Закон от 1 июля онлайн кассы. Новые правила работы с ккт

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, осуществляя денежные расчеты наличными или с использованием электронных средств платежа. Это установлено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ , и установил новый порядок применения ККТ, поясняя, кто обязан применять онлайн кассы в 2017 году.

Новое по кассовым аппаратам с 2017 года

Новый порядок применения ККТ обязывает бизнес регистрировать с 1 февраля 2017 года только онлайн-кассы, а уже с 1 июля 2017 года все кассовые аппараты (новые или модернизированные) должны будут передавать сведения о расчетах в ФНС в режиме реального времени.

Кому нужна онлайн касса в 2017 году и нужна ли?

В ближайшие месяцы на новый порядок перейдут около 1,5 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, оставив сомнения насчет новых онлайн касс с 2017 года. А с 1 июля 2018 года этот порядок станет обязательным еще для сотен тысяч, если не миллионов пользователей, которые пока не обязаны применять ККТ .

В частности, предприятия сферы услуг, владельцы вендинговых (торговых) автоматов, а также лица, применяющие ПСН и ЕНВД.

Входят ли продавцы пива и алкоголя в список тех, кто обязан применять ККТ в 2017 году? Ответ на этот вопрос положительный, уже с 31 марта 2017 года продавцы пива и алкоголя должны будут применять онлайн-кассы.

Новая технология позволит торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, кому обязательны кассы онлайн с 2017 года, использовать в качестве кассового аппарата телефон или планшет, регистрировать ККТ из дома и осуществлять удаленный контроль выручки, а покупателям - проверять кассовые чеки с помощью Интернета .

Новые кассовые аппараты с 2017 года

В рамках нового порядка применения ККТ уже зарегистрировано более 160 тысяч онлайн-касс. В реестре ККТ есть касса, которая предназначена и для интернет-торговли (интернет-магазины также входят в список тех, кто должен применять ККТ в 2017).

Выбрать новую онлайн-кассу или узнать, подлежит ли модернизации ваш кассовый аппарат можно, зайдя на сайт ФНС России, в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» или на сайт производителя кассы.

Что есть в новых ККТ с 2017 года? Теперь вместо ЭКЛЗ в кассах должны быть фискальные накопители. Кассу можно зарегистрировать в любой налоговой инспекции через Интернет. Для регистрации ККТ не нужен договор с ЦТО.

Кассовый чек может быть не только бумажным, но и электронным, который по желанию покупателя нужно будет направить на его е-mail или мобильный телефон. На новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и другие реквизиты.

Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.

Сколько это будет стоить?

Минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тыс.руб.. В нее входит приобретение новой кассы с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс.руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

По оценке производителей ККТ, стоимость модернизации кассового аппарата, применяемого в настоящее время, составит порядка 4-6 тыс. руб.

Затраты на приобретение ККТ (до 18 000 рублей на 1 кассу) можно будет учесть в расходах, в том числе и при применении УСН.

Закон предусматривает поэтапный переход на новый порядок применения ККТ:

  • с 15 июля 2016 года — добровольный переход на онлайн-кассы;
  • с 1 февраля 2017 года — регистрация ККТ только по новому порядку;
  • с 1 июля 2017 года — старый порядок перестает действовать;
  • с 1 июля 2018 года — обязательный переход на новый порядок для предприятий, оказывающих услуги, владельцев торговых автоматов, а также малого бизнеса на патенте и ЕНВД, которые сейчас имеют право не применять ККТ.

Основные понятия

В новой редакции Федерального закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника определена как «электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники» ().

Таким образом, само понятие ККТ стало определяться иначе. С вступившими в силу изменениями под ККТ стали рассматриваться аппараты, которые обязательно имеют фискальный накопитель, передают информацию в налоговые органы о всех расчетах, которые были произведены с их помощью.

Фискальный накопитель в свою очередь представляет собой «программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных» (). Фактически фискальный накопитель является аналогом привычной для всех ЭКЛЗ, его назначение — шифрование информации с чеков.

Поскольку посредниками между онлайн-кассами и ФНС станут так называемые операторы фискальных данных (ОФД), то стоит раскрыть и это понятие. Согласно Федеральному закону №54-ФЗ, оператор фискальных данных — это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ и находящаяся на территории РФ, получившая разрешение на обработку фискальных данных в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ.

