Электронный бюджет регистрация пользователя роли. Как работает система «Электронный бюджет
Государственная информационная система «Электронный бюджет» создана Министерством финансов РФ. Что такое «Электронный бюджет», какова её структура и как с ней работать, расскажем в статье.
Что такое «Электронный бюджет»
Это государственная интегрированная информационная система. Её работе посвящено постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658. Система была создана для того, чтобы обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. С помощью «ЭП» происходит управление государственными и муниципальными финансами.
Среди задач системы выделяют:
- обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
- размещение информации о финансовых результатах в открытом доступе;
- обеспечение связи между бюджетным процессом и планирование закупок.
Субъектами системы являются:
- органы госвласти и местного самоуправления;
- бюджетные учреждения;
- прочие юрлица, которые получают бюджетные средства;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- иные участники бюджетного процесса;
- заказчики по Закону № 223-ФЗ.
Структура
Разберем, из каких подсистем состоит система:
- бюджетного планирования;
- управления расходами и доходами;
- управления денежными средствами;
- управления закупками;
- управления госдолгом, финансовыми и нефинансовыми активами;
- управления оплатой труда;
- финконтроля;
- ведения нормативной справочной информации;
- учета и отчетности;
- информационного обеспечения;
- управления нацпроектами.
Заказчики по 44-ФЗ размещают планы-графики при помощи подсистемы «Управление финансами». Бюджетные и автономные учреждения на федеральном и муниципальном уровне и другие заказчики могут формировать и публиковать планы-графики непосредственно в ЕИС. Но документы нужно дублировать в ЭБ и передавать в казначейство.
Предложения формируйте по карточкам укрупненных закупок. Для этого войдите в личный кабинет Электронного бюджета, в подсистему управления закупками. Предложения необходимо утвердить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств – ГРБС.
Как сформировать предложение и что делать, если возникнут ошибки, читайте в рекомендации.
Что такое «Электронный бюджет» и как с ним работать
Регламент подключения смотрите в письме Минфина РФ от 17.06.2016 № 21-03-04/35490. В первую очередь в организации следует выпустить приказ о назначении лиц, ответственных за работу в системе «Электронный бюджет» и размещение документации. Далее по инструкции (которую можно найти на сайте Минфина) подготовьте рабочее место к работе с ГИИС «ЭБ». У каждого работника должен быть ключ ЭЦП. Если сотрудники работают в ЕИС, новые ключи не нужны. После установки драйверов и программ направьте заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291 от 20.10.2016).
К заявке приложите приказ о назначении сотрудников, ответственных за работу в системе, файлы сертификатов ЭЦП, согласия работников на обработку персональных данных, а также доверенность по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490 от 17.06.2016). Заявка подается в Территориальный орган Федерального казначейства.
Дождитесь проверки документов, установите на рабочем месте СКЗИ, зарегистрируйте новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и определите роли каждого работника в системе.
Уполномоченных лиц в системе регистрируют по заявкам федеральных органов власти или органов власти субъектов.
Формирование плана-графика в системе «Электронный бюджет»
Зайдите в раздел, посвященный планированию, и выберите подраздел «План-график закупок». Нажмите на кнопку «Создать новый документ». Откроется формуляр в статусе «Черновик», содержащий следующие вкладки:
- «Основные сведения»;
- «Позиции плана-графика закупок»;
- «Особые закупки»;
- «Итоги по КБК»;
- «Итоги КВР»;
- «Итоговые показатели плана-графика закупок»;
- «Обоснование закупок»;
- «Лист согласования»;
- «Ошибки и предупреждения».
На вкладке «Основные сведения» вносится общая информация о документе, сведения о заказчике, должностном лице, ответственном за формирование плана-графика, о руководителе и т.д. В общей информации указывают плановый период, номер документа, номер версии плана-графика, номер в ЕИС, дату создания, дату утверждения.
На вкладке «Позиции плана-графика закупок» видим таблицу с информацией о позициях, включенных в план-график закупок. Чтобы добавить новую, нажмите на кнопку «Включить позиции плана-графика закупок».
