Предложения на повышение эффективности профориентации. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды профориентации. Основные методы профориентации. Адаптация персонала и ее виды. Особенности процесса профессионального обучения. Анализ управления профессиональной ориентацией и адаптацией персонала на предприятии МУП ЖКХ "Верх-Тулинское".

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Анализ адаптации и мотивации персонала ООО "Русские Транспортные Линии". Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры и социальной ориентации в коллективе предприятия. Пути снижения адаптационных рисков персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Обучение в рамках программы профессиональной ориентации. Профессионограмма как одна из ее составляющих. Реализация индивидуальных и социальных функций. Значение развития человеческого ресурса для бизнеса. Анализ процесса адаптации персонала в гостинице.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Технико-экономическая характеристика, организационная структура, анализ кадрового потенциала и управления развитием персонала предприятия. Процесс и этапы аттестации персонала. Экономическая эффективность системы профессиональной подготовки кадров.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2009

    История становления профориентации. Теория профориентации. Методология профориентации. Основы организации и планирования профориентационной работы. Профессиональное воспитание учащихся. Социально-профессиональная адаптация молодежи.

    реферат , добавлен 19.05.2003

    Cовременное состояние методик оценки персонала в современной России. Проблемы оценивания персонала, выдвинутые практикой работы в условиях рыночной экономики. Анализ методики оценки персонала ООО "Каскад" и разработка предложений по их совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2011

    Определение понятия, изучение состава и исследование структуры персонала предприятия. Технология управления кадрами и показатели эффективности использования персонала. Анализ системы управления и использования персонала на примере администрации города.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2013

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попыкин Иван Аникеевич. Педагогические условия повышения эффективности профориентационной работы с учащимися городских общеобразовательных школ: ил РГБ ОД 61:85-13/1058

Введение

Глава I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Системно-структурнни подход к проблеме профориентации школьников..... 17

1.2. Районный центр профориентации учащейся молодеет 37

1.3. Школьный совет по профориентации учащихся. . 63

Глава П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Условия повышения эффективности профориентационной работы учителей в процессе изучения основ наук 84

2.2. Внеклассная профориентапдонная работа учителей и классных руководителей 111

2.3. Совместная деятельность школы, семьи, ПТУ и базового предприятия по подготовке учащихся

к выбору профессии 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

БИБЛИОГРАФИЯ 170

ПРИЛОЖЕНИЕ I 193

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 202

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 207

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 211

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 213

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Введение к работе

Профориентация - это система целенаправленных мероприятий в работе школы, государственных учреждений и предприятий, семьи и общественности по подготовке молодежи к сознательному выбору профессии с учетом как потребностей общества, так и личных интересов и способностей каждого молодого гражданина. Проблемам профориентации большое внимание уделяется в марксистско-ленинской теории. Еще семнадцатилетний К. Маркс отмечал, что "заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии, которую мы подвергли подробному рассмотрению, - это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир" (2, с. 3).

Классики марксизма-ленинизма показали, что в буржуазном обществе молодежь лишена свободного выбора профессии. В социалистическом обществе эта проблема решается в интересах общества и личности. її.К. Крупская писала: "Выбор профессии имеет громадное значение. Надо, чтобы человек черпал в труде радость, а не чувствовал к нему отвращение. Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда... Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию.... Широко развернутая общественная и трудовая работа школы развязывает силы ребенка, помогая ему "поз- нать самого себя", осознать свои склонности, свой интерес" .

Развитие человека происходит в процессе деятельности. Сле- . довательно, основными средствами профориентации школьников также являются виды деятельности, которые так или иначе связаны с их будущими профессиями. Виды такой деятельности были в свое время. определены и проверены выдающимися советскими педагогами: С.Т. Шацким, А.С* Макаренко, В,А# Сухомлинским и другими»

Основываясь на марксистско-ленинской методологии профориентации и учитывая современные условия развития общества (всевозрастающие масштабы и темпы современной НТР, усложнение общественного производства, изменение содержания, характера и условий труда, возникновение новых требований к непосредственным участникам производства, к их общеобразовательному и профессионально-квалификационному уровню, острота проблемы трудовых ресурсов и т.д.), начиная с XX съезда партии КПСС постоянно обращает внимание на проблему трудового воспитания и профориентации учащейся молодежи. Так, на последних съездах, в частности на ХХУ съезде КПСС и в принятом в 1977 году постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду" отмечалось, что постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся не отвечает возросшим требованиям общественного производства и научно-технического прогресса. Многие выпускники школ вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточного представления об основных массовых профессиях и испытывают затруднения при переходе на работу в народное хозяйство. Большая часть молодежи к моменту окончания общеобразовательной школы не имеет четко выраженных профессиональных намерений, а

I) Крупская Н.К. Соч. т. 4, 1958, с. 106-108." при выборе жизненного пути руководствуется мотивами, не в полной мере соответствующими личным возможностям и потребностям общества. Школьники имеют неполное, а подчас искаженное представление о современном производстве и о профессиях, мало знают о профтехучилищах, где можно получить профессию квалифицированного рабочего* Слабая осведомленность о профессиях приводит к случайному выбору специальности. Опшбки в выборе профессии ведут в конечном счете к разочарованию в избранной профессии, к низкой производительности труда, к частой смене места работы, к текучести кадров.

