, работая в постоянно изменяющихся условиях.

Из чего складывается компетентность менеджера проекта

Профессия менеджера проекта предъявляет к руководителю разноплановые требования. Их можно разделить на несколько категорий.

Навыки общего менеджмента. Чем бы вы ни руководили - вы всегда управляете людьми. В проекте задача усложняется ещё и тем, что команда создаётся на ограниченное время. Перед менеджером стоит непростая задача - объединить незнакомых людей с совершенно различным профессиональным опытом и культурой в «единый организм», слаженно работающий для достижения целей проекта.

Специфические знания и навыки проектного управления. Как и в любой области менеджмента, в управлении проектами накоплен большой багаж знаний и практических методов решения задач. Причём проектный менеджмент - дисциплина комплексная, и руководитель должен хорошо уметь управлять такими разными функциональными областями, как: предметная область проекта, временные параметры проекта, стоимость и финансирование, качество, риски, персонал, коммуникации, конфликты, поставки и контракты, изменения, безопасность. Более подробно назначение функциональных областей рассмотрено в статье «Чтобы не налететь на рифы» (Рыбаков М. Чтобы не налететь на рифы // Управление компанией. - 2005. - № 12. - С. 59-61.), однако каждая из них настолько обширна, что достойна как минимум отдельной публикации.

Знание отраслевой специфики конкретного проекта. Казалось бы, это очевидно: хочешь управлять проектами в нефтедобыче - должен быть профессиональным нефтяником, собираешься внедрять ИТ-системы - получи образование и опыт в соответствующей сфере. Однако здесь мнения расходятся, и в современном западном (преимущественно американском) менеджменте преобладает подход, согласно которому менеджер, руководивший вчера разворачиванием нефтяных платформ, сегодня может открывать сеть супермаркетов. Есть подобные примеры и в России.

Личные качества. Менеджер проекта, без сомнения, должен обладать незаурядными личными качествами, в числе которых можно выделить: ответственность. Руководитель проекта лично ответственен за его результаты и поэтому должен быть способен отвечать не только за свои действия, но и за результаты работы всей команды. При этом на проект непрерывно воздействуют внешние факторы, на которые менеджер имеет малое влияние или не имеет его вовсе; нацеленность на результат. На пути проекта встречается много препятствий, поэтому PM должен добиваться запланированного результата даже в неблагоприятных условиях. Тем более что значительную часть его дохода часто составляет бонус, который напрямую зависит от результатов проекта; лидерские качества. Руководитель проекта должен быть не только, а иногда и не столько хорошим администратором, исполняющим чётко прописанные процедуры, сколько лидером, способным увлечь людей за собой, показать им перспективу, сплотить в единую команду; коммуникативность. PM должен быть хорошим коммуникатором и переговорщиком. Ведь ему необходимо согласовывать противоречивые интересы таких участников проекта, как заказчик, подрядчики, материнская компания, команда проекта, государственные органы и др.; высокие аналитические способности. На проект оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов, и зачастую менеджер является единственным человеком, который видит картину в целом. Поэтому системное мышление особенно важно для принятия взвешенных обоснованных решений; умение принимать решения (решительность). Нередко менеджеру проекта приходится быстро принимать решения в условиях недостатка информации; организованность и гибкость, связанные с необходимостью решать много разноплановых задач в сжатые сроки. Эти качества особенно важны, так как подчинённые обычно воспроизводят стиль работы руководителя; соблюдение этических принципов. В процессе реализации проектов возникает немало дилемм, разрешать которые - прямая обязанность менеджера. В последние годы становятся всё более популярными различные этические кодексы руководителей проектов; высокая работоспособность и стрессоустойчивость. Посмотрев на приведённый выше перечень и вспомнив, что у проекта всегда ограниченные сроки, не приходится удивляться тому, что менеджер проекта должен обладать умением работать много и эффективно, противостоять возникающим стрессам. Впрочем, нередко периоды «круглосуточной» работы сменяются заслуженным отдыхом, когда проект успешно завершён, а бонус получен. До следующего проекта…

Подготовка и сертификация менеджеров проектов

Как становятся менеджером проектов? Есть несколько основных путей.