Чтобы получить сведения о бюджетных ассигнованиях в Электронном бюджете, авторизуйтесь и войдите в подсистему управления закупками. Если предложения по закупкам превысят предельные объемы ассигнований, система выдаст предупреждение – необходимо внести правки в укрупненные закупки.
Как сделать, чтобы предложения по закупкам соответствовали ассигнованиям, читайте в рекомендации.
Вкладка «Особые закупки» заполняется, если в плане-графике есть следующие виды закупок:
- лекарственные препараты (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ);
- ТРУ, не превышающие 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- ТРУ, не превышающие 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- содержание и ремонт нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- служебные командировки, проведение культурных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- преподавательские услуги (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- сбор и обработка первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- услуги по предоставлению права на доступ к информации (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Далее идет вкладка «Итоги по КБК». Там отображается информация о суммах позиций плана-графика закупок по КБК. Поля и таблицы на вкладке заполняются автоматически и недоступны для редактирования. Вкладка «Итоги по КВР» также заполняется системой автоматически.
На вкладке «Итоговые показатели плана-графика» указывается:
- НМЦК всех позиций по контрактам, заключенными с единственным поставщиком, и особых позиций плана-графика (если информации нет, здесь и дальше проставляются нули);
- сумма НМЦ контрактов, заключенных по итогам запроса котировок;
- общая сумма планируемых платежей;
- общая сумма планируемых платежей по закупкам путем запроса котировок;
- совокупный годовой объем закупок.
Для отправки версии плана-графика в ЕИС выберите запись в статусе «Утверждено» и нажмите на кнопку «Направить на контроль и размещение в ЕИС».
Вложенные файлы
- Инструкция по подключению к подсистеме.doc
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 гг. прозвучала такая важная задача, как утверждение и реализация Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет ». Концепция была разработана Министерством финансов РФ и 20 июля 2011 года одобрена распоряжением Правительства РФ.
Является составной частью электронной модели государственного управления и подчиняется общим принципам и основным направлениям реализации политики информатизации в сфере государственного управления.
Концепцией создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет » предусматриваются следующие направления :
– создание и внедрение единой системы формуляров , используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
– переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;
– автоматизация учетной деятельности , а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
– интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
– обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
– обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Функциональные возможности системы «Электронный бюджет» позволят использовать единые для всех пользователей портальные решения, систему формуляров, реестры и классификаторы, что в свою очередь создаст условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).
На основе перехода к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов появится возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность и предоставлять их различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме, в том числе с использованием мобильных устройств.
Все органы государственной власти и федеральные государственные учреждения должны стать пользователями системы «Электронный бюджет ». Кроме того, система «Электронный бюджет » будет предоставлена на безвозмездной заявительной основе всем органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям сектора государственного управления, в том числе по модели «программное обеспечение как сервис ». Каждому пользователю (вне зависимости от его территориальной удаленности) будет предоставлен интерактивный доступ к информационным ресурсам, в том числе с мобильных устройств.
При проектировании и разработке системы «Электронный бюджет » соблюдаются следующие принципы создания технической архитектуры :
– централизованные или облачные технологии хранения и обработки информации;
– использование интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных;
– создание стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов с другими (внешними) системами в рамках системы «Электронный бюджет», основанных на открытых промышленных стандартах межсистемного взаимодействия;
– обеспечение готовности технической инфраструктуры к развитию в части расширения функциональности, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов;
– унификация интерфейсов для обеспечения всех видов взаимодействия с системой и ее компонентами на основе единых унифицированных правил;
– обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости.
Полномасштабное внедрение системы «Электронный бюджет » планируется завершить к 2015 году.
Реализация основных направлений создания и развития системы «Электронный бюджет » будет способствовать координации деятельности органов государственной власти, достижению гармонизации и упрощению управленческих и учетных операций, повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.
Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/#ixzz4IoLbvTIZ
Информационная система принимает сертификаты электронной подписи УЦ СКБ Контур без соглашения о сотрудничестве. УЦ СКБ Контур не может гарантировать, что сертификат будет приниматься информационной системой на протяжении всего срока действия
Электронная подпись для работы с Единым порталом бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
- Квалифицированный Классик Электронная подпись для основных бизнес-задач: взаимодействие с государственными информационными системами, сдача отчетности, регистрация онлайн-касс, участие в торгах, получение финансовых услуг.
- Квалифицированный для маркировки Электронная подпись для маркировки подойдет для регистрации в Национальной системе цифровой экономики Честный ЗНАК, постановки на учет онлайн-кассы в ФНС и работы на других государственных порталах. 3000 цена за 1 год и доп. услуги
- Электронная подпись 3.0 на 1 год 5900 цена за 1 год и доп. услуги
- Электронная подпись 3.0 на 6 мес. Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам - в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов. 3700 цена за 6 месяцев и доп. услуги
- ТриО: торги банкротов Подпись для тех, кто покупает имущество должников на электронных торгах. Базовая комплектация подходит для участия в торгах банкротов на ЭТП Фабрикант, uTender и Центр реализации.
- ТриО: коммерческие торги Одна электронная подпись для государственных и коммерческих торгов. Включает в себя OIDы для работы на трех крупнейших площадках Газпромбанк, B2B-center и Фабрикант. 11300 цена за 1 год и доп. услуги
- Электронная подпись 3.0 на 3 мес. Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам - в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов. 2500 цена за 3 месяца и доп. услуги
- Квалифицированный Росреестр Сертификат для электронного портала Росреестра позволит оперативно отправлять запросы и получать необходимые данные в электронном виде.
- Квалифицированный ФТС Cертификат электронной подписи подходит для работы с порталом Федеральной таможенной службы и основными государственными информационными системами, а также для организации закупок по 223-ФЗ. 3400 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный Росаккредитация Комплексное решение для взаимодействия с ФГИС Росаккредитация, которое соответствует всем техническим требованиям информационной системы. 20900 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный СМЭВ Электронная подпись для работы в Системе межведомственного электронного взаимодействия и на государственных электронных порталах. 2000 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный ГИС ГМП Электронная подпись для работы в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. 3000 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный КС2 Сертификат электронной подписи подходит для работы в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и автоматизированной системе анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ) 3400 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный для раскрытия информации Сертификат электронной подписи для использования на порталах по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг 3400 цена за 1 год и доп. услуги
- 3400 цена за 1 год и доп. услуги
- Квалифицированный для медицинских организаций Республики Башкортостан Сертификат электронной подписи для медицинских организаций Республики Башкортостан для оформления электронных листков временной нетрудоспособности 800 цена за 1 год и доп. услуги
" № 5/2012
До 2015 года система электронного бюджета объединит все министерства и ведомства РФ и все организации, входящие в их структуру. Единое и общее киберпространство, где ответ на запрос предоставляется быстро, а информационная система каждой организации является частью единого электронного организма, сегодня многим руководителям кажется виртуальной реальностью. Компьютеры в их учреждениях «пугаются» даже Microsoft Word, не говоря о сложном программном обеспечении. Но тем не менее средства под «электронный бюджет» выделены, законодательные нормативы разрабатываются, задания по внедрению на всех уровнях розданы. Что нас ожидает?
Переход на электронный бюджет (ЭБ) – требование времени и международных стандартов. Внедрение системы ЭБ является частью проекта «Электронное государство».
Международные стандарты – электронные
Принципы «Электронного государства» сформулированы в рамках международной инициативы «Партнерство – открытое правительство». Они заключаются в прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная министерством или ведомством и заканчивая бюджетной организацией , а также в участии граждан, общественных институтов, бизнеса в каждом этапе формирования и утверждения аудита финансовой информации. «Все это дает возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом, а значит, повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств» .