Обмен данными будет происходить по установленным протоколам и в рамках заключенного договора между компанией или ИП и ОФД. Стоит отметить, что закон устанавливает определенные требования к таким операторам в . Предприниматели имеют право самостоятельно выбрать ОФД. Сроки заключения договора законом не предусмотрены, однако без такого договора новая ККТ не зарегистрируется. До 1 февраля 2017 года предусмотрен добровольный порядок заключения договоров с ОФД.

Кто и когда должен применять онлайн-кассы

  • организации и ИП, осуществляющие определенные виды деятельности и оказывающие услуги

В в новой редакции перечислены виды деятельности и услуги, осуществляя и оказывая которые организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ (впрочем, фактически эти категории и ранее относились к тем, кому необязательно применение ККТ):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (обязательное условие: доля продажи газет и журналов в товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ; учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
  • организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях

Согласно , организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем. Этот документ должен включать наименование документа, порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ, и подпись лица, выдавшего его.

  • ИП на ЕНВД, организации и ИП в сфере услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности

В своем Письме от 30.06.2016 г. № 03-11-10/38206 Минфин дает комментарии относительно тех категорий бизнесов, которые до внесения изменений в закон от 22.05.2003 №54-ФЗ применяли бланки строгой отчетности (БСО) - плательщики ЕНВД и те, кто оказывает услуги населению.

До 1 июля 2018 года организации и ИП в сфере услуг населению при условии выдачи ими БСО в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ, вправе не применять ККТ. Таким образом время до 1 июля 2018 года — это переходный период, когда у названных выше категорий сохраняется право не применять ККТ, но по истечении этого периода (с 1 июля 2018 года) такая обязанность у них появится.

Стоит также обратить внимание на вносящей некоторые уточнения.

ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных , могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

  • плательщики ЕНВД, продающие алкоголь

Согласно , плательщики ЕНВД, которые осуществляют продажу алкоголя, за исключением пива, сидра, пуаре и медовухи, обязаны применять ККТ.

Резюме

У категории организаций и ИП, которые до изменений, внесенных в июле 2016 года в Федеральный закон №54-ФЗ, могли не применять ККТ, такая обязанность появляется с 1 июля 2018 года . Это организации: оказывающие услуги населению с применением БСО; плательщики ЕНВД при соблюдении определенных условий; все остальные организации, которые ранее могли не применять ККТ.

Всем, кому необходимо было применять ККТ и ранее, должны перейти на онлайн-кассы уже с 1 июля 2017 года .

Онлайн-кассы: порядок перехода

Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету и ведущая вебинара « », рассказывает о поэтапном переходе на онлайн-кассы:

Штрафы за нарушения

Вид нарушения

Размер штрафа для должностных лиц

Размер штрафа для организаций и ИП

Неприменение ККТ От ¼ до ½ суммы расчета, осуществляемого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. От ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществляемого с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Повторное неприменение ККТ, сумма расчетов, осуществляемых без ККТ, составила 1 млн руб. Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет. Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ненаправление при применении ККТ покупателю кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию Предупреждение или наложение штрафа в размере 2000 руб.

Предупреждение или наложение штрафа в размере 10 000 руб.

Применение ККТ, не соответствующей требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 руб. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Перейти на онлайн кассы с 2017 года должны почти все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (См. “ “). Новые ККТ (онлайн кассы) будут через Интернет в режиме онлайн передавать данные о продажах и расчетах в налоговые инспекции. Более того, потребуется формировать не только бумажные, но и электронные чеки, которые будут передаваться покупателям по электронной почте. С какой даты онлайн кассы будут обязательны? Можно ли получить онлайн кассу бесплатно или ее потребуется купить? Кто освобожден от применения онлайн касс? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Вводная информация

С 15 июля 2016 года начал действовать закон об онлайн кассах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Он обязывает розничных продавцов применять онлайн кассы при расчетах с покупателями. Закон об онлайн кассах принят и с 2017 года он затронет почти весь бизнес: как малый, так и крупный.

Главный смысл работы новых онлайн-касс заключается в том, что данные по пробитым чекам будет передаваться на сервер ИФНС. Передавать эти данные потребуется через операторов фискальных данных, с которыми каждому продавцу потребуется заключить соответствующий договор.