Получить высшее образование в области проектного менеджмента и пойти работать по специальности. При этом путь обычно лежит через выполнение вспомогательных ролей, таких как «администратор проекта», «помощник менеджера проекта».

Занимая руководящую должность и периодически выполняя проекты, параллельно расширять и систематизировать теоретические знания и практические управленческие навыки в этой сфере.

Будучи специалистом, регулярно браться за проекты в своей области. Успешная реализация проектов может сильно продвинуть вас в карьере.

Конечно, управлять сложными проектами под силу далеко не каждому, поэтому будущие менеджеры проходят своеобразный «естественный отбор». Если в компании выстроена эффективная корпоративная система управления проектами, то уровень проектов, которые доверяют менеджеру, растёт вместе с его профессионализмом.

Важную роль в становлении PM играют профессиональное обучение и оценка квалификации. В наше время для будущего или уже действующего руководителя проектов есть несколько способов повышения квалификации :

Получить профильное высшее образование. Вы получите глубокие знания по предмету, но потратите много времени, и вам придётся изучать много лишнего. На сегодня кафедры по проектному менеджменту уже созданы в некоторых ВУЗах, например, в Государственном Университете Управления.

Обучиться на степень MBA. Вы получите много полезных знаний «из первых рук»: от консультантов и топ-менеджеров, преподающих в крупных бизнес-школах, а также расширите свои деловые связи. Основной минус - высокая цена, и, нередко, недостаток практики. Удобно то, что учиться можно по вечерам.

Пройти очное или заочное обучение в западных бизнес-школах, в большинстве из которых сейчас есть подготовка в сфере проектного управления. Например, это знаменитые французский LILLE Graduate School of Management и английский Henley Management College UK.

Получить дополнительное образование в консалтинговых и тренинговых компаниях. Многие из них сейчас предлагают краткосрочные семинары и тренинги по управлению проектами. Как показывает практика, для начала реальной работы над проектами вполне достаточно 3-5 дневного интенсивного курса, включающего в себя не только теорию, но и множество деловых игр.

И, наконец, можно обучаться у консультантов, в процессе внедрения в вашей компании корпоративной системы управления проектами и/или соответствующих информационных систем, а также в процессе консалтингового сопровождения ваших проектов. Такое обучение - из первых рук и на практике, но ему не хватает логической целостности и системности.

В мире разработаны различные системы оценки квалификации и сертификации менеджеров проектов. Сертификация позволяет утвердить единые подходы к проектному менеджменту, включая общий словарь профессиональных терминов, теоретические знания и практические инструменты. Для заказчика работа с сертифицированным PM означает повышенные гарантии успеха реализуемых им проектов, более продуктивную работу проектных команд. А для самого менеджера - повышение своего статуса и стоимости на рынке труда, включение в профессиональное сообщество.

Общепринятые системы сертификации базируются на одном из двух принципов: процессный. Основан на Своде знаний по управлению проектами (PMBoK), издаваемом Американским институтом управления проектами PMI. PMBoK содержит чётко структурированные сведения обо всех процессах управления проектами и соответствующих им инструментах. PMI предлагает одноуровневую сертификацию и присваивает квалификацию «профессионал по управлению проектами». Экзамен состоит из компьютерного теста, напоминающего сдачу теории при получении водительских прав. При подаче заявки необходимо подтвердить определённый объём обучения проектному менеджменту и практической работы в проектах. В России эту сертификацию проводит Московское отделение PMI;

«деятельностный» или «менеджерский», принятый в качестве стандарта более чем в 30 странах мира и основанный на Международных требованиях к компетентности менеджеров проектов ICB IPMA. Его основу разработала Международная ассоциация управления проектами IPMA, представленная у нас Российской ассоциацией управления проектами СОВНЕТ. Пройдя сертификацию IPMA, можно подтвердить своё соответствие одному из четырёх уровней: от «сертифицированного специалиста по управлению проектами» (уровень D), способного быть членом проектных команд, до «сертифицированного директора программ или проектов» (уровень A), который способен управлять всеми проектами компании, или проектами её отделения, или всеми проектами программы (группы взаимосвязанных проектов). В зависимости от уровня экзамен может состоять из письменных тестов, собеседований с асессорами, решения практических задач (кейсов), представления отчётов о ранее реализованных проектах.