Выбирая профессию, выпускники школы часто не осознают степени возможности осуществления своих намерений. Их не знакомят с требованиями, которые предъявляет данная профессия к физическим и психическим особенностям человека, они не подготовлены к тому, чтобы понять особенности своей личности и соотнести их с требованиями профессии.

Были приняты меры по улучшению трудовой подготовки и профориентации учащихся: трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся стали вестись с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов; расширилось участие школьников в общественно полезном труде, в зависимости от их возрастных особенностей; увеличено в IX-X(XI) классах время на трудовое обучение с двух до четырех часов в неделю (в пределах учебного плана); улучшено использование учебных цехов предприятий, МПЖ, ученических производственных бригад и других трудовых объединений школьников, БТУ, школьных мастерских, лабораторий и кабинетов в целях трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся; школы укреплены кадрами учителей трудового обучения; введена в штаты областных, районных (городских) отделов народного образования должность инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся и другие меры.

Дальнейшее развитие проблемы трудовой подготовки и профориентации школьников получили в решениях ХХУІ съезда КШС и последующих Пленумах ЦК КПСС. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КШС указал на необходимость подъема работы школы на новый, качественно более высокий уровень. Её цель - обучать и воспитывать молодежь с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В материалах Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КШС отмечается: "... Хорошее средство воспитания - соединение обучения с производственным трудом. Надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть физический или умственный, но обязательно настоящий труд - производительный, нужный обществу. Труд содействует и физическому развитию" (33, с. 18).

Основные пути решения этих задач обстоятельно раскрыты в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В этом документе говорится: "... Правильно поставленные трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития" .

Профессиональная ориентация - проблема сложная. Её социологические, социально-экономические, медико-биологические, психолого-педагогические аспекты нашли в последние годы широкое освещение в научно-методической литературе.

Общие научно-методические основы профориентации разработаны весьма обстоятельно. Так, проблемы, связанные с социальной обус-~" I) Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (11-12 апреля 1984 года). - М.: Издательство политической литературы, 1984, с. 61. ловленностью выбора тех или иных профессий, динамикой их преетика, движением трудовых ресурсов, изучением профессиональных интересов и намерений молодежи, проанализированы в работах: И.Н. Назимова, М.Х. Титмы, В.її. Шубкина. Психофизиологические и медико--биологические основы профориентации - в работах К.М, Гуревича, Н.Д. Карцева, її.Д. Перченка. Вопросы психолого-педагогической профкоясультации учащихся, типологии профессий, воспитания интересов, склонностей, способностей личности освещены в работах Е.А. Климова, її.С. Лейтеса, К.К. Платонова. В трудах П.Р. Атуто-ва, С.Я. Батышева, А.А. Кыверялга, М.И. Махмутова, В.А. Полякова рассмотрены политехническая база профориентации, проблемы соединения общего образования с профессиональным. Исследования А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, В.Ф. Сахарова, Н.Н. Чистякова дали более полное представление о воспитательной концепции профориентации, таких её элементах, как црофпросвещение, профконсуль-тация, профотбор и профадаптация.

Усвоение богатства социального опыта школьниками зависит от тех возможностей, которые мы им предоставляем, а также от их собственных способностей и активности. Оно происходит избирательно, на основе ранее выработанных позиций и интересов. Поэтому важно вести работу по воспитанию у каждого школьника активности в собственном развитии, учитывать особенности этого процесса. На активную, деятельностную сущность личности неоднократно указывали классики марксизма-ленинизма. В.И. Ленин писал, что среда - это материал, объект духовной деятельности, а личность не только зависит от общественных отношений, но и создаёт их (6, с. 423). Она достигает необходимого уровня развития тогда, когда её деятельность и поведение отвечают интересам общественного развития.

Подлинно научное исследование социальных процессов предпо- лагает марксистско-ленинскую трактовку проблемы "личность - общество".

Социально-педагогическая проблема - сочетание личных и общественно значимых мотивов выбора профессии учащимися - детально раскрыта советскими учеными: Лихачёвым Б.Т., Платоновым К.К., Пенкрат Л.В., Смирновым ГЛ., Ольшанским В.Б., Ру сливовой А.А., Овчинниковым В.Ф., ВДурачковским Н.И., Писаревым Т.В., Ковалёвым А.Г., Шаровым Ю.В., Равкиннм З.й. и другими.

Разработанные аспекты профориентации представляют собой общую научную основу, на базе которой и осуществляются все профори-ентавдоняне процессы безотносительно к виду труда (умственному или физическому). Они являются необходимой предпосылкой для дальнейшего углубления и развития теории и методики профессиональной ориентации.

Однако, несмотря на такое количество работ остается много спорного и нерешенного.