О важности проекта говорит тот факт, что в рейтинге электронных правительств, который ежегодно с 2003 года проводит ООН, Россия в 2012 году поднялась на 27-е место с 59-го места, которое она занимала в 2010 году. Об этом на заседании Президиума Правительства РФ 15 марта сообщил В. В. Путин.
Министр связи и массовых коммуникаций И. О. Щеголев уверен, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, Россия сможет войти в двадцатку.
Создатели системы ЭБ изучили опыт более десяти стран, провели встречи с разработчиками и пользователями подобных систем в Бразилии и Франции, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, консультации с ведущими специалистами Всемирного банка, изучили опыт применения корпоративных систем управления финансами и региональный опыт.
Структура системы «Электронный бюджет» включает 12 подсистем :ведение реестров, бюджетного планирования, управление доходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, расходами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение, а также единый портал бюджетной системы РФ. На этом портале, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, финансовом состоянии публично-правовых образований, расходах на реализацию государственных и муниципальных программ. Информацию планируется использовать в федеральных органах исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях и предоставлять как сервис субъектам РФ и муниципальным образованиям, их учреждениям.
Врезка
Принцип единства бюджетной системы РФ означает в том числе единство:
- принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
- форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации;
- порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов;
- ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов .
Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р . Концепция разработана в соответствии с положениями Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р .
Понятно, доступно, для всех
Внедрение системы ЭБ должно достичь три взаимосвязанные цели. «Во-первых, сделать открытым не только результат финансово-хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения. Не только открыть документы – отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений .
Вторая задача – связать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, сделать ее доступной для конкретного пользователя .
Следующая задача – переход от локальных информационных систем каждого учреждения к использованию так называемых облачных технологий, которые создают единую систему для всех участников бюджетного процесса по единым правилам . У нас сейчас в бюджетном учреждении на каждом столе стоит персональный компьютер, который, по сути, закрывает всю сеть, не дает возможности пользователям участвовать в едином пространстве, которое может быть создано при помощи облачных технологий. Более 20 000 учреждений на федеральном уровне расходуют миллиардные средства для приобретения, доработки и ежегодного сопровождения бухгалтерских программ. Система ЭБ позволит создать единый программный продукт, который может быть использован всеми участниками бюджетного процесса, и этот продукт будет доступен для его использования в системе Интернет » .
Информационные изменения в управлении финансами
Критерии |
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
Открытость |
Бумажный отчет |
Электронный документ |
Открытость процессов в режиме реального времени |
Информационные технологии |
Отсутствие автоматизации |
Локальные информационные системы |
Облачные технологии, единая информационная среда |
Аудитория |
СМИ, граждане |
Что написано, будет оцифровано
Для того чтобы ЭБ стал действительно эффективным инструментом, необходимо перевести в электронную форму, то есть дематериализовать все носители информации . А. Г. Силуанов отметил: «У нас до сих пор еще первичные документы составляются в бумажном виде, подшиваются в папки, которые могут храниться несколько десятков лет. Необходимо создать электронные формуляры, правила заполнения которых являются обязательными и сертифицированы по единым реестрам и единым классификаторам. Это как раз обеспечит сопоставимость информации, возможность ее использования всеми участниками процесса. Сегодня зачастую бывают проблемы найти и сопоставить нужную информацию, поскольку ведется несколько баз данных. В результате возникают трудности с классификацией объектов. Из-за того что нет сопоставимости кадастров, земельного имущества кадастра, мы имеем проблемы с введением налога на недвижимость, не говоря уже о тех классификаторах, которые существуют в различных информационных ведомствах» .
Информация без деформации
При переходе на ЭБ необходимо также обеспечить однократность ввода информации . Информация должна создаваться в системе один раз в момент совершения события, в дальнейшем только использоваться. Как раз это и будет гарантировать достоверность информации , отсутствие так называемых «грязных данных». Например, если министерство или ведомство выходит с заявкой на финансирование покупки автомобиля, марка автомобиля и другие необходимые данные будут зафиксированы в заявке. Заявка попадает на рассмотрение, по ней примут решение, осуществится закупка, постановка на учет, использование, списание автомобиля, а информация, которая была введена при составлении заявки, будет сопровождать товар на протяжении всей «жизни». И, закупая, например, «ВАЗ», организация не сможет в конечном счете приобрести «Мерседес», что зачастую бывает.