Система непрерывного обучения PM

Если бизнес компании в значительной мере основан на реализации проектов, менеджеры проектов являются её «ключевыми игроками». Ведь на сегодняшний день большинство компаний успешны настолько, насколько успешны реализуемые ими проекты.

Таким образом, значимость высокой квалификации менеджеров проекта трудно переоценить. По нашему опыту, сегодня всё больше компаний приходят к выводу, что важно выстроить у себя систему непрерывного развития менеджеров проектов. Что она должна включать в себя?

Чётко прописанную структуру проектных ролей. Ведь к каждой роли предъявляются свои профессиональные требования. Кроме менеджера проекта выделяют такие роли, как администратор проекта, главный инженер проекта (ГИП) и др.

Разработанные наборы компетенций для каждой проектной роли, охватывающие все описанные выше сферы: от личных качеств до профессиональных знаний и навыков. Есть много подходов к структуре, составу компетенций и методам их разработки. Какой именно подходит вашей компании, зависит от специфики ведения проектов, корпоративной культуры, трудоёмкости соответствующего метода оценки сотрудников. Соответствие требованиям международных стандартов может являться составной частью корпоративной системы компетенций, но также важно учитывать и особенности вашей компании.

Методы оценки сотрудников и процедуры её проведения. Здесь действует основная закономерность: чем точнее метод, тем он более трудоёмкий. Также, в зависимости от выбранного метода оценки, необходимо провести подготовку оценщиков.

Систему обучения, которая включает в себя: программы обучения, преподавателей (тренеров), обученных проведению программ, наглядные пособия, компьютерные программы, кейсы. Создаются механизмы оценки эффективности обучения.

Регламенты и формы документов, обеспечивающие весь процесс работы данной системы.

Система непрерывного развития менеджеров проектов становится особенно эффективной, если она способствует реализации стратегии компании и связана с такими областями управления, как: система отбора проектов и мониторинга их эффективности; система отбора персонала в проекты: как с внешнего рынка, так и внутри компании; система расстановки кадров; система карьерного роста, включая управление кадровым резервом компании; система наставничества; система материальной и нематериальной мотивации персонала.

Перспективы для PM

В каких отраслях нужны руководители проектов? Практически везде, причём не только в коммерческих компаниях, но и в государственных структурах. Однако есть ряд сфер, где вся деятельность по большей части состоит из проектов.

Так в строительстве каждый новый объект в той или иной степени уникален. Соответственно, и методы проектного управления применялись здесь ещё в советское время, а метод критического пути изучают во всех строительных вузах.

По проектному принципу построена работа большинства ИТ-компаний и системных интеграторов, консалтинговых фирм.

Однако и в тех сферах, где деятельность выстроена на основе регулярных бизнес-процессов, можно добиться значительного повышения эффективности, применив проектные методы. У вас гораздо больше шансов успешно провести реорганизацию или внедрить новую технологию, если применить такие инструменты проектного менеджмента, как календарное планирование и распределение ответственности в команде.

С каждым годом профессия менеджера проекта становится всё более перспективной и востребованной на рынке. Остаётся пожелать вам успеха в её освоении!

Михаил Рыбаков, Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог.

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.

Студенты, преподаватель и эксперт делятся мыслями о специализации project-менеджера.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке

В серии публикаций студенты образовательной онлайн-платформы рассказывают о том, что подтолкнуло их к освоению новой специальности, преподаватели защищают методики, а эксперты объясняют, зачем такие специалисты вообще нужны.

Алексей Пименов - генеральный директор ScrumTrek

Кому нужны специалисты по управлению проектами

Сама по себе сфера управления проектами - это отдельный блок в менеджменте, который связан с реализацией усилий для создания продуктов и услуг.

Project-менеджер - тот специалист, который направляет все свои ресурсы и знания на то, чтобы проект достиг финальной реализации. Ему напрямую никто не подчиняется, но от него зависит конечный результат.