А*А, Вайсбург в статье -1, отмечает: "Существующая теория и методика профессиональной ориентации нуждаются в кардинальном совершенствовании, в разработке в рамках общей теории профориентации таких самостоятельных теорий и методик, которые бы учитывали специфику ориентации на профессии физического и умственного труда и соответствовали актуальным социальным задачам... Здесь же отмечается: ориентация на рабочие профессии должна сопровождаться специальной целенаправленной работой по повышению их оценки, популярности, социальной значимости в общественном мнении; ориентация на подавляющее большинство рабочих профессий

I) Ориентация школьников на рабочие профессии в условиях всеобщего среднего образования. Журнал "Советская педагогика", № 2, 1983 г., с. 38-39. требует объединения усилий школы, ПЗУ и производства; - важным направлением подготовки учащихся к сознательному выбору профессии является их ориентация на поступление в средние ПТУ и ТУ, однако массовое сознание живет старыми представлениями, изменить которые не так-то просто. Следовательно, ориентация школьников на рабочие профессии требует не только специальной подготовки их индивидуального самосознания, но и предполагает одновременное комплексное воздействие на массовое сознание".

Указанные положения и составляют особенности процесса ориентации школьников на рабочие профессии в условиях всеобщего среднего образования, В частности, слабо разработаны организационно-педагогические условия профориентационной работы в школе и пути их создания, дидактические основы профориентационной работы учителей в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе.

Многие исследования не отвечают на вопрос, как ориентировать на рабочие профессии школьную молодежь, живущую в промышленно-ин-дустриальной зоне, каковы формы взаимодействия школ с крупными предприятиями в условиях современного города.

Научные рекомендации, содержащиеся в диссертациях, монографиях и в учебных пособиях слабо доходят до практических работников народного образования. Областные институты усовершенствования учителей недостаточно работают по обобщению и внедрению передового опыта лучших учителей школ районов и города, В настоящее время профориентацией учащихся занимаются: ПТУ, предприятия, ВУЗы, техникумы, школы, семья и другие учебно-воспитательные институты. И у каждого свой подход к практическому решению этой проблемы, различное понимание общественной потребности в профессиях. Ведомственная разобщенность между ними нередко создает искусственные барьеры, снижает эффективность работы, отсутствуют единые формы и методы работы со школьниками. Более того, каждое учебяо-воспита- тельное учреждение обладает своими специфическими потенциальными возможностями, но они недостаточно используются на практике. Отсутствует конкретная взаимосвязь и совместная профориентационная работа производственных коллективов и общеобразовательных школ.

Анализ состояния профориентации школьников показывает разобщенность и дублирование работы различными организациями; перегрузку воспитательных институтов несвойственной им работой; низкий методический уровень профориентационных мероприятий; перегрузку учащихся, обусловленную обилием всевозможных профориентационных мероприятий, и в результате дезориентацию их.

К сожалению, до сих пор мало издано методических разработок, определяющих содержание и преемственность всех звеньев, профориентации в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы. Профориентацией нередко занимаются люди случайные, ведущие работу на "любительском уровне", сводящие свою работу в основном к профпропагаяде.

Изучив опыт работы школ, районо, многих городов, областей и республик страны, можно сделать следующие выводы:

1, В настоящее время ещё не сложилась четкая районная и школьная системы профориентации. Не разработаны её организацион но-педагогические основы. Серьезные трудности возникают из-за отсутствия специально подготовленных кадров. В школе, районе, го роде нет такой штатной единицы, которая бы взяла на себя коорди нацию и руководство системой профориентации в целом. И если есть какие-то успехи в отдельных случаях, то они базируются на энту зиазме отдельных учителей, работников народного образования, ру ководителей предприятий,

2. Практические работники - учителя, классные руководители, организаторы внеклассной и внешкольной работы и другие остро нуж даются в добротных организационно-методических рекомендациях по _ .. -п.- .. . .. . .. совершенствованию форм и методов профориентационной работы, более эффективному использованию внеклассных и внешкольных форм, включения учащихся в трудовую деятельность, техническое творчество и т.д.

Педагогическая практика и исследования доказывают, что профориентационная работа в процессе обучения и воспитания требует четкого руководства ею со стороны администрации школы, районо, го-рояо, что усилия одного учителя, воспитателя в профориентации незначительны, поэтому профориентационная работа в школах нередко носит формальный характер.

Несмотря на имеющееся большое количество диссертаций по изучению профессиональных намерений учащихся, тем не менее эта проблема для общеобразовательных школ остается оотрой.

Наблюдается несоответствие между относительно высоким уровнем общеобразовательной подготовки молодежи и отдельными видами труда, характеризующимися известной бедностью функционального и интеллектуального содержания, однообразием, требующими больших физических усилий и поэтому молодые люди со средним образованием часто не желают заниматься такими видами труда, хотя производству нужны рабочие кадры. Это объясняется тем, что содержание абсолютного большинства уроков, предметных кружков, факультативов, внеклассных мероприятий тесно связано с интеллектуальной деятельностью и направлено в первую очередь на развитие интеллектуальных сил учащихся. Для воспитания интереса к массовым рабочим профессиям нужны иные формы проявления трудовой активности. Здесь недостаточно осознания своих интересов, склонностей, способностей, социальной позиции нужно ещё осознание своего долга перед обществом.