Как сделать больше и проще
При переходе на ЭБ необходимо обеспечить максимальную автоматизацию операций . Для обработки информации в режиме реального времени средствами самих информационных систем, исключением дублирующих процедур потребуетсяразработать стандарты бизнес-процессов: регламента, формирования бюджетных заявок, рассмотрения и т. п.
Проиллюстрировать эффект внедрения информационных технологий можно на примере Федерального казначейства, которое, автоматизировав операции по движению денежных средств на счетах участников бюджетного процесса, получило следующие результаты : число счетов по учету доходов сократилось с 4 400 до 83, что позволило высвободить более 8 000 сотрудников из 10 000, выполняющих эти функции. Количество операций, выполняемых одним специалистом, увеличилось в два раза. Сократились расходы на бумагу, ликвидированы транспортные и временные издержки на посещения, а скорость обмена информацией выросла до 30 раз.
Автоматизация бизнес процессов ведет к специализации функций, что, в свою очередь, обеспечивает сокращение издержек, повышение эффективности . А. Г. Силуанов сообщает: «Например, бухгалтерский отчет участников бюджетного процесса – это сотни тысяч задействованных бухгалтерских работников, все это может делать Казначейство. Такую задачу мы поставили себе в рамках ЭБ. Сегодня в крупных компаниях, например IBM, заработную плату 400 000 сотрудников в Словении начисляют всего 360 специалистов. При аналогичном подходе заработную плату 600 000 федеральных госслужащих смогут рассчитывать не более 1 000 сотрудников Казначейства. А сейчас это делают более 10 000 специалистов-расчетчиков. То есть эффект мы можем достичь десятикратный».
Эффективнее, когда сообща
Создание системы ЭБ потребует межведомственного взаимодействия , поскольку она должна стать эффективным инструментом для каждого участника бюджетного процесса. Поэтому данные системы ЭБ будут интегрированы с данными других электронных систем . Например, с данными реестра федерального имущества. Сведения о любой закупке, осуществляемой за счет средств бюджета, автоматически будут поступать в информационный ресурс госимущества и там, соответственно, учитываться как имущественный актив государства. ЭБ будет связан с сайтом госзакупок, федеральным порталом управленческих кадров и т. д., будет охватывать все системы субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Создание единой системы повысит эффективность управления государственными и муниципальными финансами. Контролирующие органы в режиме реального времени смогут смотреть первичные документы, что исключит командировки. Финансисты сократят время на подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой статистической отчетности . Например, срок формирования финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления планируется сократить в полтора раза.
Министерствам для получения бюджетной информации со всей территории не нужно будет рассылать, собирать и обрабатывать отчеты. Достаточно будет воспользоваться данными из ЭБ. Время обработки документации федеральных организаций сектора государственного управления сократится на 30%.
Секретов нет!
Сделать доступным в режиме реального времени электронные данные всем заинтересованным пользователям являетсячетвертой задачей перехода на ЭБ. «Например, если граждане знают, что дом их должен быть капитально отремонтирован, они могут найти соответствующие ассигнования в бюджете, посмотреть, сколько выделено средств на очередной финансовый год, как они используются. Это как раз будет контроль граждан за деятельностью органов власти» .
Примером доступности и понятности может служить официальный сайт госзакупок – www.zakupki.gov.ru. С внедрением ЭБ эта информация будет связана и с бюджетными данными. А. Г. Силуанов отмечает: «А если мы в типовом госконтракте еще и пропишем необходимость раскрытия информации всех подрядчиков, субподрядчиков о цене закупки, сколько стоят те или иные материалы, используемые конечным потребителем при продаже товара или услуге государству, то механизм определения ценообразования на приобретаемые государством товары и услуги будет еще прозрачнее и понятнее».