Заметим, что некоторые организации и ИП уже протестировали онлайн кассы в рамках пилотного проекта, проходившего в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Налоговики сочли пилотный проект удачным и посчитали, что внедрение онлайн касс для магазинов по всей стране позволит вывести из тени продажи, которые продавцами никак не фиксируются и, как следствие, бюджет недополучает налоги. Вот официальная информация с сайта ФНС:

Принцип работы онлайн касс

Чтобы было проще объяснить, как устроена система функционирования новых ККТ, предлагаем обратить внимание на схему, в которой поясняются основные этапы прохождения информации о расчетах:

Каждая продажа будет фиксироваться так: как только продавец пробьет чек, онлайн касса сформирует фискальный признак и отправит его на проверку оператору фискальных данных. Эту информацию оператор сохранит, а обратно продавцу передаст уникальный номер чека. Скорее всего, на это будет уходить не более 1,5 секунды. Без передачи данных оператору фискальных данных сформировать чек с номером будет попросту невозможно. Также оператор фискальных данных передаст информацию о совершенной продаже в ИФНС.

Оператор фискальных данных - это посредник между кассой и ФНС. Таким оператором может быть российская организация, получившая соответствующее разрешение от государства.

При этом продавец будет обязан пересылать электронный чек покупателю на его электронную почту или смартфон (по номеру телефона), если покупатель предоставит такие данные. Кроме этого, по требованию покупателя, продавец будет обязан выдавать бумажный чек с QR кодом. Получив чек, покупатель через Интернет, в частности, может проверить, были ли сведения о покупке переданы в ИФНС.
Кстати, у кассового чека появятся новые реквизиты. Перечислим некоторые из них:

Стоимость новых ККТ

Сразу скажем, что покупать новые онлайн кассы потребуется не всем. Дело в том, что ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. По нашим данным, такая модернизация обойдется примерно в 4000-5000 рублей. Если по техническим характеристикам имеющуюся кассу модернизировать невозможно, то потребуется прибрести новую. Её цена будет зависеть от конкретной модели. Некоторые будут стоить около 17 000 – 20 000 рублей. Но, скорее всего, из-за высокой конкуренции, купить онлайн кассу можно будет и дешевле.

На корпусе каждой онлайн-кассы должен стоять заводской номер, встроены часы реального времени и устройство для печати чеков. Более подробные требования к кассам прописаны в статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции нового закона).

Также имейте в виду, что потребуется заключить возмездный договор с оператором фискальных данных. Фиксированных цен на такие услуги нет. Однако, по нашей информации, ориентировочная стоимость за один контрольно-кассовый аппарат не превысит 4000 рублей в год.

Поэтапный переход на онлайн кассы

Законодатели предусмотрели поэтапный переход на онлайн кассы. Можно выделить 5 основных этапов.

Период Пояснение
1 с 15 июля 2016 года по 30 июня 2017 года Онлайн кассы можно начать использовать добровольно. В этот период также можно заняться модернизацией имеющейся кассы и перерегистрировать ее в налоговой инспекции. Для этого уже сейчас можно подать заявку оператору фискальных данных.
2 с 1 февраля 2017 года Начнется переход на обязательное использование онлайн касс. Налоговые инспекции перестанут регистрировать кассы, не отвечающие новым требованиям. Зарегистрировать «не онлайн» кассу будет невозможно.
Однако до 1 июля 2017 ещё можно продолжать применять старые кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года.
3 с 1 июля 2017 года Большинство организаций и ИП, которые сейчас применяют старые ККТ, обязаны будут начать применять онлайн кассы. Исключение:
- организации и предприниматели на ЕНВД;
- ИП на патенте;
- организации и ИП при оказании услуг населению.
4 с 1 января 2018 года Формировать и передавать чек допустимо только в электронном виде. Бумажные чеки потребуется выдавать покупателям только по их просьбам.
5 с 1 июля 2018 года Обязаны применять онлайн-ККТ:
- организации и ИП на ЕНВД, которые ведут деятельность по пункту 2 статьи 346.26 НК РФ;
- ИП на патенте;
- организации и ИП при оказании услуг населению;
- организации и ИП, использующие торговые автоматы.

Регистрация и перерегистрация онлайн касс

Как мы уже сказали, с 15 июля по 31 января 2017 года организации и предприниматели вправе регистрировать и применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. А вот с 1 февраля 2017 года регистрировать будут только онлайн-ККТ. Обычные кассы, которые зарегистрированы до 1 февраля 2017 года, можно использовать до 1 июля 2017 года.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).



error: Content is protected !!