Почему вообще возник вопрос, что проектами кто-то должен управлять? Любая классическая организация имеет иерархическую структуру с разными департаментами, а любой проект проходит через все эти подразделения. Для его выполнения нужен специалист, который сможет скоординировать действия всех отдельных направлений.

Главные знания таких специалистов лежат в области менеджмента. Я бы разделил навыки, которыми они должны обладать, на hard skills и soft skills.

Первое - это знание процедур и артефактов в области управления проектами, а также этапов проектной деятельности и жизненного цикла проекта. Второе - хорошие навыки коммуникации, умение вести переговоры, самоорганизация и тайм-менеджмент.

Project-менеджер - это бешеный веник, который постоянно мечется между большим количеством функциональных подразделений и пытается сделать так, чтобы все со всеми договорились. Он умеет пробивать головой стены, организовать себя и других сотрудников.

Алексей Пименов

Руководитель проекта не привязан к специфике бизнеса, в котором работает. Сама по себе процедура управления проектами - универсальна и оторвана от той или иной сферы. Но если говорить про digital-направление, то важно, чтобы специалист понимал программистов и мог с ними общаться, что называется, на одном языке.

Я не проводил анализ рынка, поэтому не могу сказать, насколько ощущается спрос на таких специалистов. Но однозначно, что цифровизация проникла во все сферы - сейчас не существует компаний, которые работают без нее. Поэтому можно сказать, что project-менеджеры в digital-отрасли нужны, а потребность в них постоянно растет. Также есть запрос на специалистов, которые сами по себе обладают вышеперечисленными навыками и умеют работать со scrum и kanban.

Дмитрий, 43 года - студент, который захотел сменить род деятельности

Зачем записался на курс

Я всю жизнь занимаюсь управлением проектами, но не в ИТ, а торговле, производстве и других отраслях. Захотелось принципиально сменить профессиональное направление, можно сказать - судьбу, и попробовать свои силы в новой области. А для этого надо было закрыть некоторые пробелы. Мне нужны были вводные данные о digital-отрасли, чтобы ориентироваться в ситуации и изучать то, что действительно пригодится на деле.

Я не рассматривал вариант высшего образования в сфере управления проектами, если этому вообще учат в вузах. В моем случае важную роль играл фактор времени, а полноценная учеба - это долго и дорого.

Конечно, можно было и самостоятельно изучить эту тему, но не понимая digital-отрасли в целом, можно потратить время не на то, что действительно нужно.

Мнение о Skillbox

Я не жалею, что прошел курсы, и только утвердился в желании сменить род деятельности. Конечно, полученную информацию можно было найти в интернете и книгах, но, на мой взгляд, самому это стоит делать в качестве дополнения после образовательной программы. Как минимум, без специалистов ты не понимаешь, что актуально и правильно, а что - нет.

Материал в курсе подается интересно, последовательно и системно, студентам предлагаются соответствующие практические задания.

Екатерина Мамонтова - преподаватель курса, исполнительный директор «Сибирикс»

Что нужно знать об управлении проектами

Управление проектами - моя сфера с 2010 года. Я прошла путь через все стадии развития, начиная с работы тестировщиком. В этой специализации можно «прокачиваться» бесконечно и во все стороны.

Любой специалист, который идёт в управление проектами, будет прокачиваться в технической сфере. Нельзя управлять разработчиками и общаться с ними на разных языках.

Коммуникация с людьми и умение преодолевать сложности - важное направление работы. Проджект-менеджеры постоянно оказываются в стрессовых ситуациях, получают негатив и от клиентов, и от команды. Важно эффективно работать и не выгореть.

Специалисту придется разбираться в дизайне, аналитике и программировании. Кроме того, появляются новые технологии, которые необходимо внедрять на проектах. Это расширяет кругозор и позволяет развивать мозги.

Менеджеру не стоит рассчитывать, что ему будут раскладывать всё по полочкам. Специалисту предстоит полагаться на себя.

Екатерина

Преподаватель

Как устроен курс по управлению проектами

У нас читают курс только те специалисты, задачи которых основаны на реальном опыте. Есть и теоретическая база, но она тоже соотносится с ситуациями из практики.