В условиях развитого социализма неуклонно расширяются функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определенному виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор его всестороннего развития.

Нерешенность вышеуказанных проблем обусловила выбор темы нашего исследования. Цель его: научно обосновать и разработать управляемую и поддающуюся контролю систему профориентационной работы педагогического коллектива общеобразовательной школы и органов народного образования.

При исследовании данной проблемы были определены объект и предмет исследования, сформулированы рабочая гипотеза и задачи исследования.

В качестве объекта исследования избран процесс профориентации учащихся в городских общеобразовательных школах.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профориентационной работы с учащимися городских общеобразовательных школ и рациональные пути их создания.

В своём исследовании мы исходили из предположения, что повышение эффективности профориентационной работы в городской средней общеобразовательной школе можно значительно повысить при следующих условиях: а) применение новых организационно-педагогических форм управ ления профориентационной работой в масштабах района и школы; б) оптимизация профориентационной работы учителей-предметни ков и классных руководителей; в) координация и управление совместной деятельностью школы, семьи, ПТУ, базового предприятия и общественности по подготовке учащихся к выбору профессии.

Под системой профориентационной работы следует понимать: - ознакомление учащихся всех классов с профессиями и специальностями народного хозяйства, науки и культуры в доступной для - ІЗ - каждой возрастной группы форме в процессе обучения, внеклассной и внешкольной работы; создание условий для проявления учащимися склонностей, способностей, дарований, целенаправленное воспитание профессиональных интересов, профессионального самоопределения, с соблюдением принципа приемственности; взаимосвязь с политехническим,трудовым обучением, идейно--политическим, патриотическим, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Осуществляется эта система профориентационной работы совместными усилиями школы, семьи, производства и общественности, объединяемых школьным советом и районным центром профориентации.

Исходя из вышеуказанного предположения, нами поставлены основные задачи исследования: дать анализ современного состояния профориентации учащихся в теории и на практике; разработать организационно-педагогические основы профориентационной работы с учащимися в масштабе школы и района; разработать педагогические условия, обеспечивающие оптимальную эффективность профориентационной работы в школе для учителей и классных руководителей; разработать содержание, формы и методы совместной деятельности школы, семьи, ПТУ и базового предприятия по профориентации учащихся; - проверить эффективность разработанных рекомендаций. Методологической основой работы послужило марксистско-ленинское учение о политехническом, трудовом обучении и воспитании. Автор руководствовался постановлением ЦК КПСС и Советского правительства о школе и народном образовании, материалами ХХУІ съезда КПСС. Теоретической основой научного по- иска явилось изучение трудов советских педагогов, посвященных проблемам трудового воспитания, политехнического образования, профориентационной работы школы.

В ходе исследования в качестве основных методов, отвечающих решению намеченных задач, были избраны:

I. Метод системного анализа,

2* Анализ педагогической, психологической и методической литературы, изучение диссертационных исследований.

Изучение опыта передовых школ и учителей, руководителей М7ПК, внешкольных учреждений города Харькова.

Проведение целенаправленных педагогических наблюдений: индивидуальные беседы с учащимися, учителями, классными руководите лягли, родителями, руководителями школ и внешкольных учреждений; посещение уроков, факультативов, занятий кружков, пионерских сборов и других внеклассных мероприятий профориентационного содержания.

Анкетирование, интервьюирование учащихся, учятелей-предмет-ников, классных руководителей, директоров общеобразовательных школ, директоров МУЖ, работников аппарата районо, родителей и других руководителей внешкольных институтов.

Анализ и обобщение опыта двадцатилетней педагогической работы диссертанта в общеобразовательных школах,

Опытно-экспериментальная работа в школах вместе с районо города Харькова и проверка практической ценности полученных результатов.

Особенностью предпринятого исследования является использование комплекса социологических, психологических и педагогических методов для получения данных, позволяющих осуществить как количественный, так и качественный анализ изучаемых явлений.

Исследование осуществлялось в три этапа: I) отбор материалов я их анализ - 1977 - 1980 г.г.; 2) опытно-экспериментальная работа - 1981 - 1982 г.г,; 3) обобщение получениях данных - 1982 -1983 г.г.

Научная новизна данного исследования состоит в системно-структурном я комплексном подходе к решению проблемы профориентациояной работы с учащимися городских общеобразовательных школ, определении и обоснования таких ещё не исследованных педагогических условий, которые способствуют повышению эффективности профориентациояной работы с учащимися. Это создание районного центра профориентации учащейся молодеет; руководство со стороны школьного совета системой профориентации учащихся; определение путей совершенствования профориентациояной работы учителей и классных руководителей, семьи и общественности, их совместной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке оптимальной организационно-педагогической системы управления и контроля профориентации учащихся. Её реализация в условиях городской общеобразовательной школы ведет кратчайшим путем к наиболее качественному решеняю задач по коренному улучшению профориентации школьников, предусмотренных "Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы", по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Разработанные нами педагогические рекомендации, указывают конкретные пути повышения эффективности профориентациояной работы в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе.