К сведению
Операционная эффективность ЭБ – это :
1) скорость:
- автоматическое генерирование управленческих и бухгалтерских документов;
- улучшение работы с документами (сортировка, поиск…);
- сокращение времени подготовки отчетности;
- совместный доступ к хранимым первичным документам;
2) качество:
- упрощение операций;
- однократный ввод информации (меньше ошибок);
- регистрация и отслеживание информации в реальном времени;
- большая безопасность при обмене документами;
3) экономия:
- экономия бумаги;
- сокращение численности сотрудников;
- сокращение расходов на печать, архивирование, хранение;
4) удобство:
- автоматизация отдельных видов контроля;
- удобство обмена данными;
- упрощение номенклатуры первичных документов;
- сокращение сроков обработки и производства платежей.
Электронный бюджет – план наступления
Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок реализации – до 2015 года .
К сведению
«Дорожная карта» системы «Электронный бюджет» :
- 2012 год – переход на единые реестры и классификаторы, апробация первых подсистем системы ЭБ;
- 2013 год – создание единого портала бюджетной системы – www.budget.gov.ru;
- 2014 год – переход на ведение бухгалтерского учета в системе ЭБ;
- 2015 год – полномасштабное внедрение проекта на федеральном уровне. Предоставление сервиса для субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Первая очередь системы ЭБ заработает в 2012 году. К этому времени будут реализованы следующие подсистемы: информационно-аналитическая, ведения реестров и формуляров, учета и отчетности, управления кадрами, закупками, нефинансовыми активами.
На втором этапе, в 2013 году, подсистемы первой очереди будут переданы в эксплуатацию в пилотные органы государственной власти РФ и ряд субъектов РФ. По отдельному графику будет проходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти. С 2014 года планируется передача в эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами, а с 2015 года – подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.
До 2015 года будут созданы формуляры, реестры, классификаторы, нормативная правовая база, единый портал бюджетной системы, а также обеспечено информационное взаимодействие с внешними системами.
К сведению
Преимущества системы ЭБ :
1) для государственных (муниципальных) учреждений:
- экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;
- ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;
2) для главных распорядителей бюджетных средств:
- возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями (ПО) в единой базе данных;
- возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета ПО;
- оперативный мониторинг хода исполнения бюджета ПО;
- возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;
3) для руководителей и менеджеров:
- возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в онлайн-режиме;
- контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в онлайн-режиме;
4) для бюджетной системы:
- применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
- отсутствие дублирования информации;
- экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ специалистов;
5) для населения: возможность контролировать процессы планирования исполнения бюджета.
Из выступления министра финансов А. Г. Силуанова на совещании 17.02.2012 в технопарке Новосибирского академгородка по теме «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – из выступления А. Г. Силуанова).
Статья 29 БК РФ.
Из выступления А. Г. Силуанова.
Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова.
«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ .
Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Хроника проекта
2019: «БАРС Груп» создает цифровой инструмент для контроля за исполнением национальных проектов
Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
2011: Проектирование системы
В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS , которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».
Цели создания системы
Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:
- достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
- доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
- сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
- сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
- доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
- обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
- доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.
Архитектура системы
В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
- бюджетное планирование;
- управление доходами;
- управление расходами;
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление денежными средствами;
- управление закупками;
- управление нефинансовыми активами;
- управление кадровыми ресурсами;
- бухгалтерский и управленческий учет;
- финансовый контроль.
При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.
Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:
- централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
- сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
- единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.
Управление созданием системы
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:
- Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления ;
- Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;
- Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;
- Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство , обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;
- Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.
План проекта
Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:
- Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 - 2012 годы);
- Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 - 2015 годы).
В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:
- организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
- организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».
На втором этапе:
Финансирование
На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб .
В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР . Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.
Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел », которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.
80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».
В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.
По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня» , опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.