Например, если мы изучаем Scrum, то мы не только рассматриваем мировой опыт использования, но и рассказываем, как внедряли его у себя в компании и с чем столкнулись по ходу.

Мы обучаем дистанционно, работа ведется с презентациями. Необходимо доносить информацию максимально ясно: нужно понять, в каком порядке студентам будет проще изучать материал.

Домашние работы вытекают из темы занятия. Например, если мы изучаем контроль качества, то, студенту надо применить инструменты, которые рассматривались в ходе урока. В управлении проектами это не так очевидно, как в работе с прикладными программами, поэтому у нас есть задания, связанные с внутренними сервисами нашей компании.

Например, отработка возражений и провокаций в сервисе «Провокатор ». В нем представлены ролики, которые провоцируют пользователей. Домашним заданием студентов было записать видео на тему, как они отработали возражения.

По окончанию курса предусмотрен необязательный дипломный проект. Некоторые учащиеся предпочитают просто получить сертификат с отметкой о завершении программы.

Мы рады, когда студенты идут на диплом, так как для них это вызов.

Екатерина

Преподаватель

Чтобы учащиеся проявили навыки управления в дипломной работе, мы разделили их на команды. Им надо пройти определенные этапы работы над сайтом, но они должны будут договариваться друг с другом, обсуждать решения и проводить планерки, применяя инструменты, изученные во время курса.

На защите студентам необходимо рассказать, как они пришли к конечному результату. В ходе работы над дипломом слушатели курса смогут проверить, насколько хорошо они усвоили материал. Это не просто книжку прочитать и отложить ее на полку, а реальная попытка что-то создать.

Игорь, 26 лет - студент, который решил систематизировать знания

Зачем записался на курс

Я занимаюсь управлением проектами в студии разработки мобильных приложений уже около двух лет. В какой-то момент я задался целью прокачаться профессионально и систематизировать знания.

Мне хотелось понять, как выстраивать этапы работы над проектом, вести переговоры и урегулировать сложные управленческие ситуации. Также я хотел узнать, какие существуют приёмы общения с клиентами и сотрудниками для повышения эффективности работы компании.

Мне кажется, недостатка информации на тему управления проектами в интернете нет, но, на мой взгляд, лучше найти учебную программу, чтобы все эти знания подавались системно и с практическими примерами. Я подумал, что курс, который даст целостный подход к изучению темы - хорошая инвестиция.

Мнение о Skillbox

Главная ценность курса - это системный подход к получению знаний: подробно расписано, как, где и какие навыки и инструменты применять.

Кроме того, «Сибирикс» делился с нами внутренними документами и сведениями из своей рабочей практики. Это важно. Например, у нас была тема «Агрегация требований». В моей компании этот подход почти не применялся, а после прохождения курса удалось его внедрить.

Важно, что вся информация собрана в одном месте, а процесс обучения контролируется домашними заданиями. Впитать весь объем материала без такого системообразующего подхода могут только сильно волевые люди. Себя я к ним отнести не могу.

Единственное, что расстроило - отсутствие активности в Facebook-группе, посвященной курсу. Ее создали сотрудники «Сибирикса», чтобы публиковать в ней сопутствующие материалы и отвечать на вопросы студентов.

Я пытался раскачать группу и предложил всем участникам назвать три самые эффективные книги по менеджменту, которые пригодились в работе. Но ответили только я и три сотрудника «Сибирикса». Преподаватели оказались активнее и заинтересованнее студентов.

Курс «Управление проектами» выстроен на опыте основателя «Сибирикс» Владимира Завертайлова и ведущих менеджеров компании. Более 85 видеоуроков направлены на развитие управленческих навыков руководителей digital-проектов по методологиям agile, scrum, lean, kanban.

Образовательный курс подойдет директорам, руководителям, продюсерам, менеджерам по проекту или продукту в сфере digital. Также знания пригодятся заказчикам цифровых решений.

    32 часа теории и 16 практических заданий.

    Живая обратная связь с преподавателями.

    Неограниченный доступ к материалам курса.

    Стажировка в компаниях-партнёрах.

    Дипломный проект от реального заказчика.

    Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы.



error: Content is protected !!