В настоящее время наши рекомендации внедрены в практяку школ я внешкольных учреждений города Харькова. Они могут принести пользу руководителям производств, МУЖ районов, районе, гороно, облоно. Нами определена оптнмальная взаимосвязь школы, семьи, ПТУ и производственных коллективов по осуществлению профоряентационной рабо- ты среди учащихся.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на районных семинарах города Харькова, Республиканских семинарах при КГПИ им. A.M. Горького, заседаниях кафедры методики физики КГІШ им. A.M. Горького, на заседаниях кафедры трудового обучения и черчения КИМ им. A.M. Горького, на заседаниях кафедры педагогики КГІШ им. A.M. Горького, на Республиканском семинаре (г. Славянок, 1979 г.), на отчетной научной конференции НИИ педагогики УССР (г. Киев, 5-6 января 1983 г.).

На защиту выносятся следующие основные положения: организационно-педагогические условия профориентации учащихся общеобразовательной школы; система организации руководства профориентационной работой с учащимися в масштабах школы и района.

Цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации.

Системно-структурнни подход к проблеме профориентации школьников

Профориентационная работа школы немыслима без учета воздействия социальной среды на школьника. Она должна йзть организована таким образом, чтобы субъективное воздействие и объективное влияние социальной среда дополняли друг друга в процессе формирования личности социалистического общества.

Социальная среда - это совокупность материальных условии и общественных отношений, и прежде всего главных видов этих отношений - экономических, социальных, политических и идеологических. В наше время это совокупность общественных отношений зрелого социализма, зафиксированных в Конституции СССР. Именно они определяют социалистический образ жизни.

Общественные отношения зрелого социализма выступают как объективная реальность, оказывающая громадное воздействие на формирование социалистического типа личности. "... Сущность человека, - писал К. Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1.

С позиции марксистско-ленинского учения определяющая роль социальной среды в воспитании подрастающего поколения состоит в трудовой подготовке учащихся и в воздействии социалистического трудового образа жизни на личность школьника.

Выпускник общеобразовательной школы может быть активно деятельным лишь в том случае, если в процессе его обучения в школе осуществляется связь учебы с общественно полезным трудом, формируются умения и навыки использования орз дий труда, наиболее рас I) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3. пространенных на современных промышленных производствах. Усвоить общественный опыт и реализовать свою собственную сущность школьник может посредством выполнения социальных ролей в процессе трудовой деятельности.

Социальный аспект исследования проблемы профориентации учащихся должен учитывать особенности взаимодействия коллектива и личности. Главным и определяющим здесь является положение о формирующем влиянии коллектива на личность. Учебный и трудовой коллективы выступают как воспитатели школьника, который включается в общественную деятельность прежде всего в процессе выполнения общественно полезного труда. Учет этого положения особенно важен в условиях современного научно-технического и социального прогресса в нашей стране, который вносит коренные перемены в характер труда.

Однако конкретное влияние социальной среды на личность старшеклассника может быть не только положительным, но и отрицательным. Известно, что субъективное влияние на личность старшеклассника оказывают не только дипломированные педагоги, но и самые широкие слои взрослого населения: работники производства, науки, культуры, сферы обслуживания, родители. Растет поток различных воздействий на школьника. Это и случайно услышанный разговор, и поведение родителей, и похвала учителя, и прочитанная книга, и героические примеры из жизни, из истории социалистического государства, и многое другое. Влияние социального окружения на личность старшеклассника можно представить в виде комплексной структурно-логической таблицы (см. схему 16 I).

Районный центр профориентации учащейся молодеет

В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается:

"Совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся. Активизировать деятельность межведомственных советов, городских и районных комиссий по профориентации молодежи.

Создать в порядке опыта в ряде городских и сельских районов центры профориентации для организации работы со школами, учащимися и родителями"1.

В настоящее время в нашей стране значительно оживилась как научно-исследовательская, так и практическая работа в области профориентации. Изучением различных аспектов данной комплексной проблемы занимаются экономисты и социологи, психологи и педагоги, врачи и физиологи и др. На базе научных достижений начала складываться определенная система профориентации учащейся молодежи. Накоплен и весьма ценный практический опыт подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (в республиках Прибалтики, Белоруссии, Московской, Ленинградской, Кемеровской, Свердловской, Харь I) Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва и в ряде других областеіі). Большое внимание вопросам профориентации стали уделять органы народного образования, предприятия и учреждения, колхозы я совхозы, а также средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Вопрос "кем и каким быть" стал чаще ставиться в произведениях литературы и киноискусства.

Значительный интерес представляет деятельность координационного совета по профориентации, созданного при Ленинградском Горкоме КПСС, массовый опыт Кемеровской области по развертыванию работы бюро, пунктов, кабинетов и уголков профориентации на производстве, в школе, в институте усовершенствования учителем. Больших успехов на пути к созданию единой службы профориентации достигли Литва и Латвия. Руководство и координация всей профориента-ционнои работой здесь осуществляется межведомственными районными, городскими и республиканскими советами. Однако это лишь первые успехи.

Б книге Э.К. Васильева (гл.ред.) и другие "Школа-ПТУ-завод" (222) описывается опыт работы ленинградцев по проблеме координации усилий различных ведомств, участвующих в подготовке молодежи к труду и выбору профессии. Описывая положительный опыт работы Латвийской ССР С.її. Чистякова в своей книге (220) отмечает, что сложившаяся в каждом районе Риги система по профориентации направлена на формирование у школьников общественно значимых мотивов выбора профессии, самостоятельности в определении своего призвания, на включение их в активный трудовой процесс. Руководит проф-орнентационной работой районный совет профессиональном ориентации учащейся молодежи и содействия трудовому устройству выпускников средних общеобразовательных школ. Состав совета утверждается на заседании исполнительного комитета Ленинградского районного Совета народных депутатов.

Условия повышения эффективности профориентационной работы учителей в процессе изучения основ наук

Профориентапдонная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, в тотл числе на зароке.

Главным средством профориентации служат уроки всех учебных предметов, факультативы, спецсеминары и спецпрактикумы. На уроках у школьников формируется интерес к знаниям, конкретным наукам, к трудовой деятельности людей и их профессиям. По этому поводу Министр просвещения СССР М.А. Прокофьев отмечает: "Надо ориентировать учителей всех предметов так, чтобы тема труда была объектом их постоянного внимания. Каждый учитель через свой предмет раскрывает необходимость и величие труда, способствует трудовому воспитанию" .

Шевченко П.И. в своей диссертации совершенно справедливо подчеркивает: "Эффективность профориентационной работа повышается в том случае, когда она осуществляется в процессе целенаправленной учебной деятельности, когда выработана четкая систеш информации на каждом уроке о тех профессиях, которые необходимы городу, району; составление календарных планов с учетом окружающей среды оказывает учителю помощь в этой работе.

Эффективность профессиональной информации в процессе изучения основ наук возрастает в том случае, когда учителя хорошо ознакомлены с потребностями в кадрах, знают профессиограммы и формируют профессиональную направленность у учащихся, исходя из производственного окружения, применяют более прогрессивные Форш

I) Прокофьев А.А. Готовить к кязня и трз ду. Агитатор, 1978, JS 6, с. 38-42. - 85 я методы. профориентационная работа должна органически вписываться в процесс преподавания предметов, осуществляться на широкой политехнической ОСНОВе И ТРУДОВОМ ВОСПИТаНЯИ, СВЯЗИ Обучения С ЕИЗ нью, с практикой, формированием готовности у учащихся к выбору рабочей профессии с учетом потребности конкретного экономического района".

Ю.П. Аверичев, обобщая передовой опыт общеобразовательных школ страны, отмечает: "Формирование у учащихся готовности к сознательному и самостоятельному выбору профессии осуществляется в процессе изучения основ наук... Роль предметов естественно--математического цикла в профориентации заключается в первую очередь в формировании у учащихся знаний о научных основах современного производства, в расширении их политехнического кругозора" (112, с. 56-57).

Анализ литературы и научных исследований по данной тематике позволяют сделать следующие выводы: постановка профориентации в общеобразовательных школах раскрывается без выявления коренных причин её слабых мест; не показана глубина потенциальных возможностей учебных предметов по повышению эффективности профориентации в общеобразовательной школе; не определены основные формы и методы профориентационной деятельности учителей-предметников в учебном процессе; слабо отражены мекпредметнне связи в преподавании основ наук, нет системы профориентационной работы в учебном процессе.

Учителя-предметники испытывают острую потребность в методических рекомендациях по определению объёма, содержания, методов и приёмов включения в урок профориентационного материала. Это необходимо для координации профориентационной работы всех учителей и приведения ее в определенную систему.

Реферат

«Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования»

Выполнила: Иванова С.М


1. Способы повышения качества профориентационной работы

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

4. Заключение

5. Список использованной литературы


1. Способы повышения качества профориентационной работы

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает:

1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций.

3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования.

5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.

Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области.

В результате чего, складывается следующая ситуация:

По окончании учебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений.

Из них 77% поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом 54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям для поступления в ВУЗ.

23% намерены получать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% - из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% - с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году в регионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учреждений начального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов – из образовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов.

На региональном рынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированных рабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаев начинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работать на производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений, составляя 34% безработного населения области.

Данные показатели свидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательном пространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорных представлений родителей, требуют активизации профориентационной работы среди школьников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведений области. При этом программы профориентационной работы должны содержать следующие технологии:

Определение и обеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона;

Определение текущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе;

Профдиагностика и оценка качеств учащихся как будущих специалистов;

Повышение эффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных и адаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи.

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на:

Средствах профориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт, интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованные специальности;

Профессиографическое моделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области;

Технологии образовательного, медицинского, социально-психологического, психофизиологического профотбора учащихся;

Индивидуально-ориентированные модели трудовой мотивации.

2. Направления профориентации

Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления:

Работа с учащимися школ

Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников.

Работа с учащимися

Связана с социальной адаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок, направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней.

Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:

1 этап – профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям;

2 этап – анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями;

3 этап – проведение стартового методического семинара со специалистами и центра профориентации по выработке результативных форм профориентационной работы;

4 этап – проведение профориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методических семинаров с педагогами ОУ.

Итог работы за год – получение обратной связи и ожидаемых результатов:

Для учащихся:

Повышение уровня мотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональную деятельность на 40%

Рост сформированности позитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%.

Получение более полной и качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях, индивидуальных возможностях и способностях.

Рост уровня адаптации к профессии и трудовой деятельности на 35%.

Использование результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики.

Укрепление системы взаимодействия со школами и социальными партнерами.

Привлечение большего количества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям.

Профотбор и подготовка более ориентированных на трудовую деятельность специалистов.

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.

Работа на данном этапе включает:

1. Составление с учащимися плана самоподготовки

2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.

3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.

5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.

Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений

2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути

3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.

4) случайные мотивы выбора профессии

5) неуверенность в своих силах.

В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.

Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта: глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей, умения учитывать возрастные особенности учащихся, составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.

ЖОЛОВАН С.В. Кандидат педагогических наук, доцент,
Ректор Санкт-Петербургской академии постдимломного педагогического образования

Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы по рабочим профессиям.

В связи с этим важное место в работе педагогических коллективов уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:

Достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

В ГОУ НПО и СПО систематически используются разнообразные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, по мнению работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 1).

Из данной диаграммы видно, что во всех образовательных учреждениях распространяется рекламная продукция и размещается информация на сайте. Однако результаты исследования выявляют их самую низкую результативность (распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте по 19%). Эффективность проведения Дней открытых дверей самая высокая (52%), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Низкая эффективность презентации образовательного учреждения в школах (30%), экскурсий в ГОУ НПО и СПО (22%) и выступлений на родительских собраниях (22%) обусловлена недостаточной заинтересованностью школ и гимназий города в совместной с учреждениями начального и среднего профессионального образования профориентационной работе. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали – 45%, профессиональные пробы – 33%, мастер-классы – 30%).

Исследование мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии обучающихся на 1-5 курсах (диаграмма 2) определяет приоритетные направления профориентационной работы.

Анализ диаграммы показывает, что:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно и осознано (42,6%);
- существенное влияние оказали родители (22,3%) и друзья (17,3%);
- заработная плата в выбранной отрасли не является определяющим мотивом выбора профессии (8,2%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (14,5%);
- необходимо обратить внимание на то, что рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО недостаточно эффективна (3,5%).

Данные результаты находят подтверждение при исследовании мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии первокурсников 2010-2011 учебного года:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно (39%) или на их выбор оказали влияние родители, другие члены семьи и родственники (36%);
- существенно влияние на выбор профессии друзей и соседей (19%);
- возможность получать хороший заработок по окончании обучения является для первокурсников одним из определяющих мотивов (36%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (легко поступить – 15%, легко учиться – 10%, не поступил(а) в ВУЗ, колледж – 10%, решил(а) поступать за компанию с друзьям – 8%);
- рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО незначительно повлияла на выбор первокурсников (рекламные материалы образовательного учреждения (буклеты, памятки и т.п.) – 6% , СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) – 3%, реклама образовательного учреждения, размещенная на транспорте и т.п. – 2%).

Для эффективной подготовки специалистов необходимо партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями. Результаты исследования показывают, что в этом направлении профориентационная работа недостаточная с точки зрения влияния на профессиональный выбор абитуриентов (влияние школьных учителей – 6%, педагогов дополнительного образования – 5%, психологов (профконсультантов) – 4%).

Анкетирование первокурсников позволяет определить, из каких источников они узнали о конкретном образовательном учреждении (диаграмма 3).

Из данной диаграммы видно, что информация в справочнике для поступающих в учреждения профессионального образования (27%) и от друзей, знакомых, соседей (23%) является определяющей. Необходимо отметить, что 51,6% обучающихся в ГОУ НПО и СПО посоветовали бы своим друзьям поступать в образовательное учреждение, в котором они получают профессию (специальность).

На базе 70% ГОУ НПО и СПО созданы профориентационные агитбригады, но только 50% хотели бы принять участие в городском конкурсе агитбригад в 2011 году. Дни открытых дверей, которые проводятся регулярно, недостаточно эффективны (14%), как и сайты образовательных учреждений (15%), посещения школ представителями образовательного учреждения (12%), участие в различных профориентационных мероприятиях(8%), ярмарки вакансий учебных мест в районе (7%), что совпадает с мнением работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Проведенные исследования позволяют определить ожидания обучающихся от образовательных учреждений (диаграмма 4).

Приоритетными являются получение профессии, прочные знания по предметам и умение самостоятельно мыслить. Так же отмечаются возможность гарантированного устройства по окончании обучения и опыт общения с людьми. Выбранную профессию (специальность) считают востребованной на рынке труда 24% первокурсников. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь востребованности профессии (специальности) на рынке труда с удовлетворенностью выбранной профессией (специальностью) (диаграмма 5).

В процессе обучения наблюдается положительная динамика по вопросу востребованности профессии (специальности) на рынке труда. 52,2% обучающихся в ГОУ НПО и СПО считают, что будущая профессия (специальность) очень востребована, 27,4% - что востребована недостаточно, 4% - что будет востребована очень скоро. Однако 6,4% считают, что совершенно не востребована. Эти данные соответствуют уровню удовлетворенности выбранной профессией (61,6% - довольны своим выбором, 27,1% - еще не определились в своем отношении к выбранной профессии (специальности), 6,4% - абсолютно все равно и 4,3% - разочарованы в выборе).

По результатам исследования определены мероприятия, проводимые образовательными учреждениями профессионального образования для решения нескольких взаимосвязанных задач:

Утверждение обучающихся в правильности выбора профессионального образования (диаграмма 6);
- социальная и профессиональная адаптация в ходе образовательного процесса к рынку труда (диаграмма 7);
- трудоустройство по полученной профессии (диаграмма 8)

Анализ диаграммы показывает, что для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования:

Организуются экскурсии на предприятия города (100%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства (63%);
- различные творческие конкурсы и встречи с выпускниками (по 45%).

Результаты анкетирования работников ГОУ НПО и СПО свидетельствуют о том, что так же проводятся классные часы, беседы мастеров производственного обучения, посещение музеев, временное трудоустройство по выбранной профессии в свободное от учебы время, анкетирование и тестирование обучающихся (по 27%).

Анализ диаграммы показывает, что для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда:

Проводится обучение по курсу «Основы поиска работы и трудоустройства» (100%);
- организуются экскурсии на предприятия (63%);
- осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся во время производственной практики (55%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи выпускников с работодателями и представителями Центра занятости, анкетирование и тестирование обучающихся (по 36%);
- оказывается содействие временному трудоустройству обучающихся, и проводятся различные имитационные, деловые, организационно-деятельностные игры (по 27%);
- проводятся беседы с учащимися о перспективах развития отрасли, мониторинг вакансий и заработных плат (по 18%).

Анализ диаграммы показывает, что для трудоустройства по полученной профессии:

Проводятся собеседование работодателей с выпускниками и встречи с представителями социальных партнёров (91%);
- информируют выпускников о вакантных рабочих местах на предприятиях (73%);
- заключаются долгосрочные договора с предприятиями на подготовку, стажировку и трудоустройство выпускников (63%).

Результаты исследования определяют основные проблемы в профориентационной работе, по мнению работников учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 9).

Из данной диаграммы видно, что основные проблемы в профориентационной работе следующие:

Не создаются условия для профориентационной работе в школе для представителей ГОУ НПО и СПО (67%);
- недостаточно методической продукции по вопросам организации и проведения профориентационной работы (37%);
- использование в профориентационной работе только традиционных форм и методов (15%);
- недостаточный уровень профессиональной компетентности работников учреждения по вопросам профориентационной деятельности (12%).

Исходя из данных диаграмм, необходимо обратить внимание на мероприятия по психологическому сопровождению для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования, для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда, для трудоустройства по полученной профессии.

Несмотря на недостаточную эффективность, в 2010-2011 учебном году на базе образовательных учреждений планируются аналогичные профориентационные мероприятия. 30% не планируют проводить встречи с успешными работниками производства и лицами, достигшими значительных успехов в трудовой деятельности, окончивших ОУ НПО и СПО и начавших свою трудовую карьеру с рабочих профессий. 33% планируют приглашение только тех, с кем ранее проводились подобные встречи. 10% проводят подобные мероприятия только с выпускниками, которые в настоящее время работают в том же ГОУ НПО и СПО.

Результаты исследования позволяют обобщить предложения от образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по повышению эффективности профориентационной работы (диаграмма 10).

Исходя из данной диаграммы видно, что целесообразно решение следующих вопросов:

Создание более благоприятные условия для профориентационной работы в 9-11 классах школ и гимназий города (42%);
- разработка методических рекомендаций для школ и учреждений НПО и СПО с конкретными предложениями для обеих сторон (30%);
- организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по вопросам профориентации с представителями школ, с работодателями (23%);
- дополнительное финансирование профориентационной работы (18%);
- повышение квалификации специалистов (18%);
- создание общего сайта с форумом (18%);
- информирование в СМИ о мероприятиях, которые проводятся в ГОУ НПО и СПО (6%);
- издание сборника действующих нормативных документов (6%).

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.



error: Content is protected !!